Движение хиппи: ценности, главные принципы, история зарождения
Содержание:
- «Автоматические Удовлетворители»
- Наркотики
- Хиппи
- Перевод. «Make love, not war!»
- сленг русских хиппи
- Внешний вид хиппи
- История советских хиппи
- Идеология хиппи
- Панки
- Образ настоящего хиппи
- Ветер перемен
- Известные хиппи
- Подборки
- Неохиппи
- Главные «постулаты»
- Стиляги
- История развития неформальной педагогики
- Отличительные особенности хиппи
- Николай Головачёв о хиппи — нужна ли здесь такая ссылка?
- «Объект насмешек»
- Хиппи в современной России
«Автоматические Удовлетворители»
Принято считать, что «Автоматические Удовлетворители» («АУ») является первой панк-группой в СССР, а её лидер и основатель Андрей «Свин» Панов — первым панком. Именно панком, а не панк-рокером. Конечно, «Автоматические Удовлетворители»выпускали альбомы и даже гастролировала по стране, но Свин не ставил музыку на первое место. Для него главным был сам дух бунтарства и наплевательское отношение на окружающую действительность. Как и положено панкам, музыканты «Автоматических Удовлетворителей»не старались совершенствовать свои таланты и просто пытались играть слаженно, что у них, честно говоря, не всегда получалось. Однако песни Свина поражали в то время своей новизной и действовали магически на неокрепшие умы советской молодёжи, породив целую массу подражателей
Наркотики
Немаловажной частью жизни хиппи является употребление наркотических веществ, за счет употребления которых они подтверждают свое отречение от жизненных устоев обывателей, а также добиваются «расширения сознания». Многие сторонники движения считают, что наркотики помогают обрести духовное освобождение, открыть огромное поле для творческой деятельности
Но это всего лишь одна из точек зрения. Другие хиппи могут допускать употребление наркотиков, но не считают это чем-то возвышенным. В определенных коммунах «монастырского» характера употребление и распространение наркотиков были запрещены
Многие сторонники движения считают, что наркотики помогают обрести духовное освобождение, открыть огромное поле для творческой деятельности. Но это всего лишь одна из точек зрения. Другие хиппи могут допускать употребление наркотиков, но не считают это чем-то возвышенным. В определенных коммунах «монастырского» характера употребление и распространение наркотиков были запрещены.
Хиппи
Не все знали про хиппи, но их культура проникала во все уголки тогдашнего Союза.
Это движение было распостранено по всему миру и не оминула и нашу родину. Расцвет меломании, психоделии, лесных лагерей и «вписок» пришёлся на 70-80 года. Культура приобрела настолько огромные масштабы, что даже на Арбате можно было отыскать парочку студентов-битломано и уличных бардов.
Гардероб хиппи неизменно состоял из двух вещей:
1. Рубаха
Обычно, это были широкие и ярко раскрашенные рубахи. Особенно ценились рубахи пациентов психбольниц, их красили марганцовкой.
2. Брюки клёш
Резались по бокам и дополнялись вставками и риснуками.
Перевод. «Make love, not war!»
Вы уверены, что хорошо сказать: «Занимайтесь любовью, а не войной!»?
Я не интересуюсь этой субкультурой, поэтому не много про ней знаю.
И всё же, если я правильно понял выражение «make love», здесь имелся ввиду именно секс, так что говорить «заниматься любовью» в данном контексте не хорошо, потому что занимаются сексом, а не «любовью»; но многие, к сожалению, это не совсем понимают или не придают этому значения.
Но если я не прав, и здесь имелось ввиду высокое чувство, то лучше всё ж таки наверное заменить «занимайтесь» на какой-нибудь синоним (другой перевод make) «делайте» или «создавайте». А то люди, вроде меня, не правильно могут понять.
«Сейте», например, «порождайте»… У нас же богатый язык! =)
Как говорят учителя, «сею разумное, доброе, вечное».176.53.233.123 13:35, 15 января 2012 (UTC)
- Возможно, «»заниматься сексом» и есть более точный, лингвистически перевод, но в данном случае «занимайтесь любовью!» (в широком смысле) — наиболее общепринятый и распространнённый (со старейших времён) перевод для этого выражения на русском, так что.. Так что уж так :sorry: ) —Tpyvvikky 14:38, 17 января 2012 (UTC)
сленг русских хиппи
ыы, до чего же совково выглядит)) прямо старые добрые времена, мода на западные второсортные боевики и весь этот стиль а-ля перестройка и начинающий капитализм… так мило полагать сленгом дурацкую исковерканную адаптацию английских слов. сейчас скорее мода на азиатское, в частности из аниме можно много устоявшихся выражений почерпнуть. Анимешник с относительно большим стажем в принципе также «на японском» может заворачивать… Наверное лет через десять также дебильно будет смотреться) 212.192.251.101 00:23, 2 июня 2008 (UTC)
- И тем не менее, диалог вполне близкий к реальному. В качестве примера такой статье — совершенно подходящий. (Старый закоренелый хиппи и злой киберпанк Sergej Qkowlew 05:16, 3 июня 2008 (UTC) )
- Разумеется утрировано, но от реальности недалеко. Оставим. अहिंसा 05:45, 8 декабря 2008 (UTC)
Внешний вид хиппи
Эта часть жизни также является немаловажной в жизни любого хиппи. Различные украшения, длинные волосы, потертые джинсы – все это опознавательные знаки данной субкультуры
Хиппи скорее потратится на очередную фенечку, чем на пропитание.
Занимаясь поисками идеалов, представители движения обратились на Восток. Эта культура существенно повлияла на внешний облик хиппи. С тех пор их одежда пестрила этническими мотивами: разноцветными кафтанами, афганскими халатами, бусами с нитями в несколько рядов, самодельными вещичками, выполненными из лоскутков ткани.
Синие джинсы, не пользовавшиеся особой любовью общества, они украшали бахромой, картинками, кожей и бисером. «Хиппари» предпочитали ходить с босыми ногами и повязками на голове для длинных распущенных волос. Как гласит легенда, повязки служили им своеобразным оберегом от «крышесноса».
Мода хиппи позаимствовала многие аспекты «цыганского стиля»: цветастые юбки, платья с изысканно вышитыми корсажами, украшения в виде монеток. Живые цветы и натуральные материалы также считались довольно популярными.
«Ксивник» — небольшая нагрудная сумочка для документов – до сих пор встречается среди аксессуаров молодежного гардероба, хотя и предназначение ее давным-давно изменилось.
Довольно популярными считались плетенки из ниток макраме в виде «фенечек». Они имели свою символику: пожелание хорошего автостопа можно было передать с браслетом в черно-желтую полоску, признание в любви выражалось в дарении красно-желтого аксессуара.
История советских хиппи
Собратья американских представителей неординарной субкультуры были и в СССР, что является фактом. Яркое, несколько скандальное, непривычное строгому советскому социуму течение хиппи появилось в конце 60-х годов. Впервые они громко заявили о себе в 1967 году, в центре Москвы на Пушкинской площади, призывая выйти и присоединиться к маршу против войн и насилия. Интересно, что «костяк» советского хиппарского движения составляли представители элиты, дети так называемых выездных родителей. Молодые люди, одетые по американской моде, тусовались в людных местах, создавая целые коммуны. Многим, кто впервые слышал «хиппанутых», было сложно понять сленг, на котором они общались между собой. Употребление модных словечек на основе арго и английского языка стали главной «фишкой» в общении. Многие из них остались популярными и сегодня, например флэт, вписка, олдовый, герла, пипл, знаменитая битловская жизнеутверждающая фраза «Let It Be».
К хиппи относились такие популярные группы как Битлз
Взаимодействие политической номенклатуры в СССР и движения хиппи было сложным, противоречивым. Свобода слова, самовыражение были в то время, мягко говоря, не в почете, но это не мешало советским хиппарям тусоваться, одеваться на американский манер, слушать музыку в стиле рок-н-ролл, вести праздный образ жизни.
Хиппи в СССР
Одним из хипповых занятий являлось аскерство (от английского слова «ask» — просить) — выпрашивание денег у проходящих советских граждан. Это весьма опасным развлечением, так как преследовалось законом. Течение зародилось на заре периода «хрущевской оттепели», когда гайки в поведении уже были не столь закручены.Но учитывая дефицит модной одежды, музыкальных записей и других важных атрибутов хиппи, движение было немногочисленным. В отличие от раскованной и свободолюбивой Америки, хиппари в СССР ассоциировались скорее с бездельниками, аполитичными и бездарными личностями, всегда противопоставлялись «портрету настоящего советского гражданина».
Чем жили хиппи в советское время
Статьи в центральной прессе о представителях асоциальной и неформатной в то время субкультуры носили только негативный, критический характер.
Хиппи стали одним из самых значительных молодежных движений в мировом масштабе
Идеология хиппи
Идеология хиппи была проста: человек должен быть свободен, свободен от всех условностей. Но всё, к чему привела эта «свобода», – это всем известная беспорядочная свободная любовь, расширение сознания наркотиками, увлечение восточной философией и религией и активное ничегонеделание. По сути, всё, чем занимались хиппи, сводилось к прослушиванию музыки, употреблению наркоты, плакатам «make love not war» и сбору в коммуны, лагеря, в которых они существовали.
Коммуны чаще всего образовывались в небольших населенных пунктах, где можно было найти заброшенный дом, заселиться в него и вести хозяйство
Другим излюбленным местом жительства хиппи были фургоны и автобусы, на которых к тому же можно было путешествовать и, что не мало важно, раскрашивать их в яркие цвета, рисовать на них цветочки
Путешествовали хиппи, конечно же, в поисках свободы, а что может сделать тебя более свободным, чем отсутствие денег хотя бы на дорогу? Правильно – ничего, так в массы пришел автостоп. Вообще хиппи полагали, что работа – это оковы, от которых необходимо избавиться, и если кто-то из них и зарабатывал, то это были ремесленники, которые делали фенечки, сумки, браслеты и прочий hand-made.
«Отключи свой мозг, расслабься, плыви по течению, это не умирание, это не умирание останови свои мысли, отдайся пустоте, она свечение, она свечение…» The Beatles
Внешний вид хиппи известен каждому: длинные волосы (так они были ближе к природе, а некоторые индивидуумы даже полагали, что это антенны для связи с космическим разумом), повязка на голову, джинсы или джинсовые куртки и, конечно, фенечки, много фенечек, очень-очень много фенечек. Детьми цветов их прозвали за вплетенные в волосы цветы.
Панки
Подтяжки, шипы, общественный протест и ирокезы на сумасшедших головах — вот они, панки времен СССР.
Панковское движение зародилось в начале 80-х годов, как абсолютный бойкот системе и правилам. Представители неумело «списали» образ, начитавшись характерных статей в журналах «Международной панорамы». В виду отсутствия чёткого представления картины и родились абсурдные и местами невменяемые подростки, которые всеми силами доказывали свою уникальность.
Панки были асболютно идентичны и неповторимы, в зависимости от места их обитания. Так, например, северные панки — выходцы из хиппи движения, а панка из Таллина невозможно было отличить от лондонского.
«Ирокезы» вели паразитический образ жизни, чем очень гордились. Устраивали дикие сборища и под легким алкоголем развлекались, как могли. Когда упал железный занавес, их значительно поуменшилось: кто-то ушёл в другие субкультуры, кто-то взялся за голову. Но все, поголовно, вспоминают это время с улыбкой.
Образ настоящего хиппи
Не случайно первых представителей субкультуры именуют крестоносцами моды. Что это означает? Через манеру одеваться хиппи показывали всем окружающим, что мир не серый и однообразный, а яркий и многогранный. Эффект разорвавшейся бомбы мода хиппи произвела в Советском Союзе, где было не принято и даже вызывающе открыто отличаться от всех, подчеркивать индивидуальность через одежду.
Образ хиппи
Небольшой экскурс современникам, как выглядел настоящий хиппи:
Яркие и пестрые цвета преобладали в одежде. Этнические узоры, цветочные принты, эффект «ветхости» в виде ярких заплаток, рваных и потертых деталей.
Внешность хиппи всегда была узнаваема — свободная одежда с психоделическими узорами, рваные джинсы
Излюбленная одежда хиппи — расклешенные брюки или джинсы. Такой фасон считался «унисекс», надевали их как женщины, так и мужчины.
Наряды украшались бисером, вышивкой, бахромой и другими элементами декора. Чем оригинальнее был наряд, тем ярче человек выражал свою индивидуальность. Настоящему хиппи важен комфорт, поэтому свободные струящиеся силуэты, удобная обувь — главные предпочтения в одежде.
Яркую обувь с вышивкой,очень любили носить хиппи
Прическа. Тут важна естественность, принцип «чем проще, тем лучше». Как правило, женщины и мужчины носили длинные прически, волосы свободно распущены, специальные средства для укладки никогда не использовались, ее делал легкий ветерок.
Прическа в стиле хиппи
https://youtube.com/watch?v=p6Iiw1MyRUA
Из украшений использовались венки из полевых цветов и хайратники — ленты, перехватывающие вверху волосы. Образ мужчины хиппи несколько иисусоподобен: свободно спадающие волосы до плеч и борода.
Хиппи носили длинные волосы обвязанные лентой (зачем обрезать то, что дает природа)
Аксессуары. Фенечки, значки с призывными к миру лозунгами, всевозможные украшения в этно-стиле, вышитые кушаки, шляпы, вместительные сумки — все это идеально подчеркнет образ хиппи.
Неспроста хиппи называют крестоносцами моды:яркие очки,браслеты,серьги
Музыка. Субкультура многогранна, музыка — важная составляющая жизни хиппи. Они не только слушают ее, они умеют ее создавать. Знаменитые слеты, которые уже вошли в историю, состоялись именно на музыкальных фестивалях Вудствок, Rainbow Gathering, Монтерей и многих других. С течением неразрывно связанны такие музыканты, как The Doors, Pink Floyd, Джон Леннон и The Beatles, Дженис Джоплин и Джимми Хендрикс.
Звезды рок-н-ролла, такие как Джимми Хендрикс, появлялись на публике в цветастых костюмах всех сортов
В СССР хедлайнерами тематических фестивалей выступали группы Аквариум и первый советский хиппи Васин Коля.
Советский хиппи Васин Коля
Любовь к природе, сохранность экологии являлись важными составляющими, хиппи были уверены, что они в ответе за все живое на Земле.
Философия хиппи заслуживает внимания и в современном мире. Да, представителей субкультуры можно редко встретить на улицах, ведь Система духовных общин с годами прекратила свое существование. Однако поклонники движения все же остались, ведь «дети цветов» учат главному — жить в мире без войны, быть добрее и ценить любовь во всех ее проявлениях.
Ветер перемен
После Великой Отечественной войны население разоренной страны жило бедно, да и с ширпотребом было негусто: самыми массовыми видами
верхней одежды оставались фронтовая шинель и телогрейка или ватник. Стриглись мужчины коротко, в основном «под бокс», а женщины украшали головы шестимесячными химическими завивками. Зарубежные моды в СССР практически не попадали: железный занавес, опустившийся на страну с началом холодной войны, надежно оберегал население от «тлетворного влияния Запада».
Ситуация стала меняться с приходом к власти в СССР Никиты Хрущева. Он загорелся идеей мирного сосуществования государств с различными социально-экономическими системами. Выезды «делегаций трудящихся» за рубеж, хотя и под контролем КГБ и в основном в страны социалистического лагеря, перестали быть экстраординарными.
А в 1957 году в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, собравший 34 тысячи гостей из 131 страны мира. И вот тут москвичи увидели, что одеваться можно не только в черное и серое, но и в разноцветное — и это красиво. И можно иметь, как Ленский в «Евгении Онегине» Пушкина, «кудри черные до плеч» — и это совсем не безобразно. Пусть даже курчавостью волосяного покрова бог обделил.
Так началось в СССР робкое приобщение молодежи к широко распространенным на Западе веяниям. Стали набирать популярность джинсы и кеды, на частных вечеринках молодежь танцевала рок-н-ролл. Правда, обзавестись джинсами удавалось немногим, в широкую продажу они не поступали и на черном рынке стоили неимоверных денег. А рок-н-ролл записывался нелегально на «ребрах» -старых рентгеновских снимках.
Известные хиппи
Чарльз Мэнсон
Чарльз Мэнсон к хиппи имеет не больше отношения, чем Адольф Гитлер к арийцам
Стоит ли заострять внимание на этом инциденте? ==Maxim Razin(talk) 16:19, 4 ноября 2005 (UTC)
- Думаю нет. Статью я откатываю, т.к. я считаю это вандализмом схожим с тем, что производят в отношении статьи о Примакове и его возможных еврейских корнях.—A.I. 16:33, 4 ноября 2005 (UTC)
- Не согласен! О Чарлзе Мэнсоне упомянуть необходимо, чтобы раскрыть ещё одну причину снижения популярности движения хиппи в 1970-ых. Может, идеи Мэнсона и не имеет отношения к идеям хиппи, но общественность тогдашнего Запада полностью их отождествила: общины хиппи и образ их жизни сильно напоминали образ жизни «семьи», созданной Мэнсоном. Вот, к примеру, Роман Поланский, муж убитой Мэнсоном Шэрон Тейт, писал в автобиографической книге, что до убийства он считал хиппи просто лишёнными лицемерия и комплексов людьми, писал, что когда полицейский, расследовавший убийство, сказал ему, что подозревает некую хиппи-коммуну («семью» Мэнсона), то Поланский ответил ему, что тот просто не любит хиппи. После убийств Мэнсона отношение к хиппи резко переменилось. Так что будьте добры не удалять более моё упоминание о Мэнсоне! — Эта реплика добавлена участником 212.3.125.178 (о · в)
- Давайте вы сначала будете подписываться в обсуждении, а по максимуму — зарегистрируетесь. Формулировка в вашем предложении немного неверная. Никакого резкого изменения отношения не было. По-моему, стоит просто упомянуть, что пресса связала понятие хиппи и Мэнсона, что повлияло на общественное мнение. Isoliom 13:19, 2 июня 2006 (UTC)
- Я считаю, что Мэнсона надо убрать, поскольку упоминание его имени состоит не в контексте рассказа про субкультуру (или контркультуру — как угодно), где рассказывалось о том, что современники считали его «хипом», а стоит в одном списке людей, внёсших неоценимый вклад в культуру. Отсюда парадокс — с одной стороны в статье говорится о том, что он убийца, и далее в этой же статье он находится в списке «знаменитых хиппи». Но как может убийца быть хиппи? Никак, поскольку человека, совершившего подобные Мэнсону дела, никак нельзя отнести к субкультуре, исповедующей совсем иные философские идеи, или, если угодно, использующей другой подход к реализации на практике этих идей. Ещё раз подчеркну: если оставить Мэнсона в списке «знаменитых хиппи», это будет способствовать закреплению репутации Википедии, как об энциклопедии, открыто публикующей заведомо ложные, вступающие в противоречие сами с собой факты, которые без особого труда способен увидеть любой человек, умеющий логически рассуждать. —Alvin 22:17, 20 июля 2009 (UTC)
- Давайте вы сначала будете подписываться в обсуждении, а по максимуму — зарегистрируетесь. Формулировка в вашем предложении немного неверная. Никакого резкого изменения отношения не было. По-моему, стоит просто упомянуть, что пресса связала понятие хиппи и Мэнсона, что повлияло на общественное мнение. Isoliom 13:19, 2 июня 2006 (UTC)
- Не согласен! О Чарлзе Мэнсоне упомянуть необходимо, чтобы раскрыть ещё одну причину снижения популярности движения хиппи в 1970-ых. Может, идеи Мэнсона и не имеет отношения к идеям хиппи, но общественность тогдашнего Запада полностью их отождествила: общины хиппи и образ их жизни сильно напоминали образ жизни «семьи», созданной Мэнсоном. Вот, к примеру, Роман Поланский, муж убитой Мэнсоном Шэрон Тейт, писал в автобиографической книге, что до убийства он считал хиппи просто лишёнными лицемерия и комплексов людьми, писал, что когда полицейский, расследовавший убийство, сказал ему, что подозревает некую хиппи-коммуну («семью» Мэнсона), то Поланский ответил ему, что тот просто не любит хиппи. После убийств Мэнсона отношение к хиппи резко переменилось. Так что будьте добры не удалять более моё упоминание о Мэнсоне! — Эта реплика добавлена участником 212.3.125.178 (о · в)
Прэнкстерс, Мерри
Прэнкстерс, Мерри — это было здорово! Ken Keasey and The Merry Pranksters — вот как это называлось. Ну и Чарльза Мэнсона тоже вынес. Miassoedov 15:41, 15 января 2006 (UTC)
Подборки
Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»
Неохиппи
Вероятно, авторитетных источников по этой теме нет. Чего мы тут вообще сказать можем?
- Видимо хиппизм непосредственно связан с данным историческим периодом. Период кончился — хиппи кончились. Несмотря на Семью Радуги и подобных, тк по возвращению в «вавилон» большинство Радужного пипла хипями быть перестаёт. Вот нео хиппи следовало бы назвать людей, которые сохранили то время в душе, наплевав на календари (так сказал какой-то олдовый чел на хипповом сейшне арт-группы Фризия). Часть из них обитает вокруг Семьи, часть укоренилась по арт-группам и ТО, которые что-то там тоже пытаются делать, но либо не столь успешно и массово, либо просто не заморачиваясь — сами себе…
- С другой стороны хиппизм непосредственно связан с психоделическим роком, который тоже в принципе закончился. Ему на смену пришла электронная психоделическая музыка, например, транс и тд. Однако вроде культурообразующим современного околохиппового движения такая музыка не стала. (трансеры слишком деструктивны для хипей, по мнению хипей по крайней мере)
Ещё чего? अहिंसा 05:40, 8 декабря 2008 (UTC)
Главные «постулаты»
Движение хиппи приветствовало естественность во всем. Призыв вернуться к истокам человечества словно говорил людям о том, что цивилизация зашла в тупик, и единственным спасением для людей будет вспомнить о своих корнях, слиться с природой воедино.
Символ движения хиппи — цветок – выражает протест против военных действий и различных неравенств, помимо этого олицетворял собой молодежь и естественность.
На первый план субкультура стала красоту мира, радость, обилие чувственности. Однако и негативные последствия имели место быть: чрезмерная распущенность взглядов привела молодое поколение к пьянству, наркотической зависимости и беспорядочным половым отношениям. «Сексуальная революция», как считают некоторые, является детищем данной субкультуры.
«Дети цветов» отрицают временные рамки. Календарь, часы – чуждые для них элементы цивилизации, навязывающие свой порядок настоящему «живому» миру.
Как писал в свое время известный журналист той эпохи, Хантер Томпсон, создавалось ощущение того, что все вокруг стремилось к добру, что внутренняя энергия добродушных ребят из движения хиппи была способна прекратить злодеяния, что окружали их повсюду.
Стиляги
« Разодетый на иностранный манер» невежественный и тщеславный молодой человек, гордый своим нелепым пестрым нарядом и навыками в зарубежных танцах. » — цитата из очерка журнала «Крокодил»
Как и панки, эта культура появилась под влиянием запада в конце 40-х. «Типичный» стиляга был модно и броско одет, циничен и аполитичен во взглядах, особенно к правительству и тоталитарной системе.
Изначально гардероб стиляг состоял из цветных гавайский рубашек, мешковатых костюмов, свитеров с оленями, высоких ботинок с острым носком, которые в последствии сменились на узкие туфли и ярких галстуков. Позже, они начали надевать узкие брюки, которые были редки и удивительно выглядели в советское время, галстуки-селедки и джинсы. Как и все субкультуры того времени, они жестко презирались и обсуждались на комсомоле. Вели себя достаточно тихо, вот только частенько язвили и отпускали шуточки про политических деятелей. Зажиточная молодежь покупала одежду фарцовщиков и ценила предметы роскоши из Запада — портсигары, игральные карты и зажигалки.
Как и панки, эта субкультура — лишь пародийный аналог западной молодёжи, которую стиляги неумело копировали.
История развития неформальной педагогики
В современном обществе впервые такая группа подростков была организована в 1900 году писателем-натуралистом Эрнестом Сетоном-Томпсоном для игры в индейцев. Вскоре полковник Баден-Пауэлл в Англии создал движение скаутов, которое в первые годы своего существования было классическим проявлением неформальной педагогики.
В СССР неформальная педагогика была противопоставлена формализованной школьной. Разница была в том, что школьная педагогика применялась принудительно (ходить в школу ребенок обязан), а внешкольные занятия были добровольными. Неформальная педагогика смогла распространиться и достигнуть небывалого размаха в СССР благодаря созданию сети домов и дворцов пионеров, где не взималась плата за участие, а государственные чиновники только формально контролировали занятия, в основном считая детей по головам.
При этом количество бесплатных кружков, клубов и секций превосходило количество желающих там заниматься детей. Это породило своеобразную конкуренцию между педагогами, в результате которой не возникла обычная для советского государства синекура – возможность получать зарплату ничего не делая. Благодаря конкуренции в домах и дворцах пионеров оставались только талантливые и увлеченные люди, все остальные вынуждены были уйти, так как не могли поддерживать необходимое «поголовье» детей.
Направления неформальной педагогики в СССР
Наиболее широким по охвату направлением стал детский туризм.
Дети в турпоходе
В 1940 году Нарком просвещения РСФСР издал приказ «О детском туризме». При школах создавались клубы юных туристов. Как заявил нарком просвещения Потемкин на коллегии Наркомпроса, детский туризм и экскурсии — это такой вид учебно-воспитательной работы, в который должны быть вовлечены все учащиеся.Туризм и экскурсии преследуют прежде всего общеобразовательные задачи и в самой своей организации несут элементы физической закалки и подготовки будущего бойца.
Только за 1940 г. в походы вышли больше 260 тысяч школьников. В послевоенные и начале 50-х годов детский туризм стал массовым. Благодаря энтузиастам этого движения были введены туристические нормативы на каждый школьный класс (два похода в год, один из походов с ночевкой), на каждую школу (участие в районном туристическом слете-соревновании), на каждый район (участие команды от школы и команды от районного дома (дворца) пионеров в городских туристических соревнованиях). В каждом районе при доме (дворце) пионеров существовала должность туристического организатора района. Работой в городе руководила Станция юных туристов (СЮТУР), при которой существовала на общественных началах Маршрутно-квалификационная комиссия.
Кроме туризма широкое развитие получило коммунарское движение, которое проводило коммунарские лагеря и сборы. Активисты коммунарского движения рассматривали себя как альтернативу деградировавшей за счет всеобщей обязательности пионерской организации. Коммунарское движение создало сложные структуры управления – отряды, советы, объединения, использовало форму и звания.
Хотя пионерское движение стало формальным, как неформальные коллективы функционировали пионерские штабы, куда собирали наиболее активных ребят из школьных дружин.
Вне конкретной системы существовали многие мощные неформальные объединения детей, такие, как детская флотилия «Каравелла» под руководством писателя Владислава Крапивина, «Тропа – солнечная сторона» под руководством барда Юрия Устинова, детский клуб самодеятельной песни под руководством поэта-песенника Владимира Ланцберга, многочисленные военно-поисковые отряды.
Отличительные особенности хиппи
Девушки и парни из этого движения называли свои длинные волосы «хайером» и увлекались рок-н-роллом, медитациями, путешествиями автостопом, восточной мистикой, жили преимущественно в коммунах и любили вплетать в свои локоны цветы – символ мира. Именно такой образ жизни характеризует «детей цветов».
Представители субкультуры отказываются от любых вещей, условий, что предлагает им мир «несвободы», а именно: работы по найму, общественных догм и морали, правил и структуры. Ведь свобода и независимость – главный критерий качественной жизни для настоящих хиппи. Движение хиппи в СССР имело меньшие масштабы и с трудом прорывалось сквозь закостенелые взгляды советских людей. Хиппи считались беспризорниками и никчемными представителями общества.
Как упоминалось ранее, живут «дети цветов» в коммунах, которые позволяют единомышленникам собираться вместе и делиться идеями, а также предоставляют широкое поле для творческой деятельности. Многие коммуны отличались строгими кодексами, запрещавшими курить, пить и употреблять наркотики. В таких «монастырях» продвигались идеи братства и всеобщей любви.
Главные правила взаимодействия с другими выражались в следующем: «занимайся своим делом», «не суетись», «не мешай жить другим», «делись с другими».
В таком коллективе каждый человек является полноценным и имеет право на самосовершенствование, свое мнение и интересы. Для любого хиппи является законом чтить интересы другого, как свои собственные, считать свое достояние достоянием целого коллектива, делиться всем, что у него есть.
Николай Головачёв о хиппи — нужна ли здесь такая ссылка?
- можете ли примерно указать (если вникали) процентное соотношение там «научной работы» и «собственных «мистических соображений», «конспирологии»» ? —Tpyvvikky 09:01, 7 марта 2013 (UTC)
- Примерно поровну того и другого. Некоторые фразы явно ложные, например, в самом начале: «Несмотря на первичность института семьи, важнейшая роль в традиционной культуре отводится церкви. Молодежная субкультура хиппи должна была создана для замены протестантской церкви в процессе воспитания молодежи. При этом планировалось перейти от структурного метода управления к бесструктурному методу». Во-первых, традиций разных не меньше, чем племён и народов; не всякая традиционная культура включает в себя церковь — не все же народы христианские. Второе утверждение ничем не подтверждается. Третье — похоже, из маргинальной теории «Концепция общественной безопасности» — насчёт структурного и бесструктурного управления. И вот ещё: «второй базовый символ — Пацифик («лапка») — символ мира. Логотип Организации ядерного разоружения, используемый и для антивоенных демонстраций можно истолковать совсем иначе. Так как он очень напоминает сломанный крест и символизирует собой разрушение христианского сознания и мировоззрения». Вот ещё: «Коммунистическая субкультура зародилась в Лондоне. В нем жили и работали два агента британского влияния немецкого происхождения и русофоба, основатели ее культурного ядра – Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Личность создателя, то есть Маркса была крайне противоречива. Он будучи революционером ненавидел все монархии мира, но боготворил британскую, будучи атеистом, тайно возжигал, в ночное время, свечи. Правда, по словам очевидцев, огонь их был почему-то черным и очень напоминал адское пламя». Кроме чёрного огня в свечах Маркса, там ещё и подъём здания Пентагона на 10 футов с помощью мантры «Ом». И наконец: «субкультура хиппи в виде своей оболочки и сердцевины легко прошла сквозь пресловутый «железный занавес» и только получив отпор со стороны православных традиций народа, она не развалила СССР еще во времена Брежнева». Блеск! Оказывается, только благодаря отпору православных христиан хиппи не смогли развалить Союз ещё при Брежневе! Хотя и те, и другие тогда были маргинальными социальными группами, мало на что в государстве влияющими. Александр Румега 14:56, 7 марта 2013 (UTC)
- чрт. с одной стороны намешано конечно всякой …ни много-// но с другой — немного таких источников которые бы столь подробно описывали сабж.. Даж не знаю-/ но наверное скорее за Удалить (не будешь же тут писать рецензию-предупреждение мол «граждане, там интересно конечно но много фигни»)) ..может закомментить для начала? —Tpyvvikky 15:18, 7 марта 2013 (UTC)
- ..кто есть сей Николай Головачев вообще? некий самопальный исследователь из Дн-ска? как понимаю —Tpyvvikky 15:21, 7 марта 2013 (UTC)
«Объект насмешек»
Тяжело отнести к панк-року группу, музыканты которой умеют играть на своих инструментах. Но ради «Объект насмешек» можно сделать исключение. Их песни-протесты являются чистейшим панком, даже если учесть то, что исполнены они профессионально и вполне качественно. Альбомы «Объект насмешек» — это всегда задорно, живенько и, как говорится, на злобу дня. Правда, до современной молодёжи вряд ли дойдёт смысл их песен. Это потому, что ей уже никогда не понять, кто такие люберы, зачем был нужен комсомольский билет и что такое гласность. Однако это вовсе не значит, что «Объект насмешек» можно сбросить со счетов и вычеркнуть из списка. Ведь недаром говорят, что история повторяется. И кто знает, может быть в скором времени песни группы снова обретут новую жизнь.
Хиппи в современной России
Очень важным элементом, который сохраняет связь людей внутри самой субкультуры, являются традиционные сходки хиппи. Самая крупная в России сходка — «Российская Радуга». Возникла она в начале девяностых. На Украине аналогичные неформалы собираются вблизи водопада Шепіт, что в Карпатах.
К настоящему моменту тусовки хиппи на улицах уже не имеют того значения, какое они имели в период расцвета движения. Сейчас они являются по большей мере пристанищем для совсем молодых хиппи. При этом, они сильно разбавлены многочисленными представителями остальных субкультур, среди которых — готы, эмо, байкеры и прочие. Сейчас жизнь современных хиппи сосредоточена вокруг узкого круга друзей, небольших кафешек и клубов, где они обычно встречаются вместе. Кроме того, большое значение в субкультуре хиппи получили интернет-сообщества, среди которых особняком выделяется «Живой Журнал». Перемещение культуры хиппи в сеть породило еще одно явление — киберхиппи.
Идеи и символика хиппи легла в основу многих других субкультур на территории России. Например, это касается сленга, манеры носить фенечки и прочее. Так, ролевики переняли традицию носить фенечки, они придали им абсолютно иное значение. Сленг также используется ролевиками в качестве отдельных терминов. Кроме того, в субкультурах прижился термин «хипповать», полностью сохранивший свой смысл.