Спинакер

Последовательность действий при снятии спинакера.

-Чтобы спинакер не намотался на штаг, поднимите геную с подветренной стороны.

-Положите яхту на курс полный бакштаг.

-Убедитесь, что оттяжка спинакер-гика набита. Потравите брас так, чтобы спинакер-гик почти касался фор-штага.

-Выберите шкот. Теперь спинакер находится в ветровой тени грота и генуи и практически обезветрен.

-Отсоедините спинакер от браса. В случае необходимости опустите спинакер-гик, чтобы можно было дотянуться до тросика карабина (А).

-Быстро втяните шкотовый угол за шкот под грота-гик и соберите парус вдоль нижней шкаторины.

-Потравите фал и втяните спинакер в люк. Травите фал с такой же скоростью, с какой собираете парус. Не травите фал слишком быстро, так как парус может оказаться в воде.

-Аккуратно и правильно уложите спинакер в кису, чтобы он был готов к следующему подъему.

Никогда не растравливайте фал раньше, чем отсоедините спинакер от браса и шкотовый будет готов втянуть парус на борт. Держите шкот по возможности ближе к шкотовому углу и собирайте парус длинными движениями вдоль шкаторины.

В яхтинге существуют и другие способы снятия спинакера, но этот является самым безопасным для крейсерских яхт. Пользуясь этим способом, можно снять спинакер, даже если ветер с траверза.

Если спинакер наполнен, то брас, естественно, туго натянут. Как следствие, есть опасность, что в момент отсоединения паруса от браса, спинакер-гик может резко отскочить в наветренную сторону. Чтобы не получить травму, отсоединяйте брас, находясь только с подветренной стороны спинакер-гика или ниже его!

Если что-то пошло не так и спинакер оказался в воде — полностью растравите фал. Не забудьте развязать стопорный узел на фале, чтобы фал полностью вышел из мачты и ушел за борт, иначе парус заработает как «плавучий якорь». Не упустите при этом шкот! Возможно, придется замедлить ход яхты, приведясь к ветру, чтобы вытащить парус из воды.

Смена галса

Когда ветер слабый, спинакер на курсе фордевинд может не заполняться ветром и не стоять. В этих случаях желательно поменять галс. Если и это не заставляет парус работать, то следует взять курс бакштаг. Путь яхты удлиняется, но выигрыш возможен за счет увеличения скорости яхты, поскольку на этом курсе спинакер меньше загораживается гротом и работает даже на слабом ветре. На курсе бакштаг регулировкой браса и шкота устанавливают спинакер-гик в положение, промежуточное между наветренным вантом и штагом.

Смену галса при несении спинакера проводят методом фордевинд. При этом необходимы четкие согласованные действия почти всей команды – рулевого и матросов, управляющих спинакером и гротом. В этом случае удается сменить галс без рывков, не теряя наполненности ветром спинакера и, следовательно, без потери скорости. Но такой результат достижим только путем многократных тренировок членов команды под руководством опытного шкипера.

Смену галса оверштаг при несении спинакера не производят.

gennaker

gennaker был вокруг в течение нескольких десятилетий теперь, и как имя предполагает, это — гибрид между Генуей и асимметричным спинакером. Фирменный знак Северных Парусов, gennaker начался как крейсерский парус, основанный на спинакерах Кода 0, используемых на мчащихся лодках. Gennakers и подобные варианты кода 0, предлагаемые другими производителями, еще более крупные, чем genoas (200%-е наложения весьма распространены), и у них есть намного больший изгиб для создания больших сумм лифта, достигая. Сокращенный квартирой gennakers может быть эффективным для углов всего 60–70 градусов. Спинакеры выступают намного лучше, бегая, потому что главный парус блокирует ветер gennaker выше 135–150 градусов.

Генакер с чулком.

В современном яхтинге для облегчения постановки и снятия генакера часто используют чулок( чехол в виде рукава).

Предварительно необходимо загрузить парус в чулок . При первом использовании чулка делать это рекомендуется на берегу. Убедитесь, что парус и чулок нигде не перекручены. Проверьте парус, проведя руками по подшивкам вдоль задней и передней шкаторин. Прикрепите шкоты и заведите их как было указано выше.

Прикрепите фал и поднимите чулок с парусом. Потяните вниз управляющий линь чулка. Чулок приподнимется, позволив начать настройку. Это заставит парус наполняться и сдвигать чулок дальше к топу мачты. Постарайтесь делать это быстро и плавно.

Подъем генакера при яхтинге на бакштаге производится проще всего. Если шли другим курсом, встаньте в бакштаг и продолжайте тянуть контрольный линь, чтобы поднять чулок. Если идете в фордевинд, парус может закрутиться вокруг штага и превратиться в бесформенную кипу парусины. С другой стороны, если идете в галфвинд или полный бейдевинд, он может наполниться прежде, чем будет добран или прежде, чем экипаж будет к этому готов. Можете недосчитаться одного матроса на носу.

С полностью поднятым чулком и наполненным парусом, туго натяните управляющий линь чулка, и закрепите его.

При снятии генакера с чулком выполните все в обратной последовательности. Найдите кису и подготовьте ее для приема паруса. Снимите со стопора управляющий линь чулка и убедитесь, что яхта идет в бакштаг. Потравите натянутый шкот до траверза мачты; если галс регулируемый, то его ослабление сделает процедуру уборки генакера более гладкой. Весьма желательно в яхтинге, чтобы на уборке и постановке работало не менее двух человек. Стяните на парус чулок и травите фал, позволяя ему опускаться в мешок.

Чем сильнее ветер, тем важнее в яхтинге уменьшить давление шкота на генакер до натягивания чулка. Фал и галс остаются в нормальном положении. Попробуйте потравить шкот на несколько футов, пока парус не начнет заполаскивать. Не отдавайте шкот полностью. Когда генакер начнет полоскаться после стравливания шкота, рулевой должен увалиться до угла, при котором ветер идет с наветренного угла транца – угол вымпельного ветра примерно 160 градусов. Это должно закрыть генакер гротом так, чтобы на нем осталось лишь очень небольшое давление

Когда увалились достаточно далеко, рулевому важно следить, чтобы генакер не начал оборачиваться вокруг штага, прежде чем стянете чулок вниз. Если парус будет выдуваться через передний треугольник, рулевой должен слегка привестись, чтобы создать поток воздуха через передний треугольник, который отнесет генакер к подветренному борту яхты

Как парус для слабого ветра на крейсерских яхтах генакер в яхтинге почти полностью вытеснил спинакер. Причиной тому является простота работы с ним. Спинакер-гик, топенант, оттяжка – даже оттяжка Барбера больше не нужны, парус обслуживается всего парой шкотов.

Актуальными становятся и устройства для закрутки генакера. С их помощью он закручивается вокруг отдельного штага и может ставиться и убираться в свернутом состоянии. Если внутри маловато места, парус в свернутом состоянии может оставаться на своем месте вплоть до прихода в порт.

Еще одним преимуществом генакера в яхтинге является его более широкий спектр применения. Смесь генуи и спинакера, ставшая базой для появления генакера, в своих ранних вариантах слабо подходила для полных курсов. Полотно паруса сильно затенялось гротом и теряло свою эффективность. В этих случаях спинакер был предпочтительнее, поскольку имел лучшие качества на этих курсах. Однако новые покрои генакера дали ему возможность выходить из-под грота на ветер, эффективно улавливая его.

Поэтому на нормальных водоизмещающих яхтах достаточно крепить галсовый угол на якорное устройство, главное, чтобы форштаг не мешал работе паруса.

Хотя в современном яхтинге генакеры хорошо ведут себя на полных курсах, при слабом ветре получила популярность техника несения генакера на бабочке: при помощи спинакер-гика генакер несется на борту, противоположном гроту. Поскольку нижняя шкаторина довольно длинная, необходимо применять телескопический спинакер-гик или выстрел. В этом случае грот совсем не затеняет генакер.

Яхтинг под генакером доставляет очень большое удовольствие. Нужно только разок попробовать поставить его, пользуясь закруткой или постановкой из чулка.

Настройка спинакера при управлении яхтой.

Настройка спинакера, а следовательно, его устойчивость и тяга, в большой степени зависит от натяжения наветренной шкаторины, которое в зависимости от силы ветра и курса судна регулируется подтравливанием фала и вертикальным перемещением наружного конца спинакер-гика. Оптимальное натяжение шкаторины зависит от формы спинакера и может быть определено в яхтинге только опытным путем. При малейших заходах или изменениях силы ветра настройка спинакера корректируется; только при этом условии управление яхтой под спинакером возможно с наибольшей эффективностью.

В легкий ветер, при волнении потравите брас, установив спинакер-гик под большим, чем 90°, углом к вымпельному ветру. Ослабив шкот, направьте усилия паруса вперед. Глубина, увеличившаяся в нижней части паруса, увеличит тягу, помогающую преодолевать волны, Если переместить оттяжкой Барбера точку проводки шкота вперед, то спинакер на волнении будет более устойчивым.

В яхтинге в сильный ветер управление яхтой сложно. Для избежания брочинга не допускайте рысканья лодки .

Бакштаг (ветер с раковины):
-Опустите спинакер-гик и подберите брас, чтобы стабилизировать переднюю шкаторину спинакера.
-Переместите точку проводки шкота вперед, установив оттяжку Барбера, и выберите немного шкот. Это уплостит спинакер и прекратит его колебания с борта на борт, заставляющие лодку рыскать при большом волнении.

На фордевинде :
Действуйте как в бакштаг, но ослабьте брас так, чтобы лодка не кренилась к наветренному борту. Такой крен может вызвать самопроизвольный поворот в подветренную сторону.

Следуя курсом фордевинд, необходимо как можно сильнее травить шкот и выбирать брас так, чтобы спинакер-гик был направлен практически по одной линии с направлением грота-гика. В таком положении спинакер выходит из-за грота и лучше работает. Признаком хорошей работы паруса в управлении яхтой является то, что он уходит далеко вперед и становится пузатым. В таком положении яхта набирает хорошую скорость. Показателем в яхтинге того, что выбирать брас больше нельзя, является заваливание наветренной шкаторины спинакера и ухудшение его пузатости. С другой стороны, если перебран шкот, то подветренный край паруса слишком близко подходит к гроту, стекающий с него воздух мешает работе грота, который заполаскивается, что вынуждает подбирать гика-шкот. В результате скорость яхты снижается.

Чтобы избежать в яхтинге рысканья лодки при усилении ветра, тяга спинакера должна быть направлена практически прямо. Направление усилия паруса можно увидеть, посмотрев на блок спинакер- фала на мачте. Если спинакер-фал сильно отклонен от ДП — парус настроен неправильно. Однако, непрерывно смотреть вверх неудобно. Для управления парусной яхтой действуйте так — если лодка начинает подворачивать в наветренную сторону, немного подберите шкот. Если начинается поворот в подветренную сторону — ослабьте шкот . Рулевой должен внимательно следить за поведением яхты и немного подворачивать в сторону крена, выравнивая ее.

Комментарии.

Геннадий Шараев.

Гонщик с многолетним опытом, Мастер спорта международного класса, тренер гоночной команды, судья, ампайер России.

Для предотвращения раскачивания яхты под спинакером в штормовую погоду необходимо «зажать» спинакер. Для этого более обычного подбираются наветренный и подветренный брасы и добирается подветренная брасоловка. Спинакер уплощается, прижимается к штагу и не болтается из стороны в сторону. Грот при этом не перетравливать и добить оттяжку гика. Геную в качестве спинакера не носил ни разу. Думаю, что все-таки она предназначена для других целей. Мне кажется, что показанная на фото генуя более эффективно будет работать в штатном режиме. Если не нести спинакер, то для предотвращения отваливания верхушки генуи на полном курсе (круче фордевинда) надо завести стаксельшкот через временный блок, закрепленный на самом широком месте яхты. Полностью так геную, конечно, не закроешь, но это стабильно и не надо мучаться с описанными проводками фалов, брасов и поворотами фордевинд.

Погода, при которой можно задуматься о несении геную в качестве штормового спинакера показана на этом видео:

Аренда яхт
Регаты и круизы

Влияние формы основных парусов на движение яхты.

Иногда вибрирует задняя шкаторина паруса. Если основной парус имеет булинь, булинь натягивают, пока вибрация не прекратится. Натяжение булиня может загнуть заднюю шкаторину крючком в наветренную сторону . Ни вибрация, ни изгиб крючком задней шкаторины не оказывают серьезного влияния на работу паруса, однако второй вариант менее раздражителен для яхтсменов и защищает основной парус от износа.
Большие генуи, кроме обычного булиня в задней шкаторине, нередко имеют булинь и в нижней. Натягивайте булинь, пока не прекратится вибрация шкаторины.

Изменение формы основных парусов по сути аналогично переключению передачи в автомобиле. Первая передача используется, когда требуется полная мощность движителя для разгона или преодоления высоких волн. Если нужна тяга больше, чем острота курса — используйте глубокие паруса с большим твистом. Такая форма основного паруса применяется в гонке для разгона после смены галса на лавировке, а также при большом волнении и переменном ветре.

-Глубокие паруса с большим твистом и круглым входом;
-Широкий курсовой сектор, максимальная тяга, полнее к ветру;

Вторая передача используется, когда ветер усиливается, а состояние моря остается прежним. Можно увеличить скорость яхты и пойти острее к ветру. Шкоты выбирают туже, основные паруса уплощают, но вход оставляют круглым, чтобы сохранить относительно широкий курсовой сектор.

-Уплощенные паруса, шкоты выбраны туже, вход круглый;
-Тяга и острота средние, курсовой сектор немного сужен;

3-я передача используется в идеальных условиях — в средний ветер на гладкой воде. В такой ситуации можно идти максимально круто к ветру, сохраняя хорошую скорость. Основные паруса сильно уплощены, шкоты выбраны втугую. Вход стакселя сделан плоским (фор-штаг набит), а «пузо» у стакселя и у грота смещено назад. Максимальная острота курса при меньшей тяге, узкий курсовой сектор.

Высокая передача используется также, если в сильный ветер не хотите брать рифы. В этом случае увеличиваете твист парусов и немного ослабляете шкоты, чтобы частично обезветрить основные паруса (уменьшить силу тяги и крен).

Конечно вышесказанное, это упрощённая схема, дающая общие рекомендации по настройке основных парусов в яхтинге. На сильном ветру хорошо иметь более плоские паруса. С другой стороны, на сильной волне хорошо бы нести полные паруса с круглым входом. Но сильное волнение – это почти всегда сильный ветер. И как быть в этом случае? Правильный ответ заключается в поиске грамотного компромисса , выбора оптимальной формы основных парусов и величины щели между ними с учётом всего того, о чём было сказано выше.

Поскольку грот и стаксель работают в воздушном потоке как единая аэродинамическая поверхность, то и настраивать их требуется совместно. Но лучше сначала настроить геную, чтобы добиться хорошего хода яхты, и только после этого подстраивать грот и щель , чтобы обеспечить хороший баланс руля и равномерный ветровой поток между основными парусами.

По материалам книги "Настройка парусов и такелажа" Ивар Дедекам

Определение

Термин Кливер является общим обозначением для любого ассортимента headsails. Термин Генуя (или genny) относится к типу кливера, который больше, чем 100% foretriangle, который является треугольной областью, сформированной пунктом, в котором пребывание пересекает мачту, и палубу или бушприт и линию, где мачта пересекает палубу в рельсе. В разговорной речи термин иногда используется наравне с кливером. Рабочий кливер не больше, чем 100% foretriangle. Генуя больше с пиявкой, идущей мимо мачты и накладывающейся на грот. Чтобы максимизировать область паруса, нога паруса вообще параллельна и очень близко к палубе когда близко буксируемый.

Genoas категоризированы процентом, представляющим их область относительно 100% foretriangle. Парус, мчащийся классы часто, определяет предел генуэзскому размеру. Genoas классифицированы их размером; современная Генуя номер 1, как правило, составляла бы приблизительно 155%, но исторически номер 1 genoas был столь же большим как 180%. Номер 2 genoas обычно находится в диапазоне 125%-140%. Рабочие кливера также определены той же самой мерой, как правило 100% или меньшим количеством foretriangle. Под Исполнительным Препятствием, Мчащимся Быстроходные правила, большинству лодок позволяют 155% genoas без штрафа.

Спинакер где устанавливают?

Этот легкий парус дает хороший эффект на полных курсах от фордевинда до галфвинда. При выходе из мест стоянки обычно используют только основные паруса — грот и стаксель. Спинакер же ставят в большинстве случаев на ходу яхты для достижения максимальной скорости при переходе с острого на полный курс или уже при следовании полным курсом. Площадь этого паруса сравнима или превышает обмерную площадь штатных парусов яхты. Поэтому и благодаря жестким условиям его постановки на полном ходу постановка спинакера – дело рискованное. Недаром матрос, участвующий в данном процессе, должен быть одет в спасательный жилет и быть обвязан страховочным концом.

Постановка и уборка спинакера в чулок.

Возможна в яхтинге постановка и уборка спинакера в «чулке». Способ наиболее удобен для крейсерских походов, особенно для семейных экипажей. Для гоночных яхт практически не используется, т.к. постановка и уборка паруса с использованием чулка требует несколько большего времени.

Преимущество же чулка перед «гоночной» постановкой в том, что его применение не требует слаженной работы, в процессе постановки-уборки парус не полощет, нет опасности упустить его за борт. Кроме того, парус может быть легко и полностью обезветрен без уборки, что удобно, например, при проведении каких-либо маневров, поворота, положения в дрейф и т.п. Конструкция чулка , применяемого в яхтинге, бывает разной , но принцип действия у всех похожий. Ниже для ясности приводится один из вариантов.

На фаловый угол спинакера или генакера постоянно закрепляется проставка из достаточно жесткого синтетического троса диаметром 8 мм и длиной 250-300 мм с огоном и коушем на свободном конце (см. рисунок).

Сам чулок представляет собой трубу из тонкой ткани (можно из той же спинакерной) диаметром 200-250мм и длиной, равной расстоянию между фаловым и галсовым углами паруса. В один торец трубы заделано кольцо того же диаметра. Кольцо может быть из любого материала, главное, чтобы оно не имело какого-либо острого края или стыка.
К кольцу привязана одним концом веревочка диаметром 3-4мм (обозначена на рисунке красным цветом), которая пропускается внутри чулка в кипу, затем снизу-вверх через блок и по наружной стороне чулка обратно к кольцу, в то же место. Длина полученной петли делается несколько больше длины чулка.

Постановка паруса в яхтинге практически очевидна. Закрепляется на место галсовый угол, чулок с парусом внутри поднимается фалом. Затем к шкотовому углу крепится шкот (шкоты) и чулок стягивается вверх по парусу соответствующей ветвью петли. Парус раскрывается, петля закрепляется за утку или другую «дельную вещь», а «сморщенный» чулок остается висеть на проставке.

Уборка паруса производится в обратной последовательности. Освобождаете петлю, потравливаете шкот и «гасите» парус, натягивая на него чулок. Фалом кладете чулок на палубу. Хранить парус можно прямо в чулке, скатав его в нужный размер.

Первый способ постановки спинакера

Итак, спинакер где устанавливают? Первый способ — от штага. Сначала выносят мешок со сложенным парусом на бак перед штагом и закрепляют его на палубе. Потом крепят фал, брас и шкот за соответствующие углы паруса, торчащие из мешка. Следят, чтобы эти элементы крепежа не запутались с другими снастями. Один из ноков спинакер-гика посредством оковки «клюва» прикрепляют к бугелю на мачте и выстреливают с наветренной стороны впереди вант. К другому ноку гика крепят брас или кренгельс галсового угла паруса с закрепленным в его клюве брасом. Если есть оттяжка и топенант, то их тоже крепят к спинакер-гику. После этой подготовки по команде «Ставить спинакер!» один матрос быстро выбирает и крепит спинакер-фал, другой матрос, находясь на баке, удерживает парус при подъеме, предотвращая его преждевременное раскрытие и сброс на воду. Одновременно он расправляет боковые шкаторины. После полного вытягивания спинакер-фала устанавливают спинакер-гик горизонтально, используя оттяжку и топенант. Одновременно выбирают брас и шкот, помогая парусу наполниться ветром.

Снятие генакера.

Положите яхту на курс бакштаг. Для успешного обезветривания паруса можно как отдать галс, так и потравить шкот. Если отдаете галс, следует выбрать шкот генакера, подтянув шкотовый угол вплотную к яхте. Это не даст парусу далеко улететь от яхты. Кроме того, он будет укрыт в ветровой тени грота. Когда отдаете галс, давление на генакере исчезает и парус перекрывается гротом. Это – эффективная техника в яхтинге при уборке паруса в умеренный и свежий ветер. Отсоедините галсовый угол (раздайте галс-оттяжку). Подтравливая фал, соберите парус в ветровой тени грота или втяните его за шкотовый угол в люк. Травите фал с такой же скоростью, с какой собираете генакер. Сложите его в кису подготовленным для следующего подъема.

Упростить порядок можно, например, следующим образом:

  1. Увалитесь на фордевинд и начните делать первую стадию поворота «дип пул», то есть, по-русски, возьмите спинакер на брассы, притянув брассоловки на максимум и отстегните спинакер гик.
  2. Неся спинакер без гика, заведите спинакер — гик на штормовой спинакер.

После этого можно поднимать геную (внутри!) основного спинакера и приводиться.
В этой ситуации позволю себе напомнить, что перед проведением такой операции следует дважды проверить проводку брассов и фалов, что бы избежать сложных ситуаций.

А если вы упустили время, когда постановка штормового спинакера «слоем» уже невозможно, действуйте по другому плану:

  1. Убирайте основной спинакер как обычно, прикрыв его генуей
  2. Опустите генную на бак и заведите брассы и фал на его углы, как будто это спинакер.
  3. Поднимите штормовой спинакер.

В заключении, хочу добавить, что повороты с таким спинакером чрезвычайно сложны. По сути дела – это асимметричный спинакер, стоящий не на бушприте или на «дельфине» а на спинакер – гике. Что бы сделать полноценный поворот, если уж вы опытная команда, то при постановке такого спинакера следует вместо шкотового брасса спинакера сразу завести генакерную пару шкотов на шкотовый угол генуи. Разумеется, с обносом штага. Тогда при поворотах спинакер гик нужно будет переставлять как при повороте со спинакером (лучше способом «дип пул»), а шкотовый угол переводить, как при повороте под геннакером (ассиметричным спинакером).

Смирнов Олег

Записаться в учебную группу к Олегу Смирнову можно здесь:

Мы ответим вам через в ближайшие минуты!

Виды парусов для полных курсов.

После этого поучительного ролика рассмотрим виды парусов, а также оборудование и термины применяемые при работе со спинакером .

Спинакеры разделяются на симметричные и асимметричные. По виду покроя различаются на горизонтальные, радиальные, три-радиальные и «звездного» покроя паруса.

Спинакеры с горизонтальным покроем положили начало ряду современных спинакеров симметричного типа. Диагональные нагрузки, действующие на спинакеры, существенно растягивают их ткань. У видов парусов с горизонтальным покроем при усилении ветра это приводит к деформации паруса, особенно его верхней части.

Такие спинакеры эффективны в слабый и средний ветер на полных курсах, но малопригодны в галфвинд.
Радиальные виды парусов значительно усовершенствованы по сравнению со спинакерами с горизонтальным покроем. За счет вертикального раскроя верхней части у радиальных спинакеров уменьшилось растяжение ткани, что позволяет использовать такие виды парусов в более сильный ветер. Однако форма и свойства радиальных спинакеров не являются оптимальными для использования их в галфвинд,

Три-радиальные виды парусов с комбинированным расположением полотнищ хорошо держат форму во всех направлениях. Спинакеры этого вида парусов применяются на различных типах яхт и пригодны для большинства курсов в яхтинге.

Спинакеры «звездного» покроя — плоские спинакеры, способные работать даже в бейдевинд. Благодаря расположению полотнищ, сориентированных по главным направлениям растяжения, такие виды парусов мало деформируются под нагрузкой и сохраняют свою форму при усилении ветра.

В современном яхтинге для изготовления полотнищ парусов оптимальной формы с учетом растяжения и ориентации материала используется компьютерное проектирование и специальные раскройные машины.

Спинакеры (и геннакеры) шьют из тонкого нейлона. Нейлон выбран потому, что обладает высоким отношением прочности и веса, упругий, имеет незначительную остаточную деформацию.

Эти виды парусов из нейлона можно нести в очень слабый ветер, одновременно с этим нейлон способен выдерживать высокие нагрузки при порывах. Особенность нейлона — недостаточная стойкость к длительному воздействию солнечного света. Поэтому спинакеры и геннакеры, не используемые в данный момент, должны храниться в светонепроницаемых парусных мешках (кисах).

Паруса и мешки должны быть сухими! Тщательная промывка пресной водой по крайней мере один раз в год продлит жизнь паруса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector