Футуристический дизайн

Русский футуризм

Основная статья: Русский футуризм

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие, ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности». Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Так или иначе, но футуризм подарил поэзии трёх гениев: Маяковского, Хлебникова, Пастернака. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.

Судьба многих футуристов трагична. Одни расстреляны, как Терентьев, другие сгинули в ссылке, как Хабиас. Выживших обрекли на забвение: Каменский, Кручёных, Гуро, Шершеневич. Только Кирсанову, Мартынову, Асееву, Шкловскому удалось, несмотря на опалу, сохранить статус признанных писателей и дожить до преклонных лет в полном расцвете творческих сил. Пастернак был затравлен при Хрущёве, хотя к тому времени полностью отошёл от принципов футуризма.

Футуризм — одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Эго-футуризм Северянина. Будетлянство Хлебникова. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. И, наконец, «ничевоков». К неофутуристам критика причисляет метаметафористов А. Парщикова и К. Кедрова, а также Г. Айги, В. Соснору, А. Горнона, С. Бирюкова, Е. Кацюбу, А. Альчук, Н. Искренко. В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм — направление, в котором в разное время работали такие художники, как Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов и др.

Неофутуризм

Основная статья: Неофутуризм

Неофутуризм — постмодернистское движение в искусстве, дизайне и архитектуре конца XX — начала XXI века, связанный с идеалистической верой в лучшее будущее, в гармонию человека, природы и высоких технологий. Направление появилось и развивалось, начиная с ранних 60-х — конца 70-х годов, благодаря идейному лидеру Холу Фостеру; американскому архитектору Бакминстеру Фуллеру; финно-американскому архитектору и промышленному дизайнеру Ээро Сааринену; английской архитектурной группе «Аркигрэм», датскому архитектору Хенингу Ларсену; чешскому архитектору Яну Каплицкому; шведскому художнику Симону Сталенхагу, итальянскому световому скульптору Марко Ладоле; американскому концептуальному художнику Сиду Мид, американскому театральному сценаристу Грегу Аллену и русскому поэту Андрею Вознесенскому[источник?].

Неофутуризм возобновил своё существование в 2007 году после публикации «Манифеста Неофутуристического Города», написанного дизайнером Вито Ди Бари (бывшим исполнительным директором ЮНЕСКО) для того, чтобы обрисовать футуристическое видение города Милана во время Всемирной выставки в Милане 2015 года.

Футуристический стиль в одежде

Как мы уже сказали, футуризм – это мода на все новое, современное и космическое, стиль, пропитанный нотками загадочности, таинственности и шика, разве он мог обойти стороной модную одежду?

Большинство современных дизайнеров буквально «подсели» на создание вещей будущего, выпущено огромное количество коллекций известных модных домов, в которых футуристический стиль стал основной тематикой.

Одежду в футуристическом стиле несложно отличить от любой другой, ведь она буквально пропитана «инопланетными» мотивами, инновационными материалами и нестандартными линиями.

Что и говорить, футуризм все больше и больше входит в моду, его с удовольствием примеряют на себя многие звезды зарубежной эстрады, ведь с его помощью очень легко выделиться из толпы.

Как и в интерьере, в одежде, чаще всего, используются монохромные цвета: металлик, золотое напыление, белый, черный, серый, синий, возможны различные неоновые акценты. Если такой стиль пришелся вам по вкусу, то создать футуристический образ несложно, достаточно подобрать правильную одежду, сделать космическую прическу, чем не стандартнее, тем лучше, а также не забыть о таинственном «инопланетном» макияже.

Для макияжа обычно используют мерцающую пудру и тени с голографическим эффектом. В одежде преследуются все те же классические модели приталенных женских платьев и брючных костюмов, высокие каблуки и нестандартные танкетки, а также массивные украшения с металлическим блеском.

Это могут быть браслеты и пояса с шипами, кольца с огромными камнями, очки нестандартных форм, космические сумочки и массивные цепи.

Мебель и текстиль

Главные приёмы создания футуристического дизайна – простота, гармоничность форм и обтекаемость, бесконечность пространства. Мебель будущего должна быть функциональной, предельно простой по конфигурации либо с необычными контурами и изогнутыми линиями. Поэтому для оформления частного дома, квартиры могут подойти любые угловые модели шкафов, столов, стулья с круглыми сиденьями, закруглённые кровати и диваны.

В таком интерьере уместны лёгкие подвесные, прозрачные и надувные модели кресел, встроенные и выдвижные столики. Соединённые с потолком или стенами спальные места, встроенные рабочие зоны особенно актуальны в малогабаритных квартирах. На кухне неотъемлемым элементом, подчёркивающим космический стиль, является барная стойка или откидной столик с высокими стульями из металла, пластика или стекла. Круглое кресло-шар или его подвесной вариант – наиболее популярное оформление в стиле футуризма, обычно эта мебель сделана из искусственного каучука или пластика.

Если задуман дизайн в эклектическом стиле, то используется яркая цветовая гамма и текстильные изделия в виде необычных штор, а еще интерьер дополняется мягким покрытием из ковролина.

Футуристический стиль в интерьере

Такой стиль дизайна перекочевал в интерьер приблизительно в середине прошлого века, если глянуть на фотографии и картинки с изображениями футуристического интерьера, то можно подумать, что это какие-то декорации к фильму про далекое будущее.

По своему наполнению футуризм в декоре и интерьере опережает время, вы не найдете ничего новее и современнее, чем футуристический стиль. Квартиры и дома, которые оформляются с помощью такого направления, буквально напичканы различными ультрамодными и современными технологиями, все интересные новинки, которые появляются на выставках, мгновенно переносятся в футуристический интерьер.

Вся мебель, декор помещения и техника ориентирована на представления человека о будущем, везде присутствует некий эффект космичности: техника с сенсорными панелями и таинственной неоновой подсветкой, монохромные панели мебели и минимализм.

Квартира, оформленная в таком стиле, обычно оснащена системой «умный дом», а это значит, что свет и кондиционирование помещений включается по вашему хлопку, кофе само варится к определенному времени.  Миска для любимого кота в определенные часы выдвигается и наполняется едой, а огромный плазменный 3D телевизор включается, как только вы удобно умостились на диване, свет рассеивается и создает приятную обстановку.

Не верится, что такое бывает? Бывает, и это далеко не все, что может и умеет дом с использованием системы «умный дом» в футуристическом стиле. Что и говорить, все комнаты в таком помещении имеют одну общую особенность: они напоминают небольшие космические станции или тайные лаборатории будущего, что неизменно влияет на индивидуальность такого оформления.

Вы можете подумать, что, возможно, жить в таком доме не так уж и уютно, но это не так, как ни странно, в таком интерьере может быть очень даже комфортно, а жить в нем – одно удовольствие.

Конечно, следует отметить, что создать квартиру в футуристическом стиле, которая располагается в обычном доме, достаточно трудно, ведь особенности декора выражаются во всем – начиная от мебели и техники, заканчивая стенами, дверными проемами и окнами.

Округленные формы или, напротив, преследование асимметрии в оформлении, необычные настенные панели и напольные покрытия, подсветка в нишах, стенах, оконных проемах и даже в полу!

Основные цвета, которые могут преобладать в таком оформлении, это металлик, черный, белый, серый, неоновые варианты, но могут быть использованы и другие цветовые оттенки, строгого запрета здесь не существует, ведь никто не знает, что и как будет выглядеть в будущем.

Для оформления помещений обычно используются самые новые и практичные материалы – непробиваемое или закаленное стекло, сверхпрочный пластик, кориан и другие последние разработки ученых. Что и говорить, такие материалы невероятно прочны и долговечны, а это пририсовывает еще один плюсик столь необычному и таинственному стилю.

Также хотелось отметить, что футуристический стиль в интерьере идеально подходит тем, кто мечтает о шикарном и современном жилище, использование такого оформления считается невероятно престижным, ведь все его особенности всегда выигрывают перед остальными существующими стилями.

Авторские разработки мебели, белые стены и огромные окна, нестандартные формы и последние технические разработки делают его стилем будущего, который не выйдет из моды, наверное, никогда.

Футуризм в изобразительном искусстве

Антонио Сант-Элиа. Урбанистический рисунок

В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и исходную идею, от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражение сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.

Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение — так называемый принцип симультанности.

Начало футуризма в России.

В России футуризм на первых порах проявился в живописи, а только потом – в литературе. Художественные поиски братьев Д. и Н.Бурлюков, М.Ларионова, Н.Гончаровой, А.Экстер, Н.Кульбина и др. стали как бы предысторией русского футуризма (хотя само слово до 1911 по отношению к явлениям русского искусства не употреблялось).

В марте 1910 в сборнике Студия импрессионистов было напечатано стихотворение тогда почти никому не известного поэта В.Хлебникова Заклятие смехом (О, рассмейтесь смехачи!…), впоследствии ставшее едва ли не визитной карточкой футуризма. Чуть позже вышел сборник Садок судей. Среди авторов – Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, В.Хлебников, В.Каменский

Звуковое сходство слов «садок» и «судей» сразу обращало на себя внимание. Смысл же названия для непосвященного читателя был невнятен (и потому эпатировал его)

Однако авторы «расшифровывали» заглавие так: садок – клетка для содержания животных в неволе, поэты будущего пока загнаны в клетку (садок), но в будущем именно они станут законодателями (судьями) поэтического вкуса. «Главное – все единодушно понимали, – вспоминал В.Каменский, – что суть нашего пришествия не только в книге Садок судей, но в тех огромных затеях будущего, за которое мы энергично взялись в надежде на поддержку армии передовой молодежи». Книга была напечатана на оборотной стороне обоев. По воспоминанием того же В.Каменского (его стихотворением Чюрлю-Журль открывался сборник) книга «с оглушительным грохотом разорвалась… на мирной дряхлой улице литературы». «Обойные поэты», «клоуны», «курам на смех» – так встретила сборник профессиональная критика. Но широкая публика сборника не заметила: он был издан мизерным тиражом, да к тому же не полностью выкуплен из типографии.

Литература

  • Б. Лившиц «Полутораглазый стрелец».
  • А. Кручёных «Кукиш прошлякам».
  • В. Маяковский «Как делать стихи».
  • В. Хлебников «Зангези». «Наша основа».
  • Р. Якобсон «Грамматика поэзии».
  • Б. Шкловский «Про и контра».
  • Кедров К. А. «Звёздная азбука Велимира Хлебникова» (1982)
  • С. Бирюков «Поэзия русского авангарда» (2001). «Поэзия русского футуризма» (1999). Новая библиотека поэта.
  • С. Джимбинов «Литературные манифесты от символизма до наших дней» (2000)
  • Sylvia Martin «Futurismus», Köln 2005.
  • Л. Мартынов. Воздушные фрегаты: Книга новелл. — М.: Современник, 1974
  • Азизян И. А. Итальянский футуризм и русский авангард // Искусствознание. 1/99. С. 300—329.
  • Бобринская Е. А. Футуризм. — М.: Галарт, 2000. — 192 с. — ISBN 5-269-00931-5
  • Бобринская Е. А. Футуризм и кубофутуризм. — М.: Галарт: Олма-Пресс, 2000. — 175 с. — (История живописи. XX век: Европа. Россия, 1910—1930). — ISBN 5-224-01672-X, ISBN 5-269-00992-7
  • Петров В. О. Футуризм в искусстве: истоки, эстетика, эволюция // История науки и техники. — 2016. — № 7. С. 32-44.
  • Второй футуризм: Манифесты и программы итальянского футуризма. 1915—1933 / Введ., сост., пер. с итал., комм. Е. Лазаревой. М.: Гилея, 2013
  • Яворская Н. В. Кубизм и футуризм // Модернизм: Анализ и критика основных направлений / ред. В. В. Ванслов, Ю. Д. Колпинский. — М.: Искусство, 1969. — С. 37—78.

Возникновение

Группа футуристов в Париже в 1912 году. Слева направо: Руссоло, Карра, Маринетти, Боччони, Северини.

Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Он был написан для молодых итальянских художников. Маринетти писал: «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…» В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль».

Помимо Маринетти, основоположниками футуризма были Балла, Боччони, Руссоло, Карло Карра, Джино Северини, Франческо Балилла Прателла. В 1912 году в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов.

Для футуризма характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, скорость, ритм. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см. аэроживопись). Словом, всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Маринетти говорил: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».

Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Воспеваются войны и революции как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и «Манифеста Коммунистической партии». Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза.

Подробнее об освещении и мебели

Пожалуй, это ключевые моменты в оформлении данного стиля. Итак, мебели должно быть мало – только то, что жизненно необходимо. То есть кровать, она же может быть диваном, стол, стулья. Следует забыть о всяких дополнительных предметах мебели – они тут излишни.

Вполне можно использовать нестандартные решения, такие как:

  1. Круглая кровать.
  2. Стул из пластика, созданный как будто из молекул.
  3. Стул без ножек в стиле современного кресла-качалки.
  4. Стол, который переходит в отделку стены и потолка.
  5. Изогнутые формы ножек мебели, полок.

Детская комната с подсветкой, встроенной в корпусную мебель

Мебель с плавными линиями в гостиной

Освещение – также отдельный разговор. Тут, конечно, нужно использовать последние новинки техники – светодиодные экономичные светильники, точечную подсветку локальных участков. Особенно оригинально выглядят такие приборы:

  1. Люстра-шар, которая свисает на высоте 1,5 м от пола. Конечно, не самое практичное решение, но футуристическое.
  2. Люстра – летающая тарелка огромного диаметра. Она очень удобна в размещении над столом для приема пищи.
  3. Причудливая асимметричная форма люстры без декора, чаще всего в белом цвете.

Некоторые черты футуризма в доме

Для того чтобы стиль веял футуризмом или хотя бы был на него похож, при оформлении важно учитывать следующие моменты:

  • Минимум всего. Именно минимализм можно назвать основой футуризма. Тут должно быть мало мебели, аксессуаров, украшений. Это неудивительно, ведь  этот стиль не является декоративным.
  • Многофункциональность. Это касается не только мебели, а всего, что окружает человека в комнате. Пуф может быть одновременно столиком, а кресло – кроватью. Отлично, если мебель можно задвинуть в стену.
  • Плавность линий. Дизайнеры настоятельно рекомендуют отказаться от ровных стен, острых углов. Достичь обтекаемости формы порой бывает сложно, но нужно к этому стремиться. Если с отделкой все не так просто, то в мебели обтекаемость должна быть.

Стильный санузел с акцентной тумбой под раковиной

Покерный стол в интерьере

Тематика будущего, космоса. Это основное направление, на которое следует ориентироваться. В любом случае стилистка помещения, созданная в духе футуризма, чем-то напоминает космический корабль или квартиры будущего.

Материалы родом из будущего. Конечно, ни о каких тайных разработках речь не идет, но от стандартного дерева все же придется отказаться. Причем отказ будет в пользу стекла, металла, полиуретана, карбона, кожи, алюминия, пластика, файбергласса и других. На стенах точно не должно быть обоев, вместо них применяется окрашивание или пластиковые панели. Для пола используется черный ламинат, кафель, оптимальнее всего наливной пол

Следуя стилю, важно не забывать о безопасности и экологичности.

Мягкие пуфы необычной формы дополняют космический интерьер

Глянцевые стены в современном интерьере

  • Глянец. Хотя четких запретов на использование того или иного цвета нет, есть один важный момент – глянцевые поверхности и другие светоотражающие материалы. За счет этого приема удастся переплести все цвета между собой и создать эффект их разнообразия.
  • Современная техника, освещение. В данном стиле нужно отказаться от бабушкиных светильников и уж тем более древних моделей техники. Уместна здесь будет система «умный дом», когда всеми устройствами удается управлять дистанционно.
  • Декор. Он может присутствовать, только в большинстве случаев в мультимедийном виде. Единственное исключение – это картины в стиле кубизма, футуризма, фовизма.

Необычный потолок в мансардной спальне

Спальня с подвесной кроватью

Если вы решили строго следовать стилистике, необходимо еще до начала ремонта запланировать закругленные дверные проемы, отсутствие углов и другие важные архитектурные нюансы. Конечно, косметическим ремонтом в этом случае не обойтись.

Примеры красивых проектов

При помощи грамотного зонирования, подбора цветов и умело спланированного освещения можно выстроить необыкновенное по целостности единое пространство, визуально передающее разные картины будущего.

Предельная контрастность чёрного, белого цвета, пастельного оттенка напольного покрытия и тёмно-фиолетового тона диванной обивки в комбинации с воздушным объёмом позволяют сделать гостиную в частном доме уютным и в то же время необычным местом. Уравновешенность всех деталей создаёт спокойную атмосферу отдыха.

В небольшой квартире зал в футуристическом стиле может быть обставлен всего двумя-тремя предметами мебели. Наличие круглого подвесного кресла со сферой из прозрачного пластика и необычного шезлонга вполне соответствует правилам направления.

Спальня с космическим дизайном также может включать минимум мебели: пару кресел нестандартной формы и круглую кровать. Бело-синяя цветовая гамма и необычная отделка стен дополнят футуристическую картину.

Кухонное пространство с максимальным функционалом, оформленное в ярких красных тонах, может быть не менее уютным, чем кухня в любом другом стиле. Но уж оригинальности ему не занимать.

Достаточно придать новый вид мебели, грамотно внести некоторые изменения в дизайн комнат и облицовку, чтобы помещение выглядело фантастическим, может быть, даже немного странным и непривычным. Ведь если быть справедливыми, мы не можем себе представить до конца, что будет окружать человека, и каким может быть его жилище в будущем.

Цвет

Раз футуризм так тесно связан с техникой и космической романтикой, то и цвета, присущие этому стилю, соответствуют концепции. Вот основные цветовые направления, которые также можно сочетать между собой:

  • металлик: золото, серебро, бронза;
  • монохром: чёрный, белый, серый, медный;
  • неон: розовый, салатовый, фиолетовый, синий.

В футуристическом стиле в одежде нет места классическим принтам, предпочтение отдается однотонным предметам гардероба с вкраплениями металла в виде аксессуаров. Если узоры и встречаются, то только геометрические, крупные и довольно строгие.

Металлические оттенки могут быть не только дополнением монохромного образа, но и основным цветом одежды. Так мы снова превращаемся в роботов или космических путешественников в своей униформе.

Футуризм, как противоположность классике, позволяет использование ярких, кричащих тонов. В сочетании с асимметричностью кроя, металлом и броскими украшениями неоновые оттенки создают образ если и с нашей планеты, то уж точно не из нашего времени.

Деятели русской культуры о футуризме.

Первым откликом на русский футуризм стала статья В.Брюсова Новейшие течения в русской поэзии. Футуристы. Опытный критик сразу «уличил» футуристов в том, в чем они признаваться не хотели: их манифесты по существу повторяют манифесты итальянцев, и подметил разницу между петербургскими и московским футуристами, не столько, впрочем, в теории, сколько в ее осуществлении – «петербургским поэтам посчастливилось: среди них оказался поэт с дарованием бесспорно выдающимся: Игорь Северянин… Но поэт выдающийся всегда выше той школы, к которой его причисляют: его творчество не может быть мерилом устремлений и достижений школы». (Статья В.Брюсова появилась в 1913, когда талант В.Маяковского еще не раскрылся в полной мере). В конце статьи мэтр символизма отмечает, что в области « словесного изложения» у футуристов есть некоторые достижения и можно надеяться, что «зерна» когда-нибудь вырастут «в настоящие цветы», но для этого, конечно, «придется поучиться многому у… символистов».

«Плоским хулиганством» назвал футуризм И.Бунин. М.Осоргин, иронически относившийся к футуризму итальянскому, был всерьез озабочен распространением футуризма в России: «Поход молодых итальянцев против застывшей, окаменевшей культуры может быть и вздорным, но он объясним, против него есть оправдание. Нет никакого оправдания для тех, кто выступает против культуры лишь зародившейся, которой еще нужна теплица и бережный уход… Нам баловаться рано: права не имеем, не заслужили».

К.Чуковский, внимательно следивший за книгами и выступлениями футуристов и друживший с В.Маяковским, писал: «Среди московских кубофутуристов немало талантов, и многих нельзя не любить, – но все они вместе, – как явление русского быта свидетельствуют о роковом понижении нашей национальной духовной культуры».

М.Горький, напротив, всячески поддерживал «будетлян» – «Их много ругают, и это несомненно, громадная ошибка… Их породила сама жизнь, наши современные условия. Они – вовремя рожденные ребята… Как бы смешны и крикливы не были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, широко, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой жизни».

Любопытно, что о футуризме спорили не только читатели и критики, но даже… герои литературных произведений. Так, герой рассказа А.Грина Серый автомобиль выдвигает довольно оригинальную теорию: футуристическая живопись – это зрительное впечатление Машины от Человека.

Другие группировки футуристов.

После «кубо» и «эго» возникли другие футуристические группировки. Наиболее известные из них – «Мезонин поэзии» (В.Шершеневич, Р.Ивнев, С.Третьяков, Б.Лавренев и др.) и «Центрифуга» (С.Бобров, Н.Асеев, Б.Пастернак, К.Большаков, Божидар (Б.Гордеев) и др.). Каждая из этих групп считала именно себя выразительницей «истинного» футуризма. Новым «бойцам» приходилось воевать уже не столько с прежней литературой, сколько с лидерами самого футуризма и «перекрывать» их по части их же лозунгов. «… не желая больше поощрять наглость зарвавшейся банды, присвоившей себе имя Русских футуристов, заявляя им в лицо… Вы предатели и ренегаты… Вы самозванцы … Вы трусы… Вы… будете поставлены в необходимость получить в руки свои истинный послужной список ПАССЕИСТОВ» (т.е. Людей, пристрастных к прошлому и равнодушных к настоящему). Под этими словами из манифеста «Центрифуги» – «Грамота» стояли подписи Н.Асеева, С.Боброва, И.Зданевича, Б.Пастернака.

«Мезонин поэзии», вся история которого умещается в несколько месяцев зимы 1913–1914, даже не выпустил своего манифеста. Его заменили статьи М.Росиянского (Л.Зака) Перчатка кубофутуристам и В.Шершеневича Открытое письмо М.М.Россиянскому. Оставляя смысл логике и науке и не удовлетворяясь кубофутуристическим восприятием слова, Зак и Шершеневич предлагали: первый – «слово-запах», второй – «слово-образ», что предшествовало пониманию поэтического слова в имажинизме. Ни одного крупного таланта среди участников «Мезонина поэзии» не было.

«Центрифуга», организованная С.Бобровым в 1914, просуществовала несколько лет. Из изданий «Центрифуги» можно отметить сборники поэзии и критики Руконог (1914) и Второй сборник Центрифуги (1916), сборники стихов Н.Асеева Оксана (1916), Б.Пастернака Поверх барьеров (1917) и др. Книги «Центрифуги» оформляли «левые» художники (А.Экстер, А.Родченко, Эль Лисицкий и др.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector