Обзор fiio btr5
Содержание:
Specifications
- DAC: 2 × ES9218PC
- USB interface: XMOS XUF208
- Wireless interface: CSR8675
- Bluetooth: 5.0 with support of codecs AAC, SBC, aptX, aptX LL, aptX HD, LDAC
- Max resolution (USB DAC): 384 kHz/32 bit, DSD256
- Screen: 0.5″, monochrome OLED
- Battery: 550 mAh
- Charging time: ~1.5 hours
- Playback time (Bluetooth): ~9 hours
- Weight: 44 g.
- Dimensions: 72 mm × 32 mm × 11 mm
Single ended
- Output power: 80 mWt @ 32Ω
- THD + noise: <0.003%
- Output impedance: ≤1Ω
- Recommended impedance load: 16Ω ~ 100Ω
- Signal/noise ratio: ≥118 dB
Balanced output
- Output power: 240 mWt @ 32Ω
- THD + noise: <0.002%
- Output impedance: ≤2Ω
- Recommended impedance load: 16Ω ~ 150Ω
- Signal/noise ratio: ≥122 dB
Треки-примеры
Yazz Ahmed — Ruby Bridges Не знаю почему, но альбом этой британской трубачки (или как вообще образовать этот феминитив?), выпущенный в 2019 году, вызывает у меня ассоциации с “On the Corner”, сами знаете чьего исполнения. Не то чтоб эти два диска были похожи, скорее тут дело просто в совпадении настроения и некоторых интонационных нюансов. Тем не менее, перед нами трек с очень насыщенной партией трубы и плотно сбитой басовой линией. Обе этих составляющих даже по-отдельности способны доставить проблемы типичным Bluetooth ресиверам, что уж говорить про их сочетание. FiiO BTR5 же, при подключении по LDAC, благодаря своей техничности, умудряется показать и эмоции, и натуральность, присущие записи.
Opeth — Heart in Hand Заглянув в подборку “лучший метал 2019” на Tidal я с отчётливой грустью словил себя на мысли о том что детство ушло, а музыкальные вкусы мои поменялись безвозвратно. Ещё лет 15 назад я был уверен, что “тяж” — это лучшее, что дала нам мировая музыкальная сцена, а сейчас из 53 треков подборки “лучшего” интерес у меня вызывают хорошо если десяток, причём часть из них — из уважения к былым заслугам (как Оззи), а ещё часть — вызывает сожаления о том как можно так испохабить запись (ку-ку, Nile). К счастью, есть в жанре и незыблемые ценности, такие как наглухо ушедшие в полу-прог полу-ретро Opeth, порадовавшие в этом году ещё одним альбомом. Вряд ли я бы мог представить себе прослушивание такой музыки по Bluetooth, но времена меняются, и герой сегодняшнего обзора показывает вполне приличную разборчивость и естественность, позволяющие насладиться нюансами композиции.
Cream — Crossroads (Live) Можно долго рассказывать о величии данного трио и его вкладе в музыку, о забавных историях о том, как Джимми Хендрикс первым же выступлением сместил с трона “царя горы” и, пусть и не надолго, занял место на вершине, но в данном случае нас интересует самый знаменитый кавер-трек группы, а точнее его “живая” версия со второго диска “Wheels of Fire”. Пожалуй главное произведение Роберта Джонсона настолько прочно сплавилось с самим жанром блюза, что дало название даже одному из самых знаменитых музыкальных фильмов в истории (кстати, пора бы его ещё раз пересмотреть). Но вернёмся к треку, качество записи у него, конечно, не идеальное, но эмоции исполнителей с лихвой перевешивают этот недостаток, тем более что флагманский ресивер FiiO передаёт их с максимальной нейтральностью, помогая непредвзято оценить их.
Sound
I have used the following headphones for listening purposes: Noble Audio Khan, IMR Acoustics R2, Unique Melody Mason V3, Meze Empyrean, HiFiMan Ananda and others.
Of course the sound is different while wired and wireless but I’ll try to cover both of them with corrections for lossy codecs influence. I will use LDAC as a reference. As usual, wireless connection reduces quality but FiiO have managed to minimize losses in BTR5 despite neutral sound of the device.
The bass is not colored, is neutral with quick attacks and decays that make lows sound dynamic, however I cannot call this bass dry. Lows have good resolution and quality textures. The bass will be great on quality recordings of natural instruments, but since the depth is good as well, synthesized bass will sound great as well. The lowest bass is what suffers if you use wireless connection and the depth is somewhat reduced, though control remains on a good level.
The mids are slightly focused on micro details, but not overly so and they are not dry. They are neutral, dynamic and have goode resolution. The presentation depends on quality of recording. If mastering is good, BTR5 will show great emotional presentation with realistic soundstage. Wirelessly, the sound stage is average in depth and width, while in wired connection the soundstage is bigger than average and has 3D effect.
Highs of BTR5 are better than in any other receiver I have tested up to date. Even via Bluetooth we get some length and while in USB mode it can be easily compared with other devices of greater price segment. Highs have good resolution and sound natural, there is almost no layering, but it is what you have to expect. Highs sound clean and transparent due to speedy attacks and reduced decays, but such accent doesn’t harm naturalness and you can still correct it with app preferences. Highs are well balanced in terms of quantity and their vividness depends on headphones and material. When using Bluetooth even with LDAC you will notice simplified highs, but this quality reduction is much less than in other receivers.
Comparisons
FiiO BTR3 The difference between devices is rather obvious even if we don’t speak about power. BTR5 sounds more dynamic and neutral and offers more monitor and technical presentation. If you can prefer BTR3 for wireless scenario (it’s cheaper and more compact), USB is not on par and you can easily see why BTR5 costs more.
FiiO M5 In Bluetooth mode this device is close to BTR3 with slightly better highs.
HiBy W5 If we don’t compare brand HiBy codec, BTR5 sounds more natural and correct, offering better usability. UAT makes them level in terms of sound, but still BTR5 has slightly better resolution and control.
FiiO M6 Speaking about ‘level’ (I don’t like this word), the devices are almost similar, but BTR5 sounds more monitor, slightly colder with better transparency in highs that provides more vivid presentation.
Звук
Для прослушивания устройства использовались следующие наушники: iBasso IT04, Meze 99 Classics, Audio Zenith PMx2, Noble Kaiser Encore, Campfire Audio Andromeda, Unique Melody Mason V3, HUM Pristine и другие.
В этот раз я, пожалуй, не буду расписывать звук подробно, в силу малой осмысленности подобного занятия. BTR3 играет ровно, без ярко выраженной окраски или заметных проблем. Точнее проблема у него основная состоит именно в беспроводной передаче данных. Тот же BTR1 в роли основной проблемы имел некоторую синтетичность на ВСЧ и ВЧ, тут её меньше, но во многом она зависит от используемых кодеков. Поэтому, думаю, лучше поговорить именно о них.
SBC Самый «базовый» кодек, который с нами много лет. По звуку примерно похож на MP3 в 128 битрейте сжатый качественным кодеком. Теряются послезвучия, сцена плоская, ВЧ отдают синтетикой. Почти на любой музыке, кроме совсем уж плохо записанной, разница хорошо заметна, даже на недорогих наушниках. Хотя справедливости ради, стоит отметить, что очень много телефонов по проводу звучит или хуже или не особо лучше.
aptX Пожалуй, самый заметный шаг вперёд относительно SBC. Воображаемая сцена обретает глубину, послезвучия в нижней половине спектра появляются, но не все, синтетичности в верхней половине меньше, но на хороших наушниках она по-прежнему заметна. Отставание по качеству 3.5 мм выхода большинства телефонов становится заметней.
AAC Фирменный кодек Apple, во многом страдающий из-за тенденции компании не раскрывать свои технологии. Несмотря на свою lossy природу и достаточно сильную компрессию в верхней части АЧХ, использует какие-то фирменные наработки по обману слуха, что позволяет ему часто звучать лучше чем aptX, особенно в нижней половине диапазона. Впрочем, на нормальной музыке с приличными наушниками заметная разница всё ещё есть.
aptX HD Увеличение битрейта примерно в 2 раза даёт себя знать и особенно от этого выигрывают ВЧ, обретающие почти «настоящую» натуральность. Послезвучия по-прежнему есть не все, особенно те, что должны «стремиться ввысь», но тут для того чтоб услышать разницу надо немного вслушиваться.
LDAC Standard Бегло сравнив три режима работы LDAC я решил в финальном слепом тесте ограничиться именно средним, как наиболее оправданным в повседневном использовании, так как режим «надёжность соединения» по звуку стремится в сторону aptX HD, а режим «качество звука» даёт не особо большой прирост, ухудшая общую надёжность подключения. В общем, в случае LDAC, ожидаемо, разница ещё меньше, но что интересно — заметна она больше всего на ВСЧ, там появляется некоторая упрощённость. Зато по отработке обертонов этот кодек умеренноы близко подходит к проводному соединению. Так же заметна нехватка протяжённости самых верхних ВЧ, но у других кодеков она ещё заметней.
LHDC Кодек, почти сравнимый с LDAC, в ходе тестов я, пожалуй, не смог определиться, хуже он, или просто другой. Наверное, он всё же чуть проще LDAC по проработке НЧ и СЧ диапазона, зато верхняя половина диапазона удаётся ему чуть лучше. Впрочем, в большинстве жанров всё-таки «нижняя половина» играет более важную роль, поэтому для «массовой» музыки LDAC будет предпочтительней, а для «высокого искусства» выбор будет определятся вкусами слушателя.
Весьма хорошо BTR3 показывает себя в режиме ЦАПа, практически все артефакты беспроводной передачи уходят, и остаётся нейтральный, динамичный звук со сбалансированной весомостью и естественностью. Разумеется, дорогие портативные ЦАПы будут заметно лучше, но в качестве бюджетного решения для смартфона или ноутбука, герой сегодняшнего обзора показывает себя отлично.
Design and packaging
FiiO has two box types — simple and striking. BTR5 sports a simple one, it’s compact and minimalist. Inside there is gadget itself, USB-C charging cable and semi-transparent case with clip for those who would like to wear receiver. Accessory range is scarce but has everything you need. By the way, DD have announced that they will be releasing leather case for BTR5 and I wait for it impatiently.
The appearance brings positive emotions from the very beginning. Of course rectangular shape can not astonish, but small size and build quality amaze. New BTR lies well in hand and is pleasant, despite of the fact that it is a fingerprint magnet. Still device has oleophobic coating and the fingerprints are easily removed.
On the top of receiver there are two outputs — 2.5 mm balanced and 3.5 regular. The latter supports CTIA hands-free devices and you can use microphone and controls of headphones.
On the right side there is a power on button and it also is used for menu by long press or two clicks, depending on settings. There is a universal button under it (play/pause, menu switch, connection mode) and volume rocker that supports long-press, allowing to switch tracks. Just above the buttons there is a built-in microphone that is used with headphones without hands-free option. It is of rather good quality, but noise cancellation is not that good, so you should better bring device closer to mouth in noisy environment.
On the lower part there is a USB-C input for charging and USB-DAC function. It is possible to turn off charging of BTR5 so it does not discharge your phone battery, it can be done via app. Playback time is very close to announced but it may be shorter if you use hard to drive headphones.
There is NFC logo on front panel. You can use NFC for quick pairing. There is also a small OLED screen of average brightness. It’s enough to show couple of strings with service information or quick menu. At last the screen is not standing out of the front panel and it seems like the figures appear right on the panel, it looks really good.
Upon the whole BTR5 controls are intuitive — it’s connecting fast, has steady connectivity even on rather long distances, options can be changed right from menu and if advanced options are controlled via app.
You can control gadget with any device supporting FiiO Music: iPhone, Android-smartphones and even some FiiO players. The connection process is intuitive and app gives precise instructions. After pairing up you can change different preferences:
- control of charging and power (switch off charging, sleep timer)
- available Bluetooth codecs
- digital DAC filters
- sound preferences (resampling, harmonic compensation, the first one influences the overall composure of presentation, the second one provides more clean highs by sacrificing playback time.
- equalizer (you can switch it off right from BTR)
Upon the whole, controls are convenient, and it’s a pity that wireless update is not supported for now and I don’t doubt we will see firmware updates — FiiO like to add new capabilities to their devices.
Example tracks
Yazz Ahmed — Ruby Bridges Don’t know why but I associate the album of this British trumpet player released in 2019 with ‘On the Corner’ by you-know-yourself-who. Not that two records are similar, it’s just about overall mood and intonations. Nevertheless there is much trumpet here and good bass line. Even separately those instruments can cause difficulties for Bluetooth receivers, not speaking about their combinations. FiiO BTR5 while using LDAC shows good emotions and natural sound.
Opeth — Heart in Hand Looking into ‘best metal 2019’ compilation on Tidal I pitied that the childhood has ended and my musical tastes have changed. 15 years ago I’ve been sure that heavy music is the best out there, and now from 53 tracks of ‘the best’ I can say that I like no more than 10 and many of them because of respect to musicians such as Ozzy. Partly I just wonder how bad some of them are recorded (hey, Nile). Luckily, there are real gems, like half-prog, half-retro Opeth that have made us a present in the form of a new album. I couldn’t imagine listening to music over Bluetooth, but times are changing and BTR5 shows great distinctiveness and natural sound that allow to take the most of composition.
Cream — Crossroads (Live) We can speak about this trio greatness forever, but we are interested in a famous cover track first of all, and to be peculiar, its live version from the second Wheels Of Fire CD. Arguably the main creation by Robert Johson has melted into blues in such a manner that has given name to one of the most famous musical films in history. But let’s go back to the track — it’s not ideally recorded, but emotions compensate it and the flagship FiiO receiver transmits them with maximal neutrality.
Сравнения
FiiO BTR3 Разница между устройствами довольно заметна, даже если вынести за скобки мощность, “пятёрка” звучит динамичней и нейтральней, предлагая более мониторную и техничную подачу. Если для беспроводного подключения можно ещё предпочесть BTR3 (он компактней и заметно дешевле), то, в случае использования по USB, BTR5 более чем оправдывает разницу в цене.
FiiO M5 В режиме Bluetooth, это устройство близко к BTR3, с чуть лучшей проработкой ВЧ, поэтому всё сказанное про BTR3 справедливо и тут.
HiBy W5 Если не сравнивать “фирменный” кодек HiBy, то BTR5 звучит слегка натуральней и более “правильно”, предлагая при этом заметно лучшее юзабилити. UAT практически выравнивает их по звуку, но небольшой перевес по разрешению и контролю всё-таки остаётся на стороне BTR5.
FiiO M6 Если говорить про “уровень” (не люблю это слово), то он у двух устройств примерно одинаков, но BTR5 звучит чуть мониторней, немного холодней, с большей прозрачностью на ВЧ, которая даёт ему чуть более яркую подачу.
Звук
Для прослушивания плеера использовались следующие наушники: Noble Audio Khan, IMR Acoustics R2, Unique Melody Mason V3, Meze Empyrean, HiFiMan Ananda и другие.
Разумеется, проводное и Bluetooth подключения для этого ЦАПа — это довольно различающиеся по звуку сценарии, но я постараюсь описать звук для обоих вариантов, делая там где необходимо ремарки про влияние lossy кодеков, в роли “эталона” у нас будет выступать LDAC в среднем варианте. Как и всегда, беспроводное подключение “отъедает” толику качества, но в BTR5 FiiO сумели минимизировать потери, несмотря на нейтральную манеру подачи самого устройства.
Бас не окрашенный, нейтральный, атаки с затуханиями — быстрые, что добавляет НЧ толику динамизма, но назвать бас данного ресивера “сухим” будет, пожалуй, преувеличением. НЧ отличаются хорошим разрешением и качественной передачей текстур. Особенно хорошо бас тут раскрывается на качественных записях натуральных инструментов, но, так как глубина НЧ тоже довольно приличная, то и синтезированный бас будет звучат приятно. Впрочем, надо учитывать, что глубокие НЧ — это один из участков, “попадающих под удар” при беспроводном подключении и в этом случае глубина баса немного снижаются, хотя контроль остаётся неплохим даже по “беспроводу”.
Средние частоты тоже немного сфокусированы на микроконтрасте, но без перебора и ухода в сухость. Они нейтральные, динамичные и радуют хорошим разрешением. Подача устройства сильно зависит от качества записи, если мастеринг и сведение хорошие, то BTR5 порадует детальной эмоциональной подачей с реалистичным построением воображаемой сцены. При беспроводном подключении сцена где-то средняя в ширину и глубину, а в роли USB ЦАПа BTR5 строит пространство заметно объёмней “средних показателей”, действительно качественно прорабатывая все трёхмерные “фишки”.
Верхние частоты у BTR5 лучше всех остальных ресиверов что я тестировал. Даже при Bluetooth подключении есть какая-никакая протяжённость, а в режиме USB по этому параметру устройство сравнимо даже с более дорогими плеерами. Разрешение и естественность “верхов” — хорошие, слоистость практически отсутствует, но ожидать иного было бы глупо. ВЧ демонстрируют немного подчёркнутую чистоту и прозрачность, во многом из-за скоростных атак и сокращённых затуханий, но данный акцент не идёт во вред натуральности, и при желании его можно снизить, используя настройки гармоник в приложении (я лично делать этого не стал). Количественно ВЧ тут очень хорошо сбалансированы, и яркость подачи зависит исключительно от материала и наушников. По Bluetooth даже с LDAC заметно некоторое упрощение ВЧ, но тут оно меньше чем у остальных устройств, думаю это можно считать достоинством этого гаджета.