Феноменальная память: особенности, как развивать
Содержание:
- Термин
- Терапия, замедляющая старение мозга
- Примеры людей с такой памятью
- Диагностика
- Чем могут помочь врачи?
- Упражнения и методы для запоминания информации
- Метод Цицерона или римской комнаты
- Люди с феноменальной памятью, которым не нужно было думать, как ее развить
- Упражнения для развития памяти у дошкольников
- Работа зрительной памяти и ее польза
- Что еще необходимо, чтобы развивать феноменальную память?
- Врожденные феномены памяти
- Развитие способности посредством образности
- Объяснение феноменов памяти
- Отличия от других типов амнезии и парамнезии
- Хорошая память у детей – залог успеваемости
- Лечение
- Что такое феноменальная память
- Память: психология, свойства и классификация
Термин
В психологии, механическая память — это способность запоминать информацию в том же виде, в котором она преподносится. И речь не только о словах. Что это значит? Можно и упражнения заучивать механическим образом, то есть, просто повторять раз за разом, ровно в том же виде, как они были восприняты. Казалось бы, что в этом плохого?
Однако особенности термина легче понять, если посмотреть на это с точки зрения вербальной информации. По сути, речь идет о зазубривании, к которому мы нередко прибегали в школе. Смысл тогда уходит на второй план, а человек концентрируется чисто на воспроизведении слов в той же последовательности, как он их прочитал или услышал. Есть немало техник и упражнений, которые помогают заучивать материал. Познакомиться с ними можно в книге «Как тренировать память. Не думайте о памяти – лучше используйте ее на все сто!»
Хотя не стоит преуменьшать его значимость. А осознать его приходится невольно, когда наблюдаются нарушения механической памяти. Например, есть такое явление, как гипомнезия. Если говорить простыми словами, человек не может запомнить элементарные вещи, но при этом логическое запоминание работает. Часто это происходит на фоне хронической усталости, и тогда явление носит краткосрочный характер. Но иногда гипомнезия свидетельствует о необратимых процессах в головном мозге. И в таком случае состояние будет только ухудшаться.
Терапия, замедляющая старение мозга
Творчество
Обнаружены факторы, ускоряющие когнитивные изменения. Например, ожирение в среднем возрасте может ускорить старение мозга примерно на 10 лет, а избыточное потребление рафинированных углеводов связано, с его меньшим общим объемом, ухудшением эпизодической памяти и сокращением гиппокампа.
Все больше фактов свидетельствует о том, что люди, которые испытывают минимальные ухудшения познавательных способностей и памяти, характеризуются общими признаками:
- регулярно занимаются физическими упражнениями
- занимаются творчеством и умственной работой
- поддерживают социальную активность
- правильно питаются, сохраняют оптимизм и хорошо спят
Физические упражнения
Сочетание аэробных и силовых упражнений умеренной интенсивности в течение 45 минут несколько раз в неделю, значительно улучшает работу мозга у людей в возрасте 50 лет и старше.
И напротив, исследование, проведенное во Флориде показало, что у людей старше 50 лет, которые ведут малоактивный образ жизни, отмечается двукратное снижение показателей памяти и мышления.
Наблюдение немецкого Центра нейродегенеративных заболеваний в Магдебурге подтвердило, что регулярные физические упражнения могут обратить вспять признаки старения мозга, причём наиболее выраженное снижение нейродегенеративных возрастных изменений наблюдалось у пожилых людей, которые занимались танцами.
Творческая активность
Учёные из геронтологического центра Бейкрест в Торонто, утверждают, что уроки игры на музыкальных инструментах помогают пожилым людям сохранить память и когнитивную функцию мозга. Они выяснили, что получение новых навыков изменяет мозговые волны таким образом, что улучшает умственные способности человека. Мозг сам перестраивается для компенсации последствий болезней или травм.
«Мы предполагаем, что для воспроизведения музыки требуется совместная работа множества систем мозга, таких как слух, мелкая моторика и восприятие», — говорит доктор Бернхард Росс, старший научный сотрудник исследовательского института в Бейкресте. «В этом исследовании мы впервые увидели прямые изменения в мозге уже после одного сеанса, продемонстрировав, что обучение игре на музыкальных инструментах приводит к быстрым и значительным изменениям в деятельности мозга».
Питание
Важным компонентом здоровья мозга является диета. Учёные связывают уровни Омега-3 жирных кислоты в крови со здоровым старением.
Кроме того, исследование, проведенное в Чикаго выяснило, что люди среднего и пожилого возраста, которые имеют в крови более высокое содержание лютеина,- питательного вещества, содержащегося в зеленых листовых овощах, таких как капуста и шпинат, обладают лучшей скоростью нервных реакций, чем их ровесники.
«С возрастом, для большинства людей характерно снижение мозговой активности. Однако наблюдения показывают, что этот процесс может начаться намного раньше, чем вы это можете ожидать. Многие люди начинают испытывать небольшие проблемы с мышлением и памятью уже после тридцати», — говорит доктор Энн Уок, автор исследования лютеина. «Мы хотим понять, как диета может повлиять на познавательные способности и память человека на протяжении всей его жизни. Если лютеин помогает защитить мозг от старения, мы должны поощрять людей к употреблению продуктов, богатых этим веществом, особенно в тот период, когда он может принести максимальную пользу».
Будьте здоровы!
Если этот материал был вам полезен, оцените его лайком и подписывайтесь на канал
Для получения дополнительной скидки 5% на сайте iHerb, при заказе воспользуйтесь этим промокодом BBI2773
О 5 природных диуретиках (мочегонных)
#старение мозга #секреты долголетия #активность мозга #старческая деменция #улучшить память
Примеры людей с такой памятью
Феноменальная память – это явление, характерное для многих выдающихся личностей. Известно, что такими способностями в разное время обладали:
- Физик Николо Тесла;
- Композитор и пианист Сергей Рахманинов;
- Папа Римский Иоанн Павел Второй;
- Гарри Каспаров, знаменитый шахматист;
- Юлий Цезарь, древнеримский император.
Примечательно, что большинство выдающихся личностей с супер способностями было так же успешно в других областях (например, Юлий Цезарь был не только влиятельным политиком, но и прекрасным полководцем). Поэтому эксперты психологии, считающие неординарную память аномалией, не всегда правы.
Большая скорость запоминания поможет на пути к славе
Диагностика
Диагностику конфабуляций проводит психиатр или невролог. Первичное обращение предполагает комплексное обследование, по итогам которого можно установить основное заболевание.
Беседа пациента со специалистом проходит в присутствии близкого родственника. Это помогает опровергнуть вымышленные факты или наоборот подтвердить их правдивость.
Таким образом происходит сбор анамнеза с параллельным контролем за вербальным поведением пациента. Попутно вычисляется наличие либо отсутствие галлюцинаторных симптомов и бреда.
В процессе неврологического осмотра врач проверяет сохранность рефлексов, состояние тонуса мышц, чувствительность и двигательные навыки. После этого необходимо провести более детальную оценку состояния ЦНС и таким образом обнаружить основную проблему.
В зависимости от ситуации и степени выраженности конкретных симптомов для этого может понадобиться результат ЭЭГ и КТ либо МРТ головного мозга.
Психопатологическое обследование в этом случае потребует от пациента выполнения ряда несложных тестов:
- Диз-Родигер-МакДермотт парадигма. Пациенту предлагают прослушать аудиозапись с несколькими тематическими категориями слов. Если пациент уверенно называет слова, которые не звучали, это и есть яркий признак конфабуляции.
- Задачи воспоминаний. Пациент должен вспомнить любую хорошо знакомую всем и ему историю. На основании его рассказа фиксируются все искажения и ошибки, которые заключаются либо в подмене действительных фактов на вымысел, либо включение посторонних эпизодов, которых в истории быть не могло.
- Задачи распознавания. Тест заключается в серии быстро показанных изображений. При этом одни изображения демонстрируются только единожды, а другие по несколько раз. Если пациент уже видел изображение прежде, он должен об этом сигнализировать. Спустя непродолжительное время задание повторяется. Если пациент при повторе допускает больше ошибок, чем при первом показе, это свидетельствует о путанице и присущих ложных воспоминаниях.
Чем могут помочь врачи?
Предлагаются методы лечения и «укрепления» головного мозга и аналогичными им препаратами, улучшающими кровоснабжение и метаболизм его структур ( , Фенотропилом).
Необходимо сбалансированное питание с достаточным содержанием жизненно необходимых веществ, рациональные физические нагрузки, отвлекающие подвижные игры на свежем воздухе.
Из методов психологического воздействия могут быть предложены гипнотерапия, релаксирующая терапия, а также методы восточной медицины: иглотерапия, цигун, йога, позволяющие достигать максимальной концентрации внимания на настоящем моменте, не «убегая» в события времени прошлого и будущего.
И, несомненно, главным условием успеха лечения должно быть желание сотрудничества больного с врачом-специалистом.
Упражнения и методы для запоминания информации
Для того чтобы удержать в голове большое количество данных, можно использовать разные методы. Все они довольно простые, но эффективные. Обычно психологи рекомендуют следующие техники:
- Метод ассоциаций. Например, для запоминания номера телефона нужно найти в нем цифры, связанные с каким-то важным событием или образом (день рождения родственника, собственный возраст, текущий год);
- Мнемотехника – используется для удержания в голове группы слов, не связанных друг с другом по смыслу. Из этих слов необходимо составить предложение и представить его визуально;
- Мысленное создание цветного, красочного образа на основе прочитанного или услышанного текста;
- Развитие скорости чтения и концентрации внимания на прочитанном.
Эти методы можно чередовать друг с другом и использовать в разных ситуациях, в зависимости от типа информации, подлежащей запоминанию. Для того чтобы развить быструю музыкальную память, психологи рекомендуют как можно чаще слушать музыку и пытаться воспроизводить услышанное голосом или при помощи любого инструмента.
Внимание! Ежедневные тренировки по 10-15 минут будут гораздо полезнее, чем занятия 2-3 раза в неделю по часу. Слишком долгие интенсивные тренировки могут привести к перегрузке мозга
После каждого занятия необходимо проводить умственное и физическое расслабление.
Быстро развить способности помогает совмещение нескольких методик
Метод Цицерона или римской комнаты
Специалисты зачастую применяют способ под названием «Римская комната», который использовал Цицерон. Он заключается в разучивании чего-либо в домашней обстановке. При воспроизведении человек вспоминает помещение с его элементами, а вместе с тем всплывают факты и события. Простой способ привязки информационных понятий к предметам комнаты состоит из ряда этапов.
- Создание матрицы, включающей основные образы. Для этого можно взять любое помещение: квартиру, офис, магазин, а также часть города. Важна последовательность прохождения через сознание тех предметов, к которым привязываются элементы информации.
- Закрепляем маршрут, чтобы исключить хаос из процесса, сделать запоминание логичным, имеющим смысл.
- Привязка к хорошо известным образам информации, из которой можно сделать связное повествование.
- Применяем правила запоминания.
- Новые образы связываем со светлыми местами, делая их четкими.
- Превращаем большое в маленькое и наоборот.
- Придаем динамику, шевелим образ.
Рекомендации по развитию памяти с использованием метода Цицерона даются тренингами в первую очередь. Ведь это простое и эффективное средство, которого некоторым людям будет достаточно. Тренировку можно осуществить в любом месте.
Люди с феноменальной памятью, которым не нужно было думать, как ее развить
Я думаю, не стоит сосредотачиваться на том, что такое феноменальная память, ведь само слово «феноменальный» должно вам все объяснить.
Если способности человека к запоминанию вас поражают, вызывают восхищение и зависть – это она и есть.
Конечно, большинству известных людей с феноменальной памятью не приходилось ежедневно трудиться, чтобы ее развивать.
Но без регулярных нагрузок своего мозга и тренировок им бы не удалось отшлифовать свои природные данные.
Если говорить об известных (реальных) личностях, имевших феноменальную память, то обязательно нужно назвать:
-
Наполеона.
Думаю, многие слышали, что император знал в лицо и по имени всех своих солдат (кстати, подобными данными мог похвастаться и Чезаре Борджиа).
Но на этом демонстрация феноменальной памяти Наполеона не заканчивалась.
Например, согласно воспоминаниям современников, еще, будучи простым офицером, он во время сидения на гауптвахте прочел книгу по праву римлян и через несколько десятилетий мог дословно пересказа то, что в ней было написано.
-
Лев Сергеевич Пушкин (брат великого поэта) тоже обладал феноменальной памятью, которая проявилась во время потери А.С. Пушкиным V главы «Евгения Онегина».
Услышав раз поэму, Л.С. Пушкин смог полностью восстановить текст утерянной главы.
- Получивший славу в первой половине ХХ века шахматист А.А. Алехин мог легко играть одновременно с тремя десятками соперников, помня все ходы и комбинации.
Конечно, это далеко не весь перечень людей, имевших феноменальную память, но, думаю, в качестве доказательства того, что они – не миф, этих нескольких имен будет достаточно.
Упражнения для развития памяти у дошкольников
Тренировать мозг надо еще в самом маленьком возрасте. Когда ребенок собирает пирамидку из колец, повторив несколько раз возведение этой конструкции, он скоро запомнит, что сначала надо на штырь надевать самый большой бублик, потом поменьше, сверху самые маленькие. На верхушке устанавливается конус или звездочка.
Хорошо тренирует память малышам разучивание коротеньких стишков, вроде:
Очень весело при этом изображать походку медведя, стукнуть себя по лбу и топнуть ногой в нужном месте. Эти несложные манипуляции к слуховой памяти добавляют зрительную и двигательную.
Сказки, с частыми повторениями: «Мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку», – развивают слуховую память и зрительную, если при этом рассматривать красочную книгу с картинками.
Составление картинки из пазлов развивает внимание к деталям и зрительную память. Ребенку постоянно приходится сравнивать кусочек рисунка с общим изображением
Работа зрительной памяти и ее польза
Зрительные образы имеют огромное преимущество над слуховыми и тактильными, глаза могут передавать намного больше информации, к тому же такая способность поддается тренировке и может быть подспорьем для некоторых манипуляций с памятью.
Лучшая сохранность информации
В нашей статье о видах памяти по содержанию, вы наверное заметили, что только кратковременная память использует аудио образы, в том числе и прочитанной информации, более длительное время хранения непременно требует визуализированного полного образа. Часто, достаточно связать услышанное с каким либо увиденным образом, не обязательно тематическим, и эта информация воссоздается в памяти намного легче и точнее.
Способность воссоздания деталей
Наш мозг имеет возможности шире нашего представления, например нам кажется, что мы можем запомнить только базовые характеристики увиденного объекта, однако те, кто хоть немного времени уделяют развитию зрительной памяти, смогут из зрительного образа воссоздать еще и мелкие детали, которые были упущены нашим вниманием
Обязательная база для мнемотехник
Желающие обладать феноменальными способностями памяти, успешно используют различные мнемотехники, которым мы уделили отдельную статью, однако без достаточного развития зрительной памяти и отдела пространственной ориентации, такие способности развивать просто невозможно. Это еще один аргумент в пользу занятий собственной памятью.
Эксперименты с вымышленными событиями
В рамках исследований работы с вымышленными образами, были проведены наблюдения над группами людей, доносящими ложные события собеседнику. В случае, когда разговор проходил в форме опроса, где наблюдаемому задавались вопросы о событии, а он лишь кратко отвечал, большинство уже не смогли воссоздать своей истории через двое суток.
Та группа, где участники сами вели рассказ, подкрепляя его деталями и логическими доводами, справилась намного лучше и детальная история сохранилась в памяти на долгое время.
Вывод из этого наблюдения прост: чем больше уделить внимания информации, тем на дольше она сохраниться, образовав стойкий и детальный образ, именно такой, как нужен нашей долгосрочной памяти.
Что еще необходимо, чтобы развивать феноменальную память?
Если вы действительно хотите развить феноменальную память, то помните, что для этого следует делать все возможное.
Не только выполнять специальные упражнения и практиковать разные методики, но и:
-
Правильно питаться: овощами, фруктами, мясом, рыбой, натуральными соками, зеленью, злаками, орехами, кисломолочными продуктами и т.д.
Никакой травли своего организма чипсами, копченостями, алкоголем и прочей гадостью.
-
Заниматься спортом.
Спорт помогает развить выносливость, активность, упорство, усердие, а еще он улучшает работу мозга.
- Проводить время на свежем воздухе, хорошо проветривать свое жилье и место работы – без кислорода жизни нет.
- Пить достаточно воды (не менее двух литров в день, а летом – еще больше).
- Высыпаться, чтобы обеспечивать нормальную работу своего мозга.
Рекомендуем к просмотру интересный видеосюжет о том,
что такое феноменальная память и как ее развивать:
Согласитесь, алкоголику, что плохо питается, мало спит и боится физических нагрузок бесполезно спрашивать, как развить феноменальную память.
Ему никакие упражнения не помогут.
Только комплексно подойдя к проблеме, ее можно решить.
Врожденные феномены памяти
Некоторых людей по праву относят к особой группе за их способности к запоминанию информации, однако такой дар вовсе не является плодом их усердных тренировок, они попросту с ним родились. Именно поэтому принято считать, что феноменальные типы памяти являются исключительно врожденными и не поддаются эффективной тренировке. Впрочем, не стоит расстраиваться, ведь такая способность является не только приятным даром, но и тяжелой ношей, так как при этом у ее носителей нарушены процессы забывания, что ведет к значительной нагрузке на мозг.
Эйдетическая память
Это та самая пресловутая фотографическая память, когда человек после кратковременного созерцания графической информации, способен в точности и деталях ее воспроизвести или использовать ее. Примечательно, что такой тип памяти отмечается не только у взрослых людей, но даже чаще у детей, однако такое явление остается очень редким и выражается единичными случаями в мировой практике.
Ученые предполагают, что уникальность фотографической памяти продиктована толстыми нервными пучками, идущими от глазного аппарата к центрам в мозгу, способными передавать огромный поток детальной информации, однако эта особенность присуща каждому человеку, а уникальной способностью к точному запоминанию обладает меньше 1% людей. Вполне резонно предположить, что секрет кроется именно в процессе затухания памяти, а не в особенностях получения информации, однако точный ответ на этот вопрос требует намного больше времени и исследований.
Абсолютная автобиографическая память
Еще один подвид врожденной феноменальной памяти, ее обладатели с очень высокой точностью могут вспомнить практически всю свою жизнь и смогут назвать дату и приблизительное время того или иного своего занятия. Такая способность столь же редко встречается, как и фотографическая память и по наблюдениям нейрофизиологов, ее нельзя целенаправленно развить посредством умственных упражнений.
Всяческие программы, предлагающие по их окончании обзавестись уникальной памятью, как минимум неэффективны, и секрет кроется в нарушенном процессе угасания воспоминаний. Не стоит расстраиваться из-за невозможности приобретения такого «дара», ведь часто мы стремимся поскорее что-то забыть, а эти люди сделать так не могут. Такая нагрузка на нервную систему чрезмерна и даже если бы нашелся способ получить желаемую память, большинство не выдержало бы эмоционально.
Уникальные носители фотографической памяти
В мировой истории не так уж много личностей, продемонстрировавших необыкновенные способности своей памяти. Возможно, на самом деле таких людей было больше, просто они не смогли реализовать такой дар и попасть в историю.
- Известный воинственный деятель Александр Македонский не только обладал способностями к стратегии, но и мог в лицо узнать любого из своей армии, он помнил их имена и краткую информацию о каждом, а это приблизительно 30 тысяч человек.
- Древний мыслитель и философ Сенека также отличился выдающимся умением, в то время, когда о мнемотехниках никто и не слышал, он мог повторить около 2 тысяч несвязанных между собой слов, услышанных всего лишь один раз.
- Еще один философ и исследователь глубоких жизненных вопросов Сократ, по сохранившемся данным, знал в лицо и помнил имена всех жителей Афин того времени, а это по разным источникам близко к 20 тысячам человек.
- В наше время также встречаются подобные умения, стала известной на весь мир работница колл-центра в Австралии Паула, которая знает на память в районе 130 тысяч телефонных номеров организаций, помнит их адреса и краткую информацию.
Как вы наверное заметили, тренировать такую память неэффективно, так как она присуща небольшому числу людей с рождения, однако это вовсе не значит, что вы не сможете улучшить свою память в этом направлении, всегда можно и нужно заняться своей зрительной памятью, это неотъемлемая часть комплексного саморазвития.
Развитие способности посредством образности
Многие восхищаются теми, кому свойственна феноменальная память. Развитием данной способности одержимо немалое количество людей, и их можно понять. Что ж, если такого дара нет, то отчаиваться не следует. Нужно настроиться на самосовершенствование и начать тренироваться.
Нужно запомнить первое правила. Всю информацию надо трансформировать в образы (как правило, в визуальные). Они должны быть:
Цветными. Чем ярче будут цвета, тем легче окажется запомнить то, что в них окрашено.
Большими. Образ должен быть крупным, вне зависимости от действительных габаритов воображаемого объекта.
Детальными
Подробности важны, и надо научиться акцентировать на них своё внимание.
Яркими. Тут даже объяснять не нужно
Всем понятно, что тусклые образы запоминаются крайне плохо.
Объёмными
Пытаясь рассмотреть образ у себя в голове со всех сторон, удаётся не только детализировать его, но и поспособствовать развитию воображения, что тоже немаловажно.
Данный способ подойдёт даже для занятых людей. Феноменальную память развивать образами очень удобно, ведь они окружают нас повсюду.
Объяснение феноменов памяти
- Феномен мышечной памяти. Известно, что если человек начал тренировать мышцы после длительного перерыва, то ему гораздо проще набрать предыдущие результаты размера мышц и их мощи, нежели достигать этих высот с нуля.
- Генетическая память. Наследственная информация.
- Голографическая память. Голограмма позволяет записывать на одно и то же место огромное количество изображений, для этого достаточно всего лишь изменить угол наклона под которым лазер освещает кусок фотопленки.
- Гипотеза Унгара. Американский физиолог Унгар связывал хранение в ЦНС с функцией целого ряда пептидов и белков. Для того, чтобы отличить вновь синтезируемый при обучении пептид от множества других, имеющихся в мозге, Унгар вырабатывал у крыс неестественный для них условный рефлекс — избегания темноты. Крыса, как ночное животное, в норме избегает света и стремится в экспериментальном открытом поле скрыться в какую-либо затемненную норку. Но как только она забиралась в темную норку, она получала удар тока. В конце концов такая крыса приучалась избегать темноты,чем существенно отличалась от своих сородичей, лишенных данного навыка. Из мозга обученных крыс Унгар выделил особый пептид, который никогда не встречался в мозге нормальных животных. Однако вскоре выяснилось, что и скотофобин не явился той молекулой памяти, которая была бы способна записывать ту или иную конкретную информацию. По своей структуре скотофобин оказался похож на молекулу АКТГ, которая также обладала способностью улучшать формирование памяти, но не являлась специфичной ни для одного навыка.
- Гипотеза Мак-Коннелла. Им были выполнены опыты на белых червях — планариях по «переносу памяти». У планарий вырабатывали условный рефлекс избегания света.
- Гипотеза Хидена. Установление связи между степенью выработки двигательных навыков и содержанием РНК в нейронах соответствующих моторных центров.
Отличия от других типов амнезии и парамнезии
В психиатрической практике выделяют такие основные типы амнезии:
- антероретроградная и ретроградная. При таких типах информация стирается до момента возникновения заболевания;
- антероградная: больной не может воспринимать информацию после начала заболевания;
- синдром Корсакова: тяжелая форма потери памяти, характеризующаяся острым дефицитом витамина В1;
- фиксационная: характеризуется невозможностью сохранять новую информацию;
- перфорационная: информация накапливается частично;
- травматическая: является последствием травмы головы, сопровождается исчезновением из памяти фактов, касающихся личной жизни больного;
- детская: отсутствуют воспоминания о раннем детстве.
Принципиальной разницей между другими типами амнезий и псевдореминисценциями, а также другими видами парамнезии является то, что при последней происходит только искажение воспоминаний. При большинстве амнезий воспоминания пропадают полностью.
Псевдореминисценции характерно только смещение событий во времени, при этом они действительно происходили, но чаще всего раньше, чем человек об этом рассказывает. Бывает и наоборот, события переносятся в более отдаленный промежуток времени.
Криптомнезия – вымышленные события представляются больным как реальные. В некоторых случаях они могут быть взяты из литературы или художественного фильма. Иногда такой диагноз ставится людям, которые подробно рассказывают о событиях пережитых ими в прошлой жизни.
Конфабуляции — вторая сторона одной медали
Конфабуляции – при этих типах расстройств в качестве реальных фактов предоставляются галлюцинации. Различают несколько видов расстройства. Существуют две основные классификации. По содержанию:
- мнемонические – вымыслы о текущих событиях;
- экмнестические, при которых происходит сдвиг в прошлое;
- фантастические содержат в себе множество вымышленных фактов.
Также нарушение классифицируются по происхождению:
- внушенные – спровоцированные подсказками или наводящими вопросами;
- бредовые – возникают как следствие бредовых идей;
- мнестические – замещают пробелы в памяти;
- онейрические – обуславливаются нарушениями сознания непродуктивного типа;
- экспансивные – характеризуются идеями бреда величия, больной пытается показать себя гениальным изобретателем, интеллектуально одаренным, чрезмерно богатым и так далее.
Основное отличие конфабуляции от псевдореминисценции в том, что первое это галлюцинация памяти (т.е события не было вовсе), а вторая —
Криптомнезия, конфабуляции и псевдореминисценции представляют собой одну и ту же проблему, только несколько видоизмененную.
Различия проводят для правильного понимания и адекватного общения с больным для того, чтобы избежать негативной реакции и отличить реальные события от вымышленных. Также это требуется для правильной диагностики, а значит и лечения расстройств памяти.
Хорошая память у детей – залог успеваемости
С поступления в первый класс и до окончания школы ученик постепенно готовится к взрослой жизни. Он усваивает знания по множеству дисциплин, становится серьезнее, взрослеет, задумывается о своей будущей специальности. Часто успеваемость в школе предопределяет наше будущее: у тех, кто хорошо учился, больше шансов поступить в хорошее высшее учебное заведение, получить востребованную специальность. Тот ребенок, успеваемость которого оставляет желать лучшего, ограничен в своих возможностях.
Нередко родители сталкиваются с тем, что, несмотря на усердность и желание учиться, детям тяжело дается школьная программа. Они тратят много времени на подготовку к урокам, но не достигают высоких результатов на этом поприще. Зачастую это связано с плохой памятью и отсутствием концентрации.
Школьник, который уделяет много времени учебе, но не достигает высоких результатов, испытывает огромный стресс. Недовольство родителей и учителей особенно обидно, когда прилагается много усилий, но заветных пятерок в дневнике не появляется. У таких детей нередко пропадает всякая мотивация учиться, что ведет к еще большим проблемам с успеваемостью.
Нередко случаются проблемы и у тех малышей, которым не хватает внимательности. Они допускают глупые ошибки в контрольных и самостоятельных работах, чем вызывают удивление педагогов.
Даже в первом классе малыш может заметить, что одни его сверстники быстрее учат стихи и запоминают новые темы, чем другие. Это связано с тем, что у каждого память развита на разном уровне. В каких-то случаях с легкостью запоминать информацию удается благодаря врожденным способностям, но чаще всего это результат длительных тренировок.
Чтобы повысить успеваемость, необходимо уделять повышенное внимание развитию интеллекта, а особенно улучшению памяти и внимания. На сегодняшний день существует множество программ, которые учат лучше запоминать информацию и быстро вспоминать ее по мере необходимости
Лечение
В настоящее время не существует конкретного медикаментозного лечения, которое могло бы восстановить процессы запоминания, поскольку нет доказанного и проверенного фармакологического средства.
В основном используются косвенные методики лечения, среди которых стоит отметить следующие:
- терапия основного психического заболевания;
- применение ноотропов, которые восстанавливают структуры мозга, к ним относится ноотропил, фенотропил и многие другие.
- стабилизация кровообращения основных мозговых структур;
- психотерапия;
- диагностика и исключение психотравмирующих ситуаций в жизни человека, устранение стрессового состояния.
Лечение необходимо проводить в условиях диспансерного наблюдения, необходима постоянная регистрация всех изменений. Лечение зависит от специфических черт основной патологии, которой страдает человек. Помимо ноотропов, ускоряющих работы нервных клеток, назначаются витамины и антиоксиданты
Также важно обеспечение и создание благоприятной обстановки вокруг пациента. Больной должен быть ограничен от любых факторов, провоцирующих стресс
Что такое феноменальная память
Вопреки распространенному заблуждению, умением запоминать большое количество информации в считанные секунды владеют не только «избранные». Развить эти уникальные способности может любой психически здоровый человек, с любым уровнем интеллекта. Пол, возраст и социальное положение значения не имеют.
Феноменальной можно считать способность к усвоению и точному запоминанию большого объема данных, не имеющих смысловой связи. Это значит, что человек, обладающий такой способностью, может длительное время удерживать в мозгу «фотографию» любого зрительного образа: текста на родном или иностранном языке, картинки, комбинации цифр и символов.
Это необычное явление, определение которого встречается во всех учебниках по психологии, может быть вызвано следующими причинами:
- Генетическая предрасположенность;
- Врожденные аномалии в развитии некоторых участков коры головного мозга;
- Занятия с детьми младшего возраста по методикам раннего развития;
- Высокая скорость работы мозга.
Люди демонстрируют уникальные способности в запоминании разного вида информации: у некоторых блестящая звуковая память (или, выражаясь музыкальными терминами, «абсолютный слух»), кто-то может с первого взгляда запомнить большой письменный текст, кто-то в мельчайших подробностях пересказать длинную историю, услышанную только один раз. Некоторые психологи считают уникальные способности к запоминанию аномалией. С этим можно поспорить. Однако, нельзя не согласиться с тем, что люди с таким талантом (особенно дети и подростки) требуют индивидуального подхода. Несмотря на свои способности, они часто бывают плохими учениками в школе, чувствуют себя некомфортно в коллективе и могут испытывать трудности в социальной адаптации.
Искусство быстрого запоминания можно развить
Память: психология, свойства и классификация
Память — это особенный процесс, благодаря которому происходит накапливание и хранение информации: человек переживает события, случившиеся в прошлом, анализирует ситуацию, переосмысливает чувства и эмоции.
Любая жизнедеятельность невозможна без памяти, так как именно прошлый опыт помогает познать себя, расширить восприятие информации, научиться чему-то новому
Поэтому важно понимать, что такое память и какой она бывает
Существует несколько теорий, которые раскрывают понятие по-своему. Например, ассоциативная концепция говорит о том, что память — это воссоединение материала через ассоциации, а вот когнитивная теория утверждает, что накопление и совмещение информации происходит с помощью блоков.
Фото: Мои правила: UGC
Память классифицируют по нескольким признакам:
По времени хранения материала выделяют:
- Сенсорную память (очень короткое время хранения информации).
- Кратковременную (информация хранится около 30 секунд).
- Долговременную (информация сохраняется неограниченный срок).
Также многие задаются вопросом, что такое оперативная память. Этот вид хранения материала ассоциируется исключительно с электронными гаджетами и носителями информации, однако у человека она также присутствует. Оперативная память — это сохранение образа, который необходим для следующего действия. Обычно информация держится в памяти несколько минут или дней, после чего стирается.
По смыслу определяют:
- Образную память — способность человека запоминать и воссоздавать образы в мыслях.
- Двигательную. Этот вид памяти отвечает за основы движений, которые закладываются один раз и не забываются. Например, умение писать, ездить на велосипеде, плавать.
- Эмоциональную. Такая память основывается на переживаниях, чувствах и эмоциях.
- Словесно-логическую. С ее помощью человек способен запоминать мысли и высказывания других людей, анализировать, выстраивать логические цепочки.
- Автобиографическую. Как понятно из названия, такой вид помогает человеку помнить информацию о себе.
Фото: BioFile.ru: UGC
Также выделяют слуховую, вкусовую и зрительную память.
По степени опосредованности выделяют такие виды памяти:
- Непроизвольную. Представляет вид запоминания информации, для которого не прилагают никаких усилий: материал откладывается непроизвольно. Такую память еще называют генетической.
- Произвольную. Ее часто тренируют во время учебы в школе или институте. Чтобы удержать в мозгу какую-либо информацию, человеку необходимо приложить усилия: заучить, прочитать несколько раз, прослушивать в течение долгого времени.
- Метапамять. Вид встречается достаточно редко — это умение человека пользоваться знаниями о возможностях своей памяти и успешно воплощать их в жизнь.
Человеческая память работает достаточно стандартно: сначала идет запоминание, затем сохранение, воспроизведение и забывание информации. Некоторые воспоминания остаются на всю жизнь, другие же легко стираются.
Психологи и врачи рекомендуют постоянно развивать память с помощью чтения книг, учебы и выполнения специальных упражнений
Мозг человека нуждается в нагрузке и напряжении, поэтому уделяйте внимание не только внешности, но и развитию внутреннего мира