Характеристики самолета f-35

Особенности конструкции истребителя пятого поколения F-35 Lightning II

При разработке данной машины конструкторами было позаимствовано множество технических решений из предыдущего истребителя модели F-22. Нужно отметить тот факт, что конструкторами были проработаны три варианта данного самолета, которые отличаются между собой типом взлета и посадки. Базовая модель имела возможность производить стандартный взлет с разбега и посадку с использованием пробега по полосе. Модификация с обозначением F-35B производила достаточно короткий разбег для взлета, а посадка выполнялась вертикальным способом. Третья модель F-35C взлетала с авианосца с помощью специальной катапульты, а приземлялась за счет использования корабельного аэрофинишера.

Данная машина оснащена наиболее новым электронным оборудованием РЛС типа AN/APG-81, которое позволяет очень эффективно обнаруживать как наземные, так и воздушные цели. В состав авионики аппарата входит множество систем, среди которых станция с фазированием, представленная антенной AN/APG-81. Наибольшего внимания заслуживает система ЭОС, с помощью которой можно производить множество операций, а именно:

  • §   фиксировать пуск баллистических ракет группами на расстоянии в 1,3 тысяч километров, при этом можно следить за их полетом и вычислить их конечную цель;

  • §   обнаруживать на большом расстоянии вражескую технику как на земле, так и в воздухе;

  • §   проводить качественную навигацию в любое время дня и ночи;

  • §   сигнализировать о возможной ракетной атаке противника в сторону истребителя;

  • §   эффективно вычислять месторасположение огневых артиллерийских точек врага;

  • §   выполнять точный пуск ракет по самолетам, которые летят за F-35.

Кроме выше упомянутых систем и преимуществ, на машине было установлено еще множество вычислительных систем. Для передачи данных была установлена система MADL, которая могла работать в широком диапазоне. Данная система имела множество средств, которые могли защитить ее от вражеского вмешательства помехами, и защиту от перехвата частоты.

Особенностью компоновки самолета является шлем пилота, который оснащен множеством функций. Шлем для F-35 имеет обозначение HMDS, он позволяет пилоту смотреть через стенки самого самолета. Данный эффект получен за счет множества камер, установленных на борту, которые сопряжены со шлемом. Он позволяет пилоту производить обзор так, как будто бы самолета вовсе не существует. Данное оборудование разработано в Великобритании для бомбардировщика F-35. В настоящее время существует только один шлем данной конструкции, но за его изготовление берется израильская компания при поддержке американской фирмы Rockwell Collins. В планах изготовителей оснащать такими шлемами все самолеты типа F-35 с 2016 года.

Силовая установка представлена двигателем типа F135, который разработан фирмой Pratt&Whitney при поддержке компании Rolls-Royce Defence. По утверждению изготовителей данная силовая установка позволяет самолету выдерживать перегрузку в 9 g. Данный двигатель оснащает машину мощностью в 13 тысяч кгс, а в форсажном режиме 19,5 тысяч кгс. Ресурс использования данного мотора достигает 4 тысяч часов полетов.

Самолет F-35 имеет достаточно мощное вооружение, что позволяет проводить боевые операции с большой эффективностью. В состав вооружения входят ракеты типа воздух-земля с обозначением AIM-9 Sidewinder и ракеты класса AIM-120 AMRAAM. Также истребитель имеет крылатые ракеты типа Storm Shadow. Наибольшей мощностью вооружения обладали бомбы класса JDAM, которые весили 910 килограммов. В состав бомбовой нагрузки были включены управляемые бомбы AGM-154. Для уничтожения наземной техники противника использовали противотанковые ракеты.

В данное время идет разработка ракет для уничтожения водных объектов. Для самолета F-35 фирма General Dynamics изготовила четырехствольную пушку большого калибра с обозначением GAU-22/A. Особенностью аппарата является возможность пуска ракет и бомб при полете на сверхзвуковой скорости. Изготовители данной машины планируют разработать систему, которая позволит производить с борта самолета пуск ядерной ракеты типа В61.

Lockheed Martin F-35 Lightning II фото

Работы по созданию нового истребителя велись на фирмах «Боинг» и «Локхид—Мартин». Истребитель производится в трех вариантах: CTOL (для BBC), CV (BMC), STOVL (короткий взлет и вертикальная посадка).

Lockheed Martin F-35 Lightning II фото

Летные характеристики истребителя JSF практически не отличаются от характеристик самолетов этого класса, стоящих на вооружении ведущих стран мира на начало XXI в., однако новейшее бортовое обозначение, устанавливаемое на самолете, позволит получить неоспоримое преимущество в боевой обстановке перед воздушным противником.

Еврофайтер тайфун против СУ 35

Еврофайтер Тайфун (EF2000) – добротный европейский истребитель поколения 4+. Как и Су-35,он не дотягивает до 5-го поколения из-за высокой заметности (ЭПР=1м2), зато уже обзавёлся активной ФАР (фазированной антенной решёткой).

Малютка Eurofighter с 2003 года расплодился до 500+ штук

Внешне «Еврофайтер» на 6 м короче и на 4 м уже по сравнению с Су-35. Различия в габаритах дают разность массы (11 т против 19 т на Су-35) и скороподъёмности (315 м/с vs 280 м/с соответственно). При этом боевая нагрузка у них почти идентичная: 8 т у Су35 против «Еврофайтера» с 7,5 т. Узлов подвески у EF-2000 целых 13 – на 1 больше, чем у Су-35. Максимальная (2,25 Маха) и крейсерская (1,2 – 1,1 Маха) скорости истребителей примерно равны, как и потолочная высота (19,8 против 20 т), так что ракеты, выпущенные на сверхзвуке, будут лететь с колоссальной энергией.

«Eurofighter» особенно не гонится за невидимостью, поэтому щедро навешивает ракеты под крылья и корпус

Дальность обнаружения целей у Су-35 немного выше — 400 км против 300 км для целей с ЭПР=3 м2. Также у Су-35 есть система предупреждения о пуске ракет. Оба истребителя управляют двигателями всеракурсно, но преимущество в манёвренности – у Су-35. Боевой радиус EF-2000 c полной загрузкой ракетами «воздух-воздух» и 1 ПТБ — 1300 км. Су-35 в аналогичных условиях охватывает 1800 км.

«Еврофайтер» может похвастать ракетой «Метеор» (дальность – 100 км) с активным радиолокационным наведением. Целеуказание возможно в пассивном режиме – от ИК-комплекса или по источнику излучения, одурачить её очень непросто.

https://youtube.com/watch?v=jhb0emLeAIU

Обозреватель «National Interest»  Дейв Мажумдар и эксперт Королевского объединённого института оборонных исследований Джастин Бронк дают положительную оценку Су-35: он хорош в постановке помех и радиоэлектронной борьбе. «Ирбис-Э» позволяет перехватывать высокоточные стелс-ракеты, а баллистические ракеты уничтожать как на маршевом, так и на завершающем этапах.

Преимущество опыта и численности – на стороне западного истребителя. С 2003 года «Еврофайтеров» произведено уже почти 600 экземпляров (для авиации стран Европы, Омана и Саудовской Аравии). Су-35 увидел свет в 2014, к середине 2020 только 70 самолётов имеются в России и ещё 14 — в Китае.


Автор статьи:

Никифоров Владислав

Конкурент F-35

В зарубежных СМИ нередко можно встретить мнение о неудовлетворительном техническом состоянии люфтваффе со ссылкой на ежегодный отчёт Минобороны ФРГ. Так, в декабре 2016 года французский военно-аналитический бюллетень TTU (Très Très Urgent) сообщил, что из 216 истребителей Tornado и Eurofighter в воздух могут подняться 69 машин.

В июне 2018 года глава штаба ВВС ФРГ генерал-лейтенант Инго Герхартц, выступая перед парламентариями и промышленниками, заявил, что люфтваффе нуждается в срочной модернизации. По его словам, огромное количество боевых самолётов находятся в непригодном для эксплуатации состоянии по причине отсутствия запчастей и средств на их приобретение.

Также по теме

«Французам ничего другого не остаётся»: как Париж модернизирует истребитель Dassault Rafale

Минобороны Франции заключило контракт с компанией Dassault Aviation на модернизацию парка истребителей Rafale. Об этом сообщает…

Как сообщил в мае 2018 года журнал Der Spiegel, согласно отчёту Минобороны ФРГ, из 128 истребителей Eurofighter в боеспособном состоянии находятся только 39 машин. Помимо этого, издание рассказало, что элементы оборудования этих истребителей, необходимые для обнаружения противника в воздушном пространстве, в силу ряда технических причин выходят из строя и замены им не предвидится. Это сокращает число готовых к боевым вылетам самолётов. Источники журнала утверждают, что для эксплуатации пригодны около десяти машин.

Большие проблемы Германия испытывает с эксплуатацией парка Tornado. В марте 2018 года Reuters и Der Spiegel со ссылкой на доклад Минобороны ФРГ заявили, что немецкие истребители, выполняющие полёты в прибалтийских странах, в скором времени перестанут использоваться в миссиях НАТО.

Основная причина заключается в том, что самолёты люфтваффе не оснащены шифраторами для защищённой передачи данных. Таким образом, важная для альянса информация может быть перехвачена третьими государствами. Отмечается, что патрулирующие небо над Прибалтикой Tornado были приняты на вооружение в 1981 году и сейчас нуждаются в срочной модернизации.

Владимир Попов считает логичным желание немцев заменить Tornado на Eurofighter Typhoon, чтобы обновить парк боевой авиации. В то же время эксперт отметил, что европейский истребитель нуждается в существенной доработке. В материалах Deutsche Welle говорится, что Eurofighter получился слишком дорогой и сложной в эксплуатации машиной. Стоимость одного истребителя составляет около $100 млн. 

  • Истребитель Eurofighter Typhoon ВВС Германии
  • Reuters

«Выбор у Германии невелик. Судя по всему, немцам придётся доводить до ума и модернизировать нынешний парк строевых самолётов. Покупать менее дорогие F/A-18 бундесверу однозначно не стоит. Во-первых, это не новый самолёт. Во-вторых, существует большая вероятность, что американцы продадут Германии бывшие в употреблении машины, которые находились на хранении, а потом прошли капитальный ремонт и модернизацию», — подчеркнул Попов.

Юрий Кнутов напомнил, что Германия возлагает немало надежд на успех совместного с французами проекта «боевой воздушной системы будущего» (Future Combat Air System, FCAS). Берлин и Париж рассчитывают разработать самолёт нового поколения, способный поражать все виды целей. Работы по многофункциональному истребителю планируется завершить к 2035—2040 годам.

«На мой взгляд, FCAS при реализации столкнётся с множеством объективных технических проблем. Но гораздо важнее, что этот проект является очередным конкурентом F-35, а это автоматически означает огромное сопротивление со стороны США», — отметил Кнутов.

[править] Оценки

Хотя самолёт поставляется в рамках военной помощи, он вызывает неоднозначные оценки у специалистов.

Критики считают, что такое большое количество заказанных самолётов Израилю не нужно: потенциальные враги слишком слабы и масштабная война в воздухе не предвидится (эти разговоры заглохли после ввода российских войск в Сирию, а в целом, Израилю не с кем воевать в воздухе до тех пор, пока он силён в небе). Также самолёт упрекают в недоработках, дороговизне (до 100—144 миллиона долларов), сравнительно малой боевой нагрузке (лишь 2,4 тонны бомб и боеприпасов), радиусе действия (примерно 1100 км) и т. д. Существенно и то, что дорогое обслуживание самолётов не будет покрываться американской помощью.

Однако, нельзя забывать, что самолёт не просто поставляется по линии военной помощи в рамках Меморандума о взаимопонимании, подписанного между Иерусалимом и Вашингтоном, но и позволяет получать заказы израильским предприятиям. Израильские компании в рамках договора о закупке F-35I получили от авиастроительной корпорации Lockheed Martin заказы на 770 миллионов долларов. Основную часть этих средств получили концерн Израильская авиационная промышленность, производящая самолетные крылья, и концерн «Эльбит Маарахот», производящий шлемы пилотов. Но и большое число малых и средних израильских фирм получили отдельные заказы напрямую от Lockheed Martin или же выступают субподрядчиками IAI и «Эльбита». Если Израиль решит приобрести все 75 самолётов, обратные закупки Lockheed Martin в Израиле составят 4 миллиарда долларов.

Так, в сентябре 2019 года было сообщено, что согласно данным министерства обороны Израиля, в рамках сделки по поставке самолетов F-35 для ВВС Израиля корпорация Lockheed Martin закупила в Израиле товары и услуги на 1,75 миллиарда долларов. Из них 1,2 миллиарда долларов Lockheed Martin потратила на закупку пилотных шлемов у концерна «Эльбит». 344 миллиона долларов были потрачены на заказ самолетных крыльев у концерна IAI. Также крупные заказы получили компании Cyclone,Tadiran Communications, SimiGon, Cabiran Investment Casting Solutions и Gilboa.

Командующий ВВС Амир Эшель высоко оценил данную машину: «это больше, чем просто самолет. Это то, что трансформирует всю систему в гораздо более эффективную и гораздо более смертоносную силу». Эшель считает, что F-35I неуязвим для С-400.

«Отстали лет на десять»

В беседе с RT военный эксперт Владислав Шурыгин заявил, что результаты расследования POGO свидетельствуют о стремлении американских чиновников «продавить» запуск программы производства F-35. По этой причине Минобороны США не желает признавать допущенные в ходе реализации проекта ошибки. 

Как пояснил эксперт, Пентагон и американские корпорации закрывают глаза на проблемы истребителя, рассчитывая любыми способами решить вопрос окупаемости проекта при уменьшении цены F-35. С этой целью они собираются как можно скорее запустить масштабное производство. В противном случае программа самолёта пятого поколения окажется убыточной.

«F-35 в концептуальном отношении — превосходная машина. Однако нынешняя ситуация с ним свидетельствует о серьёзных просчётах, которые корпорация Lockheed Martin допустила ещё на начальном этапе проектирования. В итоге они вылились в системные недостатки, на решение которых потребуется как минимум несколько лет и десятки миллиардов долларов. Сейчас F-35 — это сырая и достаточно дорогая машина», — подчеркнул Шурыгин.

Гонки по вертикали

F-35B станет третьим в истории самолетом с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП), принятым на вооружение — после британского «Харриера» и советского палубного Як-38. И если смысл создания последних очевиден, то появление «вертикалки» на базе F-35 не поддается здравому объяснению.

«Харриер» создавался как ответ на угрозу разрушения аэродромов в первые часы новой мировой войны. Впоследствии, когда выяснилось, что СВВП, в любом случае, не конкурент классическим истребителям, «Харриер» эволюционировал в «Си Харриер» и перебазировался на палубы мини-авианосцев. На безрыбье и рак рыба, — решили британские адмиралы, а следом за ними итальянцы, испанцы, индусы, тайцы и КМП США. Несмотря на то, что модернизированный «Харриер II» продолжает эксплуатироваться в наше время, его боевая ценность всякий раз оказывается сомнительной.

Як-38 — следствие неопределенности с обликом советских авианосцев (или, по принятой классификации — тяжелых авианесущих крейсеров). В результате на свет появилось летающее чудо без радара, чья боевая нагрузка достигала одной тонны!

Мизерная боевая нагрузка, слабые ЛТХ и «огромный» боевой радиус, за который «Як» удостоился почетного звания «самолет охраны мачты» — в результате этих перечисленных «достоинств», СВВП оказался совершенно бесполезен для решения любых насущных задач. Единственной положительной особенностью Як-38 была система принудительного катапультирования — несмотря на зашкаливающее количество катастроф, обошлось без серьезных человеческих жертв. «В небе реет грозный «Як» — «Як» о палубу шмяк»! И добавить тут нечего.

Для чего янки в XXI веке понадобилось «наступать на грабли» и создавать то, что противоречит законам природы? «Вертикалка» априори уступает обычным самолетам. А необходимость создания такой техники отнюдь не так очевидна, чтобы оправдать дополнительные затраты и серьезное ухудшение ЛТХ истребителя.

На первый взгляд, ответ прост: СВВП создаются по заказу авиации КМП, для базирования на передовых базах и тесных палубах десантных кораблей. Однако, в данном случае, возникает неразрешимый логический парадокс: в чем смысл базирования истребителей на палубах УДК?

Оперативность их применения, быстрое реагирование, оказание огневой поддержки десанту… Но что значат 5-10 недосамолетов, когда на траверзе идет «Нимиц» с полным авиакрылом? Ведь американцы гордятся количеством своих авианосцев; просто невероятно, чтобы в ходе боевой операции рядом не оказалось такого корабля. В свою очередь, «Нимиц» и УДК — просто мелкие озорники на фоне крылатой мощи Военно-воздушных сил.

Данная логическая цепочка может привести к единственному выводу — размещение «вертикалок» на палубах УДК не имеет никакого практического смысла. Это блажь, дешевая игра мускулами. Решение о закупке «тридцать пятых» в виде F-35B лишь снизит боевой потенциал вооруженных сил США. Чему мы искренне рады и всецело поддерживаем дальнейшее развитие программы F-35B.

С точки зрения интересов России, было бы гораздо опаснее, если бы эти «недосамолеты» оказались на палубах «Нимицев» в виде F-35С или еще страшнее — воплотились в виде F-35A в строевых эскадрильях ВВС США.

F-35B и почетный сенатор МакКейн. Оба друг друга стоят

Точно также, F-35B не слишком жалуют за рубежом. Из 11 стран, выразивших свой интерес к проекту JSF, приобрести «самолет на букву «Б» согласны лишь две — Великобритания и Италия. Изначально британцы презрительно морщили носики при виде F-35B, рассчитывая оснастить свои авианосцы более приличными F-35C. Но потом у них не хватило средств на электромагнитную катапульту, и пришлось брать то, что подходит «Queen Elizabeth» в её нынешнем, весьма прискорбном состоянии. Чтобы облегчить участь морских авиаторов, британцы обещают оснастить «Королеву» носовым трамплином.

Что касается жизнерадостных ВМС Италии с потешно-показушным авианосцем «Кавур» — здесь долгие комментарии излишни. Итальянцы заказали целых пятнадцать (!) вертикалок в интересах моряков и еще 75 машин (60 F-35A и 15 F-35B) для своих ВВС.

Создание F-35B нецелесообразно с военной точки зрения. Появление этих машин продиктовано желанием морпехов подчеркнуть свою «исключительность» и поддержать преемственность традиций. Какие-либо другие объяснения здесь исключены.

Сравнение характеристик СУ 35 и F 22

F-22 «Raptor» делает ставку на незаметность и дальний бой: быстрее обнаружить противника (150 км против 90 км) и быстрее выпустить ракету (дальность самой совершенной AIM-120D Scorpion – 180 км). Су-35 хорош для ближнего боя (догфайта). Если он переживёт дальнюю атаку (а шансы довольно высокие) и увидит противника на радаре, у  F22 будут серьёзные проблемы.

Принципиально важные сравнительные технические характеристики – в следующей таблице:

F-22 Су-35
Характеристики 5-го поколения
ЭПР 0,001-0,1 м2 0,7-2 м2
Радиолокационная станция AN/APG-77 с активной фазированной антенной решёткой. Дальность обнаружения:

Су-35 – 150 км

Воздушных целей с ЭПР=1м2 – 225 км

«Ирбис» с пассивной фазированной антенной решёткой. Дальность обнаружения:

«Раптора» (целей с ЭПР=0,01 м2) — 90 км

Воздушных целей с ЭПР=3 м2 – 150-400 км

Оптика в инфракрасном спектре Нет (ночью не отследит полёт других истребителей) ОЛС-35 (оптико-локационная система) с тепло- и телевизионными каналами
Система инфракрасного обнаружения и сопровождения цели нет

IRST (инфракрасная система пассивного сканирования – не выдаёт себя, т.к. не излучает волны) встроена в ОЛС-35, дальность – 80 км, 4 цели одновременно.

Предупреждение о пуске ракеты да да
Сверхзвук без форсажа Да (крейсерская скорость — 1960 км/ч, или 1,82 Маха) Да (крейсерская скорость – 1350 км/ч, или 1,1 Маха)
Габариты и лётные характеристики
Максимальная скорость на форсаже 2,25 Маха (2410 км/ч) 2,25 Маха (2410 км/ч)
Боевой радиус 760 км 1600 км
Перегоночная дальность (без подвесных топливных баков и дозаправки) 3220 км 3600 км
Максимальная высота 20 км 20 км
Размер 19х14х5 м 22х15х6 м
Масса Пустого — 19,7 т

Взлётная – 38 т

Топлива – 8,2 т

Пустого – 19 т

Взлётная – 34,5 т

Топлива – 11,5 т

Вооружение
Максимум ракет «воздух-воздух» 6 внутри + 2 снаружи 6 внутри + 8 снаружи
Боевая нагрузка 3,5 т 8 т
Оружие дальнего боя AIM-120 в разных модификациях с инфракрасным и радиолокационным самонаведением, дальность – 50-180 км Р-27 в разных модификациях с инфракрасным или радиолокационным самонаведением, дальность – 50-110 км

K-77M с радиолокационным самонаведением, дальность — 190 км

Р-37 с радиолокационным самонаведением, дальность — 300 км

Оружие ближнего боя Новая AIM-9 с матричной инфракрасной головкой самонаведения и управляемым вектором тяги. Дальность – 18 км Р-73М с двухдиапазонной инфракрасной головкой самонаведения и аэрогазодинамическим управлением. Дальность – 20 км
Авиапушка Барабанный 20-мм Вулкан М612А 30-мм ГШ-30-1
Сколько и за сколько
стоимость 140 млн. долларов 50 млн. долларов
Количество на вооружении (на 2020 год) 180+ 50
Опыт использования С 2005 С 2014

Су-35 уязвим, когда не видит противника на радаре (или своими глазами). На своей территории с поддержкой ПВО он повелитель неба

Вариации

F-35 обоснованно критикуют во всём мире (в США критики разбирают его недостатки по винтику не меньше, чем в России или Европе) за излишнюю универсальность. Всё же палубный и наземный истребители – это очень сильно отличающиеся друг от друга машины.

Одновременно разрабатывались следующие модификации:

  • F-35А или CTOL – истребитель наземного базирования. Эта версия должна быть самой простой, дешёвой, массовой и доступной для внесения изменений согласно пожеланиям стран-участниц проекта.
  • F-35В или STOVL – истребитель, способный взлетать с укороченных площадок и садиться вертикально. Проектировался и изготавливается специально для морской пехоты. Наиболее критикуемая версия F-35.
  • F-35С или CV – палубный истребитель для ВМС. Конструкция подразумевает старт с катапульты и посадку с аэрофинишёром, поэтому самолёт имеет больший размах крыла и более высокую прочность.

Разработчиков ещё можно было бы понять, получайся столь разные самолёты за счёт унификации более или менее дешёвыми, ведь массовое производство удешевляет любое изделие. А у “Локхида” получилась универсально, массово и дорого. Так или иначе, любой вариант нового истребителя оснащается:

  • комплексом Link16 – система обмена данными между самолётами в воздухе и наземными службами
  • радиорелейной станцией с активной фазированной решёткой
  • дисплеем с проекцией на переднее стекло и активным шлемом с видеодатчиками
  • инфракрасной камерой. Кроме обнаружения целей она сигнализирует о засветке радаром
  • системой из шести инфракрасных сенсоров. Она позволяет вести бой в темноте и отслеживать потенциально опасные пуски ракет
  • Незначительно отличаются и полётные характеристики трёх моделей: F-35А и F-35В имеют одинаковые размеры 15,57 м в длину, 4,36 м в высоту с размахом крыльев 10,67 м. У самолёта F-35С размах крыльев на 2,5 м больше
  • крейсерская и максимальная скорость у всех моделей совпадают – 850 и 1930 км/час соответственно
  • самая большая дальность в модели “С” – 2 520 км. “А” летает” на 2 200, а “В” на 1670 км
  • боевая нагрузка составляет 9,1 тонны

В результате степень унификации F-35А и F-35В составляет 81%, а F-35А и F-35С – 62%. Для машин, состоящих из более чем 300 000 деталей, показатели весьма серьёзные.

Взлёт, полёт и вертикальное приземление F-35В. За откинутой крышкой виден двигатель, позволяющий совершать вертикальную посадку.

Стоимость и проблемы проекта

Программа пережила F-35 целую серию перераспределений бюджета удорожаний и задержек производства. Начиная с 2006 года начались первые проблемы с бюджетом, например чрезмерный параллелизм и большое кол-во изготовителей частей намного большей стоимости первых нескольких сотен F-35. К тому же многочисленный переоборудования и модификации внутренних узлов в рамках доводки первой серии еще больше взвинчивали производство. В ноябре 2010, GAO обнаружили, что внесение даже небольших изменений в истребитель заставляло менять целые сборочные линии у множества поставщиков. И небольшая ошибка одного из них приводила к огромным затратам.

Примерная схема общих взаимозаменяемых деталей F-35 (A/B/C).

21 апреля 2009 года, СМИ со ссылкой на источники в Пентагоне, сказали, что в течение 2007 и 2008, шпионы украли несколько терабайтов данных касающихся дизайна и электронной системы F-35. Что привело к огромному ущербу в стоимости и развитии систем. Lockheed Martin пришлось отклонить те решения в конструкции которые были скомпрометирован.

9 ноября 2009 года, Эштон Картер, заместитель министра обороны по закупкам, технологиям и логистике, признал, что в Пентагоне команда по оценке (JET) должна будет пересмотреть бюджет, что компенсировать вырисовывающиеся отклонения, и они сделают все возможное что бы их уменьшить.

11 марта 2010 года, отчет от Government Accountability Office Комитета Сената США по вооружённым силам, прогнозирует общую стоимость одного F-35A в районе $ 113 млн. Пентагон сообщил, что программа F-35 превысил свои первоначальные сметы по стомости более чем на 50 процентов. Внутренний доклад гласил о критических изменениях в проекте, JSF теперь не говорится, что высокая доступность и небольшие расходы являются основным приоритетом. Доклад настаивает, что F-35 станет «основным американский истребителем противовоздушного боя», и период разработки должен быть расширен на дополнительные 13 месяцев а бюджет увеличен еще на 3 млрд.

В ноябре 2010 года в рамках мер по сокращению расходов, сопредседатели Национальной комиссии по бюджетной ответственности и реформе предложили отменить модицикацию F-35B. Air Magazine группа сообщила, что «чиновники Пентагона» рассматривают вариант отказа от F-35B, потому что его малая дальность не позволит раскрыть всех преимуществ малой заметности. Консультант Lockheed Martin Loren B. Thompson сказал, что этот слух был результатом обычной напряженности в отношениях между ВМС США и Корпуса морской пехоты, и нет никакой альтернативы F-35B заменяющему AV-8B Harrier II.

В мае 2011 года, Пентагон заявил что новая цена в 133 млн не доспутима. Япония предупредила, что это может остановить их от покупки, рост дальнейшей цены не допустим. Канада так же обьявила что задумается, если цена буде дальше расти. По прогнозам США стоимость разработки уже достигла 323 млрд что делает ее самой дорогой за всю историю. В 2012 году общая стоимость жизненного цикла F-35 была оценена в $ 1,51 трлн. Чтобы уменьшить эту высокую стоимость жизненного цикла в течение 50- год жизни, ВВС США рассматривает снижение роли корпорации Lockheed Martin и поиск новых подрядчиков.

В 2012 году во избежание дальнейшего задержки и перепроектирования, МО США приняло уменьшенный радиус действия для F-35A и более длительный разбег для F-35B. Так же по оценкам радиус F-35B снизился на 15 процентов. на встрече в Сиднее в марте Соединенные Штаты обязались, что задержек программы больше не будет.

В 2013 году Lockheed Martin начал увольнять рабочих на заводе Форт-Уэрт, где были собраны первые F-35s. Они сказали что это необходимо для уменьшения расхордов на постройку самолетов. Пентагон пообещал продолжить финансирование программы насколько если это возможно. По состоянию на 2014, программное обеспечение является основным приоритетом разработки для F-35.

В июле 2013 года, было заявлено о новых задержках из за программного обеспечения и работы датчиков.

В 2014 году стоимость самолета опустился ниже 100 млн в первый раз, и ВВС ожидается и дальнейшего падения затрат.

Отчет 2014 Дж Майкл Гилмор заявил, что новые задержки программного обеспечения могут отодвинуть работы по проекту еще на 13 месяцев. [1

В 2014 году американский сенатор Джон Маккейн заявил что все проблемы с перерасходами и задержками связаны с «блатом» при заключении контрактов.

В итоге на 2014 го известно что самолет получился на 93% дороже, а эксплутационные расходы 79% выше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector