Эскадренный миноносец типа «лидер»
Содержание:
Вооружение
Главный калибр
Составлявшие артиллерию главного калибра три 130-мм двухорудийные башенные установки Б-2ЛМ, располагались в диаметральной плоскости, две из них в носу на полубаке и одна в корме. Носовые установки имели продольно-возвышенное расположение, установка № 2 имела более высокий барбет, обеспечивающий возможность стрельбы над первой. Для управления стрельбой использовалась система «Мина». В ее состав входил командно-дальномерный пост КДП-4, установленный на носовой надстройке с визиром центральной наводки ВМЦ-2 и двумя ночными визирами 1-Н. Дистанция до цели измерялась двумя дальномерами ДМ-3. Расчет углов наведения производился с помощью центрального автомата стрельбы ЦАС-2.
Характеристики орудий главного калибра:
Двухствольная 130-мм орудийная установка Б-2ЛМ
Характеристика | Значение |
---|---|
Калибр | 130 мм |
Полная длина ствола | 50 клб. |
Угол вертикального наведения | -5°; +45° |
Скорость вертикального наведения | 9,85 град/сек |
Скорость горизонтального наведения | 9,7 град/сек |
Масса башни | 48230 кг. |
Скорострельность | 12 выстр/мин |
Начальная скорость снаряда | 870 м/с |
Дальность стрельбы | 25,4 км |
Масса снарядов | 33,5 кг |
Вспомогательная/зенитная артиллерия
Зенитная артиллерия лидеров состояла из одной 76,2-мм спаренной башенной установки 39-К, размещенной на кормовой надстройке. Управление стрельбой осуществлялось с помощью МПУАЗО «Союз», в котором основным прибором определения координат цели был стабилизированный визирный пост СВП-29 со стереоскопическим дальномером ДМ-3 и визиром наводки ВН-2. С помощью приборов обеспечивалась центральная и прицельная наводка, а также вырабатывался угол прицеливания.
Характеристики зенитной установки:
Спаренная 76,2-мм зенитная установка 39-К
Характеристика | Значение |
---|---|
Калибр | 76,2 мм |
Полная длина ствола | 55 клб. |
Угол вертикального наведения | -5°; +87° |
Скорость вертикального наведения | 11 град/сек |
Скорость горизонтального наведения | 18 град/сек |
Масса башни | 12300 кг. |
Скорострельность на ствол | 20 выстр/мин |
Начальная скорость снаряда | 800 м/с |
Дальность стрельбы | 13 км |
Досягаемость по высоте | 9,8 км |
Масса снарядов | 11,5 кг |
Для решения задач ПВО в дополнение к зенитной установке лидеры вооружались четырьмя 12,7-мм спаренными турельными пулеметными установками ДШКМ-2Б. Установки были располагались побортно две передних — на полубаке в задней его части, задние — на растре задней дымовой трубы. Пулеметные турели давали возможность вести круговой обстрел с вертикальным наведением от — 10° до + 85°. Их скорострельность составляла 80-125 выстр/мин на ствол при дальности стрельбы 1800 м. и досягаемости по высоте 1500 м.
Минно-торпедное вооружение
На лидерах в качестве торпедного вооружения планировалась установка двух пятитрубных 533-мм торпедных аппаратов 2-Н. Поворотные установки аппаратов располагались на верхней палубе в диаметральной плоскости. Для управления торпедной стрельбой использовалась система «Мина II очереди», позволяющую производить определение курса и скорости движения цели, выработку рекомендаций на маневрирование своего корабля для занятия позиции залпа, выработку аппаратного угла для наводки торпедных аппаратов и подачу команды «залп» с главного командного пункта корабля. Боезапас лидеров составлял 16 торпед.
Для постановки минных заграждений корабли могли принять на борт 68 морских мин КБ или до 84 мин заграждения образца 1926 года или до 124 мин образца 1908-1939 года.
Противолодочное вооружение
Два бомбосбрасывателя установленные на кораблях предназначались для борьбы с подводными лодками. В бомбосбрасывателях могли размещаться 10 больших глубинных бомб Б-1 и до 40 малых М-1
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
Для обнаружения, опознавания и связи с подводными лодками на лидерах предполагалось использовать систему звуко-подводной связи «Полярис».
Рождение проекта 23560 «Лидер» — откуда растут ноги
Российское Высшее военно-морское руководство поставило перед российскими конструкторами амбициозную задачу, создать крупный боевой корабль, в конструкции которого будут воплощены все передовые концепции и самые современные технологии. Новый эсминец должен быть меньше отечественных тяжелых крейсеров типа «Киров», но превосходить по размерам американский эсминец «Замволт».
На судне планируется использовать атомную энергетическую установку, что в разы увеличивает дальность действия и эксплуатационный ресурс. На американском корабле установлена энергетическая установка обычного типа. По технической оснащенности, энерговооруженности и боевому оснащению российский корабль должен стать мощнее своего американского визави. Уже оценивая предварительные тактико-технические характеристики, заложенные в проект, можно смело говорить о том, что на лицо типичные элементы очередной гонки вооружений. Проект 23560 – это очередная попытка догнать и перегнать технически западные военные флоты. Насколько это удачная идея, сейчас судить сложно, но есть причины, ввиду которых строительство судна такого класса для российского флота остается открытым.
Схема эсминца проекта 23560
Следует отметить, что столь крупные военные суда на российских верфях в современных условиях еще не строились. Имеется опыт модернизации крупных кораблей советской постройки, который и стараются использовать для разработки и строительства нового эсминца. Перспективный корабль может удивить даже специалиста, посвященного в тонкости и детали развития современных военных флотов. В конструкции корабля заложен целый ряд передовых технических новинок. Отдельного разговора заслуживает обеспечение корабля радиолокационным и навигационным оборудованием. Технология «стелс» является доминантой во всем проекте. Вдобавок ко всему, российский эсминец типа «Лидер» должен быть вооружен самым совершенными и мощными видами вооружения, превосходя по боевым возможностям все отечественные суда.
Многоцелевой эсминец разрабатывался для действий в дальней морской зоне. В функции корабля входила борьба с наземными кораблями всех классов, обеспечение противолодочной и противовоздушной обороны соединения кораблей, огневая поддержка десантных операций. Оценивая функциональность корабля, его технические характеристики и боевые возможности, возникает резонный вопрос — почему эсминец. По водоизмещению и размерам проектируемый корабль больше напоминает крейсер. Все перечисленные функции ранее возлагались на крейсера.
https://youtube.com/watch?v=5Zx8VJj8Edg
Литература и источники информации
Литература
- Качур П.И. Лидеры типа «Ленинград». — Морская коллекция. — Москва: 1998.
- Качур П.И. «Гончие псы» Красного флота «Ташкент», «Баку», «Ленинград». — Москва: Яуза ЗКСМО, 2008. — ISBN 978-5-699-31614-4
- Платонов А.В. Советские миноносцы. — СПб: Галея Принт, 2003. — ISBN 5-8172-0078-3
Ссылки
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Лидеры_эскадренных_миноносцев_проекта_1
- https://and-kin2008.narod.ru/pr1.html
- https://navsource.narod.ru/photos/03/264/index.html
- https://ussrfleet.1939-45.ru/lid_pr_1.php
- https://historius.narod.ru/spravka/sea-tm/tm-ussr-03.htm
Аналоги и перспективы
Принципиально новый корабль не может появиться на пустом месте. Он обязательно возьмет все лучшее от предшественников. В нашем случае это тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан», которые не имеют зарубежных «однокласcников». Это закономерно, в американском флоте крейсеры предназначены в основном для сопровождения многоцелевых авианосцев. Отечественные атомные надводные «монстры» создавались как самостоятельные единицы с высокой боевой устойчивостью. Вероятно, «Лидер» будет следовать той же традиции.
Основное оружие крейсеров проекта 1144 — сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты (ПКР) третьего поколения П-700 «Гранит».
При стартовой массе 7 тонн эти ракеты развивают скорость до 2,5 Махов, и доставляют на расстояние более 550 километров обычную боевую часть массой 750 кг (в ядерном оснащении — заряд-моноблок мощностью до 500 килотонн). Главное оружие «Лидера» — тоже ПКР.
Основа ПВО крейсера проекта 1144 — зенитный ракетный комплекс С-300Ф с боекомплектом из 96 зенитных ракет. На «Петре Великом» дополнительно установлен уникальный носовой комплекс С-300ФМ «Форт-М» (поражает цели на расстоянии до 120 км, включая ПКР противника на высотах до 10 метров). Для «Лидера» в качестве основного комплекса ПВО и ПРО выбрали корабельный вариант С-500 «Прометей» с боекомплектом в 128 ракет. И здесь наблюдается преемственность.
Второй эшелон ПВО проекта 1144 — ЗРК «Кинжал», который поражает твердотопливными, одноступенчатыми, телеуправляемыми ракетами (128 единиц) воздушные цели, прорвавшиеся сквозь первую линию обороны. Дальность обнаружения целей в автономном режиме (без участия личного состава) — 45 километров. И новому эсминцу без второго эшелона не обойтись.
Третий рубеж ПВО — от 8000 до 50 метров — защищает комплекс ближней обороны «Кортик», который обеспечивает в телевизионно-оптическом и радиолокационном режимах полную автоматизацию боевого управления от обнаружения цели до ее поражения. Боезапас — 192 ракеты и 36 тысяч снарядов. Ближнюю зону «Лидера» будут прикрывать два модуля корабельной версии ЗРПК «Панцирь».
Возможно, новый эсминец получит от «Орлана» и достаточно современный противолодочный комплекс «Водопад», ракето-торпеды которого сжатым воздухом выстреливаются стандартными торпедными аппаратами. Под водой запускается ракетный двигатель, ракето-торпеда взлетает и доставляет боевую часть к цели по воздуху — на расстояние до 60 километров от корабля-носителя. Можно много интересного рассказать о системе бронирования и водонепроницаемых переборках проекта 1144 «Орлан». Возможно, эсминец «Лидер» станет еще более защищенным.
Безусловно, по-настоящему эффективный и универсальный атомный эсминец океанской зоны окажется дорогим, но даже небольшая серия таких кораблей позволит России наравне с передовыми странами последовательно отстаивать национальные интересы и осваивать ресурсы в самых удаленных районах Мирового океана.
Около 20 тысяч террористов ИГИЛ и их сторонников все еще остаются в Ираке и Сирии
Что происходит в США?
После распада СССР развитие американских вооруженных сил сопровождалось некоторыми диспропорциями, связанными с эйфорией по поводу ухода со сцены главного вероятного противника
Следствием этого стало отставание (возникшее как-то неожиданно) в области стратегических ударных сил, но флоту в США по прежнему уделялось большое внимание. Бюджет Пентагона огромен, он в разы превышает объем финансирования ВС любой другой страны (России, например), и на долговременные и масштабные проекты денег американское руководство не жалеет
Спуск на воду «эсминца XXI века» типа «Замволт» ознаменовал возрастание глобальных притязаний США. Этот корабль построен с учетом всех современных и перспективных требований, он малозаметен для радаров и имеет очень мощное вооружение. Сможет ли российский эсминец типа «Лидер» противостоять этой мощи? Какими преимуществами он будет обладать как более современный?
Впрочем, и переоценивать достоинства американских эсминцев было бы несколько преждевременно. «Замволт» оказался слишком дорогим даже для гипергигантского военного бюджета США. К тому же есть множество примеров неэффективного расходования средств Пентагоном. Новейший суперэсминец отвечает всем требованиям, предъявляемым к американской технике: он большой, устрашающе угловатый, стоит огромных денег, но какова будет его эффективность в условиях реального морского театра военных действий, говорить очень сложно.
История службы «Скотта»
После вступления в строй «Скотт» попал в состав 10-й флотилии Гарвичских сил контрадмирала Тирвита. Основная задача его соединения заключалась в активных действиях в Северном море — поиске кораблей противника и сопровождении конвоев на маршруте Англия — голландское побережье. Иногда корабли привлекались для выполнения задач в Ла-Манше.
Одним из первых боевых заданий, в которой приняли участие новые лидеры, стала проведенная в апреле
1918 г. операция по заблокированию бельгийского порта Зеебрюгге, на который базировались германские подводные лодки. Хотя она планировалась и проводилась Дуврскими силами вице-адмирала Кийза, часть 10-й флотилии во главе со «Скоттом» привлекали для прикрытие атакующего соединения.
Боевая карьера «Скотта» оказалась непродолжительной. 15.8.1918 отряд 10-й флотилии во главе со «Спенсером» осуществлял прикрытие движения гражданских судов на маршруте Хук-Ван-Холланд — Англия. Встретив у голландского побережья 2 буксира с лихтерами, командир английского соединения отрядил эсминцы «Ретривер» и «Юлиссуотер» для их сопровождения.
В 11.30 «Юлиссуотер» прошел между буксирами, чтобы занять свое место на правой раковине эскортируемой группы. Вскоре после того, как маневр был завершен, у его левого борта в районе кормовой переборки машинного отделения произошел сильный взрыв, после чего эсминец сразу накренился на левый борт. Остальные корабли отряда, включая «Скотт» незамедлительно приблизились к поврежденному кораблю, а «Торфрида», один из буксиров, освободился от своего лихтера, приготовившись к подаче концов на «Юлиссуотер».
Когда «Скотт» приблизился к последнему, у борта лидера подряд прогремели два взрыва: первый — в корме, вызвав детонацию погреба боезапаса, а спустя несколько секунд, второй — под центральной частью корпуса.
Нашлось несколько человек, утверждавших, что они видели следы торпед, и эсминцы отряда предприняли несколько атак на воображаемые подводные лодки с использованием глубинных бомб — сколь энергичных, столь же и безрезультатных.
«Юлиссуотер», на котором погибло пять человек, переломился спустя 15 минут после подрыва на две части, вскорости затонувшие. На «Скотте», который продержался на плаву также около 15 минут, потери оказались выше — погибло 22 чел.
Вопрос, что же стало причиной гибели двух кораблей, долгое время оставался открытым. Хотя имелись свидетельства о торпедных следах, не исключалось, что виновниками гибели «Скотта» и «Юлиссуотера» стали мины, тем более, что впоследствии в этом районе было обнаружено несколько плавающих мин, сорванных с якоря штормом .
Примечания
- Ошибка в сносках?: Неверный тег ; для сносок не указан текст
- ↑
- ↑ (рус.) (неопр.) ?. FlotProm (24 июня 2016). Дата обращения 18 сентября 2016.
- ↑
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения 26 апреля 2010.
- ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения 26 апреля 2010.
- Виктор Баранец. (недоступная ссылка). Дата обращения 26 апреля 2010.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 26 апреля 2010.
- . (недоступная ссылка)
- (недоступная ссылка). Дата обращения 12 октября 2011.
- (рус.) (неопр.) ?. lenta.ru (4 апреля 2014). Дата обращения 18 сентября 2016.
- Dave Majumdar. (англ.). The National Interest (28 June 2017). Дата обращения 16 мая 2019.
История создания миноносца Лидер
В российской армии противоборствуют 2 лагеря, которые исповедуют разные концепции развития флота. Первая группа считает, что только тактика и стратегия может помочь осуществлять задуманное, а для этого необходимо использовать универсальные корабли, у которых малое или среднее водоизмещение
Такие корабли имеют невысокую стоимость строительства и могут выполнять широкий спектр задач, что позволяет сориентировать внимание производства именно на эту группу кораблей
Вторая группа исповедует к крупным боевым машинам, которые будут вселять в страх своей огневой мощью. Эта гигантомания сохранилась ещё со времён Советского Союза, и её риторика проста – больше, значит лучше. Атомный эскадренный миноносец Лидер хорошо подходит под данный концепт.
Лидер эсминцев «Ленинград» был первым сдан флоту в 1936. Однако, это произошло только формально, а фактически, он был спущен на воду в 1398, как и остальные судна проекта 1: «Москва» и «Харьков». После, эсминец Москва и остальные, подверглись тестам и выявились некоторые проблемы: мореходность и остойчивость не удовлетворяла запросы, запас плавучести слишком маленький, а корпус таким непрочным, что не самое сильное волнения моря могло его переломить.
Проект 38 пришел в исполнение в 1934-1935 годах. Эсминец «Ленинград» и остальные судна проекта 1 стали основой проекта. Инженеры постарались учесть предыдущие ошибки и устранить их. Эсминец «Минск» оказался первым построенным судном в 1938 году. Следом за ним бы спущен на воду лидер эсминцев «Баку» в 1939 и лидер «Тбилиси» в 1940 году. В итоге, действительно, некоторые улучшения всё-таки были произведены, но база проекта 1 давала о себе знать. Получилось так, что лидер эскадренных миноносцев проекта 38, получив отличное вооружение, но при этом остался без должной прочности и маневренности.
Проектирование
В задачу конструкторов входила создание крупного боевого корабля, оснащённого по передовым концепциям. Впервые о нём услышали в 2009 г. и в этот же момент было объявлено о начале работ. Тогда же были представлены первые предполагаемые характеристики:
- Наличие элементов технологии «стелс»;
- Высокий уровень автоматизации;
- Неограниченная мореходность;
- Скорость больше 30 узлов;
- Наличие ангара на 2 вертолёта;
- Водоизмещение в 9 тыс. тонн.
Выбор оптимальной конфигурации
Если вначале говорилось о водоизмещении в 9 тыс. тонн, то позже речь шла и о 9-10 тонн для газотурбинного, и 12-14 тыс. тонн для атомной спецификации. В итоге произошла утечка, в которой было сказано, что решили одобрить проект 23560, а именно атомный эскадренный миноносец (шифр «Лидер»). Однако технический проект был к тому моменту не готов и вплоть до конца августа 2017 инженеры занимались его разработкой. И только 23 августа стало известно, что проект одобрен в Министерстве обороны.
Постройка и испытания
На данный момент планы по строительству серии кораблей весьма грандиозны. Всего планируется построить 8 кораблей на которые возложат задачу защиты перспективных атомных авианосцев и вертолетоносцев.
Учитывая то, что эскизный проект уже утверждён, то остаётся только ждать постройки и испытания новой линейки кораблей. Если всё завершится успешно, то новый эсминец ВМФ россии станет именно тем судном, которое улучшит наше военное положение на мировой арене и превзойдёт новейший морской флот ведущих морских держав.
Этот корабль в искусстве
Корабль представлен в игре World of Warships.
В литературе
Почтовая открытка «Лидер «Ташкент»
С. А. Бондарин На берегах и в море. Повести. Рассказы. Записки. — М.: Советский писатель, 1981 г. — 591 с.
Выведен под именем лидера «Скиф» в повести «Скиф» (записки морского офицера). О том, что прототипом этого вымышленного лидера был именно «Ташкент», свидетельствует большое количество сходных фактов биографий кораблей — реального и литературного: постройка в Ливорно, водоизмещение и вооружение, прозвище «Голубой крейсер», контрбатарейная борьба и повреждение от авианалёта под Одессой, рейсы в/из осаждённого Севастополя, включая и последний (с сотнями раненых и фрагментами Севастопольской панорамы на борту), а также трагический бой 27 июня 1942 и буксировка в Новороссийск. Кроме того, созвучны даже фамилии командиров кораблей: у «Ташкента» — Ерошенко, у «Скифа» — Ершов.
В кинематографе
«Следую своим курсом» — художественный фильм о Великой Отечественной войне, снятый в 1974 году режиссёром Вадимом Лысенко.
В этом фильме лидер «Ташкент» представлен как эсминец «Стремительный». Финальный титр фильма: Героическим экипажам лидера «Ташкент» и эсминца «Безупречный» посвящается.
История создания
Предшественники
-
Основная статья: Проект лидеров эсминцев 1917 года
USS Shaw (1917), эсминец типа Sampson
В первой половине 10-ых годах ХХ-го века США выбрали для себя следующий стандарт при разработке и строительстве эскадренных миноносцев (типы кораблей с Cassin по Sampson):
- корпус с полубаком;
- стандартное водоизмещением порядка 1000 тонн;
- скорость хода 29÷30 узлов;
- основное вооружение:
- главный калибр — четыре орудия 102 мм;
- минно-торпедное вооружение — четыре двухтрубных торпедных аппарата 450 мм или 533 мм или четыре трехтрубных торпедных аппаратов 533 мм.
Но летом 1917 глава Бюро строительства и ремонта контр-адмирал Дэвид У. Тейлор попросил Отдел предварительной разработки подготовить несколько эскизов нового для ВМС США типа корабля — лидера эсминцев. И в период с 20 августа по 10 сентября были представлены три различных варианта гладкопалубного корабля — с характеристиками можно ознакомиться в таблице ниже.
Проекта лидера эсминцев 1917 года, вариант 1
Параметр | Проекты лидера эсминцев | ||
---|---|---|---|
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | |
Водоизмещение стандартное, т | 2565 | 2100 | 1675 |
Длина по ватерлинии, м | 118,9 | 108,2 | 100,6 |
Ширина по ватерлинии, м | 11,43 | 10,82 | 9,75 |
Осадка, м | 3,51 | 3,43 | 3,28 |
Мощность энергетической установки, л.с. | 28800 | 21600 | 14400 |
Количество судовых котлов | 4 | 3 | 2 |
Скорость, узлов | 35,5 | 33 | 29,5 |
Количество орудий главного калибра 127 мм | 6 | 6 | 4 |
Количество трехтрубных торпедных аппаратов 533 мм | 2 | 2 | 4 |
Количество орудий ПВО | 2 | 2 | 2 |
При этом два варианта обладали ослабленным торпедным вооружением, причем торпедные аппараты располагались побортно — таким образом, залп с борта состоял из трех торпед против шести у строящихся в то время эсминцев типа Caldwell. Но зато главный калибр состоял из шести орудий 127 мм против четырех 102 мм.
Ни один из вариантов воплощен в металле не был, но разработка лидеров эскадренных миноносцев остановлена не была.
Проектирование
550px
bottom
1
2
3
4
Компоновка и проекции проекта начала года с последовательным расположением отделений ЭУ
1
Проекция проекта начала года с эшелонированным расположением отделений ЭУ
2
Компоновка корпуса проекта от 10 июня с последовательным расположением отделений ЭУ
3
Компоновка корпуса проекта от 10 июня с эшелонированным расположением отделений ЭУ
4
Компоновка корпуса проекта от 11 июня
В 1918 лидеров проектирование продолжилось:
- в начале года появился проект с водоизмещением 1525 т;
- в июне были представлены несколько проекта с увеличенным водоизмещением, т.к. ВМС были заинтересованы в большем корабле:
- проект от 10 июня — 2150÷2200 т;
- проект от 11 июня — 1750 т.
При этом проекты начала года и 10 июня имели по два варианта, которые отличались расположением котельных и машинных отделений:
- один имел последовательное расположение — вначале находились два котельных отделения, за ними — одно или два машинных;
- второй имел уже эшелонное размещение — вначале располагалось котельное отделение, за ним — два машинных, и ближе к корме — еще одно котельное отделение.
Параметр | Проекты лидера эсминцев | ||
---|---|---|---|
Проект начала года | Проект от 10 июня | Проект от 11 июня | |
Водоизмещение стандартное, т | 1525 | 2150÷2200 | 1750 |
Длина по ватерлинии, м | 99,06 | 109,7 | 102,1 |
Ширина по ватерлинии, м | — | 10,06 | 11,2 |
Осадка, м | 3,08 | 3,43 | 3,35 |
Мощность энергетической установки, л.с. | 16900 | — | — |
Количество судовых котлов | 2 | 2 | 2 |
Скорость, узлов | 33,8 | 37 | 35 |
Дальность плавания, морских миль | — | — |
Состав вооружения известен только для проекта начала года:
- главный калибр — пять одиночных орудий 127 мм в открытых установках;
- торпедное вооружение — три трехтрубных аппаратов 533 мм: один по центру корпуса и два по бортам;
- ПВО — одно орудие 76 мм;
- противолодочное вооружение — один бомбомет.
Как видно из таблицы, приведенной выше, самым амбициозным был проект от 10 июня — корабль должен был развивать скорость в 37 узлов. Хотя он и был самим большим из всех трех.
Но как и проект 1917 года, лидеры эсминцев 1918 построены не были — хотя работы продолжились в 1919 году: тогда появился новый проект.
Постройка и испытания
Лидеры проекта 48 на стапеле
Головной лидер проекта 48 был заложен 29 сентября 1939 года на судостроительном заводе № 198 в Николаеве, еще до утверждения технического проекта. Корабль получил заводской строительный номер С-357 и название «Киев». В том же году 27 декабря в Ленинграде на заводе № 190 был заложен лидер «Сталинабад» (заводской номер С-542). 30 декабря заводе в Николаеве под заводским номером С-358 заложили третий корабль этого проекта — «Ереван».
Корпус лидера эскадренных миноносцев «Киев» был спущен на воду 11 декабря 1940 года, а лидера «Ереван» — 29 июня 1941 года. С началом Великой Отечественной войны строительство кораблей проекта 48 приостановили. Но еще до ее начала на заводе № 198 в Николаеве были заложены еще три лидера проекта 48: «Петрозаводск» (заводской номер С-359), «Очаков» (заводской номер С-360) и «Перекоп» (заводской номер С-361), а на заводе № 190 — два корабля: «Ашхабад» (заводской номер С-545) и «Алма-Ата» (заводской номер С-546). Планировавшиеся к строительству на заводе № 402 в Молотовске еще два корабля — «Архангельск» и «Мурманск» — не закладывались, а строительство лидеров «Ашхабад» и «Алма-Ата» в Ленинграде 19 октября 1940 года было законсервировано. Серьёзным образом на отмену строительства этих корпусов повлияло появление большого эскадренного миноносца проекта 35 с универсальной артиллерией главного калибра, эскизный проект которого был окончательно утверждён в ноябре 1940 года.
Перед захватом Николаева в августе 1941 года корпуса лидеров «Киев» и «Ереван» были отбуксированы в Севастополь. В последствии корпуса еще несколько раз переводили в новые пункты базирования пока 4 января 1942 года оба не оказались в Батуми, где простояли до осени 1945 года, , а затем оба корабля были переведены в Николаев для их достройки по проекту 48К.
-
Основная статья: Эскадренные миноносцы проекта 48К