7 экспонатов выставки «стиль фаберже. превосходство вне времени»

Содержание:

Еще одна коллаборация

Образ Пушкина объединил для совместной работы не только братьев Чернецовых, но и Ивана Айвазовского и Илью Репина.

За полгода до своей трагической гибели Пушкин посетил Академию художеств в Петербурге, где ему представили одного из лучших учеников — 19-летнего золотого медалиста Айвазовского. «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нем», — вспоминал художник.

Айвазовский был словно одержим желанием написать своего кумира — он создал целый цикл изображений поэта на фоне крымской природы, насчитывающий более десятка картин. Однако если пейзажная часть, особенно море, получалась у него живо и эмоционально, то на написание Пушкина мастерства у художника не хватало. В конце концов в 1877 году, во время работы над полотном «Прощание Пушкина с Черным морем», знаменитый маринист обратился за помощью к Репину.

«Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку», — так потом Репин, явно скромничая, отозвался о своем вкладе в создание шедевра, который занял свое место в ряду лучших образцов живописной пушкинианы. На выставке рядом с плодом сотрудничества двух мастеров висит и одна из сольных работ пушкинского цикла Айвазовского — «Пушкин на берегу Черного моря».

Выставку «Портреты А.С. Пушкина» можно увидеть до 19 мая.

Юлия Харькова, заведующая отделом фондов и научной работы Мемориального музея А.Н. Скрябина

Хранитель — голубая кровь музея. Это человек высокообразованный, обладающий соответствующими специальными знаниями и уважающий объект своей деятельности — музейный предмет. Обязательные качества — дисциплина и ответственность, терпеливость и усидчивость

И очень важно, чтобы человек, ставший хранителем, имел высокую нравственную планку. Это аксиома

Я считаю обоснованной традицию советских музеев брать в фонды сотрудника только после того, как он поработал в других, смежных отделах музея — в учете или в выставочном — и таким образом прошел определенную проверку. Я сама прошла этот путь.

Нередко мне доводилось сталкиваться с нелепым мнением, будто хранитель — это просто кладовщик с ключом, знающий, где и что в музее лежит. Другое искаженное представление заключается в том, что роль хранителя лишь исполнение воли экспозиционера: найти и выдать предмет на выставку, а затем принять и поставить на полку. К сожалению, такое понимание до сих пор встречается даже внутри музеев. Отчасти оно сформировалось из-за закрытости и некой кастовости профессии хранителя.

Я — вещевик. Моя стихия — декоративно-прикладное искусство, предметы быта. Меня занимает все, что связано со способом, технологией производства предмета и его назначением, применением, бытованием. Если бы я не была хранителем, хотела бы выполнять работу реставратора или экскурсовода. Первое помогает лучше понять предмет. Второе восполняет некоторый недостаток в общении с внешним миром.

Два канонических портрета

Самыми известными изображениями поэта остаются два портрета кисти Василия Тропинина и Ореста Кипренского, написанные после триумфального возвращения Пушкина из ссылки в Михайловском. Оба были сделаны в 1827 году, первый — в начале года в Москве, второй — весной в Петербурге.

Почти одновременное их появление стало событием — публика с удовольствием обсуждала разницу в подходах художников. Оба портрета представлены в экспозиции не в оригиналах, а в репродукциях художников разных лет.

К Тропинину Пушкин обратился сам. Тот показал его в домашней обстановке, в халате, в котором заказчик, скорее всего, не позировал. Карандашный набросок и этюд маслом, сделанные тропининской рукой, показывают процесс работы над шедевром — на этюде еще нет той легкой улыбки, которая появилась потом на портрете. Оба эскиза представлены на выставке.

Кипренский невольно противопоставил «домашнему» поэту Тропинина романтизированного гения со скрещенными на груди руками и статуэткой музы на заднем плане. Довершил этот байронический образ клетчатый шотландский плед через плечо.

Широкую известность работа Кипренского получила благодаря офорту мастера портретной гравюры Николая Уткина, выполненному для поэтического альманаха «Северные цветы на 1828 год». На выставке представлена большая редкость — пробный отпечаток красной краской.

Профессор гравировального класса Академии художеств не ограничился механической репродукцией живописного оригинала. Отказавшись от музы и романтического тартана, изменив положение рук, Уткин смягчил образ, придал ему камерность. Неслучайно такой вариант портрета стал не только самым тиражируемым, но и, по мнению отца и друзей поэта, самым удачным изображением Пушкина.

Русский музей

В Русском музее хранят крупнейшее в мире собрание произведений русского изобразительного искусства. В программах проекта «Открытый музей» генеральный директор Владимир Гусев расскажет, с какого полотна началась коллекция музея, кто участвовал в его создании и как Александр III с помощью этого собрания хотел примирить художников-академистов и передвижников.

В этом году Русский музей отмечает 125-летие. Здесь открыли масштабную выставку «Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары. Избранное». В программах телеканала «Культура» заместитель генерального директора Евгения Петрова рассказывает, как в фонде музея появились работы Казимира Малевича, Павла Филонова и других художников.

Подросток Александр

Первый книжный портрет Пушкина увидел свет в августе 1822 года, когда в Петербурге вышло первое издание его поэмы «Кавказский пленник». Хотя автору к тому моменту исполнилось 23 года, в книгу попал его мальчишеский портрет времен учебы в лицее. Современники видели в этой композиции аллюзию на широко известный тогда портрет Байрона кисти Ричарда Весталла. Английский поэт-лорд на нем так же задумчиво подпирал подбородок.

Изображение юного Пушкина сопровождалось пояснением: «Издатели присовокупляют портрет автора, в молодости с него рисованный. Они думают, что приятно сохранить юные черты поэта, которого первые произведения ознаменованы даром необыкновенным».

Никто не поинтересовался мнением поэта об идее опубликовать в книге лицейский портрет — сам он в то время пребывал в кишиневской ссылке. Получив готовую книгу, Пушкин отметил работу гравера, однако расстроился, что его изобразили юнцом, и распорядился убрать портрет из следующего издания поэмы.

Сложно отрицать ценность работы, благодаря которой до нас дошел облик Пушкина-лицеиста, каким его видели современники. Версию для книги мастерски выполнил известный гравер Егор Гейтман. Споры по поводу изображения, которое он использовал в качестве образца, не утихали долгие годы. Считается, что в основе лежит также представленный на выставке акварельный портрет, сделанный с натуры Сергеем Чириковым — гувернером, воспитателем и учителем рисования Царскосельского лицея. А скопированный с него рисунок, по которому работал Гейтман, приписывают Карлу Брюллову. Этот набросок не сохранился.

Москва: выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство»

28.01.2020 — 25.03.2020

В Центральном выставочном зале «Манеж» открылась масштабная ретроспектива творчества испанского сюрреалиста Сальвадора Дали. В столицу привезли произведения из коллекций фонда «Гала — Сальвадор Дали», Национального музея «Центр искусств королевы Софии» и из частных европейских собраний. Гости выставки увидят живопись, рисунки, акварели и фотографии периода с 1910-х до 1980-х годов: «Невидимый человек», «Пейзаж с загадочными элементами» и другие работы.

Впервые в России можно будет увидеть «Мягкий автопортрет с жареным беконом» и стереоскопический диптих «Дали со спины, пишущий Галу со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести настоящих зеркалах». Также в выставку вошли иллюстрации к книге Дали «50 секретов магического мастерства» и его гравюры к «Божественной комедии» Данте.

Подробнее о выставке «Сальвадор Дали. Магическое искусство».

Ксения Немова, хранитель фондов изобразительного искусства музея-усадьбы «Кусково»

Мои рабочие дни не похожи один на другой. В маленьких музеях (или в достаточно больших, но с небольшим штатом, как наш) хранитель — это еще и научный сотрудник, и куратор выставок, и экскурсовод. При всем калейдоскопе дел у хранителей есть один ритуал — он происходит из «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей»: дважды в день я захожу в фонд, чтобы проверить и зафиксировать температуру и влажность. И это несмотря на то что у нас уже давно есть система дистанционного контроля, которая сама фиксирует показатели каждые три часа и строит графики.

Сфера моего научного интереса — гравюра. Графическая коллекция музея небольшая, тиражной графики в ней чуть меньше 400 листов, но и здесь можно встретить настоящие шедевры. Мне кажется, в исследовании гравюры, как нигде, актуальны слова немецкого историка искусства Аби Варбурга: «Бог живет в деталях»

Здесь внимание к мелочам, второстепенным элементам и дефектам может дать больше, чем все авторские подписи на листе. Так что мне очень нравится сидеть с цифровым микроскопом над одним из оттисков, просвечивать бумагу на световом столе, снимать водяные знаки и искать аналоги

Самое трудное в работе с музейными фондами — уйти домой вовремя. Работа с предметами затягивает, часто теряешь счет времени. А музей, как известно, учреждение почти режимное, все фондовые ключи должны сдаваться вовремя. Так что меня не раз искали и практически выгоняли из фонда домой.

Если бы на один день можно было поменяться местами с кем-то из сотрудников музея, я бы хотела стать реставратором. Конечно, предварительно окончив художественную школу, училище, получив профильное высшее образование! Потом один день побыть реставратором — и вернуться обратно в фонд.

Реставратор работает с предметами не только снаружи, но и изнутри. Это как врач, в руках которого жизнь пациента. На мой взгляд, это самая ответственная работа в музее. Без реставраторов мы никогда не рассмотрели бы творческий замысел автора ни под слоями пожелтевшего лака, ни в осколках разбитых ваз и скульптур, а многие предметы и вовсе были бы утрачены.

Ирина Чупина, главный хранитель Музея М.А. Булгакова

Я перфекционист, работа в фондах — для меня. Мне нравится систематизировать, описывать предметы, раскладывать их по местам, следить за сохранностью, оцифровывать, вводить новую информацию о предмете в базу данных, заниматься учетными документами. Я получаю огромное удовольствие, когда новые предметы поступают в коллекции.

Хранители — собственники, и я считаю это хорошим качеством для работы с музейными предметами, потому что первая задача моих коллег — сохранить предмет в таком виде, в котором он поступил в музей.

Хранителями становятся не сразу и не все музейные сотрудники. Это крайне ответственная должность, требующая определенного опыта и уровня профессионализма. Чтобы стать хранителем, необходима готовность учиться. Работа в фондах — последовательная, методичная, аккуратная

Хранитель должен иметь системный склад ума, быть настойчивым, уметь добиваться поставленной цели: если увидел, что вещь нуждается в реставрации, — привлечь к ней внимание и добиться соблюдения необходимых климатических и санитарных условий

Всегда интереснее работать с подлинными и мемориальными предметами, связанными с жизнью и деятельностью конкретной личности. Каждый предмет, будь то фотография или живопись, несет информацию своего времени. Когда к нам в музей поступают новые предметы, мы сразу стараемся записать легенду поступления и самого предмета для будущих сотрудников. Любая выставка или постоянная экспозиция будет более интересной и ценной, если на ней выставят подлинные экспонаты.

Без творческого подхода в работе с музейными предметами не обойтись. Хранитель постоянно взаимодействует с выставочным отделом и подбирает предметы не только по списку, но и визуально, он должен понимать заранее, как с эстетической точки зрения будет выглядеть предмет. Также современный хранитель участвует в создании каталогов, виртуальных выставок — это требует творческого подхода и умения работать в различных программах для обработки фото или верстки.

Жельберта Баздырева — специалист по учету и хранению музейных предметов московского Музея космонавтики

Музейной деятельностью я начала заниматься в Центральном музее революции СССР в 1963 году. Проработала в отделе фондов 15 лет. В этом музее был научно-методический отдел всесоюзного масштаба, и фондово-хранительскую работу я осваивала и познавала там. В 1977 году меня пригласили в Музей космонавтики на должность главного хранителя. Я пришла уже подготовленной, зная работу всех отделов. В штатном расписании музея должности хранителя не было, а были научные сотрудники, которые занимались хранением коллекций книг, фотографий, изобразительного искусства, филателии, медалей и орденов, скульптуры, прикладного искусства, вещевого фонда и других.

Сотрудник фондового отдела должен обладать терпением, аккуратностью, дотошностью, усидчивостью. Наша работа начинается с описания предметов. Когда я только пришла в Музей революции, мне дали восемь тысяч газет периода НЭПа. Было интересно их изучать.

Фондовая работа очень увлекательная. Можно изучать музейные предметы с утра до вечера — и этого времени не хватит, чтобы исследовать все. Не каждый человек сможет работать в фондах, потому что это достаточно рутинная работа. Ее нужно любить. Есть люди, которые умеют изучать материал, а есть те, кто умеет его комплектовать. Сотрудники должны делать то, что принесет музею наибольшую пользу.

Самое сложное для меня в работе сейчас — отсутствие рядом человека, который знал бы больше меня хранительскую работу, у которого я могла бы учиться, потому что знать все невозможно.

Санкт-Петербург: выставка «Александр III. Император и коллекционер»

12.02.2020 — 10.05.2020

К 175-летию со дня рождения императора Александра III Русский музей открывает новую выставку. В нее войдут около 300 произведений живописи, графики, скульптуры и фарфора из частных собраний, архивов и музеев: Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея истории религии, Музея изобразительных искусств Республики Карелия и многих других. Среди них — картина Василия Поленова «Комната командующего Рущукским отрядом великого князя Александра Александровича в Берестовце», портрет Валентина Серова «Император Александр III в мундире Королевской лейб-гвардии на фоне моря в Копенгагенской гавани» и другие экспонаты.

Еще в юности Александр III начал коллекционировать предметы живописи и прикладного творчества. Он покровительствовал творчеству передвижников, курировал императорские художественные мануфактуры, финансировал живописные школы в столицах и провинции. Именно его коллекция стала основой для Русского музея, который в апреле 1895 года получил имя Императора Александра III.

Дата и место проведения, часы работы

Выставка «НЕНАВСЕГДА. 1968-1985» пройдет в Москве с 7 июля по 11 октября 2020 в Новой Третьяковке на Крымском валу.

Режим работы музея:

С 10.00 до 18.00 по вторникам, средам и воскресеньям. Вход до 17.00.

С 10.00 до 21.00 п четвергам, пятницам и субботам. Вход до 20.00.

Выходной понедельник.

Фото: предоставлено организатором «Государственная Третьяковская галерея»

Почему стоит посетить

— Эпоха застоя ассоциируется с чем-то серым, унылым, с временной смертью, сном в коме. Но все было не совсем так, — рассказала Зельфира Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи. — При мощнейших ограничениях, это было время интенсивного духовного развития.

В выставке семь разделов: «Ритуал и власть», «Соц-арт», «Религиозный мистицизм», «Деревня», «Детство», «Сообщества», «История и остановленное время», «Исчезновение».

Впечатляет архитектура экспозиции. Пространство напоминает номенклатурные учреждение 1970-х-1980-х – коридоры с заданным вектором движения. Можно даже пройти по красной ковровой дорожке к портрету дорогого Леонида Ильича Брежнева. Есть и масса других «маячков», которые напомнят о годах застоя. Одним словом, каждый найдет на выставке что-то свое, что затронет струны именно его души.

Что покажут

Разделы выставки «НЕНАВСЕГДА. 1968-1985» иллюстрируют различные способы бегства от реальности — перемещение в деревню, к корням, ироническое переигрывания реальности, религиозный мистицизм, остановленное время… Посетителей выставки ждет «опрокидывание стереотипов».

На экспозиции представлено около пятисот произведений скульптуры, графики и живописи из собраний России и из-за рубежа. Кроме того, зрители увидят фрагменты фильмов, перформансы и архивные материалы.

Фото: предоставлено организатором «Государственная Третьяковская галерея»

Москва: выставка «Юрий Анненков. Революция за дверью»

13.02.2020 — 24.05.2020

Музей русского импрессионизма приглашает на выставку работ художника первой половины XX века Юрия Анненкова. Он известен, как автор портретов писателей Серебряного века, а также как иллюстратор поэмы «Двенадцать» Александра Блока. В 1924 году художник эмигрировал во Францию, где продолжил писать.

Гости музея увидят более 100 живописных и графических произведений, эскизов к постановкам, созданных в революционные годы, из частных коллекций Франции и США, а также российских музеев: Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства и многих других. Впервые в Россию привезут полотна из собрания Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже, например картину «Вид на Пантеон из Люксембургского сада», которую художник написал в эмиграции.

Ирина Пахомова, главный хранитель Музея К.Г. Паустовского

Хранитель всегда был, есть и остается экспертом по вверенной ему коллекции. Это сотрудник, отвечающий и за физическую сохранность музейных предметов коллекции, и за изучение предметов. Хранитель — это тот, кто всегда должен находиться со своей коллекцией, должен не только хорошо владеть знаниями по ее профилю, но и разбираться в смежных областях.

Любовь к музейному делу мне привила работа в Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина. Студенткой я трудилась там экскурсоводом, с большим удовольствием рассказывала посетителям о жизни и творчестве поэта. После этого опыта решила, что хочу работать в музее. Как филолог, я искала учреждение по своему профилю и нашла уютный музей писателя Константина Паустовского. В фондах я начала работать в качестве младшего научного сотрудника, помощника в экскурсионном отделе. История моего прихода к Паустовскому — скорее личная: Паустовский, как и Есенин, непосредственно связан с моими родными местами.

Музейные предметы часто преподносят сюрпризы. В наши фонды однажды поступил аппарат, предназначение которого мы поначалу не очень понимали. Долго не могли разобраться, консультировались с коллегами, изучали специальную литературу. Спустя некоторое время выяснилось, что это аппарат для просмотра слайдов и негативов на стекле, принадлежавший известному фотографу Виктору Молчанову (1910–2003), в советское время работавшему в Литературном музее и снимавшему встречи писателей. Он изобрел новый жанр, который назвал фоторассказом. Несколько фоторассказов Молчанова, посвященных жизни Паустовского, хранится и в нашем собрании.

В работе хранителя очень много монотонной, однообразной деятельности. Главное — не потерять интерес, не закоснеть, не выгореть. Я для себя нашла рецепт: необходимо все время учиться, совершенствоваться, узнавать новое, посещать музеи, смотреть и примечать. Многие годы я училась и до сих пор учусь этому трудному искусству.

Посетителей ждут электронные билеты, вход по сеансам, а медиков пустят на выставки бесплатно

С конца марта из-за пандемии коронавируса музеи дружно закрылись и перенесли всю свою деятельность в онлайн-формат. Сейчас ограничения постепенно снимают. 16 июня открылись столичные Музей Москвы, Музей современного искусства и мультимедиа Арт-музей. График открытия музеев в Москве после карантина в 2020 году будет таким:

Государственный исторический музей, Музей войны 1812 года, Покровский собор, палаты бояр Романовых начнут работу с 1 июля. Первые два музея теперь будут работать дольше, с 10:00 до 21:00 без выходных. Исторический музей порадует посетителей «маленькими» экскурсиями. Их в шутку в музее называют «элитными»: в них смогут участвовать до 5 человек. В музее продлили выставку «Фаберже и придворные ювелиры» — самую популярную экспозицию 2019 года. Также можно посмотреть французский революционный фарфор и увидеть премьеру — выставку «Медики Великой Отечественной войны».

Исторический музей порадует посетителей экскурсиями до пяти человек.Фото: pixabay.com

— Врачи, медсестры, водители «скорой» и все, кто имеют отношение к медицине, смогут бесплатно посещать эту экспозицию. Это наша благодарность представителям этой профессии, — отметил директор Государственного исторического музея в Москве Алексей Левыкин.

  • Третьяковская галерея откроет двери посетителям 3 июля.
  • Музей Востока заработает 8 июля.
  • В Государственный музей изобразительного искусства имени Пушкина можно попасть с 10 июля.

Осмотреть коллекции музея Востока можно будет уже в начале июля.Фото: commons.wikimedia.org

— Мы готовимся к открытию и хотим, чтобы оно стало праздником. Это будет выстрел в воздух, маленький фейерверк! — поделилась планами директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Марина Лошак. – Соцопросы, которые проходят в последнее время, показывают, что на первом месте у людей после карантина — общение с близкими, походы в парки, а музеи — на последних строчках. Но мы надеемся, что к 10 июля ситуация изменится, и люди захотят прийти в музеи.

В Пушкинском музее посетителей ждет выставка «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» и экспозиция, посвященная татуировкам. Выставка тату успела проработать до карантина всего две недели, сейчас ее продлевают до конца сентября.

  • Мультимедиа Арт-музей заработал 16 июня. И представил сразу 11 выставок Фотобиеннале. По словам директора музея Ольги Свибловой, сейчас здесь принимают не более 300 человек в день. Врачи и студенты-медики могут посмотреть выставки бесплатно. Билеты приобретают онлайн и в кассах музея — там предприняты меры безопасности.
  • Музей современного искусства открыл здание на Петровке 16 июня. 20 июня уже можно будет посмотреть выставку Татьяны Назаренко на Гоголевском бульваре, 23 июня побывать в музее в Ермолаевском переулке.
  • Музей Москвы, также уже принимающий посетителей, с 1 июля открывает свои филиалы – Лефортово, Музей археологии, Старый английский двор.

17 июля в столице должны будут заработать все музеи.

Мультимедиа Арт Музей

Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова познакомит зрителей с крупнейшим собранием фотографии и мультимедийного искусства России. Она проведет видеоэкскурсию по выставкам, которые проходят здесь в рамках Фотобиеннале-2020. На ретроспективе фотографа ТАСС Эммануила Евзерихина представлены репортажные снимки 1930–50-х годов, в том числе те, которые он создал на фронтах Великой Отечественной войны. В экспозиции «Геометрия света» Александра Слюсарева зрители увидят особые, «плоские пейзажи» без линейной перспективы. Работы Слюсарева хранят не только в российских музеях, но и в крупных зарубежных собраниях, в том числе в галерее Тейт Модерн.

Промашка с бакенбардами

В число приятелей Пушкина входили братья-художники Григорий и Никанор Чернецовы. В совместную работу, посвященную поэту, каждый из них вложил то, над чем уже работал ранее.

В сентябре 1820 года Пушкин побывал в Бахчисарае. Впечатления от посещения дворца крымских ханов воплотились в поэме «Бахчисарайский фонтан». На пике ее популярности в тех краях оказался и Никанор Чернецов. Он не мог пройти мимо живописной натуры, которая была у всех на слуху, и вернулся в Петербург с запасом набросков.

Его брат рисовал Пушкина, работая над заказом Николая I — огромным полотном, посвященным параду по случаю подавления Польского восстания. Царь распорядился, чтобы на первом плане были изображены все крупные деятели Российской империи, как бы приветствующие историческое событие. В записях Григория Чернецова сохранилась такая пометка о сеансе портретирования: «Александр Сергеевич Пушкин, рисовано с натуры 1832 года, Апреля 15-го. Ростом 2 аршина 5 вершков с половиною». На эскизе Пушкин в компании Крылова, Жуковского и Гнедича прогуливается в Летнем саду.

Смерть поэта побудила братьев вернуться к своим черновикам — так родилась фантазия «Пушкин в Бахчисарайском дворце». Антураж дворца передал Никанор, Григорий вписал в это изображение фигуру Пушкина, однако допустил промашку: он нарисовал поэта с бакенбардами, которые Пушкин в момент своего крымского путешествия еще не носил.

Картина «Пушкин в Бахчисарайском дворце», а также литография «Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич» тоже представлены на выставке.

Москва: выставка «Общественная архитектура — будущее Европы»

31.01.2020 — 10.05.2020

В Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А.В. Щусева открылась выставка проектов современных художников, фотографов и архитекторов. Больше 40 участников, среди которых — университеты, культурные фонды, строительные компании и архитектурные бюро, — представят свои черновые варианты и еще нереализованные идеи о том, какими сегодня должны быть жилые дома, образовательные и общественные пространства, вокзалы, аэропорты.

Познакомиться с чертежами и макетами можно будет в девяти залах музея. Некоторые из них посвятят одному проекту, а в других залах представят групповые проекты, которые сделали специально для экспозиции.

Подробнее о выставке «Общественная архитектура — будущее Европы».

Анна Чукина, старший научный сотрудник, хранитель фондов «Графика» и «Фотография» Московского музея современного искусства

Во всем я люблю порядок. И в работе хранителя мне больше всего нравится чувство, что от моих действий порядка станет больше. Мне доставляет удовольствие ухаживать за произведениями — находить для них оптимальное место хранения, систематизировать топографию (местонахождение экспоната), заворачивать вещь в специальную микалентную бумагу и помещать в папочку.

Но не меньше нравится и творческая часть работы. Имея дело с большим количеством произведений одного автора, погружаешься в мир этого художника и невольно становишься специалистом, экспертом по его творчеству. Больше его уже никогда ни с кем не спутаешь — глубокое погружение дает такое знание.

Курьезные случаи, конечно, тоже в нашей практике бывают. Например, прежние хранители не знали, как правильно собрать многосоставное произведение, а сейчас оказывается, что оно должно выглядеть совсем не так, как было принято раньше. Или мы находим новые произведения на задниках из картона, которые художники использовали как твердую подложку. Тогда мы обретаем еще один шедевр.

Часто у абстрактной композиции трудно определить, где верх, где низ, а где боковая сторона. Поэтому иногда долго думаем, но так и не можем прийти к единому мнению, как правильно ее экспонировать. Еще бывают случаи, что произведения современного искусства просто не помещаются в музее — не проходят ни в дверь, ни в окно, ни на этаж. Это особенность работ именно современных авторов.

Любимчиков хранителю трудно выделить, когда долго работаешь с вещами, начинаешь любить их все. Я храню фонды «Графика» и «Фотография» и даже внутри этих категорий не могу определиться, что мне нравится больше. Мне посчастливилось хранить и прекрасные акварельные рисунки к «Маугли» Мая Митурича-Хлебникова, и работы многих известных фотографов конца ХХ века, и дореволюционные рисунки Клавдия Лебедева, и снимки блокадного Ленинграда, и еще несколько тысяч прекрасных и интересных вещей. Как из этого выбирать?

Саша Пушкин, три года

Первый портрет Пушкина был написан в Москве. Некоторое время автором этой миниатюры маслом на металле считался неизвестный крепостной. Позднее изображение было приписано офицеру и художнику-любителю Ксавье де Местру, вхожему в дом Пушкиных.

Уроженец французской Савойи де Местр был принят на русскую службу Багратионом в 1799-м, в год рождения Пушкина. Его военная карьера в России началась со знаменитого Швейцарского похода Суворова. Вскоре после возвращения в Россию Суворов умер, и без поддержки полководца де Местру пришлось нелегко. В первые годы XIX века он вместе с семьей осел в Москве, подрабатывая уроками рисования. В это время он создал этот детский портрет будущего поэта и портрет его матери Надежды Осиповны.

Позднее де Местр вернулся в армию, в Отечественную войну дослужился до чина генерал-майора и стал первым директором Морского музеума (сейчас — Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге).

Результаты поиска

Название/Имя Программа Конкурс Место Период Размер гранта
Подросток в городе Музей без границ Музей 4.0 Москва 17 сентября 2018 — 30 января 2020 5 000 000 Р
Пушкинская-10 Музей без границ Музей 4.0 Приморский край 11 октября 2018 — 01 сентября 2020 4 995 000 Р
Увидеть невидимое! Музей без границ Музей 4.0 Москва 03 октября 2018 — 30 сентября 2020 3 418 200 Р
ПЕРВАЯ УЛИЦА МИРА Музей без границ Музей 4.0 Волгоградская область 25 сентября 2018 — 31 августа 2020 5 000 000 Р
Интерактивная панорама «Воскресение на площади» Музей без границ Музей 4.0 Красноярский край 27 сентября 2018 — 27 сентября 2019 2 000 000 Р
Инклюзивный музей. Глухие и слабослышащие посетители Музей без границ Музей 4.0 Москва 27 сентября 2018 — 31 марта 2020 3 312 160 Р
Социокультурный проект по развитию территории средствами культуры «Развитие Беляево» Музей без границ Музей 4.0 Москва 17 октября 2018 — 29 августа 2020 4 992 000 Р
Люблю жить! Музей без границ Музей 4.0 Астраханская область 21 сентября 2018 — 03 ноября 2019 777 385 Р
Выставка-киносеанс «Стоп! Снято!» Музей без границ Музей 4.0 Санкт-Петербург 17 сентября 2018 — 02 декабря 2019 1 857 250 Р
Открывая Гамеля Музей без границ Музей 4.0 Волгоградская область 25 сентября 2018 — 31 марта 2020 2 000 000 Р
«Дом Китобоя» музей Калининграда советского периода. Музей без границ Музей 4.0 Калининградская область 17 сентября 2018 — 30 ноября 2019 2 000 000 Р
Лаборатория северного дизайна Музей без границ Музей 4.0 Карелия 27 сентября 2018 — 31 августа 2020 4 997 866 Р
Подросток + музей + … Музей без границ Музей 4.0 Пермский край 30 октября 2018 — 31 марта 2020 961 902 Р
Как я стал маринистом Музей без границ Музей 4.0 Калининградская область 19 сентября 2018 — 12 июля 2020 2 000 000 Р
Ближний космос. Эволюция мечты Музей без границ Музей 4.0 Владимирская область 17 сентября 2018 — 31 декабря 2019 1 898 610 Р
Актуальные музейные тренды Музей без границ Киров 22-23 октября 2017
Создание приложения с дорожной аудиоэкскурсией «По дороге памяти (из истории политических репрессий в СССР)» и установка информационных табличек по маршрутам аудиоэкскурсии Музей без границ д. Кучино Верхнекалинского с/п 02 октября 2017 — 31 мая 2018 535 230 Р
По Строгановскому острожку Музей без границ Березники 19 июня 2017 — 31 августа 2018
Вятка глазами художников Музей без границ Киров 02 октября 2017 — 01 ноября 2018 600 000 Р
Детство Земли Музей без границ Кострома 26 июля-28 декабря 2017 186 400 Р

Музей Москвы

Программа из цикла «Открытый музей» рассказывает о выставке «Илья Ильф — одесский москвич! Писатель с фотоаппаратом». Она открылась в Центре Гиляровского и до режима самоизоляции успела поработать всего несколько дней. Куратор выставки, продюсер Рома Либеров проведет экскурсию по закрытой экспозиции. Зрители увидят фотографии и документы из семейного архива Ильи Ильфа, а также предметы, которые хранятся в разных музеях страны и частных собраниях. Либеров расскажет и о других экспонатах — работах современных художников, которые создали свои произведения по мотивам сочинений Ильи Ильфа. В экспозиции представлены комиксы арт-группы Zukclub и графические рассказы Кирилла Кутузова, Максима Чумина и Евгения Киямова.

Пушкинский музей

Пушкинский музей — одна из крупнейших в стране коллекций зарубежного искусства. Его основал в 1912 году профессор Московского университета Иван Цветаев. В собрании музея можно увидеть больше 700 тысяч экспонатов: живописных полотен, графики, скульптур, копии древнегреческих и древнеримских предметов искусства.

В телепрограммах «Открытый музей» зрители увидят полотна Рембрандта, Рубенса, Эдгара Дега, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, а также работы, которые редко попадают в открытую экспозицию. Видеоэкскурсии проведут директор Пушкинского музея Марина Лошак, научные сотрудники и кураторы.

Москва: выставка «Atelier E.B «Прохожий»

31.01.2020 — 10.05.2020

Музей современного искусства «Гараж» представляет проект, который рассказывает об истории всемирных выставок и ярмарок XX века, известных универмагов, этнографических музеев и моды стран СССР. Его подготовили дизайнер Бека Липскомб и художница Люси Маккензиод, которые работают под брендом Atelier E.B — Ателье «Эдинбург — Брюссель». С 2007 года они изучают одежду, интерьеры и музейный дизайн 1930–80-х в центральных городах России.

Название выставки отсылает к потребителям моды, тем, которые не только покупают наряды, но и просто разглядывают витрины магазинов, следят за коллекциями в журналах и интернете, другими словами — к «прохожим». Гости увидят манекены, оформленные художниками Таубе Ауэрбахом, Анной Блессман, Элизабет Рэдклифф и другими авторами, а также оценят мобильное приложение, в котором перемещаясь между эпохами, зрители смогут стать прохожими в сконструированном Atelier E.B ландшафте.

Подробнее о выставке «Atelier E.B «Прохожий».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector