На экране

ЗНАМЕНИТЫЕ «ЛУНЬ» И «ОРЛЕНОК»

В 1966 году был создан первый экспериментальный полномасштабный морской корабль-экраноплан «Корабль-макет» (КМ) с десятью авиационными турбореактивными двигателями.

Строившийся на заводе «Волга» опытный морской транспортно-десантный экраноплан «Орленок» (С-21, заложен в 1970 году) в 1973 году совершил первый пробный выход в технологической конфигурации на реке Волга.

В 1982-м группа в составе двух морских транспортно-десантных экранопланов «Орленок» в ходе учений на Каспийском море продемонстрировала беспрецедентную оперативность и скрытность, доставив десант морской пехоты из Баку в Красноводск и вернувшись обратно всего за три часа. Дивизион этих экранопланов входил в состав Краснознаменной Каспийской флотилии.

В 1989 году после проведения стрельб был сдан с высокой оценкой первый в истории мировой техники опытный ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь».

В 1992-м был создан и утвержден проект опытного поисково-спасательного экраноплана «Спасатель» на базе материальной части второго строившегося образца экраноплана «Лунь».

Экраноплан «Лунь»

Взлетная масса — до 400 тонн, скорость полета — до 550 км/ч, вместимость — 150–500 человек, госпитально-медицинский комплекс по своим масштабам — беспрецедентный для летательных аппаратов.

Аналогов ранее созданным экранопланам со схожими характеристиками взлетной массы, скоростными показателями и мореходностью не существует.

Сегодня ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева ведет разработки ряда проектов экранопланов для различных зон применения, с различными взлетной массой и диапазоном скоростных характеристик. Проекты экранопланов могут использоваться для перевозки пассажиров, срочной доставки грузов, а также для решения задач МЧС.

Экраноплан в отличие от самолета не предполагает изменения давления, связанного с изменением высоты, а также «воздушных ям» и «болтанки».

Конструкции экранопланов технологичнее самолетов, что дает несколько меньшую себестоимость. Инфраструктура для обслуживания и обеспечения безопасности экранопланов требует меньших затрат. Экранопланы могут взлетать с воды на значительном расстоянии от берега, а значит, производить меньше шума в городе, чем самолеты, и двигаться из порта на режиме «малого газа». Параметры выхлопных газов двигателей соответствуют требованиям международных стандартов и по сравнению с самолетами быстрее нейтрализуются поверхностью моря.

Эксплуатация экранопланов возможна во всех климатических зонах. Наиболее выигрышно их использование на юге. Экранопланы обладают особой эффективностью, начиная от 600–800 тонн грузоподъемности. В зависимости от постановки задач экраноплан может иметь минимальную численность экипажа. Десантный экраноплан может транспортировать до 50% от взлетной массы.

Дальность полета экраноплана соизмерима с показателями авиационной техники. Для экраноплана, базирующегося на воде, необходим понтонный причал, остальное оборудование требуется такое же, как и для авиационной техники. Для подготовки пилотов накоплена необходимая база. Обучиться управлению экранопланами будет проще пилотам с опытом управления гидросамолетами.

Комментарии к материалу

илья написал:
я не могу понять почему наше правительство,выделяя столько денег на постройку подводных лодок,не могут кинуть клич хотя-бы энтузиастам.Выделить немножко ,на первое время средств.И такие аппараты ,настолько удобные и практичные,нашли бы своё применение:в доставке грузов,пассажиров и спасательных работах.И так как страна наша совсем не маленькая, применить их явно есть где!Кометы на подводных крыльях решили же восстановить. Так может и экранопланы не за горами? Очень хочется надеяться, что удобная,экономичная,надежная и безопасная техника,а ещё и с современными технологиями, будет востребована в нашей стране
26.11.2014 (15:58)

Денис написал:
С Ильёй согласен полностью, на керченской переправе грузовой с пассажирским экранопланом были бы очень полезны в дни сильных пробок. Да и сейчас они что там что везде были бы полезны, нужно возрождать данный экранолетпром!
24.12.2014 (20:38)

humax написал:
совок со своей «сверхэффективной» экономикой не способен был ничего довести до работоспособной безопасной стадии — всё получалось сырым и недоделанным. А про то, что всё оно было страшное как внутри, так и снаружи, слагают анекдоты во всём мире.
04.01.2018 (08:49)

Что дальше?

Несмотря на целый ряд недостатков, схема полета с использованием экранного эффекта выглядит очень заманчиво. Впечатляющая грузоподъемность экранопланов делает из этих аппаратов идеальный транспортный корабль, способный перевозить людей и грузы над океанскими просторами.

Советским экранопланам просто не повезло: целый ряд обидных и необязательных аварий, смена руководства, распад государства поставили крест на этом потенциально очень интересном проекте. Алексеев планировал не только создавать огромные ударные и десантные машины, но и использовать экранопланы в качестве плавучего авианосца и даже космодрома. Этому не суждено было сбыться.

Ведутся работы по созданию подобных аппаратов в Германии, Франции, Китае и Южной Корее. Однако речь идет о небольших машинах, с максимальной грузоподъемностью в несколько десятков тонн.

Экранопланы небольшого размера разрабатываются сегодня и в России.

«Каспийский монстр» занял место в экспозиции филиала парка «Патриот» в Дербенте

31 июля единственный в мире ракетный экраноплан проекта 903 «Лунь» доставлен в Дербент, где он станет центром экспозиции филиала парка «Патриот». В транспортировке «каспийского монстра» были задействованы 3 буксира, 2 катера Каспийской флотилии и 40 военнослужащих. Новый экспонат – это единственный достроенный из 8-ми запланированных ударных экранопланов-ракетоносцев, разработанных Центральным конструкторским бюро им. Р.Е. Алексеева. Руководил проектом генеральный конструктор экранопланов В.Н. Кирилловых.

Из истории создания «каспийского монстра»

Работа над проектом 903 «Лунь» началась в 70-х годах прошлого века. Первый экраноплан этого типа был заложен в 1983 г. на заводе «Волга», который являлся производственной базой ЦКБ. Спуск аппарата на воду состоялся через 3 года, 16 июля 1986 г. Экраноплан был перенаправлен в г. Каспийск, где в марте 1987г. прошел конструкторские ходовые испытания. После достройки в июле 1989 состоялись заводские испытания, а в 1990 г. экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась в 1991 г. Далее аппарат постигла печальная участь: он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» (г. Каспийск»), а секретная электроника сдана на склады. Из-за финансовых проблем и казавшейся на тот момент военной нецелесообразности строительство второго аппарата, как и всех последующих экранопланов проекта 903 «Лунь», не было завершено.

Экраноплан: самолет или корабль

Экраноплан, пожалуй, одна из самых необычных разработок советских конструкторов. С одной стороны, это летательный аппарат, который для полета использует экранный эффект. Однако по международной классификации ИМО экраноплан относится к морским судам.

Экраноплан обладает следующими техническими характеристиками:

  • размах крыла – 44 м,
  • длина – 73,8 м,
  • высота – 19,2 м,
  • площадь крыла – 550 кв. м,
  • масса порожнего экраноплана – 243 тонн,
  • масса максимальная взлетная – 380 тонн,
  • тип двигателя – 8 ТРД НК-87,
  • максимальная скорость – 500 км/ч,
  • практическая дальность – 2 тыс. км,
  • высота полета на экране – 1-5 м,
  • мореходность – 5-6 баллов,
  • автономность – 5 суток,
  • экипаж – 10 человек.

 

Достоинства и недостатки экранопланов

С 2011 г. конструкторы военной техники поднимают вопрос о возобновлении работ по модернизации и производству экранопланов. Эксперты отмечают следующие достоинства незаслуженно забытых разработок советских специалистов:

  • высокая степень живучести, невосприимчивость к противокорабельным минам;
  • экранопланы могут перемещаться над снежной равниной, замерзшей водной гладью, над труднопроходимыми местами; для их перемещения не нужна наземная инфраструктура: дороги, мосты и пр.;
  • высокая для аппаратов данного класса скорость;
  • высокая по сравнению с самолетами грузоподъемность и экономичность;
  • малозаметность экранопланов на радарах;
  • экранопланы превосходят современные суда на подводных крыльях и воздушной подушке по грузоподъемным, боевым и скоростным характеристикам.

В то же время экранопланы имеют и существенные недостатки. Так, старт аппарата требует большей, чем у самолета, тяговооруженности, что ведет к применению либо дополнительных стартовых двигателей, либо особых стартовых режимов для основных двигателей. Экраноплан может передвигаться только над ровной поверхностью, что ограничивает сферу его эксплуатации. И, наконец, управление экранопланом значительно отличается от управления самолетом, поэтому требует специфических навыков.

Есть ли будущее у экранопланов?

Широкое освещение СМИ передислокации «каспийского монстра» побудило военных экспертов высказаться о будущем проекта 903 «Лунь». Так, вице-адмирал запаса, член Экспертного совета организации «Офицеры России»  Михаил Апполонов в интервью для издания iReactor заявил, что разработка и модернизация экранопланов актуальны и сегодня, поскольку ВМС РФ нуждается в подобных аппаратах. Изначально экранопланы предназначались для транспортировки военной техники, вооружения и морской пехоты на прибрежную территорию, занятую противником. Из 62 000 км общей границы России 40 000 км – это озерные, морские и речные границы, поэтому аналогичная техника должна быть на вооружении, чтобы надежно защищать рубежи Родины.

Наверняка, среди наших читателей тоже есть военные эксперты, поэтому мы просим высказать свое мнение о целесообразности возвращения проекта 03 «Лунь».

Скачать таблицу свободных мест в санаториях на 2020

Скачать в PDF Смотреть на сайте

Статья от

04.08.2020

Автор

04.08.2020

Создатель «Каспийского монстра», «Орленка» и «Луня»

Ростислав Алексеев — главный в мире конструктор экранопланов, мечте о настоящих полетах которого было суждено сбыться. После защиты дипломной работы в 1941 году он работал на танковом заводе. Затем ему выделили помещение для работы по созданию боевых катеров на подводных крыльях, и, поверив в то, что Алексеев заставит катера «летать», управление кораблестроения ВМФ выделило средства. В 1957 году он представил судно на подводных крыльях «Ракета». Всем известные советские суда «Метеор», «Буревестник», «Комета» также были построены Ростиславом Алексеевым.

Экранопланы он стал создавать в 1962 году. Была создана экспериментальная модель «Корабль-макет», сокращенно — КМ. Зарубежные специалисты расшифровали аббревиатуру по-своему: Kaspian Monster («Каспийский монстр»). Эта махина имела размах крыла почти 38 метров, длину 92 метра, а взлетную массу 544 тонны. В 1966 году на специально созданной испытательной станции на Каспийском море начались испытания «Каспийского монстра», которые длились 15 лет и завершились аварией в 1980 году из-за ошибки пилотирования. Обошлось без жертв. Кроме того, машина еще неделю оставалась на плаву, но затонула в Каспийском море, так и не дождавшись спасения.

В 1979 году в состав военно-морского флота был принят первый в мире малый десантный корабль-экраноплан «Орленок». Он предназначался для переброски морского десанта с возможностью взлета при высоте волн до двух метров. Всего их было на вооружении пять единиц.

Ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь» стал воплощением всех идей и мыслей Ростислава Алексеева, который, к сожалению, так и не увидел его полета. Он скончался 9 февраля 1980 года вследствие травм во время испытаний модели пассажирского экраноплана. Две операции не помогли.

Первый и последний ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903 был построен в 1986 году. Он являлся охотником на авианосцы, который благодаря огромной скорости и незаметности для радаров мог подходить к ним на расстояние точного пуска ракеты. Вооружен он был шестью пусковыми установками с противокорабельными ракетами ЗМ-80 «Москит». Длина этого невероятного чуда техники — 73 метра, а высота — 19 метров. Оснащен восемью двигателями. Сейчас он списан и находится в Каспийске.

Как развивается критическое мышление?

Сперва идет нулевой уровень — обыденное, автоматическое мышление, когда мы не думаем, а действуем по накатанной: что нам говорят, то мы и воспринимаем, не подвергая критике. Такой подход дает нам очень простенькие решения, которые приходят в голову абсолютно всем. Никакого креатива, никакой системности — ничего.

Дальше идет первый уровень, осваивать который стоит всем, особенно если мы хотим продвигаться в развитии мыслительных способностей. Этот уровень называют «Молодость» — уже не детство, но еще не зрелость.

На него как раз и приходятся все навыки критического мышления: осознанная работа с информацией, разного рода логики (особенно причинно-следственная), эмпиричность, то есть упор на факты, на реальный опыт, а не на что-то, что мне сказали или я так чувствую (это интуиция). И, конечно, рациональное рассуждение. Все это и есть составляющие критического мышления.

Пока мы не освоим эти навыки, мы будем сталкиваться с большими сложностями в освоении высших форм мышления, например системного, стратегического, контекстного, понятийного. Высшие формы мышления сложные, они не могут развиваться, пока у человека нет основы, фундамента в виде критического мышления.

Развитое критическое мышление — это ключ к другому восприятию мира и, как следствие, к более обоснованным решениям и вариативному поведению, это такой способ борьбы с массовой культурой, которая подразумевает простые решения, дихотомию, белое/черное, правополушарное/левополушарное, эмократию (власть эмоций). «Расскажи, что ты чувствуешь по поводу этой идеи, по поводу этого фильма? Дай обратную связь, основываясь на чувствах, на эмоциях» — вот что сейчас активно продвигает массовая культура, а ведь эмоции не требуют таких усилий, как мышление.

«Экранный эффект»

Экраноплан — многоцелевое судно на динамической воздушной подушке. Как правило, аппарат летит на высоте около метра от водной поверхности со скоростью до 500 км/ч. Такой режим создаёт «экранный эффект», при котором сжатие воздуха увеличивает подъёмную силу.

Используя энергию набегающего потока, экраноплан способен преодолевать расстояния без существенных затрат топлива, оказываясь более экономичным средством передвижения, чем самолёт и вертолёт. Кроме того, полёт на столь малой высоте делает судно практически незаметным для радиолокационной аппаратуры противника.

Также по теме


«Усилят возможности ВКС»: какие новейшие беспилотники поступят на вооружение Российской армии в ближайшие годы

Российская армия достигла серьёзных успехов в развитии беспилотной авиации. Об этом заявил начальник управления строительства и…

«Экраноплан — это нечто среднее между самолётом и кораблём. Аппарат передвигается намного быстрее любого судна, максимальная скорость которого редко превышает 30 узлов (55 км/ч). При этом он даже визуально менее заметен, чем самый современный самолёт», — отметил в беседе с  RT обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.

Как пояснил эксперт, в ВМФ экраноплан может использоваться для нанесения неожиданных ударов по авианосным группировкам или для доставки десанта. Возможности судна позволяют ему скрытно подобраться к противнику и после пуска боеприпасов намного быстрее корабля покинуть огневую позицию и зону поражения.

К недостаткам экранопланов относят ограничения, связанные с волнением на море, и недостаточную манёвренность. Распространённой проблемой экранопланов является продольная неустойчивость. Она выражается в том, что при смене высоты центр приложения подъёмной силы смещается. Нос судна ведёт себя нестабильно и может задеть водную поверхность или, наоборот, слишком резко подняться вверх. 

  • Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»

«Экраноплан имеет ограничения по массе вооружения, которое он может взять на борт. Очевидно, что на подобный аппарат невозможно разместить, например, комплекс «Калибр». Однако современная промышленность в состоянии создать для него лёгкое и достаточно мощное оружие», — рассказал Дрозденко.

Память

Памятник Алексееву Р. Е. в начале Юбилейного бульвара в Сормово, Нижний Новгород

Надгробный памятник на могиле конструктора Р. Е. Алексеева. Нижний Новгород, Бугровское кладбище

Нижний Новгород

  • Центральное Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева (ЦКБ по СПК).
  • Нижегородский государственный технический университет имени Алексеева (имя присвоено 2 февраля 2007 года постановлением Правительства Нижегородской области № 33). Там же установлен бюст Ростислава Алексеева и памятник-экраноплан, установленный в 2016 году в честь 100-летия конструктора.
  • Школа с углублённым изучением отдельных предметов № 183 им. Р. Алексеева
  • В центре Сормовского района Нижнего Новгорода именем Алексеева названа площадь, в начале Юбилейного бульвара установлен памятник Алексееву, на улице Коминтерна установлена памятная звезда,
  • Мемориальная доска на доме 45а по улице Ульянова, где жила семья Алексеевых.

Чкаловск

  • «Музей скоростей», посвящённый жизни и деятельности Р. Е. Алексеева. Музейный квартал «Русские крылья» 2012 год.
  • МБОУ Либежевская СОШ имени Ростислава Евгеньевича Алексеева. Городской округ город Чкаловск.
  • Улица Алексеева, село Кузнецово, Чкаловского района (местонахождение испытательной базы ЦКБ по СПК).

Произведения искусства

  • Портрет Ростислава Евгеньевича Алексеева находится в Зале Славы Конгресса США.
  • Обгоняя время. Биографический художественный сериал об Алексееве (2019 год, в главной роли Артём Быстров).

Другое

  • Традиционная парусная регата на Кубок Р. Е. Алексеева в Нижнем Новгороде.
  • Его именем назван один из теплоходов на подводных крыльях «Метеор».

Литература

  • Алексеева Т. Р. Крылья Алексеева: Очерки. Н. Новгород, 2000.
  • Алексеев Р. Полёт в будущее / Сборник воспоминаний. сост. В. П. Исаченко. Н. Новгород: ВВАГС, 2005.
  • Иванов А. В. Он опередил время. Н. Новгород: Кварц, 2006.
  • Иванов А. В., Логинов В. Ф. Корабелы в пятом океане. Н. Новгород: Кварц, 2011.
  • Качур П. Конструктор крылатых кораблей / «Техника и вооружение», № 12 — 2006, № 1, 2, 4, 5 — 2007.
  • Карпенко В. Ф. Конструктор Алексеев. Н. Новгород: Бикар, 2010. ISBN 978-5-91723-027-6
  • Татьяна Алексеева, Ольга Наумова. От замысла – к воплощению… Эскизы, рисунки, чертежи Ростислава Алексеева. — Н. Новгород: Кварц, 2015. — 144 с. — ISBN 978-5-906698-14-8.

Фильмография

  • «Сожжённые крылья. Предать конструктора» (2007).
  • «Эффект Алексеева» из цикла Тайны забытых побед.
  • «Экранопланы. На грани двух стихий» из цикла «Крылья России».
  • «Морской дракон» из цикла «Ударная сила», выпуск 71.
  • «Ростислав Алексеев» из цикла «Гении и злодеи уходящей эпохи» (2002).
  • «Война, которой не было. Плывущий над волнами» (2012).
  • «EXперименты с Антоном Войцеховским. Экранопланы» (2012).
  • «Обгоняя время» (2019).

Происхождение, семья

Родился в семье Евгения Кузьмича и Серафимы Павловны Алексеевых. Отец — учёный-растениевед, создатель и директор Новозыбковской сельскохозяйственной опытной станции, ставшей филиалом Всероссийского ВНИИ удобрений, агротехники и почвоведения, позднее профессор, академик Академии наук Белорусской ССР. Мать — учительница русского языка в сельской школе. Отец и мать — родом из старообрядцев.

Братья и сёстры. Старший брат Анатолий, радиоинженер, пропал без вести под Москвой в 1941 году; сестра Галина — кандидат физико-математических наук, преподаватель в институте им. Баумана; сестра Маргарита — архитектор.

Семья. Женат с 1941 года на Марине Михайловне Алексеевой, в браке родились сын Евгений и дочь Татьяна Сулоева. Внуки — Глеб и Михаил Сулоевы.

На страже Арктики

Дискуссии о возрождении в составе ВМФ экраноплана продолжаются последние четыре года. Одним из первых о необходимости восстановить его производство для военных нужд заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев в августе 2014 года.

В июле 2017-го вице-президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) по военному кораблестроению Игорь Пономарёв сообщил о готовности отечественной промышленности начать разработку экраноплана для ВМФ.

С 1990-х годов российские предприятия производят только гражданские суда. Одним из прорывных проектов считается экраноплан нового поколения «Чайка» А-050 водоизмещением 54 т и полезной нагрузкой 15 т.

  • Экраноплан A-90 «Орлёнок»

Предполагается, что первая машина будет собрана в 2019—2020 годах. Экраноплан может использоваться в том числе силовыми ведомствами РФ для доставки грузов и перевозки личного состава.

Как полагает Дрозденко, ЦКБ им. Алексеева сохранило научный и технологический потенциал для создания ударного экраноплана. По его словам, нижегородским инженерам под силу удовлетворить требования Минобороны к проекту оснащённого ракетным вооружением «Орлана».

«С учётом современных технологических возможностей рискну предположить, что российский экраноплан по габаритам будет уступать советскому собрату и однозначно превосходить его по боевой мощи. На вооружении «Орлана» могут быть гиперзвуковые ракеты «Циркон». Судно станет грозой американских ВМС и послужит России прежде всего в деле  защиты арктических пространств», — отметил Дрозденко.

Что же это за машины?

Экраноплан — это транспортно-боевое средство, способное летать на небольших высотах над поверхностью воды, льда или ровных участков суши. Разработанные в годы холодной войны в Центральном конструкторском бюро Ростислава Алексеева некоторые экранопланы были более 140 метров в длину и весили более 500 тонн.

Но несмотря на это, они легко скользили низко над поверхностью воды благодаря эффекту экрана. На малой высоте воздух «зажимается» между крылом и землей, уплотняется и создает воздушную подушку, которая резко увеличивает подъемную силу крыла. Это явление назвали эффектом влияния земли, а позже — экранным эффектом. Он был открыт авиаторами в 1920-х годах, когда перед самым приземлением самолет внезапно приобретал дополнительную подъемную силу и, игнорируя управление, не желал приземляться.

• Экранопланы: летающие корабли России

Концепт атомного авианесущего экраноплана «Смелость».

История морской авиации России насчитывает более века. За это время технический прогресс и наука двинули возможности отечественной техники до небес. Все начиналось с примитивных летающих лодок времен Российской Империи. Во времена новой эпохи — в СССР создавались самые грандиозные в мире проекты гидросамолетов и даже летающих кораблей. Разработка передовой техники продолжаются и теперь.

Воздушные потоки под экранопланом

Одной из новинок новой эпохи стали экранопланы. По принятой классификации, они считаются кораблями, способными летать. Правда, в полете машину от воды отделяет всего несколько метров. Хоть внешне эти машины и похожи на летающие лодки, к обычному полету на большой высоте они зачастую не способны. Основной режим – именно движение на воздушном экране, создающемся под крыльями и фюзеляжем. Для чего нужны такие сложности? Использование экранного эффекта позволяет увеличить дальность полета в 1,5 раза при таком же количестве топливе.

ВВА-14 конструкции Бартини

Машина проекта ВВА-14 была экранолётом – могла летать и на «воздушной подушке» экрана, и на большой высоте. У нее было 14 двигателей: два маршевых и 12 взлетных. Аппарат вооружался двум торпедами и развивал максимальную скорость 760 км/ч.

Изначально ВВА-14 проектировался с возможностью вертикального взлета и посадки.

Экраноплан А-90 «Орленок»

Десантный экранолёт «Орленок» был разработан как средство доставки 200 морских пехотинцев или двух БТР. Как и судна на воздушных подушках, экранопланы могут выходить на ровный берег и на арктический лед.

«Орленок» и Ан-225 «Мрия»: проект спасательной системы, которая может выполнить задачу в любой точке мира

Появление нового аппарата КМ, прозванного «Каспийский монстр», потрясло американцев. Спутник-шпион передал снимки громадины длиной 92 метра, массой 540 тонн, летящей со скоростью 500 км/ч над Каспийским морем. Первый полет этой машины в 1966 году сделал СССР морской супердержавой.

«Каспийский монстр» — не самолет, а летающий корабль.

Экраноплан «Каспийский монстр» на берегу.

На основе проекта КМ был построен ударный экраноплан «Лунь». Это была машина, задачей которой было уничтожение авианосцев США. Благодаря высокой скорости и полету над самой водой она была незаметна для корабельных и самолетных радаров и могла подбираться очень близко к цели. На ее крыше стояли шесть пусковых контейнеров крылатых ракет «Москит». Их залп гарантированно уничтожал авианосец противника.

Гордость СССР — ракетоносец экраноплан «Лунь».

Российский проект экраноплана «Спасатель», способного оказывать помощь на удалении до 3000 км.

В настоящее время боевые возможности экранопланов несколько уменьшились вследствие развития радиолокационной техники. Даже незаметно подобравшись к вражеским кораблям, в момент запуска ракет он будет замечен и быстро погибнет вследствие малой маневренности.

Проект российского пассажирского экраноплана на 550 человек.

Использование этой техники остается незаменимым в морских спасательных операциях вдали от берега. Медленные корабли не успевают прийти на помощь, быстрые самолеты не могут приводниться, а вертолеты имеют малую грузоподъемность.

Проект самого большого в мире транспортного самолета-амфибии Бе-2500 «Нептун» с возможностью экранного полета над водой.

Нравится? Жми:

История создания

В 1964—1965 годах осуществлялось проектирование и создание уникального, самого большого в мире летательного аппарата — экраноплана КМ, получившего у зарубежных спецслужб название «каспийский монстр». Так расшифровали американцы буквы КМ — корабль-макет — на борту экраноплана. Главным конструктором этого экраноплана был Р. Е. Алексеев, ведущим конструктором — В. П. Ефимов.

Экраноплан имел размах крыла 37,6 м, длину 92 м, максимальную взлётную массу 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире.

КМ был перспективным транспортным средством для военных и спасателей, однако его проектирование вызывало много трудностей. По документам экраноплан проходил как корабль и относился к ВМФ, так как экранный эффект действует на высоте нескольких метров. Конструктивно он напоминал амфибию (тип лодка). Управляли экспериментальным аппаратом летчики-испытатели.

22 июня 1966 года, перед рассветом с волжского причала спустили на воду самый крупный на то время летательный аппарат в мире. А затем почти месяц полупритопленный, с отстыкованным крылом, накрытый маскировочной сеткой экраноплан буксировали по Волге из Горького на полигон в Каспийск. По соображениям секретности шли ночью, днём отстаивались.

Испытания

В 1966 году КМ вышел на испытания, которые проводились на специально созданной испытательно-сдаточной станции на Каспийском море в районе Каспийска (Дагестан).

Когда экраноплан ещё находился в плавучем доке, Доктор (так сотрудники с уважением и симпатией звали Алексеева, как бы подчёркивая высшую, непревзойдённую квалификацию) наравне со всеми тянул канаты, пристыковывая крыло. И вдруг он удивил своих сотрудников, казалось бы, уже привыкших к его неординарности, — взяв полётный лист, Алексеев невозмутимо начертал на нём: «Полёт в доке». Запустили все десять двигателей, грохот нарастал, тросы, удерживающие КМ, натянулись, как струны, на берегу начал ломаться деревянный забор, попавший под выхлопы моторов. При тяге в 40 % от номинальной, док с пришвартованным в нём экранопланом тронулся с места, стало срывать якоря. Удовлетворённый, Алексеев приказал глушить двигатели.

В первом испытательном полёте экраноплан КМ пилотировали В. Ф. Логинов и Р. Е. Алексеев. Дальнейшие испытания проводили ведущие лётчики-испытатели Д. Т. Гарбузов и В. Ф. Трошин. Все эти работы проводились в системе Министерства судостроительной промышленности.

Испытания КМ проходили на Каспии в течение 15 лет до 1980 года. В 1980 году из-за ошибки пилотирования КМ потерпел аварию, жертв не было, экраноплан после аварии ещё неделю оставался на плаву, однако попыток спасти его не предпринималось, после чего затонул. Операций по подъёму, восстановлению или постройке нового экземпляра КМ не проводилось[источник не указан 1735 дней].

Карьера

Война обошла Ростислава Алексеева стороной. Но это не значит, что он ничего не делал для соотечественников. В ноябре 1941 года народный комиссар Военно-морского флота СССР получил чертежи судна на подводных крыльях (СПК), назначение которого — истреблять подводные лодки. Идея показалась ему слабой. Но Ростислав не терял надежду пустить свои наработки в производство. Он вывозил опытные образцы в Волгу, укреплял крылья, вновь и вновь выверял устойчивость судна.

На стороне Ростислава Алексеева оказалось руководство завода «Красный Сормов», где в военные годы вместо кораблей собирали танки. Несмотря на загруженность производства, конструктору выделили 2 часа в день на создание своего СПК. Итоговый образец спустили на воду в апреле 1943 года. Он развивал скорость до 30 км/ч.

Ни одно изобретение Ростислава Алексеева не допустили в помощь Красной армии, хотя он регулярно предлагал чертежи и идеи. Может, это и к лучшему: изобретателю больше нравилось проектировать «мирные» корабли. Власть, правда, не позволяла.

В 1954 году предложение Ростислава Алексеева о создании пассажирского катера на подводных крыльях встретило категорический отказ. А затем еще раз. И снова. Создавалось впечатление, что «верхушке» не нравились не идеи Ростислава Евгеньевича, а он сам. Но, несмотря на козни Министерства судостроительной промышленности СССР, 8 мая 1957 года на воду встал теплоход «Ракета» вместимостью до 66 человек.

Экраноплан «Орлёнок» Ростислава Алексеева

С тех пор Ростислав Алексеев ежегодно выпускал пассажирские СПК — «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник». Некоторые из них до сих пор бороздят водную гладь России.

Пассажирские СПК не утоляли жажду Ростислава Алексеева к скорости. Тогда он задумался над созданием экранопланов. Итоговый образец взмыл в воздух в июле 1961 года. Он разгонялся до 200 км/ч. Испытания своими глазами видел лидер СССР Никита Хрущев. Спустя 11 месяцев на воду спустили «КМ» — экраноплан, который за рубежом называли «Каспийский монстр». На момент создания это было самое крупное и тяжелое летательное судно в мире.

Заслуги Ростислава Алексеева признали лишь в 1962 году. Ему вручили Ленинскую премию, а также представили к почетному званию «Заслуженный изобретатель РСФСР». Несмотря на награды, кораблестроитель не сумел избежать предательства и зависти. В 1976 году его внезапно отстранили от всех должностей. Возможной причиной столь неуважительного отношения «верхушки» к Ростиславу Евгеньевичу стала его встреча с Никитой Хрущевым: якобы конструктор «прыгнул выше головы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector