Китай создает гиперзвуковой пассажирский авиалайнер. зачем?
Содержание:
- Как звонить на номера +7 (919) 765-**-**?
- Спецификация
- Заказчики
- История
- Ключевые технологии
- C919 Design
- Характеристики авиалайнера
- Сравнение гидросамолетов Бе-200 и AG600
- COMACs Plan
- C919 Supplier Table
- Свой среди своих
- Diseño y fase de certificación
- По регионам
- Цены, цены
- История
- Конкуренция на авиарынке будущего
- Быстрее пяти скоростей звука
- Pedidos
Как звонить на номера +7 (919) 765-**-**?
С мобильного или городского телефона
Если вы собираетесь звонить с мобильного, стационарного или городского телефона, то используйте следующий формат набора: +7 (или просто 8), код 919, и далее номер абонента: 765-xx-xx.
Примеры набора:
- +7 (919) 765-12-34
- 8 (919) 765-12-34
Из офиса
Как правило, чтобы позвонить на мобильный телефон из офиса, необходимо сначала «выйти на городскую связь». Для этого нужно набрать код — обычно это цифра «9» или «0». Обычно после набора кода следует дождаться длинного гудка, нажать цифру «8», снова дождаться длинного гудка и ввести номер абонента: 919 765-xx-xx. Если цифры «9» и «0» не подходят — спросите, через какую цифру «выходят в город» ваши коллеги.
Примеры набора:
- 9, «гудок», 8, «гудок», (919) 765-12-34
- 0, «гудок», 8, «гудок», (919) 765-12-34
На телефон, находящийся за границей, с территории Российской Федерации
Если вызываемый абонент с кодом 919 и маской 765-xx-xx находится за границей, то способ набора не меняется — следует набирать номер так же, как если бы абонент находился рядом с вами.
Примеры набора:
- 8 (919) 765-12-34
- +7 (919) 765-12-34
С мобильного телефона, из заграницы
Если вы находитесь за территорией Российской Федерации, то как правило для совершения звонка на мобильный телефон сначала нужно «выйти на международную связь». В разных странах — разные коды выхода, но как правило это 00, 011 или 0011. После набора кода следует набрать «семерку» (7), код 919 и сам номер абонента: 765-xx-xx. Вы можете узнать код выхода в конкретной стране, спросив его у местных жителей, например по-английски: «Tell me please, how I can call on mobile phone?».
Примеры набора:
- 00 7 (919) 765-12-34
- 011 7 (919) 765-12-34
- 0011 7 (919) 765-12-34
Спецификация
Внешние видеофайлы |
---|
C919-Mixed | C919-All ECO | C919-High Density | |
---|---|---|---|
Экипаж | 2 | ||
Пассажировместимость | 156 (2- класса обслуживания) | 168 (1- класс обслуживания) | 174 (1- класс обслуживания) |
Расстановка кресел в базовом исполнении | 12 pax (97 см) + 144 pax (81 см) | 168 pax (81 см) | 174 pax (76 см) |
Длина | 38,9 м | ||
Размах крыла | 35,8 м | ||
Площадь крыльев | 129,15 м2 | ||
Wing Sweepback | |||
Высота | 11,95 | ||
Ширина кабины | 3,9 м | ||
Высота кабины | 2,25 м | ||
Ширина прохода | |||
Ширина сидения | |||
Вес | |||
Максимальный вес с грузом | 77 310 килограммов (170 400 фунтов) расширенный диапазон | ||
Максимальная дальность полёта | 4075 км | 5555 км | |
Максимальная крейсерская скорость | 0,85 M / 900 километров (560 миль) (расширенный диапазон) | ||
Крейсерская скорость в час | 834 километра (518 миль) | ||
Разбег при максимальной взлётной массе | |||
Потолок высоты | 12 100 метров (39 700 футов) | ||
Двигатели (2x) | CFM International LEAP 1C / | ||
Тяга двигателя | 110 000–130 000 Н |
Заказчики
На Август 2019 года, по данным FlightGlobal, имеются следующие заказы:
Дата | Компания | Заказ | Опцион | Примечание |
---|---|---|---|---|
15.11.2010 13.11.2012 |
GE Capital Aviation Services (GECAS) |
10 13 | 10 | |
19.10.2011 |
ICBC Leasing |
45 | ||
23.11.2011 |
BOCOMM Leasing (Bank of Communications) |
30 | ||
09.12.2011 |
China Aircraft Leasing Company (CALC) |
20 | ||
14.02.2012 |
BOC Aviation (Bank of China) |
20 | ||
29.06.2012 |
China Development Bank Leasing Company |
10 | ||
02.07.2012 |
Agricultural Bank of China |
45 | ||
19.09.2012 |
China Construction Bank |
26 | 24 | |
29.10.2013 |
Industrial Bank Co. |
20 | ||
12.11.2014 |
China Merchants Bank Leasing |
30 | ||
30.01.2015 |
Hua Xia Bank |
20 | ||
17.06.2015 |
Ping An Insurance Leasing |
50 | ||
01.11.2016 |
CITIC Group Financial Leasing |
18 | 18 | |
01.11.2016 |
Shanghai Pudong Development Bank Financial Leasing Co. |
5 | 15 | |
13.06.2017 |
China Everbright Group Financial Leasing Co. |
30 | ||
19.09.2017 |
China Nuclear Engineering & Construction Corporation Group |
20 | 20 | |
19.09.2017 |
Huabao Leasing (Huabao International Holdings Limited) |
15 | 15 | |
19.09.2017 |
AVIC International Leasing (Aviation Industry Corporation of China) |
15 | 15 | |
19.09.2017 |
ABC Financial Leasing (Agricultural Bank of China) |
20 | 10 | |
05.12.2017 |
ICBC Leasing |
55 | ||
02.06.2018 |
HNA Group |
200 | ||
Всего | 139 | 692 |
Дата | Компания | Заказ | Опцион | Примечание |
---|---|---|---|---|
15.11.2010 |
Air China |
5 | 15 | |
15.11.2010 |
China Eastern Airlines |
5 | 15 | |
15.11.2010 |
China Southern Airlines |
5 | 15 | |
15.11.2010 |
Hainan Airlines |
15 | 5 | Через Grand China Air |
21.10.2011 |
Sichuan Airlines |
20 | ||
13.11.2012 |
Joy Air |
20 | ||
13.11.2012 |
Hebei Airlines |
20 | ||
Всего | 30 | 110 |
История
Первый самолёт C919, разработка которого велась по инициативе китайского правительства, был представлен в Шанхае 2 ноября 2015 года. На этой презентации компании COMAC присутствовали около 4 тыс. официальных лиц правительства Китая и других гостей. По словам представителя компании, уже получен предзаказ от 21 покупателя в общей сложности на 517 таких самолётов. Как отмечается, лайнер может стать серьёзным конкурентом на рынке крупных пассажирских самолётов, таких как Airbus и Boeing.
16 апреля года в шанхайском аэропорту Пудун состоялись испытания самолёта на так называемое скоростное руление. Испытания заняли 3 часа. Самолёт был разогнан до 248 км/ч, скорости, близкой к скорости взлёта.
Первый полёт совершил 5 мая 2017. Во время продлившегося 79 минут полёта самолёт, оснащённый двигателями CFM LEAP-1С (англ.)русск., набрал высоту 3000 м и максимальную скорость полёта 315 км/ч.
Второй испытательный полет состоялся спустя почти пять месяцев, 28 сентября, а третий – 3 ноября 2017 года. В ходе четвертого полета, который состоялся по маршруту Шанхай-Сиань 10 ноября 2017 года, самолёт за 2 часа 24 минуты преодолел дистанцию в 1,3 тысячи километров. Во время испытаний машина поднялась на высоту в 7,8 тысячи метров.
17 декабря 2017 года свой первый полет совершил второй летный экземпляр. По состоянию на июнь 2018 года планируется собрать еще один испытательный экземпляр до конца года, а в течении 2019 года еще три C-919. Получение сертификата типа ожидается в 2020 году, а первые поставки заказчикам в 2021 году.
На конец 2017 года компания COMAC уже получила заказов на 787 самолетов C-919. В пресс-службе СОМАС сообщают о 27 заказчиках, большая часть из них – китайские компании.
- Цена
Пока официальных расценок на самолёт С919 не представлено. Называется цифра в 50 млн долларов, что вполовину меньше стоимости аналогичных Boeing и Airbus.
Лидирующие по продажам в сегменте узкофюзеляжных самолётов Airbus A320 и Boeing 737 имеют стоимость от 72 до 120 млн долларов и от 78 до 108 млн долларов соответственно (в зависимости от модификации).
Ключевые технологии
На сошедшем с конвейера первом образце, который впервые поднялся в воздух, часть оборудования, включая ключевые узлы и двигатель, были закуплены Китаем за рубежом. На авиалайнере сейчас установлен двигатель LEAP-X1C компании CFM International. Силовые установки той же серии используются на самолетах Boeing 737 и A320. Доля оборудования и различных компонентов китайского производства в авиалайнере составляет чуть больше 50%.
В будущем разработчик рассчитывает перейти на использование двигателя собственного производства. Работы в этом направлении корпорация COMAC уже начала. По поступившей в СМИ информации, собственный двигатель у C919 может появится не раньше чем через восемь лет.
После первого образца лайнера COMAC намерена собрать еще шесть самолетов, которые также пройдут различные полетные тесты, необходимые для получения лицензии в Китае.
C919 Design
Shanghai is the central point for design and production of the C919. Like Airbus and Boeing, the various components that make up the C919 are manufactured by other entities. These are spread over China, for example: The flaps, airlerons, wing panels, center and outer wing box will be be manufactured in Xi’an, China. The fuselage sections will be made in Jiangxi Province. These parts will all be brought together in Shanghai to complete the end product C919. Most of the air-frame of the C919 makes use of aluminium alloys, with the centre wing box making use of carbon fibre composite materials.
The assembly of the COMAC C919 takes place in Shanghai.
Характеристики авиалайнера
Разработкой и производством авиалайнера с 2008 года занималась Китайская корпорация коммерческой авиации (COMAC). Первый образец сошел с конвейера на сборочном предприятии в Шанхае в ноябре 2015 года. В его разработке и производстве на разных этапах принимали участие свыше 200 различных предприятий и 36 научно-исследовательских центров из 22 провинций страны.
Самолет может выпускаться в нескольких модификациях с разным количеством посадочных мест (от 158 до 190). Средняя дальность полета C919 составит порядка 4075 км, максимальная — 5000 км. Авиалайнер может совершать полет на высоте до 12,1 тыс. метров.
Сравнение гидросамолетов Бе-200 и AG600
Конструкция самолета Бе-200 — свободнонесущий высокоплан со стреловидным крылом, Т-образным оперением и убираемым в полете шасси. Оснащен двумя маршевыми двухконтурными турбореактивными двигателями ТРДД Д-436ТП с тягой 7500 кгс каждый. Максимальная взлетная масса составляет 41 тонну с суши, 37,9 тонны с воды и 43 тонны с глиссирования. Основные конструкционные материалы — коррозионностойкие алюминиевые и титановые сплавы, а также легированные стали. Экипаж — два пилота.
В правом обтекателе находится вспомогательная силовая установка. Фюзеляж самолета разделен водонепроницаемыми переборками на носовой отсек, кабину пилотов, грузовую кабину, бытовой отсек, технический отсек и кормовой отсек.
AG600 тоже представляет собой высокоплан, но, в отличие от Бе-200, у китайского самолета плоское крыло нулевой стреловидности. Также имеется Т-образное хвостовое оперение. Установлены турбовинтовые двигатели WJ-6 (китайская лицензионная версия советских моторов АИ-20) мощностью свыше 5000 л. с. Максимальный взлетный вес самолета превышает 53 тонны. Экипаж — три человека.
Самолет обладает внушительными размерами. Длина «Водяного дракона» превосходит Бе-200 почти на пять метров и составляет более 36 метров. Размах крыла машины — около 39 метров, а заявленная максимальная взлетная масса — 53,5 тонны. В китайских источниках встречалось упоминание о взлетной массе до 60 тонн. Все перечисленное делает AG600 самым большим современным гидросамолетом в мире. Максимальная скорость самолета — 570 км/ч, что на 130 км/ч меньше, чем у Бе-200. Максимальная скорость российского гидросамолета составляет 700 км/ч. А вот в дальности полета и максимальной высоте наш самолет уступает китайскому: дальность полета Бе-200 — 3100 км, а у AG600 — 5500 км. Максимальная высота, на которую может подняться «Водяной дракон», — 10 500 метров, а Бе-200 — 8100 метров. Оба самолета могут взять на борт 12 тонн воды.
Довольно странным инженерным решением выглядит устройство двигателей. В данном случае российский Бе-200 выглядит предпочтительнее для решения большого количества разноплановых задач, ведь двигатели самолета-амфибии РФ находятся над крылом. Это позволяет Бе-200 не «засасывать» воду, когда самолет садится на воду или взлетает.
AG600 превосходит российский самолет по размерам, дальности и высоте полета, но если брать во внимание прочие основные характеристики, то самолеты аналогичны друг другу. Оба могут взять на борт до 12 тонн воды
Пассажировместимость при эвакуации у китайской машины составляет 50 человек, у Бе-200 — 45 человек. Стоит сказать, что китайский гидросамолет сопоставим с «Альтаиром» и обе машины одного класса. Ниже приведена сравнительная таблица основных характеристик этих двух летательных аппаратов:
Летно-технические характеристики |
Бе-200 |
AG600 |
Длина самолета |
32,05 м |
36,9 м |
Размах крыла |
32,70 м |
38,8 м |
Максимальная взлетная масса |
41 000 кг |
53,500 кг |
Вместимость воды |
12 000 кг |
12 000 кг |
Максимальная скорость |
700 км/ч |
570 км/ч |
Дальность полета |
3100 км |
5500 км |
Практический потолок |
8100 м |
10 500 км |
Эти два самолета являются единственными в мире в своем классе, со своими параметрами и функционалом. Рынок для их реализации открыт, и на Бе-200 уже есть твердые заказы. Китайцы могут попытаться вызвать спрос на своего «Дракона» более низкой ценой и менее длительными сроками поставки готовых AG600 заказчикам. Будет интересно наблюдать за конкуренцией этих отличных самолетов.
Подписывайтесь на Telegram-канал «Крылья войны», чтобы быть в курсе новостей из мира военной авиации.
COMACs Plan
The C919 airliner is the largest commercial airliner to be designed and built in China. The design is a twin engined jet airliner which will be put up in competition with the Airbus A320 and the Boeing 737. This is a very lucrative market which Boeing and Airbus fight over vigorously, as these aircraft are the mainstay of Low Cost Carrier fleets.
Filling the 158 – 174 seat market, the C919 is the first phase of Chinas’ plan to be supplier to one third of the worlds’ large airliner needs. Like Boeing and Airbus, COMAC intends to have solutions for every segment of the jet transport market. There are already plans in place for the larger C929, offering 300 seats and the C939 offering 400 seats.
C919 Supplier Table
Component | Supplier |
---|---|
Engines |
|
Avionics | Rockwell Collins, Honeywell, CETC, GE AVIC, (General Electric joint venture with AVIC (Aviation Industry Corporation of China)) |
Fight Control System – Full Authority Fly by wire and advanced active control technology. |
Parker, AVIC, Honeywell, MOOG |
Landing Gear System |
Liebherr |
Hydraulic System |
Parker, AVIC |
Air Conditioning System | Liebherr |
Electric System |
Hamilton, Sundstrand, AVIC |
Flight Deck and Cabin Interior | FACC, XML |
APU (auxilary power unit) | Honeywell, AVIC |
Fire protection | KIDDE, AVIC |
Lighting System |
Goodrich, AVIC, TM, Jiuzhou, Eaton |
Many names are of course recognisable as suppliers for other aircraft makers and are experts in their field.
Свой среди своих
Недооценивать этот рынок не стоит. По оценкам крупнейших авиационных компаний, объем внутреннего китайского авиационного рынка в ближайшие 20 лет составит более 6 тысяч единиц, абсолютное большинство которых среднемагистральные самолеты, такие как С919.
Через 20 лет китайский рынок, по прогнозам, станет самым большим в мире.
Насколько фактор «своего» самолета на внутреннем может помочь в его продвижении, сможет ли правительство задействовать административный ресурс, заставляя национальных перевозчиков покупать самолеты у COMAC?
Image caption
Два главных конкурента С919 — Boeing 737 и Airbus 320
Обозреватель журнала «Взлет» Александр Велович считает, что власти КНР без сомнения помогут госкорпорации, но этот лайнер поможет им при покупке и иностранных самолетов. Китайский рынок настолько велик, что он сможет вместить в себя всех.
«Предположим, какая-то китайская компания ведет переговоры о закупке какого-то количества самолетов. Она их ведет параллельно и с «Боингом», и с «Эйрбасом», выторговывая себе наиболее выгодные условия и у того и у другого. Теперь еще и третий фактор вмешивается. Если ни «Боинг», ни «Эйрбас» не дают нам хороших условий, так мы тогда своего купим», — сказал Велович Русской службе Би-би-си.
Другой эксперт, старший научный сотрудник центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Василий Кашин, считает, что Китай не станет поддерживать производство и продвижение самолета, если тот не продемонстрирует хотя бы умеренно хорошие показатели.
«Если по итогам испытаний будет видно, что там что-то не вырисовывается, что он демонстрирует низкие показатели надежности, или низкие экономические показатели, то тогда, конечно, полиитический ресурс применяться не будет, — сказал Кашин Би-би-си. — Если же выяснится, что это пригодный к эксплуатации самолет, пусть даже и не выдающийся, то мы можем быть уверены, что у него будет значительный рынок в Китае».
По словам Кашина, инструменты влияния у государства есть — подавляющее число китайских авиакомпаний государственные, и в любом случае все очень сильно зависят от государственного регулятора.
Новый игрок на мировом рынке?
Репутация производителя надежной авиатехники на миром рынке играет очень важную роль, и это то, чего сейчас очень не хватает COMAC.
Стратегия по продвижению С919 сначала на внутреннем рынке, который, с одной стороны, велик, а с другой — на нем можно заручиться поддержкой государства, приведет к тому, что со временем, если самолет окажется действительно надежным и экономичным, положительная статистика позволит COMAC выйти и на международный рынок.
Для этого КНР необходимо будет создать сеть технической поддержки самолета в тех местах, куда он будет совершать рейсы, а также разработать финансовые механизмы поддержки покупателей.
По словам Веловича, пример бразильской компании Embraer, которая буквально за несколько десятилетий смогла стать одним из крупнейших в мире производителей авиатехники, показывает, что грамотная маркетинговая политика может позволить Китаю совершить такой же путь.
Image caption
Российский конкурент С919 — МС-21 — должен полететь через несколько недель
Кашин считает, что у самолета будут неплохие шансы на региональных рынках сразу после выпуска.
«После того, как начнется серийное производство С919 и он пойдет в китайские компании, они, вполне вероятно, его продвинут. Сначала в ряд стран юго-восточной Азии и Африки, где у них хорошие позиции, — сказал эксперт. — Если будет видно, что это хороший самолет, они смогут вырваться и на новые для себя рынки».
Diseño y fase de certificación
El C919 es el primer avión comercial de tamaño medio diseñado y fabricado en China desde el fallido proyecto Shanghai Y-10. La corporación china COMAC sólo tiene experiencia previa con el diseño y puesta en funcionamiento del avión comercial COMAC ARJ21 de corto alcance y con capacidad de hasta 105 pasajeros.
Inicialmente el diseño y la manufactura de la aeronave se inició en Shanghái, y se desarrolló con motores del fabricante CFM, una empresa conjunta de General Electric y Safran, con la versión del motor LEAP-X, el LEAP-X1C. No obstante, desde el inicio el fabricante expresó su deseo de que en el futuro ofrecer un motor diseñado en su país para el C919, el ACAE CJ-1000A. La aviónica y otras partes funcionales están fabricada en el extranjero por compañías europeas como Michelin, y en mayor parte estadounidenses como Honeywell o General Electric. Sus especificaciones dan la posibilidad de una vida útil de 90.000 horas de vuelo o 30 años.
China estimaba lanzar el C919 en 2014 para que entrara en servicio en 2016, pero el programa ha tenido dificultades que han dificultado el diseño y fabricación. Tras un primer vuelo exitoso el pasado 5 de mayo de 2017 en el aeropuerto internacional de Shanghái Pudong, el segundo prototipo del jet C919 realizó su primer vuelo en diciembre de 2017, siete meses después del primer vuelo. A fecha de marzo de 2019, COMAC esta consiguiendo tímidos avances en las pruebas de certificación, contando con tres aviones para ensayos de los seis planeados, el último en diciembre. El fabricante planea tener al menos 4200 horas de pruebas en vuelo, lo que podría alargar la fase de certificación varios años.
La agencia estadounidense Bloomberg recogía una opinión donde el avión C919 es un intento poco competitivo y de una generación anterior, a pesar de poder resultar mas económico. El C919 se anuncia como con un tercio menos del alcance y una cuarta parte menos de carga frente a los modelos equivalentes de los dos principales rivales aeronáuticos de Boeing y Airbus, sustentado por el gobierno de China y los pedidos de las compañías nacionales.El precio estimado es de 70 millones de dólares por cada unidad (es decir, unos 61 millones de euros), 27 millones de dólares menos (más de 23 millones de euros) que un Airbus A320 y cuatro millones de dólares menos que un Boing 737.
По регионам
Оператор | Диапазон номеров |
ПАО МТС | c +7 919 100-00-00 до +7 919 109-99-99 |
ПАО МТС | c +7 919 139-00-00 до +7 919 139-99-99 |
ПАО МТС | c +7 919 410-00-00 до +7 919 411-99-99 |
ПАО МТС | c +7 919 720-00-00 до +7 919 729-99-99 |
ПАО МТС | c +7 919 760-00-00 до +7 919 779-99-99 |
ПАО МТС | c +7 919 784-00-00 до +7 919 784-99-99 |
ПАО МТС | c +7 919 786-00-00 до +7 919 786-99-99 |
ПАО МТС | c +7 919 960-00-00 до +7 919 970-99-99 |
ПАО МТС | c +7 919 990-00-00 до +7 919 999-99-99 |
Белгородская обл.
Оператор | Диапазон номеров |
ПАО МТС | c +7 919 220-00-00 до +7 919 229-99-99 |
ПАО МТС | c +7 919 280-00-00 до +7 919 289-99-99 |
ПАО МТС | c +7 919 430-00-00 до +7 919 439-99-99 |
Волгоградская обл.
Оператор | Диапазон номеров |
ПАО МТС | c +7 919 540-00-00 до +7 919 549-99-99 |
ПАО МТС | c +7 919 790-00-00 до +7 919 799-99-99 |
ПАО МТС | c +7 919 980-00-00 до +7 919 989-99-99 |
Курская обл.
Оператор | Диапазон номеров |
ПАО МТС | c +7 919 130-00-00 до +7 919 136-99-99 |
ПАО МТС | c +7 919 170-00-00 до +7 919 179-99-99 |
ПАО МТС | c +7 919 210-00-00 до +7 919 219-99-99 |
ПАО МТС | c +7 919 270-00-00 до +7 919 279-99-99 |
Орловская обл.
Оператор | Диапазон номеров |
ПАО МТС | c +7 919 900-00-00 до +7 919 999-99-90 |
ПАО МТС | c +7 919 200-00-00 до +7 919 209-99-99 |
ПАО МТС | c +7 919 260-00-00 до +7 919 269-99-99 |
Республика Мордовия
Оператор | Диапазон номеров |
ПАО МТС | c +7 919 780-00-00 до +7 919 783-99-99 |
ПАО МТС | c +7 919 785-00-00 до +7 919 785-99-99 |
ПАО МТС | c +7 919 787-00-00 до +7 919 789-99-99 |
Челябинская обл.
Оператор | Диапазон номеров |
ПАО МТС | c +7 919 110-00-00 до +7 919 129-99-99 |
ПАО МТС | c +7 919 300-00-00 до +7 919 359-99-99 |
ПАО МТС | c +7 919 400-00-00 до +7 919 409-99-99 |
Чувашская Республика-Чувашия
Оператор | Диапазон номеров |
ПАО МТС | c +7 919 138-00-00 до +7 919 138-99-99 |
ПАО МТС | c +7 919 650-00-00 до +7 919 679-99-99 |
ПАО МТС | c +7 919 971-00-00 до +7 919 979-99-99 |
Цены, цены
Если отвлечься от технических достижений, то основным вопросом является рентабельность такого гиперзвукового авиатранспорта.
Здесь поучительны уроки, которые принесла многолетняя эксплуатация сверхзвукового лайнера «Конкорд».
Этот самолет создавался совместно Великобританией и Францией и совершил свой первый полет в 1969 году.
Тогда «Конкорд» преподносился как будущее мировой авиации — однако на деле авиаперевозчики отказались от его массовой закупки.
В итоге самолет был выпущен ограниченной серией, а в 2003 году и вовсе снят с эксплуатации.
Image caption
Американская фирма Boom рассчитывает на возрождение пассажирского сверхзвукового транспорта
Причин для этого было сразу несколько. Так, большинству потенциальных клиентов билеты на «Конкорд» были не по карману.
Кроме того, введенные тогда же ограничения на уровень шума означали, что сверхзвуковой авиалайнер мог преодолевать звуковой барьер только над безлюдными просторами океана.
Это ограничивало использование самолета трансатлантическими маршрутами и снижало его рентабельность.
Image caption
Компания Aerion сотрудничает с авиаконцернами Lockheed Martin и GE Aviation в разработке сверзвукового лайнера для деловых клиентов
Хотя в последние годы интерес к сверхзвуковому авиатранспорту возродился, речь пока идет об экспериментальных разработках.
Image caption
Фирма Spike Aerospace имеет планы создания сверхзвукового самолета для богатых клиентов
Гиперзвуковой пассажирский самолет будет еще более сложен в производстве и эксплуатации. Такому самолету присущи все классические проблемы сверхзвука — аэродинамический удар, высокие эксплуатационные затраты и другие.
Статья, опубликованная в февральском номере журнала Physics, Mechanics & Astronomy, утверждает довольно смело, что в будущем гиперзвуковые перелеты станут более удобными и эффективными, чем нынешний авиатранспорт.
Но, как считает сотрудник сайта Flightglobal Эллис Тейлор, пройдет не менее 15-20 лет до того момента, как гиперзвуковая авиатехника станет рентабельной.
Image caption
Проект гиперзвукового авиалайнера А-2 британской фирмы Reaction Engines
«Пока что трудно говорить о том, что есть спрос и рынок для таких самолетов, — говорит он. — Исторически цены на авиабилеты снижаются, и будет затруднительно найти потребителей, которые будут готовы платить за гиперзвуковые полеты. Скорее всего, первые такие самолеты появятся для обслуживания узкого круга клиентов».
История
Первый самолёт C919, разработка которого велась по инициативе китайского правительства, был представлен в Шанхае 2 ноября 2015 года. На этой презентации компании COMAC присутствовали около 4 тыс. официальных лиц правительства Китая и других гостей. По словам представителя компании, уже получен предзаказ от 21 покупателя в общей сложности на 517 таких самолётов. Как отмечается, лайнер может стать серьёзным конкурентом на рынке крупных пассажирских самолётов, таких как Airbus и Boeing.
16 апреля года в шанхайском аэропорту Пудун состоялись испытания самолёта на так называемое скоростное руление. Испытания заняли 3 часа. Самолёт был разогнан до 248 км/ч, скорости, близкой к скорости взлёта.
Первый полёт совершил 5 мая 2017. Во время продлившегося 79 минут полёта самолёт, оснащённый двигателями CFM LEAP-1С (англ.)русск., набрал высоту 3000 м и максимальную скорость полёта 315 км/ч.
Второй испытательный полет состоялся спустя почти пять месяцев, 28 сентября, а третий – 3 ноября 2017 года. В ходе четвертого полета, который состоялся по маршруту Шанхай-Сиань 10 ноября 2017 года, самолёт за 2 часа 24 минуты преодолел дистанцию в 1,3 тысячи километров. Во время испытаний машина поднялась на высоту в 7,8 тысячи метров.
17 декабря 2017 года свой первый полет совершил второй летный экземпляр. По состоянию на июнь 2018 года планируется собрать еще один испытательный экземпляр до конца года, а в течении 2019 года еще три C-919. Получение сертификата типа ожидается в 2020 году, а первые поставки заказчикам в 2021 году.
На конец 2017 года компания COMAC уже получила заказов на 787 самолетов C-919. В пресс-службе СОМАС сообщают о 27 заказчиках, большая часть из них – китайские компании.
- Цена
Пока официальных расценок на самолёт С919 не представлено. Называется цифра в 50 млн долларов, что вполовину меньше стоимости аналогичных Boeing и Airbus.
Лидирующие по продажам в сегменте узкофюзеляжных самолётов Airbus A320 и Boeing 737 имеют стоимость от 72 до 120 млн долларов и от 78 до 108 млн долларов соответственно (в зависимости от модификации).
Конкуренция на авиарынке будущего
Со строительством этого самолета высшее руководство страны связывает свои надежды на снижение зависимости рынка воздушного транспорта КНР от иностранных производителей. По оценкам экспертов, C919 будет стоять в одном ряду с Boeing 737 и A320, но при этом отличаться некоторыми характеристиками. В частности, ожидается, что китайский авиалайнер будет более экономичным.
Даже в самом названии авиалайнера C919, согласно официальным заявлениям производителя, заложено амбициозное стремление Китая составить конкуренцию компаниям Boeing и Airbus, названия самолетов которых также начинаются с той же буквы, что и названия компаний (C919 — СOMAC). Что касается значения цифр, то девятка здесь символизирует «вечность», а 19 — максимальное число посадочных мест в салоне, которое составляет 190.
На прошлой неделе генеральный директор COMAC Хэ Дунфэн сообщил, что корпорация уже получила 570 заказов на C919 от 23 компаний внутри страны и из-за рубежа. При этом доля иностранных заказов составляет порядка 10%. К этому авиалайнеру проявили интерес, в частности, немецкая авиакомпания PuRen Airlines, тайская City Airways, а также ряд компаний из стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Африки. Коммерческая эксплуатация нового самолета, полагают эксперты, может начаться не раньше 2020 года.
В настоящее время ведется работа по сертификации C919 в Китае. Что касается выхода на зарубежные рынки, то такие планы у Китая есть, однако для этого предстоит пройти длительную процедуру сертификации. По словам гендиректора COMAC, вопрос получения разрешения на полеты данного самолета в страны ЕС будет подниматься на переговорах с Европейским агентством авиационной безопасности (EASA). Поставлена также задача получить разрешение на полеты от Федерального управления гражданской авиации США (FAA), переговоры с США и ЕС по этому вопросу могут начаться уже в этом году.
Быстрее пяти скоростей звука
Даже если аэродинамические расчеты подтвердятся, предстоит решить множество других проблем.
Image caption
Аппарат компании Boeing X-51 Waverider проходит программу испытаний
При переходе через звуковой барьер летательный аппарат генерирует воздушную волну, которая на земле слышна как громкий хлопок, способный спровоцировать разрушения. Кроме того, существует проблема разогрева металлической поверхности фюзеляжа и крыльев на скорости, превышающей 5М.
Далеко не решен и вопрос о том, какими двигателями предстоит оснащать такой самолет. Сейчас мало кто сомневается в типе маршевого двигателя — им наверняка станет вариант прямоточного реактивного двигателя, который может работать только на скорости более 5М.
Поэтому для взлета, посадки и разгона гиперзвуковому самолету понадобятся двигатели другого типа. Видимо, придется разрабатывать совершенно новый комбинированный двигатель, который будет сочетать в себе свойства привычных для гражданской авиации турбореактивных двигателей и прямоточных.
Image caption
Аппарат Falcon HTV-2 создан американским агентством DARPA в экспериментальных целях. Он способен достигать скорости 5 М (более 6000 км в час)
«В Китае в течение последних двух лет осуществляется крупная программа по созданию такого двигателя, — говорит профессор Майкл Смарт, возглавляющий лабораторию гиперзвуковой тяги в университете Квинсленда. — В случае успеха это станет настоящей революцией в отрасли».
Pedidos
En el Salón Aeronáutico de Zhuhai de 2010, COMAC anunció que había logrado firmar un total de 55 pedidos del C919 por parte de 6 aerolíneas, con opciones para 45 aparatos más. Las aerolíneas que compraron la aeronave fueron China Eastern Airlines, Air China, Hainan Airlines, China Southern Airlines, CDB Leasing Company, y GE Capital Aviation Services.
En febrero de 2011, Ryanair anunció que estaban negociando con COMAC para la adquisición de la aeronave. En junio de 2011, el presidente de la compañía Michael O’Leary, anunció que había firmado un acuerdo con COMAC para cooperar en el desarrollo del C919.
En marzo de 2017, las órdenes del C919 llegaron a los 600 pedidos.
Cliente | Pedidos | Opciones | Notas |
---|---|---|---|
Air China | 5 | 15 | Primera entrega |
BOC Leasing | 30 | Compañía de arrendamiento financiero | |
CDB Leasing Company | 10 | Compañía de arrendamiento financiero | |
CALC | 20 | Compañía de arrendamiento financiero | |
China Eastern Airlines | 5 | 15 | |
China Southern Airlines | 5 | 15 | |
GECAS (General Electric Capital Aviation Services) | 10 | Compañía de arrendamiento financiero | |
ICBC Leasing | 45 | Compañía de arrendamiento financiero | |
Hainan Airlines | 5 | 15 | |
Sichuan Airlines | 20 | ||
BOC Aviation | 20 | Compañía de arrendamiento financiero | |
Total | 175 | 60 |