Беспилотный камаз ожидается до конца 2017
Содержание:
«Матрешка» с джойстиком
С декабря 2015 года BMG работает над проектом «Матрешка». Это электрический автобус, рассчитанный на восемь пассажиров, без места для водителя и даже руля. Вместо лидаров его создатели используют только видеокамеры: две спереди, две сзади и две по бокам.
«Благодаря цене оборудования этот проект может быстрее выйти в коммерциализацию и стать рентабельным», — объяснял Антон Попель. В январе 2017 года владелец и гендиректор компаний Volgabus и BMG Алексей Бакулин рассказывал РБК, что пилотный вариант 8- и 12-местных автобусов будет стоить от 6,5 млн до 10 млн рублей. Хотя «для серийной продукции красная цена — 3–3,5 млн рублей».
Беспилотник_5
Беспилотный пассажирский автобус «Матрешка» во время тестового рейса
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков
Ездит «Матрешка» пока медленнее конкурента. Если на последних открытых испытаниях машина с начинкой от «Яндекса» разгонялась до 34 км/ч, то максимальная скорость беспилотного автобуса меньше 20 км/ч при технической возможности развивать до 100 км/ч. «Из-за большой разнородности окружающей среды очень трудно повысить скорость движения беспилотного автомобиля, — признавал работающий над проектом Антон Попель. — Скорость движения, при которой мы успеваем обрабатывать данные окружающей среды, — порядка 15 км/ч».
При этом «Матрешка» дает гораздо больше возможности заработать отечественным производителям. В автобусе, который собирается из модулей (за что и получил такое название), 80% российских деталей. Автоматическую коробку переключения передач разработали специально под «Матрешку» и произвели внутри страны. Стойки в салоне, корпуса видеокамер и некоторые другие элементы напечатаны на 3D-принтере.
Государственных денег в проекте нет. И, пытаясь заработать на проекте, с осени 2016 года Bakulin Motors Group ведет переговоры с правительством Москвы по поводу запуска «Матрешки» в столице. Руководство компании надеется, что уже в этом году переговоры увенчаются успехом. «Есть ряд территорий — Лужники, ВДНХ, — где бы мы хотели вести коммерческую эксплуатацию. Но для этого нужно разработать регламенты», — рассказывал Антон Попель.
Беспилотник_7
В кабине беспилотного пассажирского автобуса «Матрешка»
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков
Автор цитаты
В ближайшее время эта проблема должна быть решена. В день обнародования Стратегии развития автомобильной промышленности стало известно, что Минпромторг, МВД и Росстандарт совместно разработают документ, который будет регулировать испытания беспилотных автомобилей.
Каким образом при отсутствии законодательства в феврале 2018 года «Яндексу» удалось вывести на московские дороги свое такси, непонятно. Хотя компания и отмечала, что всё происходило в рамках «действующего законодательства». Возможно, помогло то, что у «Яндекс.Такси» по крайней мере есть руль. К прототипу «Матрешки», едущей самостоятельно по заранее заложенному маршруту, в случае внештатной ситуации можно присоединить только джойстик от приставки Xbox.
Беспилотные КАМАЗы
А еще Чемезов рассказал о том, что начались тестовые испытания КАМАЗа-беспилотника. Глава «Ростеха» заявил, что это знаковое событие и для автопрома, и для промышленности России в целом. Президент кивнул и подтвердил, что видел такую машину во время визита на КАМАЗ (в декабре 2019 года он приезжал на предприятие).
Путин поинтересовался, выезжает ли беспилотный КАМАЗ на территорию завода. Чемезов ответил утвердительно и сообщил, что на базе такого автомобиля будут создаваться небольшие грузовички, которые будут использоваться на территории больших предприятий — перевозить грузы.
На территорию завода, действительно, челнинские беспилотники уже вовсю выезжают: так, уже в начале декабря беспилотные грузовики стали поставлять кабины с прессово-рамного завода на автомобильный. Этот проект получил название «Одиссей». Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин тогда пояснял, что использование беспилотника пока ограничивается неразвитостью законодательства. При этом на закрытых территориях собственники уже могут принять на себя ответственность по их эксплуатации.
В апреле беспилотники КАМАЗа прошли испытания на нефтегазовом месторождении на Ямале (проект «Ермак»). Фото: vestikamaza.ru
В феврале КАМАЗ показал первый беспилотный и бескабинный автомобиль.
В апреле беспилотники КАМАЗа прошли испытания на нефтегазовом месторождении на Ямале (проект «Ермак»). Они смогли пройти 2,5 тысячи километров — без ущерба для груза. А буквально две недели назад КАМАЗ-беспилотник проехался по дорогам в Иннополисе.
Людмила Губаева
ПромышленностьМашиностроениеОПК Татарстан
Самостоятельные «БелАЗы»
Избавиться от водителей пытаются не только производители 20-тонных «КамАЗов», но и 80-тонных «БелАЗов». Помогает им в этом созданная в 2010 году компания-резидент «Сколково» VIST Robotics.
Карьерные самосвалы не выезжают на дороги общего пользования и не встречаются с обычными водителями. Поэтому компания, которой удалось привлечь в прошлом году 400 млн рублей инвестиций, уже предлагает готовый продукт. За $70–90 тыс. самосвал полностью становится автоматическим: выполняет погрузку, перевозку и разгрузку без участия человека. Оператор может удаленно взять на себя управление при необходимости.
Автор цитаты
Причина успеха в том, что добыча полезных ископаемых в сложных условиях — вредное и опасное для человека производство. Из-за этого нехватка квалифицированных водителей карьерной техники есть по всему миру, а срок обучения специалистов большой: например, чтобы освоить управление «БелАЗом», нужно пять лет. Более того, автоматизация всей работы по горной добыче, а это услуга материнской для VIST Robotics компании «ВИСТ Групп», позволяет исключить простой и нерентабельное использование техники. В конце концов стоимость нового белорусского самосвала без компьютерной начинки — от $2 млн.
2020
Запуск тягача-беспилотника на заводе КамАЗ
20 июля 2020 года стало известно о запуске на заводе «КамАЗа» беспилотного робота-тягача, который получил имя «Регина». Он передвигается по заданным маршрутам, помогая рабочим собирать двигатели. Подробнее здесь.
«Газпром нефть» внедряет беспилотные грузовики в Арктике
На Восточно-Мессояхском месторождении (ЯНАО, Гыданский п-ов) успешно прошли испытания беспилотных грузовых автомобилей. Совместный проект «Газпром нефти» и группы компаний «КАМАЗ» был реализован при поддержке правительства Ямало-Ненецкого автономного округа в арктической автономии и сложных природно-климатических условиях Заполярья. Главная цель испытаний — подтвердить потенциальную эффективность использования беспилотных транспортных средств, позволяющих повысить безопасность грузоперевозок и оптимизировать снабжение труднодоступных регионов.
Основная статья: «Газпром нефть» внедряет беспилотные грузовики в Арктике
2018: Беспилотная автоколонна начала перевозить грузы в Германии
В июле 2018 года поставщик логистических услуг DB Schenker, автопроизводитель MAN Truck & Bus и Университет прикладных наук им. Фрезениуса запустили совместный проект по перевозке грузов на беспилотных грузовиках.
Автоколонна представляет собой систему транспортных средств на дороге, как минимум два из которых движутся по автомагистрали караваном. Они оснащены вспомогательными системами для водителя и средствами автоматического управления. Все грузовики в колонне объединены электронной «сцепкой», посредством которой осуществляется связь между ними. Ведущий грузовик задает скорость и направление, а остальные следуют за ним.
По автобану в Баварии в тестовом режиме начали ездить беспилотные грузовики
Колонна из магистральных автопоездов отправилась от филиала компании DB Schenker в Нойфарн под Мюнхеном в Нюрнбер по экспериментальному участку автострады A9 длиной около 145 км. Первым грузовиком в этой паре управляет водитель, вторым — компьютер. Для безопасности во второй машине все равно находится человек.
Использование самоходных фур в перевозке грузов позволяет сократить расход топлива и освобождает пространство на немецких автобанах. Грузовики способны ехать на расстоянии 15 метров друг от друга вместо положенных по правилам 50 метров.
Это первый случай использования магистральных автопоездов в колонне в Германии, и он установит новые стандарты на логистическом рынке, от которых в первую очередь выиграют наши клиенты, — говорит член правления DB по грузовому транспорту и логистике Александр Долл (Alexander Doll). — Этот проект DB Schenker показывает, что развитие инновационных технологий через партнерство будет иметь первостепенное значение для компаний всего мира. |
Федеральное правительство выделило почти 2 млн евро на финансирование этого пилотного проекта.
2017: Мировые продажи в $84 млн
В 2017 году мировая выручка от реализации беспилотных автобусов и грузовых автомобилей составила $84 млн, сообщается в исследовании аналитической компании Tractica, опубликованном в конце января 2018 года. Также специалисты подсчитали, что в 2017-м было продано 343 единицы такого автономного транспорта.
Эксперты отмечают, что интерес к беспилотным технологиям стремительно растет, и что появление таких машин в продаже и их постепенное внедрение на дорогах приведет к коренному перелому в целом ряде отраслей.
Прогноз по поставкам беспилотных автобусов и грузовых автомобилей, данные Tractica
В частности, влияние беспилотных технологий уже начинает ощущаться в сегменте грузовых перевозок, который является центральным элементом для любой цепочки поставок. Не слишком в этом смысле отстает и индустрия общественного транспорта. В будущем внедрение беспилотных автобусов позволит сократить число автомобилей на дорогах, что, в свою очередь, будет способствовать меньшему загрязнению воздуха, снижению шумов и повышению безопасности.
Аналитики предсказывают стремительный рост рынка и ожидают, что в денежном выражении мировые продажи беспилотных грузовиков и автобусов в следующие пять лет вырастут более чем в 400 раз, достигнув в 2022 году $35 млрд. В штучном исчислении объем рынка увеличится больше чем в 500 раз и составит 188 тыс. единиц.
Перспективы в области беспилотных грузовиков и автобусов просто огромны, и рынок постепенно набирает обороты, о чем свидетельствует нарастающий поток новостей об успешных пилотных проектах в данной сфере. Ближайшие два-три года станут решающими. Уже несколько авторитетных компаний заявили о намерении инвестировать в крупномасштабные программы по развитию беспилотного транспорта, — прокомментировал прогноз аналитик Tractica Маной Сахи (Manoj Sahi). |
2018
В июне КАМАЗ продемонстрировал в Казани работу разработанного им беспилотного электробуса КАМАЗ-1221 «ШАТЛ». Электронную начинку автомобиля разработало НАМИ.
ШАТЛ (аббревиатура от «Широко Адаптивной Транспортной Логистики») был подключен к сети пятого поколения сотовой связи (5G), развернутой «Мегафоном». Будучи партнером Чемпионата мира по футболу (ЧМ-2018), «Мегафон» получил от Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) частоты в диапазонах 3,8 ГГц и 25,25 – 29,5 ГГц в 11 городах, в которых будет происходить чемпионат, включая Казань.
ШАТЛ демонстрировался в динамическом и статическом режимах. В динамическом режиме электробус двигался по специально выделенной дорожке вдоль реки Казанка по огороженному периметру. Передвигаться по обычным трассам беспилотникам пока нельзя из-за законодательных ограничений.
ШАТЛ относится к транспортным средствам малого класса категории М2 и предназначен для передвижения по дорогам с твердым покрытием с использованием данных цифровых карт, систем навигации и органов технического зрения. ШАТЛ осуществляет остановку для посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах, определенных службой движения и выбираемых пользователями из предложенного перечня на маршруте.
Интерфейс позволяет пассажиру управлять системой открывания дверей, системой выбора остановочного пункта для высадки, остановкой по требованию, аварийной остановкой, вызовом помощи, ручным открыванием дверей, а также использовать USB-порт для зарядки электронных устройств. Масса транспортного средства максимально оптимизирована, утверждают на КАМАЗ: кузов выполнен из композитных материалов, рама изготовлена с использованием алюминиевых материалов.
В ходе движения телеметрическая информация и видеосигнал в режиме реального времени транслировались при помощи предкоммерческого E2E-решения для сетей 5G компании Huawei, развернутого на тестовой сети «Мегафона». Для обеспечения радиопокрытия пилотной зоны использовалась базовая станция с технологией радиодоступа 5G New Radio (NR), опорная сеть нового поколения с поддержкой функциональности New Generation Core (NGC) и абонентский терминал (CPE) 5G с чиспсетом разработки Huawei.
Тестовая сеть 5G представляет из себя базовую станцию с агрегацией двух несущих с шириной полосы 100 МГц каждая в диапазоне 3,5 ГГц. Данные с электробуса передавались в диспетчерский пункт, контролирующий процесс движения транспортного средства, со скоростью 1,2 Гбит/с с минимальной задержкой 6-8 миллисекунд.
Одновременно на сервер КАМАЗа в онлайн-режиме поступала телеметрическая информация о параметрах движения и режимах работы узлов и агрегатов электробуса. Эти данные собираются с сотен датчиков, установленных в беспилотнике.
2017
В июле 2017 года в Екатеринбурге КАМАЗ и Научно-исследовательский центр НАМИ продемонстрировали совместный проект – беспилотный автобус «Шатл».
Автобус способен самостоятельно развезти пассажиров, получив в электронную систему только данные о пункте назначения и желаемых остановках. Автотехника, рассчитанная на 12 человек, разгоняется максимум до 40 километров в час.
В разработке НАМИ и «Камаза» используется собственный литиево-ионный аккумулятор. Тяговый электромотор в машине всего один, который сможет развивать мощность в 20-40 кВт (до 54 л.с.). Высокая скорость для беспилотника не важна. Шатл сможет разгоняться примерно до 25 км/ч. О запасе хода ничего не известно. Картографией, навигацией и облачными инфраструктурными вычислениями, связанными с поездками автобуса, займется Яндекс. Вместимость рассчитана на 12 пассажиров.
Вызвать «Шатл» можно будет при помощи специального приложения для смартфона — беспилотник будет следовать по удобному маршруту и при этом подбирать пассажиров, которые следуют в этом же направлении.
Развитие электрического и беспилотного транспорта является одним из основных направлений российского машиностроения, но для их внедрения в повседневную жизнь потребуется серьезное изменение законодательства, которое необходимо начинать реформировать уже сейчас, констатировал Дмитрий Медведев.
Робототехника
- Роботы (робототехника)
- Робототехника (мировой рынок)
- Обзор: Российский рынок промышленной робототехники 2019
- Карта российского рынка промышленной робототехники
- Промышленные роботы в России
- Топ-30 интеграторов промышленных роботов в России
- Карта российского рынка промышленной робототехники: 4 ключевых сегмента, 170 компаний
- Технологические тенденции развития промышленных роботов
- В промышленности, медицине, боевые (Кибервойны)
- Сервисные роботы
- Collaborative robot, cobot (Коллаборативный робот, кобот)
- IoT — IIoT — Цифровой двойник (Digital Twin)
- Компьютерное зрение (машинное зрение)
- Компьютерное зрение: технологии, рынок, перспективы
- Как роботы заменяют людей
- Секс-роботы
- Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI)
- Обзор: Искусственный интеллект 2018
- Искусственный интеллект (рынок России)
- Искусственный интеллект (мировой рынок)
- Искусственный интеллект (рынок Украины)
- В банках, медицине, радиологии, ритейле, ВПК, образовании, Автопилот, транспорте, логистике, спорте, СМИ и литература, видео (DeepFake, FakeApp), музыке
- Национальная стратегия развития искусственного интеллекта
- Национальная Ассоциация участников рынка робототехники (НАУРР)
- Российская ассоциация искусственного интеллекта
- Национальный центр развития технологий и базовых элементов робототехники
- Международный Центр по робототехнике (IRC) на базе НИТУ МИСиС
Robot Control Meta Language (RCML)
- Машинное обучение, Вредоносное машинное обучение, Разметка данных (data labeling)
- RPA — Роботизированная автоматизация процессов
- Видеоаналитика (машинное зрение)
- Машинный интеллект
- Когнитивный компьютинг
- Наука о данных (Data Science)
- DataLake (Озеро данных)
- BigData
- Нейросети
- Чатботы
- Умные колонки Голосовые помощники
- Безэкипажное судовождение (БЭС)
- Автопилот (беспилотный автомобиль)
- Беспилотные грузовики
- В мире и России
- Летающие автомобили
- Электромобили
Беспилотный летательный аппарат (дрон, БПЛА)
2020: Беспилотный «Камаз» с комплексом аэроразведки маршрута проехал 3 000 километров в городе
3 июля 2020 года стало известно о том, что российский беспилотный большегруз по 5 часов в день тренируется безопасному движению в городских условиях и 20 раз в секунду составляет 2 048 траекторий. Автомобиль может передвигаться по бездорожью без точных карт, получая информацию о маршруте с собственного беспилотного летательного аппарата.
Беспилотный Камаз с комплексом аэроразведки маршрута
Как пояснялось, специалисты лаборатории автономных транспортных систем, которая входит в состав Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии компонентов робототехники и мехатроники» на базе Университета Иннополис, начали разработку грузового роботизированного автомобиля с модулем аэроразведки в 2018 году. За это время эксперты создали алгоритмы управления большегрузными автомобилями, систему локализации, не требующую предустановленных точных цифровых карт, и человеко-машинный интерфейс, облегчающий взаимодействие пассажиров с беспилотным автомобилем.
Мы создали свой набор алгоритмов, подход к распознаванию и классификации объектов и прокладыванию маршрутов. Наша система управления генерирует 2048 траекторий на 6,4 секунды вперёд каждые 0,05 секунды. При этом она учитывает статические и динамические препятствия, окружающие транспортное средство в диапазоне 360 градусов на расстоянии 220 м. рассказал Салимжан Гафуров, руководитель Лаборатории автономных транспортных систем |
Во время научных исследований специалисты ИТ-вуза разработали математические модели основных модулей системы, сформировали облик и конструкцию быстросъёмного модуля с аэроразведкой. Эксперты выяснили, что навигация в условиях бездорожья может быть проведена без помощи точных карт, для этого можно использовать только передний лидар и работать на картах, которые предоставляет БПЛА.
Сотрудники нашей лаборатории в рамках данного проекта разработали и изготовили платформу аэроразведки. Беспилотный летательный аппарат может вертикально взлетать и садиться на эту платформу, там же он хранится и заряжается. Платформа располагается в кузове и позволяет функционировать БПЛА в температурном режиме от -40 до +60 градусов. Дрон проводит аэроразведку и сообщает дорожную ситуацию беспилотному автомобилю, на основе этой информации Камаз и строит траектории. дополнил Салимжан Гафуров, руководитель Лаборатории автономных транспортных систем |
Учёные провели эксперименты и получили результаты, которые обеспечивают соответствие серийного грузового автомобиля с автоматической коробкой передач третьему уровню по классификации систем помощи водителю ADAS. Под данным соответствием подразумевается условная автоматизация, когда от водителя не требуется мгновенная реакция на возникающие при движении ситуации: он должен быть готов вмешаться в течение какого-то ограниченного времени. По словам разработчиков, нет чёткого требования по этому времени вмешательства человека, это зависит от сценария, потому что вождение по дворам требует большей внимательности, чем по автомагистрали.
Именно поэтому мы пока не планируем тестирование Камаза на трассах — тестирование на дальних расстояниях показала компания Mercedes ещё в 1994 году, а позднее и другие компании. Наиболее сложная задача для большегрузных автомобилей и одновременно наименее изученная — навигация в городе. И мы сфокусированы именно на этой задаче, на август 2020 года автомобиль введён в опытную эксплуатацию и проходит тестирование на дорогах Иннополиса и уже прошёл 3 тысячи километров. поведал Салимжан Гафуров, руководитель Лаборатории автономных транспортных систем |
Перед выездом на реальные дороги разработчики тестируют систему на собственном симуляторе. Innopolis Simulator отрабатывает различные сценарии на дороге, имитирует движение трафика и пешеходов и их обнаружение, моделирует все необходимые датчики и сенсоры — радар, лидар, камеры, GPS, IMU.
Специалисты Университета Иннополис считают, что не смотря на то, что беспилотный автомобиль готов к использованию в реальной жизни, есть сдерживающие факторы юридического характера.
До сих пор не определены ответы на ключевые вопросы в области ответственности, страхования, внедрения в большие города, инфраструктуры. Пока мы их не решим, сложно сказать, когда мы увидим этот автомобиль в эксплуатации. заключил Салимжан Гафуров, руководитель Лаборатории автономных транспортных систем |