Роботы рулят: в рф предложили разрешить полностью беспилотное такси
Содержание:
- Право на полет
- Беспилотник в Лас-Вегас
- Первый закон автопилота. Никогда не нарушать правила
- Автоматизация с маячками
- Видео: Испытания беспилотного такси «Яндекса» в Москве
- Самоизоляция открыла дорогу
- Как работает беспилотное такси?
- Как работает технология
- Когда беспилотники смогут заменить водителей
- Результаты года жизни беспилотника
- Мастер парковки
- Три по пятьсот
- В семь раз быстрее
Право на полет
Однако для использования такого аэротакси необходимо изменить российское законодательство. Сейчас на каждый полет дрона со взлетной массой более 30 кг необходимо специальное разрешение Зонального центра Единой системы организации воздушного движения, получить которое можно лишь после длительной бюрократической процедуры. Основным аргументом здесь станет безопасность полета, которая будет определяться автоматизацией и маневренностью, которые закладывают в новинку.
— Эта техника предназначена для безопасных полетов в автономном режиме, то есть не предполагает участие пилота в управлении, — отметил директор Института национальной технологической инициативы СевГУ Сергей Дудников, который входит в число разработчиков. — Причем она сможет осуществлять движение в сложных погодных условиях, садиться при сильном ветре и в ограниченном пространстве. При необходимости — даже на палубу корабля.
Н2
Первые тесты прототипа аэротакси Begaero
Фото: youtube.com/Александр Бегак
Если поправки в законодательство будут приняты, то массовое использование аэротакси может стать наименее затратным способом по улучшению транспортной связанности страны. В данном случае не потребуется строительства дополнительных дорог и аэропортов.
— Сейчас существует вертолетное такси, однако воспользоваться им могут только состоятельные люди, которые способны заплатить за один перелет из одного конца города в другой порядка 20 тыс. рублей, — пояснил Павел Булат. — Аэротакси должно в корне изменить эту ситуацию, поскольку стоимость поездки на нем будет сопоставима с ценой билета на поезд, следующий по тому же маршруту.
Беспилотник в Лас-Вегас
Демонстрация беспилотного автомобиля в Лас-Вегасе прошла в рамках международной выставки Consumer Electronics Show, проходившей в новогодние праздники. Автомобиль для сборки беспилотника был куплен на месте, в США. Им стала Toyota Prius.
Обучение системы заняло 2 недели. В программу были введены карта местности и маршрута, данные о дорожной обстановке и специфические американские сигналы и правила. Искусственный интеллект был натренирован действовать в обстановке, отличающейся от привычных отечественных реалий. В демонстрационную задачу входили повороты направо и налево, пешеходные переходы и светофоры. Всё это должно было быть на маршруте.
Поездку удалось сделать полностью беспилотной, без присутствия инженера-испытателя в салоне. Это была уже демонстрация, а не испытания. 15-минутный рейс начинался возле отеля Hard Rock на Paradise Road.
В тестовых заездах мог принять участие любой желающий, но запись на дни выставки была быстро закрыта по причине высокого спроса. Блогеры и журналисты, ставшие пассажирами демонстрационных рейсов, отмечали уверенность вождения «Яндекс»-автомобиля в сравнении с аналогами фирм-конкурентов.
Первый закон автопилота. Никогда не нарушать правила
Человек, который учится водить, проходит теорию в автошколе, потом тренируется парковаться и объезжать препятствия на площадке. После катается с инструктором по городу, а затем сдает экзамены и может водить самостоятельно. «Наши беспилотники одновременно на этапе обучения и экзамена. Мы катаемся и смотрим, что можно улучшить. Исправления идут постоянно, каждый день машины ездят лучше, чем ездили вчера», — рассказывает Артем Фокин, директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей «Яндекса».
«Мозг» машины хорошо знает маршут, по которому мы едем. С прошлого года водители накатывали круги по этим дорогам в ручном режиме. Так алгоритм пассивно обучался. И таким же образом программу «познакомили» с Хамовниками и некоторыми другими районами.
Автоматизация с маячками
«Яндекс» предложил Минтрансу разрешить коммерческую эксплуатацию беспилотных ТС без инженера-оператора в салоне. Соответствующее письмо направлено в ведомство в апреле, рассказали «Известиям» в компании.
— Его первая часть касается разработки федерального закона (о беспилотниках). Мы предложили разделить формирование нормативной базы на несколько этапов, чтобы плавно перейти от тестирования беспилотных автомобилей без инженера за рулем к их коммерческому использованию в полностью автономном режиме, — рассказал «Известиям» руководитель направления беспилотных автомобилей «Яндекса» Дмитрий Полищук.
Но на время работы над ФЗ, по его словам, компания предложила расширить рамки эксперимента по тестированию беспилотных машин, разрешив им двигаться по дорогам без инженера и использовать их в коммерческих сервисах. Он уточнил, что пока речь идет об отдельных регионах России.
— Если мы хотим сохранить высокие темпы развития технологии, новые возможности для этого должны появляться уже сейчас, — добавил Дмитрий Полищук.
На начальном этапе это могут быть такси в «Иннополисе» (Татарстан) и его окрестностях, уточнили в «Яндексе». В целом нормативная база для внедрения полностью беспилотных автомобилей, как полагают в компании, может быть готова к декабрю 2021 года.
Сегодня федеральное законодательство предусматривает, что беспилотник не может выехать на дорогу общего пользования (вне закрытых территорий и полигонов) без человека внутри. Оператор должен прийти на помощь в критической ситуации, в том числе при риске ДТП или поломке.
В начале апреля президент поручил собрать предложения ведомств и организаций по поводу внедрения в стране полностью беспилотных ТС. Они должны быть представлены в кабмин до 12 мая, главе государства — до 31 мая.
Головным интегратором выступает Минтранс. По данным «Известий», ранее замглавы министерства Алексей Семенов разослал письма в заинтересованные федеральные ведомства (Минпромторг, Минэкономразвития, МВД) с просьбой направить свои соображения по этому поводу до 17 апреля. С таким же предложением он обратился в «КамАЗ», группу «ГАЗ», НАМИ, Сбербанк и ассоциацию «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ).
В «ГАЗе», «КамАЗе» на момент публикации не ответили на запросы «Известий», в НАМИ переадресовали вопросы в Минтранс. В Сбербанке сообщили, что вместе с компаниями-партнерами активно участвуют в подготовке необходимых законодательных и нормативных актов, но не конкретизировали свои предложения. Но отметили, что ведут активную работу над созданием собственной ИИ-платформы, которая будет представлена до конца 2020 года.
В свою очередь, в Cognitive Pilot (совместное предприятие Сбербанка и Cognitive Technologies) сообщили «Известиям», что предложили Минтрансу расширить в законопроекте о беспилотниках понятие высокоавтоматизированных ТС, распространив его на рельсовый транспорт, включая трамваи.
Ранее свои предложения в министерство также направила ЦТЛ (письмо есть у «Известий»). В ассоциации, в частности, считают необходимым оснащать беспилотные ТС «черными ящиками» по примеру воздушных судов и ставить на крыше световые маячки.
В пресс-службе Минтранса подтвердили «Известиям», что вместе с заинтересованными сторонами сегодня прорабатывают варианты поэтапного ввода в эксплуатацию беспилотников.
— Особое внимание уделяется вопросам законодательного регулирования возможности проведения тестирования высокоавтоматизированных ТС с удаленным контролем движения, их допуска к оказанию коммерческих услуг, а также установления необходимых требований безопасности, — отметили в Минтрансе. В других ведомствах на момент публикации на запросы «Известий» не ответили
В других ведомствах на момент публикации на запросы «Известий» не ответили.
Видео: Испытания беспилотного такси «Яндекса» в Москве
Отмечается, что «Яндекс» стал одной из первых компаний, получивших разрешение на тестирование беспилотников в Израиле. Беспилотные такси Яндекса появятся на улицах города уже в трёх странах – России, США и Израиле.
Руководитель направления беспилотных автомобилей в Яндексе Дмитрий Полищук
Испытания беспилотных такси Яндекса уже в самом разгаре. В феврале 2018 года беспилотник успешно прошел испытания по улицам Москвы. Поездка прошла в полностью автономном режиме на скорости 25-30 км/час. Разумеется, в присутствии водителя. Затем в июне беспилотный автомобиль Яндекс.Такси совершил первую поездку между городами. Он проехал 780 км от Москвы до Казани за 11 часов. Большая часть пути прошла по федеральной трассе М7 «Волга». Все работает прекрасно.
28 августа беспилотный автомобиль был протестирован в Татарстане. С помощью него развозили жителей Иннополиса. Татарстан стал первым городом Европы, где машину без водителя можно вызвать для повседневной поездки. За 2 месяца работы беспилотное такси совершило 1000 поездок. С помощью него за 1 день в Иннополисе осуществляется около 20 поездок. Средняя продолжительность одной из них – около 10 минут
Сейчас беспилотное такси Яндекса испытывается на территории «Сколково». Пока новую услугу компании могут протестировать только резиденты инновационного центра. Также для этого нужно быть старше 18 лет. В скором времени услуги такси станут еще качественнее.
Самоизоляция открыла дорогу
Эксперимент по тестированию беспилотных ТС на дорогах общего пользования начался в июне 2019 года, законодательно это было разрешено постановлением правительства №1415. Изначально были определены лишь два пилотных региона — Москва и Татарстан. В феврале 2020 года список расширили, добавив еще 11 субъектов, включая Санкт-Петербург, Ленинградскую, Московскую, Владимирскую, Нижегородскую, Самарскую области.
В НТИ «Автонет» (курирует проект по тестированию беспилотников) уточнили «Известиям», что на российских дорогах сейчас около 130 высокоавтоматизированных машин. Они принадлежат «Яндексу», «КамАЗу», МАДИ и НПО «Старлайн». Подавляющее большинство из них (свыше 100 единиц) — у «Яндекса», который проводит тестирование не только в России, но также в США и Израиле. Это серийные автомобили, оборудованные специальными приборами: камерами, лидарами, датчиками и прочими.
Пандемия коронавируса — самое время для того, чтобы опробовать беспилотники без человека в салоне, полагает доктор технических наук, профессор МГТУ имени Баумана Дмитрий Онищенко.
— В связи с радикальным снижением количества транспорта на дорогах из-за введенных ограничений можно без особого риска обкатать эти технологии, в том числе в южных регионах — например, в Крыму, Краснодаре и Ростове-на-Дону, — сказал он «Известиям».
Эксперт добавил, что внедрение беспилотных ТС — неизбежно, что и продемонстрировал вызванный COVID-19 кризис.
Выпускать машины без оператора в салоне на дороги еще рано, даже в «Иннополисе» и «Сколково» у них возникали затруднения в принятии решений, возразил руководитель проекта транспортной инфраструктуры «Сколково» Кирилл Жанайдаров. Он пояснил, что автомобилям под управлением роботов требуется много раз проехать по одному и тому же маршруту, чтобы чувствовать себя уверенно.
— Использование на дорогах беспилотных ТС без инженеров вряд ли приведет к росту числа аварий. Но это может вызвать затруднения в движении, — сказал он «Известиям».
Сначала — в течение как минимум полугода — нужно обкатать технологии полностью автономных беспилотников, в том числе такси и роботов-курьеров, на закрытых территориях, считает эксперт.
Как работает беспилотное такси?
Изначально для испытаний использовались два прототипа – сделан на базе Toyota Prius, второй – на базена Kia Soul. Основа беспилотной системы управления – это программное обеспечение и датчики.
Беспилотные такси оснащены камерами, которые смотрят в разных направлениях. По видео с камер программное обеспечение устанавливает местоположение других машин, людей и прочих объектов. Так же определяются границы дорожной разметки и распознаются знаки. Стереокамеры определяют расстояние до других объектов.
На крыше установлен лидар кругового обзора, который с помощью лазерного излучателя сканирует окружающее пространство. Так составляется трёхмерная карта, с помощью которой вычисляется расстояние до объектов вокруг беспилотного такси. Ещё применяется радар, который с помощью радиоволн определяет расстояние до других объектов.
Беспилотник оборудован датчиками – приёмники GPS/GLONASS, блок инерциальных измерителей и сенсоры. Они определяют его местоположение, скорость и направление движения. Эти датчики измеряют одометрические данные машины, такие как скорость вращения отдельных колёс.
Программное обеспечение на основе полученной информации, используя сложный алгоритм, строит виртуальную модель окружающего мира. Уже на основе неё принимается решение, как должен двигаться автомобиль.
Как работает технология
Для беспилотных автомобилей была разработана сложная программа-автопилот, которая постоянно совершенствуется. Сегодня беспилотное «Яндекс.Такси» умеет соблюдать все правила дорожного движения. Искусственный интеллект, управляющий автомобилем, может распознавать пешеходов на улицах и заботиться об их безопасности: пропускать и экстренно тормозить, даже если пешеход нарушает внесённые в программу правила. Автопилот видит и объезжает препятствия, появляющиеся перед автомобилем.
По оценкам западных экспертов, до массового внедрения беспилотных такси в качестве одного из привычных видов городского транспорта остаются считаные годы. По их мнению, раньше, чем в России, эта практика будет внедрена в США, ОАЭ, Китае и Сингапуре.
Когда беспилотники смогут заменить водителей
Сейчас в России есть одно постановление, регулирующее беспилотники. В нем объясняется порядок, как выпускать машины на дорогу. По словам Фокина, в правительстве РФ обсуждаются законы, которые позволят сертифицировать машины быстрее и давать им больше свободы, но законопроекта пока нет.
«Сейчас разработчики во всем мире вынуждены тратить время на административные задачи, — объясняет он. — Там, где законодательство наиболее лояльно к технологиям, разработка идет быстрее. Например, в США ездит полторы тысячи беспилотников, в некоторых штатах можно ездить без водителя и даже перевозить пассажиров без водителя. Мы сейчас на хорошем технологическом уровне. Нет линейки, которую можно приложить к технологии той или иной компании, чтобы сказать, лучше или хуже, но наш уровень достойный в мире. Чтобы убедить в этом людей — нам нужно проехать много миллионов километров по дорогам. Но законодательная база такова, что на многие вопросы нет ответа. Вы спрашиваете: «Что если машина попадет в ДТП без водителя? С кем второй водитель будет оформлять европротокол или ждать ГИБДД?» Ответ: «Я не знаю». Нет законов, которые регулировали бы эти ситуации. Мы верим, что через три-четыре года беспилотники смогут справляться с любой дорожной ситуацией. Но когда они выйдут на дороги не в тестовом режиме, зависит не только от нас и разработчиков любой страны, а от принятия законов. Если мы хотим двигаться с опережением — наше законодательство должно быть таким же или более прогрессивным, чем законодательства других стран».
Результаты года жизни беспилотника
26 ноября 2018 г. применение беспилотных автомобилей на улицах российских городов было официально легализовано. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление об использовании на дорогах беспилотных автомобилей.
Экспериментальный этап их внедрения стартовал 1 декабря в Москве и Татарстане, пока лишь на ограниченных территориях парков инноваций. Участники эксперимента по тестированию беспилотников должны получить одобрение ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ». Одним из главных условий участия в проекте стало страхование ответственности. Поэтому пока технология доступна только пользователям, достигшим совершеннолетия.
«Яндекс.Такси» даже опережает конкурентов в скорости разработок и их внедрения. Проекту компании Waymo уже 10 лет, тогда как беспилотникам «Яндекса» — всего 2. Через год после запуска «Яндекс» уже предложил полностью конкурентоспособный проект.
Применение беспилотных авто, официально легализовано.
Беспилотник на дорогах Сколково
Тестовым полигоном для практического использования самоуправляемого «Яндекс.Такси» стал наукоград Сколково в Новой Москве. На выбор площадки повлияла градостроительная ситуация в Сколково. Его планировка создавалась с нуля по последним инновационным принципам современного градостроительства, поэтому он ближе всего к городам будущего, подходящим для внедрения подобных технологических новшеств.
Кроме того, в Сколково есть все элементы стандартной городской инфраструктуры:
- школа;
- детсад;
- спорткомплекс;
- городские парки;
- малоэтажная жилая застройка;
- офисные здания.
А главное — там есть жители и стандартное городское движение транспорта на улицах.
Беспилотник свободно перемещается по улицам наукограда. Вызвать его можно через приложение «Яндекс.Такси». Система сама определяет геолокацию пользователя, после чего автомобиль находит его на территории Сколково с помощью навигатора.
Беспилотное такси можно вызвать в городе будущего — Сколково.
Беспилотник на улицах Москвы
В столице воспользоваться беспилотным такси пока нельзя, но сами автомобили-беспилотники обкатывают московские дороги в тестовом режиме. Одна из таких машин проехала по району Хамовники, месту расположения центрального офиса компании «Яндекс».
Поездка намеренно была совершена в сложных дорожных условиях: незадолго до этого в городе прошёл мощный снегопад. Дороги были завалены снегом. Это стрессовая ситуация для водителей и белое пятно в разработках зарубежных фирм. Снег в России бывает чаще, чем в местах их дислокации, и разработчикам это обязательно нужно учитывать.
Снег затрудняет видимость на дороге, создаёт проблемы в чтении дорожной разметки и знаков. Гололёд снижает управляемость автомобиля и увеличивает тормозной путь за счёт изменения сцепления с дорожным покрытием. Зимние тесты беспилотника показали, что он справляется с этими вызовами не хуже профессионального шофёра.
Тестирование беспилотника в экстремальных погодных условиях показало хорошие результаты.
В Татарстане
Площадкой для экспериментального внедрения самоуправляемых такси в Татарстане стал Иннополис — молодой наукоград, находящийся в 35 км от Казани, одна из неофициальных столиц отечественной IT-индустрии. Тестирование новейших технологических разработок в сфере искусственного интеллекта является одной из специализаций Иннополиса.
Как и в Сколково, здесь есть полноценная городская инфраструктура, уличное движение, жилые кварталы, университет, деловой центр, кафе и магазины. Есть и целевая аудитория — работающие в Иннополисе молодые научные работники. Они достаточно разбираются в предмете эксперимента, чтобы дать проекту качественную и профессиональную обратную связь, способную улучшить разработки беспилотных автомобилей.
Кроме того, тестирование беспилотного Яндекс такси проводится в Иннополисе.
Мастер парковки
Еще одна особенность аэротакси — простота обслуживания. По словам участников проекта, по этому показателю оно будет ближе к автомобильным, а не к сложным авиационным регламентам. Потребуется лишь сеть сервисных станций, а также оборудование специализированных парковочных мест, предназначенных для взлета и посадки беспилотников. Предполагается, что их оснастят необходимым навигационным и заправочным оборудованием. Причем по площади такие парковочные места будут не больше автомобильных.
Да и стоимость нового транспорта планируют держать на уровне цены авто премиум-класса.
Однако некоторые эксперты считают, что упростить парковку аэротакси будет возможно только в отдаленной перспективе.
Y3
Фото: РИА Новости/Илья Питалев
— Скорее всего, на первых этапах беспилотник будет садиться на площадки на крышах, схожие с вертолетными, которые потребуют соответствующего обслуживания, — в первую очередь по соображениям безопасности, — пояснил генеральный директор компании «Съемка с воздуха» Вячеслав Барбасов. — И только затем, по мере развития инфраструктуры, они смогут приземляться не только на специальных парковках, но и в неподготовленных местах, самостоятельно оценивая их пригодность для совершения посадки.
При этом эксперт подчеркнул необходимость разработки российского беспилотного аэротакси, поскольку аналогичные проекты успешно развиваются уже в нескольких странах мира. В частности, в прошлом году один из вариантов этого транспортного средства представил европейский авиаконцерн Airbus.
Три по пятьсот
Новое аэротакси создают в первую очередь для применения внутри городов-миллионников и в самых больших по площади областях России, включая северные регионы и Дальний Восток. По словам разработчиков из Национальной технологической инициативы (НТИ), особенно актуальным применение транспортного средства станет по причине нехватки взлетно-посадочных полос — их в России в сотни раз меньше, чем в США.
За один рейс (без дозаправки) такое аэротакси сможет пролететь 500 км с крейсерской скоростью 500 км/ч, имея на борту четырех пассажиров или 500 кг груза.
— Высокую скорость аппарата обеспечит установленная на его борту газотурбинная установка, соединенная с электрогенератором. Через батарею суперконденсаторов он питает шесть стационарных двигателей, — рассказал заместитель соруководителя рабочей группы «Аэронет» НТИ Павел Булат. — Двигатели будут вращать подъемные и маршевые вентиляторы, полностью убранные внутрь объемного фюзеляжа, также выполняющего функции крыла. При этом управление планируется осуществлять струйными рулями и за счет изменения вектора тяги.
Н1
Фото: пресс-служба НИТУ «МИСиС»
Силовую электронику для машины создадут не из традиционного кремния, а из карбида кремния, который не требует охлаждения и позволит сделать существенно более компактные и легкие приборы.
Инновационным будет и материал корпуса. Для него конструкторы собираются применить новейший сплав алюминия и скандия, разработанный во Всероссийском институте авиационных материалов. Это позволит создать легкий цельнометаллический фюзеляж сварной конструкции. Причем он обойдется в 4–6 раз дешевле углепластикового корпуса при сопоставимом весе.
В семь раз быстрее
Для проведения необходимых исследований по данному проекту в России созданы две научные лаборатории: в Севастопольском госуниверситете и в Балтийском государственном техническом университете «Военмех» имени Устинова. В первом вузе займутся проблемами динамики полета и навигации, во втором — должны разработать корпус и двигатели беспилотника.
Экспериментальный прототип планируют создать к 2025 году — на нем конструкторы отработают вертикальные взлет и посадку аппарата. Потом выпустят летный образец, грузоподъемность которого составит 500 кг. Также ученые планируют спроектировать более легкую модель — на одного человека и более тяжелую — на 5–7 пассажиров.
О4
Прототип аэротакси в Сингапуре
Фото: ТАСС/Zuma
По словам экспертов, внедрение новой техники надо начать с тех направлений, движение по которым отнимает слишком много времени при использовании привычного транспорта. В частности, с помощью беспилотника можно будет всего за полтора часа попасть из Ставрополя в Севастополь — на автомобиле этот путь занимает сегодня около 11 часов.
Использовать аэротакси планируют не только для доставки пассажиров, но и для грузовых перевозок.