Уникальные и безумные: круглые броненосцы контр-адмирала попова

Кафе и рестораны которые стоит посетить

Вкусно пообедать можно в любом кафе в Поповке, а если хочется насладиться необычной атмосферой, следует обратить внимание на такие места как:

  • «Сезам» – Кафе, стилизованное под восточное заведение, предлагает своим посетителям соответствующую кухню. Помимо великолепных основных блюд стоит попробовать вкуснейшее мороженое и десерты.
  • «Галера» – Элитный ресторанчик в самом центре курортного поселка порадует своих гостей презентабельным интерьером, широким ассортиментом блюд европейской кухни и богатой винной картой. Это отличное место для праздничного ужина или романтической встречи.
  • «Ленинград» – Интересное кафе с очень необычным меню – здесь предлагают самые разные блюда: от традиционного украинского борща до шашлыка и пасты. Повара подают то, что больше всего нравится гостям, поэтому заведение пользуется популярностью.

Судно из-под циркуля

Что же такое поповка? Видимо, проще всего рассмотреть конструкцию круглого судна на примере «Новгорода» — первого спущенного на воду прибрежного броненосца. Строили его в Петербурге, причем довольно быстро. К марту 1872 года первые детали «конструктора» (который предварительно проверили на собираемость в северной столице) прибыли на Николаевские стапеля, а 21 мая 1873 года, спустя два года после начала строительства, «Новгород» был спущен на воду. Тут стоит отметить, что именно «Новгород» стал первым русским броненосцем — значительная веха оружейной истории. В это же время в Николаеве строился второй броненосец — «Киев».


Сегодня модели поповок хранятся во многих морских музеях. Более того, нетрудно найти и приобрести развёртки для бумажного моделирования на дому. Всё-таки это были очень интересные корабли.

По конструкции «Новгород» был вполне обычным броненосцем, только шпангоуты (поперечные ребра жесткости) и стрингеры (продольные) имели отличную от обыкновенных кораблей форму. В частности, стрингеры замыкались внутри корпуса кольцом. Каркас обшивался наружным и внутренним слоями железа, верхний пояс брони имел толщину 229, а нижний — 178 мм. Если бы не странная форма, «Новгород» ничем не отличался бы от рядового судна-монитора.

Правда, конфигурация поповки серьезно повлияла на расположение орудий, кают и силовых агрегатов. Барбет (поворотная оружейная башня) на «Новгороде» был один и располагался точно посередине. На барбете крепились два 280-мм нарезных орудия системы Альфреда Круппа — на тот момент весьма современные. Наводились и заряжались пушки независимо друг от друга. Каюты офицерского состава, матросов и механиков были распределены по судну, но большинство жилых помещений расположилось в палубной надстройке на носу поповки. Практически все подпалубное пространство занимало машинное отделение — точнее, два машинных отделения по обе стороны от оси симметрии судна. В каждом располагалось по котельной и по три компаундных паровых машины двойного действия. Удивительно то, что практически все элементы поповок были изготовлены на российских заводах.


Испытания показали, что у поповок значительно больше недостатков и проблемных узлов, нежели преимуществ. В частности, при попытке развить хоть сколько-нибудь приличную скорость, броненосцы «зарывались» в бурун.

В процессе сборки параметры судна заметно изменились — в частности, планируемый диаметр в 29,3 м «дорос» до 30,8 из-за проблем с укладкой бронеплит, а плоское днище оборудовали продольными килями во избежание посадки на мель. Осадка, правда, выросла на 30 см.

История строительства

Две поповки названные «Новгород» и «Киев» (позже — «Вице-адмирал Попов»), были построены по инициативе адмирала А. А. Попова в — в качестве броненосцев береговой обороны Черноморского флота.

Впервые вопрос о постройке бронированных плавучих батарей для защиты входов в Азовское море и Днепро-Бугский лиман был поднят в . В это время, после поражения в Крымской войне, развитие Черноморского флота было ограничено условиями Парижского мирного договора, поэтому даже проект малоподвижных плавучих батарей был отклонён.
В военное и морское ведомства совместно решили строить такие батареи, превосходящие калибром артиллерии и толщиной брони любые иностранные броненосцы, и при этом имеющие осадку не более 14 футов.
Всем этим условиям удовлетворяло только предложение А. А. Попова о строительстве круглых в плане батарей, что позволяло уместить 11-дюймовые орудия и мощное бронирование в 2 700-тонный корабль длиной (диаметром) менее 31 метра при осадке 3,76 метра.

Модель корабля

«Неприятель, решившийся атаковать наши укрепленные береговые пункты, — писал Попов, — может отважиться на это не иначе как при помощи орудий самого большого калибра, который в данную минуту будет возможен для употребления на практике.
Чтобы отразить его, мы должны иметь такие же орудия, а следовательно, проектируя суда, которые дополняли бы нашу береговую защиту как станки для орудий, надо для их вооружения артиллериею избрать наибольший из существующих у нас калибров: поэтому на проектированное судно предлагается поставить 11 д (280-мм — авт.) нарезные или 20 д (508-мм — авт.) гладкие пушки.
Уменьшая длину и увеличивая ширину судна можно не только уменьшить его денежную стоимость, но и увеличить водоизмещение.
Доведя эту аксиому до конечной степени, то есть сделав длину равной его ширине, мы достигнем наиболее благоприятных условий как в отношении стоимости так и водоизмещения.
Поэтому все ватерлинии его образованы из кругов.
Из всех судов, тип монитора наименее подвержен качке и представляет наименьшую площадь для покрытия бронею; проектированное судно, как станок для орудий, есть монитор; оно имеет в центре неподвижную башню которая покрыта бронею, так же как палуба и борт судна…
Хотя круговые образования ватерлиний не представляют благоприятных условий для скоростей хода, но зато этот недостаток вознаграждается отсутствием препятствий для поворотливости судна и избытком водоизмещения.
Чтобы вполне воспользоваться первым из этих благоприятных качеств, проектированному типу дано два винта, а избыток водоизмещения загружен машиною…»[источник не указан 2047 дней]

Современники прекрасно предвидели недостатки круглых кораблей, однако демонстрация с круглыми шлюпками убедила чиновников не медлить с постройкой, которая началась одновременно с выходом России из ограничений Парижского договора.
Из-за слабой производственной базы на Чёрном море постройка настоящих броненосцев в то время была невозможна.
Две построенных поповки — «Новгород» и «Киев» (впоследствии «Вице-адмирал Попов») — стали первыми броненосцами Черноморского флота.
Развитие технологий судостроения, изменение внешнеполитических и внутригосударственных условий, отказ от первоначальной концепции применения узкоспециализированных кораблей — плавучих броненосных батарей береговой обороны, привели в последующем к изобилию критики этих необычных кораблей.

«Новгород» был построен в Санкт-Петербурге, по частям перевезен сушей в Николаев и там собран (спущен на воду 21 мая ).
«Киев» был полностью построен в Николаеве, двумя годами позже.
Корабли отличались диаметром и калибром артиллерии («Новгород» — 11-дюймовые орудия, «Киев» — 12-дюймовые).

Век паропанка против морских волков

И это были ещё не все проблемы, которые стояли перед петербуржским морским министерством.

Технический прогресс с середины XIX века рванул вперёд с немыслимой скоростью. Ещё вчера морями правили величественные парусники, пехота маршировала стройными колоннами в ярких мундирах, а рядом скакала блистательная кавалерия. А сегодня небо над морями заполнилось дымом бесчисленных пароходных труб,сверкающие бронзой пушкинаполеоновской эпохи сменялись причудливыми дальнобойными орудиямибольших калибров. А стрекот картечниц Гатлинга разнёсся реквиемом над полями сухопутных битв. Старый добрый и жестокий мир бескрайних полей и патриархальных городов сменялся машинным безумием эпохи, которая спустя век стала ассоциироваться с модным словомстимпанк».

Ну, а в начале 1860-х годов адмиралы и чиновники адмиралтейств всего мира бегали по потолкам своих роскошных кабинетов и орали нечеловеческим голосом(естественно, делая всё это сугубо мысленно, как подобает джентльменам).

Потому что сразу после его закладки появлялись изобретения и технические новинки, которые давали ещё более впечатляющие преимущества.

А денег постройка мало-мальски серьёзных военных кораблей требовала совершенно чудовищных. Поэтому следом за адмиралами от душераздирающего зрелища уходящих чёрт знает на что бесконечных потоков золота по потолкам мысленно бегалифинансисты всех великих держав. Завывая тихо, проникновенно и совершенно безнадёжно.

Биография

Родился в 1821 году в Санкт-Петербурге в семье известного кораблестроителя, управляющего Охтинской верфью Александра Андреевича Попова.

С 1868 года состоял членом Совета торговли и мануфактур, а также в течение многих лет принимал деятельное участие в делах Общества для содействия русской промышленности и торговли, председательствуя в первом (распорядительном) отделении общества.

Скончался в 1898 году, похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище.

Жена (с 31.01.1865, Дрезден) — Варвара Карловна Фонтон (1841—1915), дочь действительного статского советника Карла Карловича Фонтона. По словам внучки, была редкостно скромной и доброй, из-за чего за годы своего вдовства растратила все свое состояние, достаточно большое. В конце жизни из-за артрита была прикована к постели. Похоронена рядом с мужем.

Дочери: Елизавета (1865—1935; замужем за генералом А. М. Кованько), Варвара (1878— ?, в замужестве Лаврова) и третья дочь замужем за А. Достоевским.

Послужной список

  • 1830 — Морское отделение Александровского корпуса.
  • 1838 — Окончил Морской кадетский корпус с присвоением чина мичмана и зачислением в 32-й флотский экипаж (Черноморский флот).
  • Командир парохода «Метеор» (вспомогательного крейсера Черноморского флота).
  • 1853 — Командирован в Константинополь для собрания сведений о вооружении Босфора и близлежащих к нему укрепленных мест по Чёрному морю и Дунаю до Рущука.
  • 1853—1856 — Участвовал в Крымской кампании:
    • 1853—1854 — Командовал пароходами «Эльборус», «Андия», «Турок», потопил шесть турецких транспортов.
    • Сентябрь 1854 — Командовал в чине капитан-лейтенанта пароходом «Тамань», прорвался из блокированного Севастополя в Одессу и вернулся обратно с грузом для оборонявшихся.
    • Руководил установкой морских орудий на укреплениях Севастополя и артиллерийским снабжением.
    • Руководил снаряжением двух брандеров.
    • Руководил созданием бона для преграждения севастопольского рейда.
    • За боевые заслуги в этот период — награждён двумя орденами.
    • Произведен в капитаны 1-го ранга.
  • 1855 — Флигель-адъютант.
  • 1855 — Командирован с театра военных действий в Кронштадт, Выборг, Свеаборг и другие укрепленные порты побережья Балтийского моря.
  • 1856—1858 — Начальник штаба Кронштадтского порта.
  • 1858—1861 — Командующий отрядом из двух корветов («Рында» и «Гридень») и клипера «Опричник» (2-й Амурский отряд), приведя его из Кронштадта в Японское море, затем ходил у берегов Японии, исследовал побережья русского Приморья (один из заливов — у 45-й параллели — был назван в честь корвета Попова «Рында»). В 1859 году корабли под его командованием нанесли визит в порт Сан-Франциско.
  • 1861 — Произведен в контр-адмиралы. Избран действительным членом Кораблестроительного и Морского учёного комитетов, ведал переделкой парусных судов в винтовые. Совершил плавание к берегам Англии.
  • 1861, 4 сентября — назначен (приказ № 50) командующим Отрядом судов Балтийского флота в Китайском море (Первая независимая эскадра Тихого океана) вместо капитана 1-го ранга И. Ф. Лихачёва. На эскадру прибыл в январе 1862 года. Назначение произошло после Цусимского инцидента
  • 1862—1864 — Во главе эскадры находился у берегов Северной Америки (Сан-Франциско) во время Гражданской войны в США.
  • 1865 — Занялся научной работой, работал над созданием броненосного флота России.
  • 1867 — Победил в устроенном Морским министерством конкурсе на проект лучшего монитора, представив проект брустверного броненосца «Крейсер» (впоследствии «Пётр Великий»).
  • 1868 — Член Совета торговли и мануфактур.
  • 1870 — Член кораблестроительного отделения Морского технического комитета. Руководил строительством полуброненосных фрегатов «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский».
  • 28 марта 1871 года назначен генерал-адъютантом. 9 сентября 1872 года произведен в вице-адмиралы. 1 января 1876 года назначен членом Адмиралтейств-совета с пожалованием ордена Белого Орла.
  • 1877 — Начальник штаба эскадры.
  • 1877 — Возглавил проектирование и наблюдение за строительством первых русских миноносцев.
  • 1877—1878 — Руководил переоборудованием торговых судов «Европа», «Азия» и «Африка» в крейсера.
  • С 11 февраля 1880 года по 29 июня 1881 года занимал должность председателя Кораблестроительного отделения Морского технического комитета.
  • 1891 — Полный адмирал.

Амбиции, подкреплённые хитростью

Андрей Александрович Попов

После окончания Крымской войны российский военный флот находился в весьма угнетающем состоянии. Сильно ограничена Россия была и в создании новых кораблей из-за Парижского мирного договора. Согласно нему, строить военные суда, оснащённые пушками, в большом количестве было нельзя. Но в то время Россия остро нуждалась в боевых кораблях, способных охранять берег Чёрного моря. И поэтому идею об уникальном броненосце береговой обороны от контр-адмирала Попова приняли на ура.

Хоть поначалу идея о круглых кораблях многим и казалась безумной, её успешно воплотили в жизнь. Попову помогло лишь то, что он сумел построить круглую шлюпку и успешно спустить её на воду. После наглядной демонстрации российское адмиралтейство выделило деньги на строительство нескольких круглых броненосцев. Пробить свой проект адмирал Попов сумел и из-за своей хитрости. Его круглые корабли можно было запросто причислить к плавучим крепостям, а не к военным кораблям. Это не нарушало Парижский договор. Поэтому в 1873 году на петербургской верфи приступили к строительству первой «поповки».

Вклад в кораблестроение

Круглые «поповки» принадлежат к числу самых необычных военных кораблей новейшего времени

Имя адмирала Попова в кораблестроении связано с эпохой коренных преобразований в русском флоте в период перехода от парусных кораблей к паровым и броненосным. Под его руководством были построены первый в стране броненосец «Пётр Великий», поповки «Новгород» и «Вице-адмирал Попов», императорская яхта «Ливадия», несколько винтовых клиперов смешанной системы и корветов с бортовой броней (броненосные фрегаты «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский»). Руководил переделкой в броненосный крейсер несостоявшегося броненосца «Минин». В середине 1880-х гг. по его проекту были построены полуброненосные фрегаты «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах».

ЭСБЕ об адмирале Попове

Обладая непреклонной волей, Попов в своих идеях доходил до увлечения, стоившего России довольно дорого, именно — к постройке поповок, которые в основе своей имели, несомненно, правильную мысль, но неудачные лишь из-за того, что эта мысль была осуществлена в самом крайнем пределе.
Так же неудачна оказалась и яхта «Ливадия», напоминавшая по замыслу поповку (дл. 235′, шир. 153′, углубл. 8′, водоиз. 4400 тонн); по своей конструкции яхта представляла целый плавучий дворец, очень удобный по внутреннему размещению, но по мореходным качествам была не вполне удовлетворительна, так как широкая форма корпуса требовала большую силу машины (до 13000 JHP для 15 узл.; у судов обыкновенной конструкции понадобилось бы не более 8000—9000), кроме того плоское днище оказалось слишком слабо при обыкновенной системе набора.
Более удачными оказались другие суда, менее отступавшие от общепринятой конструкции: проектированный по его идее башенно-брустверный броненосец «Пётр Великий», бывший в своё время (1878) одним из наиболее совершенных и сильных военных судов в мире; клипера смешанной системы, осуществившие идею небольшого крейсера для дальнего плавания, корветы «Генерал-Адмирал» и «Герцог Эдинбургский», представлявшие собой бронированные рангоутные крейсера.

Особенности климата

Равнинный рельеф открывает поселение для всех ветров, поэтому здесь постоянно есть небольшой ветерок и жара ощущается не так как в других курортных городках Крыма. Погода в Поповке радует туристов и местных жителей с мая до середины октября. Причем море достаточно прогревается уже к середине мая, а вот купальный сезон закрывается уже в сентябре.

Оздоровительные поездки, не ориентированные на плавание в морской воде, можно начинать в апреле – температура воздуха прогревается до 15 градусов, а погода стоит солнечная, что создает идеальные условия для продолжительных прогулок на свежем воздухе.

Список советских адмиралов

В скобках после имени указано время присвоения воинского звания адмирал. В список включены адмиралы, которым впоследствии были присвоены более высокие звания Адмирал флота и Адмирал Флота Советского Союза. Некоторые адмиралы (В. Г. Егоров, В. П. Иванов, И. В. Касатонов, В. Е. Селиванов, Г. А. Хватов) после распада СССР продолжили военную службу в ВМФ Российской Федерации.

  1. Абанькин Павел Сергеевич (1951)
  2. Алафузов Владимир Антонович (1944)
  3. Алексеев Владимир Николаевич (1970)
  4. Амелько Николай Николаевич (1964)
  5. Андреев Владимир Александрович (1951)
  6. Байков Иван Иванович (1955)
  7. Басистый Николай Ефремович (1949)
  8. Бекренев Леонид Константинович (1967)
  9. Бондаренко Григорий Алексеевич (1972)
  10. Виноградов Николай Игнатьевич (1954)
  11. Владимирский Лев Анатольевич (1954)
  12. Галлер Лев Михайлович (1940)
  13. Головко Арсений Григорьевич (1944)
  14. Горшков Сергей Георгиевич (1953)
  15. Гришанов Василий Максимович (1964)
  16. Гришин Юрий Павлович (1985)
  17. Громов Феликс Николаевич (1988)
  18. Егоров Владимир Григорьевич (1991)
  19. Егоров Георгий Михайлович (1971)
  20. Зайцев Виталий Васильевич (1990)
  21. Захаров Михаил Николаевич (1967)
  22. Захаров Семен Егорович (1951 (понижен в звании 1956), 1966)
  23. Зозуля Фёдор Владимирович (1955)
  24. Иванов Виталий Павлович (1987)
  25. Исаков Иван Степанович (1940)
  26. Калинин Алексей Михайлович (1983)
  27. Капитанец Иван Матвеевич (1982)
  28. Касатонов Владимир Афанасьевич (1955)
  29. Касатонов Игорь Владимирович (1991)
  30. Коробов Вадим Константинович (1987)
  31. Котов Павел Григорьевич (1984)
  32. Кузнецов Николай Герасимович (1940)
  33. Кузьмин Лорий Трофимович (30.06.1990)
  34. Кучеров Степан Григорьевич (1945)
  35. Левченко Гордей Иванович (1944)
  36. Леоненков Владимир Матвеевич (1976)
  37. Лобов Семен Михайлович (1965)
  38. Макаров Константин Валентинович (1985)
  39. Маслов Владимир Петрович (1975)
  40. Махонин Игорь Георгиевич (1991)
  41. Медведев Павел Николаевич (1982)
  42. Мизин Леонид Васильевич (1975)
  43. Михайлин Владимир Васильевич (1969)
  44. Михайловский Аркадий Петрович (1980)
  45. Навойцев Петр Николаевич (1978)
  46. Новиков Василий Григорьевич (1984)
  47. Новосёлов Фёдор Иванович (1989)
  48. Октябрьский Филипп Сергеевич (1944)
  49. Олейник Григорий Григорьевич (1970)
  50. Орёл Александр Евстафьевич (1964)
  51. Панин Василий Иванович (1989)
  52. Пантелеев Юрий Александрович (1953)
  53. Платонов Василий Иванович (1951)
  54. Поникаровский Валентин Николаевич (1981)
  55. Почупайло Яков Гурьевич (1970)
  56. Рассохо Анатолий Иванович (1972)
  57. Самойлов Владимир Александрович (1982)
  58. Селиванов Валентин Егорович (1991)
  59. Сергеев Николай Дмитриевич (1965)
  60. Сидоров Владимир Васильевич (1979)
  61. Сизов Фёдор Яковлевич (1971)
  62. Смирнов Николай Иванович (1970)
  63. Сорокин Алексей Иванович (1979)
  64. Спиридонов Эмиль Николаевич (1979)
  65. Сысоев Виктор Сергеевич (1970)
  66. Сысоев Юрий Александрович (1985)
  67. Трибуц Владимир Филиппович (1943)
  68. Турунов Свет Саввич (1984)
  69. Фокин Виталий Алексеевич (1953)
  70. Харламов Николай Михайлович (1949)
  71. Хватов Геннадий Александрович (1987)
  72. Ховрин Николай Иванович (1976)
  73. Хронопуло Михаил Николаевич (1986)
  74. Чабаненко Андрей Трофимович (1953)
  75. Чернавин Владимир Николаевич (1978)
  76. Чурсин Серафим Евгеньевич (1964)
  77. Шибаев Николай Иванович (1966)
  78. Юмашев Иван Степанович (1943)
  79. Ямковой Борис Ефремович (1976)

Апофеоз безумия

И ведь были идеи сделатьпоповки» ещё более причудливыми исчадиями паропанка. В какой-то момент на круглые броненосцы для ускорения хода подумывали поставить паруса. Что точно сделало бы этиблюдца» самыми странными кораблями в истории человечества.

А наВице-адмирала Попова» его тёзка-создатель чуть не поставил шестовые мины. Правда, представить себе ситуацию, когда вот это черепахо умудряется к кому-то подплыть и тем более кого-то догнать, чтобы ударить в борт этой самой шестовой миной, — очень трудно даже с максимальным напряжением фантазии. Конечно, на самом деле речь всё же шла о защите от попыток атакипоповок» шестовыми минами вражеских миноносцев.

Но только представьте эти чудеса техники с огромными пушками, идущие под парусами и шестью винтами в клубах чёрного дыма, ощетинившиеся минами на шестах аки ежи! И последние сомнения в том, какие корабли были самыми стимпанковыми в истории, у вас отпадут окончательно.

Не зря османские адмиралы, наследники грозных флотоводцев времён господства Блистательной Порты на Средиземном море, так и не решились вступить в бой с этими жуткими монстрами стимпанка.

Вооружение

Характеристики артиллерии броненосных фрегатов типа «Адмирал Спиридов»

Образец 279-мм обр. 1877 г. 279-мм обр. 1867 г. 229-мм мортира обр. 1867 г. 229-мм обр. 1867 г. 87-мм обр. 1867 г. 47-мм пятиствольная Гочкиса 37-мм пятиствольные Гочкиса
Калибр, мм
279,4
279,4
229
229
86,87
47
37
Длина ствола в калибрах
21,9
20
11
20
19,7
25
20
Масса орудия, кг
28 698
28 698
5750
15 070
360
578
209
Начальная скорость снаряда, м/с
454
404
280
447
306
445
442
Масса снаряда, кг
250 — 255
222 — 225
122,8 — 126,1
122 — 124
5,74
1,1
0,5

Главный калибр

279-мм пушка обр. 1867 г. в башенной установке

Орудия главного калибра устанавливались в двух башнях системы Кольза. Помимо механического привода башни имели в качестве дублирующего ручной привод.

Середина XIX века стала временем быстрого прогресса в области корабельного артиллерийского вооружения, в связи с чем артиллерия главного калибра кораблей неоднократно изменялась. Изначально планировалось вооружить корабли 381-мм гладкоствольными орудиями, но еще в ходе строительства от этой идеи отказались в пользу новейших 229-мм нарезных орудий обр. 1867 года завода Круппа «нового чертежа», с длиной ствола 20 калибров. В каждой башне располагалось по два таких орудия. Орудия устанавливались на станках Пестича. Боекомплект 229-мм пушек обр. 1867 г. включал в себя снаряды со свинцовой оболочкой весом 122—124 кг, начальная скорость 447—409 м/с. Снаряды обыкновенного чугуна снаряжались 3,5-4,5 кг черного пороха и имели ударную трубку. Снаряды закаленного чугуна (бронебойные) снаряжались 0,8 кг черного пороха, взрывателя не имели. Также имелась картечь весом 79,4 кг (72 пули).

В 1870-х годах адмирал А. А. Попов предложил, с целью уменьшения перегрузки, при сохранении веса залпа и повышения точности стрельбы, заменить 229-мм пушки на 279-мм (по одной в башне). Перевооружение было проведено в 1874 году («Адмирал Спиридов») и 1875 году («Адмирал Чичагов»). 279-мм пушки обр. 1867 г. были изготовлены заводом Круппа («Адмирал Спиридов») и на Обуховском заводе («Адмирал Чичагов»), имели длину ствола 20 калибров. Орудия устанавливались на станках Пестича, угол вертикального наведения составлял от −3 до +13 градусов. Боекомплект орудий включал в себя снаряды со свинцовой оболочкой длиной 2,5 калибра. Снаряды обыкновенного чугуна весом 222 кг снаряжались 7,45 кг черного пороха. Снаряды закаленного чугуна (бронебойные) весом 2225 кг снаряжались 3,28 кг черного пороха. Также имелась картечь весом 98,28 кг (95 пуль). Заряд орудия — 41 кг призматического черного пороха, обеспечивал начальную скорость снарядов 404 м/с.

К 1902 году пушки обр. 1867 г. на «Адмирале Чичагове» были заменены на орудия обр. 1877 г., «Адмирал Спиридов», по некоторым данным, остался с пушками обр. 1867 г. С этими пушками корабли дослужили до конца карьеры. Боекомплект орудий обр. 1877 г. включал в себя снаряды обыкновенного и закаленного чугуна с двумя медными поясками, длиной 2,9 калибра и весом 250—255 кг. Также имелась картечь в медной оболочке весом 228,5 кг (91 пуля). Заряд из бурого пороха, начальная скорость 454 м/с.

В русско-турецкую войну 1877-78 годов возникла угроза войны с Англией, и броненосные башенные фрегаты в этом случае должны были встать в первую линию обороны, прикрывая минные поля перед кронштадтскими фортами. Для поражения слабобронированных палуб британских броненосцев было принято решение вооружить ряд кораблей, в том числе и броненосные фрегаты, 229-мм мортирами обр. 1867 г. Мортиры устанавливались по одной на корабль, в кормовой части. По некоторым данным, мортиру смонтировали только на «Чичагове», на «Спиридов» мортира была назначена, но не установлена и находилась на складе. После войны мортиры (стрельба которых разрушительно действовала на палубы собственных кораблей) сняли и больше не устанавливали, хотя Морское ведомство продолжало их числить на вооружении и допускало их установку в случае войны, для чего даже заказало новые 229-мм мортиры обр. 1877 г., которые много лет хранились в порту.

Вспомогательная артиллерия

87-мм пушка

Изначально корабли не имели никакой вспомогательной артиллерии. В 1877 году каждый из них оснастили четырьмя 87-мм пушками обр. 1867 г., которые разместили на крышах башен. К 1890-м годам дополнительно смонтировали одну 64-мм десантную пушку Барановского, одну 47-мм пушку Гочкиса и четыре 37-мм револьверные пушки.

Боевое применение

LaveTonnanteDevastation

Всяческих успехов можно ожидать в будущем от этих изумительных машин войны.
Адмирал Брюэ

Во время Гражданской войны в США 9 марта 1862 года на Хемптонском рейде произошел бой между родоначальником данного класса USS Monitor и казематным броненосцем CSS Virginia. Формально бой закончился ничьей, хотя каждая из сторон провозгласила этот бой победой. «Южане» доказывали, что они потопили два корабля противника и USS Монитор покинул поле боя, «северяне» отвечали, что блокада не снята, так что цель не достигнута. Но специалисты утверждали, что победила броня.

18 февраля 1864 г. Rolf Krake в дуэли с прусскими полевыми батареями успешно выдержал свыше 100 попаданий снарядов 152 мм нарезных орудий!

15 мая 1905 года броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» был обнаружен японскими броненосными крейсерами Iwate и Yakumo.После предыдущего боя он был поврежден и развивал скорость не более десяти узлов. На предложение сдаться броненосец ответил огнем. После нескольких попаданий японские крейсера вышли из зоны досягаемости русских орудий и расстреляли корабль с дальней дистанции. По японским данным, последний бой броненосца «Адмирал Ушаков» произошел в 60 милях к западу от острова Оки. Корабль скрылся под водой около 10 ч. 50 мин. 15 мая 1905 г. Координаты гибели: 37°02’23″ с. ш., 133°16′ в. д.

В конце 1917 года два броненосца типа Monarch Wien и Buda­pest перешли в Триест, откуда они выходили для обстрелов итальянских войск на реке Пьява. Но в ночь на 10 декабря два итальянских торпед­ных катера незаметно преодолели боны и атаковали австрийские броненосцы прямо на якорной стоянке. Одна торпеда попала в Wien и тот быстро за­тонул.

9 апреля 1940 года отряд эсмин­цев под командованием капи­тана 1 ранга Бонте направился на захват Нарвика. Два броненосца ВМФ Норвегии типа Norge ожидали нападения.Поэтому броненосец Norge занял позицию в фиорде, позволявшую ему держать под прицелом своих пушек вход в порт. Тем временем однотипный Eidsvold встал на рейде в боевой готов­ности. Немцам не удалось захватить норвежцев врасплох и поэтому они выслали парламентера на шлюпке. После отказа от капитуляции немецкий офицер, отойдя на безопасное расстояние подал знак, и эсминец произвел залп из торпедных аппаратов. Две торпеды попали в цель и Eidsvold взорвался. Тут же последовала атака на Norge. Из шести торпед в цель попали две, после чего броненосец очень быстро затонул.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector