Зрк «тор»
Содержание:
Огонь на марше
«Тор-М2» является представителем нового поколения средств ПВО малой дальности. Он предназначен для прикрытия наземных частей от ударов крылатыми, баллистическими и противорадиолокационными ракетами. Помимо этого, комплекс способен перехватывать вражеские авиабомбы, БПЛА, вертолёты, самолёты, в том числе выполненные по технологии «стелс».
«Отличается повышенной эффективностью отражения массированных налётов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия… Зенитный ракетный комплекс может работать как в ручном, с участием операторов, так и полностью автоматическом режиме, одновременно сопровождать до 24 воздушных целей», — говорится в материалах Минобороны РФ.
- Пуск ракеты комплекса «Тор-М2»
На полигонных боевых пусках «Тор-М2» продемонстрировал способность эффективно поражать цели на высоте от 15 м до 10 тыс. м и дальности от 3 до 12 км. ЗРК может одновременно обстреливать до четырёх объектов. На театре военных действий расчёты комплекса используются для защиты войск первого эшелона.
«Тор-М2» — единственное средство ПВО в мире, способное вести огонь на марше, что позволяет быстрее перебрасывать войска. До появления этого ЗРК колонны военной техники должны были делать кратковременную остановку.
Кроме того, расширяет боевые возможности «Тор-М2» уникальная зенитная ракета 9М338К, превосходящая по характеристикам зарубежные аналоги. Боеприпас был разработан в стенах Государственного машиностроительного конструкторского бюро «Вымпел» имени И.И. Торопова (входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»).
Также по теме
Радиолокационный купол и радиоэлектронный удар: как работают новейшие российские средства РЭБ
В Подмосковье российские военнослужащие применили на занятиях комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Борисоглебск-2», ‹Инфауна» и…
«Дальность её (9М338К. — RT) полёта позволяет комплексу «Тор-М2» прикрывать войска по фронту 20 км. В этом секторе мы сбиваем всё, что шевелится. В том числе малоразмерные, маневрирующие, скоростные цели. Там, где раньше надо было держать две боевые машины, теперь достаточно поставить одну», — рассказал Елецкий.
По словам разработчика, высокая точность и дальность 9М338К была достигнута в основном благодаря оригинальной аэродинамической схеме. Инженеры значительно облегчили ракету, отказавшись от больших несущих плоскостей. Кроме того, специалисты КБ «Вымпел» реализовали новый способ вывода боеприпаса из пусковой установки — 9М338К вылетает с помощью газогенераторов (ранее использовалась технология катапультного старта).
«В итоге новая ракета стала более стройной, изящной, манёвренной, а боекомплект увеличился вдвое. Кстати, никто тогда не мог даже подумать, что в машине можно разместить столько ракет (16 единиц. — RT)», — пояснил Елецкий.
По мнению конструктора, по совокупности боевых возможностей у «Тор-М2» по-прежнему нет аналогов.
В сентябре прошлого года Минобороны РФ и ИЭМЗ «Купол» заключили два долгосрочных контракта на поставку «Тор-М2» и его арктической версии «Тор-М2ДТ», выполненной на шасси двухзвенного гусеничного тягача-вездехода ДТ-30 «Витязь». Стоимость обоих соглашений в сумме составляет почти 100 млрд рублей. По их условиям российская армия будет получать ЗРК до 2027 года.
В настоящее время «Тор-М2» в различных модификациях стоит на вооружении арктических подразделений, Балтийского флота, войск Западного и Восточного военных округов. За рубежом этот ЗРК эксплуатируется в Белоруссии и Армении. В прошлом году гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев заявил, что ведомство получило несколько новых заявок от иностранных заказчиков.
Мог ли «Тор» сбить Boeing 737
Одна из популярных версий, озвученная украинским журналистом Юрием Бутусовым, заключается в том, что операторы ЗРК «Тор», который находился рядом с Тегераном, могли переключить комплекс на автоматическую работу. В этом случае, не получив от «Боинга» МАУ необходимого опознавательного сигнала, «Тор» мог принять гражданский борт за вражеский самолет и нанести по нему удар. Следует отметить, что тактико-технические характеристики комплекса и его вооружения позволяют сбить медленно летящий, набирающий высоту Boeing 737.
Что известно про ЗРК «Тор», из которого могли сбить Boeing 737 в Иране
OBOZREVATEL собрал всю информацию о трагедии
-
Украинский самолет Boeing 737 авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ), на борту которого находились 167 пассажиров и 9 членов экипажа, 8 января разбился вскоре после вылета из аэропорта Тегерана (Иран).
-
Появились первые фото разбившегося лайнера. Также опубликовано видео с места аварии.
-
СМИ сообщили, что все пассажиры и члены экипажа погибли. Спасатели не обнаружили следов выживших на месте катастрофы.
-
В результате катастрофы самолета Boeing 737 погибли 11 украинцев. В сети показали их имена.
-
В посольстве Украины в Иране предварительно заявили, что версия теракта или ракетной атаки как причины катастрофы самолета авиакомпании МАУ исключается. Причиной назвали возгорание двигателя.
-
Спасатели обнаружили «черный ящик » украинского самолета Boeing 737, который разбился. Позже Иран предоставил Украине и США предварительный доклад о катастрофе.
-
Президент США Дональд Трамп выразил сомнения в том, что Boeing 737 компании МАУ потерпел крушение из-за механической неполадки. Он отметил: у него «есть подозрения», что авария с Boeing «могла быть чьей-то ошибкой». Впрочем, позже госсекретарь США Майк Помпео заявил, что причиной катастрофы могла быть техническая неисправность.
-
Премьер-министр Канады Джастин Трюдо заявил, что Boeing 737 авиакомпании «Международные авиалинии Украины» был сбит иранской ракетой.
-
В СНБО Украины заявили, что среди возможных версий причин аварии самолета МАУ в Тегеране будет рассмотрена и атака зенитной ракетой российского ЗРК «Тор».
-
Специалисты Украины и Ирана договорились о совместной расшифровке «черных ящиков» Boeing 737.
Тактико-технические характеристики ЗРК 9К331 Тор-М1
— Разработчик: Алмаз-Антей- Годы разработки: с 1972 по 1983- Годы производства: с 1983- Годы эксплуатации: с 1986
— Экипаж, чел.: 4 (9А330). 3 (9А331)
Вес ЗРК 9К331 Тор-М1
— Боевая масса, т: 32
Габаритные размеры ЗРК 9К331 Тор-М1
— База, мм: 5055- Клиренс, мм: 450
Вооружение ЗРК 9К331 Тор-М1
— 8 х ЗУР 9М330
Дальность поражения ЗРК 9К331 Тор-М1
— Дальность стрельбы системы, км: 12 (макс.), 1,5 (мин.)- Высота поражаемых целей: 6 км (макс.), 10м (мин.)- Максимальная скорость поражаемых целей, м/с: 700- Время реакции ЗРК, сек: 9,4 (с короткой остановки), 7,4 (с позиции)
Вероятность поражения ЗРК 9К331 Тор-М1
— а) истребителя — до 0,8;- б) вертолета-0,5-0,88;- в) беспилотного аппарата — 0,89-0,9
Двигатель ЗРК 9К331 Тор-М1
— Мощность двигателя, л. с.: 840
Скорость ЗРК 9К331 Тор-М1
— Скорость по шоссе, км/ч: 65- Запас хода по шоссе, км: 500
— Удельное давление на грунт, кг/см²: не более 0,8- Преодолеваемый подъём, град.: 35- Преодолеваемый ров, м: 2,0- Преодолеваемый брод, м: 1,0
Комплекс нового поколения
Работы по созданию ЗРК малого радиуса «Тор» начались после выхода соответствующего постановления правительства СССР от 4 февраля 1975 года. Проектом руководил знаменитый советский учёный Вениамин Ефремов. Перед ним была поставлена задача создать самоходный ЗРК для Сухопутных войск с высокой степенью автоматизации управления.
Опытно-конструкторские работы заняли менее 10 лет. Головным разработчиком боевой машины «Тор» является Научно-исследовательский электромеханический институт (Москва), МКБ «Факел» (Химки) создал управляемую ракету 9М330, Минский тракторный завод — гусеничные шасси.
Также по теме
«Передовой рубеж обороны»: в Крыму заступил на боевое дежурство третий дивизион С-400
Системы С-400 «Триумф» из состава соединения ПВО Южного военного округа заступили на боевое дежурство в Евпатории. Это уже третий…
Минобороны СССР принял «Тор» на вооружение в марте 1986 года. Одновременно со стартом серийного производства началась модернизация комплекса. После двух лет испытаний в войска начали поступать ЗРК 9К331 «Тор-М1», которые отличались лучшими возможностями поражать низколетящие цели (прежде всего, крылатые ракеты).
Кроме того, модернизированная версия комплекса оснащалась более совершенной аппаратурой. Например, станция обнаружения целей получила трёхканальную цифровую систему обработки радиосигналов. Нововведения позволили сократить экипаж боевой машины до трёх человек (командир, оператор, механик-водитель) и повысить помехозащищённость в условиях активного радиоэлектронного противодействия.
В середине 2000-х годов специалисты «Алмаз-Антея» приступили к глубокой модернизации своего детища. В 2012 году в войска начались поставки «Тор-М1-2У», а в 2015 году — «Тор-М2», который в Минобороны РФ называют комплексом нового поколения за способность безупречно действовать «в сложной метеорологической и помеховой обстановке».
- ЗРК «Тор-М2»
Как отмечают специалисты Минобороны, зенитные управляемые ракеты (ЗУР) «Тора» специально разрабатывались для эффективного перехвата «малоразмерных, интенсивно маневрирующих целей, что обеспечивает существенное преимущество над ближайшими зарубежными аналогами».
В марте 2016 года во время боевых стрельб на полигоне Телемба (Бурятия) в ночное время суток расчёты «Тор-М2» опознали несколько быстролетящих малоразмерных имитаторов воздушных целей типа «Саман» и успешно уничтожили их.
Примечания
- Источники
- ↑ , с. 220.
- Давыдов М. В., Годы и люди, стр. 284
- , с. 135.
- , с. 131.
- , с. 256.
- , с. 68.
- , с. 257.
- , с. 11.
- , с. 307.
- , с. 448.
- , с. 160.
- , с. 143.
- , с. 264.
- , с. 198.
- , с. 198-199.
- , с. 199-200.
- , с. 200.
- , с. 200-201.
- , с. 201-203.
- , с. 204-205.
- , с. 204-207, 210.
- , с. 206-208.
- ↑ , с. 211.
- The Military Balance 2016. — P. 190.
- Александр Храмчихин Армия одной войны // Военно-промышленный курьер : Газета. — 2016. — 16 марта (№ 10 (625)). — ISSN 1729-3928
- ↑ The Military Balance 2012. — P. 405.
- ↑ The Military Balance 2012. — P. 406.
- The Military Balance 2016. — P. 104.
- The Military Balance 2016. — P. 106.
- The Military Balance 2016. — P. 326.
- The Military Balance 2016. — P. 242.
- The Military Balance 2016. — P. 85.
- The Military Balance 2016. — P. 330.
Устройство ЗРК «Тор-М2У»
«Тор-М2У» — тактический ЗРК нового поколения, предназначенный для защиты воинских частей, а также объектов промышленности и инфраструктуры от ударов с воздуха. Он эффективен против высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет, современных самолетов и вертолетов.
«Тор-М2У» может обнаруживать одновременно более 40 целей, определять самые опасные из них, одновременно вести огонь по четырем из них. Его можно использовать для борьбы с массированными атаками современных средств воздушного нападения. Технические характеристики зенитных ракет комплекса позволяют эффективно бороться против малоразмерных и высокоманевренных целей. «Тор-М2У» может успешно работать в составе системы ПВО, но может применяться и автономно.
На каждой машине установлена станция обнаружения целей (СОЦ), станция наведения и сопровождения ракет и целей, система навигации и привязки к местности, автономная система для электрического питания и восемь зенитных ракет в двух пусковых контейнерах.
Станция обнаружения целей, установленная на комплексе «Тор-М2У», работает в сантиметровом диапазоне волн, оснащена системой распознавания «свой — чужой», обеспечивает работу комплекса во время движения. Система имеет высокую степень защищенности от помех, может обнаруживать более 40 целей на расстоянии до 32 километров. Из них выделяются десять наиболее опасных, которые выдаются на монитор командиру машины. То есть, машина сама подсказывает экипажу очередность обстрела воздушных целей. Основным отличием «Тор-М2» от «Тор-М1» является модернизация станции обнаружения целей. Модернизированная станция может обнаруживать цели с малой площадью рассеивания (ЭПР), то есть, летательные аппараты, созданные с использованием технологии «стелс». Кроме того, СОЦ на «Тор-М2» имеет более высокий уровень помехозащищенности, чем на своем предшественнике.
РЛС сопровождения ракет и целей может сопровождать сразу четыре воздушных объекта и наводить на них шесть зенитных ракет. В конструкции этой РЛС использована пассивная фазированная антенная решетка с высокой степенью защиты от радиоэлектронных помех. Она также работает в сантиметровом волновом диапазоне. В комплекс сопровождения целей также входят оптоэлектронные средства сопровождения воздушных объектов. Обычно их применяют при слишком высоком уровне помех.
Каждый комплекс оборудован системами навигации и привязки к местности, а также специальной системой связи.
Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» вооружен 8 зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 9М331, разработанными в МКБ «Факел». Ракеты этого конструкторского бюро стоят на всех машинах семейства «Тор».
9М331 представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету, созданную по аэродинамической схеме «утка». После старта ракета выбрасывается из контейнера специальной катапультой со скоростью 25 м/с, на высоте двадцати метров включаются маршевые двигатели, которые могут разогнать ракету до скорости 700-800 м/с на дистанции в полтора километра. Наведение ракеты на цель начинается на дистанции 250 метров. Боевая часть ракеты – осколочно-фугасного типа.
Ракета оборудована складными крыльями, которые раскладываются сразу после старта. На ней установлен активный радиовзрыватель, 9М331 может самоликвидироваться автоматически или по сигналу оператора.
Восемь ракет находятся в двух транспортно-пусковых контейнерах 9Я281. Антенные комплексы и пусковые устройства образовывают единый комплекс, который вращается на 360 градусов. Каждая ракета оборудована катапультой, старт – вертикальный. После старта происходит отклонение ракеты в необходимую сторону и под нужным углом. Достигается это с помощью специального газогенератора, сопла которого находятся у основания аэродинамических рулей. Величина отклонения заносится оператором в автопилот ракеты.
В состав комплекса входит несколько обслуживающих машин. Заряжающая машина на базе автомобиля «Урал-4320» имеет один боекомплект (восемь ракет), оснащена погрузочными устройствами (краном со специальным манипулятором). С его помощью извлекаются пустые пусковые контейнеры и устанавливаются новые. Процесс перезарядки занимает восемнадцать минут.
Есть и другие типы заряжающих машин. Также существуют машины технического обслуживания четырех и шестнадцати ЗРК «Тор-М2У».
Состав
Дивизионный комплект ЗРК «Тор-М2» включает три огневые батареи (суммарно 12 боевых машин).
Станция обнаружения целей (СОЦ)
Когерентно-импульсная радиолокационная станция кругового обзора решает задачи обнаружения воздушных целей и выдаёт их координаты местонахождения. Станция оборудована системой опознавания «свой-чужой». Работает в сантиметровом диапазоне волн с частотным управлением по углу места лучом. Одновременно может производиться обзор угла места сразу тремя лучами, очерёдность устанавливается с помощью ЭВМ. Каждый луч имеет ширину 4° по углу места и 1,5° по азимуту. Один луч способен перекрыть сектор в 32° по углу места. В основном режиме темп просмотра зоны обнаружения составляет три секунды, при этом нижняя часть зоны сканируется два раза. Дополнительно, имеется режим обзора тремя лучами с темпом в 1 секунду. Отметки с координатами обнаруженных целей завязываются в трассы.
Всего станция обнаружения целей может завязать 10 трасс по 24 обнаруженным целям.Цели с векторами скорости, номерами трасс, степенью опасности и номером луча, в котором находится цель, отображаются на индикаторе командира боевой машины. При наличии сильных пассивных помех имеется возможность бланкирования проблемного участка обзора и ввода в ЭВМ координат цели с помощью ручного наложения маркера и ручного съёма координат. Максимальные ошибки при определении координат не превышают половину разрешающей способности станции обнаружения целей. Разрешающая способность: не хуже 1,5—2° по азимуту, 4° — по углу места и 200 метров — по дальности. Вероятность обнаружения самолёта типа F-15 на высоте от 30 до 6000 метров и дальности 25—27 км составляет 80 %. Беспилотные летательные аппараты обнаруживаются на дальности от 9 до 15 км с вероятностью 70 %. Вертолёты, находящиеся на земле, с включенными винтами на дальности 6—7 км могут быть обнаружены с вероятностью 40—70 %, зависшие в воздухе на расстоянии 13—20 км — 60-80 %, при осуществлении подскока на высоту 20 м при дальности 12 км — не ниже 60 %. Для своевременного обнаружения целей используется защита от противорадиолокационных ракет.
Станция наведения (СН)
Когерентно-импульсная радиолокационная станция предназначена для обнаружения и автосопровождения одной цели по трём координатам с помощью моноимпульсного метода, и наведения одной или двух ракет на цель после запуска. Работает в сантиметровом диапазоне волн. Конструкция РЛС представляет собой малоэлементную фазированную антенную решётку, способную формировать луч шириной 1° по углу места и азимуту. Станция наведения обеспечивает электронное сканирование и поиск цели с секторе 3° по азимуту и 7° по углу места. Через единый передатчик антенной решётки осуществляется передача на борт команд наведения, кроме того, осуществляется одновременное определение координат цели и наводимых на неё ракет. Среднеквадратическая ошибка при сопровождении ЗУР не превышает 2,5 метра, при автосопровождении истребителей — не более 7 метров по дальности и 30 м/с по скорости. Разрешающая способность: не хуже 1° по азимуту и углу места, 100 метров — по дальности.
ЗУР 9М330
В пусковом контейнере боевой машины располагаются зенитные управляемые ракеты 9М330. Антенное и пусковое устройства составляют единую конструкцию, вращающуюся относительно вертикальной оси. ЗУР 9М330 выполнена по конструктивной схеме «утка». Во время старта ракеты выбрасываются катапультным устройством из пускового контейнера со скоростью 25 м/с, затем раскрываются складные крылья. Для склонения ракеты на заданный угол у основания аэродинамического руля установлен специальный газогенератор. В зависимости от необходимого поворота руля перекрываются газоходы, ведущие к соплам. На высоте 16—21 м включается двигатель и через 1,5 км ракета набирает скорость 700—800 м/с. На дальности 250 метров включается режим командного наведения. В зависимости от скорости сближения с целью в целях оптимального уничтожения со станции наведения на борт ЗУР передаются значения задержки взрывателя. При действии на малых высотах имеется возможность селекции поверхности и срабатывания взрывателя при контакте с самой целью. В ракете используется твердотопливный ракетный двигатель.
Гарантированное поражение
Как полагают эксперты, появление на вооружении армии РФ версии «Тор-М2», способной преодолевать преграды вплавь, позволит повысить мобильность прикрываемых ею армейских подразделений.
«Способность преодолевать водные преграды различной глубины — это очень важное качество, которое позволяет сопровождать колонны, охранять переправы и мосты», — пояснил в комментарии RT бывший заместитель главнокомандующего ВВС России по вопросам объединённой системы ПВО государств — участников СНГ Айтеч Бижев.
- Арктический зенитный комплекс «Тор-М2ДТ»
Эксперт считает, что разработка модификации «Тор-М2», способной преодолевать водные преграды, стала результатом анализа применения комплекса в различных условиях. По его мнению, новая версия этого ЗРК позволит обеспечить более результативный перехват средств воздушно-космического нападения противника на марше.
В разговоре с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский назвал «Тор-М2» самым эффективным в мире ЗРК в своём классе. К его главным преимуществам он отнёс мобильность, помехозащищённость и точность, недоступную многим системам ПВО.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА “ТОР-М2Э”
Минимальная горизонтальная дальность поражения на высоте, м:10 мболее 100 м |
1500 не более 1000 |
Количество одновременно обрабатываемых целей |
48 |
Количество одновременно сопровождаемых трасс целей с их ранжированием по степени опасности |
10 |
Возможность обмена радиолокационной информацией между двумя БМ |
имеется |
Возможность защиты от современных специальных помех самоприкрытия |
расширена |
Старт ракет |
вертикальный |
Боекомплект ЗУР на БМ, шт. |
8 в двух ЗРМ |
Время заряжания БМ, мин. |
18 |
Время развертывания БМ из походного положения в боевое, мин. |
3 |
Скорость движения БМ, км/чпо шоссейным дорогампо грунтовым дорогам |
до 80 до 30 |
Запас хода по топливу, км (при двухчасовой работе аппаратуры) |
500 |
Максимальная масса БМ, т |
30 |
Расчет БМ, чел. |
3 |
Параметры цели |
ЗОНА ПОРАЖЕНИЯ ЗРК |
||
по высоте, |
по дальности, |
по курсовому параметру, м |
|
Скорость 300 м/с |
от 10 |
от 1000 |
до 8000 |
Скорость 600 м/с |
от 10 |
до 12 000 |
до 7000 |
Скорость 420 м/с, стрельба вдогон |
от 1500 |
от 1000 |
|
ВТО с ЭПР * более 0,1 кв. м, скорость до 700 м/с |
от 50 |
от 1500 |
до 6000 |
* ЭПР – эффективная поверхность рассеивания.
Источники информации
- ОАО «ИЭМЗ «Купол»
Модификации
- ЗК95 «Кинжал» — морской вариант, оборудованный ракетой 9м330-2, по классификации NATO – SA-N-9.
- 9К331 «Тор-М1» (1991) — установлен второй целевой канал, повысилась территория поражения целей, передвигающихся на малых высотах, и возникла возможность соединения с батарейным унифицированным командным пунктом 9С737 Ранжир. Довольно сильно поменялась аппаратура. Экипаж стал состоять из трех человек. Станция обнаружения оснащена цифровой трехканальной системой обработки сигналов, что повышает защиту от помех. Новый усилитель увеличивает увеличенную чувствительность. Общее число распознаваемых и обнаруживаемых целей повысилось до 48.
- На основе БМ 9А331 состоялась разработка БМ 9А331-1, в ней установилось новое шасси.
- «Тор-М1ТА» — модифицированный 9К331 на основе колесной базы. Антенно-пусковой пост базируется на полуприцепе, а аппаратная кабина – на автомобиле Урал-5323
- «Тор-М1Б» — модифицированный буксируемый 9К331. Оборудование базируется на колесных полуприцепах.
- «Тор-М1ТС» — стационарный вариант 9К331
- «Тор-М1-2У» — модернизация Тор-М1-2У, созданная в целях замены «Тор-М1», «Тор» и «Оса». Первая партия поступила на вооружение в ЮВО осенью 2012 года.
- ЗРК «Тор-М2» — в 2008–2009 годах создавались новые комплексы противовоздушной обороны, включая перспективный ЗРК «Тор-М2». Сейчас его производство осуществляется на Ижевском электромеханическом заводе «Купол». Увеличена эффективность защиты от массированных налетов средств воздушной атаки при радиоэлектронном и огневом противодействии.
- «Тор-М2Э» (9К332МЭ) — ЗРК с боевой машиной на базе гусеничного шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
- «Тор-М2К» (9К332МК) – ЗРК с боевой машиной на базе колесного шасси. Разработка Белоруссии. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
- «Тор-М2КМ» (9К331МКМ) – вариант в модульном исполнении, предназначенный для базирования на разнообразных видах шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331 и боевым автономным модулем 9А331МК-1
- «Хунци-17» — пиратская копия, произведенная в КНР. Изготовлена на основе приобретенных комплексов «Тор-М1», после того как Минобороны РФ отказало КНР в лицензии.
На вооружении
Действующие (син.) и бывшие (кр.) операторы ЗРК Тор
Боевая машина 9А331 ЗРК Тор-М1
- Армения — неизвестное количество «Тор-М2КМ», по состоянию на 2019 год
- Азербайджан — 8 единиц «Тор-М2Э», по состоянию на 2016 год [неавторитетный источник?]
- Белоруссия — 17 единиц 9K332 Тор-M2E, по состоянию на 2019 год
-
Венесуэла
- Сухопутные войска Венесуэлы — 8 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2012 год. Дополнительно заказано ещё 18 комплексов
- Войска ПВО Венесуэлы — 4 комплекса 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2012 год. Дополнительно заказано ещё 8 комплексов
-
Греция:
- Сухопутные войска Греции — 21 комплекс 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
- Войска ПВО Греции — 4 комплекса 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
- Египет — 10 комплексов 9К331М «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
- Иран — 29 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год.
- Китай — 24 комплекса 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
- Кипр — 6 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2019 год. Греция передала Кипру Тор-М1 в обмен на размещение на греческом острове Крит киприотских ЗРК С-300ПМУ1
- Россия — более 120 комплексов 9К331, 9К332, Тор-М/М1/М2/М2У по состоянию на 2019 год
- Украина — неизвестное количество; 6 единиц было представлено на параде 24 августа 2018 в Киеве
- США — 9A332 Tor M2E был доставлен в Объединенный Тихоокеанский комплекс, Аляски, где тот используется в качестве образца для RED FLAG-Alaksa.