Звуковые волны

Продольные и поперечные волны.

Волна называется продольной, если частицы среды колеблются параллельно направлению распространения волны. Продольная волна состоит из чередующихся деформаций растяжения и сжатия. На рис. 1 показана продольная волна, представляющая собой колебания плоских слоёв среды; направление, вдоль которого колеблются слои, совпадает с направлением распространения волны (т. е. перпендикулярно слоям).

Рис. 1. Продольная волна

Волна называется поперечной, если частицы среды колеблются перпендикулярно направлению распространения волны. Поперечная волна вызывается деформациями сдвига одного слоя среды относительно другого. На рис. 2 каждый слой колеблется вдоль самого себя, а волна идёт перпендикулярно слоям.

Рис. 2. Поперечная волна

Продольные волны могут распространяться в твёрдых телах, жидкостях и газах: во всех этих средах возникает упругая реакция на сжатие, в результате которой появятся бегущие друг за другом сжатия и разрежения среды.

Однако жидкости и газы, в отличие от твёрдых тел, не обладают упругостью по отношению к сдвигу слоёв. Поэтому поперечные волны могут распространяться в твёрдых телах, но не внутри жидкостей и газов*.

Важно отметить, что частицы среды при прохождении волны совершают колебания вблизи неизменных положений равновесия, т. е

в среднем остаются на своих местах. Волна, таким образом, осуществляетперенос энергии, не сопровождающийся переносом вещества.

Наиболее просты для изучения гармонические волны. Они вызываются внешним воздействием на среду, меняющимся по гармоническому закону. При распространении гармонической волны частицы среды совершают гармонические колебания с частотой, равной частоте внешнего воздействия. Гармоническими волнами мы в дальнейшем и ограничимся.

Рассмотрим процесс распространения волны более подробно. Допустим, что некоторая частица среды (частица ) начала совершать колебания с периодом . Действуя на соседнюю частицу она потянет её за собой. Частица в свою очередь, потянет за собой частицу и т. д. Так возникнет волна, в которой все частицы будут совершать колебания с периодом .

Однако частицы имеют массу, т. е. обладают инертностью. На изменение их скорости требуется некоторое время. Следовательно, частица в своём движении будет несколько отставать от частицы , частица будет отставать от частицы и т. д. Когда частица пустя время завершит первое колебание и начнёт второе, своё первое колебание начнёт частица , находящаяся от частицы на некотором расстоянии .

Итак, за время, равное периоду колебаний частиц, возмущение среды распространяется на расстояние . Это расстояние называется длиной волны. Колебания частицы будут идентичны колебаниям частицы колебания следующей частицы будут идентичны колебаниям частицы и т. д. Колебания как бы воспроизводят себя на расстоянии можно назвать пространственным периодом колебаний; наряду с временным периодом она является важнейшей характеристикой волнового процесса. В продольной волне длина волны равна расстоянию между соседними сжатиями или разрежениями (рис. 1). В поперечной — расстоянию между соседними горбами или впадинами (рис. 2). Вообще, длина волны равна расстоянию (вдоль направления распространения волны) между двумя ближайшими частицами среды, колеблющимися одинаково (т. е. с разностью фаз, равной ).

Скоростью распространения волны называется отношение длины волны к периоду колебаний частиц среды:

.

Частотой волны называется частота колебаний частиц:

.

Отсюда получаем связь скорости волны, длины волны и частоты:

. (1)

На поверхности жидкости могут существовать волны особого типа, похожие на поперечные — так называемые поверхностные волны. Они возникают под действием силы тяжести и силы поверхностного натяжения.

Нота — высота звука и его частота — зависит от специальности

В понимании звука, судя по всему, есть две крайности — понимание звукоинженера и музыканта. Первый говорит «440 Гц!» второй — «нота Ля!». И оба правы. Первый говорит «частота», второй — «высота звука». Впрочем, известно немало отличных музыкантов, которые вовсе не знали нот. При этом специалистов в области акустики, не знающих физических основ в этой области, еще никому не удавалось встретить.

Важно понимать, что оба этих специалиста по-своему занимаются комфортным звучанием. Автор музыкального произведения, инстинктивно, или опираясь на консерваторские знания, строит звук на принципах гармонии, не допуская диссонансов или искажений

Конструктор, создающий колонки, изначально не допускает посторонних призвуков, минимизирует искажения, заботится о равномерности амплитудно-частотной характеристики, динамике и многом, многом другом.

Дизайн и удобство ношения

HUM производят данную модель в двух вариантах, кастомном, идеально подогнанном под форму ваших ушей, и универсальном, который предполагается носить с насадками. Плюсы и минусы этих опций уже рассматривались много раз, поэтому останавливаться на них не буду. Из-за большого расстояния и сложностей с пересылкой слепков, я решил выбрать вариант в универсальном корпусе.

Как и у других производителей, у HUM имеются разные опции тюнинга цвета, фейсплейтов и прочего, но лично я считаю, что для данной модели лучше всего подходит прозрачный бесцветный акрил, открывающий вид на начинку. Думаю, тут можно провести аналогию с часами, оснащёнными турбийоном — там тоже делают специальные отверстия, через которые владелец может любоваться механизмом, стоящим таких безумных денег. У Pristine внутренности, конечно, проще, но все равно весьма эстетичны: и провода внутренней разводки, и излучатели, и конденсатор — всё аккуратно размещено внутри. Естественно, общее качество исполнения тоже безупречно, никаких следов пыли и грязи, никаких пузырей воздуха, характерных для некачественной отливки. Из украшений корпуса в моём варианте предусмотрен блестящий логотип компании темно-красного цвета, нанесённый на внешнюю сторону корпуса.

Провод, разумеется, сменный, благодаря использованию качественных MMCX коннекторов он очень надёжно фиксируется, обеспечивая и отменный контакт, и надёжное соединение. Комплектный кабель весьма толстый, из медного литцендрата очень высокой очистки, в прозрачной силиконовой изоляции. Несмотря на толщину, он мягкий, на холоде не твердеет и почти лишён микрофонного эффекта, в общем — провод вполне на уровне топовых достижений кабелестроения. Возле коннекторов сделаны изогнутые участки, формирующие заушины.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Не все частоты одинаково громкие

При этом матушка-природа наделила нас с вами достаточно избирательным слухом

Психоакустические исследования показывают, что лучше всего человек слышит самое для себя важное — человеческую речь. Эти звуки располагаются в диапазоне частот в районе 3000 Гц

Где-то в этом районе и находится максимальная чувствительность наших с вами ушей.

На других частотах она уменьшается, изменяясь в виде плавных кривых. Эти кривые показывают, с какой громкостью человек воспринимает звуковые колебания равной амплитуды. Эти данные важны не только для расчета акустических систем, но и для правильного понимания природы восприятия звука.

Они были получены статистическим способом, когда в субъективном оценивании громкости звучания на разных частотах принимало участие большое количество людей. В честь авторов этой научной разработки линии равной громкости называются кривыми Флетчера-Мэнсона.

Звук

Для прослушивания использовалось следующее оборудование.

  • NuPrime DAC-10H и Resonessence Labs Concero HP в роли ЦАП и усилителя
  • Apple MacBook Pro Retina 2013 в роли источника
  • Fidelia в роли плеера
  • Lotoo PAW Gold, Fiio X7 и theBit OPUS#2 в роли портативных плееров
  • Записи высокого разрешения в Lossless-форматах (Dr. Chesky The Ultimate Headphone Demonstration Disc и другие)

Перед прослушиванием наушники были прогреты на протяжении 96 часов. Обычно арматурным излучателям это не нужно, но тут в схему входит электролитический конденсатор, так что я решил выполнить необходимые формальности.

Звук этой модели по-настоящему аудиофильский, наушники обладают чуть светловатой подачей с уклоном в микродетальность, впрочем, без излишнего холода и сухости. Это вариант для серьёзной музыки, качественно записанной и так же качественно воспроизводимой хорошим источником. Естественно, подобная подача подойдёт не для всех, кому-то она может показаться «пресной», но те, кто ищет максимально мониторный звук без бритвенной резкости, останутся довольны.

Средние частоты вообще близки к сферическому эталону из парижской палаты мер и весов. HUM умудряются сочетать несочетаемое, их наушники максимально детальны и воспроизводят все мелкие нюансы, но пародоксальным образом не выпячивают огрехи и проблемы трека и источника. То есть их наличие вы услышите, но они не помешают наслаждению музыкой. Очень хорошо наушники передают эмоции, причём не только вокалистов, но и инструментов, с ними очень приятно слушать «аудиофильские» записи, хорошо передающие эффект помещения. Воображаемую сцену наушники строят объёмно и голографично, все инструменты идеально распределены в пространстве, их размеры соответствуют реальным. Воображаемая сцена близка к реальной настолько, насколько это вообще возможно в моделях подобного форм-фактора (ширина максимальна, глубина меньше максимальной, но всё равно хороша). Можно долго рассыпаться разными эпитетами вокруг данной модели, рассказывая все эти банальные истины про реалистичность струнных и духовых, про телесность образов и прочее, но, в общем, натуральность СЧ у этих наушников практически эталонная.

У меня не так много наушников подобного уровня для сравнения, поэтому данный раздел будет кратким.

Noble Audio Kaiser K-10AU. В целом «кайзеры» более массивны на НЧ, предлагают боле глубокий бас и менее детальны на средних и верхних частотах. По тюнингу модель от Noble Audio ближе к «традиционной» подаче для простых жанров.

64 Audio U12. Во многом — антипод героев сегодняшнего обзора, наушники с глубоким басом и смягчённой благодаря использованию фирменных акустических фильтров подачей. Их бас подаётся более весомо, но с меньшим разрешением, середина сглажена в угоду музыкальности, а ВЧ — не такие протяжённые как у Pristine, но толерантней к материалу.

Lear BD-4.2. Другой подход к звуку, другое восприятие наушников. «Лиры» ближе к тому, что ожидаешь от гибридов — более массивный, но менее детальный бас, лёгкий спад разрешения в местах стыков излучателей, более протяжённые ВЧ с худшей проработкой атаки. В общем, более вкусовая модель с меньшим уклоном в мониторность.

Поведение звука

Оно всегда предсказуемо, если вооружиться определенными знаниями. Звук может отражаться от поверхности, поглощаться ею, проникать сквозь нее. При этом каждый вариант — лишь частичный. Отражение звука приводит к эффекту эхо, звукоинженеры еще называют его реверберацией. Это сложный процесс. В любой комнате есть своя реверберация, многократная, по-своему затухающая, с определенными частотными характеристиками. Затухающая потому, что часть звука все-таки поглощается стенами.

Но если звук сделать громче, то, в зависимости от выбранного звукового давления, через некоторое время (оно линейно зависит от громкости в дБ) в стену начнут стучать соседи. Это значит, мы выяснили, что часть звука проходит сквозь стену. Правильное соотношение всех этих свойств — очень важный параметр для комфортного звучания.

Еще один источник аудионегатива — резонирующие объекты. Скажем, хрусталь в стеклянном шкафу. И когда все эти факторы приведены в норму — поздравляю, мы с вами находимся в акустически комфортном помещении!

В таком помещении особенно хорошо звучит качественное аудиовоспроизводящее оборудование и его главная составляющая часть — акустические системы.

Об этом — в продолжении

Таблица звуковых частот музыкальных инструментов от Sound On Sound

Таблица звуковых частот состоит из двух частей. Первая часть представляет собой диаграмму «Частоты инструментов», в которой приведена информация о частотных диапазонах ряда распространенных музыкальных инструментов. Инструменты разделены на пять групп — человеческий голос, перкуссионные инструменты, гитара и бас, струнные, духовые. Дополнительно диаграмма отражает диапазоны звучания приведенных инструментов, для чего иллюстрация дополняется списком октав и названиями и частотой входящих в них звуков.

Таблица звуковых частот. Скриншот первой части.

Вторая часть — «Субъективный характер звука» — представляет собой таблицу, в которой приведены основные частоты для эквализации популярных музыкальных инструментов, а также даны сравнительные описания этих частот. Информация из таблицы наглядно показывает, как сделать звук популярных инструментов четче, резче, яснее или разборчивее.

При этом создатели отмечают, что не стремились создать исчерпывающее руководство по эквализации, а хотели создать наглядный гайд, который поможет музыкантам и звукорежиссерам при записи и сведении музыки.

Таблица звуковых частот. Скриншот.

Редакция SAMESOUND.RU перевела и адаптировала тексты в таблице, а также внесла ряд поясняющих дополнений. Таблица звуковых частот распространяется в виде PDF-файла, который готов к печати в высоком разрешении. Документ содержит поля для отреза и другую полезную для типографов информацию. Отметим, что таблицу лучше печатать в формате А3, так как при печати на листе А4 теряется разборчивость содержания из-за обилия мелкого текста.

Совместимость

Сочетание достаточно высокого импеданса и чувствительности накладывает определённые ограничения на источники для данной модели. Плеер или усилитель для них должны быть, во-первых, детальны, для раскрытия сильных сторон модели, во-вторых, должны хорошо работать с высоким импедансом и, в-третьих, обладать низким уровнем шума. Почти все топовые источники с этой моделью немного шумят, но в большинстве случаев это слышно только в полной тишине, прослушиванию музыки лёгкий фон не мешает. Как ни странно, один из лучших результатов показал Luxury&Precision L3, практически бесшумный с данной моделью. А максимально раскрыл эти наушники OPUS#2 от компании theBit, несмотря на наличие очень тихого шума, бас уходит весьма глубоко и звучит очень мощно. Так же хорошо себя показали Questyle QP1R и Fiio X7 с усилителем AM2. Обратная сторона монеты — Lotoo Paw Gold и плееры Cayin, несмотря на все их достоинства, с ними Pristine звучат не лучшим образом.

Жанрово наушники тяготеют к серьёзным стилям — классике, вокалу, камерной музыке, живому джазу. Естественно, с ними очень хорошо идут и стили вроде металла и электронной музыки, но там не так много качественных записей, раскрывающих эти наушники по полной. Чувствительность к качеству записи данной модели я бы оценил на 8,5 баллов из 10.


Несколько традиционных треков в роли примера

Vangelis — Blade Runner (End Titles). Почему-то очень долго саундтрек из любимого фантастического фильма мне, что называется, «не заходил». Музыка без знакомых тёмных улиц мегаполиса будущего теряла своё очарование. И только после появления в моей коллекции связки Pristine + OPUS#2 этот саундтрек заиграл всеми своими гранями. Выбрать одну из множества гениальных мелодий, созданных Вангелисом, очень тяжело, поэтому я остановился на мелодии из финальных титров, она достаточно динамичная и сочетает множество интересных звуков, начиная с легчайших перезвонов перкуссии и заканчивая мощными ударами большого барабана. Этот трек — действительно испытание для наушников, и Pristine проходят его с честью.

Arne Domnérus — Limehouse Blues. Было бы преступлением не включить в подборку к обзору этих наушников что-то с диска «Джаз в Ломбарде». Конечно, я его использую часто, но слишком уж он хорош. Во-первых, действительно интересный и не скучный материал: часто бывает что джаз — музыка, которую интересно играть, но скучно слушать — но это явно не про данный диск. Во-вторых, невероятное качество записи, погружающее в атмосферу живого концерта в ночном клубе, со всеми сопутствующими атрибутами типа звона посуды и шагов официантов — просто закройте глаза, и вы окажетесь за столиком знаменитого клуба. HUM Pristine с их голографической сценой тут придутся как нельзя кстати.

Göteborgs Symfoniker, Neeme Järvi — Marche slave, op. 31. «Славянский марш» был написан Чайковским в сентябре 1876 года по просьбе дирекции Русского музыкального общества. Сочинение было посвящено событиям Русско-турецкой войны. Во время написания музыки, Чайковский называет его «Сербо-русским маршем» и использует в музыке традиционные народные мотивы Балкан и «Боже, царя храни». Кстати, это произведение Accept использовали для вступления своего знаменитого альбома «Metal Heart», но это уже отдельная история. В целом исполнение Гётеборгского симфонического оркестра относится к числу лучших, поэтому его слушать не только интересно, но и приятно, особенно если наушники позволяют насладиться звучанием каждого отдельного инструмента, как это делают герои нашего обзора.

Скорость звуковой волны

Считается, что свет распространяется мгновенно, а для распространения звука нужно определенное время. На самом деле свет тоже имеет скорость, просто она является предельной, быстрее, чем свет, ничего не движется. Что касается звука, то наибольший интерес представляет его распространение в воздухе, хотя скорость звуковой волны в более плотных средах намного выше. Вспомним грозу: вначале мы видим вспышку молнии, затем слышим раскат грома. Звук запаздывает, потому что его скорость во много раз ниже, чем скорость света. Впервые скорость звука измеряли, фиксируя промежуток времени между выстрелом из мушкета и звуком. Затем брали расстояние между орудием и исследователем и делили его на время «опоздания» звука.

Такой способ имеет два недостатка. Во-первых, это погрешность секундомера, особенно на близком расстоянии до источника звука. Во-вторых, это скорость реакции. При таком измерении результаты не будут точными. Для вычисления скорости удобнее брать известную частоту определенного звука. Существует генератор частот, прибор с диапазоном звуковых частот от 20 Гц до 20 кГц.

Его включают на нужную частоту, в ходе эксперимента измеряют длину волны. Перемножив обе величины, получают скорость звука.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Частотный спектр звука и АЧХ

Поскольку на практике практически не встречаются волны одной частоты, то возникает необходимость разложения всего звукового спектра слышимого диапазона на обертоны или гармоники. Для этих целей существуют графики, которые отображают зависимость относительной энергии звуковых колебаний от частоты. Такой график называется графиком частотного спектра звука. Частотный спектр звука бывает двух типов: дискретный и непрерывный. Дискретный график спектра отображает частоты по отдельности, разделённые пустыми промежутками. В непрерывном спектре присутствуют сразу все звуковые частоты. В случае с музыкой или акустикой чаще всего используется обычный график Амплитудно-Частотой Характеристики (сокращённо «АЧХ»). На таком графике представлена зависимость амплитуды звуковых колебаний от частоты на протяжении всего спектра частот (20 Гц — 20 кГц). Глядя на такой график легко понять, например, сильные или слабые стороны конкретного динамика или акустической системы в целом, наиболее сильные участки энергетической отдачи, частотные спады и подъёмы, затухания, а так же проследить крутизну спада.

Краткая таблица звуковых частот от iZotope

Компания iZotope также создала собственную таблицу звуковых частот, но сделала ее намного компактнее. В отличие от обширной работы Sound On Sound, специалисты iZotope привели в собственной таблице данные только по самым популярным музыкальным инструментам: мужскому и женскому голосу, ударной установке и гитарам.

iZotope решили не перегружать музыкантов информацией, разделив инструменты на три группы: вокал, перкуссия и ладовые инструменты (самое необходимое по мнению авторов). Несмотря на меньшую информативность, мы также перевели таблицу.

В приведенном ниже архиве вы найдете таблицу в формате PDF. Документ легко читается, без проблем умещается на лист А4. Единственный минус, который мы нашли в оригинальном документе заключается в отсутствии полей для обреза и прочей полезной типографской информации. В любом случае, даже без этих данных, таблица не теряет своей полезности для музыкантов.

Если вы скачали таблицы, мы будем рады благодарности в виде репоста этой записи к себе в социальные сети или подписки на наш Телеграм-канал @samesound. Удачи в творчестве!

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Фильтр ConvolverNode

линейную свёрткуимпульсную характеристикубыстрого преобразования Фурьестатьяреверберации

Материалы

  • О понятии громкости в цифровом представлении звука и о методах её повышения
  • Звук
  • Амплитуда
  • Частота
  • Цифровой сигнал
  • Аналоговый сигнал
  • Цифровая обработка сигналов
  • Интерактивный пример сложения волн и оцифровки сигнала
  • Аналогово-цифровой преобразователь
  • Цифро-аналоговый преобразователь
  • Импульсно-кодовая модуляция
  • Формат PCM WAV
  • Сэмплирование (en)
  • Частота дискретизации
  • Теорема Котельникова
  • Частота Найквиста
  • Глубина дискретизации
  • Alias
  • Децибел
  • Строение уха
  • Звуковое давление
  • Воспринимаемая громкость
  • Клиппинг
  • ReplayGain описание
  • ReplayGain спецификация
  • Быстрое преобразование Фурье, вики, wiki
  • Импульсная характеристика
  • Фазо-частотная характеристика
  • Амплитудо-частотная характеристика
  • Фильтр с бесконечной импульсной характеристикой
  • Фильтр с конечной импульсной характеристикой
  • Биквадратный фильтр (en)
  • BiquadFilterNode
  • Web Audio API
  • Вейвшейпер
  • Дисторшн
  • Овердрайв
  • Фузз
  • Реверберации
  • Свёртка
  • Эквалайзер

AudiophileforgottenUPD. Поправил раздел про фильтрацию и добавил ссылки по разным типам фильтров

Спасибо Денису deniskreshikhin Крешихину и Никите merlin-vrn Киприянову за то, что обратили внимание.

Скорость звука

Скорость звука напрямую зависит от характеристик среды, в которой он распространяется. Она определяется (зависима) двумя свойствами среды: упругостью и плотностью материала. Скорость звука в твёрдых телах соответственно напрямую зависит от типа материала и его свойств. Скорость в газовых средах зависит только от одного типа деформации среды: сжатие-разрежение. Изменение давления в звуковой волне происходит без теплообмена с окружающими частицами и носит название адиабатическое. Скорость звука в газе зависит в основном от температуры — возрастает при повышении температуры и падает при понижении. Так же скорость звука в газообразной среде зависит от размеров и массы самих молекул газа, — чем масса и размер частиц меньше, тем «проводимость» волны больше и больше соответственно скорость.

В жидкой и твёрдой средах принцип распространения и скорость звука аналогичны тому, как волна распространяется в воздухе: путём сжатия-разряжения

Но в данных средах, помимо той же зависимости от температуры, достаточно важное значение имеет плотность среды и её состав/структура. Чем меньше плотность вещества, тем скорость звука выше и наоборот

Зависимость же от состава среды сложнее и определяется в каждом конкретном случае с учётом расположения и взаимодействия молекул/атомов.

Скорость звука в воздухе при t, °C 20: 343 м/с
Скорость звука в дистиллированной воде при t, °C 20: 1481 м/с
Скорость звука в стали при t, °C 20: 5000 м/с

Почему одни звуки красивые, а другие нет?

Здесь почему-то тянет взять серый том Фейнмановских лекций и освежить воспоминания о рядах Фурье — но будем проще: любое колебание можно разложить на несколько колебаний с меньшей длиной волн. Эти меньшие волны — и есть гармоники, и сколько их укладывается в длине основной волны — две, три и т.д. — определяет их четность или нечетность. Как оказалось, нечетные гармоники воспринимаются нашим слухом дискомфортно. Причем вроде все играет правильно, но дискомфорт остается.

Более явный неприятный звук — диссонанс, две частоты, работающие одновременно и вызывающие редкие биения. Если хотите еще наглядней, то нажмите близлежащие черную и белую клавиши на пианино.

Есть и противоположность диссонанса — консонанс. Это сама благозвучность, например, — такой интервал, как октава (удвоение частоты), квинта или кварта. Кроме того, комфортности звучания мешают маскирующие его шумы различной природы, искажения и призвуки.

Ясно, что шум — то, что мешает в принципе. Звуковой мусор. Впрочем, есть и белый шум, этакий эталон шума, в котором присутствуют равномерно все частоты (точнее — спектральные составляющие). Если вы хотите уйти от источника белого шума, то по ходу удаления он будет розоветь. Это происходит потому, что воздух сильнее ослабляет верхние частоты слышимого спектра. Когда их меньше, тогда говорят о розовом шуме.

Чем громче шум по отношению к полезному звуку, тем больше этот звук маскируется шумом. Падает комфортность, а затем — и разборчивость звучания. Это же относится и к нечетным гармоникам, и к нелинейным искажениям, о которых мы еще поговорим более подробно. Все эти явления взаимосвязаны и, самое главное, — все они мешают нам слушать.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Громкость, звуковое давление — пределы и ориентиры

С громкостью все не так просто. Она относительна. Подумайте сами, ведь абсолютной тишины не существует. То есть, она в природе есть, но попадание в такое место превращается в пытку — вы начинаете слышать стук своего сердца, звон в ушах — все равно тишина исчезает.

Поэтому звуковое давление измеряется относительно некоего нулевого уровня в децибелах (дБ). Это логарифмические единицы, ведь логарифмическая шкала наиболее точно соответствует природе слуха. Если немного углубиться в теорию, нужно вспомнить эмпирически установленный закон психофизиологии Вебера-Фехнера, который описывает работу органов чувств. Согласно этому закону, интенсивность ощущения чего-либо прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. В случае звука, это — амплитуда (размах) колебаний.

И если за ноль децибел принять порог слышимости (а это, повторимся, не тишина!), то шелест листьев дает 10 дБ, поезд метро — 100 дБ, истребитель на форсаже — 125 дБ, и ненамного меньше, кстати, выдала одна девчушка, призер соревнований по громкости крика в США. В дискотечном зале громкость может достигать 130 дБ. Это при том, что 120 дБ — уже больно, а 180 — могут убить.

Разница приблизительно в шесть децибел воспринимается нами, как удвоение громкости. Добавление трех децибел на низкой частоте требует удвоения амплитуды колебаний источника звука, но на слух это замечает не каждый слушатель! Такие вот парадоксальные, на первый взгляд, данные.

Чувства в числах, звуках и образах:

• горе даёт вибрации — от 0,1 до 2 Гц;• страх — от 0,2 до 2,2 Гц;• обида — от 0,6 до 3,3 Гц;• раздражение — от 0,9 до 3,8 Гц;• возмущение — от 0,6 до 1,9 Гц;• вспыльчивость — 0,9 Гц;• вспышка ярости — 0,5 Гц;• гнев — 1,4 Гц;• гордыня — 0,8 Гц;• гордость (мания величия) — 3,1 Гц;• пренебрежение — 1,5 Гц;• превосходство — 1,9 Гц;• великодушие — 95 Гц;• благодарность (спасибо) — 45 Гц;• сердечная благодарность — от 140 Гц и выше;• ощущение единства с другими людьми — 144 Гц и выше;• сострадание — от 150 Гц и выше (а жалость только 3 Гц);• любовь (что называется, головой, то есть когда человек понимает, что любовь — это хорошее, светлое чувство и большая сила, но сердцем любить ещё не научился) вибрации — 50 Гц;• любовь, которую человек генерирует своим сердцем ко всем без исключения людям и всему живому, — от 150 Гц и выше;• любовь безусловная, жертвенная, вселенская — от 205 Гц и выше.
 

 
На протяжении тысячелетий частота вибраций (т.е. колебаний в секунду) нашей планеты составляла 7,6 Гц. Физики называют её частотой Шумана. Учёные часто сверяли с ней свои приборы.

Однако частота Шумана начала в последнее время резко возрастать.

  • январь 1995 — 7,80 Гц,
  • январь 2000 — 9,30 Гц,
  • январь 2007 — 9,80 Гц,
  • январь 2012 — 11,10 Гц,
  • январь 2013 — 13,74 Гц,
  • январь 2014 — 14,86 Гц,
  • февраль 2014 — 14,99 Гц,
  • март 2014 — 15,07 Гц,
  • апрель 2014 — 15,15 Гц.

Человек чувствовал себя комфортно в этих условиях, так как частота вибраций его энергетического поля имела такие же параметры  7,6-7,8 Гц. Даже если рассматривать ситуацию с точки зрения науки, то становится понятным, что человек, не повышающий свои вибрации, так или иначе вскоре  станет не жизнеспособным, и ему уже не помогут ни высокие должности, ни накопленный капитал.
Музыка — это вибрация, а значит, энергия.
 

 
Голос каждого человека имеет свою звуковую частоту, и наши мысли — это тоже волны, которые либо полны гармонии, либо — диссонанса.  
 
Каждый человек желает обладать внутренней гармонией. И важным шагом является осознание того, какую музыку мы слушаем и какое воздействие она оказывает на наш организм.
 
Настоящая музыка – это нечто неземное. Такую музыку, как и научные законы, не создают, а только открывают. Эта музыка существует вечно.
 
 
 
Подготовила: Natasha (Deutschland)
 
PS от А…
 

Инфразвук

Инфразву́к (от лат. infra — ниже, под) — звуковые колебания, имеющие частоты ниже воспринимаемых человеческим ухом. За верхнюю границу частотного диапазона инфразвука обычно принимают 16—25 Гц. Нижняя же граница инфразвукового диапазона условно определена как 0,001 Гц. Практический интерес могут представлять колебания от десятых и даже сотых долей герц, то есть с периодами в десяток секунд.

Поскольку природа возникновения инфразвуковых колебаний такая же, как и у слышимого звука, инфразвук подчиняется тем же закономерностям, и для его описания используется такой же математический аппарат, как и для обычного слышимого звука (кроме понятий, связанных с уровнем звука). Инфразвук слабо поглощается средой, поэтому может распространяться на значительные расстояния от источника. Из-за очень большой длины волны ярко выражена дифракция.

Инфразвук, образующийся в море, называют одной из возможных причин нахождения судов, покинутых экипажем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector