Великая отечественная война

Как развивались события?

Историки говорят о 3-х основных этапах. Каждый из них разделяется на десятки мелких стадий, и за каждым успехом Красной армии стоят тени погибших солдат.

Стратегическая оборона. 22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г.

В это время план «Барбаросса» претерпел крах. На первых этапах вражеские войска без проблем взяли Украину, Прибалтику и Беларусь. Впереди была Москва – важная геополитическая и экономическая цель. Взятие Москвы автоматически обозначало бы раздробление Красной армии и потерю контроля.

30 сентября 1941 г. – 7 января 1942 г., т.е. почти 4 месяца шли тяжелые бои с переменным успехом, но советские войска смогли отбросить врага.

Битва под Москвой стала первой неудачей Гитлера. Стало ясно, что «блицкриг» провалился; западный мир увидел, что «непобедимый Адольф» может проиграть; поднялся моральный и боевой дух народа.

Но впереди были Сталинград и Кавказ. Победа под Москвой дала «передышку». Постепенно разворачивается партизанская борьба, формируется антигитлеровская коалиция. СССР переводит экономику на военные рельсы, поэтому улучшается снабжение армии (танки КВ-1 и Т-34, реактивный миномет «Катюша», штурмовик ИЛ-2).

Коренной перелом. 19 ноября 1942 – конец 1943 г.

До осени 1942 года победы были то на стороне СССР, то на стороне Германии. На этом этапе стратегическая инициатива переходит в руки Советского Союза: 26 стратегических операций (23 из них – наступательные), помощь союзников и ленд-лиз, «первые весточки» развала гитлеровской коалиции, укрепление авторитета СССР.

Все результаты давались потом и кровью. На этом этапе выделяют ряд крупных сражений, которые и «переломили» ход войны.

  • Битва под Сталинградом и разгром немецких войск;
  • битва за Днепр;
  • Курская дуга.

Завершается этап в конце 1943 года освобождением Киева и «форсированием Днепра».

Освобожденная от нацизма Европа. Январь 1944 – 9 мая 1945 года

Напомним, что Вторая мировая завершилась 2 сентября 1945 года. Но Европа освободилась от оков нацизма еще весной.

Осенью 1944 года советское командование провело ряд операций по освобождению территории страны от вражеских армий: Корсунь-Шевченковская, Львовско-Сандомирская, Ясско-Кишиневская. Освобожден блокадный Ленинград, оказавшийся «отрезанным» от продовольствия и безопасности. Благодаря Восточно-Прусской, Висло-Одерской, Западно-Карпатской операциям удалось создать все условия, чтобы «пойти на Берлин».

1 мая 1945 года Адольф Гитлер принимает яд и оставляет народ «на произвол судьбы». Временное правительство, которое «по воле случая» возглавил К. Дениц, в «предсмертных конвульсиях» пытается выторговать сепаратный мир с Великобританией и Францией, но терпит неудачу. Впереди трибуналы, громкие скандалы, разбирательства и приговоры. 8 мая 1945 года в Карлсхорсте (пригород Берлина) подписывается Акт о безоговорочной капитуляции. Германия повержена.

9 мая 1945 года становится Днем Победы, символом бесконечного мужества, сплоченности и способности дать отпор врагу.

Великая Отечественная война – страшный урок истории, за который Советский Союз заплатил слишком большую цену. Точное количество погибших невозможно просчитать (цифры в разных источниках отличаются). Но перед советским народом встала и еще одна задача – поднять с колен разрушенную экономику.

Неизбежная и неожиданная

«Без объявления войны», — мы привыкли к этой формулировке, и она справедлива. Между СССР и Германией действовал пакт о ненападении, который советская сторона соблюдала строго, не отвечая на приграничные провокации. Немцы напали вероломно и внезапно. Только в 5 часов утра посол Германии в СССР Вернер фон Шуленбург вручил наркому иностранных дел Вячеславу Молотову ноту, в которой за туманной формулировкой трудно было не разглядеть объявление войны. В 12:00 Молотов обратился по радио с обращением к советскому народу: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». В военкоматы выстроились очереди из десятков тысяч добровольцев. Так начиналась война.

Не избежать вопроса, почему Советский Союз оказался не готов к нападению Германии 22 июня. Ведь война была неизбежной, и это и в армии, и в руководстве страны понимали почти все.

начало

Жители Ленинграда 22 июня 1941 года во время объявления по радио правительственного сообщения о нападении фашистской Германии на Советский Союз

Фото: РИА Новости

Сведения разведки о том, что Германия готова начать войну против СССР, стали поступать в центр с конца 1940 года. Но они были крайне противоречивы. В марте разведчики сообщали, что нападение произойдет в середине или конце мая. Центр получал поток разнообразных донесений, в основном, как выяснялось, ложных. Вал дезинформации шел и от агентов абвера. Нужно признать: гитлеровцам удалось выиграть предвоенный этап «тайного противостояния» и вторжение оказалось для советского руководства неожиданным. Тактическая победа врага в июне 1941 года, увы, несомненна.

Зайцев Василий Григорьевич

23.03.1915 – 15.12.1991

  Снайпер-ас времён Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза.

Родился в 1915 году в крестьянской семье, в Оренбургской губернии. Отец, заядлый охотник, начал обучать его стрельбе с ранних лет – первое ружьё ему подарили в двенадцатилетнем возрасте.

  Окончил семь классов, строительный техникум и бухгалтерские курсы. Война застала его в должности начальника финансовой части на Тихоокеанском флоте. С самого начала войны Зайцев отчаянно стремился на фронт – им было подано пять рапортов с просьбой направить его в действующую армию. В конце концов в 1942 году его просьбу удовлетворили – он был зачислен в 284-ю стрелковую дивизию, в составе которой, вместе с другими моряками, был направлен в Сталинград. Здесь его стрелковые навыки оказались как нельзя кстати.

  Первых трёх немца он «снял» из обычной «трёхлинейки» с расстояния 800 метров. Он был быстро замечен. Его наградили медалью «За отвагу» и вручили снайперскую винтовку. К этому моменту на его счету было уже 32 фашиста.

  Война не только убивает, но и крайне обостряет чувства и ускоряет реакцию. Живым подтверждением этому был снайпер Василий Зайцев. Необычайное хладнокровие и военная хитрость, подкреплённые выносливостью, великолепными зрением и слухом, позволили ему стать настоящим снайпером-асом. 

  Ему удавалось выбирать лучшие позиции, столь искусно маскируя их, что противник даже не мог заподозрить, что там его подстерегает неумолимая смерть. Всё это позволило ему уничтожить с 10 ноября 1942 года по 17 декабря 1942 года 225 немецких солдат и офицеров. Одиннадцать из них были снайперами.

  Особенно примечательна история уничтожения снайпером Зайцевым немецкого «суперснайпера», присланного с миссией приструнить «распоясавшихся» советских стрелков. Штандартенфюрер СС и начальник школы снайперов имел и особое задание – уничтожение самого Зайцева. О статусе гостя говорила оптика на его винтовке – с десятикратным увеличением, в то время, как на стандартных немецких, да и советских, снайперских винтовках увеличение прицела было лишь в 3-х, 4-х кратное.

  В ходе развернувшегося снайперского поединка немцу удалось обнаружить позиции двух советских снайперов – учеников Зайцева. У одного он разбил пулей прицел, а второго ранил. При этом раскрыл Зайцеву расположение своей позиции, чем и не преминул воспользоваться советский стрелок, «сняв» фашиста первым же метким выстрелом.

  К сожалению Василий Григорьевич не смог долго выкашивать ряды оккупантов. В январе 1943 года в ходе боя он был тяжело ранен взрывом мины. В результате он ослеп. Только несколько сложнейших хирургических операций, проведённых профессором Филатовым, смогли вернуть ему зрение. Однако, о службе снайпером пришлось забыть.

  До конца войны Василий Григорьевич оставался в строю – возглавлял снайперскую школу, был командиром миномётного взвода, а потом и роты. Всего за время войны он уничтожил 242 гитлеровца.

  Василий Григорьевич не был самым результативным советским снайпером Великой Отечественной войны. Однако, его усилия по модернизации теории снайперского дела и обучению новых снайперов внесли неоценимый вклад в дело разгрома фашистских оккупантов.

  В кратчайшие сроки ему удалось организовать обучение бойцов снайперскому делу, обеспечив фронт опытными снайперами, беспощадно выкашивающими ряды врагов. Им была разработана уникальная тактика снайперской войны, которая успешно применялась советскими бойцами во время Великой Отечественной войны. Более того – она успешно практикуется снайперами и в наше время.

Причины дуэли

Решать, насколько сильно задета честь и стоит ли оскорбление смертоубийства, приходилось самому оскорбленному, однако обществом были определены основные причины конфликта, который мог перерасти в дуэль.

  • Расхождение политических взглядов — наименее распространенная причина конфликта в России, тем не менее столкновения на политической почве периодически происходили с иностранцами, однако за «международными» дуэлями государство следило в разы строже, поэтому случались они не так часто.

  • Служебные конфликты, начавшиеся на почве службы, носили более тяжелый характер, поскольку в России служил практически каждый дворянин. Для многих служба становилась самоцелью, поэтому унизить служебные достижения или усомниться в них означало задеть честь. Подобные дуэли, впрочем, не были особо широко распространены.

  • Защита полковой чести можно вынести как отдельную причину дуэли: она значила для офицеров слишком много, поэтому малейшая насмешка требовала ответных действий. Более того — защищать честь полка было почетно.

  • Защита семейной чести — любое оскорбление человека, принадлежавшего к той или иной семье, расценивалось членами рода как личное оскорбление. Особо остро воспринимались оскорбления, нанесенные покойным родственникам, женщинам и старикам, то есть тем, кто не может постоять за себя.

  • На отдельной ступени стояла защита чести женщины. И если незамужние девушки старались оградить себя от дуэлей, связанных с их именем (пятно на репутации), то многие замужние женщины были не против оказаться в эпицентре внимания, иногда сознательно провоцируя своих мужей и любовников на стычки. Для оскорбления чести женщины не обязательно были нужны конкретные действия — было достаточно и намека, особенно если намекалось о недопустимой связи замужней женщины, что, естественно, бросало тень на ее мужа. Оставить такое без внимания было невозможно.

  • Соперничество мужчин из-за женщины — также отдельная история: конфликт обычно разгорался из-за незамужней девушки, которая, однако, уже имела претендентов в женихи. Если оба мужчины имели виды на одну и ту же женщину, столкновение между ними было неизбежно.

  • Защита слабого. Особо обостренное чувство чести заставляло дворянина пресекать любые попытки унизить дворянское достоинство в целом. В случае, если какой-то дворянин позволял себе оскорблять «слабого» (например, человека, стоящего на более низкой ступени социальной иерархии), другой мог выступить в качестве благородного защитника и наказать оскорбившего за недостойное поведение.

  • Однако наиболее распространенными оставались бытовые ссоры. Поскольку в дворянской среде умение вести себя надлежащим образом считалось одной из основополагающих черт дворянского воспитания, дворянин, который посмел вести себя недостойно, как бы оскорблял честь всего дворянства вообще и каждого дворянина в отдельности. Особыми сферами быта, предрасполагающими к дуэлям, были охота, театр, бега, азартные игры и прочие занятия, предполагающие соревновательный дух.

«Исход» (1968)

http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>ass=»align-left»>В центре сюжета — последние дни гражданской войны.

Но бои не прекращаются: войско барона Унгерна готовится нанести серьезный удар. Противостоять коварным планам решаются разведчик Прохоров и его друг Мунко.

Фото: Большая Советская Энциклопедия: UGC

Их отчаянность и смелость в корне изменили исход событий.

В фильме снялись Наталья Фатеева («Три плюс два»), Александр Лемберг («Ноктюрн») и Владимир Муравьев («Тропы Алтая»).

Советские фильмы о войне отличаются особой глубиной и пронзительностью. Смотря их, легко погрузиться в эпоху сражений и вместе с героями ощутить горечь утрат и сладкий вкус победы.

А какие военные фильмы советского времени нравятся вам?

2020-08-15

2020-08-15

2020-08-15

2020-08-15

2020-08-15

2020-08-15

2020-08-15

2020-08-15

2020-08-15

2020-08-15

«Сильные духом» (1967)

Военные фильмы, основанные на реальных событиях, всегда притягивают внимание зрителей. Так произошло и с этой картиной: в свое время она стала одной из самых кассовых в СССР

Так произошло и с этой картиной: в свое время она стала одной из самых кассовых в СССР.

Главный герой ленты — легендарный разведчик и Герой Советского Союза Николай Кузнецов.

Кадр из фильма «Сильные духом»: UGC

В довоенное время он не был успешен: его исключали из комсомола, выгоняли с работы за прогулы.

В начале войны Кузнецов привлек внимание советских спецслужб. Он обладал особым обаянием и в совершенстве знал немецкий язык, многие его диалекты

Так началась карьера обер-лейтенанта Пауля Вильгельма Зиберта, под личиной которого Кузнецов с риском для жизни добывал важную для Союза информацию.

Главную роль в фильме исполнил Гунар Цилинский («Соната над озером»).

Марьина роща

Дата выхода в России – 14 января 2013

Рейтинг: 6,9

Во время съемок актриса Евгения Крюкова носила старую одежду 1940-х годов.

Константин Трошин возвращается с фронта и узнает, что в милиции он больше не работает. Герой не представляет свой жизни без этой работы и устраивается на должность местного участкового в самый неблагоприятный район Москвы – Марьину рощу. Из-за личных проблем, он вынужден снимать коммуналку в этом же районе. Трошин находится в самом сердце криминальной среды. Каждый день он становится свидетелем хитрых афер и дерзких налетов. Участковый в одиночку должен противостоять опасным преступникам. Он – единственная надежда местных жителей на безопасное будущее.

Участники дуэли

Главное и неоспоримое условие для участия в дуэли — равенство соперников.

Во-первых, драться на дуэли могли только дворяне, так как, в понимании людей того времени, хотя остальные сословия и могли обладать личным достоинством, но понятие чести было присуще только дворянству. Простолюдин не мог оскорбить или задеть дворянина: в этом случае оскорбление воспринималось не как унижение достоинства, а как бунт против вышестоящего. Конфликты дворян с мещанами, купцами и прочими сословиями, граница связи с которыми была более размыта, решались исключительно через суд, а дворянская честь при этом не страдала.

Во-вторых, драться на дуэли могли только мужчины — женщина считалась неспособной на оскорбления, и ее слова редко воспринимались всерьез. Тем не менее женщина могла быть инициатором конфликта.

В-третьих, драться могли только честные и благородные люди, те, кто ранее никак не запятнал свою репутацию. Например, бесчестным поступком считалось шулерство при игре в карты (так как сам факт лжи и плутовства претил дворянскому самосознанию), а также имевший место ранее отказ человека от дуэли: в этом случае «виновного» обвиняли в трусости. Сражаться на дуэли с лжецами и трусами было ниже дворянского достоинства.

В-четвертых, на дуэли не мог драться несовершеннолетний, причем речь шла не о возрасте, а о мировоззрении и манере поведения человека. Так, даже зрелый по годам человек, отличающийся инфантильностью и ребячеством, мог сойти за «несовершеннолетнего».

В-пятых, под строгим запретом были дуэли между родственниками, поскольку они относились к одному роду и, следовательно, должны были совместно защищать единую идею, а не бороться друг с другом. Наконец, кроме всего вышеперечисленного, на дуэли было запрещено драться больным людям, также против своего заимодавца не мог драться должник.

Так, препятствием для дуэли становилось неравенство в семейном положении, поскольку при дуэли женатого мужчины и холостого в случае смерти первого останется вдова. А вот разница в возрасте практически не мешала, при этом у мужчин преклонного возраста было несколько вариантов: либо попытаться уладить конфликт мирным путем, либо тряхнуть стариной и выйти к барьеру, либо отправить вместо себя сына, брата, однополчанина. Практически никогда не мешали дуэли и национальные различия.

«Так и будет» (1979)

Фильмы про войну, как и эта кинолента, раскрывают связь поколений и проводят аналогии между разными временами.

Главный герой картины, офицер Петр, надеется воссоединиться с женщиной, о которой думал последние несколько лет.

Кадр из фильма «Так и будет»: UGC

Их встреча была весьма мимолетной, но незабываемой. Появившись на пороге квартиры любимой женщины, Петр возродил в душе ее матери воспоминания о том, как в ее собственной жизни возник мужчина в форме и как война и боязнь потери не дали их чувствам развиться.

Главные роли в картине исполнили: Александр Михайлов («Любовь и голуби»), Кирилл Лавров («Мастер и Маргарита»), Наталья Варлей («Вий») и Валентина Карева («Ты — мне, я — тебе»).

Черная кошка (2016)

Кинопоиск: 7.2 +12

«Черная кошка» – не единственная банда, о которой мы узнали из знаменитого советского фильма «Место встречи изменить нельзя». Были еще «Красногорские оборотни», «банда Митина» и более мелкие. Все они когда-то верой и правдой служили и работали на заводе Красногорска, их имена вывешивали на доске почета, а по ночам они выходят на улицу, угрожая расправой любому, кто позарится на их добро. Днем – комсомольцы и ударники, ночью – бандиты, они совершают грабежи, налеты, убийства под покровом ночи. Вся страна боялась налетчиков и не знала, как их прищучить.

Мне понравился66Не понравился8

Обратите внимание:

Старые военные фильмы про Великую Отечественную войну.

На седьмой день войны

Уже через неделю после гитлеровского нападения, 29 июня 1941 г., возле Мурманска был сбит командир эскадрильи люфтваффе капитан Альфред Люевский. 31-летний летчик 77-й истребительной эскадры в ходе допроса привел настолько важные данные, что нарком внутренних дел СССР Л.П. Берия 12 августа сообщил их в ГКО И.В. Сталину и другим высшим руководителям страны1. Уроженец Лютцена 1910 года рождения был опытным пилотом, в 1937-м отправившимся добровольцем в Испанию на сторону Франко, с 1939 г. воевавшим против Польши, Норвегии, Франции и Англии и имевшим на своем счету 160 боевых вылетов и 22 сбитых самолета. Его «Мессершмитт-109» с 24 июня трижды сопровождал немецкие бомбардировщики, бомбившие объекты на советской территории, но четвертый полет был прерван пулеметным огнем над морем на высоте 50 метров.

Люевский дал весьма откровенные показания относительно аэродрома под норвежским Киркенесом, куда его эскадрилья 15 июня 1941 г. была переброшена из французского Бреста. Берия докладывал со слов сбитого летчика, что «аэродром в Киркенесе имеет площадь в 3 квадратных километра, хорошо заметен с воздуха. На аэродроме размещено около 100 самолетов «Мессершмитт-109» и «Ю-88». Аэродром охраняется значительным количеством солдат, 6-ю батареями зенитной артиллерии и дежурной истребительной авиацией в количестве 10 машин «Мессершмитт-109». На территории аэродрома в 10 точках расположены 50 цистерн с горючим весом в 2 тонны каждая. Приближающиеся к аэродрому самолеты опознаются с помощью специальных приборов, имеющихся у зенитчиков»2.

В приложенных к записке Берии выдержках из протокола допроса Люевского находим еще несколько деталей, которые могли облегчить советским ВВС результативную атаку на норвежский аэродром. По сведениям пленного авиатора, «аэродром находится примерно в 30 километрах юго-западнее Киркенес , бетонированных площадок нет. Аэродром хорошо заметен, так как помещается в ложбине между гор. Он никак не маскируется. Самолеты маскируются ветками, сучьями и деревьями»3.

Хроника первых минут войны

Помогли ли нашей авиации эти откровенные показания? Берия прислал в ГКО материалы допроса Люевского от 3 августа 1941 г., тогда как два успешных налета ВВС Северного флота на аэродром Хебуктен под Киркенесом, о котором рассказывал информатор, состоялись уже 7 и 27 июля. Скорее всего, никаких противоречий тут нет: первичные показания у сбитого пилота были получены вскоре после его пленения. При атаке 7 июля был достигнут эффект внезапности: 9 советских бомбардировщиков СБ подлетели к Хебуктену незамеченными и успели без потерь отбомбиться, гитлеровцы потеряли 19 человек убитыми и 16 ранеными, два истребителя из 77-й эскадры и один бомбардировщик4. Надо полагать, откровенный рассказ Люевского помог грамотно спланировать налет на уязвимый аэродром противника.


Пленный экипаж немецкого бомбардировщика, сбитого в первые дни войны под Ленинградом.

Черные волки

Победитель в списке русских фильмов о послевоенном времени

Информация

Рейтинг: 7.502 | IMDb: 6.90

Год 2012(2 сезона)
Страна Россия
Режиссер Дмитрий Константинов
Сценарий Дмитрий Константинов
Продюсер Алексей Моисеев, Давид Дишдишян, Левон Манасян
Оператор Александр Щурок
Композитор Дарин Сысоев
Художник Юрий Устинов, Павел Липатов
Монтаж Тимур Онацкий, Константин Ларченко, Юлия Баталова
Жанр Драма, криминал
Премьера (РФ) 17 октября 2011
Релиз на DVD 8 ноября 2011, «Парадиз»
Время 48 мин

В главных ролях: Сергей Безруков, Александр Коршунов, Дарья Мороз, Владимир Юматов, Владимир Капустин, Александр Голубев, Алёна Хмельницкая, Дмитрий Мухамадеев, Анатолий Кот, Кристина Бабушкина

Описание

В нашем списке русских фильмов послевоенном времени оказывается и это кино про советский бандитизм

Павел Хромов не совершал никаких преступлений, но несмотря на это его посадили в тюрьму. Отсидев восемь лет, мужчина возвращается в родные края. И узнает перечень ужасных новостей. Его сестру убили бандиты, которые называют себя «Черные волки». Это событие повергло главного героя в шок

Он должен отомстить негодяям. Качественное кино в нашем топе

Потери и приобретения

Подвигом, впрочем, можно считать все созданные в условиях военного времени кинокартины.

«Надо представить, что это было такое, когда актеры, работавшие в театрах, — скажем, питерские актеры из Театра имени Пушкина, который был эвакуирован в Новосибирск, — ехали ночами после спектакля на съемки в Алма-Ату, приезжали на несколько дней, а потом возвращались играть в театр. Напряжение было колоссальное. Но кинопроизводство во время войны не прерывалось ни на месяц. Кино и в тылу было таким же фронтом», — говорит Клейман.

Он рассказывает, что, например, актриса Лидия Смирнова вспоминала, что утром она делала себе «болтанку» (на маленькое количество крупы добавляла большое количество воды), говорила, что это нужно, чтобы не урчал от голода живот, так как «ни единого лишнего звука не должно было быть во время съемок».

Далеко не все кинематографисты соглашались на эвакуацию, но многие понимали, что именно так они и выполняют свой долг перед родиной.

«Для «Ленфильма» – это, конечно, была вынужденная эвакуация, но это позволило всем режиссерам оставаться в строю, их профессионализм развивался. Там были лучшие из лучших. Но не все согласились на эвакуацию. На «Ленфильме» работал режиссер Евгений Червяков – он пошел добровольцем на фронт и погиб в 1942 году. Это был один из самых ярчайших режиссеров нашей студии», — рассказывает Александр Поздняков.

Наум Клейман также отмечает, что многие молодые ребята рвались на фронт.

«Например, у Эйзенштейна было два любимых ученика на курсе, который окончил обучение в 1936 году, и большая надежда у него была на замечательных молодых режиссеров Валентина Кадочникова и Олега Павленко. У Валентина Кадочникова было больное сердце, его мобилизовали на трудфронт, на заготовки саксаула – дерева для отопления, и он погиб на этих разработках, сердце не выдержало. А Олег Павленко ушел в армию и сгорел в танке в 1942 году. Это были два самых близких и дорогих Эйзенштейну ученика, и для него это была ужасная трагедия», — отмечает киновед.

Эвакуация стала спасением для многих советских кинематографистов и, безусловно, основой для дальнейшего развития кинематографа.

«Появилось вдруг после этого казахское кино, туркменское кино, таджикское кино. Это был импульс местным людям заняться кино. Они работали ассистентами, бутафорами, они учились на ходу. Там осталось оборудование во многих случаях, остались некоторые специалисты и появились замечательные фильмы, снятые после войны уже местными кинематографиями», — считает Клейман.

Александр Поздняков также подчеркивает влияние объединенной киностудии на становление казахской кинематографии.

«На ЦОКС, в частности, снимали фильм «Под звуки домр». Одним из режиссеров-постановщиков был ленфильмовский комедиограф Семен Тимошенко. Там разные жанры казахского искусства, мастера казахского театра. Это как потом Рустам Хамдамов снял «Вокальные параллели», там уже пожилые казахские оперные певицы – блестящее кино. Это было такое время, когда эвакуированные люди делились последним и вдохновлялись общением друг с другом», — отмечает Поздняков.

Население остается

Женщины роют окопы — «щели». Фото: waralbum.ru

Почему людей не эвакуировали при наступлении фронта — закрытая тема для советской и нынешней историографии. Историк из Волгограда Татьяна Павлова защитила диссертацию о трагедии горожан во время Сталинградской битвы.

— Материалы о массовой гибели гражданского населения долгие годы были засекречены. И рассекречивание шло очень долго и медленно, по несколько материалов в год после моих запросов в УФСБ Волгоградской области, — рассказывает Татьяна Павлова. — Эвакуацию затянули по вине военного командования. Председатель Государственного комитета обороны Сталин категорически запретил эвакуацию Сталинграда.

Павлова изучила в том числе тексты заседаний пленумов Сталинградского областного комитета ВКП (б) под руководством первого секретаря Алексея Чуянова. 22 июля 1942 года он говорил о 750 000 человек, с которыми необходимо проводить жесткую работу по ликвидации эвакуационных настроений. Нередко партийные работники заворачивали подводы сталинградцев, которые хотели уехать из города.

Для эвакуации необходимо было иметь эвакуационный лист, который выдавался только военной комендатурой. Гражданское население почти все осталось на месте, хотя люди видели, что война близко. Бомбежки начались еще в середине июля. Люди гибли, но объявления о массовой эвакуации по-прежнему не было. Все приказы об эвакуации отдавались командующим фронтом, после чего дублировались исполнителями — местными органами власти, директорами заводов и учреждений.

Считалось, что массовая эвакуация отрицательно скажется на моральном состоянии войск. Переправу через Волгу для гражданских лиц закрыли 27 июля 1942 года — пропускали только гурты скота.

Военное руководство было эвакуировано заблаговременно. В Астрахань вместе с семьями перебрались члены штаба Сталинградского военного округа, в том числе командующий — генерал-лейтенант Василий Герасименко. Также вывозили заводское оборудование, цветные металлы, архивы, пшеницу, семьи партийных работников, командиров и политработников, активистов.

Немецкие бомбардировщики над Сталинградом. Фото: waralbum.ru

«11 августа первый секретарь обкома ВКП (б) Алексей Чуянов и председатель облисполкома Иван Зименков вывезли свои семьи за Волгу. Продолжалась, но теперь уже конспиративно, эвакуация семей командно-политического состава. Это было незаконно. Понимая это, 15 августа бюро обкома ВКП (б) приняло постановление о частичной разгрузке города Сталинграда, чтобы уже на законных основаниях продолжить вывозить свои семьи», — приходит к выводу в своих исследованиях Павлова.

Среди эвакуированных были семьи знаменитого советского композитора Александры Пахмутовой, которая была в то время ребенком и до июля 1942 г. жила в Сталинграде в одном подъезде с семьей Климовых. Впоследствии мальчик из этой семьи, Элем Климов, станет известным режиссером.

— Отец братьев Климовых был директором Сталинградской гидроэлектростанции, семью эвакуировал, а сам остался: должен был взорвать станцию, если бы немцы захватили, — пояснила Галина Егорова, составитель книг «Сталинградское детство» и активный участник общественной организации «Дети Сталинграда».

«Русские бьются до последнего патрона…»

Рейхсминистр пропаганды Йозеф Геббельс в те дни бесновался по радио: Красная армия массово сдается в плен. Русские бегут и будут драпать до самой Москвы под напором «сверхчеловеков», истинных арийцев, лучших в мире солдат фюрера.

Кое-кто и сегодня пытается представить первые дни войны как полный крах Красной армии — в полном согласии с геббельсовской пропагандой. Договариваются до того, что, дескать, советские люди не были готовы сражаться и повально сдавались, предпочитая плен сопротивлению.

Но вот что писал в те же дни в своем дневнике начальник штаба германских сухопутных войск Франц Гальдер: «Русские бьются в дотах до последнего патрона, но не сдаются, а взрывают себя вместе с дотами». Таким было сопротивление воинов-пограничников — героическим и самоотверженным. Есть в его дневнике и такие слова, относящиеся к первому месяцу войны: «После первоначального столбняка, вызванного внезапностью нападения, противник перешел к активным действиям».

Профессионалам войны, а не агитации, сразу стало ясно: все кампании, которые провела гитлеровская Германия в Европе, никак не сравнимы с той ожесточенной обороной, на которую способна Россия.

война

Фото: ТАСС

Лето 1941 года было трагедией для нашего народа — тут, по словам Александра Твардовского, «ни убавить, ни прибавить». Лето отступлений и горьких потерь. Но именно герои первых дней войны, многие из которых погибли в приграничных районах, стали первыми творцами Победы. Они сорвали блицкриг — быть может, единственный шанс Гитлера на успех в той войне.

И нет такого ордена, нет такого монумента, который воплотил бы величие их подвига.

Вечная им память и вечная слава!

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Бедные родственники (2012)

Кинопоиск: 7.2 +12

В семье Серафимы случилась трагедия, когда она была еще маленькой девочкой. Советские власти арестовали отца и маму по надуманному обвинению в измене родине. С тех пор ее воспитывали в деревне, вдали от ее родной Москвы. Пришло время поступать в ВУЗ, и девушка приехала в столицу. Квартиру родителей разделили на комнаты и раздали разным людям, а в институте ей отказали с поступлением по причине «темного» прошлого родителей. Одна из комнат досталась Кире Павловне и женщина, пожалев девушку, пустила ее на постой к себе. Вскоре, юной Симе, предстоит пережить первое чувство любви и первое разочарование.

Мне понравился26Не понравился3

Пришлите книг!

«Я только спросил старшину: книг прислали? — Да, — ответил он. Не только посылку, но и письмо вскрыть не удалось. Ребят накрыло таким минометным огнем, что головы нельзя было поднять из щели. И только вечером, сойдя в глубокую лощину, сделали укрытие для светомаскировки и прочли письмо. Сколько радости и восторга! Меня все бойцы просили, чтобы я на другой день написал на коллектив вашей библиотеки…»

Это благодарственное письмо, написанное прошитой осколком рукой солдата Михаила Мельникова и отправленное из военного госпиталя, — одно из множества свидетельств неоценимой значимости книг в огневые годы Великой Отечественной. Кто-то прошел всю войну с томиком любимых стихов, кто-то — с романом Николая Островского «Как закалялась сталь», а кому-то фронтовым товарищем служил учебник астрономии.

Книги подбирали в библиотеках разбомбленных городов, находили в разрушенных жилых домах, получали фронтовой почтой из штабов дивизий, везли на фронт из краткосрочных отпусков… «Я жутко соскучилась по книгам. В одной деревне мы обнаружили «Евгения Онегина», так зачитали его до дыр. Каждую свободную минутку с упоением читали его вслух», — рассказывала в письме родным санитарный инструктор 308-й стрелковой дивизии Ариадна Добромыслова.

Переписанные от руки стихи прятали в голенищах сапог — и отважно шли в бой. В перерывах между боями устраивали коллективные читки однополчанам

Использовали книги и для обмена военной информацией — записывая собранные подпольщиками сведения между строк и переправляя за линию фронта.

Из уст в уста передавали предания о книжных чудесах. Роман Алексея Толстого «Петр Первый» спас жизнь солдату Георгию Леонову: пуля застряла в спрятанном под гимнастеркой толстом томе. Старший лейтенант Петр Мишин уцелел в бою благодаря сборнику пушкинских стихов: пробив двести страниц, осколок снаряда остановился аккурат… перед стихотворением «Талисман»!

Имена писателей присваивали воинским подразделениям и боевой технике: отряд имени Горького, имени Лермонтова; танк «Владимир Маяковский», «самолет Дмитрий Фурманов»… В состав экипажа одного из сторожевых кораблей Северного флота ввели Пушкина. В одной из дивизий Максим Горький служил «почетным красноармейцем», его имя ежедневно выкликалось на поверке.

Командир одной из частей Украинского фронта вручал в качестве переходящей премии отличившимся бойцам поэтический сборник «Кобзарь» Тараса Шевченко. Назначенный командиром одного из орудий на Ленинградском фронте молодой писатель Иван Дмитроченко наказывал своим бойцам: «За Ивана Сергеевича Тургенева — огонь! За «Войну и мир» — Огонь! За великую русскую литературу — огонь!..»

В архивах хранятся многочисленные письма-просьбы с передовой прислать книги. «Среди боев выпадает время, когда хочется хоть немного почитать… Если можно, вышлите что-либо из книг художественной литературы. Старые, потрепанные, лучше если без переплета, чтобы можно было хранить в вещевом мешке или полевой сумке», — писал библиотекарям красноармеец А. П. Стройнин.

На фронт направлялись дублетные экземпляры из библиотек. Проводились регулярные сборы книг от гражданского населения. Мастерились книжки-самоделки из газетных вырезок. В первый год войны даже печатались стихи на пакетиках с пищевыми концентратами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector