Авиационные бомбы: устройство и основные виды

Толстяк

Бомба мощностью 21 Кт, сброшенная на Нагасаки в 1945 году. В ее основе лежала имплозивная технология подрыва. Конструкция представляла из себя ядро из плутония массой 6 килограммов, окруженное тяжелой оболочкой, изготовленной из урана-238, который отражает нейроны. Снаружи имелась еще одна оболочка, алюминиевая, целью которой являлось равномерное распределение сжатия. Наконец, внутри ядра был монтирован 2-сантиметровый шар из бериллия, служащий первоначальным источником нейтронов.

После окончания войны власти США, в полной мере оценив мощь такого типа бомб (получившего название Mark-III), заказали еще 200 штук для своего вооружения. В общей сложности за 4 послевоенных года успели произвести 120 устройств, затем их посчитали морально устаревшими и заменили на более современный тип – Mark-IV. В дальнейшем нейтронное инициирование больше практически нигде не применялось, будучи признано недостаточно эффективным.

Виды авиабомб

Наиболее часто используемыми авиационными бомбами являются фугасные. Даже небольшая бомба калибра 50 кг содержит больше взрывчатого вещества, чем 210-мм орудийный снаряд. Причина очень проста – бомбе не нужно выдерживать огромных нагрузок, которым подвергается снаряд в орудийном стволе, поэтому ее можно сделать тонкостенной. Корпус снаряда требует точной и сложной обработки, что абсолютно не обязательно для авиабомбы. Соответственно и стоимость последней гораздо ниже.

Следует отметить, что применять фугасные бомбы очень больших калибров (выше 1 тыс. кг) не всегда рационально. С увеличением массы взрывчатого вещества радиус поражения растет не слишком значительно. Поэтому по большой площади гораздо эффективнее применять несколько боеприпасов средней мощности.

Еще одним распространенным типом авиационных бомб являются осколочные. Основной целью поражения подобных бомб является живая сила противника или гражданское население. Эти боеприпасы имеют конструкцию, которая способствует образования большого количества осколков после взрыва. Обычно они имеют насечку на внутренней стороне корпуса или готовые поражающие элементы (чаще всего шарики или иголки), помещенные внутрь корпуса. При взрыве стокилограммовой осколочной бомбы получается 5-6 тыс. небольших осколков.

Как правило, осколочные бомбы имеют меньший калибр, чем фугасные. Значительным недостатком этого вида боеприпаса является тот факт, что от осколочной бомбы легко спрятаться. Для этого подойдет любое полевое укрепление (окоп, ячейка) или здание. В настоящее время более распространены кассетные осколочные боеприпасы, которые представляют собой контейнер, заполненный небольшими осколочными суббоеприпасами.

Подобные бомбы приводят к значительным жертвам, причем больше всего от их действия страдает мирное население. Поэтому подобное оружие запрещено многими конвенциями.

Бетонобойные бомбы. Это весьма интересный тип боеприпаса, его предшественником считаются так называемые сейсмические бомбы, разработанные англичанами в начале Второй мировой войны. Идея была такова: сделать очень большую бомбу (5,4 тонны – Tallboy и 10 тонн – Grand Slam), поднять ее повыше — километров на восемь — и сбросить на голову супостату. Бомба, разогнавшись до огромной скорости, проникает глубоко под землю и там взрывается. В результате происходит небольшое землетрясение, которое уничтожает постройки на значительной площади.

Сегодня бетонобойные бомбы часто оснащают ракетным ускорителем, чтобы боеприпас набрал большую скорость и проник поглубже в землю.

Вакуумные бомбы. Эти авиационные боеприпасы стали одним из немногих послевоенных изобретений, хотя боеприпасами объемного взрыва интересовались еще немцы в конце Второй мировой войны. Массово использовать их начали американцы во время вьетнамской кампании.

Принцип работы авиационных боеприпасов объемного взрыва — это более правильное название — довольно прост. В боевой части бомбы содержится вещество, которое при детонации подрывается специальным зарядом и превращается в аэрозоль, после чего второй заряд поджигает его. Подобный взрыв в несколько раз мощнее обычного и вот почему: обычный тротил (или другое ВВ) содержит и взрывчатое вещество, и окислитель, «вакуумная» бомба использует для окисления (горения) кислород воздуха.

Правда, взрыв подобного типа относится к типу «горение», но по своему действию она во многом превосходит обычные боеприпасы.

https://youtube.com/watch?v=6oZ5SEWY4r8

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Последствия испытания

Основная политико-пропагандистская цель, которая ставилась перед этим испытанием, была полностью достигнута. Было наглядно продемонстрировано владение Советским Союзом неограниченным по мощности оружием массового поражения. Тротиловый эквивалент наиболее мощной термоядерной бомбы из числа испытанных к тому моменту в США был почти вчетверо меньше, чем у АН602, при этом АН602 была сброшена с самолёта-носителя, в отличие от американского громоздкого устройства, взорванного в ангаре.

Важным научным результатом стала экспериментальная проверка принципов расчёта и конструирования термоядерных зарядов многоступенчатого типа. Было экспериментально доказано, что максимальная мощность термоядерного заряда, в принципе, не ограничена ничем (стоит, однако, отметить, что ещё 30 октября 1949 года — за три года до испытания «Майк» — в Дополнении к официальному отчету Общего совещательного комитета Комиссии по атомной энергии США физики-ядерщики Энрико Ферми и Исидор Раби уже сделали вполне однозначный вывод, что термоядерное оружие имеет «неограниченность разрушительной силы»; стоимость увеличения мощности боеприпаса составляла — в ценах 1950 финансового года — 60 центов за одну килотонну тротилового эквивалента или около 10 долларов за ещё одну Хиросиму). Так, в испытанном экземпляре бомбы для поднятия мощности взрыва ещё на 50 мегатонн достаточно было выполнить третью ступень бомбы (являлась оболочкой второй ступени) не из свинца, а из урана-238, как и предполагалось штатно. Замена материала оболочки и понижение мощности взрыва были обусловлены только желанием сократить до приемлемого уровня количество , а не стремлением уменьшить вес бомбы, как иногда полагают. Впрочем, вес АН602 от этого действительно уменьшился, но незначительно — урановая оболочка должна была весить примерно 2800 кг, свинцовая же оболочка того же объёма — исходя из меньшей плотности свинца — около 1700 кг. Достигнутое при этом облегчение чуть более одной тонны слабо заметно при общей массе АН602 не менее 24 тонн (даже если брать самую скромную оценку) и не влияло на положение дел с её транспортировкой.

Впрочем, следует заметить, что «Царь-бомба» действительно была значительно облегчена сравнительно с первоначальным проектом, в котором её масса достигала 40 тонн, что было решительно отвергнуто А. Н. Туполевым — 40-тонную бомбу не смог бы поднять ни Ту-95 (максимальная бомбовая нагрузка выбранного в качестве носителя тяжёлого стратегического бомбардировщика Ту-95 — его вариант под «изделие В» получил обозначение , производственный индекс этой модификации Ту-95 был «заказ 242» — даже после модернизации ограничивалась 27 тоннами), ни любой другой советский самолёт того времени.

Нельзя также утверждать, что «взрыв стал одним из самых чистых в истории атмосферных ядерных испытаний» — первой ступенью бомбы был урановый заряд мощностью в 1,5 мегатонны, что само по себе обеспечило большое количество радиоактивных осадков. Тем не менее, можно считать, что АН602 действительно была относительно чистой — более 97 % мощности взрыва давала практически не создающая радиоактивного загрязнения реакция термоядерного синтеза.

Испытания

Вспышка взрыва Царь-бомбы

Гриб после взрыва

О предстоящих испытаниях 50-мегатонной бомбы объявил лично Хрущёв в своём докладе 17 октября 1961 года на XXII съезде КПСС.
До официального объявления в неформальной беседе он рассказал о бомбе одному из американских политиков, и эту информацию 8 сентября 1961 г. опубликовала «Нью-Йорк Таймс».

Испытания бомбы состоялись 30 октября 1961 года. Подготовленный Ту-95В № 5800302 с бомбой на борту вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю. Экипаж самолета-носителя составлял 9 человек:

  • ведущий летчик испытаний майор Дурновцев Андрей Егорович;
  • ведущий штурман испытаний майор Клещ Иван Никифорович;
  • второй летчик капитан Кондратенко Михаил Константинович;
  • штурман-оператор радиолокатора ст. лейтенант Бобиков Анатолий Сергеевич;
  • оператор радиолокатора капитан Прокопенко Александр Филиппович;
  • бортинженер капитан т/с Евтушенко Григорий Михайлович;
  • ст. стрелок-радист ст. лейтенант Машкин Михаил Петрович;
  • КОУ, стрелок-радист капитан Снетков Вячеслав Михайлович;
  • стрелок-радист ефрейтор с/с Болотов Василий Яковлевич.

В испытаниях участвовал также самолёт-лаборатория Ту-16А (серийный, оборудованный для наблюдения за испытаниями) бортовой номер №3709 с экипажем:

  • ведущий летчик испытаний подполковник Мартыненко Владимир Фёдорович;
  • второй летчик ст. лейтенант Муханов Владимир Иванович;
  • ведущий штурман майор Григорюк Семен Артёмьевич;
  • штурман-оператор радиолокатора майор Музланов Василий Тимофеевич;
  • стрелок-радист ст. сержант с/с Шумилов Михаил Емельянович.

В 2 часа 3 минуты после взлёта на высоте 11,5 км над уровнем цели бомба была сброшена с самолёта-носителя, после чего она опускалась на основном парашюте площадью 1600 м², общая масса парашютной системы, включавшей ещё пять вытяжных парашютов, срабатывавших тремя «каскадами», составляла 800 кг.

Подрыв бомбы был осуществлён барометрическим взрывателем через 189 секунд после сброса в 11 часов 33 минуты МСК (08:33 UTC) на высоте 4200 м над уровнем моря (4000 м над целью).

В других источниках указаны разные высоты взрыва, от 3700 м над целью (3900 м над уровнем моря) до 4500 м.

Самолёт-носитель к моменту взрыва оказался на расстоянии около 39 км, а самолёт-лаборатория — 53,5 км. Ударная волна догнала самолёт-носитель на удалении 115 км, действие ударной волны от взрыва ощущалось в виде вибрации и не повлияло на режим полёта самолёта. После посадки на фюзеляже были замечены несколько пятен от воздействия вспышки взрыва.

Самолёт-лаборатория к моменту прихода ударной волны был на расстоянии 205 км от места взрыва. Измеренная мощность взрыва (58,6 мегатонны) заметно превысила проектную (51,5 мегатонны). Есть сведения, что по первоначальным данным мощность взрыва АН602 была существенно завышена и оценивалась величинами до 75 мегатонн.

Царь-бомба

По документам самая мощная атомная бомба проходила по документам под кодовым названием АН602. Взрыв, мощностью 58,6 мегатонн, был произведён на архипелаге Новая Земля в 1961 году.

В основу реакции АН602 был положен принцип использования энергии реакции ядерного синтеза, и это был самый мощный взрыв водородной бомбы за всю историю испытаний.

Испытания имели поистине впечатляющие, но и в то же время, опасные результаты. После сильнейшего взрыва звуковая волна от «Царь-бомбы» распространилась на тысячи километров, обогнув Землю 3 раза, а сейсмические толчки ощущали жители всей планеты. Свет взрыва был виден за 1 000 километров.

Взрыв бомбы, которую после высказывания в ООН Никиты Хрущёва стали называть «Кузькина мать», разрушил на островах все постройки и не оставил ничего живого. Высота ядерного гриба от взрыва составляла около 95 километров. Ударная и сейсмическая волна 3 раза обогнули обогнули Землю.

Особенности осколочного снаряда

Подобный вид боеприпаса предназначен прежде всего для поражения живых целей. Он применяется в орудиях, калибры которых относятся к малым или средним. Осколочный снаряд может иметь готовый дополнительный поражающий элемент. В его качестве обычно используются кубики, шарики, иголки и другие предметы, причиняющие дополнительный ущерб противнику. Такой вид снарядов чаще всего применяется именно для уничтожения живой силы. Главным предъявляемым к подобным боеприпасам требованием является эффективность поражающей силы содержащихся в них осколков. Помимо их количества учитывается и дальность, на которую они могут разлететься при взрыве. Этот тип снаряда значительно проигрывает фугасному по коэффициенту наполнения и величине взрывного заряда.

Фугасный снаряд. Принцип действия

Основная область применения боеприпасов фугасного действия — это разрушение строений и сооружений, укрытий и убежищ для живой силы. В полевых и боевых условиях – это, как правило, окопы и блиндажи, кирпичные и деревянные сооружения и строения. Артиллерийские фугасные снаряды чаще всего используются в качестве огневого инженерно-технического средства, используемого артиллерийскими системами крупного калибра. При попадании снаряда в цель, в результате подрыва взрывчатки, возникает фугасное действие на предметы. Мощность воздействия боеприпаса на предметы определяется фугасностью заряда. Фугасность характеризует способность взрывчатки за короткий временной период создать определенное количество продуктов взрыва, способных оказать разрушающее действие.

Ударная волна

Фугасное действие

Следует учитывать, что фугасность заряда может быть различной. Мера фугасности каждого боеприпаса зависит от потенциала взрывчатого вещества (ВВ) и удельной энергией, выделяемой им в момент взрыва. Работоспособность у взрывчатых веществ, используемых для начинки боеприпасов, может быть различной. На силу и мощность взрыва оказывают влияние удельный объем и состав газообразных продуктов в результате детонации ВВ. Точно определить фактическую работоспособность того или иного взрывчатого вещества достаточно трудно, поэтому фугасность определенного заряда ВВ принято выражать в относительных единицах. Как правило, фугасное действие взрывчатки сравнивается с результатом действия определенного количества тротила. Полученный в результате взрыва удельный объем продуктов измеряется в тротиловом эквиваленте.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод. Могущество фугасного снаряда определяется количеством и типом взрывчатого вещества. Увеличение количества ВВ приводит к увеличению калибра боеприпаса. Более мощные взрывчатые вещества позволяют добиться необходимого поражающего эффекта, не увеличивая калибр снаряда. К примеру, для бронебойно-фугасных противотанковых снарядов главное — не калибр, а определенный поражающий эффект. За счет большой пробивной способности такие снаряды могут проникать глубоко в броню, после чего фугасный заряд приводит к ее дальнейшему разрушению.

Бронебойные снаряды

Малыш

Урановая бомба мощностью примерно 13-18 Кт, изготовленная в рамках Манхэттенского проекта. Это первая в мире атомная бомба, которую использовали в целях нападения – сбросили на город Хиросима в 1945 году. Размер устройства составлял 3 метра в длину, 0,71 метра – в толщину, а вес – 4 000 кг. Малыш был пушечной бомбой, такая технология работает безотказно, в отличие от имплозивной, а также довольно проста в изготовлении.

Внутри было помещено 64 кг чистого урана, добытого в США, Канаде и Конго, из них около 700 граммов непосредственно принимало участие в реакции. Взрыв не спровоцировал сильного загрязнения окружающей среды, потому что произошел в 600 метрах над поверхностью земли, к тому же, уран, не принимавший участие в реакции, не является объектом сильного радиационного излучения.

Многие страны мира уже отказались от самой идеи производства и хранения атомного оружия. Будем надеяться, что этот шаг пойдет на пользу планете, и в скором времени их примеру последуют и другие государства, ведь война – это страшно, но ядерная война – еще страшнее.

Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация

Авиационная бомба – это тип боеприпаса, который состоит из корпуса, стабилизатора, снаряжения и одного или нескольких взрывателей. Чаще всего корпус имеет овально-цилиндрическую форму с конической хвостовой частью. Корпуса осколочных, фугасных и осколочно-фугасных авиационных бомб (ОФАБ) изготовлены таким образом, чтобы при взрыве давать максимальное количество осколков. В донной и носовой частях корпуса обычно находятся специальные стаканы для установки взрывателей, некоторые виды бомб имеют и боковые взрыватели.

Взрывчатые вещества, которые используются в авиационных бомбах, весьма различны. Чаще всего это тротил или его сплавы с гексогеном, аммонийная селитра и др. В зажигательных боеприпасах боевая часть заполнена зажигательными составами или горючими жидкостями.

Для подвески на корпусе авиабомб имеются специальные ушки, исключения составляют боеприпасы малого калибра, которые размещаются в кассетах или связках.

Стабилизатор предназначен для обеспечения устойчивого полета боеприпаса, уверенного срабатывания взрывателя и более эффективного поражения цели. Стабилизаторы современных авиабомб могут иметь сложную конструкцию: коробчатую, перистую или цилиндрическую. Авиабомбы, которые применяются с малых высот, часто имеют зонтичные стабилизаторы, раскрывающиеся сразу после сброса. Их задача – замедлить полет боеприпаса, чтобы дать возможность летательному аппарату отойти на безопасное расстояние от точки взрыва.

Современные авиационные бомбы оснащаются разными типами взрывателей: ударного действия, неконтактные, дистанционные и др.

  • основные;
  • вспомогательные.

Основные авиационные бомбы предназначены для непосредственного поражения различных целей.

Вспомогательные способствуют решению той или иной боевой задачи или же они используются при подготовке войск. К ним относятся осветительные, дымовые, агитационные, сигнальные, ориентирно-морские, учебные и имитационные.

Основные авиационные бомбы можно разделить по типу поражающего воздействия, которое они наносят:

  1. Обычные. К ним относятся боеприпасы, начиненные обычным взрывчатыми или зажигательными веществами. Поражения целей происходит за счет взрывной волны, осколков, высокой температуры.
  2. Химические. К этой категории авиационных авиабомб относятся боеприпасы, начиненные химическими отравляющими веществами. Химические бомбы никогда масштабно не применялись.
  3. Бактериологические. Начинены биологическими возбудителями различных заболеваний или же их носителями и также никогда не использовались масштабно.
  4. Ядерные. Имеют ядерную или термоядерную боевую часть, поражение происходит за счет ударной волны, светового излучения, радиации, электромагнитной волны.

  • фугасными;
  • осколочно-фугасными;
  • осколочными;
  • фугасными проникающими (имеют толстый корпус);
  • бетонобойными;
  • бронебойными;
  • зажигательными;
  • фугасно-зажигательными;
  • отравляющими;
  • объемно-детонирующими;
  • осколочно-отравляющими.

Это список можно продолжить.

К основным характеристикам авиабомб относятся: калибр, показатели эффективности, коэффициент наполнения, характеристическое время и диапазон условий боевого применения.

Одной из главных характеристик любой авиабомбы является ее калибр. Это масса боеприпаса в килограммах. Довольно условно бомбы делятся на боеприпасы малого, среднего и крупного калибра. К какой именно группе относится та или иная авиабомба во многом зависит от ее типа. Так, например, стокилограммовая фугасная бомба относится к малому калибру, а ее осколочный или зажигательный аналог – к среднему.

Коэффициент наполнения – это отношение массы взрывчатого вещества бомбы к ее общему весу. У тонкостенных фугасных боеприпасов он выше (примерно 0,7), а у толстостенных – осколочных и бетонобойных бомб – ниже (примерно 0,1-0,2).

Характеристическое время – параметр, который связан с баллистическими свойствами бомбы. Это время ее падения при сбросе с летательного аппарата, летящего горизонтально со скоростью 40 м/с, с высоты 2 тыс. метров.

Ожидаемая эффективность также довольно условный параметр авиационных бомб. Он отличается для разных типов этих боеприпасов. Оценка может быть связана с размером воронки, количеством очагов пожаров, толщиной пробитой брони, площадью зоны поражения и др.

Диапазон условий боевого применения показывает характеристики, на которых возможно проведение бомбометания: максимальную и минимальную скорость, высоту.

Хиросима: хронология взрыва

Пол Тиббетс утром 6 августа 1945 года, перед взлетом Фото: Wikipedia

  • В 7:15 утра радары раннего предупреждения Японии зафиксировали приближение нескольких самолетов США, направлявшихся к югу страны.

  • Через 10 минут, в 7:25 утра в Японии была объявлена воздушная тревога. Остановлено радиовещание во многих городах, включая Хиросиму. Однако когда было установлено, что количество самолетов былонебольшим, – воздушная тревога была отменена. Небольшие группы бомбардировщиков США в целях экономии горючего и самолетов японцы не перехватывали. По радио стандартно сообщили, что стоит отправиться в бомбоубежища, если B-29 будут в самом деле замечены, и что ожидается не налет, а всего лишь какая-то разновидность разведки.

Макет бомбы «Малыш», сброшенной на Хиросиму Фото: Wikipedia

  • В 8:09 Тиббетс приступил к бомбардировке. Штурвал был передан его помощнику Томасу Ферби. Поскольку военные были убеждены, что радиация не повлияет на людей, то отклонили предложение ученых вместе с бомбой сбросить на Японию листовки, предупреждающие о последствиях заражения.

  • В 8:14 с высоты более 9 километров В-29 сбросил атомную бомбу Little Boy («Малыш») эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила на центр Хиросимы. Бомба летела над городом примерно 45 секунд

  • Множество часов, остановившихся в момент взрыва, зафиксировали момент произошедшей катастрофы – 8 часов 15 минут.

Жители Хиросимы после бомбардировки, 11 утра 6 августа 1945 года Фото: ООН / Twitter

  • Вес бомбы составлял 4,4 тонны, размер – 3 метра в длину, 71 см в диаметре. Для сравнения, по предварительным оценкам, сила взрыва в Бейруте составила примерно 10% мощности ядерной бомбы, сброшенной на Хиросиму.

  • В течение нескольких минут 90 % людей, находившихся на расстоянии 800 метров и меньше от эпицентра взрыва, погибли. Пролетавшие мимо птицы сгорали в воздухе, а сухие горючие материалы (например, бумага) воспламенялись на расстоянии до 2 км от эпицентра.

  • Около 9:30 по всему городу вспыхнули пожары, которые объединились в один большой огненный смерч. Создав сильный ветер и захватив свыше 11 квадратных километров города, смерч убил всех, кто не успел выбраться в течение первых нескольких минут после взрыва.

Хиросима после ядерного взрыва Фото: Wikipedia

История

1. Артиллерийская граната. 2. Бомба. 3. Картечная граната. XVII—XIX вв.

В период до Первой мировой войны включительно бомбами назывались тяжёлые разрывные (по современной терминологии — фугасные и осколочно-фугасные) артиллерийские снаряды, предназначенные для стрельбы из мортир всех калибров (но не мортирок!), тяжёлых гаубиц и тяжёлых пушек, а также морских бомбических орудий (впрочем, последние вышли из употребления ещё в XIX веке). Бомба для гладкоствольного орудия представляла собой пустотелое ядро, начинённое порохом, с деревянной дистанционной трубкой, также начинённой порохом и вставлявшееся в отверстие — «очко»; вокруг отверстия были две скобы («уши»), за которые бомбу поднимали особыми крючками при заряжении. Вставлялась в ствол дистанционной трубкой вниз и воспламенялась от пороховых газов. В Российской империи бомбой считался гаубичный и пушечный разрывной снаряд весом 1 пуд (для гладкоствольного орудия, стреляющего круглыми ядрами, это округлённо соответствует калибру 196 мм.) и более (снаряды весом от 1 артиллерийского фунта до пуда назвались гранатами, а менее одного артиллерийского фунта — пулями) а также, как уже говорилось, мортирный снаряд любого веса (в русской артиллерии применялись мортиры калибром 1/4 пуда (120 мм), 1/2 пуда (152 мм), 1 пуд (196 мм), 2 пуда (245 мм.), 3 пуда (273 мм) и 5 пудов (333 мм). Бомбы были изобретены французом Бернаром Рено д’Элиснгаре, по прозвищу «Маленький Рено», и впервые применены в войне Франции с алжирскими пиратами для бомбардировки города Алжир (28 октября г.). В России они были впервые использованы в 1696 году при взятии турецкой крепости Азов. Для переноски крупных бомб использовалось специальное приспособление наподобие коромысла, получившее название «бомбонос».

В начале XX в. бомбами или бомбочками в обиходе называли также ручные гранаты и винтовочные (ружейные) гранаты. При этом выражение «аэропланная бомба» первоначально означало, собственно, тяжелую ручную гранату, которую сбрасывали с аэропланов лётчики.
Кроме того, в первой половине XX в. в России/СССР и Германии бомбами назвали также надкалиберные боеприпасы к полевым бомбометам, а в России/СССР — иногда также и артиллерийские мины. Наконец, широко распространено применение термина «бомба» для обозначения самодельных взрывных устройств (как метательных, так и инженерных/закладываемых или применяемых в качестве мин-«сюрпризов»), использумемым партизанами и террористами — хотя правильнее назвать их ручными гранатами, минами и фугасами.

В начале XX веке бомбами назывались и некоторые разновидности резервуаров для хранения сжатого газа, в частности, для «веселящего газа» (закиси азота, применяемой для наркоза).

Радиоактивные остатки после взрыва водородной бомбы

При взрыве огненный шар содержит в себе множество очень маленьких радиоактивных частиц, которые задерживаются в атмосферном слое земли и надолго там остаются. При соприкосновении с землей этот огненный шар создает раскаленную пыль, состоящую из частиц распада. Сначала оседает крупная, а затем более легкая, которая при помощи ветра разносится на сотни километров. Эти частицы можно разглядеть невооруженным глазом, например, такую пыль можно заметить на снегу. Она приводит к летальному исходу, если кто-либо окажется поблизости. Самые мелкие частицы могут много лет находиться в атмосфере и так «путешествовать», несколько раз облетая всю планету. Их радиоактивное излучение станет более слабым к тому моменту, когда они выпадут в виде осадков.

Царь-бомба (58 мегатонн)

Царь-бомба (АН602) — самая мощная ядерная бомба в мире. В середине шестидесятых советские учёные-ядерщики во главе с академиком Курчатовым И.В. создали эту термоядерную бомбу. Заслуженно поставим её на первое место в нашем рейтинге. Советский Союз в кратчайшие сроки смог ликвидировать отставание от США в области ядерного оружия. Со временем СССР вырвался вперёд в этом сомнительном соревновании.

«Царь-бомбу» или «Кузькину мать» – именно так впоследствии называли устройство – испытали в 1961 году на полигоне, построенном на острове Новая Земля. Восьмиметровую бомбу сбросили с самолёта Ту-95М на высоте 10 км. Далее устройство опускалось на парашюте. Достигнув расчётной высоты 4000 метров, заряд активизировали. Мощность при измерении превысила 58 мегатонн. Это значительно превышало расчётную величину. Было получено научное доказательство факта, что термоядерную бомбу нельзя ничем ограничить в мощности.

Грибовидное облако достигло 67 км. Характерная для термоядерной бомбы двойная шапка, имела диаметр 95 км. Эффект от ядерного взрыва ощущался людьми на расстоянии 1000 км. Эхо долетело до острова Диксон, в 800 км от места испытаний.

Главным результатом испытаний является то, что они дали старт переговорам о всемирном запрещении ядерных испытаний. Договор об этом подписали более 100 стран.

Вооружения Общество

В заключение

Ядерное оружие стали создавать в начале двадцатого века, тогда же оно поступило на вооружение армии США. Немного позже разработки атомных взрывных устройств привели и к тому, что СССР не отставала в этом плане от Америки. Став важным элементом дипломатии обеих стран, атомное оружие повлекло за собой начало ядерной гонки в истории человечества.

Уже к середине двадцатого века количества, разработанного в США и СССР оружия вполне хватило бы для того, чтобы уничтожить всю планету Земля. Так появилось понятие «эффект сдерживания», который выступает в роли препятствия началу ядерной войны. В современном мире к странам, располагающим таким оружием, относятся:

  • США;
  • Россия;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Китай;
  • Индия;
  • Пакистан;
  • КНДР.

Вопрос о наличии атомных взрывных устройств у Израиля на сегодня остается открытым.

По своей мощи ядерному оружию нет равных. Ничто не способно так быстро стереть с лица Земли все живое. Была ли нужна его разработка, превысила ли полученная польза от изобретения и хранения его нанесенный вред от применения − вопросы, на которые у каждого человека найдется свой ответ. Однако, стоит помнить, что на сегодня ядерное оружие унесло бессчетное количество людских жизней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector