Машина времени — тексты песен
Содержание:
- Сюжет
- Вселенная может быть голограммой
- Первые представления путешествия во времени
- Разработана система компьютерного моделирования Вселенной
- История создания и состав
- Владельцы и пользователи машины времени Править
- Описание Править
- Возможно ли путешествовать назад в прошлое?
- По стопам Жюля Верна
- Дискография[править]
- Идея
Сюжет
Большинство ранних произведений Уэллса посвящены гениальному ученому, сумевшему добиться революционных открытий в той или иной области: «Машина времени», «Остров доктора Моро», «Человек-невидимка«. Кажется, что каждый из них является отражением той или иной черты самого писателя. Ведь Герберт Уэллс пришел в жанр научной фантастики не случайно: два ученых звания по биологии тому свидетельство. Не примерял ли автор на своих героях варианты развития собственной судьбы?
В «Машине времени» все крутится вокруг ученого, решившего переступить через порог четвертого измерения – времени. Для презентации данного события он созвал множество гостей, роль которых заключалась в том, чтобы стать очевидцами волнительного первооткрытия и засвидетельствовать его перед остальным населением планеты.
Герберта Уэллса часто хвалят за точность и детализацию описанных им научно-фантастических открытий, но, к сожалению, в «Машине времени» убедиться в этом удается только при чтении описания миров будущего. Читателя же чуть ли не в большей мере интересует строение аппарата, благодаря которому можно перемещаться из одной временной эпохи в другую. Прием ухода от конкретного описания аппарата потом повторился в «Человеке-невидимки» и обозвать его можно примерно как «Расскажу потом». Само собой по данной теме следует тишина.
Путешественник по Времени, как его именует рассказчик истории, отправляется в 802 701 год, чтобы собственными глазами увидеть, каким предстанет человечество после множества скачков развития; что собой будет представлять планета Земля и ее экосистема. Хотелось бы знать, почему Уэллс отправил героя именно в этот самый год, прослеживается ли какой символизм?
Не желая быть простым зрителем происходящих вокруг него событий, Путешественник отправляется изучать мир будущего. Любопытство первооткрывателя берет верх, хотя опасения по каким-либо причинам не вернуться обратно должно было останавливать его от безрассудных действий. Ученый знакомится с расой миловидных потомков человеческой расы – элоями, живущими в полной гармонии с окружающей природой. Их пища – плоды растений, их образ жизни – абсолютное безделье и пребывании в состоянии умиротворения, которое нарушается только с наступлением темного времени суток. Тогда на поверхность выходят другие обитатели планеты – морлоки. Это такие же потомки людей, но их среда обитания – мрачное подземелье, выбраться откуда они могут лишь с наступлением ночи. Морлоки работают на обеспечение жизни элоев, а элои, складывалось впечатление, просто наслаждаются жизнью.
До возвращения в свое время Путешественнику по Времени придется в полной мере сопоставить два образа жизни, две существующие цивилизации потомков человеческой расы. Полное погружение в каждый из миров, сопровождающееся целой чередой приключений и даже обретением привязанности к одной из обитательниц мира будущего, окончится нестерпимым желанием откинуть в сторону свое любопытство первооткрывателя и вернуться поскорее в столь привычное и спокойное ему время, в общество себеподобных.
При этом Путешественник так и не смог предоставить доказательств своего прибывания в будущем, поэтому собравшиеся в его доме гости никоим образом не подтверждают достижения. Это безусловно задевает ученого, поэтому для подтверждения собственной правоты он отправляется в новое путешествия, из которого больше не вернется.
Элои
Вселенная может быть голограммой
Идея о том, что Вселенная может быть гигантской голограммой — двухмерной реальностью, которая только кажется трехмерной, — уже давно витала в научном сообществе. Не так давно команда австрийских исследователей сделала математические расчеты, чтобы доказать, что такой сценарий не настолько неправдоподобен, как кажется. Результаты расчетов были опубликованы в журнале Physical Review Letters.
Technische Universität Wien
Гипотеза о том, что наша вселенная — трехмерная проекция на плоской поверхности в космическом пространстве, — восходит к голографическому принципу. Согласно концепции, изложенной в 1990-х гг. физиками Герардом ’т Хоофтом и Леонардом Сасскиндом, вся информация, необходимая для полного описания области космоса, может быть закодирована в двух измерениях.
Чтобы доказать такое смелое предположение, требуется, чтобы существовало явление, чья физика описывалась бы и квантовой теории поля, и в теории квантовой гравитации плоского пространства, а соответствующие расчеты были верны.
В ходе недавнего исследования ученые подсчитали натуральные показатели энтропии квантовой запутанности — зацепления между молекулами (процесса связывания частиц и их воздействия друг на друга) в квантовой системе — и обнаружили, что значение энтропии запутанности было одним и тем же и в квантовой гравитации плоского пространства, и в двумерной квантовой теории поля.
Это значит, что голографический принцип применим к нашей Вселенной, которая, следовательно, теоретически может быть гигантской голограммой. Что, конечно, не значит, что она ею является — просто теперь исключить такое положение дел стало сложнее.
Первые представления путешествия во времени
После того, как научное сообщество отошло от шока, оно начало активно использовать наработки Эйнштейна в своих исследованиях. Первыми заинтересовались астрономы и астрофизики, ведь теория относительности работала для окружающей нас Вселенной, что несомненно поможет ответить на ряд вопросов, которые ранее считались риторическими. В то же время выяснилось, что научные труды немецкого физика допускают возможность существования машины времени, даже нескольких ее видов.
Уже в 1916 году появились первые научные труды о путешествиях во времени с теоретическим обоснованием. Первым об этом заявил ученый-физик из Австрии, которого звали Людвиг Фламм, которому на тот момент было всего 30 лет. Он вдохновился идеями Эйнштейна и пытался решить его уравнения. Внезапно Фламма осенило, что при искривлении пространства и материи в окружающей нас Вселенной могут возникать своеобразные тоннели, сквозь которые можно проходить не только в рамках пространства, но также и времени.
Эйнштейн тепло принял теорию молодого ученого, и согласился, что она отвечает всем условиям теории относительности. Спустя почти 15 лет ему удалось развить рассуждения Фламма, и он вместе со своим коллегой Натаном Розеном смогли соединить между собой две черных дыры Шварцшильда с помощью пространственно-временного тоннеля, который расширялся на входе, постепенно сужаясь к своей середине. В теории, сквозь такой тоннель можно путешествовать в пространственно-временном континууме. Физики назвали такой тоннель мостом Эйнштейна-Розена.
Людям не из научного мира мосты Эйнштейна-Розена известны под более простым названием «червоточины», которое придумал в середине 20 века ученый из Принстона Джон Уилер. Также распространено название «кротовые норы». Такое выражение быстро распространилось среди сторонников современной теоретической физики и очень точно отражало дыры в пространстве. Проход сквозь «червоточину» позволил бы человеку покрывать огромные расстояния за гораздо более короткие промежутки времени, нежели путешествие по прямой. С их помощью можно было бы даже отправиться на край Вселенной.
Идея «кротовых нор» настолько вдохновила писателей-фантастов, что большинство научной фантастики начиная с середины 20 века рассказывает нам о далеком будущем человечества, где люди освоили весь космос и с легкостью путешествуют от звезды к звезде, встречая новые инопланетные расы и вступая с некоторыми из них в кровопролитные войны.
Впрочем, физики не разделяют оптимизма писателей. По их заявлению, путешествие сквозь червоточину может стать последним, что увидит человек. Как только он попадет за горизонт событий, его жизнь остановится навсегда.
В своей книге «Физика невозможного» знаменитый ученый и популяризатор науки Митио Каку цитирует своего коллегу Ричарда Готта:
«Не думаю, что вопрос в том, может ли человек, находясь в черной дыре, попасть в прошлое, вопрос в том, сможет ли он выбраться оттуда, чтобы похвастаться».
Но не стоит отчаиваться. На самом деле физики все же оставили лазейку для романтиков, мечтающих путешествовать сквозь пространство и время. Чтобы выжить в червоточине, нужно лишь лететь быстрее скорости света. Дело в том, что по законам современной физики это просто невозможно. Таким образом, мост Эйнштейна-Розена в рамках сегодняшней науки является непроходимым.
Разработана система компьютерного моделирования Вселенной
Группа британских и нидерландских астрономов разработала систему компьютерного моделирования Вселенной. Благодаря этому ученые смогут изучить развитие галактик и понять, каким образом расширяется Вселенная.
Maria Starovoytova | Shutterstock.com
Система под названием EAGLE (Evolution and Assembly of GaLaxies and their Environments — Эволюция и фомирование галактик и окружающих областей) предназначена для создания компьютерных моделей галактик, масса, размер и возраст которых сходны с галактиками, наблюдаемыми в реальной Вселенной. Об этом сообщает «РИА Новости». Статья, описывающая результаты работы ученых, будет опубликована в январе 2015 года в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.
Напомним, что недавно специалисты НАСА обнародовали снимки слияния галактик NGC 2207 и IC 2163, полученные при помощи оборудования американской рентгеновской обсерватории «Чандра». Сливающиеся галактики расположены в созвездии Большого Пса на расстоянии в 130 миллионов световых лет от Земли. За последние 15 лет в них были зафиксированы три взрыва сверхновых.
Кроме того, космическое научное сообщество встревожено открытием необычной спиральной галактики, содержащей огромные потоки элементарных частиц, которые устремляются наружу почти со скоростью света.
Общая оценка материала: 4.8
История создания и состав
На рубеже 1960-1970 годов ХХ столетия на территории СССР набирали популярность юношеские и студенческие группы, подражавшие в своем творчестве, как правило, британским «The Beatles» и другим легендарным музыкантам. Следуя такой тенденции, в 1968 году в Москве учащиеся школы №19 с углубленным изучением английского языка создали группу, в состав которой вошли четверо старшеклассников: Андрей Макаревич, Михаил Яшин, Лариса Кашперко и Нина Баранова. Девушки пели, а парни аккомпанировали им на гитарах.
Группа «Машина времени»
Репертуар молодых людей, свободно владевших английским языком, состоял из зарубежных знаменитых песен, с которыми они выступали в столичных школах и молодежных клубах под названием «The Kids».
Однажды в школе, где учились ребята, проходило выступление ВИА из Ленинграда «Атланты». Группа имела в своем распоряжении качественное высококлассное оборудование и бас-гитару, бывшую тогда в диковинку. В перерыве у «Атлантов» Андрей Макаревич с товарищами исполнили несколько собственных музыкальных произведений.
Андрей Макаревич в молодости
В 1969 году был организован изначальный состав «Машины времени», куда вошли Андрей Макаревич, Юрий Борзов, Игорь Мазаев, Павел Рубин, Александр Иванов и Сергей Кавагоэ. Автором названиягруппы, звучавшего тогда «Time Machines», стал Юрий Иванович Борзов, а Сергей стал инициатором создания исключительно мужского коллектива – так бессменным вокалистом оказался Андрей Макаревич.
По мнению ребят, появление в составе «Time Machines» Кавагоэ помогло им добиться успеха. У Сергея, родители которого жили в Японии, имелись настоящие электрогитары, считавшиеся дефицитными в те времена в Советском Союзе, и даже небольшой усилитель. Так звучание песен «TimeMachines» выгодно отличалось от других музыкальных групп.
Сергей Кавагоэ
В мужском коллективе стали возникать конфликты, связанные с выбором репертуара: Сергей и Юрий желали играть «Битлов», но Макаревич настаивал на выборе композиций менее знаменитых авторов. Свою позицию Андрей аргументировал тем, что спеть лучше «Ливерпульской четверки» у них все равно не выйдет, и «Time Machines» будут иметь «бледный вид».
В результате возникшего спора коллектив раскололся: Борзов, Кавагоэ и Мазаев вышли из «Time Machines» и начали работу под названием «Дюрапонские паровики», но успеха не добились, в связи с чем вернулись в «Time Machines».
Ранний состав группы «Машина времени»
После выпуска дебютного альбома гитаристы Павел Рубин и Александр Иванов покинули группу. К тому времени ребята окончили среднее образование и всерьез задумались уже не о музыке, а о получении высшего образования. Юрий и Андрей поступили в архитектурный институт в Москве, где познакомились с Алексеем Романовым (сейчас выступает в рок-группе «Воскресение») и Александром Кутиковым.
Последний вскоре заменил призванного в вооруженные силы Мазаева в составе «Time Machines», а Борзов ушел в группу Алексея Романова. Ударником стал сценарист и писатель Максим Капитановский, который через год также ушел служить в вооруженные силы СССР.
Александр Кутиков
Тогда же Сергей Кавагоэ начал готовиться к вступительным экзаменам в МГУ, из-за чего регулярно пропускал репетиции и отменял выступления, а Макаревич и Кутиков трудились в группе «Лучшие годы». Воссоединившись в 1973 году, ребята изменили название на более привычное слуху советских людей – «Машина времени», а спустя год Алексей Романов стал вокалистом совместно с Макаревичем.
Евгений Маргулис
Тогда же Кутиков ушел из коллектива, на замену ему пришел Евгений Маргулис, игравший на бас-гитаре. Спустя 5 лет после конфликта, связанного с общей концепцией, состав «Машины времени» опять поменялся: вокалистом остался Макаревич, а аккомпанировали ему Александр Кутиков, Валерий Ефремов и Пётр Подгородецкий. В 1999 году Подгородецкий из-за проблем с наркотиками и нарушений дисциплины был уволен, а заменил его Андрей Державин.
Владельцы и пользователи машины времени Править
- Доктор Фауст и Елена Прекрасная (Легенда о докторе Фаусте)
- Калимерос (Предки Калимероса)
- Гиппогриф (Предки Калимероса)
- Аргонавты времени (одноименный рассказ Г. Уэллса)
- Патруль Времени (одноименная повесть Пола Андерсона)
- Некоторые персонажи серии повестей Кира Булычёва об Алисе Селезнёвой
- Док и Марти (трилогия фильмов «Назад в будущее»)
- Скрудж МакДак и Магика де Гипноз (Утиные Истории)
- Доктор Кто и его спутники (Доктор Кто)
- Леонард (Теория Большого Взрыва)
- Финес, Ферб, Кэндис, Изабелла и герлскауты (Финес и Ферб)
- Главные герои сериала «Чернобыль. Зона отчуждения»
- Иоанн Васильевич IV и Иван Васильевич Бунша (Иван Васильевич меняет профессию)
- Блэндин Блендин (Гравити Фолз)
- Диппер и Мэйбл Пайнсы (Гравити Фолз)
- Дитя Времени (Гравити Фолз)
- Антипарадоксальный патруль (Гравити Фолз)
- Стивен Юнивёрс (Вселенная Стивена)
- Кроликс (Банникс) (Miraculous: Tales of Ladybug & Cat Noir)
Описание Править
В науке Править
Машиной времени в физике часто называют пространство-время с замкнутыми непространственноподобными кривыми (то есть пространство-время, в котором наблюдатель в принципе может встретиться сам с собой).
В 1948 году Курт Гёдель нашёл решение для составленных Эйнштейном уравнений гравитационного поля, описывающих вращающуюся Вселенную. Путешествуя в пространстве такой Вселенной, космонавт может достичь своего прошлого. В такой Вселенной свет (и, соответственно, причинно-следственная связь между объектами) будет вовлечён во вращательное движение, что позволит материальным объектам описывать траектории, замкнутые не только в пространстве, но и во времени. Решение Геделя отложили в сторону как чисто математическое построение — в конце концов, нет свидетельств того, что вся наша Вселенная вращается. Тем не менее полученный Геделем результат показал, что теория относительности не исключает перемещения назад во времени.
В фанатстике Править
Описание внешнего вида и принципа действия машины времени у писателей и создателей фантастических фильмов весьма разнообразно.
- В новелле Гаспара и Римбау машина описывалась как некий огромный железный ящик наподобие цилиндрической барокамеры для воздушной терапии, внутри которого находились комфортные жилые помещения путешественников, при этом машина могла относительно свободно перемещаться в пространстве.
- Один из первых «изобретателей» машины времени Герберт Уэллс не вдавался в подробности конструкции устройства. Принцип действия его машины основан на движении вдоль оси времени, как вдоль одного из любых других трёх измерений, и «единственное различие между Временем и любым из трех пространственных измерений заключается в том, что наше сознание движется по нему». При этом путешествующий переносится в другое время сам вместе с некоторой окрестностью (порядка нескольких метров) вокруг машины времени.
- В фантастической повести «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких машина времени имеет форму велосипеда.
- В трилогии «Назад в будущее» — автомобиль.
- В романе Айзека Азимова «Конец Вечности» герои путешествуют в специальных капсулах, отдалённо напоминающих лифт, в колодцах времени, заполненных темпоральным полем.
- В фантастической повести Кира Булычева «Сто лет тому вперёд» путешественник во времени должен встать к специальному пульту для переброски.
- В английском телесериале «Доктор Кто» машина времени «TARDIS» представляет собой космический корабль замаскированный под телефонную будку (если точнее, полицейскую будку), причём внутри она намного больше, чем кажется снаружи. То есть эта машина также может оперировать и геометрическими характеристиками пространства.
Возможно ли путешествовать назад в прошлое?
Но в описанной нами машине времени, которая может когда-нибудь стать реальностью, путешествие в будущее идет в реальном времени. То есть если вы сядете в космический корабль сегодня и разгонитесь до скорости света, время ваших часов и часов людей на Земле будет идти в реальности. Единственным различием будет то, что ваши часы во время путешествия замедлятся.
В результате космический корабль, представляющий машину времени, по сути, перебрасывает вас в будущее в реальном времени, но никак не в обратном. То есть на таком космическом корабле вы не сможете отправиться в прошлое. Но возможно ли хотя бы теоретически путешествовать во времени в прошлое?
Некоторые ученые считают (не все, например, Хокинг доказывал, что путешествовать в прошлое невозможно), что путешествие в прошлое также возможно. Но для этого нужно найти место, где можно обойти законы физики.
Самое интересное, что такие места во Вселенной могут быть.
Например, чисто теоретически путешествие в прошлое возможно через червоточину (кротовая норма в пространстве-времени), через которую можно попасть в прошлое.
Проблема в другом – найти в космосе подобное место, где существует кротовая нора, соединяющая разлом в пространстве-времени. К сожалению, в большинстве случае такие норы исчезают через наносекунды после своего появления.
Между тем согласно теории относительности Эйнштейна подобные кротовые норы реальны. Дело в том, что такие червоточины могут образовываться в качестве туннелей, пересекающих через изогнутое пространство-время. Теоретические через такие норы можно послать луч света в определенную точку пространства. Соответственно, теоретически луч света можно отправить в прошлое.
Фантастика? Нисколько. Посмотрите на небо в ночное время и вы увидите свет тысяч звезд, который дошел до ваших глаз только сегодня, несмотря на то что многие звезды перестали существовать еще миллиарды лет назад. Все дело в том, что эти звезды находятся на огромном от нас расстоянии, а также, учитывая, что наша Вселенная постоянно расширяется, получается, что свет многих звезд пришел к нам из прошлого.
Таким образом, как видите, теоретически отправить в будущее кого-то намного реальней, чем в прошлое. Поэтому в будущем, скорее всего, ученые в первую очередь будут готовы отправить кого-либо в будущее, а не в прошлое. К сожалению, в ближайшей перспективе это не произойдет. Ведь человечеству для этого будет необходимо еще придумать супертопливо, способное разогнать корабль до околосветной скорости.
Тем не менее, как видите, путешествие в будущее реально и возможно. Но для этого нужно огромное финансирование. По мнению многих ученых, если бы сегодня многие государства объединились и профинансировали проект по созданию космического корабля, способного двигаться со скоростью света, то уже через 20 лет подобный корабль стал бы реальностью.
Ну, а пока, чтобы насладиться эффектом машины времени, нам остается только пересматривать известные киноленты о путешествиях во времени, а также перечитывать различные популярные фантастические книги.
Причем многие фильмы реально показывают, как может выглядеть космическое путешествие во времени. Например, посмотрите старый оригинальный фильм «Планета обезьян», где космонавты думали, что попали на другую планету, похожую на Землю, которой вместо людей управляют обезьяны.
По стопам Жюля Верна
Деревня Воронцово, обозначенная далеко не на всех картах и даже невидимая для спутникового навигатора, укрылась в настоящей сельской глубинке. Это, однако, не мешает ее жителю Алексею Расулову заниматься исследованиями глобального масштаба.
Дома у курского ученого-самоучки на полках аккуратно расставлены тома энциклопедий, справочников и монографий по физике, механике и проблемам исследования Вселенной.
Если других воронцовцев больше интересуют огород и хозяйство, то у Расуловых в повседневном обиходе непонятные многим «адронные коллайдеры», «кванты», «дейтерии» и «черные дыры». Насколько проекты Алексея научно обоснованы и реальны для воплощения в жизнь, судить сложно, но мы откликнулись на приглашение приехать к нему в гости, чтобы воочию увидеть место, где обсуждаются возможности холодного ядерного синтеза и разрабатывается машина времени.
Родился Алексей в семье инженеров, что и определило выбор специальности. Отучился на инженера-электрика сначала в Курском железнодорожном техникуме, а затем в «политехе» (ныне – ЮЗГУ). Уже тогда ум пытливого студента бередила теория холодного ядерного синтеза, предполагающая осуществление атомной реакции без нагревания вещества.
Расулов с детства любил много читать, хорошо учился, а физика была одним из любимых предметов в школе. 10 лет назад став инвалидом, он полностью посвятил себя исследованиям, юношеские увлечения переросли в нечто большее. Но корни всего, без сомнения, оттуда.
Алексей, разумеется, не столь наивен, чтобы опираться лишь на художественную литературу. Не одну неделю провел в областной научной библиотеке им. Н. Н. Асеева, с упорством изучая все имеющиеся по интересующей его тематике труды. Особый упор делал на работы Мигеля Алькубьерре, Курта Геделя, Джона Ричарда Готта и нобелевского лауреата по физике Виталия Гинзбурга.
Дискография[править]
Большинство записей Машины до конца 1970-х не сохранилось. Первые же более-менее профессионально сделанные были скорее концертными бутлегами, из которых особенно выделяются записанный в 1978 году «День рождения» и «Маленький Принц», записанный в 1980 году.
Официально изданная студийная дискография включает в себя следующие альбомы:
- 1986 — В добрый час (сборник песен 1979—1985 годов)
- 1987 — Реки и мосты
- 1989 — В круге света
- 1991 — Медленная хорошая музыка
- 1993 — Внештатный командиръ Зѣмли. Блюзы Эль-Мокамбо
- 1996 — Картонные крылья любви
- 1997 — Отрываясь
- 1999 — Часы и знаки
- 2001 — Место, где свет
- 2004 — Машинально
- 2007 — Time Machine
- 2009 — Машины не парковать (и параллельно ему — трибьют группе «Машинопись»)
- 2016 — ВЫ
Идея
Классическая антиутопия Уэллса описывает нам не яркое и позитивное будущее человечества. Наоборот. После непродолжительного представления мира покоя и безмятежности автор обрушивает на читателя жестокую реальность, в которой есть все – безразличие друг к другу, бессмысленность существования, кровь, убийства и каннибализм. Война двух рас: союзник одной – свет, другой – тьма.
Таким видит Герберт Уэллс конечную стадию развития общества потребления, где есть элитный класс и класс работяг. Первые из них рано или поздно забудут, что такое труд и будут безмятежно коротать свои дни от рождения до самой смерти. А последние настолько позабудут все прелести жизни, что больше не смогут ни на чем сконцентрироваться, кроме как на работе. Причем на работе не на себя, а на противоборствующую расу. Но элои – это не небожители, они скот, за которым ухаживают и который откармливают, чтобы безжалостно отловить и сожрать в ночи.
Морлоки
«Машина времени» – отражение социалистических взглядов Герберта Уэллса, весьма специфических. Ему одинаково не импонировали непродуктивная элита и темный рабочий класс. Он не видел в них тяги к позитивному будущему. Сложившееся в его время общество негативно относилось к созидательным идеям и мыслям: безыдейный капитал и каторжный труд не могут быть двигателями прогресса. Иначе общество на планете так и превратится в жирующих от бессмысленности своего существования элит и в дремучий необразованный рабочий класс, для которого свет стал главным врагом. Надеюсь, не нужно объяснять, что свет не стоит воспринимать исключительно в буквальном смысле.