Поколения реактивных истребителей
Содержание:
- Оценка проекта
- База для цифровизации
- Поколения истребителей
- «ЛОКХИД-БОИНГ F-22 РАПТОР» — самолет-невидимка XXI века
- Неэксклюзивная «пятерка»
- 3 поколение (E34), 1987–1996
- 2 поколение (E28), 1981–1988
- МиГ-23
- Японский самолёт
- 6 поколение (F10), 2010–2017
- Shenyang J-8
- История серии
- Американские самолёты
- F-4E Phantom
Оценка проекта
Несмотря на отсутствие полной информации по конструкции и характеристикам J-20, первую оценку самолета можно сделать уже сегодня.
Первое впечатление, которое складывается после внимательного взгляда на J-20, что этот самолет будто бы собран из разных частей существующих и перспективных машин пятого поколения: российского МиГ 1.44 и американских F-22 и F-35.
Аэродинамическая схема машины — это практически полное повторение нереализованного МиГ 1.44, да и размеры самолетов во многом сходны. Однако есть и существенные отличия. Микояновская машина имела большее по площади крыло, что снижало удельную нагрузку на него и увеличивало маневренность советского истребителя. Передняя часть китайского истребителя явно копирует американский F-22, а форма воздухозаборников — F-35. В итоге получился такой себе «летающий Франкенштейн», слепленный из технических решений, принадлежащих разным конструкторским школам, машинам и поколениям.
Сразу следует отметить, что схема с передним расположением оперения — это не слишком хорошее решение для «стелс»-самолетов, а подфюзеляжные гребни (как на МиГ 1.44) – настоящий подарок для любой РЛС противника.
Есть вопросы и к аэродинамике J-20. ПГО самолета находится довольно далеко от высоко расположенного крыла, что, вероятно, сделано, чтобы увеличить размеры отсека для размещения вооружения. Это еще более уменьшает маневренность машины. Вызывают вопросы у экспертов и недостаточный размер воздухозаборников, что не позволит J-20 достичь значительной скорости на больших высотах.
Однако даже не это главная проблема J-20. Непонятно, сумели ли китайцы создать РЛС с активной фазированной решеткой достойного уровня. Несколько лет назад КНР сотрудничала с Россией в этом направлении, однако позже работы были свернуты. Естественно, что России невыгодно делиться с КНР своими наработками в этой области. Следует еще раз отметить, что установка подобного радара – одна из основных особенностей истребителя пятого поколения.
Еще больше вопросов по поводу двигателя новой машины. Вызывает большие сомнения, что Китай смог наконец-то создать двигатель нового поколения WS-15, который и планируется устанавливать на серийный истребитель. Несколько лет подряд китайцы россыпью покупали лопатки и диски турбин, трубы и покрывные диски для двигателя АЛ-31Ф, причем в количествах явно превышающих ремонтные нужды. Вероятно, на основе этих элементов, а также ранее полученных российских двигателей в Поднебесной пытались построить новую силовую установку. Сейчас на истребителе J-20 стоят российские АЛ-31ФН, но вероятность того, что Россия продаст Китаю более мощные и современные двигатели практически нулевая.
Вероятно, на J-20 китайцы пытаются обкатать новые технологии и вплотную приблизиться к созданию машин нового уровня. Несмотря на очевидные недостатки этого самолета, следует признать, что Китай сделал большой шаг в правильном направлении. Руководство страны не жалеет ресурсов, исследования ведутся сразу по многим направлениям. Китай уже довольно давно не закупает тяжелое наземное вооружение для нужд своей армии, очень может быть, что скоро КНР сможет полностью обеспечивать потребности своих ВВС самолетами самого высокого уровня. А может и начнет поставлять их в другие страны. В любом случае, темпы, с которыми развивается авиационная промышленность Китая, действительно впечатляют.
База для цифровизации
Директор по направлению «Информационная инфраструктура» АНО «Цифровая экономика» Роман Яковлев пояснил «Известиям», что сокращение бюджета фактически может означать обнуление финансирования запланированных на 2020-й работ по высвобождению частот для 5G. Это означает полную остановку развертывания сетей связи пятого поколения в России в этом году.
С ним согласен генеральный директор «Спектрум Менеджмент» Игорь Гурьянов. Он констатировал, что под секвестр попали мероприятия в интересах операторов мобильной связи.
— В сложившейся экономической ситуации именно сети 5G смогут стать драйвером роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики, при этом аспект их радиочастотного обеспечения — один из основополагающих. С учетом использования наиболее востребованных для 5G полос радиочастот и, прежде всего, полосы 3,4–3,8 ГГц средствами различного назначения, сокращение финансирования конверсионных мероприятий значительно отодвигает срок внедрения сетей пятого поколения в этой полосе, — предупреждает Игорь Гурьянов.
Конверсия радиочастотного спектра для 5G может начаться только после определения диапазона, в котором она будет проходить, сказал «Известиям» один из участников рабочей группы. Пока окончательной ясности с этим вопросом нет, поэтому и финансирование под высвобождение ресурса в этом году не потребуется.
интернет
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Агарышев
Ранее «Известия» писали, что Минкомсвязь согласилась c доводами операторов и предложила зафиксировать диапазон 3,4–3,8 ГГц как основной для развертывания 5G. В Минобороны при этом напоминали, что эти частоты заняты стратегически важными системами связи, в том числе и космическими. Поэтому ведомство предлагало компаниям заниматься развитием сетей в более высоких диапазонах. Позже сообщалось, что Совет безопасности снова отклонил просьбу сотовых операторов выделить им частоты в 3,4–3,8 ГГц.
Источник «Известий» в одной из компаний — операторов связи, считает передачу вещателям части средств, которые должны были пойти на проект 5G, нецелесообразной для развития цифровой экономики. Свою позицию собеседник «Известий» объясняет миграцией ТВ-аудитории в сети передачи данных.
Понимая нынешнюю ситуацию и важность перераспределения финансирования, «Цифровая экономика» ранее направляла Минкомсвязи предложения по секвестру — их поддержало бизнес-сообщество, сказали «Известиям» в АНО. При этом организация предлагала сохранить необходимые средства, в частности на создание опытных зон для развертывания 5G и разработку частотно-территориального плана цифрового телевещания РФ
Игорь Гурьянов допускает, что при отсутствии опорного диапазона операторы развернут сети 5G в миллиметровом или используют уже существующий у них частотный ресурс, применяемый для других поколений связи. Однако эти запуски будут носить косметический эффект и не обеспечат ускорение цифровой трансформации экономики, предупредил он.
Поколения истребителей
Первое поколение истребителей: Дозвуковые реактивные истребители – американские F-86 «Сейбр», советские МиГ-15, МиГ-17. Вооружение – пушки и авиабомбы. Середина 40-х, начало 50-х г.г. 20 века.
Знаменитый МиГ-15: лучший представитель «первого поколения истребителей»
Второе поколение истребителей: Сверхзвуковые истребители, такие как МиГ-19, МиГ-21. У этих боевых самолетов уже появилось ракетное вооружение, они до сих пор состоят на вооружение некоторых стран. Их время – 50-е, середина 60-х.
МиГ-21, истребитель второго поколения. Самолет рекордсмен — из 12 тысяч машин этого типа некоторые до сих пор стоят на вооружении в развивающихся странах
Третье поколение истребителей: Американские F-4 «Фантом», советские МиГ-23 и МиГ-27 – яркие представители военных самолетов третьего поколения. Оснащенные мощными радарами, крылом изменяемой стреловидности, они были почти в два раза тяжелее, и в то же время быстрее своих предшественников. Конец 60-х, середина 70-х.
МиГ-27 уже не встретить в воздушных войсках России, но в Индии это до сих пор основной боевой самолет
Четвертое поколение истребителей: Фактически «наше время» — знаменитые МиГ-29, Су-27, F-15 – все это боевые самолеты 4-го поколения. Каждый из них уже не может рассматриваться как единичный «самолет», наподобие истребителей Второй Мировой Войны, скорее здесь подойдет словосочетание «комплекс фронтовой авиации». Способные вести бой сразу с десятком целей, вооруженные высокоточным оружием, они состоят на вооружении большинства профессиональных армий современного мира.
Су-27 — летающая легенда. Видя его в воздухе, невозможно поверить, что эта машина весит почти 40 тонн!
В настоящее время на вооружении России и других крупных стран, уделяющих много внимания своим вооруженным силам, состоят так называемые истребители «поколения 4,5» — те же машины, но прошедшие модернизации, значительно повышающие их боевой потенциал и спектр решаемых задач. К ним относятся, например, МиГ-29СМТ, Су-35 и др.
Пятое поколение истребителей: как не парадоксально это звучит, но не смотря на наличие как минимум двух «летающих» представителей боевых самолетов пятого поколения (российский Т-50 и американский F-35), истребители пятого поколения сейчас существуют в основном в виде проектов.
Основные требования, предъявляемые к ним таковы:
- Сверхманевренность
- Повышенная скрытность самолёта по сравнению с предшественниками, как в радиолокационном, так и в инфракрасном диапазонах.
- Универсальность в решении боевых задач – истребитель должен одинаково хорош при борьбе с воздушными, подводными и наземными целями.
- Автоматическая многодатчиковая система обнаружения целей, управление огнем и анализа тактической информации.
- Автоматизация управления бортовыми информационными системами и системами установки помех.
- Долговременный полет на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа.
- Способность вести бой с противником приближающимся с любого направления, в том числе, многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя с несколькими целями.
- Возможность практически мгновенного изменения угловой ориентации и траектории движения самолёта, иными словами, разворота «на месте», без потери скорости.
Су-35 — истребитель поколения «4,5»
Как видно из требований, боевая машина («перспективный комплекс фронтовой авиации») обладающая всеми вышеописанными качествами, способна в одиночку повлиять на успех военных кампаний. Её боевая ценность должна, при этом, компенсировать относительную немногочисленность таких истребителей, ведь по примерным подсчетам, стоимость того же Т-50 зашкаливает за 100 000 000 долларов (стоимость Су-27 примерно 30 000 000 долларов), а его «побратим» F-35 обходится дороже вдвое. При всем желании, даже богатейшие державы не смогут обеспечить себя сотнями истребителей пятого поколения.
«ЛОКХИД-БОИНГ F-22 РАПТОР» — самолет-невидимка XXI века
Многоцелевой истребитель (США)
Для быстрого достижения сверхзвуковой скорости «Раптор» использует форсаж
«Локхид/Боинг F-22 Раптор» — единственный в мире истребитель пятого поколения, находящийся в серийном производстве. Исследования по такой машине — малозаметной для вражеских локаторов, имеющей сверхзвуковую крейсерскую скорость, способной создавать радиолокационные помехи и бороться с ними, обладающей автоматическими системами ведения огня и управления, — в СССР и США начались одновременно в 1981 году. В СССР тогда никто не помышлял о грядущей перестройке и о том, что работы не будут доведены до конца.
В 1982 году облик американского истребителя стал приобретать конкретные очертания. Первоначально предполагалось, что машина будет наносить удары не только по воздушным, но и по наземным целям. Однако в 1983 году это требование сняли
Появившиеся к тому времени советские истребители Су-27 и МиГ-29 заставили переключить все внимание на борьбу с ними. Вместо обеспечения многофункциональности была поставлена задача достижения высокой маневренности в ближнем бою
В памяти еще оставались свежи уроки Вьетнама.
F-22 после посадки движется по рулежной дорожке к месту стоянки
В 1985 году ВВС США объявили конкурс на создание такой машины. Примерно через год появились сообщения о выходе в финал двух участников: компании «Локхид» совместно с корпорацией «Боинг» и предприятия «Нор-троп» с концерном «Макдоннел-Дуглас». Оба получили контракты на постройку опытных самолетов: YF/A-22 и YF-23. Выбрать американскую машину XXI века предстояло именно из них. Первый самолет напоминал истребитель F-15. Второй имел ромбовидное крыло и специально расположенные двигательные сопла, выводившие выхлопные газы так, чтобы снизить заметность машины. У обоих претендентов была интегральная компоновка, напоминавшая о Су-27.
В 1990 году машины поднялись в воздух. Победил маневренный YF/A-22. Это качество перевесило более высокую скорость и меньшую заметность YF-23. В следующем году началось проектирование серийной машины F/A-22. Она имела очевидное преимущество перед создаваемыми в то же время общеевропейским «Еврофайтером» и французским «Рафалем» за счет способности идти на сверхзвуковой скорости в течение нескольких минут и малой радиолокационной заметности. По оценкам специалистов, с F/A-22 мог сравниться только советский Су-27М. Однако этот самолет не обладал радиолокационной малозаметностью.
Весной 1997 года, вопреки усилиям американского конгресса, который возражал против создания сверхдорогой машины, ставшей, по мнению многих, ненужной после распада СССР, было объявлено о дате первого полета — 29 мая. Самолет получил имя «Раптор» (Raptor), что значит «орел-могильщик». Однако дебютный полет все время откладывался. «Раптор» впервые поднялся в воздух 21 сентября 1997 года. Конструкция истребителя выполнена целиком по стелс-технологии (от англ. stealth — тайный, скрытный).
При пилотировании F-22, обладающего сверхвысокими скоростными, высотными и маневренными характеристиками, у летчиков часто появлялась гипоксия, поэтому в 2008 году были введены
Малоотражающие формы машины, радиопоглощающие материалы и покрытия — все подчинено задаче снижения заметности самолета. На кабину пилота нанесено специальное напыление, создающее помехи радиолокационным системам противника. Собственная радиолокационная система способна обнаруживать и вести до 20 целей одновременно, перехватывая их на расстоянии до 18 км. Помимо разнообразного арсенала тактических ракет большой и средней дальности «Раптор» имеет встроенную пушку, предназначенную для ближнего боя. На декабрь 2011 года было выпущено 187 таких машин, не считая опытных образцов.
Поделиться ссылкой
Неэксклюзивная «пятерка»
F-35 Lightning II компании Lockheed Martin заявлен как более массовая и дешевая альтернатива F-22. Уже скоро разные модификации «Молнии» встанут на вооружение американских морпехов, затем ВВС и, наконец, флота. На первый взгляд, эту новую программу 5-го поколения ждет гораздо более счастливая судьба.
F/A-18 Hornet Американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик, разработанный в 1970-х годах. На сегодня является основным боевым самолетом ВМС США. В 1995 году в воздух поднялся первый F/A-18E/F Super Hornet — самолет, представляющий собой глубокую и самую новую модификацию F/A-18.
С того момента, когда 15 декабря 2006 года в Форт-Уорт (штат Техас) состоялся первый полет прототипа AA-1, программа раскручивалась полным ходом. К маю 2013 года было изготовлено 59 машин (по другим данным — 64), и к этому моменту F-35 налетали 7265 часов в 4697 полетах. Шесть F-35А (вариант для взлета с обычных аэродромов) и два F-35B (версия с коротким разбегом и вертикальным взлетом) размещены на базе ВВС Edwards в Калифорнии, там же находятся еще четыре предсерийных экземпляра с индексом А. Пять F-35B и четыре F-35C CV (вариант для взлета с палубы авианосца с помощью катапульты и посадки с помощью аэрофинишера) приютила авиационная станция американских ВМС Patuxent River — здесь идут испытания, связанные с палубным размещением машины. С осени 2012 года в Аризоне, на авиастанции Yuma, в составе 121-й ударной истребительной эскадрильи Корпуса морской пехоты испытываются четыре F-35B, а четыре F-35A приданы 422-й испытательной эскадрилье ВВС на базе Неллис в Неваде. Самая большая компания новых истребителей с индексами A и B обосновалась на флоридской базе Eglin, где специалисты 33-го истребительного авиакрыла на 23 машинах заняты подготовкой экипажей и технических специалистов. Еще несколько экземпляров F-35 ожидают поставки в войска в ангарах корпорации Lockheed Martin.
Оружие
Точечный старт: может ли реактивный истребитель взлететь с места
Согласно недавним заявлениям Пентагона, F-35 поступят на вооружение Корпуса морской пехоты в 2015 году, в 2016-м самолет примут в свои ряды ВВС, и лишь к 2019 году машина пойдет на флот. Такой разрыв в датах объясняется тем, что «начальную операционную способность» для постановки на вооружение F-35 приобрел с программным обеспечением версии Block 2B, а военные моряки решили подождать окончания разработки ПО с индексом Block 3F, которое должно сделать машину более надежной и функциональной.
3 поколение (E34), 1987–1996
Седан третьего поколения, выпуск которого начался на заводе в немецком Дингольфинге в 1987 году, стал совершенно новой машиной — более комфортной, динамичной, безопасной, оснащенной современными для тех лет опциями. В 1991 году в модельном ряду появился универсал, а также полноприводная версия BMW 525iX.
Помимо четырехцилиндровых и шестицилиндровых бензиновых моторов 1.8, 2.0, 2.5, 3.0 и 3.5 мощностью 113–211 сил, «пятерка» получила новые V-образные «восьмерки» объемом 3,0 и 4,0 литра, развивающие 218 и 286 л. с. соответственно. Были в гамме и модификации с турбодизелями 2.4 и 2.5 (115–143 л. с.)
Всего до 1996 года было выпущено 1,32 миллиона седанов и универсалов пятой серии.
Универсал BMW пятой серии третьего поколения (E34), 1992–1996
Интерьер автомобиля BMW пятой серии третьего поколения
2 поколение (E28), 1981–1988
Второе поколение автомобиля было развитием предыдущей версии, ни внешне, ни по конструкции машина не сильно отличалась от предшественника. Единственным четырехцилиндровым мотором был 1,8-литровый агрегат мощностью 90–105 л. с. на базовой версии BMW 518. Остальные двигатели — рядные инжекторные «шестерки» объемом 2,0, 2,5, 2,7 и 2,8 литра, развивающие 120–184 л. с. Кроме того, в модельном ряду появилась версия с шестицилиндровым дизелем 2.4 (84 л. с. в атмосферном варианте и 115 л. с. в турбированном).
В 1985 году дебютировала модификация BMW M535i (она же BMW 535i на некоторых рынках) с мотором 3.4 мощностью 185–218 л. с., обвесом кузова, спортивными сиденьями и рулем. Тогда же начался выпуск «заряженного» седана BMW M5.
Производство «пятерки» с заводским индексом E28 продолжалось до 1987 года. Всего было выпущено 722 тысяч машин.
Седан BMW пятой серии второго поколения (E28), 1981–1987
МиГ-23
МиГ-23. Фото: U.S. Department of Defense
МиГ-23, который получил в НАТО обозначение «Бичеватель», был создан в противовес американскому F-4. Мощный двигатель, который можно сравнить с силовыми установками самолетов следующего поколения, обеспечил истребителю превосходное ускорение и высокую скороподъемность. В результате МиГ-23 превзошел «Фантома», ведь при схожей полезной нагрузке он имеет большую скорость и способен подниматься выше, чем F-4. К моменту ввода в эксплуатацию в 1970 году это был лучший истребитель в мире. Он отлично дополнил еще более грозный, но в то же время и более дорогой МиГ-25.
В чем секрет точности «кремлевской винтовки»
В ходе ирано-иракской войны иракские МиГ-23 столкнулись с большим количеством противостоявших им иранских F-4. Иранские пилоты были подготовлены лучше, что позволило им компенсировать недостатки своих самолетов в боях с «Бичевателями». Еще хуже для МиГ-23 дело обстояло в воздушных боях против иранских F-14 Tomcat.
МиГ-23 был отличным истребителем, однако позднее принятие на вооружение вкупе с высокими требованиями к техническому обслуживанию затрудняло его эксплуатацию. Другой серьезной проблемой была ограниченная видимость из кабины пилота.
Между тем МиГ-23 до сих пор используются в некоторых странах. По имеющимся данным, северокорейские самолеты были модернизированы, чтобы участвовать в воздушных боях с более современными истребителями. «Бичеватели» также играют ключевую роль в ВВС Сирии и Ливии.
Вполне возможно, что в случае более раннего ввода в эксплуатацию, который позволил бы МиГ-23 получить боевой опыт во Вьетнаме, а также в ходе Шестидневной войны и войны Судного дня, он смог бы потеснить «Фантом», ставший самым массовым самолетом третьего поколения.
Японский самолёт
X-2 (ATD-X) Shinshin в первом полёте
В Японии в 2004 году было принято решение о создании собственного истребителя пятого поколения X-2 (ATD-X) Shinshin, построенного с применением технологии малозаметности. В 2006 году этот проект получил статус перспективной разработки, которая по завершении может быть принята на вооружение. Разработкой Shinshin занимается японская компания Mitsubishi.
Как ожидается, в Shinshin будет использовано несколько технологий малозаметности, включая рассеивающую геометрическую форму, радиопоглощающие материалы и широкое применение композитов. В перспективном истребителе будет реализована технология оптико-волоконной системы дистанционного управления с многократным дублированием каналов обмена данными. Такое решение позволит сохранить управление самолётом в случае повреждения одной из подсистем, а также в условиях радиоэлектронного подавления. В середине 2000-х годов сообщалось, что в ATD-X планируется реализовать технологию самовосстановления управления полётом (SRFCC, Self Repairing Flight Control Capability). Это означает, что бортовой компьютер истребителя будет автоматически определять полученные повреждения и перенастраивать работу системы управления полётом за счёт включения в цепь резервных исправных подсистем. Кроме того, предполагается, что компьютер также будет определять степень повреждения различных элементов конструкции самолёта — элероны, рули высоты, рули направления, поверхность крыльев — и корректировать работу оставшихся целых элементов, чтобы практически полностью восстановить управляемость истребителем.
В апреле 2010 года правительство Японии объявило тендер на поставку реактивных двигателей для прототипов ATD-X Shinshin. Согласно требованиям, реактивные двигатели должны обладать тягой в 44-89 килоньютонов в бесфорсажном режиме. Силовые установки планируется доработать для установки на них системы всеракурсного управления вектором тяги, который планируется реализовать не при помощи подвижного сопла, а при помощи трёх широких пластин. Такая технология была впервые реализована в США в 1990 году на самолёте Rockwell X-31. Импортные двигатели будут использованы только для испытания прототипов, а серийные истребители получат двигатели XF5-1 разработки японской компании Ishikawajima-Harima Heavy Industries.
8 марта 2011 года генерал-лейтенант Хидеюки Есиоки, руководитель отдела развития перспективных систем ВВС самообороны министерства обороны Японии, заявил, что испытания первого прототипа ATD-X запланированы на 2014 год. По оценке западных экспертов, в случае, если Япония не откажется от реализации программы Shinshin, новый самолёт сможет поступить в войска в 2018—2020 году.
Правительство Японии официально объявило 20 декабря 2011 года, что в качестве нового основного боевого самолёта своих ВВС выбрало истребитель пятого поколения F-35. Такое решение принято на состоявшемся в Токио заседании Совета национальной безопасности под председательством премьер-министра страны Есихико Ноды. В бюджет на 2012 финансовый год заложены предварительные расходы на закупку первых четырёх F-35. Всего Япония намерена приобрести не менее сорока таких самолётов. В дальнейшем речь может идти и о более крупной партии, поскольку Токио придется постепенно полностью заменять на новые машины все 200 имеющихся у Японии F-15.
6 поколение (F10), 2010–2017
Обзор ХарактеристикиФото
Шестое поколение «пятёрки» с заводским индексом F10 выпускалось с 2010 до 2017 года. В модельном ряду были версии с кузовами седан и универсал, также на базе этой модели был создан хэтчбек Gran Turismo, а в Китае, Мексике и странах Ближнего Востока продавался ещё и длиннобазный седан.
BMW пятой серии выпускали в Германии, Индии, Китае, Мексике, а машины для российского рынка делали на заводе «Автотор» в Калининграде.
На автомобили устанавливались рядные четырёхцилиндровые и шестицилиндровые моторы, двигатели V8, а также турбодизели. В 2011 году на конвейер встала гибридная версия модели, а самая мощная «пятёрка» традиционно называлась BMW M5. Коробки передач — механическая шестиступенчатая или автоматическая восьмиступенчатая, привод мог быть задним или полным.
Shenyang J-8
Shenyang J-8. Фото: U.S. Department of Defense
Истребитель Shenyang J-8 был принят на вооружение в 1980 году и стал первым китайским боевым самолетом третьего поколения. В то время в стране не было развитой авиационной промышленности, а основной ударной силой китайских ВВС были копии советских истребителей прошлых поколений, такие как J-7 (МиГ-21), J-6 (МиГ-19) и J-5 (МиГ-17). Приобрести новые советские машины, как и договориться об их производстве по лицензии, Китай не мог — сказывалось охлаждение отношений между странами, начавшееся задолго до этого. Поэтому китайцы окольными путями приобрели в Египте МиГ-23, после чего воспользовались методом реверс-инжиниринга.
Украинская оборонная промышленность представила очередную «новинку»
Многие технологии, примененные при создании МиГ-23, оказались слишком сложны, поэтому от ряда новшеств пришлось отказаться. Было решено сосредоточиться на создании самолета, предназначенного для перехвата целей на максимально удаленном расстоянии за горизонтом видимости. Полученный в первые годы эксплуатации опыт позволил значительно доработать J-8. В результате машина получила возможность бороться как со своими советскими и американскими аналогами, так и с самолетами четвертого поколения. Большая грузоподъемность, высокая максимальная скорость (выше, чем у F-22 и Су-35) и скороподъемность, а также эффективные ракеты «воздух-воздух» превратили J-8 в один из лучших истребителей третьего поколения.
Одним из ключевых преимуществ китайского самолета стала непрекращающаяся модернизация. В то время как МиГ-23 и F-4 уже отправили на пенсию, Китай продолжал модифицировать J-8. Серьезное обновление оборонной промышленности КНР, начавшееся в 1990-х, позволило создать к началу XXI века J-8F — продвинутый перехватчик, который по своим характеристикам опережает первые самолеты четвертого поколения, такие как, к примеру, F-16A. Самолет получил новые турбореактивные двигатели и обновленные воздухозаборники, современную РЛС, новую систему управления огнем, «стеклянную кабину». Последние варианты J-8 способны нести современные управляемые ракеты «воздух-воздух» PL-12, которые превосходят по дальности американские AIM-120B, являющиеся основным вооружением F-16C и F-18C. На сегодняшний день J-8 остается машиной третьего поколения лишь формально — на деле же ему впору стоять в одном ряду с самолетами четвертого поколения.
История серии
Сегодня на повестке дня у нас сравнение процессоров Intel Core i5 разных поколений. Здесь хотелось бы затронуть такие насущные темы как техпроцесс, сокет, теплопакет и наличие припоя под крышкой. А если будет настроение, то еще и лбами между собой столкнем особо интересные камни. Итак, поехали.
Начать хочется с того, что рассматриваться будут исключительно настольные процессоры, а не варианты для ноутбука. Сравнение мобильных чипов будет, но в другой раз.
Таблица периодичности выхода выглядит следующим образом:
Поколение | Год выпуска | Архитектура | Серия | Сокет | Количество ядер/потоков | Кэш 3‑го уровня |
1 | 2009 (2010) | Hehalem (Westmere) | i5-7xx (i5-6xx) | LGA 1156 | 4/4 (2/4) | 8 МБ (4 МБ) |
2 | 2011 | Sandy Bridge | i5-2xxx | LGA 1155 | 4/4 | 6 МБ |
3 | 2012 | Ivy Bridge | i5-3xxx | LGA 1155 | 4/4 | 6 МБ |
4 | 2013 | Haswell | i5-4xxx | LGA 1150 | 4/4 | 6 МБ |
5 | 2015 | Broadwell | i5-5xxx | LGA 1150 | 4/4 | 4 МБ |
6 | 2015 | Skylake | i5-6xxx | LGA 1151 | 4/4 | 6 МБ |
7 | 2017 | Kaby Lake | i5-7xxx | LGA 1151
LGA 2066 |
4/4 | 6 МБ |
8 | 2018 | Coffee Lake | i5-8xxx | LGA 1151 v2 | 6/6 | 9 МБ |
Американские самолёты
F-22 Raptor в полёте
F-35 на взлёте
В 1980-е годы ВВС США объявили конкурс на создание самолёта ATF (Advanced Tactical Fighter), призванного заменить F-15. На первом этапе были отобраны фирмы Локхид и Нортроп, которые построили по два экземпляра предложенных ими самолётов — Локхид YF-22 и Нортроп YF-23. При этом один экземпляр каждой машины был оснащён двигателями Дженерал Электрик YF120, а другой — Пратт-Уитни YF119. Оба самолёта впервые поднялись в воздух в 1990 году. По итогам испытаний ВВС США в апреле 1991 года объявили о победе в конкурсе YF-22 с двигателями Пратт-Уитни.
Поставки серийных машин начались в 2003 году. Первая эскадрилья F-22 вступила в строй 15 декабря 2005 года.
Кроме F-22, в США по программе JSF разработан и принят на вооружение с 2015 года более лёгкий однодвигательный истребитель F-35 «Лайтнинг» II в трёх вариантах — обычный, с вертикальным взлётом и с укороченным взлётом и посадкой — для ВМС США.
F-4E Phantom
F-4E. Фото: MSgt. Sutherland, USAF
Произведенный в большем количестве, чем любой другой истребитель третьего поколения (5195 штук за все время), F-4E Phantom все еще остается на вооружении в ряде стран, в числе которых Япония, Турция, Иран и Южная Корея. Как и в случае с более поздним F-15, эти машины поставлялись только самым близким союзникам Соединенных Штатов. «Фантом» был принят на вооружение задолго до того, как были разработаны другие истребители третьего поколения, способные с ним тягаться. Самолет стал надежной «рабочей лошадкой» для ВВС США.
Видео: Бомбардировщики Ту-160 впервые приземлились у границ США
Истребители из первых партий часто становились добычей вьетнамских МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21. Дело в том, что самолеты советского производства были маневреннее и были вооружены пушками, в то время как американские F-4 целиком и полностью полагались на не самые надежные ракеты, которые были предназначены главным образом для уничтожения бомбардировщиков.
Однако полученный во Вьетнаме опыт был использован при создании более поздних модификаций «Фантома». Одним из лучших вариантов стал истребитель F-4E — именно он до сих пор стоит на вооружении в ряде стран. Основным преимуществом F-4 стало то, что он опередил свое время — его конкурент МиГ-23 начал серийно производиться лишь в 1970 году. Советский самолет был оснащен более мощным двигателем и передовой РЛС, он превосходил американца по скорости разворота и скороподъемности. Однако F-4 был проще, его содержание и обслуживание стоило дешевле.