Самый опасный и длинный туннель в россии. зачем и как его строили

Конструкция тоннеля

Лердальский тоннель достигает 9 метров в ширину и от 5 до 7,5 метров в высоту. В течение 5 лет, пока велось строительство, рабочие израсходовали 2,5 млн. тонн взрывчатки и вывезли миллионы кубометров скальной породы. Стабильность тоннеля обеспечивается арматурно-бетонной конструкцией и множеством каменных болтов.

Въезд в норвежский тоннель внутри скалы (фото с Google.картинки)

На пересечение всего тоннеля требуется всего 20 минут. Вдоль всего тоннеля предусмотрено 15 «карманов» для разворота. Дорога сквозь скалу не прямая, а постоянно изгибается. При этом прямой обзор для водителя всегда не меньше 1 км. В течение суток через тоннель проходит более 1000 автомобилей.

Проектированием и разработкой данного проекта занималась группа архитекторов компании SINTEF. Специалисты попытались сделать дорогу максимально безопасность и одновременно разнообразить серые стены скалы.

В течение всей поездки водителям необходимо постоянно контролировать ситуацию на дороге, а однообразие этому абсолютно не способствует. Поэтому было принято решение организовать красочное освещение, которое меняется через определенные промежутки. Иногда водитель ощущает рельеф дороги, но его не плохое качество дорожного покрытия, а попытка взбодрить человека, управляющего транспортным средством. Данные методы значительно снижают аварийность в тоннеле.

Место для остановки в Лердальском тоннеле (фото с Google. картинки)

Передвигаясь по тоннелю, можно заметить несколько секций, которые разделены участками для разъезда или остановки крупногабаритного транспорта. Расстояние между этими разъездами составляет 6 км и они вполне пригодны для кратковременного отдыха. В основном вдоль дороги «дневное» освещение, а в местах расширения – свет создает иллюзию неба перед рассветом.

Категории тоннелей в мире

Сооружения, являющиеся одними из самых протяженных тоннелей мира, можно разделить на несколько категорий.

Под водой:

  1. Евротоннель, соединяющий Францию и Великобританию под проливом Ла-Манш, имеет самый длинный подводный сегмент, равный 39 км.
  2. Сейкан, Япония. По тоннелю с острова Хонсю прямо под Сангарским проливом японцы перемещаются на остров Хоккайдо. Его подводный участок равен 23,3 км.
  3. Тоннель Аквалайн в Японии, соединяющий города Кавасаки и Кисарадзу, состоит из моста длиной 4,4 км и туннеля под водой, протянувшегося на 9,6 км.

Под землей:

  1. Метрополитен Гуначжоу, Линия 3. Длина подземного сооружения составляет 60,4 км.
  2. Пекинский Метрополитен, линия 10. Протяженность самой длинной линии метро столицы Китая – 57,1 км.
  3. Сеульский метрополитен: линия 5. В столице Южной Кореи восток с западом соединяет ветка метро, занимающая 47,6 км.

По предназначению:

Предназначение

Название

Место нахождения

Характеристика

Автомобильные Лердальский автотоннель Горы Норвегии Длина подземного сооружения — 24,5 км. Тоннель открыт в 2000 году, он является средством сообщения между двумя муниципалитетами – Лердалом и Эурланном.
Чжуннаньшаньский тоннель Китай Длина равна 18 км и 40 м. Автотоннель находится на большой высоте, и связывает между собой города Сиань и Жашуй.
Готардский автотоннель Швейцария Протяженность тоннеля – 16,9 км. Он открыт в 1980 году, на данный момент в нем действует всего одна ветка.
Железнодорожные Готардский базисный тоннель. Альпы, Швейцария Длина 57,1 км.
Тоннель Сейкан Япония Общая длина – 53,85 км
€тоннель между Великобританией и Францией, под проливом Длина 50 450 м.

Планирование строительства Северомуйского тоннеля

Открытие тоннеля стало знаменательным событием, его протяженность составляет 15 км 343 м. Путь стал знаменит благодаря уникальному расположению в северной части Бурятии. Неподалёку находится северный берег Байкала, окружённый вечной мерзлотой и плотными горными хребтами. При строительстве особую сложность добавляли внутренности горы, которые оказались непредсказуемыми и периодически доставляли значительные неприятности. Инженерам приходилось на ходу придумывать, как обходить все новые и новые препятствия, работ подобной сложности в мире не существует.

Первым сюрпризом оказался радиоактивный газ Радон, источник которого обнаружили в недрах. Из-за высокой его концентрации, превышающей показатели нормы в 15 раз, работы приходилось вести в специальных защитных костюмах.

Второй проблемой стала структура породы, оказавшаяся максимально неоднородной. Горные хребты оказались насквозь испещренными трещинами. Они имели различную толщину, глубину и направление. Многочисленные пробы и исследования хребта не давали 100% картины, которая была необходима инженерам для продолжения безопасного строительства. Пришлось прибегнуть к нестандартным способам изучения объекта. С помощью съёмок со спутника выяснилось, что некоторые разломы просто огромные – их длина более 1 км – плюс, в недрах обнаружились горные водопады. Перемешанные с камнями и грязью водяные потоки мощно врывались из горной породы.

Предусмотреть все таящиеся там опасности было невозможно

Техника, которую использовали при строительстве

Через строительство тоннеля прошло несколько поколений людей и техники. Проходку начала в 1977 году техника, работавшая еще на строительстве Московского метро в конце 1930-х. Ее быстро сменила более современная техника, в том числе импортная. Но не все задачи ей оказались под силу, даже сами производители не были уверены в ней. Глава американской компании “Роббинс”, предоставившей 25-тонный проходческий комбайн, был подготовлен к работе. Прибыв на место и взглянув на горный кряж, он советовал не бурить здесь и поискать другое место. Но наши мастера справились. Многое довелось делать по-старинке, в том числе отбойными молотками – единственным инструментом, который никогда не отказывал. 

Проведен огромный объем работ и, наперекор всем сомнениям, итог оказался замечательным. Был построен сложный тоннель со всех точек зрения, что позволило запустить в работу Байкало-Амурскую магистраль, обеспечивающую важнейшую стратегическую связь с Дальневосточным регионом.

Железнодорожный тоннель Сейкан

Этот тоннель, расположенный в Японии и соединяющий острова Хонсю и Хоккайдо, в наше время является самым длинным в мире – по своей протяженности он равняется 53900 метрам. Даже сложно представить, сколько потребуется времени, чтобы совершить пешее путешествие от начала и до конца тоннеля Сейкан. Причем наидлиннейшим он считается не только среди железнодорожных, но и среди подводных тоннелей. Свою работу самый длинный в мире тоннель начал в 1988 году. На его строительство было потрачено примерно 3600000000 долларов.

В наше время этот тоннель используется по назначению не столь часто, как это было ранее. Причиной тому большая популярность авиалиний, которые к тому же еще и позволяют людям экономить время и денежные средства. Но можно уверенно сказать, что строительство данного сооружения привело к тому, что Япония и по настоящее время является сильной и единой страной. Стоит отметить, что Сейкан является в мире самым длинным до тех пор, пока в эксплуатацию не будет запущен Готардский тоннель, строительство которого идет в Швейцарии.

Первые тоннели в истории

Первым тоннелем в истории, существование которого подтверждено раскопками, считается подземный переход в Древнем Вавилоне. Тоннель длиной 929 метров соединял дворец царя и храм Мардука и проходил под руслом Евфрата.

По сведениям античных источников, для постройки тоннеля вавилоняне с помощью дамбы отвели воды реки в сторону. Затем они вырыли открытым способом траншею глубиной 3,7 метра и шириной 4,6. Траншея была перекрыта многослойной кирпичной кладкой и гидроизолирована асфальтом, которого, как и других нефтепродуктов, на территории Вавилона (современный Ирак) было в достатке. Получился тоннель, по которому могли передвигаться не только пешеходы, но и повозки.

Отцом современной технологии строительства тоннелей нужно считать Марка Брюннеля. Талантливый француз, большую часть жизни проработавший в Англии, после наблюдений за прогрызающим дерево корабельным червём, изобрёл проходческий щит. С помощью щита в первой половине 19-го века был проложен тоннель под Темзой высотой 6 метров и шириной 11, использующийся и поныне. Проходческий щит Брюннеля позволял оперативно крепить своды тоннеля сразу после его проходки. Сходная технология используется при строительстве большинства тоннелей и поныне.

Прокладка тоннелей по новейшим технологиям

Параллельно главному тоннелю, на расстоянии примерно 20 м, стали бурить разведочный тоннель, представляющий собой штольню меньшего сечения. Если у главного тоннеля площадь сечения 68 м, то у штольни – всего 18. Она должна была также выполнять транспортно-дренажную функцию. Основная проходка шла с двух сторон хребта, навстречу друг другу. Также до линии будущего тоннеля были пробурены 4 вертикальных шахты с вершины хребта, каждая глубиной несколько сот метров. Из тех 4 шахт тоже шла проходка в обе стороны. Эти меры позволили продвигаться множественными короткими участками, что увеличивало безопасность, но требовало высочайшей точности расчетов, чтобы соединить все участки в единую нитку тоннеля. Это прекрасно получилось, отклонение от запланированной оси в итоге составило всего 5 мм на всей протяженности тоннеля.

Там, где били разломы, сделали штольни с камерами для бетона. Стены почти на всей протяженности тоннеля сделали 3-4-слойными. Получился тоннель, вмонтированный в своеобразную многослойную трубу, каждый слой которой подвижен по отношению к остальным:

  • 1 — армированный бетон;
  • 2 — тюбинговый, похожий на металлические соты, как в метро;
  • 3 — железобетон;
  • 4 — металлоизоляция.

Эта гигантская и прочная конструкция теперь надежно защищает тоннель от всех внешних воздействий. На особо опасных участках с рыхлыми породами была применена технология дополнительной заливки вокруг тоннеля раствором из жидкого стекла и бетона с особыми добавками для получения очень жесткого каркаса, предохраняющего от обвала.

Конструкция

Тоннель проложен в скале высотой 1600 метров. В ширину он достигает 9 метров, в высоту — 5–7,5 метров. За 5 лет строительства было использовано более 2,5 млн килограммов взрывчатки и вывезено более 2,5 млн кубометров горной породы. Своды надежно укреплены с помощью 200 тысяч каменных болтов длиной до 2,5–5 метров и 45 тысяч кубометров армированного торкрет бетона.

От въезда до выезда автомобиль доезжает в среднем за 20 минут. При желании можно поехать обратно: для разворотов предусмотрено 15 поворотных пунктов. Несмотря на наличие изгибов, расстояние для прямого обзора из любой точки составляет не менее 1 километра. За день через тоннель проезжает около 1000 единиц транспорта. В самые напряженные часы трафик составлял до 400 машин в час.

Проект Лердальского тоннеля был разработан совместно с исследовательской компанией SINTEF (the Industrial and Technological Research Association). Специалисты стремились обеспечить максимальную безопасность движения и при этом сделать протяженный участок дороги менее монотонным.

natali-lebedushka

Во время 20-минутной поездки водители должны находиться в «тонусе», чему способствуют плавные изгибы после небольших прямых отрезков и меняющиеся цвета подсветки. На некоторых участках между полосами проложена рельефная разметка, при наезде на которую водитель ощущает легкую встряску и слышит шум колес. Эти методы призваны снизить аварийность из-за ослабления концентрации.

Тоннель условно разделен на 4 равных секции с помощью 3 участков для остановок и разъезда крупногабаритного транспорта, которые расположены через каждые 6 километров. В этих зонах обустроены широкие скальные карманы, где можно припарковаться и выйти из машины. На основных отрезках пути используется «дневная» белая подсветка, а на расширенных участках — синяя и желтая, имитирующая краски рассветного неба.

Вентиляция

В тоннеле используется уникальная система продольной вентиляции. Очистительная станция с электростатическими и угольными фильтрами расположена через 10 километров от въезда (со стороны Эурланда), а шахта для отвода воздуха — через 18 километров. На станции осуществляется многоступенчатая очистка от твердых частиц, диоксида азота, несгоревших остатков топлива и других загрязнителей. Система включается автоматически, когда концентрация примесей превышает установленную норму.

Лердальский тоннель сделан в скале высотой 1600 метров,  Øyvind Nondal

Безопасность

На сводах тоннеля закреплены светодиодные дорожные знаки «стоп», «поворот» и «выход», которые загораются в случае аварийной ситуации. С двух сторон установлены огнетушители (через 125 метров) и телефоны с маркировкой SOS (через 250 метров) для вызова полиции, пожарных и скорой. При необходимости можно воспользоваться мобильным телефоном, поскольку в тоннеле есть антенны сотовой связи.

Для разъезда автобусов и грузовиков предусмотрены 15 поворотных точек, при въезде на которые загораются знаки «поворот» и «выход». В случае поломки водитель сможет остановиться в одном из специальных карманов, обустроенных через каждые 500 метров. За соблюдением скоростного режима «следят» камеры видеонаблюдения, установленные внутри тоннеля и на въездах.

Сведения об обеспечении безопасности персональных данных

9.1. Оператор назначает ответственного за организацию обработки персональных данных для выполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

9.2. Оператор применяет комплекс правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных для обеспечения конфиденциальности персональных данных и их защиты от неправомерных действий:

9.2.1  обеспечивает неограниченный доступ к Политике, копия которой размещена на сайте Оператора по адресу https://undergroundexpert.info;

9.2.2  во исполнение Политики утверждает и приводит в действие внутренние локальные акты;

9.2.3  производит ознакомление работников с положениями законодательства о персональных данных, а также с Политикой и внутренними локальными актами;

9.2.4 осуществляет допуск работников к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе Оператора, а также к их материальным носителям только для выполнения трудовых обязанностей;

9.2.5 устанавливает правила доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе Оператора, а также обеспечивает регистрацию и учёт всех действий с ними;

9.2.6 производит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения ФЗ «О персональных данных»;

9.2.7 производит определение угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационной системе Оператора;

9.2.8 применяет организационные и технические меры и использует средства защиты информации, необходимые для достижения установленного уровня защищенности персональных данных;

9.2.9 осуществляет обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принимает меры по реагированию, включая восстановление персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;

9.2.10    осуществляет внутренний контроль соответствия обработки персональных данных ФЗ «О персональных данных», принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, Политике, Положению и иным локальным актам, включающий контроль за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и их уровня защищенности при обработке в информационной системе Оператора.

Техническая информация о строительстве тоннеля

Основные породы вокруг тоннеля – прекембрийсий гнейсс. В основном это цельный твердый массив, но встречаются и участки слабой хрупкой породы. Высота горы над тоннелем достигает 1400 м, что создает сильное давление на тоннель. Во время проходки на расстоянии около 10 км от Эурланн образовался провал в крыше тоннеля. Обрушилось около 1000 кв. м породы. Чтобы продолжить работу, строителям пришлось полностью забетонировать весь участок и заново пробивать тоннель в смеси опавшей породы и бетона.

Стены и крыша тоннеля укреплены оцинкованными стальными болтами и фиброармированным набрызг-бетоном. Болты длиной от 2,5 до 5 м направляют напряжение глубже в скалу, а связки из набрызг-бетона скрепляют поверхность камня между болтами. Всего в поверхность тоннеля установили 200 000 болтов (7-8 болтов на квадратный метр) и использовали для укрепления 45 000 куб. м армированного набрызг-бетона.

Высокую точность при строительстве обеспечило спутниковое отслеживание зафиксированных точек для наблюдений за поведением породы и компьютерные технологии для буровых кареток, которые сочетали с традиционным буровзрывным методом. Было произведено около 5000 взрывов. Для каждого взрыва требовалось пробурить 100 отверстий 45-51 мм в диаметре и 5,2 м длиной для закладывания взрывчатки. Каждый взрыв освобождал около 5 куб. м породы при затратах 500 кг взрывчатки. За неделю на всех участках работ проходили около 60-70 м таким методом. В общей сложности при строительстве тоннеля было выработано 2.5 миллиона куб. м породы.

Лердальский тоннель

Готардский тоннель, Швейцария (57 091 м)

Этот железнодорожный тоннель, пробитый в швейцарских Альпах, при суммировании его собственной длины с длиной пешеходных и служебных ходов протянется на 153,4 километра. С северного конца он выходит возле деревни Эрстфельд, а южный выход расположен возле деревни Бодио. Прокладку восточной его части завершили в октябре 2010 года, а западной в марте 2011 года, после чего он стал самым длинным железнодорожным тоннелем в мире.
Благодаря его строительству стало возможно трансальпийское железнодорожное сообщение, а северо-запад Италии смог перейти с более экологически грязных автомобильных на чистые и более дешёвые железнодорожные перевозки. Время поездки из Цюриха до Милана сократилось почти на час. Открыт тоннель был в июне 2016 года. Контролирующая его строительство компания «Alp Transit Gotthard» в декабре того же года передала его швейцарским федеральным железным дорогам в полностью рабочем состоянии, а уже 11 декабря началась его коммерческая эксплуатация.

Руки в Ноги
Оценить!

8
10010

12345678910

Тоннель Сэйкан (Япония)

В 1954 году крупный тайфун в Санганском заливе затопил 5 паромов с пассажирами, после чего власти Японии приняли решение провести под заливом тоннель.

Проект был принят в далёком 1964 г., а строили и тестировали тоннель с 1964 по 1988 год. Тоннель между островами Хонсю и Хоккайдо, о которых мы писали в списке крупнейших островов планеты, залегает на глубине 240 м и проложен ниже морского дна на 100 м.

Таким образом, японское инженерное чудо самый глубокий, проложенный под дном моря тоннель в мире, а длина уникального сооружения 53,85 км. Примечательно, что 23,3 км проложены под водами залива.

История возникновения поселка и строительства дороги

Поселок назван Гуолян в честь беглого повстанца, который скрывался с сообщниками в этих местах во время правления династии Хань. Место было труднодоступное, окруженное со всех сторон скалами и глубокими пропастями.

Постепенно в этом месте образовался поселок, в котором стало проживать несколько сотен человек. Сообщение с внешним миром до 70-х годов прошлого века проходило по узкой тропе, высеченной прямо на склоне горы. Местами передвижение по тропе проходило по вертикально свисавшей «Небесной лестнице», состоящей из веревок и небольших дощечек. Преодолеть такой путь было не каждому по силам.

К 1972 году население поселка составляло уже 350 человек. Они неоднократно обращались к местным властям с просьбой провести к ним дорогу. Увидев, что их просьбы остаются без ответа, они решили сами проложить дорогу. В строительстве решились участвовать 13 человек во главе с Шином Миньсином. Жители деревни продали свой скот и на эти деньги купили молотки, зубила, кирки и другие инструменты.

Работы велись вручную. Сантиметр за сантиметром. Иногда на прохождение 1 м в твердой горной породе требовалось 3 дня тяжелой работы. За 5 лет строители износили 4000 молотков, несколько тысяч зубил, использовали 12 тонн стали. Несколько строителей погибло в завалах или сорвались со скал. Работа над туннелем была завершена через 5 лет, в 1977 году. 1 мая был открыт проезд по дороге.

Местные жители строили дорогу, чтобы облегчить сообщение с внешним миром

Но когда путь через туннель был открыт, несмотря на смертельную опасность, это привлекло внимание туристов со всего мира. Некогда тихое и забытое место стало очень популярным

Для приема гостей в поселке открыли несколько кафе и даже небольшие гостиницы. В некоторых местах туннель расширили для проезда небольших туристических автобусов.

Материал взят с сайта: Рукотворный тоннель Гуолян сквозь скалы

Самые длинные тоннели в мире (в стадии строительства)

Название Местоположение Длина,м Тип Год Примечание
Водный тоннель Нью-Йорка №3 (англ.)русск. Штат Нью-Йорк, США 96 560 Водоснабжение 2020 Дополнительный источник воды для Нью-Йорка. Уже частично используется; после завершения строительных работ будет третьим по длине в мире.
Московский метрополитен: линия 11 Москва, Россия 69 000 Метрополитен 1969−2022 Самое длинная кольцевая линия метрополитена в мире
Тоннель Гаолигуншань Юньнань, Китай 34 531 Железная дорога 2022 Железная дорога между Дали и Руили. Строительство началось в августе 2017.
Тоннель Коральм (англ.)русск. Коральпе, Австрия 32 900 Железная дорога 2022 Прокладка основного тоннеля началась с западной стороны в мае 2010.
Тоннель Семмеринг (нем.)русск. Ракс, Австрия 27 300 Железная дорога 2026 Символическое начало работ в апреле 2012, фактическое — в июле 2015.
Водный тоннель Меламчи (англ.)русск. из Меламчи (англ.)русск. в Катманду 26 000 Водоснабжение 2015(??) Работы ведутся с 2009 года на деньги Asian Development Bank.
Тоннель Мусил Вонджу, Южная Корея 25 080 Железная дорога 2018 Строительство начато в июне 2011.
Базисный тоннель Пахарес (англ.)русск. Астурия, Испания 24 667 Железная дорога 2016(??)
Линия Фолло Осло, Норвегия 19 500 Железная дорога 2021 Строительство начато в июне 2014.
Форбифат Стокгольм (англ.)русск. Стокгольм, Швеция 16 500 Автомобильная дорога 2025 Строительство начато в конце 2014 года.
Базисный тоннель Сенери (англ.)русск. Лепонтинские Альпы, Швейцария 15 400 Железная дорога 2020 Участок новой Готардской железной дороги.
Ryfast Ставангер—Странн, Норвегия 14 300 Автомобильная дорога 2019 Подводный тоннель, состоит из двух последовательных тоннелей 5,7 км и 14,3 км.
Возможно неполная таблица. Большое количество строящихся тоннелей имеют длину менее 13 км

Лердальский тоннель


Протяженность данной конструкции – около 24,5 км. Его по праву называют самым длинным автомобильным тоннелем. Построен за 5 лет, открыт в 2000 году. Соединяет два отдаленных муниципалитета – Лердал и Эурланн, что расположены на территории Норвегии.

Тоннель является частью европейской автомобильной дороги между Осло и Бергеном. Горы, сквозь которые проходит сооружение порой могут достигать 1600 метров и выше.

Особенность конструкции заключается в наличии 3-х значительных по размерам искусственных пещер (гротов). Находятся они приблизительно на равном расстоянии друг от друга. Таким образом весь тоннель разделяется на 4 примерно равные секции. Это сделано специально. Подобным образом удалось минимизировать напряжение водителей.

Доказано, длительное движение в однообразных условиях сильно утомляет водителя. Также в таких гротах удобно разворачиваться, останавливаться на отдых.

Особое дизайнерское освещение гротов, особое устройство трассы делают поездку по тоннелю более увлекательной. Продолжительность перемещения п сооружению составляет не более 20 минут.

Сэйкан, Япония (53 850 м)

Этот невероятно длинный японский железнодорожный тоннель имеет также и подводную часть протяжённостью 23,3 километра. Он углубляется под землю на 240 метров, в результате чего на 100 метров оказывается ниже морского дна. Туннель проходит под Сангарским проливом и соединяет между собой префектуру Аомори (остров Хонсю) и остров Хоккайдо. Он является частью Кайкё и Хоккайдо-синкансен местной железнодорожной компании.
По длине он уступает только Готардскому тоннелю, а по залеганию под морским дном и вовсе является лидером в мире. В названии тоннеля присутствуют первые иероглифы названий городов, которые он соединяет – Амори и Хакодате, просто те на японском языке произносятся иначе. Тоннель «Сэйкан» стал вторым после тоннеля Каммон в Японии подводным железнодорожным тоннелем, а тот соединяет под проливом Каммон острова Кюсю и Хонсю.

Самые длинные железнодорожные тоннели

Готардский базисный тоннель (Швейцария, 57,1 км)

Слово «базисный» включили в название Готардского базисного тоннеля по двум причинам. Во-первых, его нужно было как-то отличать от уже существовавшего Готардского железнодорожного тоннеля, построенного ещё в 1882 году. Во-вторых, дополнительное слово, немецкий аналог которого означает «подножие», указывает на принципиально новый подход к строительству тоннелей. Готардский базисный тоннель как бы прошивает горы почти у их подножия (на высоте примерно 500 метров от уровня моря). Это позволяет дороге входить в тоннель без утомительных и снижающих скорость спиральных подъёмов.

Проектировать тоннель между деревнями Эрстфельд и Бодио начали ещё в середине 20-го века. Возрождавшиеся послевоенные экономики увеличивали товарообмен. Швейцарцы были не прочь заработать на транзите между Италией и Германией, однако заработок этот грозил серьёзными экологическими проблемами.

Долгое время строительству тоннеля мешали теоретические споры и нехватка финансов. Тоннель собирались строить то единым двухпутным, то двойным однопутным с переходами между тоннелями. В конце концов победила вторая точка зрения. А финансы начали поступать после введения в 1998 году серьёзного налога на грузовой автомобильный транспорт.

Поезда передвигаются по тоннелю со скоростью 250 километров в час. Это позволило сократить время доставки грузов и пассажиров из Милана в Цюрих до 2 часов 50 минут (ранее 3 часа 40 минут). Но выигрыш во времени далеко не главный результат постройки тоннеля. Теперь подавляющее большинство перевозок осуществляется по железной дороге, которая гораздо экологичнее автотранспорта.

Пропускная способность самого длинного в мире железнодорожного тоннеля составляет 325 поездов в сутки.

Тоннель Сэйкан (Япония, 53,9 км)

В 1954 году шторм в Сангарском проливе, разделяющем японские острова Хоккайдо и Хонсю, унёс жизни более тысячи человек, переправлявшихся между островами на паромах, которые затонули. Было решено построить тоннель общей длиной более 53 км, подводная часть которого должна была составить 23,3 км.

Прокладывать тоннель Сэйкан начали через 10 лет после катастрофы, а первые поезда по уложенному на всём протяжении бесстыковому пути пошли в 1988 году. Осенью 2016 года была закончена модернизация тоннеля для движения высокоскоростных поездов, после чего из Токио в Хакодате (863 км) можно добраться всего за 4 часа.

Строителям и инженерам пришлось преодолеть большие трудности. Из-за особенностей грунта проходка велась исключительно взрывчаткой, её потребовалось 2 800 тонн. Полностью герметизировать тоннель не удалось, и специальным насосам приходится откачивать до 16 тонн воды в минуту.

Востребованность тоннеля Сэйкан далека от желаемой из-за сравнительно дешёвых авиабилетов на рейсы между японскими островами. Пассажиропоток постоянно падает, и рентабельность тоннеля поддерживается только за счёт грузовых перевозок.

Евротоннель (Франция – Англия, 50,5 км)

Идеи прорыть тоннель под Ла-Маншем начали появляться ещё в начале 19-го века. Причём рождались они с регулярностью смены десятилетий. Инженеры предлагали самые разные способы постройки сухопутного пути между Англией и континентом. Многие из них вполне могли быть реализованы на тогдашнем уровне технологий. Дважды тоннель даже начинали строить, но эти попытки быстро завершались.

Учёные и инженеры не понимали простого факта – Англии тоннель был не нужен. Торговлю Британская империя вела по морю, пассажирское сообщение также вполне обеспечивалось морскими судами. А вот опасность сухопутного вторжения от гипотетического тоннеля исходила вовсе нешуточная. И, скорее всего, лорды были правы в своих опасениях. Если бы летом 1940 года существовал бы тоннель под Ла-Маншем, и немецким войскам удалось захватить с помощью десанта портал на Английском берегу, за всю Британскую империю никто не дал бы и ломаного пенни – у Британии просто не было сухопутных войск…

Строительство Евротоннеля стало возможным только после укрепления объединённой Европы. Договор о строительстве был подписан в 1986 и ратифицирован в следующем году. В декабре 1987 года были начаты первые работы. 11 одновременно работавших проходческих щитов и 13 тысяч человек завершили строительство Евротоннеля между городами Кале и Фолкстон через семь лет.

Теперь из Лондона в Париж можно добраться всего за 2 часа 25 минут. По Евротоннелю на поездах также ежегодно перевозят миллионы легковых и грузовых автомобилей и несколько десятков тысяч автобусов.

Водовод Пяййянне

По югу скандинавской Финляндии на расстояние в 120 км протянулся уникальный тоннель-водопровод, по которому вода поступает в столичную агломерацию, население которой свыше 1 млн. человек.

Начинается он у красивого озера Пяййянне, и из-за большого уклона не тратится энергия на доставку воды, так как по водопроводу она движется самотеком.

Строили его 10 лет, и в 1983 году жители Хельсинки, а также близлежащих Эспоо, Ванта, получили очищенную воду из озера Пяййянне.

В заключение представим наиболее интересные природные объекты и тоннели, расположенные в разных уголках нашей планеты. Опустим заброшенные тоннели, так как в основном они относятся к заброшенным веткам метрополитена.

Экология и безопасность строительства

Перераспределение такого огромного объема добытой породы и экологическая безопасность стали одними из самых трудных задач при строительстве. Более половины работ по строительству были произведены из специально построенного бокового тоннеля длиной 2,1 км, идущего из Тиньядаля – долины неподалеку.

Сюда вывезли породу без риска нанесения вреда экологии Лердалю. Строительство дорожного полотна параллельно с тоннельными работами облегчило работу по вывозу породы грузовиками и одновременно снизило загрязнение воздуха. Строительство тоннеля доступа их Тиньядаля было дорогим проектом, но сократило время строительства. Сейчас это важная часть вентиляционной системы. В системы вентиляции входит одна вентиляционная шахта на расстоянии 18 км от выхода тоннеля к Эурланну. В 10 км от того же выходы установлены высокоэффективные очистные сооружения.

Помимо дорожной безопасности большое внимание уделили пожарной безопасности – риск возгорания, учитывая материалы, использованные при строительстве, минимален. Тем не менее, тоннель обеспечен большим количество оборудования для экстренных ситуаций: телефоны для экстренной связи каждые 250 м, оборудование для действий в случае пожара на расстоянии 125 м, 15 мест для разворота крупногабаритного транспорта, подсветка знаков, небольшие участки «обочины» каждые полкилометра, а также несколько систем поддержки мобильной связи и видеонаблюдения

Тоннель постоянно находится под мониторингом служб спасения и экологов.

В статье использованы данные ресурса engineering.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector