Краткое содержание «ричард iii»
Содержание:
A Horse, a Horse! My Kingdom for a Horse!
Это последняя фраза, которую выкрикивает в пьесе умирающий от ранений Ричард. Так у кого же получается выкрикивать ее лучше? Кому из актеров: Богдану Бенюку или Константину Райкину – удается избавиться от пафосности ситуации и стать на мгновение не просто лицедеем, но самим Ричардом, из плоти и крови?
Суть в том, что предпочтение я отдаю К. Райкину. И да простит меня милый Швейк, но я бы не вышла на поле боя за короля Бенюка, а вот за Райкиным пошла бы.
Что же отталкивает меня в одном Ричарде, а привлекает в другом? Это настолько сложно объяснить, но я все же попробую. Возможно, мои описания будут полны цинизма, но почему бы мне не воспользоваться возможностью и не применить горький цинизм в данном конкретном случае?
Константин Райкин в образе Ричарда III
Богдан Бенюк в образе Ричарда III
Посмотрев на «возвышенные» лики двух лицедеев, кому вы отдадите предпочтение? Зная многое о настоящей жизни короля, но не отступая от фабулы пьесы, я менее склонна верить злодейскому образу в исполнении Бенюка, но открыто готова следовать ханжеской манере Райкина.
Вы можете сказать, что физиогномика ничего не значит, но мне не нужен играющий Ричард с изможденным и потным лицом, на котором проступают возрастные морщины, мне нужен лукавый Люцифер, излучающий свет злобы и предательства, чья неплотно сидящая фиглярская корона также фальшива, как и пущенные в воздух добродетельные слова.
Я пришла смотреть и попадаться на удочку злобной харизмы. Так пусть она будет до конца учтива ко мне.
Парадокс знающего зрителя – это стремление не сочувствовать жертвам короля, а хотеть убивать вместе с Ричардом, идти за ним в бой, побеждая стоящих на его пути соперников.
Ричард-Бенюк в этом плане апатичен, неактивен, в нем отсутствует игривость всепонимающего и всепрощающего маньяка. Для меня он презрительно слаб, вял и зябок на ощупь.
Но Ричард-Райкин – полон брызжущего яда и агонии мышц, ярок, словно гепард, неумолимо тонок и лукав. Он словно дьявол на копытцах прыгает по мятой бумаге скомканного королевства-сцены, совершая свои незабываемые преступления. Тогда как Бенюк движется по кругу роскошного антуража франковской сцены, словно тяжелый буйвол. В нем отсутствуют тонкость и грациозность, он не соблазнитель, не плотский угодник, но всего лишь дорвавшийся до власти сотрудник убойного отдела.
Смерть
Этот роковой день начался для Йорка с плохих новостей – его самые могущественные соратники лорд Стэнли и граф Нортумберленд предали его и перешли на сторону противника. Осознавая, что идет на верную смерть, Ричард вышел на поле брани один в сопровождении верных воинов.
Король решил врезаться в толпу окружающих Генриха всадников и зарубить Тюдора. Пробираясь под градом ударов, он почти достиг цели, но тут пошли в атаку рыцари Стэнли. Сброшенный с лошади последний потомок Плантагенетов был растерзан воинами Генриха.
Тело монарха погрузили на лошадь и возили по улицам Лестера на потеху черни, а потом, как простолюдина, захоронили в отдаленном монастыре францисканцев. Долгое время существовала одна из версий, что при разрушении обители во времена англиканской реформации Генриха VIII останки Ричарда сброшены в реку Суар.
Могила Ричарда III
Битва при Босворте закончилась победой Тюдора, будущего Генриха VII – непрямого потомка Дома Ланкастеров (его мать Маргарита приходилась троюродной сестрой Генриху VI). Тем самым официально закончилась война Алой и Белой роз. А династия Тюдоров завладела английским троном на 118 лет.
Часть 1
При написании «Генриха IV» Шекспир использовал некоторые анонимные пьесы, а также летописи Холиншеда. Однако драматург не стал строго придерживаться исторических фактов, многое в пьесе – художественный вымысел. Место действия – Англия начала 15-го века. В то время своевольные феодалы вознамерились пошатнуть королевскую власть.
Генрих IV, английский король, решает совершить паломничество в Святую Землю, чтобы покаяться в убийстве Ричарда II. Но этим планам сбыться было не суждено. Из донесения графа Уэстморленда король узнает, что огромная армия Англии разгромлена мятежниками, а граф Марч, который командовал ею, во вражеском плену. Еще Генриху становится известно о победе юного Гарри Перси, прозванному Хоспером, над шотландцами. Врагов, которых Хотспер взял в плен, он не желает выдавать королю. Генрих восхищается Хотспером, он невольно сравнивает его со своим непутевым сыном и испытывает зависть к отцу молодого Гарри Перси.
Генрих требует, чтобы Гарри доставил пленных к нему. Но молодой Перси не собирается этого делать прежде, чем будет выкуплен из плена его шурин Мортимер. Король в гневе заявляет, что не намерен растрачивать казну на выкуп предателя. Дядя Хотспера, граф Вустер, напоминает Генриху, что его корона получена благодаря семейству Перси. Все это усугубляет конфликт между королем и домом Перси. Гарри разгневан. Его дядя предлагает восстать против Генриха, объединившись с Мортимером, архиепископом Йоркским и другими влиятельными людьми.
Перед началом мятежа заговорщики съезжаются в Уэльс. В бою с королевской армией им должен помочь Глендаур, предводитель мятежного войска. Но он задерживается. Тем не менее, Хотспер собирается биться, несмотря на малое число воинов. Соратники уговаривают юного Перси отложить битву, и он соглашается вступить в переговоры с Генрихом IV. Король не желает кровопролития и обещает помиловать восставших, если те откажутся от боя. Однако Вустер и Вернон не передали Гарри Перси королевское предложение, скрыв от него намеренье монарха примириться. Они не могли поверить в искренность Генриха IV.
Хотспер ввязывается в неравный бой с королевской армией, и погибает от руки принца Генриха. Король победил. Вустер и Вернон приговариваются королем к смертной казне – по их вине погибло много рыцарей. Королевские войска, разделившись, отправляются на дальнейшее подавление мятежа.
Правление и военные кампании
Смерть 40-летнего Эдуарда IV 9 апреля 1483 года стала неожиданностью для всех. Впрочем, как впоследствии выяснилось, наступила она от естественных причин. Эдуард и его прадед, основатель династии Эдмунд Лэнгли – единственные из Йорков, не погибшие насильственной смертью. Новым королем тут же провозгласили старшего сына покойного – 12-летнего Эдуарда V (из 10 детей короля выжили 7, из них 2 сына – Эдуард и Ричард).
Елизавета Вудвилл
Родственники вдовствующей королевы Елизаветы Вудвилл стали хлопотать о том, чтобы в ее руки перешло регентство при несовершеннолетнем сыне. Однако согласно завещанию, оставленному королем, опекуном при принце назначался его дядя герцог Глостерский. На его сторону встали представители крупной знати – герцог Бэкингем и лорд Гастингс, не желавшие возвышения Вудвиллов. Они пролоббировали назначение Ричарда регентом.
Первое, что сделал Ричард – оградил принца от влияния материнской родни. Эдуард V вместе с братом Ричардом переехали жить во дворец, а Елизавета укрылась в Вестминстерском аббатстве. Коронация нового монарха была назначена на 22 июня 1483 года. Однако вместо нее жители королевства получили шокирующую правду: лондонский проповедник Джеймс Шоу прилюдно сообщил, что сыновья Эдуарда IV — незаконнорожденные и не могут претендовать на трон.
Портрет Ричарда III
В пользу этого заявления выступил епископ Батский, признавший, что заключал брачный договор между Эдуардом IV и леди Элеонорой Батлер, и к моменту женитьбы короля на Елизавете Вудвилл договор оставался в силе, делая этот брак фактически незаконным. Долго убеждать лондонцев в правдивости сказанного не пришлось: о сластолюбии короля Эдуарда и числе его любовниц ходили легенды.
В этой ситуации единственным законным наследником оставался Ричард, ведь Джордж был казнен, а его сыновья не имели прав на трон из-за преступлений отца. Так 6 июля 1483 года герцог торжественно короновался в Вестминстерском аббатстве, объявив себя Ричардом III, королем Англии. Объявленные бастардами сыновья Эдуарда IV отправились в Тауэр, который тогда был не тюрьмой, а одной из резиденций, и больше их никто никогда не видел. В народе поползли слухи о том, что мальчиков умертвили по приказу дяди-правителя, но эта гипотеза так и не была доказана.
Серебряная монета с изображением Ричарда III
После коронации Ричард стал объезжать владения, чтобы подданные могли присягнуть новому правителю, а затем с жаром принялся за осуществление реформ. Будучи прежде всего политиком, он укрепил армию и усовершенствовал судопроизводство. После этого принялся за изменения в экономике: отменил поборы, расширил торговлю, увеличил налог на импорт, чтобы защитить английских купцов от конкуренции. Его короткое правление отметилось также расцветом культурной жизни.
Все это не нравилось его недругам, в числе которых оказались и бывшие союзники. Если лорд Гастингс был казнен за измену еще до коронации, то герцог Бэкингем стал строить козни вместе с Елизаветой Вудвилл сразу же после восхождения Йорка на трон. Тандем заговорщиков решил поставить у власти Генриха Тюдора, графа Ричмонда, женив его на старшей дочери Эдуарда IV – Елизавете Йоркской.
В октябре 1483 года люди Бэкингема подняли восстание в нескольких городах королевства. Но Ричард III умело подавил его, а за головы мятежников назначил высокую награду. Вскоре Бэкингем был схвачен, а в ноябре казнен. Имеющие же отношение к заговору Маргарита Бофорт и лорд Стенли – мать и отчим Генриха Тюдора – избежали наказания. Как выяснилось впоследствии, зря. Возможно, это спасло бы жизнь Ричарду.
В последующие годы король пережил смерть двух самых близких людей — единственного сына Эдуарда и жены Анны Невилл. Переживающий трагедию монарх стал, по мнению врагов, идеальной мишенью. И в августе 1485 года Тюдор при поддержке Франции с почти 5-тысячным войском высадился в Уэльсе. Ричард двинулся навстречу с войском, превосходящим противника в 2 раза. Стороны сошлись близ городка Босворта, где 22 августа и состоялась решающая битва.
Часть 2
Зачинщик мятежа, граф Нортемберленд, получил известие о победе своих сообщников. Но вскоре выяснилось, что сведенья эти ложные, и сын его, Хотспер, мертв. Графу донесли, что навстречу ему движется королевская армия под предводительством второго сына Генриха IV, Джона Ланкастера и графа Уэстморленда. Он принимает решение объединиться силами с мятежным архиепископом Йоркским.
Единомышленники Йоркского архиепископа прикидывают, есть ли у них шанс победить. Они считают благоприятным то обстоятельство, что против них будет выступать лишь треть королевского войска. Сам же Генрих со старшим сыном поведут свою часть армии против Глендуара из Уэльса. Оставшаяся треть королевских рыцарей должна сразиться с французами.
Генриха IV настигает тяжелая болезнь, из-за которой он вместе со своей армией вынужден вернуться в Лондон.
В Уорквортском замке вдова Хотспера выговаривает своему тестю, графу Нортемберленду за то, что он притворился больным и оставил сына без поддержки. Вдова винит графа в смерти своего мужа. Вместе с женой графа, она настаивает на его отъезде в Шотландию. Женщины просят графа не помогать архиепископу Йоркскому.
Король Генрих, который во время мучительной болезни находится в Вестмин¬стерском дворце, думает, что ночи без сна – это удел всех царствующих особ. Еще ему вспоминается предсказание Ричарда II о неизбежном разрыве с семейством Перси. Чтобы не огорчать больного короля, граф Уорик скрывает от него, насколько сильны восставшие. Он оповещает Генриха о смерти Глендауэра, мятежного Уэльского правителя.
Граф Нортемберленд, вняв уговорам жены и невестки, сбегает в Шотландию. Позиции архиепископа и его единомышленников сильно ослаблены. Восставшие лорды готовы мириться с королем. Они подписывают мировое соглашение с принцем Джоном. Он обещает противникам неприкосновенность, однако обманывает их. Как только мятежники распустили войско, Джон арестовал их как изменников.
В Вестминстере король беседует с младшими сыновьями. Он просит их не конфликтовать со старшим, принцем Генрихом – ведь именно он унаследует корону, и будущее братьев будет зависеть от его воли. Монарха печалит мысль о том, что его приемником станет беспутный старший сын.
Королю становится хуже, он впадает в забытье. Во время сна в его спальню заходит старший сын. Он решает, что отец уже мертв, и, надев королевскую корону, выходит. Король, очнувшись, сильно расстроен и упрекает Генриха, что тот только и ждет отцовской смерти. Принцу удается убедить его в своей преданности. Тогда король вспоминает, что он и сам не был святым, когда пробивался к трону.
Король умер. К власти пришел принц Генри. Отец завещал ему воевать только за пределами страны и никогда – со своими подданными. Получив трон, Генри V простился с беспутством и прогнал дружков, с которыми прежде бражничал и безобразничал.
Эта пьеса учит тому, что граждане одного государства должны жить дружно. В результате передела власти, мятежей, гражданских войн много невинных людей.
Оцените произведение:
- 3.14
Голосов: 7
Читать краткое содержание Король Генрих IV. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Шекспир. Краткие содержания произведений
- Антоний и Клеопатра
- Бесплодные усилия любви
- Буря
- Венецианский купец
- Виндзорские насмешницы
- Гамлет
- Генрих V
- Двенадцатая ночь
- Зимняя сказка
- Как вам это понравится
- Комедия ошибок
- Кориолан
- Король Генрих IV
- Король Лир
- Макбет
- Мера за меру
- Много шума из ничего
- Отелло
- Ричард II
- Ричард III
- Ромео и Джульетта
- Сон в летнюю ночь
- Тит Андроник
- Укрощение строптивой
- Цимбелин
- Юлий Цезарь
Постановки и публикации
В феврале 1601 года из-за политически острого содержания пьесы (низложение короля парламентом) заговорщик Роберт Деверё, 2-й граф Эссекс и его единомышленники заказали представление «Ричарда II» (к тому времени вышедшего из репертуара) в театре «Глобус». Этот факт упоминается в документах суда над Эссексом и другими заговорщиками. Актёры труппы «Chamberlain’s Men» и Шекспир, насколько известно, никак не были наказаны за это представление. Известно, что накануне казни Эссекса они играли перед Елизаветой I. Однако лишь в 1607—1608, уже при Якове I, пьеса вновь начинает ставиться и переиздаваться, что может говорить о временном цензурном запрете.
Пьеса впервые поставлена в 1595 году и вскоре получила большую популярность; в 1597—1598 вышли три издания. Во второй половине 1600-х годов вышло ещё два прижизненных отдельных издания (кварто) «Ричарда II», а одна из постановок в 1608 году имела место на борту английского судна «Красный дракон» у берегов Африки. Текст, опубликованный посмертно в Первом фолио (1623), содержит значительные разночтения по сравнению с прижизненными версиями.
В некоторых постановках замечается расхождение с текстом пьесы: гроб с телом Ричарда приносит Омерль, а не Экстон.
Наиболее примечательные британские театральные постановки ХХ и XXI веков:
- 1929, 1937 и 1953 — театр «Олд Вик», в роли Ричарда II — Джон Гилгуд
- 1952 — театр «Олд Вик», в роли Ричарда II — Пол Скофилд
- 2005 — театр «Олд Вик», в роли Ричарда II — Кевин Спейси
- 2013 — театр «Барбикан», постановка «Королевской шекспировской компании», в роли Ричарда II — Дэвид Теннант (существует видеоверсия спектакля и книга по мотивам этой постановки: билингвальное издание с указанием изменений, внесенных режиссёром Грегори Дораном ).
Анализ
Убийство Ричарда II в Помфретском замке
В изображении Шекспира Ричард II — неудачный, слабый, но уверенный в божественности своей власти правитель, поручающий власть алчным фаворитам. Однако после того, как он низложен, Ричард превращается в трагическую фигуру, вызывающую сочувствие зрителя. Узнав об убийстве Ричарда II, Генрих IV проклинает его убийцу (несмотря на то, что во многом инспирировал его).
Другой заметный персонаж — отец Болингброка Джон Гонт, который умирает во время мятежа сына; он олицетворяет английский патриотизм и противопоставлен как честолюбивому сыну, так и слабому племяннику. Патриотический монолог Гонта вскоре приобрёл популярность, отдельную от пьесы.
«Ричард II» открывает тетралогию зрелых исторических хроник Шекспира, куда входят также «Генрих IV, часть 1», «Генрих IV, часть 2» и «Генрих V». Существует также дошедшая до нас в неполной рукописи анонимная пьеса под условным названием «1-я часть „Ричарда II“: Томас Вудсток» (впервые напечатана только в 1870 г.). События этой пьесы непосредственно предшествуют событиям «Ричарда II», хотя не все персонажи совпадают. Некоторые исследователи также приписывают её Шекспиру, но многие решительно отрицают его авторство или хотя бы участие, указывая на сюжетные неувязки: так, персонаж по имени Грин в «Томасе Вудстоке» убит, а в «Ричарде II» вновь появляется живым; в «Вудстоке» вдова героя получает покровительство Джона Гонта, а в «Ричарде» он ей в этом отказывает.
«Ричард II» — одна из немногих шекспировских пьес, которая целиком написана стихами и не содержит прозаических вставок.
Творцы мифа
Откуда же такое расхождение межу правдой фактов и красками «черной легенды»?
Известно, что история побежденных пишется победителями. Права Генриха VII на английский престол были более чем сомнительными – всего-навсего праправнук незаконного сына младшего сына короля. Законным государем являлся в тот момент официальный преемник Ричарда III – юный граф Уорвик. А уничтожив парламентский акт, возведший Ричарда на престол, Генрих тем самым восстановил в правах и Эдуарда V – старшего из пребывавших в Тауэре принцев. Вот для него они и впрямь являлись угрозой…
Как водится, Генрих обвинил предшественника во всех мыслимых грехах. Во всех – кроме убийства принцев. А ведь какой был бы козырь! Однако этот мотив всплыл только через двадцать лет, когда не осталось уже ни единой души, знавшей, что во время сражения при Босворте принцы были живы-здоровы.
Искоренение не только возможных претендентов на престол (не важно, сколь дальних, он и сам-то был не из ближних!), но и всякой оппозиции вообще, Генрих VII повел, выкорчевывая целые роды. Зато предатели были вознаграждены: Джон Мортон, например, стал кардиналом, архиепископом Кентерберийскими и канцлером, то есть первым министром
Ему-то мы и обязаны первыми записками о Ричарде, которые легли потом в основу «Истории Ричарда III», написанной Томасом Мором, канцлером уже Генрих VIII. Верно служа Тюдорам, Мор на черные краски не скупился, что усугублялось литературным дарованием автора бессмертной «Утопии». Правда, и он угодил на плаху, поскольку верность вере и папе ставил выше преданности монарху, но и это лишь прибавило ореола его фигуре и доверия его историческим трудам. А на них основывались все последующие историки, начиная с официального историографа Генриха VII, итальянца Полидора Вергилия, а также Холиншеда и других.
кардинал Джон Мортон — один из создателей черной легенды
Именно Томас Мор в «Истории Ричарда III» наградил последнего короля из дома Йорков и горбом, и сухой рукой, и непременной дьявольской хромотой.
Томас Мор — еще один из создателей черной легенды
А потом, уже при Елизавете I, последней из династии Тюдоров, начатое довершил Уильям Шекспир. Как всякий большой художник он тонко ощущал социальный заказ и, с молоком впитав тюдорианское представление об истории, придал сложившейся за столетие картине законченный облик. Отныне «черная легенда» зажила самостоятельно, нуждаясь не в творцах, а лишь в тех, кто слепо в нее верует.
Уильям Шекспир, гений которого сделал черную легенду бессмертной
Правда, с окончанием эпохи Тюдоров начали раздаваться и голоса взыскующих истины. В XVII столетии написал свой трактат доктор Бак; в XVIII веке его примеру последовал основоположник готического романа сэр Гораций Уолпол (его «Замок Отранто» переведен и на русский язык). В XIX веке восстановлению честного имени Ричарда III посвятил немало времени и сил Маркхэм, а в XX столетии счет авторов и книг пошел уже на десятки.
Только не думайте, будто эти усилия хоть в малой мере пошатнули миф о «величайшем злодее английской истории», освященный именем Томаса Мора и доведенный до совершенства шекспировским пером. Цитированный в начале школьный учебник – не исключение. Возьмите любой другой, изданный в любой стране (и в первую очередь – в самой Англии), откройте на нужной странице – и вы неизбежно прочтете про череду бессмысленных жестокостей, убийство несчастных принцев в Тауэре и так далее.
Тем и силен исторический миф, что опровергнуть его невозможно: он опирается на веру и традицию, а вовсе не на точное знание. Потому-то всякий такой миф практически бессмертен – на него можно сколько угодно покушаться, но убить никак нельзя. Он способен лишь постепенно истаять, однако на это нужны многие века: «черной легенде Англии» уже за полтысячелетия перевалило, но попробуйте-ка переспорить сотни миллионов школьных учебников…
Почему же пал добрый Ричард?
Итак, в недолгом правлении короля Ричарда III Йоркского сыграли ведущую роль два обстоятельства.
- Во-первых, ошибки Эдуарда IV, который своим приближением представителей «болота» (Вудвиллы-Риверсы) и удалением от трона более верных сторонников (Невиллы) изначально подточил социальный фундамент воцарившейся Йоркской династии. Внешнеполитическая ориентация на Бургундию вместо Франции также в целом стратегически себя не оправдала.
- Во-вторых, более весомой причиной явился характер внутренней политики самого Ричарда III. Проводя преобразования в интересах социального большинства, он уделял недостаточно внимания созданию прочной опоры собственной власти среди правящего класса. Следует предположить, что если бы король в первую очередь предпринял шаги именно в этом направлении, то его политика была бы стратегически выверенной и наверняка продлила бы время правления Йорков. Кстати, именно таким образом поступил следующий король и удачливый соперник Ричарда III – Генри VII, что, впрочем, не помешало ему под теми или иными предлогами вырезать практически всех аристократов, имеющих отношение не только к Йоркам, но и шире – к дому Плантагенетов.
В то же время Ричард III, правивший всего два года и потерявший за это время единственного сына и жену, в чем-то оказался более удачлив в плане исторической перспективы. Уже одно то, что в памяти потомков он предстал в образах весьма незаурядных – от закоренелого злодея до возможно где-то идеализированного храбреца и доброго к своим подданным короля.
Как бы то ни было, но история не помнит других монархов, имя которых уже на протяжении столетия носило бы международное общество.
Ричард шекспировский
Посвященную нашему герою статью энциклопедия Брокгауза и Ефрона завершает словами:
Прямо скажем, такого бессмертия и врагу не пожелаешь. Шекспировский Ричард – самая демоническая личность во всей английской истории. Во-первых, урод; даже сам он (а кто из нас откажется себя приукрасить?) признается:
Ричард III. Картина Стивена Плейера (родился в Англии в 1965 году). Иллюстрировал более 100 книг. Иллюстрация: playergallery.com
Каков автопортретец? Но физическому уродству – в полном соответствии с литературным каноном тех времен – сопутствует и уродство нравственное (и пойми здесь, что первично, а что вторично). Шекспировский Ричард – само властолюбие, начисто лишенное ограничений, предписываемых моралью простым смертным. Он – олицетворение жестокости, хладнокровия, изворотливости, полного пренебрежения всеми законами человеческими и Божескими.
И ради обретения заветной короны Ричард намерен
причем с успехом претворяет свои намерения в жизнь, для чего из человека, пусть даже уродливого и злобного, мало-помалу превращается в зримый символ чистейшего, рафинированного Зла. Зла с большой буквы. Зла извечного. Такого, какое можно встретить лишь на сцене, но никак не в жизни.
И потому не стоит удивляться, что реальный Ричард III был совсем иным.
Толика предыстории
В силу необходимости промчаться «галопом по векам и Европам» школьные учебники (которые сызмальства формируют наши представления об истории) уделяют войне Алой и Белой розы два-три скупых абзаца – трудно даже понять, из-за чего она все-таки началась и как протекала. Судите сами:
Все ясно? А ведь это не просто «История Средних веков», но учебник, «удостоенный первой премии на открытом конкурсе»…
Поэтому, дабы разобраться в судьбе нашего героя, позволю себе бегло напомнить основные факты. Заранее приношу извинения за то, что поначалу вам придется поплутать в дебрях совпадающих имен и путанице дат: в сущности, Война роз была грандиозной семейной сварой; все главные ее участники находились в родстве или свойстве друг с другом, и не потеряться в бесчисленных этих хитросплетениях сегодня попросту невозможно. К тому же в России английской истории повезло меньше чем, скажем французской, воспетой романами Александра Дюма или, скажем, «Проклятыми королями» Мориса Дрюона. Война Алой и Белой розы встречается, пожалуй, лишь на страницах стивенсоновской «Черной стрелы», да и там из исторических персонажей мелькает один герцог Глостер, будущий король Ричард III. И, конечно, как не вспомнить повесть Джозефины Тэй «Дочь времени», где местом преступления является история, а главным героем и жертвой – Ричард III. Но вернемся к нашим розам.
Захватив в 1066 году власть над Англией, герцог Вильгельм Завоеватель, ставший с того момента королем Вильгельмом I, основал Нормандскую династию, правившую почти век – до 1154 года. Тогда после смерти бездетного короля Стефана на трон под именем Генриха II взошел дальний свойственник Стефана – Готфрид Красивый, граф Анжуйский, за обыкновение украшать шлем веткой дрока (planta genista) прозванный Плантагенетом и передавший это имя наследникам в качестве династического. Восьмеро венценосцев этой династии правили больше двух столетий. Однако последний ее представитель, Ричард II, слишком ретиво пытался установить абсолютную монархию, что вызвало противодействие феодалов. В конце концов многие мятежи привели в 1399 году к низложению государя. На престоле утвердился Генрих IV из дома Ланкастеров – боковой ветви Плантагенетов, восходящей к принцу Джону, третьему сыну Эдуарда III. Однако права его представлялись весьма сомнительными, причем наиболее яростно оспаривали их представители дома Йорков, восходящего к четвертому сыну того же Эдуарда III, принцу Эдмунду.
В итоге этих событий и обозначились две стороны будущей Войны роз (в гербе Ланкастеров этот цветок был алым, в гербе Йорков – белым).
Пороховая бочка взорвалась в 1455 году, в царствование Генриха VI фитиль подожгла супруга последнего, королева Маргарет, добившаяся удаления Ричарда, герцога Йорка, из состава Королевского совета. Ричард и его сторонники (в число которых входил богатый и влиятельный Ричард Невилл, граф Уорвик, прозванный Делателем королей) подняли мятеж. Пять лет ожесточенные бои перемежались политическим маневрированием; удача улыбалась то одной, то другой стороне. Ричард Йорк и его старший сын Эдмунд пали в бою под Уэйкфилдом, но его второй сын провозгласил себя королем Эдуардом IV и 29 марта 1461 года наголову разбил армию Ланкастеров в кровопролитной битве при Тоутоне. Затем, после десяти лет спокойствия (весьма, впрочем, относительного, ибо отдельные мятежи ланкастерцев практически не прекращались), Эдуард IV поссорился с графом Уорвиком, поскольку тот норовил стать фактическим диктатором, и переиграл его – как в военной сфере, так и в политической. Тогда граф Уорвик объединил силы с королевой Маргарет и привел из Франции армию вторжения, на короткое время восстановив на троне Генриха VI. Уорвик погиб в решающей битве при Барнете, после чего Эдуард IV «в мире и процветании» царствовал еще двенадцать лет; наследовал ему двенадцатилетний сын, Эдуард V.
Тут-то и настает черед нашего героя.
Сюжет
Пьеса начинается монологом Ричарда, который описывает восхождение на трон своего брата, короля Эдуарда IV, старшего сына Ричарда, герцога Йорка.
Итак, преобразило солнце Йорка
В благое лето зиму наших смут.
И тучи, тяготевшие над нами,
Погребены в пучине океана.
(«солнце Йорка» — отсылает нас к эмблеме «блистающего солнца» выбранной Эдуардом IV)
Этот монолог показывает ревность Ричарда и его амбиции по отношению к своему брату, Эдуарду Четвёртому, который успешно правит своей страной. Ричард — уродливый горбун, описывающий себя таким образом:
Я, у кого ни роста, ни осанки,
Кому взамен мошенница природа
Всучила хромоту и кривобокость;
Ричард планирует избавиться от Кларенса, который стоит перед ним в порядке престолонаследия и намекает о пророчестве
Ведь буква «Г», согласно предсказанью,
Должна детей Эдуарда умертвить.
Король считает, что эта буква связана с именем Георга, герцога Кларенса (хотя зрители позже понимают, что на самом деле речь шла о Ричарде Глостере)
Далее Ричард добивается расположения «Леди Анны» — Анны Невилл, Эдуарда принца Уэльского. Ричард открывается перед аудиторией:
Кто женщину вот этак обольщал?
Кто женщиной овладевал вот этак?
Она моя, — хоть скоро мне наскучит.
Ха!
Нет, каково! Пред ней явился я,
Убийца мужа и убийца свекра;
Несмотря на предубеждение против Ричарда, Анна побеждена и соглашается выйти за него замуж. Этот эпизод иллюстрирует гениальные способности Ричарда в искусстве беззастенчивой лести.
Действующие лица
- Король Ричард II
- Джон Гонт, герцог Ланкастерский, и Эдмунд Лэнгли, герцог Йоркский, дяди короля.
- Генри Болингброк, герцог Херефордский, сын Джона Гонта; впоследствии король Генрих IV.
- Герцог Омерль, сын герцога Йоркского.
- Томас Моубри, герцог Норфолк.
- Герцог Сэрри.
- Граф Солсбери.
- Лорд Беркли.
- Буши, Бегот, Грин, фавориты короля Ричарда.
- Граф Нортумберленд.
- Генри Перси, его сын по прозвищу ‘Хотспер’ (Горячая Шпора).
- Лорд Росс.
- Лорд Уиллоуби.
- Лорд Фитцуотер.
- Епископ Карлейль.
- Вестминстерский аббат.
- Лорд-маршал.
- Сэр Стивен Скруп.
- Сэр Пирс Экстон.
- Капитан отряда валлийцев.
- Королева, жена Ричарда.
- Герцогиня Йоркская.
- Георцогиня Глостерская.
- Придворная дама королевы.
Лорды, глашатаи, офицеры, солдаты, два садовника, Тюремщик, Гонец, Конюх и другие служители.
«Черная легенда»
Вернемся к учебнику:
Даже если обратиться к более солидным источникам, то выяснится, что
Именно он в сражении при Тьюксбери убил Эдуарда, принца Уэльского, сына и наследника последнего короля из дома Ланкастеров, а затем, не удовлетворившись ликвидацией сына, собственноручно заколол в Тауэре его отца – Генрих VI. Впоследствии именно благодаря его интриге Эдуард IV заточил в Тауэр и приказал тайно умертвить, утопив в бочке с мальвазией, их брата – Георга, герцога Кларенса.
битва при Тьюксбери
После того, как он узурпировал власть, заключив в Тауэр двенадцатилетнего Эдуарда V и его младшего брата Ричарда, герцога Йорка, злодей Ричард III не жалел не только врагов, но и ближайших сподвижников, приведших его к трону. Один из них, лорд Гастингс, был казнен за то, что вместе со вдовствующей королевой Елизаветой и Джейн Шор, бывшей любовницей Эдуарда IV, хотел погубить монарха, наведя порчу на его левую руку (впрочем, рука Ричарда высохла давно, и он не владел ею в течение всей жизни). Затем настал черед другого – герцога Бэкингема. А потом вся Англия содрогнулась, узнав, что сыновей Эдуарда IV задушили в Тауэре. Когда в 1485 году скоропостижно скончалась супруга Ричарда III, королева Анна, молва обвинила монарха в ее убийстве ради женитьбы на собственной племяннице – Елизавете, старшей дочери Эдуарда IV. Скандал, вспыхнувший из-за этого, объединил Англию вокруг Генриха, графа Ричмонда, главы ланкастерской партии. Получив помощь от Франции, тот 1 августа 1485 года высадился в Уэльсе; к нему поспешили примкнуть и многие былые приверженцы Ричарда. Король собрал почти двадцатитысячное войско и 22 августа встретил Генриха близ городка Босворта. Ричард сражался отчаянно, но был разгромлен и пал на поле боя. С его смертью завершилась страшная междоусобная война.
Ричард III в битве на Босвортском поле (протюдоровская картинка)
Граф Ричмонд, венчавшийся на царство под именем Генриха VII Тюдора, не только положил начало новой династии, но также
Все вышеописанные ужасы так и остались бы мелким эпизодом исторических хроник, если бы не гений Уильяма Шекспира, под чьим пером «черная легенда» превратилась в одну из самых известных трагедий, когда либо ставившихся на театральных подмостках. А если учесть популярность шекспировских пьес, если учесть их общий тираж, лишь немного уступающий Библии и романам Жюля Верна, то совсем не удивительно, что в массовом сознании образ Ричарда III закрепился именно таким, каким изобразил его Великий Бард. Даже люди, вовсе не сведущие в истории, о Ричарде III знают – естественно, по Шекспиру.
Эволюция образа Ричарда
По мере развития пьесы образ Ричарда эволюционизирует, становясь все более обобщенным, поэтому мне больше по душе игрушечная манера исполнения Райкина, но не сухой мачизм Бенюка.
Так в кого же трансформируется король? В злодея или человека? Думаю, Ричарда изначально нельзя назвать злодеем. Он всего лишь запутавшийся в себе человек, продукт немилосердного времени, дитя войн и борьбы за власть.
И опять-таки, как мне кажется, именно К. Райкину удается показать слабости Ричарда с более человечной стороны. Он словно клоун мечется по бумажной сцене, скалит хищные зубы, примеряет под себя трон, танцует, хохочет, лебезит, словом, ведет себя как настоящий политик. Он выживает, выживая других, с безграничной энергией голодного шута.
Так кто же из нас живет иначе? В той или иной степени мы все шуты, поэтому пьесу нужно смотреть так, будто в данный момент перед нами поставили зеркало, и мы видим в нем свой реальный, вполне прозаический облик.
Ссылки и источники
- «Ричард III»
- English original “The Tragedy of Richard the Third”
- English original “The Life and Death of Richard the Third”
- Анализ образов в пьесе о короле Ричарде
- Эксгумация и перезахоронение останков Ричарда
- Местонахождение Грейфрайерс
- История Ричарда III
- «Ричард III» перевод Г. Е. Бена
- Почему Ричарда сделали злодеем?
- Некоторые достижения Ричарда
- Образ Ричарда как монарха
- Образ Ричарда в исполнении К. Райкина
- Джон Мортон и слухи о короле Ричарде III
- Два ракурса времени в истории Ричарда III, часть XI