Самодельные шахматы своими руками

Сравнительная сила фигур Править

Проблема сравнительной силы и ценности тех или иных групп фигур постоянно возникает в шахматных партиях, когда стоит вопрос о размене. В шахматной теории силу фигур принято измерять в пешках. Общеприняты следующие примерные соотношения:

Фигуры Символ Ценность
Пешка 1
Конь 3
Слон 3
5
Ферзь 9

Следует учитывать, что приведённые соотношения вовсе не достаточны для объективной оценки тех или иных действий в конкретной партии. В игре к ним добавляются многочисленные дополнительные соображения. На сравнительную ценность фигур может влиять тип разыгрываемой позиции, этап партии, на котором производится размен, положение конкретных фигур. Так, практически любая фигура в центре доски держит под ударом больше полей, чем на стороне и, тем более, в углу, поэтому размен своей угловой фигуры на равнозначную центральную фигуру противника может быть выгодным. Конь и слон формально считаются равноценными, но на практике их сравнительная ценность очень сильно зависит от ситуации. Два слона почти всегда сильнее двух коней. Слон сильнее коня в игре против пешек, слон и пешки сильнее в игре против ладьи противника, чем конь и то же количество пешек. Слон и ладья обычно сильнее, чем конь и ладья, однако ферзь и конь часто оказываются сильнее, чем ферзь и слон. Двумя слонами можно дать мат одинокому королю, двумя конями — нет. В шахматах действия дальнобойных фигур почти всегда ограничены другими фигурами, в то время как конь может перепрыгивать через них. От шаха коня невозможно закрыться — нужно либо отходить королем, либо забирать коня.

Алгоритм изготовления доски

Далее мы подробно разберем алгоритм изготовления шахматной доски.

  1. Прежде всего, до рисования доски для шахмат нужно осуществить разметку. Воспользовавшись измерительным инструментом и карандашом (фломастером, мелом), начертите квадрат по размеру доски. Теперь нужно верхнюю, нижнюю и две боковые линии разделить на 8 одинаковых по размеру частей.
  2. Если данная разметка будет точной, линии, соединяющие соответствующие точки внизу и в верхней части квадрата, будут параллельны. Точно так же будут параллельны между собой линии, которыми вы должны соединить точки разметки на двух боковых сторонах квадрата.
  3. В результате начертания соединительных линий сверху вниз и слева направо получим сетку, разделяющую начальный большой квадрат на 64 маленьких одинаковых квадратика. Все получится качественно и красиво, если воспользоваться при начертании линий ровной линейкой.
  4. Каждый столбец из 8 клеток нужно обозначить буквой латинского алфавита: от «a» до «h». Обозначение пишется ниже первого ряда клеток. Ряды клеток также обозначаются, но не буквами, а цифрами: от «1» до «8». Восьмой ряд будет самым верхним, первый – нижним. Все это позволит нам точно записать место каждой клетки и во время игры расположение фигур: a5; Кb7; e4 и пр.
  5. Клетку a1, которая находится самой левой в первом нижнем ряду, нужно раскрасить в темный, обычно черный цвет. После чего раскрашивание в черный цвет осуществляется в отношении всех клеток с чередованием через одну. То есть, в нижнем ряду черными будут клетки a1 a3 a5 a7, во втором снизу: b2 b4 b6 b8 и т.д. Не черные клетки игрового поля будут белыми или светлой тональности.
  6. Аналогичным образом шахматная доска рисуется на асфальте, только используется рулетка и рейка соответствующей длины. В том случае, если играть намечено деревянными фигурами, размер стороны большого квадрата обычно выбирают 2,4 м, в этом случае клетка игрового поля будет со стороной в 30 см. При игре живыми фигурами размер доски может быть 4-8-метровый.
  7. Желательно выбирать место для нарисованной на асфальте шахматной доски на спортивной или дворовой детской площадке, то есть там, где не ездят автомобили, и нет мешающих игре пешеходов. Раскрашивание клеток нитрокраской нужно выполнять последовательно: раскрасить все нужные клетки черным цветом, дать высохнуть, затем красить оставшиеся светлой каской.

(4904)

Что еще учитывается помимо цвета

Иногда, говоря о расположении предметов в шахматном порядке, имеют в виду не только соблюдение цветовых сочетаний, но также и расстановку фигур и правила их перемещения. То есть подразумевается, что важные фигуры, предметы или люди размещаются между более «мелких» фигур. В первом ряду располагаются самые незначительные предметы или люди («пешки»), которые образуют так называемую свиту короля и защищают более «важные» фигуры.

В качестве примера, отражающего принцип шахматного размещения фигур, можно привести расстановку мест в кинотеатре. В первые ряды билеты стоят недорого, там размещаются зрители, которые пожелали сэкономить на билете («пешки»). Самыми дорогими являются билеты на центральные места в 7-9-м рядах («король и его свита»), при этом билеты на крайние места, расположенные возле проходов, стоят дешевле, чем центральные. То есть стоимость билетов соответствует значимости фигур на шахматной доске.

Следует обратить внимание, что цветовое чередование клеток и мест по диагонали в данном случае не учитывается. На практике именно такое толкование используется гораздо реже, чем вариации с цветом

Учитывая современную популярность шахмат, раскрасить в шахматном порядке клетки под силу даже ребенку.

Название шахматных фигур с картинками

Далее пора разобраться с названием шахматных фигур по картинкам.Здесь мы лишь словами описываем то, как они ходят. Также вы можете переходить по ссылкам, чтобы с помощью видео освоить ходы всех фигур.

Король

Король (King) — это самая главная фигура на «поле боя», вокруг которой и строится игра. Ведь конец игры наступает именно тогда, когда повержен король соперника. Несмотря на свой статус, король довольно ограничен в перемещениях, он может передвигаться всего на одну клеточку в любую сторону. Но при этом у него есть преимущество — возможность рокировки. Этот термин означает совместный ход с ладьей, в ходе которого король отправляется в более безопасно место.

Ферзь

Ферзь (Queen) — это самая активная, сильная и вторая по значимости фигура во время игры. Ее возможности в траекториях движения наиболее разнообразны. Ферзь может ходить как вверх и вниз по доске, так и влево и вправо, а также и по белым, и по черным диагоналям. Королева — тяжела фигура с точки зрения противника, ведь она обладает большими возможностями для защиты короля и практически в любой момент может оказаться в нужном месте. Выглядит ферзь обычно почти так же, как и король, но немного ниже и с часто с небольшим шариком на верхушке.

Ладья

Ладья (Rook) — эта фигурка двигается только вертикально или горизонтально и ограничена препятствиями. На старте у игрока есть две ладьи, которые размещаются по краям поля. Иногда любители называют их «турами», но опытным игрокам это «режет» слух.

Слон

Слон (Bishop) — тоже парная фигура, считается легкой, обычно выглядит как невысокая башенка с заостренной капелькой. Эта форма может напомнить одежды монаха — так оно и есть. Появилась фигурка именно благодаря тому, что католические священники увлекались шахматами и привнесли в нее что-то свое.

Конь

Конь (Knight) — обычно выглядит, как соответствующее животное. Его особенность — необычная манера передвижения, а именно буквой «Г» в любую сторону. Конь легко перепрыгивает через препятствия (фигуры соперника) и в начале игры стоит рядом с ладьей.

Пешка

Пешка (Pawn) — это шахматный солдат, который первым рвется в бой, открывает игру. У каждого есть по 8 пешек. Ходят они наиболее просто — по одной клеточке и только вперед, хотя в качестве первого хода могут перепрыгнуть через клеточку, — а сбивают вражеские фигурки только наискосок. Пешки играют важную роль, они обороняют другие фигуры, а дойдя до противоположного края доски могут вернуть вместо себя любую сбитую ранее фигурку — и ферзя, и ладью, и коня. Исключение здесь составляет только король.

Итак, теперь вы познакомились со всеми фигурами на шахматной доске. Советуем продолжить обучение и до конца разобраться с правилами шахмат. Мы постарались составить наиболее понятное руководство, чтобы после его изучения можно было сразу приступить к осмысленной игре.

(132954)

Что такое шахматные фигуры?

Во время шахматной партии вы передвигаете фигуры по доске. В шахматах шесть различных фигур. В начале партии у каждого их противников по 16 фигур: восемь пешек, два слона, два коня, две ладьи, ферзь и король. Знакомимся с ними! 

Пешка

В начале партии у каждого из противников по восемь пешек. Белые пешки занимают вторую горизонталь, а черные пешки — седьмую.

Пешки в начальной позиции.

Пешка — самая слабая из фигур. Ее ценность принимается за один балл. Еще не ходившая пешка может пойти вперёд на одно или два поля. Уже ходившая пешка может передвигаться только на одно поле за ход. Пешка может брать только по диагонали на одно поле влево или вправо перед собой. На диаграмме пешка только что сделала ход с поля e2 на e4, и взяла под бой поля d5 и f5.

Пешка e4 держит под боем поля d5 и f5.

Слон

У каждого из противников по два слона, один на белых полях, а другой — на черных. В начале партии белые слоны занимают поля c1 и  f1, а черные — c8 и f8.

Слоны в начальной позиции.

Слон считается легкой фигурой (как и конь) и стоит три балла. Слон может ходить на любое число полей по диагонали, если на пути не стоят собственные или вражеские фигуры. Легко запомнить, что, если отметить  возможные ходы слона, расположенного в центре доски, получится буква «X». Слон может взять фигуру противника, заняв поле, где та находится. 

С поля d4 слон может пойти на много полей по диагонали. Если отметить возможные ходы, у нас получится буква «X».

Конь

В начале партии у каждого из противников по два коня: один на королевском и другой на ферзевом фланге. Белые кони занимают поля b1 и g1, а черные кони — на b8 и g8.

Кони в начальной позиции.

Конь считается легкой фигурой (как и слон) и стоит три балла. Конь — единственная шахматная фигура, способная перепрыгивать через другие фигуры! Конь проходит два поля в одном направлении, потом поворачивает и проходит одно поле в перпендикулярном направлении. Иначе говоря, его ход похож на букву «Г». Конь берет ту фигуру противника, чье поле он занимает а не фигуры, которые он перепрыгивает!

С поля e4 конь держит под боем восемь полей. Его ходы похожи на букву «Г».

Ладья

В начале партии у каждого из противников по две ладьи, одна на ферзевом и  одна на королевском фланге. Все четыре ладь расположены по углам доски. Белые ладьи в начале партии занимают поля a1 и h1, а черные — a8 и h8.

Ладьи в начальной позиции.

Ладья считается тяжелой фигурой (как и ферзь) и стоит пять очков. Она может ходить на любое число полей влево и вправо по горизонтали и на любое число полей вверх и вниз по вертикали (если на пути не стоят другие фигуры). Легко запомнить, что, если отметить  возможные ходы ладьи, расположенной в центре доски, получится знак «+».

С поля e4 ладья может пойти на много полей по диагонали. Если отметить возможные ходы, у нас получится знак «+».

Ферзь

Ферзь — самая сильная шахматная фигура! В начале партии у каждого из противников по одному ферзю. Белый ферзь стоит на поле d1, а черный —  на поле d8.

Ферзи в начальной позиции.

Ферзь считается тяжелой фигурой (как и ладья) и стоит девять очков. Он может ходить на любое число полей влево и вправо по горизонтали и на любое число полей вверх и вниз по вертикали (как ладья). Он может ходить на любое число полей по диагонали (как слон). Легко запомнить, что ферзь ходит как ладья и слон одновременно! 

С поля e4 ферзь может пойти на много полей. Он ходит как ладья и как слон.

Король

Король — самая важная шахматная фигура. Помните, что цель партии — дать мат королю! В начале партии у каждого из противников по одному королю. Белый король занимает поле e1, а черный — поле e8.

Короли в начальной позиции.

Король — не самая сильная фигура. Он может ходить (или брать) только на одно поле в любом направлении. Заметим, что короля нельзя взять! Если король под боем, говорят, что ему «шах».

С поля e4 король может пойти на отмеченные поля.

Как сделать шахматы из бумаги

Для того, чтобы выполнить игровые фигурки из этого материала, необходимо запастись офисной или цветной бумагой формата А4. Здесь будет задействована японская техника оригами, поэтому вам могут понадобиться определенные навыки рукоделия. Вид шахматных фигурок можно придумать самостоятельно или подсмотреть из видео.

Процесс изготовления изделий относительно быстрый. Делая такие шахматы, следует учитывать, что фигурки требуют к себе бережного обращения. Положите перед собой лист бумаги, сядьте поудобнее и переходите к просмотру обучающего видео:

пешка оригами:

https://youtube.com/watch?v=6nSN_bl9VpM

конь оригами:

https://youtube.com/watch?v=AbCXkAa0KJ8

ладья оригами:

https://youtube.com/watch?v=80KMZTa02sU

король оригами:

https://youtube.com/watch?v=3KWkkFy8OSo

Люди, обладающие хорошей фантазией в очередной раз доказывают, что даже из завалявшихся в чулане не нужных вещей можно сделать красивые и полезные изделия. Так, например, взяв пару десятков пустых пластиковых бутылок, канцелярский нож, пенопластовые шарики, акриловые краски, фомиаран, а еще добавив творческую фантазию, то можно сделать очень интересный шахматный набор для деток. Узнать, как изготовить такие игральные фигурки, можно из этого видео:

Все предложенные способы только малая часть из возможного. Выберете вариант, который вам больше всего по душе и начинайте творить! Результат обязательно превзойдет ваши ожидания!

(4102)

Рокировка в шахматах

Особое место среди всех правил игры в шахматы занимает рокировка. О том, как делать рокировку в шахматах, рассказано ниже. Данный ход дает возможность одновременно из угла шахматной доски, чтобы та заняла более выгодную позицию, а также обезопасить короля. Суть рокировки заключается в том, что фигура короля меняет положение в сторону своей ладьи на два квадрата, после чего ладья делает переход на соседний квадрат по другую сторону от фигуры короля. Однако просто так длинную рокировку в шахматах сделать невозможно, для этого должен соблюдаться ряд немаловажных условий:

  • Король в текущей партии ходит первый раз;
  • Передвигаемая ладья в этой партии ходит первый раз;
  • На полях между фигурами короля и ладьи нет других фигур, они свободны;
  • Король не находится в ситуации шаха, а клетки, которые он собирается занять или пересечь, не должны быть заняты и атакованы фигурами противника.

Ниже картинка, которая покажет – как правильно делать рокировку. На картинке указана .

Более подробно про рокировку можете почитать в отдельной статье – Рокировка основы.

Военное дело и шахматы

Со времен древности императоры и полководцы использовали различные геометрические формы и узоры для построения армии при ведении боя. В боевом искусстве часто используются клин, строй, фаланга, каре, линейный боевой порядок, шахматный порядок и множество других.

Знаменитая римская армия, славившаяся военной мощью, использовала различные тактики ведения боя и множество видов построения войск. Часто римские легионы строились по фронту и в глубину располагались в шахматном порядке. Расчленение легиона делало армию более подвижной и маневренной, позволяло осуществлять быстрые перестроения и эффективно вести бои на пересеченной местности.

Доска для шахмат: описание

Поле шахматной доски представляет собой квадрат с чередующимися клетками. Клетки, как и фигуры, выполнены в двух цветах: темном (черном) и светлом (белом). Перед нами шахматная доска. Сколько на сколько миллиметров бывают ее параметры? На простой вопрос можно ответить двояко. Во-первых, размер доски зависит от величины фигур и вида поля: турнирные, дорожные и самые большие – демонстрационные.

Во-вторых, шахматную доску можно описать по количеству клеток, которые располагаются на ее территории. Известный факт: как по длине, так и по ширине шахматное поле имеет по 8 клеток. Таким образом, отвечая на вопрос, сколько на сколько шахматная доска, нужно уточнять, какой именно параметр интересует собеседника.

В зависимости от размера доски, варьируется и величина клеток на ней. Наиболее оптимальным размером можно считать 55 х 55 или 60 х 60 мм.

Русские Линейные шахматы

В Русских Линейных шахматах может быть несколько королей. Шахматная доска визуально делится на вертикальные линии, которые начинаются от каждой белой фигуры и заканчиваются на противоположном конце доски, на аналогичной черной фигуре. При попадании на чужую линию, фигуры обмениваются на ту фигуру, на линии которой они оказались. В данной игре мат не считается победой, так как игрок, которому объявили шах или мат, в ответном ходе может приобрести нового короля, если передвинет одну из фигур на королевскую линию.

Данный вид шахмат появился сравнительно недавно. Правила для игры разработал русский писатель, поэт и сатирик Валерий Данильчук. Впервые чемпионат по Русским Линейным шахматам провели в Волгограде в 2018 году по швейцарской системе с контролем времени 15+5. Соревнования проходили в Городском шахматном центре. По итогам семи туров, специальный кубок победителей получил кандидат в мастера спорта Григорий Любименко.

Помимо описанных выше видов шахмат, существуют также множественные виды шахмат с необычными правилами, к примеру, шахматон, шахматы с кубиком, шахматы Капабланки, шахматы из вымышленных миров, которые были описаны или продемонстрированы в книгах или фильмах.

Как расставить фигуры на доске

Вначале расскажем о доске. На ней нарисованы шестьдесят четыре квадрата, расположенные по схеме “восемь на восемь”. В отличие от шашек используются все клеточки на доске. Хоть поле игры является квадратным и на первый взгляд его стороны одинаковы, с ориентацией можно ошибиться. Есть важная вещь, обязательная для выполнения: белая клетка всегда находится в правом от игрока углу. Если пока это не кажется важным, после вы поймете её значимость.

На некоторых досках нарисованы буквы и цифры, которые расположены по краям. Это шахматная нотация, которая пригодится позже. Эти значки помогут сориентировать доску и записать ход партии. Буквы должны находиться напротив игроков, а числа – с левой и правой сторон. При таком раскладе на правом углу от вас будет располагаться белая клетка. Далее перейдем к главному и расскажем по представленному фото, как как правильно расставить шахматы на доске.

После расстановки пешек практически половина нужной работы будет сделана. В игре присутствует по восемь белых и восемь черных пешек. Их расставлять очень легко. Создайте из них линию во втором и седьмом ряду. Это максимально просто, так как на восемь клеток приходится восемь фигур.

Если представить себе поле боя, то пешки будут простолюдинами – бойцами, которые начинают сражаться первыми. Исключением может стать только благородный конник, который с благими намерениями перепрыгивает их без спроса.

Проверьте обозначения шахматной нотации. Пешки белого цвета всегда должны быть расположены на том ряду, где нарисована цифра 2, черного цвета – на седьмом ряду. Это позволит еще раз убедиться, что вы сделали всё как по учебнику.

После пешек переходите к ладьям. На доске присутствует четыре ладьи – по две каждого цвета. Их следует ставить по углам соответствующего цвета. Своим внешним видом они больше похожи на башни. «И как эти сооружения передвигаются?» – недоверчиво спросите вы, если всерьез задумаетесь. Ну, представим, что у хорошего короля, изымающего неплохие налоги и не выдающего дополнительной ипотеки своим гражданам, башни могут ходить.

Органично смотрелись бы в такой фигуре стены для обороны знатных особ. Ладьи становятся по углам. Их форма также имеет некоторый смысл. На башнях укреплений часто располагали метательные орудия, которые поражали подступающего врага на больших расстояниях.

Исходя из этого логично выглядит, что ладьи двигаются по довольно большому диапазону. После можно посмотреть на коней, которые обычно изображаются с лошадиной головой. Их также четыре (по два белого цвета и два черного), их необходимо располагать возле ладей.

Следующими ставят слонов. Это фигура обычно состоит из продолговатого овала с небольшим кругом сверху. Они находятся возле коней. Иногда слонов и коней путают местами. Обязательно запомните, что эти большие животные с хоботом стоят возле короля и ферзя, а кони – посередине между слоном и ладьей. Смена этих фигур местами приведет к полной смене тактики начала партии. Правильное положение фигур становится ключевым моментом получения ценного опыта и знаний от шахмат.

Если фигуры расставить правильно, то можно отметить, что слоны стоят по сторонам от короля и ферзя. Это единственно верное расположение. Пофантазировав, можно представить, что эти большие, благородные животные – ближайшие слуги короля и ферзя, которым позволено находиться рядом. А обычные рыцари и прочие защитники недостойны тяготить высоких особ своим присутствием.

После этого переходите к расстановке королей и ферзей. В это время вернитесь мыслями в тот момент, когда вы взяли доску, положив её перед собой. Нужно было поставить поле для игры так, чтобы правая угловая клетка была белой. Именно при расстановке ферзей это окажет свое влияние.

На каждом из рядов, ближайших игрокам, осталось два места. Ферзи обязательно должны стоять друг напротив друга со стороны вашей левой руки. А узнать их очень просто, это одна из самых больших фигур, имеющая небольшую корону.

Для корректной расстановки запомните несложное правило: ферзь должен занимать клетку такого же цвета, как и он сам. Если ферзь белый – он должен стоять на светлой клетке, если черный – на черной. Внимательно отнеситесь к этому занятию. Если все будет сделано так – получится два ферзя, которые расположены в одном ряду. Очень часто новички начинают свою игру таким образом, что их ферзи стоят на неправильных клетках, а это значительно меняет всю стратегию шахматной партии.

На оставшиеся клетки следует просто расставить королей. Самая важная фигура в игре, хорошо заметна из-за небольшого креста на вершине.

Как ходят

После того как изучены названия и особенности расстановки юнитов на поле, необходимо рассмотреть, как фигуры ходят в шахматах:

  1. Пешка — важная особенность шахматной пехоты в том, что пешки не могут ходить назад. Данная фигура идет по прямой на одно поле вперед. Первый ход является исключением, шахматист может выставить пешку сразу на два поля. Бьет данная фигура на одно поле диагонально в любую из сторон. И хоть пешка считается самой слабой на поле, она часто решает исход боя. Когда эта единица доходит до крайней линии доски, она может стать любой фигурой, за исключением короля. При этом замена статуса пешки считается ходом.
  2. Конь — это единственный юнит, который не ходит ровно по прямой или диагонали. Передвижение похоже на букву «Г» или латинскую «L». Перемещаться так конь может в любую сторону, а значит игроку доступно 8 вариантов ходов. Даже закрытым другими фигурами конь несет опасность для противника, так как может перепрыгивать другие юниты. При атаке он занимает место битой фигуры.
  3. Слон — перемещается только по диагонали на любое количество полей. Атакует аналогичным образом. Слон может ходить только по тому цвету клеток, на котором он был размещен перед началом игры.
  4. Ладья — ходит строго по вертикали или горизонтали на сколько угодно клеток, атакует тоже по прямой. Может участвовать в рокировке, этот прием выполняется с целью переместить короля в более защищенное место. Для этого его перемещают на два поля в сторону ладьи, а она занимает место короля. Рокировка доступна только в том случае, если перечисленные фигуры еще не ходили, а на линии нет препятствий в виде других фигур. Проводить рокировку можно в любую сторону.
  5. Ферзь — может ходить по горизонтали, вертикали и диагонали, количество клеток для передвижения не ограничено. Ферзь максимально важен, поэтому данный юнит нужно беречь. Разменивать его на более слабые фигуры категорически не рекомендуется.
  6. Король — самая слабая фигура в шахматах, одновременное — самая важная. Может ходить в любую сторону, но всего лишь на одну клетку. Есть два вида атаки короля. Когда данная фигура находится под ударом, но игрок может организовать ее защиту — это шах. Если же король атакован и уйти уже нет возможности, игроку объявляют мат, партия считается завершенной.

Шахматы — одна из старейших игр, которая до сих пор пользуется большой популярностью. Научиться играть несложно, для этого нужно всего лишь выучить название фигур, их сильные и слабые стороны, способы атаки и передвижения по доске.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector