Револьверы дикого запада: из чего стреляли настоящие ковбои

Досье Говарда Дерби

Имя: Говард Дерби.
Род занятий: ганфайтер, ган-спиннер, трик-шутер.
Достижения: пятикратный чемпион мира в скоростной стрельбе (2000, 2001, 2003, 2004 и 2005), 30 побед в рейтинговых турнирах, 15 мировых рекордов в fast draw, шестикратный чемпион мира в ган-спиннинге.
Могут ли специфические навыки обращения с оружием помочь в реальной жизни, например при самообороне?
Револьверы, используемые в скоростной стрельбе, — это специфическое оружие, я бы назвал его «оборудованием» или «инструментом». Мои навыки позволяют легко справляться с любыми пистолетами, но все-таки с автоматикой я буду, конечно, не так быстр, как с привычным револьвером. Не забывайте, что на тренировках и соревнованиях мы находимся в «тепличных» условиях, то есть спокойно готовимся, ждем четкого сигнала. При реальной самообороне я буду медленнее — хотя и ненамного, потому что этот вид спорта вырабатывает великолепную реакцию. Другое дело, что я живу в Канаде, где законы обращения с оружием значительно более жесткие, нежели в США. Я не имею права использовать пистолет для самообороны — это уголовно наказуемое деяние, даже если инициатор конфликта не я.
Были ли подобные вам трик-шутеры на Диком Западе XIX века, или это сугубо современная история, выросшая из вестернов?
Конечно были. Про них до сих пор ходят легенды, правда, нет ни снимков, ни тем более видеозаписей, поэтому документальных подтверждений не существует. Для того чтобы сделать пять выстрелов за секунду, нужно специальным образом дорабатывать оружие, заменяя, в частности, курок. Существуют подобные образцы и полуторавековой давности, хотя их крайне мало. Можно быть сверхбыстрым и с обычным револьвером. Трик-шутинг на Старом Западе не был спортом. Но он помогал ганфайтеру поддерживать себя в форме, а также служил развлечением.
Что сложнее — скоростная стрельба или ган-спиннинг?
Достигнуть совершенства в ган-спинниге значительно сложнее, чем в скоростной стрельбе. А трик-шутинг сложен и для ган-спиннеров, и для стрелков. Дело в том, что при вращении пистолета на ваш указательный палец наваливается динамическая нагрузка (револьвер весит в среднем 1,25 кг), плюс постоянно существует опасность выронить оружие и повредить себя — это действительно сложно технически и физически. У меня на указательных пальцах мозоли, плюс несколько шрамов, полученных при отработке новых трюков. А однажды я сломал палец на ноге, уронив на него револьвер во время тренировки. При этом не получил ни одной травмы, занимаясь скоростной стрельбой.
Сложно ли приспособиться к новому оружию с иной развесовкой и другими характеристиками?
И для скоростной стрельбы, и для ган-спиннинга я использую одно и то же оружие — револьвер 45-го калибра со 117-мм (4 (5/8)») дулом. Это стандартные параметры, даже между различными производителями они практически не различаются. Я работал и с более тяжелыми и длинными револьверами, но приспособиться легко, это занимает пару часов.

Кошерные ковбои

После «Ковбоев против пришельцев» Джона Фавро стало ясно, что вестерн способен не только проникать в фантастику, как проник в «Светлячка» и «Звездные войны», но и становиться фантастикой. Вестерн подружился с инопланетянами, вампирами и позднее с роботами в «Мире Дикого Запада». Ему по плечу любой жанр — он образовывает гибриды и продолжает существовать в любой точке космоса и Земли, времени и пространства.

Французский теоретик кино Андре Базен писал:

Если знаковая для американского вестерна «Великолепная семерка» была ремейком японских «Семи самураев», то американский «Непрощенный» без потерь для сюжета переместился в Японию, где в одноименном ремейке 2013 года сыграл Кэн Ватанабэ.

Восток — дело тонкое, но вот бредет красноармеец Сухов по пустыне, отстреливаясь от басмачей, и мы знаем, что это прогресс прибыл в Среднюю Азию просвещать местных жителей и эмансипировать женщин, а герой Спартака Мишулина — тот самый «благородный индеец», подружившийся с белым героем. Верещагин, не ушедший с баркаса, — честный шериф. Все архетипы на месте, плюс родные красные звезды, черная икра и рвущие душу песни.

Окрашиваясь в цвета национального колорита, вестерн породил корейский пародийный жанр кимчи-вестерн, начавшийся в 2014 году с «Хорошего, плохого, долбанутого». В том же году на экран выехали и кошерные ковбои первого хасидского вестерна Der Mensch от израильского режиссера Вани Хеймана, поместившего своего персонажа в иерусалимском безвременье, где дела решаются не в суде, а с помощью меткого выстрела.

А на Западе с той же частотой, что и в 1950-е, выходят всё новые фильмы contemporary-вестерна, действие которого происходит в современности. Режиссеры пытаются переосмыслить мужские образы, застолбившиеся в жанре почти на столетие.

Детство и юность Кольта

Самюэль Кольт появился на свет в 1914 году в Хартфорде, штат Коннектикут. Еще в детстве Самюэль интересовался механикой, в том числе, огнестрельным оружием отца, чтобы понять принцип его функционирования. В возрасте 16 лет он поступил в Академию в штате Массачусетс, чтобы изучать навигацию. Однако, юношеские шалости привели к его исключению из учебного заведения. Отец дал подростку возможность изучать навигацию, отправив его в открытое море на корабль «Корво».

Здесь Кольт увлекся изучением систем корабля, в частности, принципами опускания якоря и работы трещотки штурвала. Он перенес эти принципы на огнестрельное оружие и придумал устройство, посредством которого, однозарядный пистолет мог быть адаптирован для стрельбы несколько раз подряд в быстрой последовательности. Во время своего пребывания в море, Кольт вытесал из дерева первый макет легендарного револьвера.

После возвращения из морского плавания, Самюэль провел два года, путешествуя по Северной Америке под именем доктора Кольта и продавая научное шоу.

Типичные локации[править]


Как-то так и жили

  • Городок. Состоит из деревянных домиков и деревянных же тротуаров, иногда глинобитных. Имеет одну-две улицы; если их две, то одна из них главная.
  • Главная улица. Здесь сводят друг с другом счёты стрелки и бандиты.
  • Салун. Здесь стоит бармен, играет пианист, пляшут и зазывают клиентов танцовщицы и проститутки, пьют и гуляют ковбои, стрелки и бандиты. Одно из самых важных мест. В каждом вестерне обязательно должна присутствовать драка с разнесением салуна, иногда со стрельбой по бутылкам и пианистам.
  • Виселица на главной площади городка.
  • Кладбище. Канонически называется «Boot Hill» (поскольку покойники «умерли в сапогах», то есть в перестрелке или на виселице). Пополняется настолько быстро, что просто удивительно, как вообще на Диком Западе осталось какое-то население.
  • Ранчо. Отсюда или сюда перегоняют скот ковбои. Является воплощением американской мечты — каждый ковбой мечтает завести своё собственное ранчо, но на деле вместо того чтобы копить на покупку ранчо, спускает все заработанные деньги на проституток, выпивку и азартные игры.
  • Тюрьма. Из неё ещё никто не выходил — только сбегали.
  • Шахта. Необъятная многоуровневая локация, которая разрабатывается много десятилетий. Вместилище бесхозных вагонеток и инструментов шахтёров. Содержит бессистемные лабиринты штолен и переходов, почти повсюду проложены рельсы, на которых можно устроить американские горки. Дикий Запад без единой шахты — это то же самое, что безалкогольное пиво.
  • Железная дорога. Как правило, поезда служат декорацией либо для дерзких ограблений, либо для лихих погонь и перестрелок с прыжками по крышам вагонов. Также строительство железной дороги может быть драматическим сюжетом о приходе нового мира на смену чего-то старого-доброго (например, местных фермеров вынуждают продать их милое ранчо на снос).
  • Мексиканская граница. Невидимая линия, за которую бегут бандиты и через которую лихо перепрыгивает кавалерия.
  • Мексика. От Америки отличается глинобитными домами. А ещё там злые диктаторы, благородные революционеры и горячие сеньориты. Вместо долларов там в ходу песо, в салунах наливают не виски, а текилу. Гостей из Америки местные жители зовут «гринго». Герои, попавшие в Мексику, часто сталкиваются с языковым барьером.

Типичное оружие[править]

Поскольку в литературном, игровом и киношном Диком Западе конфликт просто обязан решаться с помощью насилия, нельзя обойти стороной и оружие, которым пользовались герои.


Револьвер «Кольт нэви» образца 1851 г. Изначально разработанный для офицеров военно-морского флота, этот револьвер быстро стал одной из самых популярных моделей.

Револьвер

Мы говорим «Дикий Запад» — подразумеваем «кольт»! И пускай скептики сколько угодно говорят о том, что револьверы не были самым популярным оружием — неважно. Ковбой без «кольта» — всё равно, что хот-дог без кетчупа

На самом же деле большинство реальных стрелков одинаково хорошо владели как револьвером, так и винтовкой, чистых «пистольеро» (если воспользоваться термином из другого места и времени) никогда не было. Важный момент: до последней четверти XIX века большая часть револьверов не имела… патронов — в зарядные каморы барабана засыпали мерку пороха и забивали молотком (или запрессовывали специальной ручной машинкой, а более поздних моделях — подствольным рычагом-шомполом) пули. От оружия прежних эпох всё это отличалось тем, что имелись капсюли и не требовался затравочный заряд пороха на полке. Именно капсюли превратили револьвер из круто, но непрактично в круто и практично. Так что быстрая перезарядка револьвера в вестернах — типичный анахронизм.

(линк)Процесс зарядки и стрельбы из револьвера «Кольт нэви»


Винчестер

  • Винчестер. Второе по популярности оружие Дикого Запада — это винтовка производства «Winchester Repeating Arms Company» с характерной «скобой Генри» для перезарядки и трубчатым магазином. Здесь стереотип куда ближе к реальности. Действительно, для отстрела как пум или койотов (для защиты стада), бизонов (для пропитания или назло индейцам) или угонщиков скота (для профилактики) винтовка годилась куда лучше брутального револьвера. Что любопытно, к компьютерным жёстким дискам это название приклеилось из-за того, что первые модели «винтов» включали два модуля по 30 мегабайт каждый — а «30-30» в США однозначно ассоциировалось с винтовкой «Винчестер» и соответствующим калибром патронов.
  • Карабин Шарпса. Сейчас мало кому знаком, кроме фанатов старого оружия, но в реальные времена Гражданской войны и Дикого Запада был легендарным оружием первых снайперов. Существовала даже поговорка: «Не беги от шарпсшутера, только умрёшь запыхавшимся».
  • «Дерринджер». Найдётся как у ковбоя в дполнение к винтовке и револьверам, так у карточного шулера, заглянувшего в типичный салун. И действительно, эти карманные двуствольные пистолетики «последнего шанса» были в своё время даже популярнее револьвера. Что характерно, из одной такой пукалки был убит президент США Авраам Линкольн.
  • Дробовик. Как ни странно, реальные ковбои чаще палили по хищникам, охотившимся на их скот, или добыче, которую можно потом пожарить на костре и съесть, чем по людям. Но и при конфликтах часто использовалась охотничья двухстволка, заряженная дробью или картечью, иногда — с обрезанными стволами и прикладом (сицилийские мафиози с их лупарами одобрительно кивают). В скоротечной перестрелке накоротке дробовик был даже страшнее, чем револьвер: да, патрона всего два — зато из снопа картечи хоть пара дробинок, но всегда достанут противника, и одолеть человека с дробовиком может только ганслингер, стреляющий первым. Немудрено, что Эндрю Робертс, знаменитый охотник за головами, заслужил прозвище «Бак» или «Бакшот» — «Картечь».
  • Ножи. Если у стрелка кончились патроны — он может запустить в лоб врагу своим верным шестизарядником (смех смехом, а «Дикий Билл» Хикок одного из своих противников убил именно так), но скорее схватится за нож. Холодное оружие Дикого Запада прославлено меньше, чем огнестрельное, но и здесь есть примечательные виды. Американский ковбой, скорее всего, вытащит из ножен «нож Боуи» или «арканзасскую зубочистку» с их характерной формой, а вот у его противника-мексиканца (особенно, если он из «старой семьи», ещё помнящей свои испанские корни) вполне может оказаться в кармане складной нож-наваха.

Техасские рейнджеры

С технической точки зрения Colt Paterson представляет собой капсюльный пятизарядный револьвер с открытой рамкой. Ударно-спусковой механизм одинарного действия (англ. Single Action, SA) со складывающимся внутрь корпуса спусковым крючком. Каждый раз для выстрела надо взводить курок. Зарядка револьвера осуществляется с дульной части камор — порохом и пулей (круглой или конической) или готовым патроном в бумажной гильзе, содержащим в себе пулю и порох.

Бумажные патроны калибра .44 и инструмент для заряжания

Капсюли (выпускаются и в наши дни — для любителей такого оружия)

Затем на бранд-трубку в казенной части барабана помещается капсюль — миниатюрный стаканчик из мягкого металла (обычно латуни) с небольшим зарядом чувствительной к удару гремучей ртути. При ударе заряд взрывается и создает струю пламени, через бранд-трубку поджигающую пороховой заряд в каморе. Все сказанное о принципах действия такого оружия касается и всех других капсюльных револьверов.

Прицельные приспособления состоят из мушки и целика на курке. Заряжание ранних моделей револьверов Colt Paterson, выпуска до 1839 года, осуществлялось только при частичной его разборке и снятии барабана, с использованием специального инструмента — по сути маленького пресса для вдавливания пуль в каморы барабана.

Этот процесс был долгим и неудобным, особенно в полевых условиях. Не только перезаряжание Colt Paterson было делом небезопасным, но и его ношение, так как ручные предохранители отсутствовали. Для ускорения перезарядки ганфайтеры обычно носили с собой несколько заранее снаряженных барабанов и просто меняли их по мере необходимости. В более поздних моделях, с 1839 года, в конструкции появился встроенный прессовочный рычаг-шомпол и специальное отверстие в передней части рамки под него. Этот механизм позволил значительно ускорить и упростить перезаряжание — теперь можно было снаряжать барабан, не снимая его с револьвера. Это усовершенствование позволило избавиться от дополнительного инструмента, и с этого времени рычаг-шомпол стал неотъемлемым элементом конструкции почти всех капсюльных револьверов Кольта.

Colt Paterson выпуска 1842-1847 годов с укороченным стволом и рычагом-шомполом для заряжания

Некоторые ТТХ Colt Paterson калибра .36 с длиной ствола 7,5 дюйма (следует учитывать, что даже у одной и той же модели капсюльного оружия они могут несколько отличаться):

  • начальная скорость пули, м/с — 270;
  • прицельная дальность, м — 60;
  • вес, кг — 1,2;
  • длина, мм — 350.

Итак, первые револьверы Colt Paterson активно использовались рейнджерами и военно-морским флотом Республики Техас, и очень ограниченно использовались армией США. Colt Paterson использовался в боестолкновениях Республики Техас и Мексики, в Американо-мексиканской войне, в войне США с племенами семинолов и команчей.

Такие револьверы сегодня очень высоко ценятся. Colt Paterson в оригинальной коробке со всеми принадлежностями, проданный на аукционе в 2011 году за 977 500 долларов

Дикий, дикий Вест

Практически всё, что нужно знать о самой атмосфере, духе и прокуренном голосе вестерна, узнается из великого рассказа О. Генри «Дороги, которые мы выбираем».

Он был написан в 1910 году. Но первый фильм-вестерн появился даже раньше.

Это было двенадцатиминутное «Большое ограбление поезда» (1903) Эдвина Портера, поставленное по реальным событиям нашумевшего ограбления поезда «Юнион Пасифик». Фильм потрясал зрителя не только динамичным сюжетом, но и финальной ломкой «четвертой стены», когда один из бандитов палил с экрана прямо в зрителя.

В последующие годы экраны заполонили драки, погони и перестрелки. А также (напомним, 93% населения Дикого Запада составляли мужчины) — геи.

Первый женственный гей на экране появился в вестерне.

Это случилось в фильме «Алджи-золотоискатель» (1912), в котором городской парень с манерами оперной примы отправляется в прерии, чтобы в течение года доказать отцу невесты свою мужественность. Там ему встречается крепкий усатый ковбой, и это становится началом прекрасной дружбы. Алджи, впрочем, перековывается в «настоящего мужика», и то, что начинается как «Песня дровосека» Монти Пайтона, завершается как «Дикий мужчина» группы «Ленинград» в исполнении Бориса Моисеева.

Благодаря Дэвиду Гриффиту в вестерне появились индейцы в ролях вечных врагов (со временем возникнет типаж «благородного индейца», который становится помощником главного героя). «Отец вестерна» Томас Инс открыл тему переселенцев. В 1920-х самый высокооплачиваемый голливудский режиссер Дэвид Крюзе снимал ковбойские фильмы, масштабные даже по современным меркам.

Злодеи были коварны и грязны, герои отважны и чистоплотны, женщины добродетельны и прекрасны. Закон побеждал хаос, прогресс одолевал дикость, победные паровозные гудки неслись над прериями, где кучковались жалкие остатки недобитых краснокожих. История повторялась сотни раз. Обросший стереотипами и клише, забронзовевший жанр имел все шансы выйти из моды. Его иконография превращалась в набор лубочных картинок. Но вестерну повезло — за него взялся великий режиссер, внесший в этот черно-белый мир пятьдесят оттенков серого.

В 1939 году Джон Форд снимает «Дилижанс» — первый вестерн «на полутонах». В числе его героев были проститутка, пьяница и каторжник, причем каждый оказывался не тем, кем виделся поначалу. Так родился психологический вестерн, персонажами которого были не стереотипные «индейцы» и «ковбои», а обычные люди, как и в любом жанре кинематографа.

Золотой век американского вестерна пришелся на один из самых нервных периодов политической истории страны — время «охоты на ведьм» при маккартизме.

Жанр политизировался, отражая раскол умов в Голливуде.

С одной стороны, появились милитаризированные вестерны, такие как «Винчестер-73» Энтони Манна с его простой, доступной массам и коммерчески успешной идеей взять и наподдать врагам. С другой, снимались намного более тонкие и умные картины, в числе которых один из величайших фильмов в истории — «Ровно в полдень» Фреда Циннемана по сценарию Карла Формана, попавшего во время съемок в «Черный список» Голливуда. Продюсировавший фильм мастер остросоциального кино Стэнли Крамер был вынужден убрать имя сценариста из титров, хотя это не помешало номинировать его на «Оскар».

Звезда классических вестернов Джон Уэйн, поддерживавший маккартизм, назвал картину «самой неамериканской вещью, которую я видел», и снялся в ответном «правом» вестерне «Рио Браво» Говарда Хоукса. Редкий случай, когда идеологическое противостояние породило культурное достояние — но оно принадлежало уже прошедшему времени. Депрессивный «Ровно в полдень» протоптал дорогу ревизионистскому вестерну.

Экспансия США и поставки оружия

В 1844 году президентом Америки был избран Джеймс Нокс Полк. Более всего, он запомнился своими достижениями в сфере территориального расширения Штатов. Осуществляя свои предвыборные обещания, президент в декабре 1845 году захватил республику Техас и включил ее в качестве новой территориальной единицы. В 1846 году США начали войну с Мексикой, длившуюся до 1848 года. Договор, подписанный двумя участниками данного конфликта в феврале 1848 года, предусматривал, что Мексика отдает Штатам очень большую территорию. Ко всему прочему, штаты Колорадо и Вайоминг значительно расширили свои владения.

Кольт увидел новую возможность развития своего бизнеса в это время и много сотрудничал с правительством. В 1845 году техасский рейнджер, капитан Уокер, по приказу главнокомандующего американской армией генерала Тейлора, инициировал переговоры с Кольтом о начале поставок так понравившегося им оружия. Первая поставка была заказана на 1000 револьверов и была выполнена в 1847 году.

С той поры удача уже не уходила от оружейника. Пистолеты Кольта, начиная с 1848 года, начали производиться в Хартфорде, где его завод Colt Firearms Company управлялся изобретательным механиком – Э. Рутом. В 50-х годах XIX века в Англии был основан филиал компании. К 1856 году компания уже производила 150 единиц оружия в день.

Дробовик, револьверы и винтовка

— В России за последние годы у многих сложилось впечатление, что наших граждан в Германии, мягко говоря, недолюбливают. Вы с подобным отношением к себе сталкивались?

— Нет. Все были настроены максимально дружелюбно. Правда, не со всеми встречными удалось пообщаться, потому что в Германии, как оказалось, не все знают английский язык.

— Ковбойская стрельба — это, в первую очередь, стремление к спортивным достижениям или удовольствие от самого процесса?

— Ковбойская стрельба — это в большей степени фан, чем спорт. В правилах ковбойской стрельбы четко прописано, что на первом месте стоит безопасность, на втором — дух игры. И только на третьем — спортивный результат.

— Можно сказать, что там стреляют не ради попаданий в мишень, а ради попадания в дружную компанию увлеченных любимым делом людей?

— Так оно и есть. Повторюсь — отношения были очень дружеские. Все понимали, что я приехал в первый раз. Мне прощали небольшие ошибки, помогали, советовали, делились опытом. Впрочем, своим иностранным коллегам я своим поведением шаблон все же разорвал. Ну не ожидали они, что к ним из России прибудет человек, который практически не будет пить виски и водку, вместо этого постоянно требуя кипяток для черного чая. Сам чай я предусмотрительно привез с собой.

— В Германии нет черного чая?

— По крайней мере, на ковбойском ранчо, принадлежащем Техасскому клубу города Филиппсбурга, черного чая не оказалось. Мы как раз жили на этом ранчо, ели в местном салуне, где можно было разжиться пивом и виски, но я, как уже сказал, предпочитал другой напиток. Было довольно промозгло, так что горячего черного чая я потреблял много. Конечно, в глазах других участников соревнований я выглядел несколько странно. Что же это за житель вечно заснеженной России, который не только не пьет алкогольные напитки, но еще и постоянно мерзнет? Шаблон трещал по швам!..

https://youtube.com/watch?v=pAIHPiV5HZM

— Вы летели в Германию со своим оружием или оно выдавалось на месте?

— В ковбойской стрельбе используют три вида оружия: револьверы одинарного действия, винтовка со скобой Генри калибром не менее 9 мм  и дробовик.

— Дробовик?

— Самым эффективным и наиболее часто используемым накоротке видом стрелкового оружия в реалиях Дикого Запада был как раз дробовик. То, что ковбои чаще всего пускали в дело револьверы, — миф, созданный вестернами.

— Понятно. Давайте вернемся к вопросу оружия.

— Думаю, вы понимаете, что отнюдь не все оружие, перечисленное мною из регламента ковбойских игр, разрешено к приобретению и использованию российским законодательством. Это первое. Второе — из разрешенных образцов у меня было не все, а то, что имелось, требовало оформления на вывоз. Подумав, я решил ради одной двухстволки не тратить силы и нервы, так что отправился в Германию налегке. Прибыв туда, я получил  пару револьверов Uberti 1873 — копии легендарного «Миротворца» в калибре 45 Long Colt, винтовку Rossi Puma 92 в том же калибре и бразильскую короткую двустволку в 12-м калибре. Таскать все это «богатство» в руках было довольно затруднительно. По этой причине участники соревнований возили по стрельбищу свой арсенал на специальных деревянных тележках. Выглядело это довольно забавно.

— Получается, стреляли вы из современных реплик оружия времен Дикого Запада?

— Согласитесь: странно было бы использовать для современной спортивной стрельбы оригиналы. Дело не только в их высокой стоимости, но и в недостаточной технической надежности… Причем репликами постоянно пользуемся не только мы, стрелки. Я упомянул, что получил две реплики револьверов, выпущенные итальянской компанией Uberti. Эта компания является одним из основных поставщиков Голливуда. «Хороший, плохой, злой», «Молодые стрелки» — эти вестерны сняты с использованием реплик от итальянцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector