Интересные факты о планетах солнечной системы
Содержание:
- Продвижение
- Полезные пособия
- Что узнали ученые?
- Газовый гигант
- Тайны Солнечной системы
- Визитная карточка
- Проверь себя
- 1) Назови планеты по схеме на этой странице. Для самопроверки используй схему на с. 5.
- 2) Коротко расскажи о планетах Солнечной системы.
- Краткий рассказ о планетах Солнечной системы для 4 класса
- 3) Как движется Земля в космическом пространстве?
- 4) Объясни, отчего происходит смена дня и ночи на Земле.
- 5) Почему происходит смена времён года на нашей планете
- Игры для детей. Изучаем планету Земля
- Текст этой презентации
- Происхождение планет Солнечной системы
- Задания для домашней работы
- Планета Земля. Основные понятия.
- Практическая работа
- 1) Найди на глобусе основные стороны горизонта; Северный полюс; Южный полюс. С помощью глобуса покажи, как вращается Земля вокруг своей оси.
- 2) Пусть какой-нибудь источник света, например лампа изображает Солнце. Поставь напротив него глобус. Вращай глобус вокруг его оси и наблюдай, как будут перемещаться свет и тень по его поверхности.
- Температура на Меркурии достигает +480°, на Марсе редко поднимается выше 0°, на Юпитере температура близка к -130°, а на Сатурне приближается к -170°. Как вы это объясните?
- Солнечная система
- Строение планет Солнечной системы
Продвижение
21.01.19 Публикация визитной карточки.
24.01.19 Встреча с руководителем, создание плана.
02.02.19 Создание ребуса и его публикация на странице участника
03.02.19 Найдена информация о Солнечной системе
10.02.19 Найдена информация о планетах Солнечной системы
12.02.19 Анализ найденной информации
14.02.19 Встреча с руководителем
18.02.19 оформление введения
01.03.19 начало заполнения таблицы, создание общего вида исследовательской работы (введение и 1 гл)
11.03.19 Встреча с руководителем
14.03.19 Встреча с руководителем
26.03.19 Определение нужного масштаба
27.03.19 Создание чертежа и нахождение углов, под которыми с планет видно Солнце
28.03.19 Создание информационной таблицы о радиусах и расстояниях планет от Солнца в найденном масштабе
02.04.19 Поиск предметов и материалов для создания планет и Солнца
03.04.19 Создание в масштабе планет земной группы
04.04.19 Создание в масштабе планет гигантов
05.04.19 Поиск модели Солнца
06.04.19 Определение модели Солнца
11.04.19 Встреча с руководителем, расположение планет в заданном масштабе, запечатление полученной модели на фото
18.04.19 Создание презентации
Полезные пособия
1. «Мир зверей». География для детей («Ракета»). В игровой форме ребенок изучает материки, океаны и животных.
В набор входит карта с материками + карточки-липучки, благодаря которым кроха легко запомнит, где обитают те или иные животные.
2. Настольная игра Десятое королевство «Кто где живет?» серии «Учись, играя».
Игра построена по принципу пазла – животное нужно соотнести с природным ландшафтом.
Для самых маленьких лучше приобрести самые простые пазлы из двух частей.
3. Настольная обучающая игра. Умница. География, или Большое путешествие.
В комплект входят:
- большая карта мира + атлас с наклейками;
- 120 ламинированных карточек;
- готовые сценарии занятий с веселыми играми, в ходе которых кроха знакомится с 15-ю странами, городами, достопримечательностями, климатом и т.д.;
Что узнали ученые?
Рамон Брассер из Токийского технологического института и Стивен Мойжсис из Университета штата Колорадо в Боулдере написали работу о «Разделении внутренней и внешней Солнечной системы структурированным протопланетным диском».
В ней ученые попытались выяснить, почему планеты земного типа — Меркурий, Венера, Земля, Марс — расположены во внутренней части Солнечной системы и имеют каменистую структуру в отличие от газовых гигантов Юпитера и Сатурна, а также ледяных гигантов Урана и Нептуна. Последние четыре планеты расположены за поясом астероидов, который отделяет относительно близкий нам Марс от внешней части Солнечной системы.
Брассер и Мойжсис решили узнать, кто бросал последний камень в этом планетарном керлинге и почему Солнечная система разделена ровно пополам в зависимости от типа планет. Авторы исследования называют эту особенность Солнечной системывеликим разделением», и первым делом они проверили предыдущие теории, которые могли бы объяснить парадоксально нормированное расположение планет в космическом хаосе.
Многие ученые полагают, что причиной великого разделения является Юпитер — самая большая планета Солнечной системы, которая расположена сразу за поясом астероидов. Дело в том, что такая большая планета могла действовать как гравитационный барьер и препятствовать прохождению газов и твердых космических объектов ближе к Солнцу.
Чтобы проверить это Рамон Брассер и Стивен Мойжсис разработали несколько компьютерных симуляций, которые позволили смоделировать ситуацию с зарождением Солнечной системы и тем, какую роль в расположении планет сыграл Юпитер. Оказалось, что гравитационных сил этой планеты было недостаточно для блокирования каменистого материала, который притягивало Солнце из внешнего космоса.
Исключив вариант с Юпитером, исследователи пришли к выводу, что за расположение планет в Солнечной системе отвечает так называемый протопланетный диск или проплид. Эта структура образуется вокруг молодой звезды и представляет из себя плотную газопылевую материю, которую притягивает звезда.
Астрономы использовали данные телескопа миллиметрового диапазона ALMA, который расположен в чилийской пустыне Атакама, и подтвердили, что вокруг отдаленных звезд в молодых звездных системах часто можно наблюдать диск из газов из пыли, похожий на «глаз тигра».
Фото: CC
Основываясь на этих данных, ученые предположили, что подобный проплид мог стать причиной великого разделения и в Солнечной системе около 4,5 млрд лет назад.
Согласно гипотезе авторов исследования, протопланетный диск вокруг молодого Солнца мог создать две зоны с высоким и низким давлением газа и пыли. Эти зоны отвечали за распределение материалов в Солнечной системе и привели к появлению земной группы планет и отдаленных гигантов вроде Юпитера и Сатурна.
«Этот барьер в космосе, вероятно, не был идеальным. Некоторый материал из внешней Солнечной системы мог пробраться ближе к Солнцу вопреки разделению и стал важным для развития нашего мира. Материалы, которые могли попасть на Землю являются летучими и богатыми на углерод, что дало нам воду и органику», — говорит Мойжсис.
Эксперты также считают, что протопланетный диск состоял из нескольких колец, что и позволило газовым гигантам формироваться отдельно от планет земного типа на большем расстоянии от Солнца.
Фото: CC
Газовый гигант
ЮПИТЕР (астрологический знак G), планета, среднее расстояние от Солнца 5,2 а. е. (778,3 млн. км), сидерический период обращения 11,9 года, период вращения (облачного слоя близ экватора) ок. 10 ч, эквивалент диаметра ок. 142 800 км, масса 1,90·1027 кг. Состав атмосферы: H2, CH4, NH3, He. Юпитер — мощный источник теплового радиоизлучения, обладает радиационным поясом и обширной магнитосферой. Юпитер имеет 16 спутников (Адрастея, Метида, Амальтея, Фива, Ио, Европа, Ганимед, Каллисто, Леда, Гималия, Лиситея, Элара, Ананке, Карме, Пасифе, Синопе), а также кольцо шириной ок. 6 тыс. км, почти вплотную примыкающее к планете.
Тайны Солнечной системы
Звезды-сверхгиганты А и Звезды-сверхгиганты В в ходе своей эволюции постепенно расширяются, а звезды Главной Последовательности и звезды Белые карлики Д постепенно сжимаются. Наше Солнце сейчас находится на уровне С Главной Последовательности и медленно остывает перед своим очередным катастрофическим взрывом.
Тайны строения лептонного вещества. Величайшим открытием 20 века является открытие лептонной структуры вещества высоких энергий ВВЭ внутри элементных частиц и атомных ядер. Квантовая теория не признает мировое господство термодинамики во Вселенной. Весь мир Вселенной построен всего из 4 лептонов: электроны, позитроны, нейтрино и антинейтрино. Лептоны представляют собой объемные электроэнергичные пульсирующие и вращающиеся вихри сферообразной и тораидальной формы. Лептоны одинаковых, например, отталкиваются, противоположных — притягиваются. Это взаимодействие позволяет им особые ЭЧ и АЯ с величайшей точностью.
Визитная карточка
Автор проекта: Алина Потравнова Руководитель проекта: В.П.Милинчук Куратор проекта: В.В.Пичугин Основополагающий вопрос: На небе каких планет видно Солнце? Предметные вопросы:
Методы: Изучение и обобщение Анализ информации Сравнение Моделирование Проведение расчетов Фиксирование результатов: Статья, презентация Продукт: Информационная модель Солнечной системы. Материальная модель Солнечной системы Выступление на конференции |
___ |
Сроки и этапы проекта:
|
Проверь себя
1) Назови планеты по схеме на этой странице. Для самопроверки используй схему на с. 5.
Слева мы видим Солнца. От него назовем планеты: Меркурий, Венера, Земля и ее спутник Луна, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
2) Коротко расскажи о планетах Солнечной системы.
Краткий рассказ о планетах Солнечной системы для 4 класса
Самой маленькой планетой Солнечной Системы является Меркурий. Он же ближе всего находится к Солнцу. Самой удаленной от Солнца планетой является Нептун, а самой крупной — Юпитер.
У четырех планет имеются кольца, это Сатурн, Юпитер, Уран и Нептун. Эти планеты называются планетами-гигантами, и у каждой есть много естественных спутников. У Земли тоже есть естественный спутник, Луна, у Марса таких спутников два, но очень маленьких. А Венера и Меркурий лишены спутников.
3) Как движется Земля в космическом пространстве?
4) Объясни, отчего происходит смена дня и ночи на Земле.
Смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси. На освещенной Солнцем поверхности Земли стоит день, на темной стороне — ночь.
5) Почему происходит смена времён года на нашей планете
Смена времен года происходит из-за вращения Земли вокруг Солнца и наклона земной оси. Земля подставляет солнцу то Южное, то Северное полушария, и на том полушарии, которое ближе к солнцу стоит лето.
Игры для детей. Изучаем планету Земля
География на прогулке
Захватите небольшой рюкзачок и отправляйтесь с малышом в увлекательное путешествие. Исследуйте почву и ее виды (чернозем, песок, глина, перегной), рассматривайте растения и деревья. Можно даже устроить настоящие раскопки!
Укрась планету
- Расскажите малышу о богатствах планеты: растениях, грибах, животных, насекомых.
- Нарисуйте заранее на ватмане кустики, травку, деревья, стебли цветов, озеро.
- Вырежьте из картона грибы, бабочек и других насекомых, птиц и т.д.
- Грибочки разложите на кустики под деревьями, цветочки – на стебли, бабочек – на цветочки, рыбок – на озере, птиц – в небе.
Спаси планету.
На большой карте разбросайте небольшие кусочки бумаги и попросите кроху «навести порядок». Пусть Земля в конце игры поблагодарит своего спасителя.
Для наглядности распечатайте картинку земли с мордочкой.
Во время субботников вовлекайте в рабочий процесс и малыша. И не забудьте похвалить его за проделанную работу.
Суша, вода, лед
Веселая игра на реакцию, в которой по команде нужно выполнять определенные действия:
- на слове «суша» встать на зеленый коврик (например, массажный);
- на слове «вода» встать в таз с водой;
- на слове «лед» встаем на пенопласт.
День – ночь
Возьмите обычный фонарик и яблоко, насаженное на деревянную шпажку
Зайдите в темное помещение (например, ванную комнату), затем начните медленно вращать макет Земли, обращая внимание крои на то, что одна сторона освещается, а другая – нет. Напротив фонарика – день, а с другой стороны – ночь.
Кто и где живет
Детям до трех лет достаточно иметь общее представление о частях света. Дополнительно (если ребенку интересно) можно рассказать об особенностях климата, о природных зонах (саванна, степь, пустыни, джунгли, леса и др.).
Разложите на полу большую карту мира, назовите 6 материков. Начните с двух-трех обитателей каждого материка. Просто показывайте континенты и называйте их «жителей». Чтобы информация легче запоминалась, преподносите ее в игровой форме.
Можно распечатать и вырезать животных, а затем разложить их «по домам». Еще интереснее будет играть с фигурками животных и перемещать их различными способами: на вертолете, поезде, машине.
Примеры животных разных материков
- Евразия: бурый медведь, волк, заяц, лиса.
- Африка: лев, слон, верблюд, жираф.
- Южная Америка: ленивец, колибри, пеликан.
- Австралия: кенгуру, коала, страус
- Антарктида: тюлень, пингвин, морской леопард.
- С малышами лучше играть с парными животными (например, мама-кунгуру и малыш). Соотносить животных проще и увлекательнее.
- Желательно заранее приобрести карту животного мира и внимательно ее изучить
Текст этой презентации
Слайд 1
Планеты Солнечной системыУчитель начальных классов
МАОУ «Гимназия № 4 имени братьев Каменских»
города Перми
Жвакина Т. Г.
Слайд 2
В Солнечную систему входят 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун, Уран.
Слайд 3
Земля
Слайд 4
Все планеты делят на 2 группы: планеты земной группы и планеты-гиганты. Меркурий
Венера
Земля
МарсЮпитер
Сатурн
Уран
Нептун
Слайд 5
Планеты земной группы
Слайд 6
МеркурийМарсЗемляВенера
Слайд 7
Меркурий — самая маленькая и самая близкая к Солнцу планета.
Слайд 8
Размер, масса, поверхность Меркурия похожи на Луну. Из-за близости к Солнцу температура на ней поднимается до +400 градусов. У Меркурия нет атмосферы и нет спутников.
Слайд 9
сияет на небе ярче всех звезд и хорошо видна без телескопа.Венера —
Слайд 10
По размерам Венера немного меньше Земли, спутников нет. Она имеет плотную облачную атмосферу (углекислый газ), которая хорошо удерживает тепло. Поэтому температура на ней даже выше, чем на Меркурии ( до +500 градусов). Поверхность Венеры большей частью равнинная.
Слайд 11
Земля — третья и самая большая планета земной группы.
Слайд 12
Слайд 13
Земля находится на расстоянии 150 млн. км от Солнца. Она имеет атмосферу (кислород, азот, немного углекислого газа) и почву. Более70% поверхности Земли покрыто водой.
Слайд 14
Уникальность Земли и главное отличие от других планет в том, что на ней есть жизнь.
Слайд 15
Луна Единственный естественный спутник Земли и самое близкое к ней небесное тело.
Слайд 16
Среднее расстояние от Земли до Луны около 400 тыс. км. Луна сопровождает нашу планету, вращаясь вокруг нее в течение месяца.
Слайд 17
Марс В 2 раза меньше Земли по диаметру и почти в 10 раз меньше по массе.
Слайд 18
Марс – красная планета. Это объясняется тем, что на нем много железа.
Слайд 19
Поверхность Марса – пустыни, кратеры, горы. На Марсе тонкая разряженная атмосфера (углекислый газ), а у полюсов видны белые полярные шапки ( смесь воды и углекислого газа) Средняя температура на Марсе -70 градусов. Марс имеет два спутника.
Слайд 20
Планеты-гиганты
Слайд 21
Планеты-гиганты действительно очень крупные, состоят преимущественно из газов (в первую очередь из водорода) и не имеют твердых поверхностей, таких как у планет земной группы. Все они обладают большим количеством спутников и имеют кольца.
Слайд 22
Юпитер Это самая большая планета Солнечной системы.
Слайд 23
Масса Юпитера превышает массу всех других планет, вместе взятых. Это огромная планета смогла бы вместить 1300 таких планет, как Земля. Из-за большой удаленности от Солнца температура на Юпитере около -130 градусов.
Слайд 24
Сатурн Имеет рекордное количество спутников: 33 !
Слайд 25
Год на Сатурне равен 30 земным годам, зато вокруг своей оси он оборачивается менее чем за 10 часов. Кольца Сатурна образованы льдинками и камнями. Полет космического аппарата к этой планете займет несколько лет.
Слайд 26
Обе планеты в 2 раза меньше Сатурна и почти одинаковы по размеру. Их часто называют планетами- близнецами.УранНептун
Слайд 27
Уран и Нептун практически не видны с Земли невооруженным глазом. Время обращения Урана вокруг Солнца составляет 84 земных года, а Нептуна – почти 165 земных лет. У Урана обнаружено 20 спутников, а у Нептуна – 8.
Происхождение планет Солнечной системы
Планеты Солнечной системы состоят из солнечного вещества низких энергий (ВНЭ), выброшенного из глубин солнца в результате движения его внутренних категориях взрывов в ходе его звездной эволюции.
Первый взрыв электронов произошел 5, 726 млрд. лет назад при переходе его с уровня звезд-сверхгигантов на уровень звезд-гигантов. Из осколков сначала образовалась газопылевая туманность, а из нее затем, с помощью пульсирующих гравитационных волн Солнца, сформировались планеты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна.
Второй взрыв произошел 4, 5 млрд. лет назад. При переходе его с уровня звезд-гигантов на уровень звезд главной последовательности. Этот взрыв вызвал множество возмущений, беспорядков и деформаций. В первоначальной Солнечной системе произошло:
изменение всех параметров движения планет;
образование спутников из круглых массивных осколков Солнечного ВНЭ;
образование колец пыли и осколков солнечного ВНЭ вокруг Юпитера и Сатурна;
образование из солнечных осколков ВНЭ пояса астероидов на орбитах между орбитами Марса и Юпитера;
образование вокруг Солнца второй газопылевой туманности и формирование из нее: Меркурий, Венера, Земля и Марс;
захват Луны землей массивным осколком второго взрыва Солнца. Луна становится спутником Земли.
образование из осколков солнечного ВНЭ множества комет и метеоритов;
оплавление поверхности Луны. Происходит растрескивание и первородного холодного базальтового тела, покрытие поверхности Луны слоем порошкообразных взрывных осадков солнечного ВНЭ.
Солнечный ожог выжег с поверхности Луны все легкоплавкие и летучие химические элементы и их соединения. Отсутствие на обратной стороне Луны круглых «морей» подтверждает трагедию космического нападения Солнца на маленькую беззащитную Луну.
Задания для домашней работы
1) Вылепи из пластилина модели планет. Покажи при этом, что все планеты имеют шарообразную форму, но разные размеры.
2) Понаблюдайте на вечернем небе Луну: невооружённым глазом, в бинокль или школьный телескоп. Сравните результаты наблюдений, сделанных разными способами.
При наблюдении Луны невооруженным глазом, мы видим ровный Лунный диск, с пятнами на нем.
Если посмотреть на Луну в телескоп, то мы увидим, что поверхность Луны неровная, на ней много кратеров и гор. Более темные участки лунной поверхности носят название морей, но воды там нет.
3) Если есть возможность, побывай в планетарии. Здесь можно увидеть движение планет Солнечной системы, познакомиться с разнообразием планет и их спутников.
Планета Земля. Основные понятия.
Земля – это огромный шар-планета. На земле есть вода (океаны, моря, реки, озера и др.) и суша, горы, леса. Земля – единственная планета, на которой есть жизнь.
Планета – это тело в космосе, которое вращается вокруг звезды.
Космос – это то, что окружает землю и другие планеты. Он находится высоко-высоко, выше неба. Космос начинается там, где заканчивается атмосфера, т.е. воздух. В космосе много звезд и планет.
Посмотрите с малышом на ночное звездное небо. Звезды кажутся близкими, но на самом деле они далеко и дотянуться до них невозможно,. До космоса можно только долететь на специальном космическом корабле.
Солнце – это огромная горячая звезда в космосе, вокруг которой вращаются планеты. Солнце дает нам свет и тепло. Без него не было бы жизни на Земле. Без света погибнут растения, а без растений не будет кислорода (того, чем мы дышим).
Луна – спутник Земли.
Спутник – небесное тело, которое вращается вокруг другого.
Важные факты
- Земля вращается вокруг солнца. Каким бочком она к нему повернется, тому и теплее – там лето, а на противоположной стороне – зима.
- Земля вращается не только вокруг солнца, но вокруг самой себя (своей оси). День с той стороны, которую освещает солнце, а ночь – с противоположной.
Про глобус
Знакомясь с понятием «Земля», обязательно покажите ребенку глобус. Помните, что малышам нужна наглядность, поэтому нужно показать ему не плоское изображение, а шар, который можно покрутить, повертеть и рассмотреть детально. Уже после знакомства с глобусом можно переходить к карте.
Поясните, что глобус – копия Земли, но очень-очень маленькая. Настоящая Земля такая огромная, что ее невозможно обойти пешком. Чтобы объехать или облететь Землю, понадобится много времени.
Какие цвета есть на глобусе?
- Голубой – вода;
- Желтый – возвышенности (холмы);
- Зеленый – зелень
- Коричневый – горы
- Белый – снег и лед.
Обязательно покажите картинки, на которых можно детально рассмотреть горы, леса, воду и пр
На улице также обращайте внимание на зелень, воду и др., проговаривайте цвета. Во время путешествий не упустите возможность показать крохе горы, море и др.
Про заботу о Земле
Важно с малых лет прививать ребенку любовь к окружающему миру. Расскажите ему о том, что люди не берегут нашу планету и мусорят, что выхлопные газы от машин загрязняют воздух и т.д
Приучайте кроху выбрасывать мусор на улице только в урну, расскажите о правилах поведения в лесу и на водоемах. Поясните, что растения дают нам кислород, поэтому нужно заботиться о них. Будет отличной идеей совместно с папой посадить в лесу или парке деревце и помочь планете.
Практическая работа
1) Найди на глобусе основные стороны горизонта; Северный полюс; Южный полюс. С помощью глобуса покажи, как вращается Земля вокруг своей оси.
Северный полюс находится на веру глобуса, внизу глобуса находится Южный полюс. Через полюса проходят земная ось и ось вращения глобуса.
Если смотреть на север, то слева от нас будет запад, а справа — восток.
Вращая глобус вокруг его оси можно показать вращение Земли. Вращать глобус надо справа налево, то есть с запада на восток.
2) Пусть какой-нибудь источник света, например лампа изображает Солнце. Поставь напротив него глобус. Вращай глобус вокруг его оси и наблюдай, как будут перемещаться свет и тень по его поверхности.
При вращении глобуса с запада на восток, мы видим, что день будет продвигаться по поверхности Земли с востока на запад.
3) Используя тот же источник света и глобус, покажи, как обращается Земля вокруг Солнца. Объясни, почему происходит смена времён года.
Будем перемещать глобус вокруг источника света. При этом заметим, что периодически ближе к источнику света, Солнцу, будет оказываться то Северное полушарие, то Южное. Этим обусловлена смена времен года.
Температура на Меркурии достигает +480°, на Марсе редко поднимается выше 0°, на Юпитере температура близка к -130°, а на Сатурне приближается к -170°. Как вы это объясните?
Чем дальше планета от Солнца, тем слабее солнечные лучи нагревают ее поверхность.
Солнечная система
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА, система космических тел, включающая, помимо центрального светила — Солнца — девять больших планет, их спутники, множество малых планет, кометы, мелкие метеорные тела и космическую пыль, движущиеся в области преобладающего гравитационного действия Солнца. Образовалась Солнечная система около 4,6 млрд. лет назад из холодного газопылевого облака. В настоящее время с помощью современных телескопов (в частности космического телескопа им. Хаббла) астрономы обнаружили несколько звезд с подобными протопланетными туманностями, что подтверждает эту космогоническую гипотезу.
Строение планет Солнечной системы
Планеты состоят из наружного обычного вещества низких энергий (ВНЭ) и непонятного академической науке лептонного ВВЭ внутри твердых плазменных сфер в их центрах. Поверхность планет системы лептонного ВВЭ внутри планет, звезд, галактик и квазаров имеет высокую температуру (2, 618*107 К). Столь высокая температура поверхности лептонного ВВЭ является причиной излучения его потоков электронных квантов и лептонов-электронов, позитронов, нейтрино и антинейтрино.
1. Твердая плазменная сфера лептонного вещества высоких энергий.
2. Твердая оболочка ионизированного обычного вещества низких энергий.
3. Твердая оболочка обычного ВВЭ.
4. Газовая атмосфера ВНЭ.
5. Жидкая расплавленная магма обычного вещества низких энергий.
6. Потоки электромагнитной энергии квантов и лептонов с поверхности планет системы наружу.
7. Потоки гравитационной энергии к центру планеты.
Потоки лептонов с поверхности планет системы лептонного ВВЭ наружу взаимодействуют между собой по реакциям. Эта реакция и является причиной рождения внутри планет водорода, протонов и нейтронов, а также выделение тепла.