Популяризация науки
Содержание:
Спрос на новую специальность
— Основной задачей фестиваля научных театров является популяризация науки через искусство, — говорит Елена Симферовская, соорганизатор фестиваля и директор Информационного центра атомной энергии Петербурга.
Александр Сергеев: РАН должна стать главной научной организацией страны
По мнению экспертов, такое соединение крайне важно: ведь таким образом в постижение тайн науки оказываются вовлечены оба полушария человеческого мозга, правое и левое, «образное» и «логическое». О том, что популяризация науки сегодня — одна из коренных ее задач, говорит хотя бы тот факт, что в одном из петербургских университетов вот уже второй год действует магистерская программа по специальности «Научная коммуникация»
Цель обучения будущих выпускников — подготовить пиар-специалистов для наукоемких производств, чтобы они могли впоследствии объяснить и обществу, и потенциальному инвестору возможности приложения научных изобретений и открытий, умели переводить с «птичьего» научного языка на общедоступный
О том, что популяризация науки сегодня — одна из коренных ее задач, говорит хотя бы тот факт, что в одном из петербургских университетов вот уже второй год действует магистерская программа по специальности «Научная коммуникация». Цель обучения будущих выпускников — подготовить пиар-специалистов для наукоемких производств, чтобы они могли впоследствии объяснить и обществу, и потенциальному инвестору возможности приложения научных изобретений и открытий, умели переводить с «птичьего» научного языка на общедоступный.
Кстати, известный популяризатор науки Ася Казанцева в самые краткие сроки стала на этом поприще звездой.
— Наука сегодня в моде, — говорит она. И замечает: чтобы стать успешным автором хорошо продаваемых научно-популярных текстов, надо соблюсти три условия: окончить вуз по какой-нибудь естественно-научной или технической специальности, овладеть «научным английским», чтобы ориентироваться в современных мировых открытиях, а также уметь поставить себя на место читателя, чтобы определить, что ему будет интересно, а что непонятно.
Цели и методы
Популяризация науки, «перевод» специализированных знаний на язык малоподготовленного слушателя, читателя — одна из самых важных задач, стоящих перед популяризаторами науки. Задачей популяризатора науки является превращение скучных для неспециалиста научных данных в интересную и понятную большинству информацию. Популяризация науки может быть направлена как на общество в целом, так и на его часть, например, подрастающее поколение. Важную роль в этом процессе играет научная фантастика, предвосхитившая и вдохновившая множество научных открытий. Существенный вклад в это внёс фантаст Жюль Верн, один из первопроходцев жанра
Приход молодёжи в науку и высокотехнологичные области производства, внимание непосвящённой части общества к научным проблемам зависят от степени популярности науки. Учёные, как носители научных знаний, заинтересованы в их сохранении, развитии и приумножении, чему способствует приток в неё молодёжи
Популяризация науки увеличивает количество людей, интересующихся наукой, благодаря стимуляции интереса к ней.
Как синонимы популяризации науки используются такие выражения, как занимательная наука (термин был придуман Яковом Перельманом), популярная наука.
В последнее время появились издания, имеющие лишь отдалённое сходство с научно-популярной литературой советского времени. Для этого новообразования придуман специальный термин «поп-наука». Проведённый Институтом психологии РАН опрос, в котором учёных спрашивали, знают ли они о существовании поп-науки и как к ней относятся, показал, что большая часть опрошенных учёных формулировала своё понимание поп-науки не только как популярных околонаучных изданий, но и как:
Тихо Браге считал, что научные знания должны быть доступны только правителям, умеющим ими пользоваться. Академик РАН Людвиг Фаддеев так высказался о популяризации науки:
Биология
Марков Александр Владимирович
Доктор биологических наук, заведующий кафедрой эволюции биологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН, автор и редактор сайта «Проблемы эволюции», лауреат главной в России премии в области научно-популярной литературы «Просветитель», лауреат премии «За верность науке» Министерства образования и науки РФ в категории «Популяризатор года».
Член редколлегии «Журнала общей биологии», ведущий научно-популярных программ радио «Свобода», один из авторов сайта «Элементы.ру». В общем, регалии можно перечислять очень долго. Главное, почему следует смотреть эти лекции — очень хорошая подача научных достижений, истории жизни и эволюции, ответы на загадки эволюционной биологии человека и других живых существ.
Черниговская Татьяна Владимировна
Доктор филологических наук, доктор биологических наук, ученый в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. По ее инициативе впервые была открыта учебная специализация «Психолингвистика».
Тематику лекций Татьяны Владимировны лишь условно можно отнести к биологии. Ее лекции посвящены деятельности мозга, сознания, процессам обучения, эволюции речи, ментальному лексикону, лингвистике, психологии, искусственному интеллекту и нейронауке.
Панчин Александр Юрьевич
Еще один биолог, вышедший за рамки биологии. Александр Панчин известен в первую очередь как популяризатор науки и научного мышления. Получил премию «Просветитель» за книгу «Сумма биотехнологии». Является старшим научным сотрудником Института проблем передачи информации РАН имени Харкевича. Член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой, участник оргкомитета и экспертного совета Премии имени Гарри Гудини, вручаемой за доказанное проявление экстрасенсорных способностей (ни разу не была вручена).
Панчин разрушает мифы, борется с лженаукой, дезавуирует околонаучные махинации, продвигает рациональный подход к ГМО и генетике в целом.
SciComm: The Force Awakens
Начало XXI века
Огромное влияние на распространение информации, в том числе научной, оказало повсеместное подключение к интернету в 2000-х. Это повлияло на скорость и качество статей, которые публиковались в прессе. Читатели заинтересовались графеном, адронным коллайдером, чёрными дырами, гравитационными волнами. Благодаря читательскому спросу снова оформилась профессия научного журналиста. В научных компаниях специалисты по коммуникациям всё чаще стали общаться с журналистами, чтобы транслировать через них результаты проводимых исследований. Все эти люди стали основой для возрождения научной популяризации в России.
Поддержку фонда «Династии» до его закрытия в 2015 году получило множество проектов популяризации науки, которые касались библиотек, музеев, издательской деятельности. В 2008 году фондом была учреждена премия «Просветитель», она до сих пор вручается отличившимся авторам научно-популярной литературы. Сегодня эстафету перенял фонд «Эволюция», совет которого составляют учёные, в том числе лауреаты премии «Просветитель».
Описанные в статье примеры — только видимая часть того айсберга, который мы изучаем в профильной магистратуре. Спустя полгода мы видим потенциал научкома в России: в его подводной части скрывается множество путей и способов коммуникации, весь мировой опыт. Наша цель — освоить этот опыт. Хорошо, если как можно больше людей убедится, что знания о науке и её достижениях важны и полезны: используя их, можно улучшить качество своей жизни. Нам придётся преодолевать равнодушие и суеверия, показывать, что научная информация не менее интересна, чем очередной сериал (зачастую основанный на достижениях науки) или сводки новостей. Мы только в самом начале пути, но история России показывает, что люди в целом интересуются наукой и тянутся к знаниям, а значит, у нас всё получится.
Выстроить систему
— Заработать на популяризации науки нельзя, — утверждает Яков Сомов, генеральный директор «Лекториума» и методист Санкт-Петербургского лицея №239.
Как читают генетический текст
При этом на сайте «Лекториум» любой желающий может пройти онлайн-курсы по самым разным научным темам, выкладываются ролики в Сеть абсолютно бесплатно. Они увлекательно сделаны, весьма наглядны и собирают огромную аудиторию. Скажем, курс лекций петербургских ученых по астрофизике или новосибирских по генетике. Более того, как рассказал сам Сомов, многие педагоги, используя эти лекции в своих уроках и для повышения своей квалификации, потом успешно проходят профессиональную аттестацию. Однако зарабатывают авторы роликов не на их продаже, а на их изготовлении. Вузы, производственные компании заказывают сотрудникам «Лекториума» изготовление роликов, которые позже они выкладывают в Сеть, и стоит такая работа немалых денег — от 1 до 2 миллионов рублей.
Еще один необычный путь монетизировать популяризацию науки нашли в Ростове-на Дону. Там на базе научных музеев и научных шоу создали систему «Лабораториум» — по сути, некое альтернативное классической школе занимательное образовательное пространство.
Интерес к наукам здесь возбуждают не классическими занятиями — от простого к сложному, — а всевозможными заманками, принятыми в научных шоу. Финансируют эти программы отчасти сами посетители (билет стоит 400-500 рублей, с рассказом экскурсовода — до полутора тысяч), отчасти — комитет по образованию (ведь многие школьные учителя с удовольствием проводят в «Лаборатуриуме» уроки по естественно-научным дисциплинам.
И неслучайно именно такие уроки чаще прочих становятся той искрой, из которой разгорается огонь научной любознательности.
Исполнительный директор Эндаумент-фонда Евгений Пен утверждает:
— Монетизировать научные результаты и монетизировать популяризацию науки — это совсем разные истории. Понятно, что для монетизации научных результатов сегодня в обществе есть свои механизмы: стартапы, патенты. Но заработать на популяризации науки впрямую невозможно. Популяризация лишь дает возможность привлечь к некой отрасли науки общественный интерес, спровоцировать большое число абитуриентов, например в профильные вузы, заинтересовать инвестора. И уже с его помощью развивать площадки популяризаторства.
Кстати, такие примеры в Санкт-Петербурге тоже имеются. Так, проведение фармацевтической олимпиады для школьников, затеянное одной из коммерческих структур — производителей лекарств, вызвало не только большой приток абитуриентов в профильный вуз и заключение с некоторыми из них целевых договоров на дальнейшее трудоустройство. По статистике, за три года, что проходит эта олимпиада среди старшеклассников страны, порядка 30 процентов из числа ее участников выбрали в качестве будущей профессии фармацию. Это — необычайно высокий процент.
Что лежит в основе позиции популиста
В основе позиции популиста лежит попытка понравиться народу, завоевать поддержку масс. Для этого популисты заявляют, что выступают в защиту «маленького человека» и его интересов. Например, обещают борьбу с социальным неравенством, всеобщее благосостояние, безопасность и справедливость.
Реальные цели популиста при этом могут быть совсем иными — приход к власти, личное обогащение и т.п.
Популизм становится особенно востребован в переходные периоды, в эпоху социальных кризисов, когда население ждет перемен к лучшему и готово поверить любому, кто их обещает.
Риторика популизма строится на экономических и социальных интересах «простых людей». Основные идеи, на которые опираются популисты:
-
Вера в возможность простейшего решения социальных проблем.
-
Прямая демократия — непосредственное участие народа в управлении государством.
-
Недоверие к государственным институтам и большому бизнесу.
-
Критика бюрократии и коррупции.
-
Авторитетное, часто харизматическое лидерство.
Популизм — универсальный стиль, его могут использовать представители разных политических идеологий: и правые, и левые.
Популисты могут заявлять, что защищают интересы народа в целом или отдельных социальных групп (рабочих и крестьян, молодежи, женщин и т.п.). Например, националисты говорят о защите интересов своей нации, социалисты — о защите интересов трудящихся.
При этом можно различать реальный и спекулятивный популизм. Реальные популисты добиваются ограничения влияния элиты, стремятся к социальному равенству. Спекулятивный популизм — это заигрывание с массами населения без подлинного стремления к переменам. Спекулятивный популизм характерен для многих авторитарных и тоталитарных режимов: они утверждают, что защищают интересы народа и опираются на его поддержку.
Главным недостатком популизма является его утопичность: быстро решить проблемы общества простыми мерами невозможно. Поэтому после прихода популистов к власти население обычно разочаровывается в них, поскольку популистские обещания остаются невыполненными.
Что такое утопия. Томас Мор, коммунизм и антиутопия
Почему лучше плохая реклама, чем никакой?
Но отчаиваться не стоит, любая идея находит как хороших, так и посредственных толкователей и неизбежно искажается, зато это порождает всплеск интеллектуальной жизни. А если бы какая-либо доктрина так и осталась в пыльных кабинетах ученых, то никакого оживления не было бы, и каждый из нас был менее образован.
Сколько образований человек может получить за свою жизнь? В лучшем случае три полноценных, различные курсы считать не будем. Получается, что есть три области знаний, где человек чувствует себя как рыба в воде и понимает тексты любого уровня, а с остальными сферами все складывается не так прекрасно.
Возникает вопрос: что это значит «популяризация» в данном случае? Это способ увеличить запас своих знаний, не обладая профессиональной подготовкой в данной области. А книги всегда бывают двух видов – хорошие и разные.
В конце концов, если люди ругают мыслителя или писателя, значит, он цепляет нервы, раздражает, а следовательно, с ним необходимо ознакомиться, чтобы составить собственное мнение. Генри Миллер тоже всех шокировал в свое время, а теперь его проходят на филологических факультетах, он классик. Другими словами, дороги популяризации – это закрытая книга, и какая из идей останется в веках, никогда предсказать нельзя. Жизнь идей и людей объединяет непредсказуемость.
Популяризаторы
Популяризатор науки — учёный или научный журналист, предоставляющий научную информацию в понятном и интересном виде обществу.
Со времен зарождения самой науки, таким образом, уже могли существовать такие люди, как её популяризаторы. Например, в своей книге «Учёные — популяризаторы науки» Володар Лишевский в качестве одного из первых популяризаторов называет Ломоносова. Однако до XX века, это было уделом отдельных учёных или писателей, которых лишь ретроспективно можно назвать популяризаторами науки. Например, натуралист и путешественник Альфред Брем или писатель Жюль Верн.
В XX веке популяризировали науку Айзек Азимов, Наум Виленкин, Мартин Гарднер, Ярослав Голованов, Сергей Капица, Стивен Гулд, Борис Медников, Карл Саган, Константин Флёров, Владимир Арсеньев, Иван Ефремов, Алексей Крылов, Алексей Маркушевич, Жак-Ив Кусто, Бенуа Мандельброт, Яков Перельман, Том Тит и т. д., Ричард Фейнман, Иосиф Шкловский.
Айзек Азимов известен не только как фантаст, но и как автор научно-популярных книг. Написанные преимущественно в 1960-х и 1970-х годах, эти работы в доступной форме излагают занимательные стороны таких наук, как биология, химия, физика, математика, астрономия.
Брайан Грин — крупнейший учёный, физик-теоретик и популяризатор астрономии и физики. Автор книг «The Elegant Universe» (пулитцеровский финалист, в русском переводе название книги «Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории»), «The Fabric of Cosmos» (в русском переводе название книги «Ткань космоса: Пространство, время и текстура реальности»), фильмов с аналогичными названиями. Один из создателей Всемирного фестиваля науки («World Science Festival»), проходящего в Нью-Йорке с 2008 года.
Стивен Хокинг физик и популяризатор космологии и физики. В его научно-популярных книгах «Краткая история времени», «Кратчайшая история времени», «Чёрные дыры и молодые вселенные» (), и «Мир в ореховой скорлупке» (2001) рассказывается о космологии и её последних достижениях.
Стивен Хокинг даже сформулировал закон научно-популярных книг по астрономии и физике, при помощи издателя, изложившего ему этот принцип:
Полностью его слова звучат так:
Нил Деграсс Тайсон — американский астрофизик и директор планетария Хейдена. Вёл телевизионное шоу NOVA scienceNOW на канале PBS. Награждён почётной медалью НАСА «За выдающуюся общественную службу», наивысшей гражданской наградой НАСА.
Митио Каку — американский учёный японского происхождения, специалист в области теоретической физики. Известен как активный популяризатор науки, автор научно-популярных книг в области физики и астрономии.
В СССР и России
В России и СССР видным популяризатором считается Яков Перельман. Его книги постоянно переиздаются, их общий тираж составляет миллионы экземпляров, они опубликованы на многих языках мира. Среди прочих, Перельман пропагандировал идеи Циолковского. Кроме популяризаторской деятельности, он также занимался педагогической, многие годы читал курсы математики и физики в различных учебных заведениях. Написал 18 учебников и учебных пособий для советской Единой трудовой школы.
Сергей Капица — советский учёный, телеведущий, главный редактор научно-популярного журнала «В мире науки» с по 2012 год. Ведущий научно-популярной телепередачи «Очевидное — невероятное», является лауреатом премии Калинги, Государственной премии и премии РАН за популяризацию науки.
Владимир Сурдин — астроном, автор научно-популярных статей и лектор. Автор и научный редактор научно-популярных книг о космосе. Лауреат премии в области научно-популярной литературы «Просветитель» (2011).
Александр Марков — палеонтолог, автор научно-популярных статей и лектор. Автор и научный редактор научно-популярных книг об эволюции. Лауреат премии в области научно-популярной литературы «Просветитель» (2012).
Борис Штерн — астрофизик, автор научно-популярных статей и лектор. Автор научно-популярных книг «Прорыв за край мира» и «Ковчег 47 Либра». Один из создателей и главный редактор газеты «Троицкий вариант-наука».
Михаил Гельфанд — биоинформатик, автор научно-популярных статей и лектор. Один из создателей и зам. главного редактора газеты «Троицкий вариант-наука».
Ася Казанцева — научный журналист, писатель и лектор. Автор научно-популярных книг «Кто бы мог подумать: Как мозг заставляет нас делать глупости» и «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов». Лауреат премии в области научно-популярной литературы «Просветитель» (2014).
- Кинематограф
- Центрнаучфильм (Моснаучфильм)
- Леннаучфильм
Наука в народ
Конец XVIII — начало XIX века
Илья Мечников
Когда его жена умерла от туберкулеза, посвятил жизнь изучению свойств организма и пропаганде науки, получил Нобелевскую премию.
В образованной среде этого времени распространились материалистические взгляды писателей и литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского, опубликованы знаменитые «Письма об изучении природы» Александра Герцена. Публицисты пытались осмыслить путь России, понять причины возникающих в стране проблем. Научная популяризация стала элементом прогрессивной культуры, в ней оформились правила: популяризатор не может позволить себе изложить тему сложным научным языком, потому что стремится достичь понимания у аудитории, при этом нельзя шутить, чтобы не опошлять и не принижать научное достоинство.
Массовому распространению текстов мешала низкая грамотность населения. Российские революционеры-демократы стремились просвещать простых людей. Знаменитое студенческое движение, прозванное «Хождением в народ», ставило целью не только поделиться общими знаниями с крестьянами, но и рассказать о научных достижениях, чтобы освободить от суеверий.
Проблемы
Неудачные, плохо продуманные и недостаточно качественно выполненные популярные работы по научной тематике могут приводить к результатам, прямо противоположным целям, которые стоят перед популяризацией науки.
Эскалация популяризации
Под эскалацией популяризации здесь понимается гипертрофированное привлечение внимания к той или иной области науки или конкретным научным (или околонаучным) исследованиям и/или теориям.
Примеры:
Популяризация нанотехнологий как быстро прогрессирующей области науки и техники. Однако нанотехнологии по большей части существуют в виде теории и в связи с этим возникает критика шума, поднятого над нанотехнологиями и употреблением самого этого слова. Исследователь Дэвид Беруби для обозначения этого явления в книге «Nano-Hype: The Truth Behind the Nanotechnology Buzz» использует такие выражения как «nano-hype» (наномода) и «nano bubble» (нанопузырь). По мнению Алексея Шварева, популяризация нанотехнологий ведётся многими учёными для получения от государства и налогоплательщиков денег, он даже придумал синоним эскалации популяризации нанотехнологий — неологизм «нанопурга». Хотя первый вице-премьер РФ Сергей Иванов, говоря о новой продукции с использованием нанотехнологий, упомянул этот неологизм так:
Распространение научных мифов
Основная статья: Научный миф
Научный миф — широко распространённое, массовое заблуждение, преподносимое как научный факт. Некоторые научные мифы являются результатом неудачной популяризации научных теорий, когда попытка упрощения объяснения искажает факты и события до неузнаваемости, превращая научное знание в нечто простое и интересное, легко воспринимаемое, но потерявшее первоначальный смысл.
В процессе популяризации естественных наук появились такие научные мифы, как ванна Архимеда, яблоко Ньютона, вечный двигатель, катастрофические сценарии развития экспериментов на LHC.
Многие научные мифы распространяют сами учёные. Создавая свои мемуары или интервью, они дополняют их какими-либо историями или излишними подробностями. Некоторые из этих мифов создаются под конец жизни их создателей: Анри Пуанкаре и Карл Фридрих Гаусс поведали о своих исследованиях только под конец жизни, а Ньютон первый раз заговаривает о яблоке за год до своей смерти.
Некоторые утверждения были точными популярными описаниями реального состояния науки, но позже, вследствие неосведомлённости популяризаторов, превратились в мифы. Так, например, до сих пор можно встретить в популярной литературе упоминания о нерешённых математических проблемах, «задаче четырёх красок» и Великой теореме Ферма, хотя первая была решена ещё в 1970-х годах, а вторая — доказана в 1994 году Эндрю Уайлсом.
Необходимость популяризации науки в России
- Первый и очевидный аргумент в пользу популяризации науки – борьба с мракобесием.
Всего 10 лет назад на федеральном канале Геннадий Малахов предлагал лечить диабет с помощью приседаний. Что говорить о миллионах россиян, которые передают из уст в уста рецепты народной глупости. Уровень последней, надо сказать, сегодня просто зашкаливает. По данным одного из опросов с фразой «Антибиотики убивают вирусы так же, как и бактерии» согласно 53 % опрошенных. 29 % затрудняются с ответом и только 18 % опрошенных признали утверждение ложным. А уж о разнице между бактериальной и вирусной инфекцией знают, видимо, только избранные.
- Благодаря популяризации сохраняется связь между наукой и обществом.
В России к науке относятся не очень. Что государство, что налогоплательщики. Государство не вкладывает в науку деньги, а общество и не хочет отдавать свои деньги на научные исследования. Еще в 1994 году был проведен опрос, согласно которому только 8 % поддерживают государственное финансирование науки. Большинство опрошенных не считает, что ученые поддерживают интересы простых людей и просто удовлетворяют своё любопытство. Спустя 9 лет этот опрос показал почти такие же результаты.
В таких обстоятельствах науке просто необходим грамотный PR. И популяризация – лучший для этого инструмент.
- Популяризация вызывает интерес к науке.
Многие ученые начали свой путь к науке еще в юности. Прочитанная научно-популярная книга, подписка на журнал, фильм или научное шоу – все это может вызвать неподдельный интерес, который станет смыслом жизни. Когда-то журнал для школьников «Квант» выпускался тиражом 315 000 экземпляров и сколько детей полюбили науку. Популяризация повышает и престиж учёного, как человека, который занимается увлекательным и полезным для общества делом.