Охота за призраком: как мы искали тяжелый «тигр»

Легкий советский танк А-40Летающий танк

Идея как обычно была прекрасна: взять советский легкий танк Т-60, вооруженный 20-мм пушкой и пулеметом, прицепить к нему огромные крылья и хвост, зацепить тросом за бомбардировщик, подняться в воздух, долететь почти до места десантирования и отцепить — танк сам спланирует куда надо, отбросит крылья и тут же вступит в бой.

В 1942 году советское руководство решило с помощью таких танков поддержать действия партизан в тылу врага. Только представьте себе белорусских бородатых партизан,  творящих правосудие верхом на крылатом танке.

Вот и руководству идея понравилась, и был создан прототип, который испытали на полигоне. И все бы хорошо, только у бомбардировщика, который буксировал танк, слишком быстро перегрелись двигатели, из-за чего пилот отцепил танкопланер раньше, чем нужно. При этом А-40 благополучно спланировал и сел на аэродроме, а эксперт утверждает, что если бы взяли более мощный самолет, идею можно было бы довести до ума. Однако не стали. Видимо, решили сэкономить ресурсы на что-то менее экстравагантное.

Т-34

Этот советский танк обрел статус легенды, едва появившись на полях сражений. Металлический зверь оснащался дизелем на 500 «лошадок», «продвинутым» бронированием, 76 мм орудием Ф-34 и широкими гусеницами. Такая комплектация позволила Т-34 стать лучшим танком своего времени.

Другим достоинством боевой машины была простота и технологичность ее конструкции. Благодаря этому наладить массовое производство танка удалось в кратчайшие сроки. Уже к лету 1942 года было выпущено порядка 15 тысяч Т-34. Всего же за время производства СССР создал более 84 тысяч «тридцать четвертых» в различных модификациях.

Главной проблемой танка была его трансмиссия. Дело в том, что она вместе с силовым агрегатом находились в специальном отделении, расположенном в корме. Благодаря этому техническому решению, карданный вал оказался ненужным. Главенствующая роль отводилась тягам управления, длина которых составляла порядка 5 метров. Соответственно, механику-водителю управляться с ними было тяжко. И если человек с трудностями справлялся, то металл иной раз давал слабину — тяги просто рвались. Поэтому часто Т-34 шли в бой на одной передаче, включенной заранее.

СУ-152 — охотник на немецкий зверинец

К середине войны стало ясно, что войскам не хватает гаубицы, которая могла бы передвигаться своим ходом, таким образом быть более мобильной и поддерживать танки и пехоту в атаке. Поэтому на базе танка КВ-1с советские инженеры создали самоходную установку СУ-152, с огромной 152 мм пушкой, которая могла стрелять как навесом, так и прямой наводкой.

Попутно выяснилось, что эта чудовищная машина очень неплохо справляется с недавно появившимися у немцев тяжелыми танками «Тигр» и средними «Пантера», а при удачных обстоятельствах она может побороться даже с немецкой самоходкой «Фердинанд» (она же «Элефант»), ну а уж более слабые танки СУ-152 просто превращала в кучу металлолома.

При этом довольно низкий силуэт позволял ей эффективно устраивать танковые засады. За особые успехи в боях с германским танковым зверинцем, СУ-152 была прозвана советскими солдатами «Зверобой». При этом самоходка часто использовалась при штурме укрепленных районов или городов, так как выстрелы ее чудовищной пушки успешно складывали здания как карточные домики.

А уж побед над танками противника было не счесть. Многие танковые асы советских войск отличились, воюя именно на этой машине. Например, экипаж майора Санковского за один день вывел из строя 10 вражеских танков, получив за этот подвиг два ордена Красного знамени.

Были в боевом пути этой машины и курьезные эпизоды. По словам танкиста Николая Константиновича Шишкина, в одном из боев он засек четыре немецких танка и подбил три, заставив последний ретироваться. Подъехав ближе, он к своему ужасу обнаружил, что расстрелял советские танки Т-34, и уже стал готовиться предстать перед трибуналом за уничтожение своих. Однако тут он увидел, что на танках нарисованы кресты, а значит это были захваченные немцами трофейные тридцатьчетверки.

СУ-152 отлично показала себя в боях, правда довольно скоро ее производство прекратили, заменив на еще более совершенную самоходку на базе тяжелого танка ИС-2, ИСУ-152, наследовавшую славное прозвище «Зверобой» от своей предшественницы.

Дмитрий Лавриненко

Лучший бой в своей жизни Дмитрий Лавриненко провел 18 ноября 1941 года у деревни Гусенево, в день гибели генерала Панфилова.

Вот как описывает гибель генерала командир Лавриненко полковник Катуков, чья 4-я танковая бригада воевала на соседнем участке фронта: «Утром 18 ноября два десятка танков и цепи мотопехоты снова стали окружать деревню Гусенево. Здесь в это время находился КП Панфилова — наспех отрытая землянка рядом с крестьянской избой. Немцы обстреливали деревню из минометов, но огонь был неприцельным, и на него не обращали внимания.

Панфилов принимал группу московских корреспондентов. Когда ему сообщили о танковой атаке противника, он поспешил из землянки на улицу. За ним последовали другие работники штаба дивизии. Не успел Панфилов подняться на последнюю ступеньку землянки, как рядом грохнула мина. Генерал Панфилов стал медленно оседать на землю. Его подхватили на руки. Так, не приходя в сознание, он умер на руках своих боевых товарищей. Осмотрели рану: оказалось, крошечный осколок пробил висок».

В этот момент рядом с КП Панфилова стояла «тридцатьчетверка» Лавриненко. Сам старший лейтенант непосредственно наблюдал эту сцену у землянки. Несколько секунд Лавриненко смотрел на умирающего генерала, потом бросился в танк, приказал экипажу завести мотор и двигаться навстречу немцам. На выезде из деревни «тридцатьчетверка» остановилась так резко, что ее сильно качнуло.

Через советские окопы перевалили восемь немецких танков. Они быстро двигались к дивизионному КП, на ходу стреляя и сея панику. Лавриненко открыл огонь… Он перестал стрелять, только когда в орудии намертво заклинило досылатель. Семь немецких танков горели перед ним, восьмой поспешно отступал.

— То, что Дмитрий сделал потом, я могу объяснить только сильным эмоциональным накалом, который он испытал, увидев гибель генерала, — рассказывал очевидец.

Лавриненко вылез из своей «тридцатьчетверки» и побежал за немецким танком с пистолетом в руке, что-то крича и стреляя в него на бегу. Старшего лейтенанта скрутили наши пехотинцы в самых передовых окопах. Несколько минут он еще бился в их руках, все порываясь догнать врага и уничтожить его.

Одним из снарядов машина Лавриненко была поражена в борт. Лавриненко и Федотов вытащили смертельно раненного в живот радиста Шарова, а механик-водитель сержант Бедный сгорел в танке, когда сдетонировал боекомплект.

Могила на дне

Вот несколько примеров работы поисковиков в новом тысячелетии. Увы, но через 78 лет со времени начала Великой Отечественной войны мы так и не воздали почестей всем погибшим за свободу своего Отечества. Сотни брошенных танков еще ждут поисковиков.

Белгородчина. На юге главного столкновения в Курской битве, в пойме Северного Донца, в 1943 г находились советские и немецкие дивизии — участницы Огненной дуги. Место около с. Ржавец называют танковым кладбищем: за один день 12 июля подбито и уничтожено больше сотни машин.

Местные поисковики обнаружили на глубине двух метров заиленный остов Т-34. Семитонную машину с трудом подняли: 70 лет назад взрыв прогремел изнутри, взорвался боекомплект. Останков экипажа не было. Местный житель рассказал, как семилетним пацаном слышал, что бойцы взорвали поврежденную машину и ушли огородами. Эта находка стала экспонатом Музея в легендарной Прохоровке.

Белоруссия. В Полесье сотрудники исторического музея ВОВ на бывшей переправе через реку нашли советский танк в приличном состоянии. Обнаружили по архивным документам с помощью специальных приборов. А поднять не могут — средств не хватает.

Поисковая группа ИКК «Линия Сталина» за время существования достала из воды несколько боевых машин ВОВ: тяжелый КВ, легкий БТ-7, несколько Т-34, а также пару немецких машин.

Североморск. В Баренцевом море с затонувшего в 1943 г. американского транспорта «Баллот» поднят M3 Lee, средний танк, не дошедший до фронта. Основную часть груза спасти удалось, этой машине не повезло. Североморцы восстановили технику, передали в музей. Мало что знают потомки о помощи союзников во время той войны. Оказывается, не только тушенку доставляли они из Америки по северному пути.

Волгоград. Со дна реки Добрая под Суровикино поднят советский легкий Т-60, получивший повреждение под Сталинградом.

Т-60 фашисты называли «саранчой», они были быстрые, маневренные, перевозили пехоту во время боя с места на место. Но для «железных кошек» — «Пантер» и «Тигров» — они становились легкой добычей. Наши называли машину «БМ-2» — братская могила на двоих.

Всего найдено шесть таких раритетов — мечта военных музеев. Увидеть его можно в музее-заповеднике Сталинградской битвы. Несколькими месяцами раньше тут же достали Т-34.

Тверская область. В Завидовском заповеднике в ходе «Вахты памяти» обнаружен немецкий танк, предположительно командирский. Таких в годы ВОВ выпущено всего 200 единиц. Реставраторы установили марку, поисковики собирают историю техники.

Московская область. В лесной глуши летом 2018 года сельский житель случайно наткнулся на боевую машину времен Великой Отечественной. Село не указывается, чтобы любители металлолома не спохватились. Брошенный немецкий танк, наполовину ушедший в землю, ржавея, ждет историков и тех, кто сможет достать его из земли.

Тульская область. Два экземпляра военной техники обнаружили на дне реки в Новомосковском районе. На момент появления информации не было известно ни принадлежности к чьим-то ВС, ни марки. Но подготовка к поднятию техники уже велась.

В 1941 г под Тулой воевала Казахская дивизия. В Северном Казахстане числятся пропавшими без вести 16 тыс. солдат. Поисковики в ходе исследования дна Оки обнаружили советский Т-34, лежащий на башне, сильно заиленный.

Курильские острова. На далеком острове Шикотан на оборонительных позициях до сих пор ржавеют брошенные танки Второй мировой войны. Короткая японская война, завершившая историю Второй мировой, немым укором щерится стволами и башнями из земли. Словно предупреждает о страшных последствиях войн.

Пятибашенный советский танк Т-35Крепость на гусеничном ходу

До того, как Вторая мировая окончательно расставила все по своим местам, существовали самые разные концепции применения танков на поле боя. Каждый генерал придумывал что-то свое, и наши, советские, не были исключением. Одна из таких концепций — тяжелые танки прорыва, чьей функцией, по задумке авторов, был решительный слом укрепленных позиций противника.

В фантазиях командиров огромная пятибашенная машина должна была словно крейсер двигаться на окопы и укрепления противника, заливая все живое огнем из трех пушек и шести пулеметов. Причем стрелять она должна была как вперед, так и назад и вбок — такая вот крепость на гусеничном ходу.

Так появился тяжелый танк Т-35, у которого было два яруса башен. На первом были четыре башни: две пушечных — под 45-мм пушки, и две пулеметных. На втором — одна, с пушкой главного калибра 76-мм. Естественно на каждой пушечной башне был еще установлен пулемет —  пулеметов много не бывает! Завершал образ сухопутного бронированного судна экипаж из 11 человек — с таким хоть на абордаж.

В итоге машина отлично себя показала на парадах, демонстрируя мощь новой державы, но вот во время войны практически все танки были потеряны уже в самом ее начале, чаще всего из-за технических неисправностей, а также из-за слабого бронирования. У немцев танк вызвал не панику, а своеобразное любопытство: очень уж любили они фотографироваться на фоне этих циклопических машин.

Также известно о двух танках, участвовавших в обороне Москвы от немцев, и, внезапно, об одном, . Дело в том, что один из них увезли для изучения на немецкий полигон и использовали в самом последнем этапе войны уже сами немцы.

Разделаны на металл, переплавлены на сеялки

— Найти любого из этих «хищников» — большая удача, — рассказывает Михаил Метла, заместитель по развитию историко-культурного комплекса «Линия Сталина». — Большинство танков после войны были переплавлены на металл, некоторые отправились на белорусский металлургический завод, другим повезло меньше — закончили свою жизнь в виде ржавых сеялок на колхозных дворах. Причем сельчане поступали следующим образом: частенько танк бросали, если он застревал в болоте или речке, и тогда над водой возвышался только ствол орудия или часть башни. Все это спиливалось на металл и переплавлялось в ближайшей кузнице. Также много танков «погибло» при разминировании: советские саперы просто собирали валяющиеся вокруг боеприпасы, складывали их внутрь танка и подрывали.

Останки самоходного орудия StugIII Фото: архив ИКК «Линия Сталина»

Танк Panzerkampfwagen V «Пантера»

Немецкая «Пантера» весом в 44 тонны превосходила Т-34 в подвижности. На шоссе этот «хищник» мог разгоняться чуть ли не до 60 км/ч. Вооружался он 75 мм пушкой KwK 42, у которой длина ствола насчитывала 70 калибров. «Пантера» могла «плюнуть» бронебойным подкалиберным снарядом, пролетающим за первую секунду километр. Благодаря этому немецкая машина могла подбить практически любой танк противника на расстоянии, превышающем пару километров.

Если лоб «Пантеры» защищался бронелистом толщиной от 60 до 80 мм, то на бортах броня была тоньше. Поэтому советские танки старались поразить «зверя» именно в то слабое место.

Всего Германия успела создать около 6 тысяч «Пантер». Любопытно вот еще что: в марте 1945 года сотни этих танков, оснащенных приборами ночного видения, пошли в атаку на советские войска под Балатоном. Но и эта техническая уловка не помогла.

Немецкий тяжелый танк «Тигр» — опасный тяжеловес

До начала Второй Мировой немецкая танковая доктрина не предусматривала использование тяжелых машин прорыва, поэтому, хотя разработка тяжелых танков и велась, однако она не получала особой поддержки от государства. После нападения на СССР немецкие войска встретились в бою с Т-34 и КВ-1, и внезапно выяснилось, что эти машины при должном мастерстве экипажей могут устроить ад для всей немецкой армии. Поэтому в срочном порядке в противовес этим машинам был создан немецкий тяжелый танк «Тигр».

Его наделили отличной противоснарядной броней и одной из лучших танковых пушек — переделанным зенитным 88 мм орудием. В итоге, опытный образец командованию предоставили в день рождения Гитлера, а в бой первые танки пошли уже через несколько месяцев, в августе 1942 года.

Правда, танк оказался сырым, и до первого боестолкновения доехал только один из четырех, остальные сломались по дороге. Однако, когда проблемы были устранены, «Тигр» стал серьезной головной болью для советских танкистов, так как он мог с огромного расстояния расстреливать любые наши танки, оставаясь неуязвимым почти для любых атак.

Именно появление «Тигров» простимулировало работу над созданием знаменитого советского танка ИС-2. До конца войны немецкая «крепость на гусеницах» при умелом управлении оставалась грозной боевой машиной, что и подтвердил бой у Виллер-Бокажа, где знаменитый танковый ас Михаэль Виттман с помощью пяти «Тигров» остановил английское наступление, уничтожив 11 вражеских танков, 2 противотанковых орудия и 13 бронетранспортеров.

Но были у танка и минусы. Во-первых, он был самым дорогим в производстве не только в Германии, но и в мире, однако главной проблемой были его габариты и гусеницы, которые затрудняли переброску техники по железной дороге и постоянно ломались, а отремонтировать в полевых условиях их было практически невозможно. Многие сломанные «Тигры» экипажи просто оставляли при отступлении. В советской армии воевали несколько трофейных «Тигров» со звездами на башнях, правда, из-за малого количества запчастей, много они не навоевали.

В Ростовской области расследуют дело «черных копателей». Несколько дней назад они по фальшивым документам пытались вывезти в Москву танк времен Великой Отечественной войны.

В Ростовской области расследуют дело «черных копателей». Несколько дней назад они по фальшивым документам пытались вывезти в Москву танк времен Великой Отечественной войны. Находку перехватили милиционеры, и сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Корреспондент НТВ Михаил Антропов провел собственное расследование и узнал, где, как ищут память о войне и за сколько ее продают.

Во дворе райотдела милиции изъятый Т-70 соседствует с современной «газелью». Теперь в это трудно поверить, но именно Горьковский автозавод в годы войны выпускал танк, в экипаж которого входило всего два человека. На вооружении  легкая пушка и малокалиберный пулемет. В России подобных боевых машин сохранилось не более десяти.

Этот танк из Ростовской области пытались вести ночью. На перекрестке автомобиль с необычным грузом инспектор остановил для проверки.

Андрей Лукьянов, государственный инспектор ОГИБДД УВД по Верхнедонскому району Ростовской области: «Документы на автомобиль не вызвали никаких подозрений, а на перевозимый груз  вызвали подозрения. И плюс поведение водителя немного его выдавало. Неспокойно он себя вел».

В сомнительных документах было записано: «Из Ростовской области везут запчасти для сельхозтехники». Груз задержали, позже выяснили: танк по заказу некой частной организации подняли со дня реки в районе станицы Еланской, везли в Подмосковье, предполагается, что на реставрацию.

Сергей Литвинов, начальник УВД по Шолоховскому району: «Мы запросили, истребовали документацию из Министерства обороны, откуда получили ответ, что официальных документов на разработку и на изъятие танков на территории Ростовской области в 2009 году вообще не выдавалось. То есть техника была извлечена незаконно».

Едва съемочная группа покинула райотдел милиции, как к нам подошел человек. Он представился сотрудником частной поисковой компании и предложил рассказать свою версию произошедшего при одном условии  его лица не будет в кадре.

Сотрудник частной поисковой компании: «Я предполагаю, что это был заказ  забрать эту единицу. Единственное наше упущение  мы не сообщили местной поселковой администрации, что поднимаем танк. И не пригласили для этого милицию и военкомат».

Там, где танк поднимали из-под воды, до сих пор на берегу видны следы тяжелой техники.

Почти достоверно известно, когда именно на этом месте затонул танк Т-70. В ноябре 1942 года наши войска наступали, переправлялись через Дон. Буквально в 50 метрах отсюда тяжелую технику грузили на плоты. Скорее всего, один такой плот начало сносить течением, затем он попал в водоворот и перевернулся.

Определить с точностью до метра место, где затонул Т-70, большого труда для приезжих не составило.

Андрей Попов, командир поискового отряда Шолоховского района «Патриот»: «Местоположение этого танка местные жители знали, то есть в годы, когда стояла в Дону низкая вода, часть его башни появлялась над поверхностью воды».

По результатам расследования обстоятельств этого происшествия, скорее всего, будет заведено уголовное дело по статье 164 «Хищение предметов, имеющих для государства особую историческую ценность».

Сотрудник частной поисковой компании: «Мы работаем не от одной организации, а от нескольких. Работаем для музеев, восстанавливаем технику, если это необходимо, и передаем ее в музеи. На этом зарабатываем».

Андрей Попов, командир поискового отряда Шолоховского района «Патриот»: «Дальнейшая судьба  это уход этой бронетехники коммерческим структурам с последующей переправкой за границу и продажей в частные коллекции».Корреспондент: «Это выгодное дело?»Андрей Попов: «Да. Стоимость такой техники исчисляется миллионами долларов».

Еще на одном участке Дона, неподалеку от места, где подняли Т-70, во время войны затонул еще один танк  КВ («Клим Ворошилов»). Извлечь боевую машину из воды без специального разрешения вряд ли удастся, это практически центр станицы Вёшенской. Однако таких мест, точно указанных в архивах и воспоминаниях фронтовиков, в Ростовской области насчитывается как минимум десяток.

Новости СМИ2

Арьергард отступает

Московский поисковый клуб «Арьергард» поднимал «экспонаты ВОВ» из водоемов, дарил музеям России, устанавливал на пьедесталах. Эту историю можно потрогать руками, прочувствовать, оценить трагедию и мощь военного урагана, крошащего броню, как кусочек мела. В архиве поисковиков немало поднятой и восстановленной техники:

  • Тяжелый КВ-1 (Клим Ворошилов) поднят со дна Невы, передан Музею битвы за Ленинград.
  • Т-34-76 «Смелый» достали со дна озера в д. Малахово Псковской обл.

  • Т-34 поднят из озера в д. Зеленкино. Еще один такой же вытянули без башни.
  • ОТ-34 — уникальный средний танк ВОВ вытянут из болота около д. Батово и др.

Общественная некоммерческая организация ликвидирована летом 2018 г.

КВ-1. Многотонный призрак

Концепция тяжелого танка прорыва была создана еще в тридцатых годах, но большинство конструкторов все еще мечтали о многобашенных монстрах, способных бить врага из нескольких пушек и пулеметов. Тем не менее на деле была также реализована идея тяжелого однобашенного танка, предназначенного для штурма долговременных боевых укреплений противника и имеющего противоснарядную броню, а не противопульную, которой были защищены большинство танков того времени.

Танк КВ-1 стал первым в мире серийным танком с противоснарядным бронированием. Во время Советско-финской войны выяснилось, что КВ-1 оказался намного удобнее своих многобашенных собратьев, ведь он мог быть более защищенным при том же весе. Поэтому его взяли на вооружение и начали массовое производство.

Тут грянула Великая Отечественная, в которой эти стальные монстры отправились уже на немцев. Вдруг выяснилось, что большинство германских орудий просто не способны пробить броню КВ-1, а он уничтожает танки противника своей 76 мм пушкой без особых проблем. Именно тогда немцы и прозвали советский танк «призраком», потому что их основные  противотанковые орудия не оставляли на нем следов.

Отличным примером применения КВ-1 на ранних этапах войны является бой у совхоза Войсковицы, когда Зиновий Григорьевич Колобанов на своем танке уничтожил 22 немецких, а вместе с еще четырьмя КВ-1 всего в том бою было подбито 43 танка противника.

Получив приказ остановить наступление врага, старший лейтенант Колобанов устроил засаду, прикопав танк и замаскировав его. Пропустив мотоциклистов-разведчиков, он дождался появления танковой колонны, и несколькими выстрелами подбил 3 передние и несколько замыкающих машин, таким образом, заперев всю колонну на дороге, после чего расстрелял врагов как в тире.

После боя на КВ-1 Колобанова насчитали больше ста следов от попаданий, но броня его так и не была пробита. Но у танка были и минусы — слабая ходовая часть, и позже его заменили на более легкий и скоростной  КВ-1с.

Фашисты считали, что уже победили

На счету команды Михаила Метлы несколько поднятых танков. Советские — тяжелый КВ, несколько средних Т-34, легкий БТ-7, немецкие — средний танк Pz III и самоходка Stug III.

Танк Pz III Фото: архив ИКК «Линия Сталина»

Большой удачей стало поднятие немецкой тройки, которая сохранилась практически целиком нетронутой. Внутри были личные вещи танкистов, карты, записные ручки, планшеты и… книги. Каждый член экипажа вез собой несколько изданий по агрономии, животноводству.

Боевое отделение Pz III Фото: архив ИКК «Линия Сталина»

Ведь, согласно плану «Ост», часть жителей СССР следовало уничтожить, а на их землях расположились бы завоеватели.

Корпус Pz III Фото: архив ИКК «Линия Сталина»
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector