История почты россии

История почты

Основная статья: История почты

Исторически почта возникла из потребности пересылки между отправителем и получателем сообщений и вещей (товаров, посылок, денег).

Исследованием развития почтовой связи занимается специальная отрасль исторической науки — история почты. На протяжении длительной истории человечества способы и средства передачи информации претерпели значительную эволюцию. Использование простейших сигналов (голоса, огня и дыма) в доисторическую эпоху сменилось организацией почтового сообщения с помощью пеших и конных гонцов в рабовладельческих государствах. При феодализме и капитализме возникли регулярные общегосударственные и международные почтовые службы с использованием конной, а затем железнодорожной, воздушной и других видов связи. Почтовые реформы в международном масштабе на базе двухсторонних и многосторонних договоров между ОПА в конечном итоге привели к организации единой почтовой системы (ВПС) на основе единой системы договоров в форме Конвенции и Регламентов ВПС.

Происхождение термина

Слово «почта» происходит от польск. poczta и итал. posta. Последнее, в свою очередь, возникло от (posta) и позднелатинского posita, которое, вероятнее всего, является сокращением от statio posita in… — остановка, станция для переменных лошадей, расположенная в определённом месте. Таким образом, первоначально это слово обозначало станцию для обмена почтовых лошадей или курьеров. Слово post в значении «почта» впервые стали употреблять в XIII веке. Сегодня под словом «почта» подразумевают и учреждение почты (почтамт, отделение), и послание, и совокупность полученной корреспонденции.

Будущее электронной почты

В начале 90-х электронная почта добралась до космоса. Первыми смогли отправить письмо домой астронавты шаттла «Атлантис» Шэннон Лусид и Джеймс Адамсон. С помощью компьютера Apple Macintosh они передали послание:

«Hello Earth! Greetings from the STS-43 Crew. This is the first AppleLink from space. Having a GREAT time, wish you were here… Send cryo and RCS! Hasta la vista, baby, …we’ll be back!»

(«Здравствуй, Земля! Тебя приветствует экипаж STS-43. Это первый AppleLink из космоса. Мы отлично проводим время, жаль, что тебя нет рядом… Пришли крио и RCS (RCS — это реактивная система управления, а «крио» — вероятно, компонент топлива в виде сжиженного кислорода — А.Б.) Асталависта, детка… Мы вернемся!»)

Несмотря на то, что даже из космоса сегодня можно отправлять электронную почту, на самой Земле это не везде и не всегда возможно. Услугами Wi-Fi могут воспользоваться пассажиры лишь некоторых авиакомпаний. Да и появилась эта опция лишь в начале XXI века. А на кораблях, находящихся в открытом море, и вовсе не пошикуешь: интернет доступен только спутниковый, а значит — дорогой. Есть и такие удаленные уголки суши, где с интернетом (и электронной почтой) серьезные сложности.

Это будущее мы с вами наверняка застанем!

Между прочим, за то время, что вы читали эту статью, в мире было отправлено и получено примерно 4,5 миллиарда электронных писем.

Интересные факты[править]

В 2007 году проводится мотопробег, посвящённый Дню российской почты. Байкеры повторяют путь почтальонов XVIII века по Сибирскому тракту, пройдя по маршруту Иркутск — Канск — Красноярск — Кемерово — Барнаул — Новосибирск — Томск — Ачинск — Красноярск — Тайшет — Иркутск. Небольшую остановку почтовые байкеры совершат у Музея связи Сибири.

В 2012 году продолжается ситуация с нарушением контрольных сроков доставки, из Китая в Россию посылка идет 9 дней, по России более 1 месяца. На сегодняшний день «Почта» РФ являясь монополистом. Как считает большинство клиентов «Почты» РФ, пришло время реформировать «Почту» РФ, включая руководителей которые не выполняют своих обязательств перед клиентами или создавать альтернативу для создания конкуренции.

Российская Федерация

См. также: Почта России

В советское время предприятия почты и электросвязи были объединенными, существуя сначала в составе областных и республиканских управлений связи, а затем в составе государственных предприятий связи и информатики. После распада СССР было принято решение о выделении почтовой связи в самостоятельную отрасль: 16 ноября 1992 года образовано Федеральное управление почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации. Приказом Министерства связи с 1 января 1993 года в составе Федерального управления почтовой связи были образованы территориальные (областные, краевые, республиканские) управления федеральной почтовой связи (УФПС) и учреждения почтовой связи Москвы и Санкт-Петербурга. Этим же приказом были утверждены перечень работ по разделению структур почтовой и электрической связи и принципы разделения почтовой и электрической связи.

В 1994 году был учрежден профессиональный праздник работников почтовой связи — День российской почты. Помимо этого, в 1997 году в целях восстановления геральдических традиций российской почты и повышения её авторитета были учреждены флаг и эмблема организаций федеральной почтовой связи Российской Федерации.

17 октября 1995 года Федеральное управление почтовой связи было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи Российской Федерации (ФСПС России). 14 августа 1996 года Федеральная служба почтовой связи была упразднена, а её функции переданы Министерству связи России.

В 1996 году Минисвязи России впервые за многовековую историю существования российской почты решило нарушить государственную почтовую монополию на некоторые почтовые услуги, в результате чего в России возникли коммерческие почтовые компании. В число услуг новых компаний вошли курьерская доставка почтовых отправлений, пенсий и пособий, пересылка посылок, распространение периодической печати. Другим президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические традиции российской почты — эмблема и флаг.

По состоянию на 1998 год почтовая сеть страны объединяла 149 почтамтов, 28 отделений перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, 43 тыс. отделений связи. В отрасли было занято 380 тыс. человек. Валовый доход государственной почтовой службы в 1997 году составил 9 млрд руб.

Почта сегодня

Почтовый автомобиль USPS (США)

Современная почта — это глобальная система предприятий разных государств, объединённых международным договором (см. документы ВПС последнего конгресса). Все предприятия почты, занимающиеся международным обслуживание услуг почтовых отправлений являются монополистами.

С развитием интернета некоторыми аналитиками прогнозировалась скорая стагнация рынка почтовых услуг, однако, этого не произошло. Почтовые предприятия разных государств, ранее убыточных, планируется приватизировать.

Почта Германии, называвшаяся Deutsche Bundespost, была приватизирована в 1995 году и поделена на компании Deutsche Post AG, Deutsche Telekom AG и Deutsche Postbank AG. Также, существуют другие частные фирмы, предоставляющие почтовые услуги.

В конце XX — начале XXI века почтовая связь оставалась самым массовым и дешёвым видом связи. Несмотря на создание и быстрое развитие автоматизированных систем электросвязи, радиосвязи, телефонной и электронной связи, почтовая связь сохранит своё огромное значение и в обозримом будущем; поскольку перемещение материальных объектов (товаров, вещей и прочее) невозможно при использовании электромагнитных видов связи.

Происхождение термина

Слово «почта» происходит от польск. poczta и итал. posta. Последнее, в свою очередь, возникло от (posta) и позднелатинского posita, которое, вероятнее всего, является сокращением от statio posita in… — остановка, станция для переменных лошадей, расположенная в определённом месте. Таким образом, первоначально это слово обозначало станцию для обмена почтовых лошадей или курьеров. Слово post в значении «почта» впервые стали употреблять в XIII веке. Сегодня под словом «почта» подразумевают и учреждение почты (почтамт, отделение), и послание, и совокупность полученной корреспонденции.

Средневековая Европа

После падения Римской империи прежняя почтовая система развалилась. Сообщения стали доставляться с огромными затруднениями. Мешали границы, отсутствие и запустение дорог, преступность и исчезновение единой централизованной власти. Почтовое сообщение стало еще хуже с возникновением феодализма. Крупные землевладельцы часто взимали огромные пошлины за проезд по своей территории, что крайне осложняло деятельность курьеров.

Единственной хоть сколько-нибудь централизованной организацией в Европе в раннем средневековье осталась церковь. Монастыри, архивы, храмы и административные органы нуждались в постоянном обмене информацией на просторах большей части политически раздробленной Европы. За организацию почтового сообщения стали браться целые духовные ордена. Нередко важную корреспонденцию по Старому Свету перевозили странствующие монахи и священники, чья ряса и духовный статус зачастую были лучшими средствами защиты от неприятностей с незнакомцами.

Свои корпорации гонцов возникали при университетах, куда стекались студенты из самых разных краев. Особенно прославились курьеры учебных заведений Неаполя, Болоньи, Тулузы и Парижа. Они поддерживали связь между студентами и их родными.

Больше всего в почте нуждались купцы и ремесленники. Без обмена письменными сообщениями со своими партнерами они не могли наладить торговлю и сбыт продукции. Отдельные корпорации купеческой почты возникали вокруг гильдий и других объединений коммерсантов. Эталон такой системы был создан в Венеции, чьи торговые контакты связывали средневековую республику не только со всей Европой, но и с далекими странами по ту сторону Средиземного моря.

В Италии и Германии, где сформировался институт вольных городов, получила распространение эффективная городская почта. Свои собственные опытные гонцы были у Майнца, Кельна, Нордгаузена, Бреславля, Аугсбурга и т. д. Они доставляли как письма администрации, так и посылки обычных жителей, плативших за услугу по определенному тарифу.

От дилижансов до железных дорог и пароходов

Централизованные системы королевских почт появились в Англии, Швеции, Франции и других развитых странах в XVI-XVII вв. Одновременно с тем росла необходимость в устройстве международной связи.

На рубеже Средневековья и Нового времени в Англии распространились дилижансы. Эта почтовая карета постепенно вытеснила простых конных курьеров. В конце концов она завоевала мир и появилась во всех частях света от Австралии до Америки. О прибытии почтового экипажа в городе или селе сообщали с помощью специального рожка.

Очередной перелом в развитии систем связи произошел в начале XIX века с появлением пароходства и железных дорог. Новый вид водного транспорта хорошо зарекомендовал себя в организации британо-индийской почты. Специально для облегчения путешествия на восток англичане спонсировали строительство Суэцкого канала в Египте, благодаря которому корабли могли не огибать Африку.

Оплата почтовых услуг

Конверт с почтовыми марками Островов Гилберта и Эллис, выпущенными к 75-летию Всемирного почтового союза (1949)

Традиционно для оплаты почтовых отправлений (писем, открыток, простых и заказных бандеролей) используются почтовые марки различного номинала, которые наклеиваются непосредственно на отправление либо его упаковку в соответствии с тарифом на пересылку.

Для большего удобства почтовые ведомства также выпускают штемпельные конверты, заказные штемпельные конверты, открытые и закрытые письма, служебные почтовые карточки, почтовые переводы, бандероли и т. д. с отпечатанным на них почтовым знаком оплаты.

Иногда марки заменяются оттисками специальной франкировальной машины (франкотипами), где сумма платы за пересылку печатается специальным образом на конверте, или на листе бумаги, который наклеивается на упаковку. Каждый месяц почтовые служащие снимают показания счётчика такой машины и выставляют предприятию счёт. Такой способ оплаты используют, прежде всего, массовые отправители корреспонденции (акционерные общества, банки, страховые компании, рекламные агентства и т. п.).

В некоторых странах (в частности, в Германии, Великобритании, США и ряде других) появился новый способ оплаты отправки простой корреспонденции — через интернет. Пользователь оплачивает услуги почты на специальном портале, после чего получает специальный штрих-код, который может распечатать на домашнем принтере и наклеить на конверт. В Великобритании такой способ оплаты называется SmartStamp.

В США и странах Европы распространены также так называемые «предоплаченные» письма и почтовые карточки. Как правило, их используют крупные компании для организации «обратной связи» с потребителями. Пользователю передаётся открытка или конверт с напечатанными типографским способом реквизитами компании-получателя. Почтовая компания выставляет получателю счёт в момент доставки такой корреспонденции.

Оплата почтовых услуг

Конверт с почтовыми марками Островов Гилберта и Эллис, выпущенными к 75-летию Всемирного почтового союза (1949)

Традиционно для оплаты почтовых отправлений (писем, открыток, простых и заказных бандеролей) используются почтовые марки различного номинала, которые наклеиваются непосредственно на отправление либо его упаковку в соответствии с тарифом на пересылку.

Для большего удобства почтовые ведомства также выпускают штемпельные конверты, заказные штемпельные конверты, открытые и закрытые письма, служебные почтовые карточки, почтовые переводы, бандероли и т. д. с отпечатанным на них почтовым знаком оплаты.

Иногда марки заменяются оттисками специальной франкировальной машины (франкотипами), где сумма платы за пересылку печатается специальным образом на конверте, или на листе бумаги, который наклеивается на упаковку. Каждый месяц почтовые служащие снимают показания счётчика такой машины и выставляют предприятию счёт. Такой способ оплаты используют, прежде всего, массовые отправители корреспонденции (акционерные общества, банки, страховые компании, рекламные агентства и т. п.).

В некоторых странах (в частности, в Германии, Великобритании, США и ряде других) появился новый способ оплаты отправки простой корреспонденции — через интернет. Пользователь оплачивает услуги почты на специальном портале, после чего получает специальный штрих-код, который может распечатать на домашнем принтере и наклеить на конверт. В Великобритании такой способ оплаты называется SmartStamp.

В США и странах Европы распространены также так называемые «предоплаченные» письма и почтовые карточки. Как правило, их используют крупные компании для организации «обратной связи» с потребителями. Пользователю передаётся открытка или конверт с напечатанными типографским способом реквизитами компании-получателя. Почтовая компания выставляет получателю счёт в момент доставки такой корреспонденции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector