Вписали цифру. убьют ли цифровые карты классический пластик?
Содержание:
- Выбор перспективы
- ? Что такое цифровая карта
- Музыкальный синтезатор
- Валет: прислуга королей
- Краткий справочник всего
- Отличие дебетовой карты от зарплатной
- Наследие Золотой Зари — и не только
- Виды старинных карт
- Международная колода
- Туз пик
- ❗ В каких банках можно получить
- История возникновения карт Тарокки
- Джокер: веселый колдун
- Известные картографы и издания
Выбор перспективы
Более 6000 лет назад появились первые карты с видом сверху. Фреску в древнейшем поселении Чатал-Хююке расценивают как детальный план поселка. Улицы в поселке обозначены не были — вероятно, обособленность каждого дома показывали светлыми линиями.
Современная реконструкция карты в Чатал-Хююке. Оранжевым цветом обозначен, предположительно, реально существующий вулкан. Белые прямоугольники — дома, перекрытые плоскими крышами
Многие поздние авторы следовали похожей схеме отображения местности. Практически все современные карты сегодня изображаются видом сверху.
Первая карта, которую сейчас можно назвать действительно большой и подробной, появилась около 1160 года до н. э. и показывала горы к востоку от Нила. Туринская папирусная карта в реконструированном виде имеет размеры 280 на 41 см.
? Что такое цифровая карта
Цифровая, или виртуальная банковская карта – это такая карта, которая выпускается только для осуществления платежей в интернете. Произвести платеж в обычном магазине с помощью такой карты невозможно – у нее нет пин-кода и нет специальной магнитной полосы, с которой происходит считывание информации при совершении физических платежей в реальных магазинах.
Выпуск карты может быть осуществлен двумя способами:
- посредством обращения в офис выбранного банка. В этом случае выпускается пластиковая карта (у которой как раз и нет магнитной полосы и пин-кода);
- с помощью использования различных приложений, через которые можно оформить банковскую карту онлайн, и таким же образом прикрепить ее к своим кошелькам или счетам.
Музыкальный синтезатор
Первым прибором, использующим электромеханический принцип работы для извлечения звуков, был электрический клавесин, который изготовил в 1759 году в Париже Жан Батист Делаборд.
Затем в 1867 году мистер Хиппс, директор фабрики по изготовлению телеграфов в швейцарском городе Ньюшатель, сконструировал электромеханическое пианино, в котором применил способ получения музыкальных тонов при помощи небольших электрогенераторов.
Но всё же первым прообразом современного синтезатора принято считать музыкальный телеграф, созданный в 1876 году Илайша Греем. Позже в 1897 году аналогичное изобретение запатентовал доктор Таддеус Кэхилл, назвав его динамофоном Кэхилла. Оно весило 200 тонн и занимало целый этаж музыкального театра. Аппарат состоял из 145 электрогенераторов, которые вырабатывали ток разной частоты.
Однако свой след в истории появления музыкального синтезатора оставили и русские изобретатели. Так в 1919 году Лев Сергеевич Теремен сконструировал инструмент, названный его же именем — терменвокс. Принцип работы данного синтезатора основывался на создании возмущения в электромагнитном поле инструмента посредством движения рук возле двух «антенн». Терменвокс до сих пор остается единственным музыкальным инструментом с бесконтактным способом извлечения звука! Это академический инструмент, звучащий в музыке Шостаковича и Шнитке, Кабалевского и Шиллингера. Им восхищались Рахманинов, Стоковский, Рерих, Ленин, Тосканини и Чарли Чаплин.
Не менее интересную идею реализовал в 1957 году и другой российский изобретатель — Е. А. Мурзин. Его инструмент был назван в честь русского композитора А. Н. Скрябина — синтезатор АНС (по инициалам). В аппарате использовался принцип получения звука с помощью опточастотной модуляции, а звучание этого синтезатора можно услышать в некоторых советских художественных фильмах: «Бриллиантовая рука», «Солярис», «Сибириада», «Освобождение» и «Зеркало».
Валет: прислуга королей
В качестве валетов в колоде игральных карт, как в случае с дамами и королями выступили реальные исторические личности. Правда, если бы эти люди узнали, как обошлись с ними вероломные художники, создававшие колоды карт, то сильно обиделись. Валет в переводе с французского означает – слугу или лакея. Однако прототипы валетов ими никогда не являлись. Валет червей – это рыцарь Этьене де Виньеле – ближайший соратник Жанны д Арк. Валет пик – благородный рыцарь Огиер Датский. По преданиям он неоднократно убивал драконов, истребил немало великанов и вообще был закадычным приятелем феи Морганы. Впоследствии волшебница за ночи страстной любви наградила Огиера даром вечной молодости. Валет треф – знаменитый рыцарь Ланселот. В роли бубнового валета выступает неистовый Роланд.
Краткий справочник всего
В Римской империи идею добавления на карты сопутствующей дополнительной информации абсолютизировали. Карты не показывали ландшафт местности, законы перспективы и масштабирования не соблюдались, а дороги изображались лишь схематично, но путешественник мог найти на карте сведения об остановках на пути, о длине отдельных отрезков, о препятствиях или примечательных местах (главных городах, храмах). Спустя почти две тысячи лет мы аналогичным образом используем карту не только как способ найти кратчайший путь, но и как справочник объектов.
К схожим выводам о необходимости внесения на карты дополнительных полезных сведений немногим ранее пришли и в Китае. Древнейшие карты китайских территорий 4 века до н. э. уже содержали экономический уклад административных округов. Карты династии Хань включали в себя информацию о местных военных объектах и населении.
Отличие дебетовой карты от зарплатной
У каждой компании есть счета в каком-либо банке, функционирующем в нашей стране. Фирма должна подключиться к зарплатному проекту выбранного банка, затем работникам предоставляется именная пластиковая карта, куда переводится заработная плата. Соответственно, бывают зарплатные банковские карты.
Использование зарплатных карточек позволяет упростить контролирование доходов граждан России налоговой организацией. Банки, в свою очередь, предоставляют данные в Федеральную налоговую службу, как только поступит такой запрос.
Когда вы получаете зарплатную карточку, на ней нет никаких средств, кредитного лимита, овердрафта. Такая карта создана лишь для того, чтобы на нее переводили вознаграждение. Поэтому кредитный лимит и овердрафт не могут быть в принципе, ведь формально зарплатная карта предоставляется компании, в которой вы работаете.
Кроме того, этот банковский продукт не имеет дополнительных либо платных услуг. Поскольку карта используется для перевода зарплаты, компания не имеет права решать за вас, какие подключать платные услуги.
Зарплатная карта наделена определенным функционалом, как и стандартная пластиковая карточка. К примеру, имея такую карту, вы можете:
- снимать денежные средства в банкомате;
- выполнять приходные и расходные переводы;
- использовать банковский продукт для проведения безналичных платежей;
- подключать дополнительные услуги, если вам это необходимо;
- использовать зарплатную карту как дополнение вашей дебетовой (кредитной) карты;
- участвовать в программах, получать бонусы от банка.
То есть, если у вас есть такая карточка, в вашем распоряжении оказывается весь ее функционал – оплата покупок, снятие налички. Как только карта будет оформлена и выдана вам на руки, вы сможете подключить дополнительные или платные услуги.
Таким образом, с учетом характеристик, которыми наделена стандартная зарплатная карта, делаем вывод, что ее можно считать дебетовой. Какие бывают отличия банковских дебетовых карт от других? Прежде всего, банковская организация не предоставляет вам дополнительных денег. Это значит, что на карточке будут находиться только ваши собственные средства. Следовательно, зарплатная карта действительно является подвидом дебетовой.
Несмотря на перечисленные сходства, зарплатная карта существенно отличается. Этот банковский продукт не имеет дополнительных опций, например, Cash-back. На зарплатную карточку нельзя получать накопительные баллы, проценты на остаток по счету также не будут начисляться и тому подобное. Банки производят «голые» зарплатные карты по одной простой причине: за ними проще осуществлять контроль.
Еще одна особенность: именно банк контролирует операции по карточке, а также обеспечивает безопасность. Зарплатная карта наделена всеми опциями, чтобы обезопасить проведение операций и сохранить средства. Банк тщательнейшим образом отслеживает все манипуляции с картами, ведь его контролируют территориальные органы Федеральной налоговой службы.
Это особенно важно, поскольку все зарплатные банковские карты, какие только бывают, входящие в один проект, связаны друг с другом. Например, в бухгалтерии что-то напутали (случайно или преднамеренно), в результате чего была произведена подозрительная операция
В этом случае банк должен проверить зарплатный проект. Значит, расчетный счет вашей фирмы может быть заморожен.
Естественно, что каждая зарплатная карта также будет заблокирована. А вы не сможете распоряжаться своими деньгами до тех пор, пока банк не разберется в произошедшем. Этот процесс может длиться достаточно долго. И все это время вы не будете пользоваться средствами, которые находятся на карте.
То есть по факту зарплатная карта принадлежит не вам лично. И если любой участник проекта допустит нарушение, вашу карточку заблокируют, даже если вы ни в чем не виноваты. Подытоживая все вышесказанное, следует отметить, что зарплатная и дебетовая карточки имеют разные пакеты услуг и программ.
Дебетовая карта принадлежит непосредственно вам, а зарплатная может быть заблокирована кредитной организацией, даже если нарушение совершили не вы, а бухгалтер в вашей фирме.
Время действия у обеих карточке составляет 3–5 лет.
Лимит на снятие наличных средств, а также на денежные переводы у зарплатной карты бывает меньше, чем у дебетовой. По этой причине многие держатели карточек имеют разные типы банковских карт. Например, не только заработную, но и дебетовую, чтобы пользоваться ей для личных нужд.
Наследие Золотой Зари — и не только
В 1888 году группой английских энтузиастов был создан орден Золотой Зари, который, кроме всего прочего, занимался изучением Таро. Членами организации были систематизированы многочисленные соответствия между египетскими иероглифами, еврейским алфавитом, астрологическими символами и Арканами. Интересно, что полученная система заметно отличалась от выводов французских исследователей.
Результатом совместных трудов стала колода, нарисованная женой одного из ведущих членов Золотой Зари Мойной Мазерс. Карты до нас не дошли, но впоследствии Израэль Регарди издал точную (по его словам) копию. В конце XX века в продаже появились две колоды-подражания: «Новое Таро Золотой Зари» и «Герметическое Таро».
Карты Таро Артура Уайта
Ярким, хотя и излишне самостоятельным, членом ордена, был Артур Эдуард Уайт. Человек с непростой судьбой и еще более сложными устремлениями. Перенеся в юном возрасте тяжелую болезнь и побывав одной ногой в могиле, Уайт решил провести остаток жизни в духовных исканиях. Но деятельность Золотой Зари шла вразрез с религиозными убеждениями молодого человека. И увлеченность членов ордена египетскими мистериями не находили отклика в его душе.
При создании своей колоды Уайт прибег к помощи другого члена ордена — Памелы Колман Смит, малоизвестного художника-иллюстратора. По некоторым сведениям, именно мисс Памела упростила жизнь будущим гадателям. Она посоветовала Уайту снабдить числовые изображения сюжетными картинками. Характерной особенностью стала именно ее простота и доступность. Сэр Уайт скрыл всю ненужную символику, усложняющую толкование. Выгоды перевесили даже плохой арт: мисс Смит оказалась тем еще художником…
Колоду долго не удавалось издать, она увидела свет только в 1909-м в издательстве Уильяма Райдера. Книга «Иллюстрированный ключ к Таро» была выпущена там же годом позже. Специалисты не скупились на критику, но публике новинка понравилась: карты и пояснения к ним хорошо продавались.
«Книга Тота» и история карт Таро Алистера Кроули
Главным критиком творений Артура Эдуарда Уайта стал Алистер Кроули, еще не успевший превратится в Великого Зверя, но уже успешно отращивающий клыки. Личный враг Уайта, Кроули считал сэра Артура занудой и святошей. А все его труды — поверхностными и претенциозными (недавно созданная колода не была исключением).
Уже на склоне жизни, просадив немалое состояние отца и загубив остатки здоровья, изрядно потрепанный Великий Зверь взялся за создание собственного Таро. История создания повторилась. Первоначально Кроули намеревался взять одну из известных колод и немного «подправить» ее. Но, как и в случае с Уайтом, вмешалась женщина.
Фрида Харрис, довольно известный египтолог, настояла на создании оригинальных картинок, предложив финансовую помощь и свои услуги в качестве художника. Кроули, уже привычно находящийся за гранью финансового банкротства, согласился.
Обычно Зверь коротко объяснял леди Харрис значение карты, перечислял символы, которые хотел видеть на рисунке. Затем просматривал готовые эскизы, подтверждая или бракуя их.
Работа растянулась на пять лет. После окончания титанических трудов, Кроули издает «Книгу Тота». В нее он помещает рисунки карт и объяснения к ним. Трактат написан в обычном для Алистера стиле. Язык тяжел, мысли автора прыгают с темы на тему, пояснения туманны, иногда — просто непонятны. Кроули в очередной раз подтвердил репутацию «опасного» автора, оставляющего в текстах ловушки для начинающих магов.
Леди Харрис оказалась одарена не только ангельским терпением, но и талантом художника. Колода выполнена в необычной манере: ее символы выразительны, но не всегда понятны, полутона отсутствуют.
Виды старинных карт
В разные исторические периоды выпускались разные типы карт, что обусловлено в первую очередь целями их создания и фактическими возможностями. Далее рассмотрим наиболее популярные виды старинных карт с примерами известных изданий.
Планы генерального межевания и межевые атласы
Екатерина II организовала массовое межевание земель, подразумевавшее деление России на уезды и наделы, которым присваивались определенные номера. В дальнейшем по ним составлялись соответствующие карты губерний. Работа велась в период 1766–1861 гг. и охватила 35 в основном центральных губерний страны. Эти карты не претендуют на какую-либо точность и позволяют получить общее представление о межевании русских земель.
План генерального межевания Владимирского уезда. Фрагмент. 1785 г.
На основе планов генерального межевания появились также одно- и двухверстные межевые атласы, подготовкой которых руководил А.И. Менде. По этой причине их еще называют картами Менде. Они описывали восемь российских губерний (Рязанской, Нижегородской и пр.) и создавались с середины XIX века. Масштаб карт составлял одну или две версты на дюйм, а сами карты уже имели координатную сетку высокой точности.
Карта Менде Симбирской губернии. Фрагмент. 1861 г.
Военно-топографические карты
Подготовкой и изданием этих карт заведовали Корпус военных топографов и Военно-топографическое депо, так что они отличаются применением единых обозначений, высокой точностью и детализацией.
Среди военных карт наибольшую известность приобрели такие:
- «Трехверстная военно-топографическая карта»: включает более шестисот листов и описывает большую часть губерний европейской части России;
- «Двухверстная топографическая карта Московской губернии»: содержит 40 листов, основана на топосъемках Московской губернии;
- «Специальная карта Западной части Российской Империи» («Десятиверстка Шуберта»): содержит 62 листа;
- «Новая специальная карта Европейской России» («Карта Стрельбицкого»): выпущена на замену устаревшей и неточной «Десятиверстке Шуберта», содержит уже 178 листов.
Сводный лист «Специальной карты Западной части Российской Империи». 1832 г.
В советское время выпускались карты Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) и Генштаба. Первые создавали в период 1925-1941 гг. в масштабе до 5 км с высокой степенью детализации. Эти карты ценны тем, что содержат населенные пункты и иные объекты, исчезнувшие в военное время. Вторые выпускали в военное и послевоенное время. Их масштаб составлял от 0,5 до 10 км.
Карта РККА N-37 (Г) • 1 км. Липецкая, Тамбовская и Рязанская области. Фрагмент. 1941 г.
Карты азиатской части России
Азиатские земли из-за их малочисленности и удаленности от центра не представляли большого интереса для государства. По этой причине картографы ограничивались составлением лишь общих карт этих местностей в большом масштабе (более двадцати верст на дюйм). К числу таких карт можно отнести Генеральную карту Западной Сибири с Киргизской степью, созданную в середине XIX века, и некоторые другие. Реже можно встретить более детальные старые карты этих земель.
Международная колода
Достоверно известно, в каком году появились игральные карты в привычном для нас современном виде. Последнее принципиальное изменение в дизайн карт внесено в 1830 году.
Человеческие фигуры на игральных картах изначально изображались в полный рост. В игре криббедж существовало образное выражение для обозначения положения карты с фигурой: «один для его носа» и «два для его каблуков».
В других играх такое изображение было недостатком. Наблюдательные игроки могли идентифицировать карты на руках своих противников по естественной практике поворота карты головой вверх.
Эта проблема была устранена изображениями торса фигуры в обе стороны от срединной горизонтальной линии карты. Это изобретение быстро распространилось на все региональные колоды.
К середине XIX века все элементы современной игральной карты были определены и повсеместно распространились. Короли, дамы и валеты прочно обосновались в колоде. Черви, пики, трефы и бубны печатались на картах, выпускаемых в Старом и Новом Свете. Угловые боковые индексы появились в диаметральных углах карты.
Эти улучшения кажутся незначительными, но потребовались сотни лет, чтобы их придумать, внедрить и объединить в один элегантный пакет – стандартную игральную карту.
Наиболее успешной и общепризнанной колодой является та, которая основана на наборе из 52 карт, разделенных на четыре масти, каждая из которых содержит 13 рангов, так что каждая карта однозначно идентифицируется по масти и рангу.
Туз пик
Пиковый туз считается эмблемой колоды. Традиционно он используется для отображения логотипа производителя или фирменного наименования, как свидетельство качества и знак идентификации.
Эта практика началась в семнадцатом веке в Англии, когда указом короля Джеймса I был введен налог на местных производителей игральных карт. На пиковом тузе должна была быть эмблема типографии, чтобы по колоде можно было идентифицировать производителя, и печать фискального органа в качестве доказательства уплаты налога. Пошлина была отменена в 1960 годах, но практика изображения логотипа производителя на тузе пик осталась.
❗ В каких банках можно получить
К числу основных банков, где в настоящее время можно получить цифровую банковскую карту, относятся:
- Сбербанк – неименную карту можно оформить через мобильное приложение банка;
- ВТБ – для оформления карты так же можно обратиться к мобильному приложению, где возможно не только выпустить ее, но также и привязать к системе бесконтактных платежей. Карта выдается в неименном формате;
- виртуальная карта компании Мегафон – выпуск ее происходит при онлайн-оформлении, номер счета карты связан с номером абонента сети Мегафон, пополнение происходит при пополнении номера телефона абонента, может участвовать в бесконтактных платежах с помощью смартфонов;
- Яндекс.Деньги – выпускается привязанной к кошельку на данном сайте; так же, как и указанные выше карты, может быть привязана к платежным приложениям на смартфоне;
- ПочтаБанк – карта оформляется онлайн, но при оформлении потребуется предоставить паспорт, на нее может быть открыт лимит до 60 тысяч рублей, который можно использовать на покупки, но этот лимит необходимо будет закрывать в указанные сроки;
- АльфаБанк – ограниченный срок действия карты, оформление через приложение, возможность подключения дополнительных платных услуг;
- Газпромбанк – карта выпускается в «пластике», но с возможностью одновременного открытия ее в личном кабинете для присоединения к системе электронных платежей посредством смартфонов. Для открытия необходимо обращаться в офис банка.
Меняют ли порванные доллары и евро в российских банках
Подробнее
Как вернуть деньги, если банкомат их съел и не зачислил на счет
Читать
История возникновения карт Тарокки
Символические колоды (наборы с рисованными козырями — будущие Таро) — местное итальянское изобретение. Старейшие известные пачки (колоды появились позднее) создавались предположительно в 1420-1450 годах. По заказу членов аристократических семей Висконти и Сфорца. Общее количество дошедших до нашего времени карт — 271.
Специалисты, изучающие историю происхождения Таро, делят их на 15 наборов по манере исполнения, цветовой гамме, материалу, размеру. Наибольший из них (написанный предположительно художником Бонифацио Бемпо) состоит из 74 карт. Не хватает Падающей Башни, Дьявола, Рыцаря масти Монет и Тройки Мечей.
На Козырях отсутствуют названия или числовые обозначения. Скорее всего игра была широко распространена и участники свободно ориентировались в старшинстве и значении картинок. Количество и первоначальный порядок ранних североитальянских Старших Арканов неизвестны (эти данные позаимствованы из более позднего Марсельского Таро).
Все Козыри, датированные XV веком, созданы в Италии. Термин «тарокки», которым обозначались колоды с «рисованными» козырями впервые появляется в 30-х годах следующего столетия. Тогда же с новой карточной игрой знакомятся жители юга Франции. Название забавы галлы переделали на свой лад, теперь оно звучало как «Таро». Под этим именем игра, похожая на современный бридж, завоевала Европу и пребывала на вершине популярности несколько веков. Сейчас она забыта даже на родине, лишь французы коротают время за азартным таро.
Долгое время первыми считались несколько карт, оставшихся от трех наборов, созданных живописцем Жакменом Грингонье для развлечения короля Карла VI предположительно 1392 году. Но недавние исследования доказали несостоятельность этой версии. Раритеты были нарисованы в Северной Италии не раньше начала XVI века. Историю создания слегка подправили.
Скорее всего, во времена Возрождения Таро использовались исключительно для игры. Первое описание гадания на «рисованных» картах находится в книге, напечатанной в Болонье примерно в 1700 году. Но как гадательная система Таро обретает известность только в конце XVIII века.
Джокер: веселый колдун
Самое удивительное, что единственная карта в колоде не имеющая реального прототипа, это Джокер. Во многих карточных играх он не используется вовсе, а в других выступает в роли высшего козыря. При этом само слово Джокер в переводе на русский язык обозначает весельчака, шута и озорника. Правда, иногда Джокера рисуют в виде маленького чертенка, подчеркивая тем самым, историю его появления из гадальных карт Таро. В колоде магических карт Джокер является злым волшебником. В то же время самой популярной версией происхождения слова «Джокер» является название игры Джукер, в которой впервые и появился этот карточный персонаж.
Известные картографы и издания
Одним из первых выдающихся картографов России стал Семен Ульянович Ремезов — необычайно энергичный человек с большим кругом интересов. В конце XVII — начале XVIII веков Ремезов собрал значительные географические материалы и сумел обобщить их в нескольких атласах. Наиболее выдающиеся из них — это «Хорографическая чертежная книга», «Чертёжная книга Сибири 1701 г.» и «Служебная чертежная книга».
Эти издания содержат ценнейшие сведения не только по расположению тех или иных объектов, но и информацию археологического, исторического и этнографического характера. Так как в те времена не использовали картографические сетки, основным ориентиром служила сетка рек, которую Ремезов наносил с особой тщательностью. Вообще его атласы и сегодня поражают современников детализацией представленных данных.
Чертёж всех сибирских градов и земель из атласа С. Ремезова. 1701 г.
Как было сказано выше, значительный вклад в развитие русской картографии внесли выдающийся картограф И.К. Кирилов и великий ученый-естествоиспытатель М.В. Ломоносов. Так как иностранные картографы нередко представляли Россию с искажением в плане величины территории и богатства земель, Кирилов поставил перед собой важнейшую цель жизни создать русскую картографию, подлинно отражающую широту и богатства России.
Вклад М.В. Ломоносова в развитие картографии начался с масштабных преобразований в Географическом департаменте Академии наук. На момент прихода ученого это заведение находилось в плачевном состоянии: никаких системных работ здесь не проводилось, более того, с начала его образования ни один сотрудник не был обучен «ландкартному сочинению». Ломоносов организовал большую работу по подготовке кадров, выпуску методических пособий, подготовке экспедиций, сбору картографических данных и выпуску новых карт. Одним из эффективных методов сбора сведений оказалась рассылка по всем губерниям анкет «Географические запросы», на основе которых в 1745 г. был издан новый атлас Российской Империи.
Атлас Российской Империи из девятнадцати специальных карт. Генеральная карта. 1745 г.
В восемнадцатом веке началось исследование Арктики в ходе Великой Северной экспедиции, позволившее изучить арктическое побережье Сибири. Значительный вклад в создание карт этих мест внесли А.И. Скуратов, С.Г. Малыгин и Ф.А. Минин. В частности, Минин подготовил картографический материал по побережью Сибири от устья Енисея и на 250 км восточнее устья Пясины, а также описал остров Диксон в Енисейском заливе. Малыгин и Скуратов представили первую карту побережий Карского и Баренцева морей. Хотя карта не дошла до нашего времени, собранные ими материалы вошли в последующие карты Арктики.
Маршруты отрядов Великой Северной Экспедиции, возглавляемых Скуратовым и Малыгиным.
В девятнадцатом веке большую роль в развитии картографии сыграли картографы, руководившие соответствующими работами. Среди них Стрельбицкий, Менде и Шуберт. Основная заслуга И.А. Стрельбицкого состоит в том, что он долгие годы руководил изданием «Специальной карты Европейской России». А.И. Менде руководил топографическими и картографическими работами в центре России, проводил съемки, названные в дальнейшем по его фамилии, руководил подготовкой и изданием межевых топографических атласов российских губерний. Ф.Ф. Шуберт был руководителем Корпуса топографов и обширных картографических работ в губерниях, издавал значимые картографические труды, среди которых «Карта Шуберта».
Фрагмент военно-топографической трехверстовой карты Ф.Ф. Шуберта.
В советское время училась целая плеяда талантливых картографов, внесших значительный вклад в развитие данной науки. Среди них выдающийся картограф и теоретик К.А. Салищев, фактически создавший научную школу географической картографии и руководивший изданиями крупных советских атласов, и основатель экономической картографии в СССР Н.Н. Баранский.
Параллельно с этим еще до прихода советской власти началось развитие тематической картографии, которое активно продолжили советские картографы. Среди ученых, работавших в этом направлении, велик вклад А.А. Тилло по созданию гипсометрических карт, В.В. Докучаева по картографии почв, П.П. Семенова-Тянь-Шанского по картографии экономики и населения и многих других.