Изобретение книгопечатания иоганном гутенбергом: дата, история и интересные факты

Детство и юность

Краткая биография Иоганна не содержится ни в одном из старинных источников. Восстановить ее можно исключительно по обрывочным данным. Именно поэтому достоверной информации о первых годах его жизни просто не существует.

Записей о его крещении не сохранилось. Однако некоторые исследователи полагают, что день его рождения — 24 июня 1400 года (день Иоанна Крестителя). Также нет точных сведений о месте его рождения. Это может быть как Майнц, так и Страсбург.

Иоганн был младшим ребенком в семье. Старшего сына звали Фриле, были также две девочки — Эльза и Патце.

После окончания школы молодой человек обучался ремесленному делу, решив пойти по стопам предков со стороны матери. Известно, что он достиг высочайшего мастерства и получил звание мастера, поскольку впоследствии занимался обучением подмастерьев.

Сотрудничество с Фустом

В 1445 году Иоганн Гутенберг, биография которого вновь оказалась связанной с Майнцем, наконец вернулся в родной город. Здесь он надеялся на помощь своей семьи. Однако на протяжении пяти лет изобретатель так и не продвинулся в своем главном предприятии. Теоретическая идея книгопечатания была готова, а вот ее реализация затягивалась.

В 1450 году Гутенбергу все-таки улыбнулась удача. Он познакомился с богатым предпринимателем Иоганном Фустом. Делец заключил с изобретателем договор, по которому дал ему кредит в 800 гульденов. Сумма выдавалась по частям на протяжении нескольких лет. Благодаря капиталу Фуста отец книгопечатания наконец усовершенствовал свою технологию.

На ссуженные деньги Гутенберг нанял несколько работников, закупил бумаги и красок, арендовал просторное помещение. Но самое главное – он отлил качественные и надежные литеры, в основе которых был сплав из нескольких металлов. Когда типография стала работать в полную силу, Фус,т как ее главный собственник, понимая ценность уникальной технологии, запретил рабочим рассказывать кому-либо о секретах книгопечатания. Наборщики клялись в этом коммерсанту, присягая на Евангелии. До того момента книги переписывались в монастырях. Вручную они множились крайне медленно. Монахи еще долгое время отказывались верить, что книги можно печатать с помощью изобретения Гутенберга, не прибегая к дьявольскому волшебству.

Характеристика

Влияние рукописной традиции

В середине XV века в моду снова входят рукописные Библии большого формата, предназначенные для чтения с кафедры или церковного аналоя. Считается, что одна из этих книг, так называемая Большая Майнцская Библия, изготовленная в 1452—1453 годах, послужила прототипом для Библии Гутенберга.

Гутенберг стремился создать наиболее точную копию рукописной книги того времени. Инициалы и рубрикация вписывались от руки. Отдельные экземпляры иллюминировались. Рисунок одних и тех же знаков в шрифте варьируется, чтобы создать более живое впечатление.

Подобная имитация является характерным признаком первопечатных книг, изданных до 1500-х годов. Таким образом, облик Гутенберговой Библии и других инкунабул имеет переходный характер: от рукописи к печатной книге.

Формат и пропорции

Пропорции наборной полосы в Библии Гутенберга

Формат книги — «in folio». На одном листе этого формата поместилось 4 страницы. Пять листов, как правило, составляли тетрадку по 20 страниц. Впрочем, размеры тетрадей варьируются.

Обрезной формат — 307×445 мм. Отношение сторон (1:1,44) приближается к типичному средневековому формату 2:3 (1:1,5). Поле набора имеет те же пропорции, состоит из двух колонок. Верхнее поле в 2 раза меньше нижнего, внутреннее — в 2 раза меньше внешнего.

Нумерация отсутствует. Библия содержит 1272 страницы. Как правило, она переплеталась в два тома. Более толстые экземпляры, отпечатанные на пергаменте, иногда переплетались в 3 или 4 тома.

Шрифт

Библия набрана текстурой, разновидностью готического письма. Для Библии Гутенберг изготовил новый, улучшенный шрифт. Стараясь приблизиться к рукописной практике, он варьировал рисунок одной и той же буквы. Таким образом, шрифт Гутенберга состоял из 150—300 различных знаков вместо 60—70 минимальных. В нём было множество лигатур и сокращений, которые часто использовали тогдашние писцы. Благодаря этим сокращениям, а также убирая/добавляя пробелы до/после знаков препинания, Гутенберг добился идеально ровного набора. Свою роль сыграла, конечно, и краткость латинского языка, в котором слова, в среднем, короче, чем в русском или немецком языке.

Печать

Страница Гутенберговой Библии, иллюминированная вручную

Е. Л. Немировский пишет:

«издания Иоганна Гутенберга, и прежде всего 42-строчная Библия, поражают нас иссиня-чёрными, немного поблёскивающими текстовыми полосами, которые кажутся отпечатанными лишь вчера»

Прежняя типографская краска использовалась для ксилографии, и для печати металлическими литерами не подходила. Гутенберг изменил состав краски, добавив в него медь, серу, свинец. Последний, видимо, и стал причиной необычного блеска.

Изменения

Печатая книгу, Гутенберг внёс в её облик существенные изменения. Сначала он печатал не только основной текст, но и рубрикацию. Каждый лист проходил через станок дважды — сперва чёрной краской печатался текст, а потом красной — рубрикация. Вскоре Гутенберг отказался от этой идеи, оставив пустые места для инициалов, заголовков и колонтитулов, которые заполнялись потом вручную.

В науке Библия Гутенберга получила название 42-строчной Библии по числу строк на полосе. Однако, сперва их было 40. Потом, видимо, в целях экономии, Гутенберг увеличил число строк до сорока двух. Чтобы не заходить за поля при добавлении новых строк, Гутенберг уменьшил междустрочный интервал.

Долгое время считалось, что так называемая Бамбергская, или 36-строчная, Библия была выпущена раньше 42-строчной, однако позднее было доказано, что типограф, печатавший B36, имел перед собой текст B42.

«Связка времен»

Венецианское издание всемирной хронологии Вернера Ролевинка «Связка времен» вышло в свет в типографии знаменитого печатника Эрхарда Ратдольта в 1475 или 1476 году. Затем его печатали в 1481, 1484 и 1485 годах.

«Связка времен» стала первой венецианской книгой с большим количеством гравированных иллюстраций. По словам советского историка-медиевиста Владимира Люблинского, «с легкой руки Эрхарда Ратдольта в Венеции распространятся крупные гравированные инициалы с плетенкой побегов и листьев». Так, в печатную книгу постепенно вводятся элементы оформления из иллюминированного рукописного издания. Граверы начинают превращать книги во впечатляющие художественные произведения.

Кельнская Библия

Первая Библия на западно-нижненемецком диалекте с примечаниями богослова Николая де Лиры известна под названием «Кельнская Библия». Напечатана она была примерно в 1478–1479 годах.

Издание Библии долгое время приписывалось Генриху Квентелю, однако было установлено, что в ее печатании принимал участие также Бартоломеус фон Ункель. Финансировал издание монетных дел мастер и нотариус Иоганн Хельман, стоявший во главе сообщества книгоиздателей, куда входили также торговец бумагой Арнольд Зальмонстер и Антон Кобергер из Нюрнберга.

Заслуженную славу изданию принесли иллюстрации. 123 гравюры на дереве, многие из которых повторяются, были созданы неизвестным мастером. Скорее всего, он вдохновился рукописными миниатюрам Библии, вероятно, нидерландского происхождения, которая сегодня хранится в Берлине. Гравюры также были раскрашены акварелью.

Иконография Кельнской Библии оказала огромное влияние на все последующие долютеровские иллюстрированные издания Библии в Германии и других странах Европы.

История создания печатного станка

В 1436 году Гутенберг, ювелир по профессии, начал проектировать машину, способную создавать страницы напечатанного текста с невероятной для того времени скоростью. В 1439 он понес убытки, изготовив большой объем металлических церковных изделий, которые должны были приобрести паломники из Аахена. Он планировал предложить изделия Карлу Великому, но случившееся тогда наводнение помешало коммерческому успеху. Вложившись в покупку металлов для будущей работы, Иоганн не смог расплатиться с инвесторами. Для того, чтобы сократить расходы, он приоткрыл кредиторам завесу тайны над задуманным им изобретением.  Таким образом он надеялся компенсировать потери от неудачной попытки продать церковную утварь ювелирной работы.

К 1440 году Гутенберг создал основы своей типографии, включавшие использование мобильного многоразового набора литер. Долгие годы ушли на создание прототипа пресса для печати книг. В 1454 году он поставил работу пресса на коммерческие рельсы.

В основу инновации Гутенберга легло сразу несколько изобретений. Он использовал технологии, привезенные Марко Поло в Европу из Китая с технологиями, используемыми в производстве вина и оливкового масла. Новшеством явилась идея применить металлические наборные буквы.

Печатный станок был выполнен на основе традиционного винтового пресса, с дополнявшей его матрицей, на которой располагались литые буквы и символы. Вместо того, чтобы вырезать из древесины оттиски отдельных страниц для каждого издания, как в методе ксилографии, было задумано использовать наборные буквы, с целью последующего многократного их использования. Наборные буквы значительно ускоряли производство новых книг. Гутенберг создал также уникальные чернила на основе масел, которые подходили для использования с металлической подложкой гораздо эффективнее чернил на водной основе.

Как работает печатный станок Гутенберга: видео

Многие примерно представляют себе как работает современный печатный станок. Но его далекий европейский предок, печатный пресс Гутенберга, имеет довольно мало общего со своим потомком. О технике работы на этом старинном устройстве мы сегодня и поговорим.

Принято считать, что первопроходцем книгопечатания в Европе был Иоганн Гутенберг, собравший первый станок в середине 1440-х годов на основе винодельческого пресса. Конечно, после этого технология многократно совершенствовалась, но сегодня мы можем наглядно увидеть работу того самого устройства благодаря Музею истории печати в Крэнделле.

Первым делом мастер смазывает чернилами (на масляной основе, чтобы не стекали с металла) специальные пресс-подушки, обитые гусиной кожей

Важно равномерно распределить жидкость по всей рабочей поверхности, иначе некоторые буквы не отпечатаются или расплывутся. После этого точными вертикальными движениями чернила наносятся на печатную заготовку — таблички с вырезанным на них текстовым трафаретом

Следующий этап — непосредственно печать. Бумага в эпоху Средних веков была очень дорогой, поэтому печатники нередко использовали в качестве материалов для страниц папирус или тонко выделанную кожу. Закрепив лист бумаги, мастер плотно прижимает его к трафарету и при помощи рычажного механизма опускает пресс. После этого остается лишь снять готовый лист с текстом, разрезать его на страницы и повторить процесс.

Такой тип книгопечатания не только медленный сам по себе, но еще и требует значительной концентрации на каждой стадии, а также приложения физических усилий — крутить рычаги пресса целый день весьма утомительно. Не будем забывать про то, что переплеты тоже изготавливали вручную, что делало книги редким и весьма дорогим товаром, который в XV веке мог позволить себе далеко не каждый. Впрочем, мы должны лишний раз поблагодарить Гутенберга за его труд, — ведь именно благодаря его изобретению литература в итоге получила такое массовое распространение.

Кто изобрел печатный станок

Кто изобрёл книгопечатание?

Как работал первый печатный станок?

Почему изобретение книгопечатания было очень важным?

Все книги, напечатанные до 1 января 1501 года, называют ИНКУНАБУЛАМИ. Слово это переводиться, как «колыбель», то есть младенческий возраст книгопечатания.

Знаешь ли ты, что…

 Проверь себя.

Посмотреть мультфильм об Иоганне Гуттенберге:

farta.livejournal.com

Кто придумал Книгопечатание — Когда Изобрели?

Согласно данным ЮНЕСКО, на сегодняшний день грамотными, т. е. умеющими читать и писать хотя бы на одном языке, являются около 4 млрд обитателей нашей планеты. В среднем один читатель за день «проглатывает» примерно 20 страниц печатного текста. Представить себе современное общество без книг невозможно, и все же на большем отрезке своей истории человечество обходилось без них.

Однако объем знаний, накопленных людьми, с каждым годом и десятилетием становился все больше и больше. Чтобы передавать информацию следующим поколениям, требовалась ее фиксация на надежном носителе. В качестве такого носителя в разное время использовались разные материалы. Наскальные надписи, обожженные глиняные таблички Вавилона, египетские папирусы, греческие восковые таблички, рукописные книги-кодексы на пергаменте и бумаге все они были предшественниками печатных книг.

Полиграфия (от греч. polys «много» и grapho «пишу») это размножение текста или рисунка путем многократного перенесения краски на бумагу с готовой печатной формы. Современное значение этого термина подразумевает промышленное размножение печатной продукции не только книжной, но и газетно-журнальной, деловой, упаковочной. Однако в Средние века людям нужны были именно книги. Труд переписчика занимал много времени (например, один экземпляр Евангелия на Руси переписывали примерно за полгода). По этой причине книги были очень дороги, приобретали их в основном богатые люди, монастыри и университеты. Поэтому, как и любой другой трудоемкий процесс, создание книг рано или поздно должно было быть механизировано.

Ксилографическая доска. Тибет. XVII-XVIII вв.

Ч. Миллз. Юный Бенджамин Франклин осваивает печатное дело. 1914 г.

Разумеется, книгопечатание возникло не на пустом месте, его изобретатели использовали многие уже существовавшие к тому времени технологические решения. Резные печатки-штампы, позволяющие оттискивать рельефные рисунки на мягком материале (глине, воске и т. п.), использовались людьми с глубокой древности. Например, печатки цивилизации Мохенджо-Даро относятся к III тысячелетию до н. э. В Вавилоне и Ассирии использовались печатки-цилиндры их прокатывали по поверхности.

Другая составляющая книгопечатания процесс переноса краски также издавна известна человечеству. Сначала возникла технология набивки узоров на ткань: вырезанный на гладко обструганной деревянной пластине узор покрывали краской, а затем прижимали к плотно натянутому куску материи. Эта технология применялась еще в Древнем Египте.

Традиционно родиной книгопечатания считается Китай, хотя древнейшие печатные тексты, обнаруженные в Китае, Японии и Корее, относятся примерно к одному времени середине VIII в. Технология их изготовления отличалась от современной и использовала принцип ксилографии (от греч. xylon «дерево»). Оригинал текста или рисунка, изготовленный тушью на бумаге, притирали к гладкой поверхности доски. Вокруг штрихов получившегося зеркального изображения гравер срезал древесину. Затем форму покрывали краской, которая попадала только на выступающие части, плотно прижимали к листу бумаги, и на нем оставалось прямое изображение. Впрочем, этим способом печатали в основном гравюры и небольшие тексты. Первым точно датированным крупным печатным текстом является китайская ксилографическая копия буддийской «Алмазной сутры», изданная в 868 г.

Настоящая печать книг началась в Китае лишь в середине XI в., когда кузнец Би Шэн изобрел и применил на практике наборный подвижный шрифт. Как писал в трактате «Записки о ручье снов» китайский государственный деятель Шэнь Ко, Би Ш

Детище эпохи Возрождения

Печатный станок — детище эпохи Возрождения, когда в недрах феодального общества зарождались новые, капиталистические отношения. Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством. Эпоха нуждалась в гениях, в титанах, в людях неукротимой страсти и волевого характера, многосторонних и хорошо образованных.

Одним из этих титанов и был Иоганн Гутенберг.

Книга стала дешевле, легче в изготовлении, а следовательно — доступнее. Печатный станок создал условия для массового распространения произведений науки, литературы, искусства. Книга стала играть значительно более активную роль в истории общества, превратилась в мощное политическое и идеологическое оружие. Ее воздействие отныне можно проследить в самых различных сферах человеческой деятельности.

Ранее произведение науки или литературы распространялось в списках, которые подчас заметно отличались один от другого. Каждый писец с неизбежностью вносил в книгу что-то свое. Бывало, что авторская мысль выхолащивалась, произведение теряло остроту и своеобычность, становилось весьма далеким от оригинала.

Теперь одна и та же книга выпускалась в сотнях, а то и тысячах совершенно одинаковых экземпляров. Это способствовало возникновению канонических, освященных традицией редакций литературных произведений. Печатный станок содействовал унификации орфографии и графических форм письма, закрепленных в типографском шрифте. Возникали единые литературные национальные языки. Развивалась и с каждым годом расширяла воздействие на умы литература на этих языках.

Шествие печатного станка по Европе, которое началось еще при жизни Иоганна Гутенберга, было поистине победным. В 1465 году появляется первая типография в Италии, около 1468 года — в Швейцарии, в 1470 году — во Франции, в 1473 году — в Бельгии и Венгрии, примерно тогда же — в Польше. В 1476 году печатный станок утвердился в Чехии и Англии, в 1482 года — в Австрии и Дании, год спустя — в Швеции, в 1487 году — в Португалии. Первоначально печатная книга разговаривала лишь на латыни — классическом языке античности, но постепенно она изучила все языки Европы.

Примерно за 40 лет в 260 городах континента возникло не менее 1100 типографий, которые выпустили в свет около 40 000 изданий общим тиражом в 10— 12 миллионов экземпляров. Эти первые книги, изданные в Европе по 31 декабря 1500 г., называют инкунабулами. В основе термина лежит латинское слово, обозначающее «колыбель». Инкунабулы — это книги колыбельного периода книгопечатания.

Их тщательно собирают и хранят в библиотеках мира. В 1925 году начата подготовка «Сводного каталога инкунабулов»; работа над ним продолжается по сей день.

«Басни Эзопа»

Представят на выставке и одно из ранних изданий «Басен Эзопа», напечатанное в Базеле Якобом Вольфом не позднее 1489 года. Первая книга, где были собраны басни легендарного древнегреческого поэта, была выпущена в 1476 году в Ульме печатником Иоганном Цайнером. Ее составитель, ульмский гуманист Генрих Штайнхевель, освободил басни от средневековых напластований, основываясь на источниках, близких к античной первооснове.

Издание Вольфа проиллюстрировано множеством гравюр неизвестного мастера, скопированных им из книги Цайнера. Сборник открывается большим, во весь рост, портретом Эзопа, которого окружают герои басен. Персонажи эти перенесены в европейскую деревню XV века. Помимо басен, в книгу входит также анонимный позднеантичный роман «Жизнеописание Эзопа».

Судебные тяжбы

Иоганн Гутенберг дважды призывался к судебной ответственности. Впервые это случилось в 1439 году, после смерти его друга и компаньона А. Дритцена. Его дети утверждали, что станок на самом деле является изобретением их отца.

Гутенберг без труда выиграл дело. А благодаря его материалам исследователи узнали, на какой стадии готовности было изобретение. В документах значились такие слова, как «тиснение», «печатание», «пресс», «эта работа». Это явно свидетельствовало о готовности станка.

Доподлинно известно, что процесс остановился из-за отсутствия некоторых деталей, оставшихся у Андреаса. Иоганну пришлось восстанавливать их самостоятельно.

Второй суд состоялся в 1455 году, когда на изобретателя подал иск И. Фуст за неуплату процентов. Суд постановил, что типография и все ее составляющие переходят к истцу. Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание в 1440 году, и спустя пятнадцать лет ему нужно было начинать все с нуля.

Книгопечатание Иоганна Гутенберга

В 1448 году Иоганн Гутенберг вернулся в Майнц, а к 1450 году открыл свою типографию. Для этого он взял заем у финансиста Фуста в размере 800 гульденов. На полученные деньги Гутенберг приобрел необходимые инструменты и оборудование. В декабре 1452 года Гутенберг осознал, что не в состоянии вернуть Фусту долг. По этой причине между ними было подписано новое соглашение, по условиям которого Фуст становился совладельцем типографии Гутенберга.

Однако, даже к 1455 году Гутенберг не смог выплатить Фусту остаток долга и тот подал на него в суд. Судебные записи обрывочны, однако ученые сходятся во мнении, что именно в качестве аргумента для судебного разбирательства Гутенберг напечатал свою знаменитую Библию.

В конечном итоге, Фуст выиграл дело и получил в свое распоряжение типографию Гутенберга. Он начал серийное производство Библии по тому же методу «сорок две строки». Новым совладельцем Фуста стал его зять Питер Шуффер, который, к слову, давал против него показания на суде. Помимо Библии издательство продавало теперь и Псалтырь. К этому моменту Фуст и Шуффер уже выпускали книги под своим патентом на метод печати (метод Фуста и Шуффера). Однако, историки уверены, что ни один из них не был причастен к разработке столь сложного типографского принципа.

В 1462 году город Майнц был расформирован епископом Адольфом II и все печатные предприятия в следствие этого уничтожили. Многие печатники в это время бежали в другие немецкие города, вместе со своим оборудованием и технологиями. Гутенберг же остался в Майнце, в полной нищете. Архиепископ проявил к нему великодушие, назначив Гутенбергу титул Хофмана в 1465 году. Титул обеспечивал для Гутенберга жалование и некоторые привилегии. Гутенберг смог продолжить свою печатную деятельность.

Записи о поздних годах Гутенберга также обрывочны, как и о ранних. Считается, что остаток своих дней он также провел в Майнце, и под конец жизни полностью ослеп. Умер Иоганн Гутенберг 3 февраля 1468 года и был похоронен на церковном кладбище францисканского монастыря в соседнем городе Эльтвилле, Германия.

Агрегатор новостей 24СМИ

«Латинская грамматика» и индульгенции

Взяв у Фуста новый заем (прежних денег уже не хватало), Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание. Путь к стабильно работавшему станку был долгим, но в конце концов конструкция была готова. Первой книгой, созданной по новой технологии, стала «Латинская грамматика», автором которой являлся Элий Донат. Ни одного целого экземпляра до нашего времени не сохранилось. Остались только отдельные листки, хранящиеся в Парижской национальной библиотеке.

Изобретение Гутенберга быстро нашло прибыльное применение. Папа римский Николай V, боясь турецкой угрозы, объявил против турок Крестовый поход и пообещал отпущение грехов тем, кто пожертвует деньги на предстоящую войну. В 1453 году османы захватили Константинополь, и немцы ринулись массово скупать индульгенции. Потребовалось огромное количество экземпляров этой квитанции. Тут и объявился Гутенберг. На его станке индульгенции печатались с немыслимой для своего времени скоростью. Некоторые экземпляры того тиража сохранились и сегодня принадлежат музеям.

Иоганн Гутенберг — Создатель книгопечатания

Иоганн Гутенберг (ок. 1397-1468)

Первой книгой человечества считаются скрижали — камни, на которых были начертаны десять заповедей Моисея.

Гутенберга делались попытки изобрести устройство, которое позволяло бы тиражировать книги. Буквы вырезались в твердом материале, например на деревянной пластине, раскрашивались, а сверху накладывалась бумага. Такой метод назывался тиснением. В основном же до Средних веков монахи в монастырях занимались перепиской книг.

Родители Гутенберга были зажиточными людьми, они входили в правление Майнца — бургомистрат. Предположительно, Иоганн слушал лекции в университете города Эрфурта. Примерно в 20 лет он отправился в Страсбург. В чужом городе ему пришлось нелегко, дворянское происхождение не давало никаких привилегий. Его предки в Майнце в давние времена печатали собственные монеты, изготовляли ювелирные украшения, поэтому юноша стал обучаться ювелирному делу. Он быстро стал хорошим мастером, из его рук выходили прекрасно отшлифованные зеркала, поделочные камни.

Страница Библии, отпечатанной Гутенбергом. 1456 г.

Там же Иоганн увидел, как трудились печатники, кропотливо вырезая в плитах буквы. Взяв одну из досок, он долго рассматривал ее, пытаясь представить, каким образом можно упростить процесс.  Сначала, как свидетельствуют хроники того времени, он разрезал доски, выделял фразы, слова и постепенно дошел до изготовления отдельной буквы. Теперь оставалось изготовить множество букв алфавита, разложить их по ячейкам — и типографский набор готов. Так был изобретен наборный шрифт.

Небольшой немецкий городок Майнц считается колыбелью книгопечатания. В нем в 1397 году, по другим сведениям — в 1400, родился Иоганн Гутенберг, изобретатель печатного станка. До появления этого устройства книга считалась огромным достоянием, редкостью и высоко ценилась. На производство одного экземпляра книги затрачивались месяцы, иногда годы труда переписчиков, художников. Иметь библиотеку в собственности мог позволить себе только очень богатый человек.

К сожалению, деревянные буквы быстро выходили из строя. Нужен был другой, более прочный материал. Тем временем Иоганн вернулся в Майнц. Изыскивая материал для шрифта, он остановился на олове и стал отливать его в форме буквы — литеры. Это было второе изобретение! На его предложение о создании книгопечатного станка откликнулся зажиточный гражданин Иоганн Фуст, которому пришлась по вкусу идея получать доход от печатания книг. Договор подписали у нотариуса, деньги были выделены, и Иоганн взялся за работу.

Работа печатника до изобретения печатного станка

24 августа 1455 года Гутенберг отпечатал Библию на латинском языке в двух томах. Заглавные буквы в книге по традиции дорисовывались от руки. Это было первое напечатанное типографским способом издание. Но заработать на этом не удалось ни Гутенбергу, ни его компаньону Фусту — новые книги не получили того спроса, на который они рассчитывали.

Фуст подал на Гутенберга в суд, и по решению суда тот в счет долга возвратил ему все свое имущество. В Майнце появилась типография Фуста и его нового компаньона Шёффера.

Но Гутенберг не опустил руки, он влез в долги, создал другую типографию и отпечатал учебник грамматики латинского языка, выпустил календари , Псалтырь — всего около 50 книг. Но при жизни он никаких наград и признания не получил и тихо скончался в без-известности.

Печатный станок Гутенберга

Его недруга Фуста постигла печальная участь — в Париже по доносу монахов, которые считали типографское книгопечатание сатанинским делом, его посадили в тюрьму, где он и провел остаток своих дней.

И только в 1804 году при поддержке Наполеона по всей Европе стали собирать деньги на памятник первопечатнику Гутенбергу. С того времени его имя вошло в историю.

Типография времен Гутенберга

Память

  • Настоящего портрета Гутенберга нет. Все изображения Гутенберга относятся к более позднему времени. Предполагается, что две гравюры могли быть выполнены по подлинным прижизненным портретам Гутенберга. Это гравюра в парижском издании 1584 года (A. Thevet. Vrais pourtraicts des hommes illustres) и гравюра в базельском издании 1578 года (H. Pantaleon. Lebensbeschreibungen beruhmter Deutscher).
  • Гутенбергу воздвигнуты памятники в Майнце, Страсбурге и Франкфурте-на-Майне, а также в Вене.
  • В 1901 году в Майнце был открыт музей Гутенберга.
  • В 1900 году в Берне был открыт Музей Гутенберга (в 2000 г. переведен во Фрибур).
  • Площадь Гутенберга — центральная площадь Страсбурга
  • Имя Гутенберга носит известная электронная библиотека «Проект „Гутенберг“».
  • В честь Гутенберга назван астероид (777) Гутенберга, открытый в 1914 году немецким астрономом Францем Кайзером в Гейдельбергской обсерватории.
  • В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Гутенберга кратеру на видимой стороне Луны.

Библия Лютера

Библия Лютера — это немецкоязычная книга, изданная в 1541 году в Виттенберге типографом Гансом Луффтом при участии Георга Рорера — теолога и переводчика, лютеранского священнослужителя и секретаря Мартина Лютера.

Библия 1541 года — пересмотренное и исправленное издание Библии 1534 года, первого полного перевода Ветхого и Нового Завета на немецкий язык, сделанного Лютером. Как и издание 1534 года, она проиллюстрирована гравюрами, созданными мастером MS (анонимным немецким или венгерским художником) и мастерской Лукаса Кранаха Старшего, друга Лютера и сторонника Реформации.

Лютер был настолько вовлечен в процесс, что сам отбирал сюжеты и композиции для виттенбергского издания, гравюры которого раскрашены (иллюминированы) от руки акварелью. На титульных листах сохранились записи иллюминатора с указанием его имени — Бальтазар Кинаст. Это своего рода автограф. Подобные записи бесценны и в рукописных книгах, а тем более в печатных, где они встречаются чрезвычайно редко.

В этом же экземпляре на обоих титульных листах есть запись, сделанная рукой владельца: «Valten Herman//1545». Вероятно, это его имя и год покупки книги. Значит, раскраска гравюр была сделана Бальтазаром Кинастом не позднее 1545 года. Сам иллюминатор прославился именно работой с Библией в переводе Мартина Лютера, что говорит о его реформаторских убеждениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector