Производство трамваев и инновационные разработки: в столице создадут транспортный технопарк
Содержание:
219 миллионов пассажиров в год
Трамвайная сеть — важнейшая часть столичной транспортной системы. Ежедневно этим видом транспорта пользуются около 660 тысяч пассажиров. Сергей Собянин отметил, что обновление подвижного состава и реконструкция путей привели к увеличению пассажиропотока.
Каждый день на 45 маршрутов выходят свыше 600 трамваев. Больше 400 вагонов было закуплено с 2010 года, 300 из них — это трамваи серии «Витязь-Москва». По контракту между ГУП «Мосгортранс», ОАО «Метровагонмаш» (АО «Трансмашхолдинг») и ООО «ПК Транспортные системы» всего столица должна получить 390 таких трамваев. Поставки будут завершены в 2020 году.
«Появились новые трамваи, которые стали хорошей перспективой развития для города. Стало меньше шума, стало больше комфорта. Мы за это время реконструировали большую часть путей. Вы, наверное, на себе почувствовали: движение стало более плавным, более бесшумным. Ну и сами трамваи стали более привлекательными, более тихими и комфортными», — добавил Мэр Москвы.
Трамваи нового поколения «Витязь-Москва» сегодня выходят на 15 городских маршрутов. Каждую неделю они перевозят больше 2,1 миллиона человек.
Трамваями этой серии полностью укомплектованы депо имени Н.Э. Баумана и Октябрьское трамвайное депо. А с этого года они начали поступать и в трамвайное депо имени И.В. Русакова.
Основные преимущества новых трехсекционных трамваев — долговечность, скорость, тихий ход, комфорт и большая вместимость. Они могут перевозить в полтора-два раза больше пассажиров, чем трамваи предыдущих поколений и модификаций. В трамваях «Витязь-Москва» 60 мест для сидения. Длина трамвая нового поколения — 27,5 метра, ширина — 2,5 метра, скорость — 75 километров в час.
В каждом вагоне — шесть дверей (две одностворчатые и четыре двустворчатые). Это позволяет сократить время посадки и высадки пассажиров на 40 процентов. Кроме того, трамваи низкопольные, что удобно для маломобильных пассажиров.
В трамваях есть современные системы управления, датчики местоположения ГЛОНАСС/GPS, видеонаблюдение, USB-разъемы для зарядки мобильных устройств, Wi-Fi, медиакомплексы для трансляции маршрутной информации, климат-контроль. Система кондиционирования установлена как в пассажирском салоне, так и в кабине водителя.
Еще новые трамваи тише на 25–30 процентов (60 децибел вместо 82). Максимально плавного хода удалось добиться благодаря особой конструкции трамвайной тележки — на поворотах практически не слышен стук колес. Это преимущество и для пассажиров, и для местных жителей.
Как и на всем наземном городском транспорте, в трамваях действует бестурникетная система оплаты проезда. Валидаторы установлены у каждой двери трамвая. На линиях работают контролеры, их число было увеличено.
Срок эксплуатации трамваев «Витязь-Москва» по контракту жизненного цикла составляет 30 лет, что также почти в два раза больше, чем у традиционных моделей (16 лет).
Бесшумный ход и забота об экологии
Протяженность трамвайных путей в Москве составляет 418 километров. 80 процентов из них отделены от автомобильных дорог.
Начиная с 2010 года было реконструировано более 220 километров трамвайных путей (52 процента). Применяются технологии, которые позволяют уменьшить уровень шума при движении трамваев. Кроме того, проводится обособление трамвайных путей, чтобы по ним не мог двигаться другой транспорт.
Обособление трамвайных путей позволило на 60 процентов снизить количество аварий на таких участках. В 10 раз уменьшилось количество задержек трамваев, которые были вызваны дорожно-транспортными происшествиями или неправильной парковкой постороннего транспорта. Скорость движения повысилась на 20 процентов, а количество пассажиров выросло на 15 процентов.
В 2018 году при капитальном ремонте трамвайных путей впервые было использовано 15,6 тысячи композитных шпал. Они долговечнее и надежнее обычных. Для их производства используют переработанные материалы, в том числе пластиковые бутылки. На изготовление одной такой шпалы уходит 75 килограммов пластика, или 1200 пластиковых бутылок
Композитные шпалы не нужно пропитывать каменноугольной смолой, что важно для экологии
В 2019 году Мосгортранс обновит 32 километра трамвайных путей. При этом будет использовано более 18 тысяч экошпал.
Для удобства и безопасности пассажиров остановки оборудуются приподнятыми посадочными платформами. Они располагаются на одном уровне с входом в трамвай. На платформах есть пандусы и специальные защитные ограждения, которые отделяют их от проезжей части. Сейчас в городе установлено 270 таких платформ, до 2024 года планируется установить еще около 200.
Примечания
- (недоступная ссылка). Дата обращения 17 февраля 2009.
- ↑ Веклич В. Ф. Автореферат докторской диссертации: Повышение эффективности эксплуатации безрельсового электрического транспорта применением средств диагностирования и управления по системе многих единиц — Москва: Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, 1990 С. 29
- ↑ Крат В. И.Владимир Филлипович Веклич // Коммунальное хозяйство городов. Киев: Техника — 1998. — № 17. — С. 3-9. — ISSN 0869-1231 (укр.)
- . Дата обращения 11 сентября 2015.
- Брамский К. А. Троллейбусный поезд Владимира Веклича // газета «Всеукраинская техническая газета», 11 декабря 2003 р. (укр.)
- Энциклопедия современной Украины: в 25 т. / Под ред. И. М. Дзюба и др. — Киев : 2005. — Т. 4. — С. 187 — ISBN 966-02-3354-X (укр.)
- В. Крат Воспоминания о выдающемся ученом Владимире Филипповиче Векличе // Впервые в мире (Сборник воспоминаний о Векличе В.Ф) /под. ред. К. А. Брамского Киев:2013 — С. 21-28 (укр.)
- Веклич В. Ф. Докторская диссертация: Повышение эффективности эксплуатации безрельсового электрического транспорта применением средств диагностирования и управления по системе многих единиц — Киев: Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт городского хозяйства, 1990 С. 405
- (недоступная ссылка)
- . transphoto.org. Дата обращения 30 мая 2020.
- (недоступная ссылка)
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения 27 января 2014.
Второе рождение московского трамвая
Современная трамвайная сеть Москвы насчитывает 418 километров путей. Это 374 километра одиночного пути и 44 километра служебных путей (в пяти трамвайных депо Москвы и на трамвайно-ремонтном заводе). В парке Мосгортранса около 800 трамваев, которые курсируют по 46 городским маршрутам.
Ежедневно трамваями пользуются более 650 тысяч человек. По сравнению с 2010 годом ежесуточный пассажиропоток вырос на 21 процент. Всего в 2018 году трамваи перевезли 219 миллионов пассажиров.
Трамваи превосходят другие виды транспорта по экологичности, безопасности и способности перевозить большое количество человек (на втором месте после метрополитена) — почти в три раза больше пассажиров (15–20 тысяч пассажиров в час), чем автобус (до пяти — семи тысяч пассажиров в час).
С 2011 года Правительство Москвы реализует комплексную программу возрождения и модернизации трамвайного движения в городе. Для этого обновляют подвижной состав, меняя устаревшие модели на современные трамваи «Витязь-Москва», проводят капитальный ремонт и обособление трамвайных путей, а также строят новые линии.
«Витязь-Москва» — новый стандарт комфорта
В 2017 году на улицы столицы вышел трамвай нового поколения «Витязь-Москва», разработанный специально для столицы.
В 2017–2018 годах город получил 230 трамваев этой модели. В 2019-м поставят еще 100 вагонов. С 2010 года трамвайный парк Москвы обновлен почти на 50 процентов.
Полностью обновлен подвижной состав в трамвайном депо имени Н.Э. Баумана и Октябрьском трамвайном депо. В 2019-м «Витязи-Москва» начали поступать в трамвайное депо имени И.В. Русакова.
95 миллионов пассажиров: почему горожане выбирают трамваи «Витязь-Москва» Красиво и комфортно: Москва продолжает обновлять парк трамваев
В дальнейшем около 100 самых современных трамваев будут закупать в столице ежегодно. Это позволит к 2024 году полностью обновить трамвайный парк Москвы.
Новые модели трамваев работают тише: уровень шума по сравнению с вагонами прежних поколений снижен на 27 процентов. В «Витязе-Москва» больше пассажирских мест, а поездки стали значительно комфортнее. Замена составов позволила создать 200 тысяч дополнительных пассажирских мест в сутки. Трамваи «Витязь-Москва» стали новой визитной карточкой столицы.
Список моделей новых вагонов
Усть-Катавский вагоностроительный завод
модель | года выпуска | количество | статистика |
---|---|---|---|
КТМ-1/КТП-1 | 1947-1961 | около 2280 поездов | — |
КТМ-2/КТП-2 | 1958, 1961-1969 | около 3430 поездов | — |
КТМ-3/КТП-3 | 1962 | 2 поезда | — |
КТМ-5 | 1963 | 2 | — |
КТМ-5М | 1966, 1969-1971 | около 900 | — |
КТМ-5М3 (71-605) | 1971-1990 | 12943 | — |
71-605А/71-605У | 1989-1992 | 1426 | — |
71-606 | 1976 | 2 | — |
71-608 | 1988 | 2 | |
71-608K/71-608КУ | 1989-1994 | 899 | |
71-608КМ | 1994-2007 | 579 | |
71-611(Г,П) | 1992-1995 | 13 | |
71-615 | 1995, 1997 | 11 | |
71-616 | 1996 | 2 | |
71-617 | 1994-1999 | 12 | |
71-619 | 1999 | 2 | |
71-619К/71-619КУ/71-619КС/71-619К-01 | с 1999 | 196 | |
71-619КТ/71-619КТУ/71-619КТ-01 | с 2000 | 420 | |
71-619А/71-619А-01 | с 2007 | 213 | |
71-621 | 1999 | 1 | |
71-623/71-623-01 | с 2009 | 396 | |
71-624 (проект) | ? | 2 (строятся) | — |
71-630 | 2006 | 1 | |
71-631 | с 2011 | 61 | |
71-633 | с 2015 | 1 |
Петербургский трамвайно-механический завод
модель | года выпуска | количество | статистика |
---|---|---|---|
ЛМ-33/ЛП-33 | 1933-1940 | 232/226 | — |
МЧ/ПЧ | 1937 | 1/1 | — |
ЛМ-47/ЛП-47 | 1948-1949 | 43/42 | — |
ЛМ-49/ЛП-49 | 1949-1960/1949-1960,1965-1968 | 400/375 | — |
ЛМ-57 | 1957-1969 | 1038 | — |
ЛВС-66 | 1966-1968 | 4 | — |
ЛМ-67 | 1967 | 1 | — |
ЛМ-68 | 1968-1975 | 663 | — |
ЛМ-68M | 1973-1990 | 2122 | — |
ЛВС-80 (71-76) | 1980-1984 | 4 | — |
ЛП-83 | 1983 | 1 | — |
ЛВС-86 (71-86) | 1987-1997 | 473 | |
ЛВС-89 (71-89) | 1989 | 1 | |
ЛВС-93 (71-139) | 1993, 1994 | 2 | |
ЛМ-93 (71-132) | 1993-1999 | 80 | |
ЛВС-97K (71-147К) | 1997-2002 | 41 | |
ЛВС-97М (71-147) | 1998 | 2 | |
ЛВС-97А (71-147А, 71-151А) | 1998-2004 | 7 | |
ЛМ-99 (71-134) | 1999 | 1 | |
ЛМ-99К (71-134К) | 2000-2007 | 120 | |
ЛМ-99А (71-134А) | 2002-2008 | 203 | |
ЛМ-2000 (71-135) | 2001 | 1 | |
ЛВС-2005 (71-152) | с 2006 | 26 | |
ЛМ-2008 (71-153) | с 2008 | 62 | |
71-154 (ЛВС-2009) | с 2008 | 10 | |
71-154М | 2009 | 1 |
ПК «Транспортные системы»
модель | года выпуска | количество | статистика |
---|---|---|---|
71-911 City Star | с 2014 | 51 | |
71-911ЕМ Львёнок | с 2018 | 23 | |
71-922 Варяг | с 2016 | 1 | |
71-923 Богатырь | с 2017 | 3 | |
71-931 Витязь | с 2014 | 12 | |
71-931М Витязь-М | с 2016 | 405 | |
71-934 Лев | с 2018 | 1 |
Рижский вагоностроительный завод
модель | года выпуска | количество | статистика |
---|---|---|---|
МТВ-82 | 1949-1961 | 1755 | — |
РВЗ-50 | 1950 | 1 | — |
РВЗ-51 | 1951 | 1 | — |
РВЗ-55 | 1955-1956 | 10 | — |
РВЗ-57 | 1957 | 3 | — |
РВЗ-6 | 1960-1966 | 920 | — |
РВЗ-6М | 1966-1974 | 1988 | — |
РВЗ-6М2 (71-17) | 1974-1988 | около 3110 | — |
РВЗ-7 (71-217) | 1974, 1976, 1978 | 16 | — |
РВЗ7 (71-267) | 1982-1985 | 8 | — |
ТР1 (71-277) | 1988 | 1 | — |
ТР2 (71-281) | 1994 | 2 | — |
Уралтрансмаш, г.Екатеринбург
модель | года выпуска | количество | статистика |
---|---|---|---|
71-401 СПЕКТР | 1997 | 1 | |
71-402 СПЕКТР | 1999-2005 | 55 | |
71-403 | с 2003 | 37 | |
71-405 | с 2006 | 106 | |
71-407 | 2009 | 166 | |
71-409 | с 2012 | 4 | |
71-411 | с 2019 | 1 | |
71-412 | с 2018 | ||
71-415 | с 2018 | 2 | |
71-418 | с 2019 | 1 |
Совместное предприятие «Татра-Юг», г.Днепропетровск (Украина)
модель | года выпуска | количество | статистика |
---|---|---|---|
Татра-Юг | 1994-2002 | 37 | |
К-1 | с 2001 | 77 | |
К-1М | с 2012 | 10 | |
К-1М6 | с 2017 | ||
К-1М8 | 2006 | 4 | |
К-1Е6 | с 2018 |
Трамвайно-троллейбусное управление, г. Рига
модель | года выпуска | количество | статистика |
---|---|---|---|
РТ-48 | 1948-1952 | 28 | — |
РТ-54 | 1948 | 1 | — |
РТ(РМ)-56 | 1956-1961 | 117 | — |
РТ(РП)-61 | 1961-1969 | 51 | — |
РМ-62 | 1962-1965 | 65 | — |
РМ-66 | 1966-1967 | 16 | — |
РП-66 | 1966 | 4 | — |
РМ-67 | 1967-1973 | 33 | — |
РМ-68 | 1968-1973 | 23 | — |
РП-69 | 1969-1973 | 34 | — |
Другие трамвайные заводы
модель | завод | года выпуска | количество | статистика |
---|---|---|---|---|
М-38 | СВАРЗ, г. Москва | 1935-1936 | 4 | — |
М-38 | ММЗ, г. Мытищи | 1938-1941 | 60 | — |
МТВ-82 | Авиазавод № 82, г. Тушино | 1947-1950 | 454 | — |
КТЦ | КЗЭТ, г. Киев | 1940-1944 | 9 | — |
КТВ-55 | КЗЭТ, г. Киев | 1955-1961 | около 20 | — |
КТВ-55-2 | КЗЭТ, г. Киев | 1955-1959, 1965-1968 | 81 | — |
КТП-55 | КЗЭТ, г. Киев | 1955-1965, 1972-1973 | около 130 | — |
«Тбилиси» | ТТУ, г. Тбилиси | 1960 | 4 поезда | — |
ЛТ-5 | Лугансктепловоз, г. Луганск | 2003 | 4 | |
ЛТ-10 | Лугансктепловоз, г. Луганск | 1993-1998 | 16 | |
ЛТ-10А | Лугансктепловоз, г. Луганск | ? | 1 | — |
АКСМ-1М | Белкоммунмаш, г. Минск | 2000-2001 | 4 | |
601.02 | Белкоммунмаш, г. Минск | с 2001 | 188 | |
621.03 | Белкоммунмаш, г. Минск | с 2009 | 124 | |
743.00 | Белкоммунмаш, г. Минск | 2002 | 1 | |
802 | Белкоммунмаш, г. Минск | с 2014 | 22 | |
843.00М | Белкоммунмаш, г. Минск | с 2008 | 29 | |
Electron T3L44 | Электронтранс, г. Львов | с 2014 | 8 | |
Electron T5B64 | Электронтранс, г. Львов | с 2015 | 8 | |
Electron T5L64 | Электронтранс, г. Львов | с 2013 | 1 | |
ЛМ-68М2 | ОЭВРЗ / СПб ГЭТ, г. Санкт-Петербург | с 2012 | ||
ЛМ-68М3 | ОЭВРЗ, г. Санкт-Петербург | с 2015 | ||
71-301 | ОЭВРЗ, г. Санкт-Петербург | с 2016 | ||
71-142 | ООО ПТМЗ | с 2019 |
Трамвайные вагоны производства завода
Наименование | Годы выпуска | Количество | Тип |
---|---|---|---|
ЛМ-33/ЛП-33 | 1933—1940 | 232/226 | Мотор+прицеп |
ЛМ-36/ЛП-36 | 1936 | 1/1 | Мотор+прицеп, опытный, т.н. «Голубой экспресс» |
ЛМ-47/ЛП-47 | 1948—1949 | 43/42 | Мотор+прицеп |
ЛМ-49/ЛП-49 | 1949—1960/1949—1960, 1965—1968 | 400/375 | Мотор+прицеп |
ЛМ-57 | 1957—1969 | 1038 | |
ЛВС-66 | 1966—1968 | 4 | Опытные первые в СССР сочлененные трамваи |
ЛМ-67 | 1967 | 1 | ЛМ-57 в угловатом кузове, опытная модель |
ЛМ-68 | 1968—1975 | 663 | |
ЛМ-68М (71-72) | 1973—1988 | 2109 | |
РС-78 | 1978—1996 | 3 | Рельсосварочный вагон |
ЛВС-80 | 1980—1984 | 4 | |
ЛП-83 | 1983 | 1 | Прицепной вагон к ЛМ-68М |
ЛВС-86 (71-86) | 1987—1997 | 473 | |
71-88Г | 1988—1993 | 13 | Двухсторонняя версия вагона ЛМ-68М со строением кузова ЛВС-86 |
ЛВС-89 | 1989 | 1 | Опытный трёхсекционный |
ЛВСГ-90 | 1990 | 1 | Грузовой |
ЛМ-93 (71-132) | 1993—1999 | 80 | Модифицированный ЛМ-68М |
ЛВС-93 (71-139) | 1993—1994 | 2 | Трёхсекционный, одно- и двухсторонний |
ЛВС-97 (71-147/71-151А) | 1997—2004 | 50 (1 вагон был создан на базе другого ЛВС-97) | 4 модификации, в том числе полунизкопольная |
ЛМ-99 (71-134) | 1999—2008 | 325 | 7 модификаций, в том числе полунизкопольные |
ЛМ-2000 (71-135) | 2001 | 1 | Опытный вагон с габаритами Татры Т3 |
ЛВС-2005 (71-152) | 2006—2009 | 26 | |
ЛМ-2008 (71-153/71-153.3) | 2008—2012 | 64 | 71-153.3 может работать по СМЕ, в отличие от 71-153 |
ЛВС-2009 (71-154) | 12.2008—2012 | 11 | Двусторонний трёхсекционный |
ЛВС-2009 (71-154М) | 2009 | 1 | Односторонний трёхсекционный |
3Московский трамвай
Первый проект прокладки линий конного трамвая был разработан для Москвы в 1864 году, затем последовал ряд других предложений, но только в апреле 1872 года городской думой окончательно был утвержден проект строительства сети линий железно-конных дорог. Постройка первых линий была осуществлена летом-осенью 1874 года. Движение по первой Петровской линии конного трамвая (от Иверской часовни через Страстную площадь, Тверскую заставу до Петровского парка) открылось 13 сентября 1874 года. Для эксплуатации сети трамвайных линий 9 ноября 1875 года было создано Первое общество железно-конных дорог в Москве с акционерным капиталом в 1 млн рублей. К концу 1876 года это общество выстроило сеть линий в 27 верст, имело 82 вагона и три депо-конюшни. В 1880 году инженер А. Н. Горчаков разработал проект постройки второй сети конно-железных дорог, которые должны были пройти по второстепенным радиальным городским улицам, а также по Садовому и Бульварному кольцам и в некоторые дачные пригороды. Екатерининская линия была открыта 16 июля 1885 года на участке от Трубной площади до Екатерининского парка (в районе бывшей площади Коммуны). В 1886 году была проложена первая (от Бутырской заставы до Петровско-Разумовского), а в 1887 году — вторая (от Калужской заставы до Воробьевых Гор) линия парового трамвая. В 1898—1899 гг. Первое общество конно-железных дорог с согласия городской управы электрифицировало первые три опытных участка своей сети (Долгоруковскую линию и загородный участок Петровской линии). Движение первых вагонов электрического трамвая началось на загородном участке Долгоруковской линии (по Масловке и Башиловке) 7 апреля 1899 года. В 1902 году городская управа разработала проект электрификации старых коночных и постройки ряда новых линий электрического трамвая (так называемую первую очередь городского трамвая). Первые его линии были построены в течение двух строительных сезонов 1903 и 1904 г., а движение по первой, Марьинской линии (Сухарева площадь — Марьина Роща) открылось 22 сентября 1904 года.
Примечания
- Транспорт в России: 2003. — Москва: Госкомстат России, 2003. — 182 с. — 700 экз. — ISBN 5-89476-147-6.
- Российский статистический ежегодник. 2012. — Москва: Росстат, 2012. — 786 с. — 1400 экз. — ISBN 978-5-89476-352-1.
- Данный объект расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.