Как понять что ребёнок немой?

Особенности лечения

Лечение проходит с помощью комплексной терапии, которую прописывают психолог, невролог и педагог-воспитатель. Ребенку назначают медикаментозную терапию с применением глицина, настойки седативных трав. Грудничкам рекомендованы ванны с добавлением ромашки и успокоительных сборов.

В семье рекомендуется наладить общение с ребенком и уделять ему достаточно внимания. Обучайте его порционно, чтобы не переутомлять и не заставлять сидеть на месте. Лучшими занятиями считаются те, которые требуют усердного внимания: лепка из пластилина, теста, оригами, рисование. Стоит обучать ребенка дисциплине, контролировать его поведение, но не сильно ругать и не лишать личного пространства.

ММД корректируется совместно врачами, родителями и педагогами. Ребенку требуется больше усилий для обучения и социализации. При спокойной и дружелюбной атмосфере в семье синдром проходит бесследно и не влияет на дальнейшую жизнь.

Как выявить предрасположенность

Диагностика генетической предрасположенности выполняется следующими способами:

  • Наследственный анамнез больного.Другими словами, это генеалогическое древо с информацией о хронических заболеваниях и о том, как они протекали и в каком возрасте развивались. Чем подробнее будет этот список, тем лучше. Полученные данные позволят выстроить четкую систему по диагностике и профилактике возможных болезней.
  • Регулярные аудиометрические исследования.Позволяют определить восприимчивость слуха к звуковым волнам разной частоты.
  • Молекулярно-генетический анализ.Выявляет наследственные патологии и анализирует наличие модификаций в генах, хромосомах и ДНК.
  • Вспомогательные методы диагностики.Например, компьютерная или магнитно-резонансная томография.

Каждый человек может являться носителем гена рецессивной несиндромальной глухоты, которая никак себя не проявляет. Чаще всего люди даже не знают о том, что такой ген есть в их организме

Что вызывает мутизм?

Психологические причины такого явления крайне разнообразны, поэтому каждый пациент рассматривается и изучается в индивидуальном порядке. Чаще всего встречается так называемый «протест против всего мира» —  молчание в такой ситуации становится формой выражения  обиды или агрессии. Провоцировать такие чувства могут разнообразные факторы, но чаще всего это следствие:

  • неумения находить общий язык с окружающими;

  • неспособности четко формулировать свои желания в устной форме.

У ребенка попросту нет отдельного пространства для свободного выражения столь негативных чувств, и он перестает произносить что-либо.

В группе риска находятся застенчивые дети,  дети,  у которых сложная обстановка в семье, ребята с проблемами в артикуляции и когнитивной сфере, что вызывает у них некоторое смущение и т.д.

Иногда в истоке проблемы стоит серьезное заболевание, и тогда мутизм выступает одним из элементов симптоматического комплекса. Немота ребенка может говорить о: поражениях головного мозга, развитии шизофрении или детского аутизма, сильном депрессивном состоянии.

Коррекция поведения

Проблема является очень сложной, требует вмешательства опытных специалистов в разных областях медицины и психологии. Подход должен быть комплексным и полноценным.

Коррекция поведения должна проводиться в школе и дома непрерывно. Терапия должна быть направлена на точное формулирование и сокращение заданий

Необходимо отмечать позитивные ситуации, не заострять внимание на негативных, поощрять любые, даже крошечные, достижения ребенка. Рекомендуют вести дневник поведения, создать индивидуальную программу для полноценного обучения

Терапия помогает уменьшить симптомы болезни, повышает самооценку и успеваемость ребенка в учебе. Эффективным также является употребление лекарственных препаратов в комплексе с психологической коррекцией детского поведения.

В словаре Даля

от природы лишенный речи, языка или слова; немогущий говорить,
по неустройству словесных снарядов, по глухоте от рожденья (глухонемой),
или по другим природным или болезненным недостаткам; бессловесный,
безъязыкий. | Немой палец, рука, онемевшая, лишенная чувства, или
обмершая. Немая азбука, условные знаки пальцами. Немая карта, без
названий местоим. Немая ночь, безмолвная, тихая. Немая печаль,
молчаливая. Он глух и нем к просьбам, не хочет слышать и не отвечает.
Немое вино, окуренное серой, чтобы не бродило; им подправляют вина,
чтобы не кисли. Немо, тихо, глухо, неясно, незвучно. Дитя говорить немо,
немовато, картаво. Колокольчик немо звенит. Он немоват. принемывает,
говорить нечисто, неясно, иных букв не произносить. Палка нема. а даст
ума. Немой немого передразнивал. Нем да свое ем: а речист, да не
плечист, ан голодный сидит. Немая беседушка. Пошел посол нем, принес
грамоту неписану, подал читать неученому? (голубь, Ной и ветка). Немость
ж. или немота ж. свойство и состоянье немого; немоватость, сост. и
свойств. немоватого. Немтырь м. немтырка ж. немач м. немта и немтой сиб.
немталой перм. немко м. немчура об. немой; немец, немка, стар. а местами
и доныне в народе, немой, или же | не говорящий по-русски, всякий
иностранец с запада, европеец (азиатцы бусурмане); в частности же,
германец. Девка немка: говорить не умеет, а все разумеет; ради
скромности, молчит, даже не слышит. У девки уши золотом завешены. |
Немец, астрах. мешок с песком, переносный догруз (баласт) на малых
судах, для перекренки их от ветра. Перенеси немца на леву сторону! |
Сиб. немцы, язвы сфлтч. болезни. | Немка, насекомое Mutella, переводн. |
калужск. смол. ярос. брюква. | Немок и немка сиб. гусь Anser brenta.
Немецкое платье, общеевропейское, мужское и женское, в противопол.
русскому. Немецкий имбирь, растен. образки, Arum maculatum. Неметь,
лишаться языка, способности говорить; становиться немым; | замолкать,
умолкать, особ. от сильных душевных потрясений. | Глохнуть, заглушаться,
быть заглушаему шумом. | о членах, частяхтела: лишаться чувства осязания
или способности слышать боль; замирать, обмирать, терпнуть, становиться
бесчувственным. Больной наш немеет, у него уже отымается язык. Немею и
цепенею, вспоминая эти ужасы. При этой буре и громе волн, живой голос
немеет. Я ногу пересидел, она немеет. У параличного рука немеет. Зимою,
вся природа немеет. Рука до того донемела, что не слышит укола. Пальцы
отекли и занемели. Что вы все молчите, аль перенемели? Молчальник
пронемел восемь лет. Он онемел с испугу. Ноги на морозе онемели. Я
онемел от изумленья. Немотствовать, быть или пребывать немым; упорно
молчать, не говорить ни слова. Молчальник, по обету, немотствовал восемь
лет, пронемел. Немовать и немотовать стар. быть нему; | ныне: лепетать,
картавить, шепелять, говорить нечисто, по ребячьи, примолаживать. Он
немует, его сразу не поймешь: гука, йошадь, рука, лошадь. Немованье ср.
действ. по глаг. Немтовать арх калякать, болтать, лепетать.
Неморожденный, если только он не малоумен, почти всегда и глухонемой.

Каковы причины СДВГ

Существует несколько теорий возникновения заболевания, какая из них точна, сказать трудно. Современные исследования показывают, что синдром дефицита внимания в 40–75% случаев имеет генетическую природу. У больного ребенка присутствует минимум один родственник с подобным нарушением.

Нейропсихологическая теория основана на отклонениях в развитии психических функций, которые отвечают за внимание, память и контроль. Некоторые ученые считают, что причина кроется в нарушении функции лобной доли

Согласно теории токсических веществ, расстройство могут спровоцировать пищевые добавки, ароматизаторы, салицилаты, высокий уровень свинца в организме.

Выделяют следующие факторы риска заболевания:

  • Семейные: психиатрические нарушения у членов семьи, неудовлетворительное социальное положение, криминальное окружение, постоянные конфликты в семье, алкоголизм и наркомания.
  • Перинатальные причины: внутриутробная гипоксия плода, асфиксия новорожденного, недоношенность, потребление матерью алкоголя, медикаментов, курение.
  • Социальные: молодой возраст родителей, неподготовленность к воспитанию ребенка, напряженная обстановка, стрессы и конфликты в семье.

Эти факторы могут вызвать задержку нормального развития мозговых структур, из-за чего их функции нарушаются. В результате риск развития СВДГ вырастает.

Снижение слуха – не приговор

Случается так, что окружающие даже не догадываются, что у ребенка есть какие-то особенности развития. Это подтверждается историями наших пациентов.

Одна из таких историй – про девочку с синдромом Тричера Коллинза, которая использовала слуховые аппараты костного проведения. Обучалась она в массовой школе. Однажды ее мама поинтересовалась, можно ли отдать ребенка в музыкальную школу. Врач дал согласие и отметил, что это будет отличным подспорьем для развития слухового внимания. Девочка сдала вступительные экзамены и стала учиться играть на пианино. Спустя 3 года обучения у нее сменилась учительница. Из любопытства педагог спросила, почему девочка все время носит повязку. Выяснилось, что никто не знал о ее особенностях и о том, что она слабослышащая.

Такие истории доказывают, что дети со сниженным слухом ничем не отличаются от здоровых детей. При грамотном подходе их слух и речь развиваются в соответствии с возрастными нормами и никак не выделяют их среди других.

Не упускайте драгоценное время. Пусть у малыша будет то, что ему нужно больше всего: возможность развиваться и любящие, принимающие его родители.

Консультация педиатра

Глухонемота — крайне неприятное сочетание отсутствия слуха с отсутствием речи. Она может быть результатом недоразвития органа слуха, или же следствием заболеваний ушей. Как известно, глухонемота бывает либо врожденной, либо приобретенной. В последнем случае часть речи у детей будет сохранена, поскольку ребенку удалось запомнить окружающие звуки, и он будет пытаться их повторить. Врожденная глухонемота представляет собой нарушение в развитии органа слуха, вследствие чего не развивается и речь.

Зарегистрироваться Забыли пароль? Среда, 10 октября Немой, но не глухой.

Ключевые слова: Немой мальчик каннибализм. Творческие истории. Комментарии 0. Группа : Посетители Репутация: 0 0 Публикаций: 37 Комментариев: О Господи, ужас то какой

Виды нарушения

Классифицировать мутизм нужно по происхождению и превалирующей клинической картине.

Элективный

Он же избирательный (психогенный). Типичен для детей. Характеризуется немотой в определенных жизненных ситуациях. Обычно триггером выступает какая-либо форма социальной активности. Необходимость говорить с другими детьми, отвечать у доски, делать что-либо другое. В отличие от прочих форм расстройства, эта считается самостоятельным диагнозом.

Вероятность нарушения повышается при недостаточной социальной адаптированности ребенка в системе с резкой переменой окружения. Например, при переезде в другую страну. При исключительно психологической составляющей, удается добиться качественной коррекции силами одного только логопеда-психолога. Психогенный мутизм органического происхождения, например, при аутизме или шизофрении очень скоро развивается, прогрессирует вглубь, и состояние становится очевидным. До тех пор для отграничения требуется дифференциальная диагностика.

Акинетический

Наблюдается на фоне органических поражений головного мозга. Как было сказано ранее, относить или нет такие состояния к названному типу, вопрос спорный. Потому как отграничить мутизм от афазии трудно в такой ситуации. Тем более, если поражены зоны Брока или Вернике.

Кататонический

Часть симптоматического комплекса при шизофрении, возникает как результат прогрессирующего нарушения высшей нервной деятельности. Причины до конца не понятны. Диагностируется при четком определении состояния как кататонической шизофрении. При смене фаз процесса возможно частичное восстановление способности общаться. Мутизм при шизофрении корректируют атипичными нейролептиками. С переменным успехом.

Эмоциональный

Встречается наиболее часто. Это ответ на психотравмирующую ситуацию. С течением времени может пройти сам собой или же существует длительное время в результате психологического блока. Работа с психотерапевтом, неврологом и грамотным логопедом позволяет «разговорить» пациента намного быстрее.

Истерический

Встречается при одноименном расстройстве

В такой ситуации пациент предпринимает попытки манипуляции окружающими, обратить на себя внимание. Немота используется как инструмент

Встречается мутизм и при истероидной акцентуации характера. Но тогда определить грани нормы и патологии с ходу невозможно. Такие люди манерны, артистичны, хорошо симулируют. Потому нужны наблюдение и диагностика. Истерический мутизм требует проведения курса когнитивно-поведенческой терапии под контролем психотерапевта.

Гиперкинетический

Нарушение речи на фоне повышенного психомоторного возбуждения, физической активности, подвижности. Расстройство заканчивается само собой, речь возвращается. Отклонение встречается при синдроме гиперактивности, на фоне панической атаки, некоторых прочих диагнозов.

Возможен мутизм после комы. Если головной мозг в норме, постепенно речевая функция вернется. Это следствие длительного бессознательного состояния. Логопедическая и психологическая помощь позволяют ускорить процесс восстановления.

Принятая в логопедии классификация используются для точного описания состояния, дальнейшей диагностики и подбора метода эффективного лечения.

Лечение расстройства

Коррекция мутизма проводится врачами неврологом, психиатром (психотерапевтом), нейрохирургом (реже).

В типичных случаях, если нет органического поражения церебральных структур, достаточно логопедических и психотерапевтических методик:

  1. Индивидуальные тренинги направленные на выработку устойчивости к стрессовым ситуациям, проработку пережитых психогенных проблем, освоение методов релаксации.
  2. При хорошем результате на предыдущем этапе, показаны коллективные тренинги. Социализация, активность в группе «друзей по несчастью» позволяет лучше справиться с проблемой, но при должной предварительной подготовке. Группы — от 3 до 5 человек.
  3. Больному обязательно требуется положительная, доброжелательная и спокойная обстановка дома, без конфликтов и избыточного нервного напряжения.
  4. Хорошо показала себя терапия с помощью творчества. Благоприятно сказывается и общение с животными — кошки, собаки, лошади помогают снять стресс.

Лечение мутизма на фоне психиатрических расстройств требует применения психотропных препаратов. В основном используются нейролептики последнего поколения, атипичные средства, которые способны бороться с негативной симптоматикой. Это в основном касается шизофрении. Истерические расстройства, диссоциативные нарушения требуют использования антидепрессантов и/или транквилизаторов. Возможно нейролептиков в минимальной дозировке. Депрессии — противопоказание для нейролептиков.

Органические поражения церебральных структур требуют хирургического вмешательства. Это справедливо при гематомах, опухолях, кистах. Но если расстройство бесполезно корректировать, мозг уже поврежден, единственный метод — системная реабилитация, с применением ноотропов, цереброваскулярных средств и психотерапии в разных вариациях.

Существует методика стрессового выведения пациента из состояния. Она применяется у взрослых больных. Заключается во введении кофеина и Амобарбитала в минимальных дозировках. Способ позволяет растормозить пациента. Но это грубая методика, к тому же подходит не всем и применима не всегда.

Немые люди: причины невозможности говорить

Мы уже пришли к мнению, что немота всегда приобретенная. Причем она может настигнуть человека в любом возрасте. И вызвать ее могут разные факторы. Немые люди теряют возможность говорить при следующих обстоятельствах.

  1. Поражение мозга. Оно может быть травматическим или физиологическим. Чаще всего немоту вызывает удар по голове, пришедшийся в определенную зону, рак мозга либо кровоизлияние в него. Нередко лишены речи больные аутизмом, притом, что все слышат.
  2. Дефекты органов, ответственных за речь. Это могут быть травмы связок или их деформации вследствие какого-то заболевания. Реален вариант паралича языка – достаточно вспомнить Сильвестра Сталлоне, у которого язык парализован частично, но речь при этом была сильно невнятной до тех пор, пока актер не начал интенсивно его разрабатывать. Упоминать лишение этого органа, пожалуй, не стоит – такой исход весьма маловероятен.
  3. Мутизм. Расстройство психомоторного типа, в результате которого человек перестает говорить. Его вызывают тяжелые стрессовые ситуации или сотрясение мозга. Немые люди при этом понимают обращенную к ним речь и реагируют на нее, но сами преодолеть безмолвие не в состоянии. При этом немота может быть выборочной – например, касаться только мужчин, в то время как с женщинами человек говорит свободно. Лечится растормаживающими методиками.

В случае если возможность говорить утрачена окончательно и восстановлению не подлежит, человеку могут помочь в общении письмо и язык немых. Правда, последний смогут понять только специально обученные люди.

Глухота и сопутствующие ей факторы

С медицинской точки зрения, неверно интересоваться тем, почему люди рождаются немыми. Если формулировать точно, все дети немы – разговаривать они не умеют. А звуки издает практически каждый живой новорожденный. Речь – вторичный навык, развивающийся вследствие информации, получаемой через слух. И если ребенок рождается глухим, то в результате ее отсутствия со временем он немеет полностью, то есть перестает издавать даже неосмысленные звуки. Таким образом, немые люди не рождаются таковыми, а становятся ими. А вот глухота может быть и врожденной. Причем даже если ее невозможно вылечить, и слуховой аппарат не в состоянии компенсировать глухоту, говорить человека все же можно научить – есть специальные методики.

В чем заключается оптимальная терапия мутизма?

При мутизме страдает речевое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие. Это, в свою очередь, приводит к нарушению развития личности, Я-идентификации и самосознания. Страдающий мутизмом имеет проблемы в обучении и профессии, и, чаще всего, общения с таким человеком стараются избегать.

Мутизм требует комплексного подхода в лечении. В детском возрасте применяется психотерапевтический подход, во взрослом возрасте иногда и медикаментозное лечение антидепрессантами.

Специалисты утверждают, что шансы на успешное лечение тем выше, чем раньше начата терапия заболевания.

На сегодняшний день разработана и с успехом применяется специальная коррекционная программа, которая дает ощутимый результат уже через неделю занятий. Одним из способов реабилитации ребенка с мутизмом является создание игровой ситуации, в которой невозможно молчать. Родители и дети могут меняться местами — с родителей требуется мило, без раздражения, но максимально достоверно скопировать поведение своего ребенка. Разумеется, на протяжение всего цикла предусмотрено ненавязчивое поощрение ребенка.

Комментарий эксперта

Екатерина Валова, психолог

Лечение проводится как медикаментозно, так и методами психотерапии. Стоит помнить, что снижение тревожности, являющейся основным фактором появления селективного мутизма, при правильном выборе препаратов достигается достаточно быстро. Однако это не означает, что сам мутизм проходит в тот же момент, стоит настраиваться на терапию в течение 3-6 месяцев.

В первую очередь, объектами психотерапии становятся родственники и значимые взрослые

Если селективный мутизм проявляется в школе или в саду, необходимо провести беседы с учителями и воспитателями о правильной стратегии поведения: ребенка нельзя подталкивать, вынуждать говорить, а также, при появлении речи, активно хвалить и привлекать внимание к успехам. Такая тактика может вызвать «откат» и привести к большей замкнутости, так как дети с селективным мутизмом чаще всего дискомфортно ощущают себя, оказываясь в центре внимания.

Селективный мутизм излечим при корректной терапии и усилиях всех членов семьи. Часто при проведении лечения ребенка взрослые с проявлениями социальной фобии в детские годы также отмечают у себя улучшения состояния и снижение уровня тревожности.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Специфика лечения мутизма у детей

Одним из врачей, способных оказать помощь при мутизме, является невролог

Для обследования и постановки диагноза следует обратиться к специалистам, а в данной ситуации компетентную помощь смогут оказать такие профильные врачи как:

  • психолог/психотерапевт;
  • клинический психотерапевт/психиатр;
  • логопед;
  • невролог.

Ввиду достаточной специфичности заболевания методы лечения таких пациентов могут быть самыми разными, однако стало давно привычным ориентироваться на поведенческие (бихевиоральные) подходы психотерапии. Терапия включает несколько этапов, осуществляя системный подход в лечении детей данного контингента:

  • непосредственно терапевтическое вмешательство. На этом этапе прибегают к формированию у малышей навыков и стратегий социальной адаптации. Процесс осуществляется путем групповой и индивидуальной терапии, занятий с психологом (как самого ребенка, так и с его родителями). Терапевт прибегает к методам работы по устранению страха и фобий перед людьми, развивая социальную лабильность, что в дальнейшем позволит устанавливать социальные связи и вступать в ролевую среду;

  • работа родителей. Родителям необходимо так же участвовать в процессе социальной адаптации их ребенка и формирования у него желания говорить с окружающими. Это достигается путем поощрения речевых актов с другими людьми. Поощрения не обязательно должны быть материальными, зачастую это дополнительное оказание внимания и эмоциональное подкрепление, которое должно восприниматься ребенком как стимул;
  • работа окружающих. Если ребенок является членом школьного коллектива, то педагог и одноклассники ребенка получают определенные инструкции по особенностям взаимодействию с больным;
  • медикаментозное лечение. На самом деле данный этап не всегда необходим и к нему стараются особо не прибегать, однако, если терапия не оказывает должного результата, то врач назначает препаратную терапию. Здесь используют средства способствующие выработке серотонина — существуют данные о стопроцентной эффективности применения данных медикаментов.

Почему появляется

Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.

Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.

Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.

Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка – эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка. В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза. Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.

Как и для любого невротического расстройства, в развитии мутизма у детей большую роль играет психотравмирующий фактор. Любое событие, произведшее на ребенка яркое негативное впечатление, может запустить патологическую реакцию. Среди наиболее типичных – переезд, разлука с близкими, насилие. Так, была установлена закономерность появления недуга у эмигрантов, предпочтительно пожилого и детского возраста. Хотя для каждого маленького мутиста такие факторы различны.

Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде. Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу. Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.

Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия.

Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.

Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector