Божественный ветер: камикадзе

Миссия

Картинка взята с сайта YouTube

Воин должен был обязательно умереть. Если он выживал, исполнив миссию, на камикадзе накладывали клеймо позора. Вернуться в здравии солдат мог только в том случае, если довести дело до конца невозможно по причинам, независящим от воина. Тогда камикадзе поручали новое задание и отправляли на смерть. Истории известен случай, когда солдату три раза удалось живым вернуться домой, что помогло пережить войну.

Когда с экономикой в Японии стало совсем туго, ресурсов для производства новых самолетов не хватало. Порой у транспорта отваливались шасси сразу после взлета. Их не выбрасывали, а использовали повторно. В бензобак заливали топлива ровно столько, чтобы камикадзе мог добраться до цели. Даже если миссия срывалась, вернуться назад не было возможности.

Практика найма камикадзе хорошо показала себя в войне японцев против Америки. Смертники смогли затопить семьдесят три корабля оккупантов и нанести серьезный сотне судов.

Вопреки распространенному мнению камикадзе были не только пилотами. В Японии разработали специальные торпеды, внутрь которых помещался человек и управлял боеголовкой. Известны случаи, когда смертники приковывали себя наручниками к пулеметных гнездам и удерживали наступающих противников, пока остальные бойцы отходили.

Адаптация японского опыта за рубежом

Учитывая непревзойдённую никем результативность камикадзе (по соотношению «количество самолётовылетов = потери противника в кораблях и матросах») руководством других стран также предпринимались попытки организации подразделений аналогичного типа в своих национальных вооружённых силах на базе местных религиозных или идеологических учений. Среди прочих:

  • в Иране на завершающем этапе Второй мировой войны (в ходе которой это государство формально соблюдало нейтралитет, будучи оккупированным советскими и британскими войсками, но влиятельная часть руководства страны и духовенства подспудно тяготела к союзу с Германией) предпринимались попытки подготовки пилотов-смертников для организации атак на американские корабли и суда в восточной части Средиземноморья и в Индийском океане, а также наземные объекты союзников в Ближневосточном регионе, но из-за разгрома Рейха окончить подготовку и задействовать подготовленные кадры не успели. Позже, после победы Исламской революции и прихода к власти исламских фундаменталистов во главе с аятоллой Хомейни, указанные попытки были возобновлены в 1980—1985 гг. при содействии руководства Сирийской Арабской Республики и Организации освобождения Палестины для подготовки мобилизационного резерва на случай американо-иранской войны для нанесения превентивного удара по 6-му флоту США. Ограничительным фактором, существенно менявшим положение дел в отличие от японской ситуации, стало отсутствие подготовленного лётно-инструкторского состава, способного обучить требуемое количество курсантов (поэтому подготовка пилотов велась в основной своей массе за рубежом) и собственной авиастроительной промышленности, диктовавшая необходимость закупки самолётов за рубежом для последующего переоборудования их в пилотируемые воздушные торпеды. Иранская пропаганда традиционно чествовала пилотов указанных формирований «революционными пасдаранами» (что было почётным званием и его надо было заслужить), американская пропаганда называла их «шиитскими террористами». Фактически, наличие у Ирана указанных формирований использовалось как сдерживающий фактор для угроз США и странам-сателлитам, было одним из аргументов против вступления США в ирано-иракскую войну на стороне Ирака и вообще военных акций против Ирана (иначе «аятолла спустит с цепи своих фанатиков»).
  • По сообщениям в западной прессе и в эмигрантской печати, в Советском Союзе тщательно изучался японский опыт и советские аналоги периода войны (Гастелло, Матросов и т. д.) с точки зрения перспектив его систематизации и адаптации на основе синтеза марксистско-ленинского учения и «советского патриотизма» для подготовки смертников вообще (включая пехотные специальности), и для подготовки пилотов-смертников в частности (поскольку практическим следствием указанного подхода стало бы отсутствие такого явления как лётчиков-перебежчиков). Однако, практические результаты указанного начинания неизвестны, по всей вероятности из-за того обстоятельства, что марксизм-ленинизм является светской идеологией, обращающейся к рационализму и диалектическим методам познания, а потому менее подходящей с точки зрения подготовки фанатичных последователей в отличие от бусидо или радикального ислама.

Причины появления камикадзе

Одной из основных причин появления камикадзе является слабое техническое оснащение воздушных сил. Самолеты были среднего качества, часто ломались и не обладали выдающимися летными характеристиками. Все это мешало пилотам полноценно отправляться на задания и возвращаться с них.

Разрабатывать новые типы самолетов времени не было, а нарастить выпуск имеющихся с еще большим количеством дефектов (из-за ускорения производства и экономии) было вполне реально. Экономили буквально на всем. Например, у модели Nakajima Ki-115 Tsurugi даже не было шасси. Самолет катился по полосе на стойках, который потом оставались на земле. Для посадки шасси были не нужны, поэтому тележку ставили под другой самолет и процедура взлета повторялась.

Самолет Nakajima Ki-115 Tsurugi (передние шасси отваливались при взлете, заднего нет вообще)

На фоне того, что отдать жизнь за родину для японцев всегда было почетным, и того, что эта идея дополнительно культивировалась со стороны руководства страны, начали зарождаться мысли о новом типе воинов. Так, на базе первого воздушного флота Японии были сформированы отряды пилотов-смертников.

Для набора добровольцев, японцам рассыпались приглашения в ряды камикадзе, которые нельзя было не принять. Дело в том, что в приглашении был вопрос, сформированный таким образом, что отрицательный ответ означал признание в трусости. Для японцев это неприемлемо.

Третьим фактором появления камикадзе стало дополнительное психологическое преимущество в бою. Появление самолетов, которые летели с полной бомбовой загрузкой и врезались в корабли, оказывало очень сильное давление на врага и деморализовывало его.

Так выглядела атака на военные корабли противника

Защищая залив Лейте

Первая эскадрилья «божественного ветра» была сформирована в октябре 1944 года. Официально они были дублерами для специализированных ударных групп. Решение о формировании этой группы исходило от главнокомандующего Токидзиро Ониши. Японские камикадзе во Второй мировой стали серьезным камнем преткновения для союзников в кампании по возвращению Филиппин. Когда в октябре началась битва за Лейте, паника охватила уже американцев, потому что против эскадрильи камикадзе не было действенной защиты. В самой Японии этот метод возвеличивался как новое секретное оружие, новое славное изобретение в искусстве войны. Рыцари «божественного ветра» почитались как спасители.

С самого начала войны японские камикадзе демонстрировали два основных типа удара:

  • Самолет летел на цель на предельно низкой высоте прямо над волнами, чтобы избежать фиксации радарами. Как только пилот видел цель, он набирал высоту, чтобы добиться ускорения перед последним нырком.
  • Для второго метода было необходимо скопление облаков в качестве прикрытия. От пилота требовалось набрать предельную высоту, а затем упасть под углом к цели, как только она появлялась в его поле зрения.

Пилоты были проинструктированы, что целиться необходимо в подъемные палубные механизмы. Взрыв в этом секторе не только повреждал большое количество самолетов, стоявших в ангаре, но и делал невозможным ведение полетных операций. Для самих японских камикадзе во Второй мировой войне хуже перспективы умереть была только перспектива не умереть. Неумение найти вражеский корабль означало, что нужно было вернуться на базу и приготовиться к неминуемой смерти на следующий день.

Кайтены

По мере того как война становилась все более безнадежной, концепция применения камикадзе расширялась. Были созданы катера-самоубийцы с заложенными в них бомбами. Все они разрабатывались как средство противостояния вторжению на родную землю. Нападение самоубийцы могло быть выполнено самыми разными способами. Появились и так называемые японские подводные камикадзе — маленькие лодки с двумя подводниками-самоубийцами. Они назывались кайтен. Японцы вовсю собирались развивать выпуск таких лодок-самоубийц с целью отражения неизбежного вторжения в Японию. Слуги императора продолжали отчаянно сражаться. Некоторые историки полагают, что успешное использование таранных атак с применением самоубийц заставило президента Трумена принять решение о применении ядерного оружия. Взрыв ядерной бомбы, возможно, и остановил войну, но это стало прологом к новому ужасу. Так закончилась эта долгая кровопролитная война. Японские камикадзе навсегда вошли в мировую историю. Сотни японцев покончили с собой, не желая сдаваться захватчикам. Харакири — самурайский способ ритуального убийства, чтобы избежать позора. В последние дни к харакири прибегнул и создатель всех камикадзе. Будучи уже истощенным, адмирал Ониши, отец «божественного ветра», последовал примеру тех, кого он сам направлял на смерть.

Первые камикадзе

Первые отряды лётчиков-камикадзе были сформированы 20 октября 1944 года на основе подразделений морской авиации, в которых все до одного пилоты были готовы пожертвовать жизнью ради своей страны. Первая атака камикадзе была проведена 21 октября 1944 года против флагмана австралийского флота, тяжёлого крейсера «Австралия». Вооружённый 200-килограммовой бомбой самолёт, пилот которого так и остался неизвестен, врезался в надстройки «Австралии», разбросав обломки и топливо по большой площади, однако крейсеру повезло, и бомба не взорвалась. По крайней мере, 30 человек погибло, включая командира корабля. 25 октября «Австралия» получила ещё одно попадание, после чего корабль пришлось отправить на ремонт (крейсер вернулся в строй в январе 1945 года, а всего к концу войны «Австралия» пережила 6 попаданий самолётов камикадзе).

Существует точка зрения, что первыми камикадзе стали лейтенант Такеси Косаи и неизвестный сержант, которые, подвесив к своим «зеро» по две 100-килограммовых бомбы, вылетели 13 сентября 1944 с острова Негрос (Филиппины) с целью таранить американские корабли. Оба не вернулись, но американцы не сообщали о повреждениях своих кораблей в этот день в этом районе.

Кроме того, 15 октября 1944 контр-адмирал Масафуми Арима, возглавивший воздушную атаку на американское морское соединение в районе между Тайванем и Окинавой, перед вылетом на своём бомбардировщике Мицубиси G4M снял опознавательные знаки и заявил, что не вернётся из боя, что и случилось. В ходе боя авианосец «Франклин» получил повреждения, но нет свидетельств о самоубийственной атаке.

Групповые вылеты

После того как тактическая группа была сформирована, японские камикадзе стали летать группами по 5-10 самолетов, и только некоторые из них планировали смертельную миссию. Остальные должны были обеспечивать прикрытие. Помимо этого они должны были засвидетельствовать данное событие и сообщить о нем императору. Чтобы сбить противника с толку, камикадзе взяли за правило пролетать, не нанося удары по тем кораблям, которые возвращались из зоны боев. Американские радары были уже достаточно изощренными, но не настолько, чтобы определить, кто есть кто. И хотя в сумерках японские пилоты-камикадзе появлялись чаще обычного, они могли прилететь и в любое другое время дня и ночи. В первые дни битвы за Лейте почти каждый американский авианосец из тактической группы, стоявшей у берегов Филиппин, был атакован самолетом-самоубийцей. Мечта тех, кто изобрел тактику камикадзе («один самолет — один корабль»), становилась реальностью.

Крылатая ракета с пилотом

Крошечный самолетик MXY-7 «Ока» (в переводе с японского «Цветок вишни») напоминал немецкую планирующую бомбу, придуманную в конце войны. Однако это была совершенно оригинальная разработка. Планирующей бомбой управляли по радио с самолета-носителя — а установленные на ней реактивные двигатели давали возможность бомбе маневрировать и не отставать от запустившего ее самолета. «Ока» управлялась сидевшим в ней камикадзе, а реактивные ускорители служили для того, чтобы на подходе к цели разгонять самолет-бомбу до скорости почти 1000 км/ч. Считалось, что на этой скорости «Оки» будут неуязвимы как для зенитного огня, так и для истребителей.

Характерно, что в этот период в штабах велись исследования относительно использования тактики камикадзе и в других сферах. Например, были созданы управляемые человеком торпеды, а также подводные мини-лодки, которые сначала должны были запустить во вражеский корабль торпеду, а потом врезаться в него сами. Летчиков-смертников планировали использовать для таранных атак американских «Летающих крепостей» и «Либерейторов», подвергавших бомбардировкам японские города. Позже появились и… сухопутные камикадзе, толкавшие впереди себя тележку со взрывчаткой. Таким оружием в Квантунской армии пытались справиться с советскими танками в 1945-м.

Но, безусловно, главной целью камикадзе были американские авианосцы. Управляемая крылатая ракета, несшая тонну взрывчатки, должна была если не потопить авианосец, то, по крайней мере, сильно повредить его и надолго вывести из строя. «Ока» подвешивалась под двухмоторный бомбардировщик «Бетти», который должен был как можно ближе подобраться к американской эскадре. На расстоянии не более 30 км камикадзе пересаживался из бомбардировщика в «Оку», управляемая бомба отделялась от носителя и начинала медленно планировать в нужном направлении. Три твердотопливных ракетных ускорителя работали всего лишь в течение десяти секунд, поэтому включать их надо было в непосредственной близости от цели.

Таким образом, спасти Японию от поражения в войне камикадзе не могли — и тем не менее добровольцев, желавших записаться в авиачасти специального назначения, было достаточно вплоть до момента капитуляции. Причем речь шла не только об экзальтированных, не нюхавших пороху юнцах, но и об успевших повоевать летчиках. Во‑первых, японский морской летчик так или иначе уже привыкал к мысли о собственной гибели. В американской морской авиации была отлажена эффективная система поиска сбитых пилотов в море с помощью гидросамолетов и подводных лодок (так спасли, в частности, бортового стрелка торпедоносца «Эвенджер» Джорджа Буша, будущего президента США). А сбитый японский летчик чаще всего тонул в море вместе со своим самолетом…

Во‑вторых, господствовавший в Японии синтоизм порождал особое отношение к смерти. Эта религиозно-философская система давала пилотам-смертникам надежду после выполнения задания приобщиться к сонму многочисленных божеств. В-третьих, чем дальше, тем более

неизбежным казалось поражение Японии, а японские военные традиции капитуляцию не признавали.

Конечно, страшен любой фанатизм. И все-таки пилоты-камикадзе были участниками войны и действовали против армии противника. В этом их принципиальное отличие от современных террористов-смертников, которых без всяких оснований называют этим словом.

Да и те, кто руководил японскими камикадзе, не были циниками, которые хладнокровно распоряжаются чужими жизнями, не желая при этом жертвовать собственной. Вице-адмирал Такидзиро Ониси после капитуляции Японии избрал для себя выход, название которого не нуждается в переводе с японского — харакири.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика»
(№11, Ноябрь 2004).

Японские летчики камикадзе

Впрочем, в начале XX века и на протяжении еще четырех десятилетий идеология сеппуку оказалась невостребованной. Зато вовсю заработал второй принцип доктрины «Гэнъёся»: «Боги покровительствуют Японии. Потому ее народ, территория и каждое учреждение, связанное с богами, превосходит все другие на земле. Все это возлагает на Японию священную
миссию — объединить мир под одной крышей с тем, чтобы человечество могло пользоваться преимуществом нахождения под управлением божественного императора».

И действительно, вскоре последовала победа в Русско-Японской войне, успешные боевые действия в Маньчжурии против гоминдановцев Чан Кай Ши и Народно-освободительной армии Мао Цзэдуна, сокрушительный удар по американцам в Пёрл-Харборе, оккупация стран Юго-Восточной Азии. Но уже в 1942 году после проигранного сражения императорского флота в морском сражении у атолла Мидуэй стало понятно, что японская военная машина стала давать сбой, а спустя два года после удачных наземных операций
американских войск и их союзников в Токио заговорили о возможном поражении императорской армии.

Вот тогда, как утопающий хватается за соломинку, генеральный штаб предложил вспомнить принцип харакири в несколько измененном варианте: создать подразделения пилотов-смертников, готовых добровольно отдать свою жизнь за императора Страны восходящего солнца. С этой идеей выступил командующий Первым воздушным флотом вице-адмирал Такидзиро Ониси 19 октября 1944 года: «Я не думаю, что есть еще какой-то способ, как обрушить вооруженный 250-тонной бомбой «Зеро» на американцев».

Адмирал имел в виду палубные истребители А6М «Зеро», и уже спустя несколько дней оперативно созданные группы летчиков-смертников вылетели на первое и последнее в своей жизни задание.

https://youtube.com/watch?v=4Fef1t7w84w

Группы получили название «Камикадзе» — «Божественный ветер» — не случайно. Дважды в 1274 и 1281 годах армады монгольского хана Хубилая с захватнической целью пытались приблизиться к берегам Японии. И оба раза планы агрессоров были сорваны тайфунами, разметавшими корабли по океану. За это благодарные японцы нарекли своего природного спасителя «Божественным ветром».

Первая атака камикадзе состоялась 21 октября 1944 года. Самолет со смертником нанес удар по австралийскому флагману — крейсеру «Австралия». Правда, сама бомба не взорвалась, однако была разрушена надстройка с корабельной рубкой, в результате чего погибли 30 человек, в том числе и командир корабля. Вторая атака на крейсер, совершенная спустя четыре дня, оказалась более успешной — корабль был серьезно поврежден и вынужден отправиться в доки для ремонта.

Борьба за остров Мидуэй

18 апреля 1942 года, через пять месяцев после Перл-Харбора, полковник Джимми Дулитл и его ребята взлетели с палубы американского авианосца, избрав своей целью Токио. Так 16 самолетов донесли войну до японского народа. Для обеих сторон было ясно, что самолеты и взлетные палубы будут ключевыми силами в этой начавшейся войне. Через три месяца, в июне, японцы атаковали остров Мидуэй. Но американцы взломали японские коды и теперь пребывали в готовности и ожидании. Японцы потеряли 322 самолета, четыре авианосца и 3500 граждан, включая своих лучших летчиков, летавших над Мидуэем. Адмирал Исороку Ямамото стоял у руля операции по воздушной атаке на Мидуэй. Вице-адмирал Тюити Нагумо командовал соединением авианосцев. Есть свидетельства, что уже тогда восемь штабистов предложили использовать таранные атаки, при которых пилотом нужно было пожертвовать. Так впервые заговорили о камикадзе (перевод с японского на русский — «божественный ветер»). Ямамото об этом и слушать не хотел. Унижение от поражения в морском бою японцам не было знакомо с XV века. А теперь оно стало для граждан Японии тяжелой реальностью.

В дополнение к авианосцам, которые не пострадали при Перл-Харборе, американцы разрабатывали и более быстрые и маневренные авианосцы, которые направили на выполнение боевых задач. В течение 1942-1943-х гг. американские вооруженные силы все ближе подбирались к Токио. Одной из проблем японцев был недостаток самолетов. Помимо этого нужны были хорошие летчики. 19 июня 1944 года в битве, известной как Великое марианское столкновение кораблей, Страна восходящего солнца потеряла в десять раз больше самолетов, чем союзники.

Японские камикадзе во Второй мировой войне

Не будем останавливаться на перечислении боевых вылетов отрядов камикадзе, которые продолжались чуть больше полугода. По данным японцев, за это время был потоплен 81 корабль и 195 получили повреждения. Американцы и союзники в оценке потерь были более скромны — соответственно 34 и 288 плавсредств различного класса: от авианосцев до вспомогательных судов. Но здесь стоит отметить одну интересную особенность. Японцы, можно сказать, переиначили наоборот заповедь Суворова: «Воюй не числом, а умением», сделав ставку именно на численное превосходство. Однако средства ПВО корабельных соединений американцев были достаточно эффективными, поэтому использование радаров
вкупе с действиями более современных палубных истребителей-перехватчиков типа «Корсар» или «Мустанг», а также зенитной артиллерии давали шанс лишь одному камикадзе из десяти выполнить поставленную перед ними боевую задачу.

Японские летчики камикадзе — студенты перед боевым вылетом

Поэтому очень скоро японцы столкнулись с проблемой — как восполнить потери летательных аппаратов. С добровольцами-смертниками проблем не было, а вот средства доставки живых бомб оказалась в дефиците. Поэтому сначала пришлось расконсервировать и ввести в строй истребители А5М «Зеро» предыдущего поколения, снабженные маломощными двигателями образца 1920-х годов. А параллельно начать разработку дешевой, но эффективной «летающей торпеды». Такой образец, получивший название «Йокосука», удалось создать достаточно быстро. Представлял он собой деревянный планер с укороченными крыльями. Заряд мощностью 1,2 тонны аммонала размещался в носовой части аппарата, в средней части находилась кабина пилота, а в хвостовой — реактивный двигатель. Шасси отсутствовало, поскольку планер крепился под брюхо тяжелого бомбардировщика «Гинго», доставлявшего торпеду в район атаки.

Достигнув заданной точки, «авиаматка» отцепляла планер, и тот уже продолжал полет в свободном режиме. Выйдя на цель, по возможности планируя непосредственно на предельно
низкой высоте, что обеспечивало ему скрытность от радаров, противодействие со стороны истребителей и корабельных зениток, пилот включал реактивный двигатель, планер взмывал в небо и оттуда уже пикировал на цель.

Впрочем, по мнению американцев, удары этих авиаторпед оказались малоэффективными и редко достигали цели. Поэтому не случайно от американцев «Йокосука» получила прозвище «Бака», что в переводе означает «дурак». И для этого были весьма веские основания.

Дело в том, что за сравнительно короткий срок профессиональные летчики, выполнявшие полеты в роли пилотов-смертников, уже закончили свой жизненный путь в водах Тихого океана, поэтому оставшихся в живых использовали только в качестве пилотов истребителей «Зеро», сопровождавших бомбардировщики с человеко-торпедой. И тогда был объявлен набор желающих «совершить харакири» во имя торжества японской нации. Как ни странно, эта мобилизация была воспринята на ура. Причем решение стать смертниками в основном выразили студенты университетов, где активно пропагандировались догмы «Гэнъёся».

ИТОГИ

Были ли эффективны камикадзе в масштабах войны? Как показывает история, самоубийцы не спасли Японию от капитуляции и даже не выиграли ни одного крупного сражения. Кроме того, есть мнение, что атомные взрывы стали «специальным» ответом американцев на «специальные атаки» японских камикадзе.

Предполагалось, что взрывы камикадзе, помимо материального ущерба, будут оказывать и психологический эффект, однако этот эффект американская машина пропаганды свела к минимуму: вся информация об атаках камикадзе засекречивалась и не получала распространения, первые публикации о японских самоубийцах появились в прессе уже после войны.

Сухая статистика такова: около 5000 лётчиков произвели смертельные атаки, в которых был уничтожен 81 корабль и повреждены ещё около двух сотен. Это если верить японским исследователям, американская сторона, говоря о своих потерях, называет куда более скромные цифры (2314 вылетов, 1228 из которых завершились гибелью пилотов — сбитых противником или погибших при таранных атаках).

10 августа 1945 года, после взрывов в Хиросиме и Нагасаки и вступления в войну с Японией Советского Союза, император Хирохито принял решение о капитуляции (которая произошла несколькими неделями позже). Вскоре после этого вице-адмирал Ониси Такидзиро совершил сеппуку. В своём предсмертном письме он написал:

«Всем сердцем я восхищаюсь лётчиками- героями. Они доблестно сражались и умирали, веря в нашу победу. Смертью и я хочу искупить свою долю вины в несбывшихся надеждах и принести извинения душам погибших лётчиков и их осиротевшим семьям. Я хочу, чтобы молодые японцы извлекли урок из моей смерти. Не будьте безрассудны, ваша гибель теперь будет только на руку врагам. Склонитесь перед решением императора, как бы вам ни было тяжело. Гордитесь тем, что вы японцы. Вы — сокровище нашей страны. И в мирное время с самопожертвованием, достойным камикадзе, боритесь за благосостояние Японии и за мир во всём мире».

И в конце — два трёхстишия-хайку:

Омыта и ясна, Теперь луна сияет. Гнев бури миновал. Теперь всё сделано, И я могу уснуть На миллионы лет.

Что почитать?
  • Анатолий Иванкин «Последний камикадзе»
  • Алан Кубатиев «Ветер и смерть»
  • Святослав Сахарнов «Камикадзе. Идущие на смерть»
  • Тим Скоренко «Законы прикладной эвтаназии»

Итоги

К концу Второй мировой войны японской морской авиацией было подготовлено 2525 лётчиков-камикадзе, ещё 1387 предоставила армия. В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным, потери составили 34 потопленных и 288 повреждённых кораблей. Кроме того, значение имел и психологический эффект, производимый на американских моряков.

Авианалёты камикадзе были самой результативной по количеству пострадавших формой применения сил и средств стран Оси против кораблей и судов противника, так, по статистике ВМС США, 68% случаев боевого травматизма различной степени тяжести среди личного состава флота (не считая погибших) приходилось на последствия атак камикадзе, 32% составляли все остальные причины (торпедирование, бомбардировка, артобстрел, мины). При этом, следует отметить, что даже в тех случаях, когда атака камикадзе не заканчивалась потоплением корабля противника, полученные повреждения не позволяли ему продолжать выполнять прежнюю задачу, он был выведен из строя в абсолютном большинстве случаев. В 60% случаев успешной атаки даже одного лётчика-камикадзе на американский авианосец, корабль, если он не был потоплен в результате налёта, был вынужден возвращаться на базу для капитального ремонта. Оставшиеся 40% как правило имели затруднения с организацией нормального процесса взлёта-посадки палубных самолётов ввиду повреждений соответствующего оборудования. В случае более одного попадания в цель, значение процентного показателя кораблей возвратившихся на базу для ремонта составляло 100%. Таким образом, силы надводного флота противника лишались указанных кораблей на весьма длительное время. Даже разработанные в послевоенное время противокорабельные ракеты не обеспечивали такой эффективности, — для выведения из строя американского авианосца в 1970-е годы по расчётам американских стратегов требовалось не менее четырёх-пяти попаданий советских ПКР или самонаводящихся торпед с гидроакустическим наведением (при этом, как ракеты, так и торпеды имеют различную помехоустойчивость и могут отклониться от цели благодаря мероприятиям пассивной защиты противника, в то время как помехоустойчивость лётчиков-камикадзе является абсолютной).

Японская авиация никогда не имела проблем с нехваткой лётчиков-камикадзе, наоборот, добровольцев было в три раза больше, чем самолётов. Основная масса камикадзе были двадцатилетними студентами университетов, причины вступления в отряды смертников варьировались от патриотизма до желания прославить свой род. И всё же глубинные причины этого феномена заложены в самой культуре Японии, в традициях бусидо и средневековых самураев. Огромную роль в этом явлении играет также особое отношение японцев к смерти. Умереть с честью за свою страну и за Императора было высшей целью для многих молодых японцев того времени. Камикадзе превозносили как героев, о них молились в храмах как о святых, их родные сразу же становились самыми уважаемыми людьми в своём городе.

Перед вылетами проводились специальные церемонии, включающие ритуальную чашечку саке и хатимаки (белую повязку на лоб). Символом камикадзе был цветок хризантемы. По преданию, молодые лётчики камикадзе, вылетая на задание, пролетали над горой Каймон на юго-западе Японии. Пилоты бросали последний взгляд на свою родину, и, салютуя, прощались с ней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector