Луноход-1

Ход полёта

На 125-й секунде полёта двигатель первой ступени прекращал работу; производилось её отделение, запускался двигатель второй ступени. На 200-й секунде полёта, на высоте 80 км, сбрасывался головной обтекатель. На 375-й секунде полёта выключались двигатели второй ступени; при этом аппарат имел скорость 4,5 км/с. Производилось разделение ступеней, включался двигатель третьей ступени. На 588-й секунде полёта происходило отключение двигателя третьей ступени и отделение головного блока; дальнейший разгон производился двигателями блока «Д». На 958-й секунде полёта двигатель блока «Д» отключался; аппарат оказывался на промежуточной орбите вокруг Земли. На 35-й минуте полёта раскрывались опоры посадочного устройства. На 66-й минуте полёта блок «Д» ориентировался в пространстве необходимым образом и вновь запускал двигатель для перелёта к Луне. Через 12 секунд после отключения двигателя блока «Д» происходило его отделение и раскрытие антенн.

Через 4 суток 7 часов после старта Е-8 с помощью двигательной установки ступень КТ выводился на окололунную орбиту с высотой 120 км и периодом обращения 2 часа. Через сутки проводилась первая коррекция для снижения высоты перицентра над выбранной точкой посадки до высоты 20 км, а ещё сутки спустя — вторая коррекция для исправления плоскости подхода аппарата к точке посадки.

Через 7 суток 16 часов после старта запускалась тормозная двигательная установка, снижавшая скорость почти до нуля на высоте 2,3 км над поверхностью. До высоты 700 м происходил спуск с выключенным двигателем; далее до высоты 20 м спуск шёл с работающим двигателем, после чего основная двигательная установка ступени КТ отключалась и запускались двигатели малой тяги. На высоте 1-2 метра, определяемой гамма-высотомером «Квант-2», двигатель отключался, и станция совершала мягкую посадку на поверхность Луны.

После прилунения изображение места посадки передавалось на Землю, и по команде операторов раскрывались две пары трапов. Луноход отделялся от ступени КТ и сходил на лунную поверхность; открывалась его солнечная батарея и начиналась зарядка аккумуляторов.

Описание

Предназначался для изучения особенностей лунной поверхности, радиоактивного и рентгеновского космического излучения на Луне, химического состава и свойств грунта.

Масса планетохода составила 756 кг, длина с открытой солнечной батареей — 4,42 м, ширина — 2,15 м, высота — 1,92 м. Диаметр колёс — 510 мм, ширина — 200 мм, колёсная база — 1700 мм, ширина колеи — 1600 мм.

Доставлен на поверхность Луны 17 ноября 1970 года советской межпланетной станцией «Луна-17» и проработал на её поверхности до 14 сентября 1971 года (в этот день был проведён последний успешный сеанс связи с аппаратом).

Оборудование

Копия «Лунохода-1» (с раскрытой солнечной батареей) в Мемориальном музее космонавтики в Москве

Пульт дистанционного управления «Луноходом» (пульт оператора остронаправленной антенны)

Пульт фиксации хода машины

  • Две телекамеры (одна резервная), четыре панорамных телефотометра;
  • Рентгеновский флуоресцентный спектрометр РИФМА;
  • Рентгеновский телескоп РТ-1;
  • Одометр-пенетрометр ПрОП;
  • Детектор радиации РВ-2Н;
  • Лазерный рефлектор ТЛ.

В «Луноходе-1» оборудование состояло из двух систем, содержащих в сумме шесть телекамер.

Поддержание температуры лунной ночью обеспечивалось радиоизотопным источником тепла В3-Р70-4 с начальной тепловой мощностью 150—170 Вт, которая выделялась изотопом полоний-210 (в составе полонида иттрия). Общая начальная масса полония — 1,1—1,2 г, период полураспада 138 дней.

Запуск и эксплуатация

Автоматическая межпланетная станция «Луна-17» с «Луноходом-1» стартовала 10 ноября 1970 года, и 15 ноября вышла на орбиту искусственного спутника Луны.

17 ноября 1970 года станция благополучно прилунилась в Море Дождей, и «Луноход-1» съехал на лунный грунт.

В течение первых трёх месяцев запланированной работы помимо изучения поверхности аппарат выполнял ещё и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки лунной кабины. После выполнения программы луноход проработал на Луне в три раза больше своего первоначально рассчитанного ресурса (3 месяца). За время нахождения на поверхности Луны «Луноход-1» проехал 10 540 м, обследовав площадь в 80 000 м², передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Максимальная скорость движения составила 2 км/ч. Суммарная длительность активного существования Лунохода составила 301 сутки 06 ч 37 мин. За 157 сеансов с Землёй было выдано 24 820 радиокоманд. Прибор оценки проходимости отработал 537 циклов определения физико-механических свойств поверхностного слоя лунного грунта, в 25 точках проведён его химический анализ.

8 марта 1971 года операторы «Лунохода-1» в честь праздника дважды «нарисовали» на Луне колёсами цифру «8».

15 сентября 1971 года температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла. 30 сентября аппарат на связь не вышел, и 4 октября все попытки войти с ним в контакт были прекращены.

В марте 2010 года «Луноход-1» был найден исследователями на снимках зонда LRO. 22 апреля 2010 года группа американских учёных из университета Калифорнии в Сан-Диего под руководством Тома Мерфи сообщили, что смогли впервые с 1971 года получить отражение лазерного луча от отражателя «Лунохода-1».
Положение «Лунохода-1» на поверхности Луны: . Один из разработчиков советской лунной программы Михаил Маров по этому поводу сообщил, что координаты обоих «Луноходов» никогда не терялись.

Пройденный Луноходом-1 путь по лунным дням
Лунный день Дата Расстояние, метров Примечание
1-й 17 ноября 1970 — 24 ноября 1970 197 На юго-восток, отход от лунной ночи
2-й 08 декабря 1970 — 23 декабря 1970 1522 На юго-восток
3-й 07 января 1971 — 21 января 1971 1936 На юго-восток, затем северо-запад с возвратом 18.01 к месту посадки «Луна-17»
4-й 07 февраля 1971 — 20 февраля 1971 1573 На север, исследование кратера диаметром 540 м
5-й 07 марта 1971 — 20 марта 1971 2004 Исследование кратеров диаметром 540 и 240 м
6-й 06 апреля 1971 — 20 апреля 1971 1029 Исследование кратеров диаметром 540 и 240 м
7-й 06 мая 1971 —20 мая 1971 197 Исследование кратера диаметром 240 м, движение на северо-запад, исследование небольшого кратера
8-й 04 июня 1971 —11 июня 1971 1560 Сложный рельеф в межкратерной зоне
9-й 03 июля 1971 —17 июля 1971 219 На северо-запад, затем северо-восток
10-й 02 августа 1971 — 16 августа 1971 215 На север, исследование кратера диаметром 200 м
11-й 31 августа 1971 — 15 сентября 1971 88 Исследование кратера диаметром 200 м

14 июня 2012 года Международный астрономический союз утвердил названия для 12 кратеров по трассе «Лунохода-1» (кратеры Альберт, Боря, Вася, Валера, Витя, Гена, Игорь, Коля, Костя, Леонид, Николя, Слава).

«Луноход-2» на снимках

Внешние изображения

В марте 2010 года профессор Филипп Стук из Университета Западного Онтарио обнаружил на снимках, сделанных LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter), «Луноход-2», уточнив тем самым координаты его местонахождения. Координаты оказались близки к тем, которые указывали советские учёные.

Позже стало известно, что канадский учёный Филипп Стук неверно определил местонахождение «Лунохода-2». «То тёмное пятно, которое он принял за „Луноход-2“, — это место около кратера, в который луноход заехал и с некоторым трудом выехал. Там он много двигался вперёд и назад и разворачивался, и нарушенный грунт виден, как тёмное пятно», — сказал Александр Базилевский, участвовавший в проекте как селенолог, заведующий лабораторией сравнительной планетологии Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского (ГЕОХИ).

Стоимость Лунного Ровера

Стоимость каждого Лунного Ровера, который использовался астронавтами в течении всего трех дней составляла 40 млн. долларов США по тогдашнему курсу. По нынешним ценам это будет 260 млн. долларов — получается самый дорогой автомобиль в истории!

Да, не каждый современный миллиардер может прикупить такой электромобиль для своего автогаража! И вид у не какой-то… не престижный. А если учесть, что луномобиль еще надо доставить на Луну, что влетает в миллиардные расходы — вот вам и объяснение того, что современные супербогачи покупают вместо луномобилей всякие автодворцы и океанские яхты. Дешевле выходит…

Экспедиции на электромобиле-луноходе «Лунный Ровер» по Луне

В этой экспедиции астронавты впервые использовали лунный автомобиль — «Лунный Ровер», проехав на нем около 28 километров. Первый лунный автомобиль-луноход был, естественно — электромобилем.


Лунный Ровер, экспедиция Аполлон-15

Ровер хранился в сложенном состоянии в грузовом отсеке. При выгрузке  лунного электромобиля астронавты вытягивали его с помощью тросов, постепенно раскладывая и опуская на поверхность Луны. Сначала Скотт и Ирвин отправились на электромобиле-луноходе в 4-х километровую поездку за геологическими образцами пород к каньону Хэдли Рилл.


Джеймс Ирвин рядом с лунным Ровером

Только поставили «Лунный Ровер», как Дэвид Скотт обнаружил, что почему-то у электромобиля не поворачиваются передние колеса. Получив оперативный совет с Земли, он решил оставить все как есть. Как мы уже писали, у «Лунного Ровера» имелись два отдельных рулевых электрических двигателя — один для передней пары колес, другой — для задней пары. Управлять Ровером можно было без проблем, отключив любой из этих двигателей, при этом вдвое увеличивался радиус разворота, но Дэвид Скотт решил, что это не проблема. Скотт подключил лунный передатчик информации, навигационную систему «Лунного Ровера», смонтировал саму телекамеру и обе антенны, Ирвин установил в «Лунный Ровер» подставку для геологических образцов и загрузил контейнеры для этих образцов.

Джеймс Ирвин у Лунного Ровера

Потом астронавты пристегнулись тугими ремнями безопасности и поехали. Максимум скорости «Лунного Ровера» на прямых участках Луны был около 13 км в час. Ничего такая, довольно скоростная лунная машинка! Надо отметить, что поездки по Луне осложняются отвратительно низкой силой тяжести, из-за чего тележка так и норовит подлететь вверх и перевернуться. Поэтому 13 км/час на Луне — это, можно сказать — экстремальная скорость!

Первая поездка на лунном электромобиле-луноходе продолжалась 2 часа 15 минут, Скотт и Ирвин за это время преодолели на электромобиле расстояние в 10 километров 300 метров. Они собрали 14.5 кг образцов лунного грунта. В следующие дни были проведены еще две поездки к горе Хэдли Дельта и каньону Хэдли Рилл. Дальше, еще в двух экспедициях Аполлона-16 и Аполлона-17 также был использован электромобиль «Лунный Ровер» и везде астронавты передвигались исключительно на нем, забирая образцы грунта с поверхности Луны.


Заезд на Лунном Ровере (экспедиция Аполлона-17)

На «Лунном Ровере» астронавты Аполлона-15 ездили со скоростью 13 километров в час, но в ходе экспедиции Аполлона-16 он показал даже большую скорость — аж 18 км в час! Это был просто рекорд! Общая длина пути на лунном авто была 28, 27, 36 километров соответственно, считая с первой экспедиции. Каждый луномобиль использовался для трёх поездок — по одной в каждый из трёх дней экспедиции «Аполлона».

Результаты экспедиции

В ходе работы аппарата «Луноход-2» был поставлен ряд рекордов: рекорд по продолжительности активного существования, по массе самодвижущегося аппарата и по пройденному расстоянию (согласно одометрии, ранее эту дистанцию оценивали в 37 км, но учёные из МИИГАиК, изучая снимки LRO, вычислили, что она равна 42,1—42,2 км, (впоследствии, специалистами МИИГАиК на основании уточненных расчётов получено значение 39,1 км)), а также по скорости движения и продолжительности активных действий.

На «морском» отрезке пути получена оценка относительного числа вторичных кратеров: в диапазоне диаметров от 0,5 до 2 м их количество не больше 0,25 % от общего числа кратеров этого размера. По свежим кратерам оценена глубина слоя реголита — от 1 до 6 м, что подтверждало предыдущие данные. В предматериковой зоне плотность кратеров уменьшилась в 2—3 раза по сравнению с «морским» участком, толщина слоя реголита в холмистой местности была до 10 м. При помощи прибора «РИФМА-М» получены данные об изменении химического состава лунного грунта в зависимости от расстояния до места посадки «Луны-21»: недалеко от места посадки кремния было 24±4 %, железа 6±0,6 %, кальция 8±1 %, алюминия 9±1 %, при движении к холмистой местности процент железа уменьшался и на расстоянии 5 км от места посадки достиг 4,9±0,4, самый низкий процент железа установили 19 февраля — 4±0,4, причём процент алюминия увеличился до 11,5±1. Измерено альбедо разных объектов на поверхности Луны и обнаружена корреляция изменений значений альбедо с изменением химического состава поверхностных пород. Проведена первая маршрутная съёмка магнитного поля поверхности Луны. Магнитное поле в исследованном районе залива Лемонье получилось равным в среднем 20—30 γ. Обнаружены аномалии поля величины 10—15 γ связанные с кратерами размером более 50 метров. Для залива Лемонье получен разрез глубинной электропроводности с резким увеличением проводимости на глубине 180 км. При исследовании Борозды Прямой обнаружен выход коренных скальных пород толщиной в десятки метров. По результатам пионерских исследований светимости лунного неба установлено, что в видимом свете яркость дневного и «сумеречного» лунного неба является необыкновенно большой, а в ультрафиолете — напротив, малой. Физическим институтом АН СССР с использованием 2,6-метрового телескопа Крымской астрофизической обсерватории и лазера определено расстояние до уголкового отражателя «Лунохода-2» с точностью ±40 сантиметров. Используя лазерную пеленгацию и установленный на «Луноходе-2» фотоприёмник «Рубин-1» советские учёные получили 1500 фотографий Луны с лазерными метками, по которым с высокой точностью были установлены координаты «Лунохода-2».

Эксперименты по лазерной локации

Основная статья: Лазерная локация Луны

На «Луноходе-1» был установлен уголковый отражатель, с помощью которого ставятся эксперименты по точному определению расстояния до Луны. Размеры отражателя составляют 44,8 × 20,4 × 7,5 см, площадь 640 см2, он состоит из 14 триппель-призм в форме угла куба, углы которых подогнаны к 90° с погрешностью 0,2 угловой секунды. Все грани триппель-призм, кроме входных, покрыты серебром, увеличивающим коэффициент отражения до 0,9. Нижняя часть панели защищена многослойным термоизолятором. Угловая апертура всего отражателя (угол расхождения светового пучка после отражения) равен 6,0 угловой секунды при облучении светом с длиной волны 694,3 нм. Призмы рассчитаны на работу при температурах от −150 до −4 °C в условиях лунной ночи (днём тепловые деформации значительно ухудшают направленность отражателя). Отражатель (как и идентичный для установки на «Луноходе-2») был заказан у французских фирм «Sud Aviation» и «Jobin et Ivon». Призмы выполнены из высокооднородного плавленого кварца (материал Homosil); масса отражателя 3,5 кг, размер каждого элемента 8,9 см.

Отражатель «Лунохода-1» в декабре 1970 обеспечил порядка 20 наблюдений из Крымской астрофизической обсерватории с использованием 2,6-метрового Зеркального телескопа Шайна (первое — 5 декабря 1970 г.), позволявшие определять расстояние до отражателя с погрешностью 3 м, с откликом в среднем 0,07 фотоэлектрона на один лазерный импульс. Однако дальнейшие попытки, повторённые также во Франции и США, в течение долгого времени оставались бесплодными, что привело к мнению, что отражатель перестал функционировать. Усовершенствование аппаратуры в КрАО в 1974 году вновь позволило получать сигналы от отражателя «Лунохода-1» как минимум до начала 1980-х годов; в 1983 году эти работы прекратились в связи с закрытием в СССР лунных космических программ.

«Луноход-2»

Запуск следующей станции серии Е-8 («Луна-21») состоялся 8 января 1973 года. Аппарат благополучно совершил посадку в Море Ясности 16 января. Принципиальных отличий от предыдущего зонда «Луноход-2» не имел, но некоторые усовершенствования в его конструкцию были внесены с учетом пожеланий операторов-водителей.

В частности, на нем была установлена третья навигационная камера на высоте человеческого роста, что существенно облегчило управление машиной. Некоторые изменения коснулись и приборного состава, а масса аппарата составила уже 836 кг.

Снимки с советского лунохода номер два были получены уже в количестве более 80 тысяч. Кроме того, он передал 86 телевизионных панорам. В условиях довольно сложного рельефа самоходный зонд функционировал 5 лунных дней (4 месяца), преодолел 39,1 км, подробно исследовал грунт и выходы скальных пород Луны. Расстояние до нашего естественного спутника на этот раз было определено уже с точностью до 40 см.

Конструкция

«Луноход» представляет собой установленный на самоходное шасси герметичный приборный отсек.

Масса машины (по исходному проекту) — 900 кг,
диаметр по верхнему основанию корпуса — 2150 мм,
высота — 1920 мм,
длина шаси — 2215 мм,
Колея — 1600 мм.
Колёсная база — 1700 мм.
Диаметр колёс по грунтозацепам — 510 мм при ширине в 200 мм.
Диаметр приборного контейнера — 1800 мм.
Максимальная скорость передвижения по Луне — 4 км/ч.

Гермокорпус «Лунохода» является основной частью конструкции и служит платформой для аппаратуры бортовых систем и её защиты от воздействия внешней среды. Гермокорпус выполняет также функции платформы для шасси и служит для крепления на нём элементов ходовой части. Корпус имеет форму перевёрнутого усечённого конуса с выпуклыми верхним и нижним днищем. С целью уменьшения массы корпус изготовлен из магниевых сплавов. Верхняя поверхность корпуса используется как радиатор-охладитель системы терморегуляции, закрываемый на ночь крышкой с солнечной батареей для сохранения тепла. Корпус «Лунохода» для сохранения тепла покрыт снаружи теплоизолирующим покрытием толщиной около 20 см. Для обогрева аппаратуры применялся радиоизотопный источник тепла, содержащий ампулы с 210Po. Источник был вынесен за пределы корпуса. Использовалась активная двухконтурная система терморегулирования.

  • ходовая часть, включающая восьмиколёсный движитель и индивидуальную эластичную подвеску колёс;
  • электрическая трансмиссия с индивидуальным полным приводом колёс;
  • тормозная система;
  • блок автоматики шасси;
  • комплект информационно-измерительной аппаратуры:
    • патрульный дозиметр
    • рентгеновский эмиссионный спектрометр
    • рентгеновский телескоп
    • грунтомер

Система электропитания «Лунохода», выполненная по схеме «солнечная батарея — буферная аккумуляторная батарея», обеспечивает питание всех бортовых систем постоянным током. На «Луноходе» применены серебряно-кадмиевые аккумуляторные батареи ёмкостью 200 ампер-часов. Площадь солнечной батареи составляла 3,5 м² (электрическая мощность — 180 ватт).

Предельное энергопотребление составляло в течение 10 мин — 1 кВт. Номинальное энергопотребление — 250 Вт.

Система управления луноходом состояла из двух телевизионных камер, подключённых к центральному блоку, содержащему узлы электроники и автоматики. Блок состоял из двух полукомплектов (по одному для каждой камеры), из которых один работал, а второй находился в резерве. Телевизионные камеры «Лунохода-1» были выполнены на видиконах с регулируемой памятью диаметром 13,5 мм. Вес телевизионной системы составлял 12 кг, потребляемая ею мощность равнялась 25 Вт. В передающей камере «Лунохода-2» были использованы видиконы диаметром 26 мм, что положительно повлияло на качество изображения, при том, что габариты и потребляемая мощность камер увеличились незначительно. Конструкция видиконов обладала высокой механической прочностью и устойчивостью как на активном участке траектории полёта, так и в движении.

Антенны:

  • остронаправленная антенна (спиральная; диапазон — …);
  • малонаправленная антенна (конус; диапазон — …);
  • штыревые антенны (диапазон — …).

Роль луноходов в развитии космонавтики

Сконструированные советскими учеными и инженерами первые в истории мобильные зонды, управляемые с Земли, явили собой огромный вклад в технологии создания автоматических межпланетных станций. Они продемонстрировали большие возможности и перспективы планетоходов в исследовании, а в будущем, возможно, и в освоении других планет.

Советские луноходы доказали пригодность подобных машин для длительной эксплуатации, способность к разностороннему изучению достаточно обширных площадей, в отличие от стационарных аппаратов. Сейчас самоходные зонды – безусловно, необходимый инструмент планетологии. Следует помнить, что «лунные тракторы» – родоначальники высокотехнологичных нынешних, оснащенных бортовыми компьютерами и современным автоматическим оборудованием агрегатов, а также машин, которым еще предстоит оставить колеи на поверхности иных планет.

Основные задачи устройства

Аппараты серии Е-8 призваны были решить такие прикладные задачи, как:

  • отработка дистанционного управления мобильным зондом;
  • исследование лунной поверхности с точки зрения пригодности ее для перемещения автоматического транспорта;
  • испытание и отработка базовой транспортной системы для Луны;
  • изучение радиационной обстановки на пути к спутнику Земли и на ее поверхности;
  • в перспективе – обследование основного и резервного районов для посадки пилотируемого корабля и поддержка экспедиции на некоторых этапах, в частности, при посадке или в случае аварийной ситуации на Луне.

Был ли советский луноход пригоден к тому, чтобы служить транспортом для космонавта? В рамках программы пилотируемой экспедиции предусматривалось создание такой машины. Однако в связи с закрытием проекта это не было осуществлено.

Луноходы выполняли научную программу по исследованию химического состава и физических особенностей грунта, а также по изучению распределения и интенсивности рентгеновского излучения от различных космических источников. Для лазерной локации с Земли на борту машин устанавливался уголковый отражатель, созданный во Франции.

Хроника событий

15 января 1973 года доставлен на Луну автоматической межпланетной станцией «Луна-21». Посадка произошла в кратере Лемонье на восточной окраине Моря Ясности, в 172 километрах от места прилунения «Аполлона-17». Система навигации «Лунохода-2» оказалась повреждена, и наземный экипаж лунохода ориентировался по окружающей обстановке и Солнцу. Большой удачей оказалось то, что незадолго до полёта через неофициальные источники советским планетологам была передана подробная фотокарта района, составленная для посадки «Аполлона-17».

Несмотря на повреждение системы навигации, аппарат преодолел бо́льшее расстояние, чем его предшественник, так как был учтён опыт управления «Луноходом-1» и был внедрён ряд нововведений, таких как, например, третья видеокамера на высоте человеческого роста.

За четыре месяца работы «Луноход-2» прошёл 42 километра (это расстояние оставалось рекордным до 2015 года, когда его превзошёл марсоход «Оппортьюнити»), передал на Землю 86 панорам и около 80 000 кадров телесъёмки, но его дальнейшей работе помешал перегрев аппаратуры внутри корпуса.

После въезда внутрь свежего лунного кратера, где грунт оказался очень рыхлым, луноход долго буксовал, пока задним ходом не выбрался на поверхность. При этом откинутая назад крышка с солнечной батареей, видимо, зачерпнула немного грунта, окружающего кратер. Впоследствии, при закрытии крышки на ночь для сохранения тепла, этот грунт попал на верхнюю поверхность лунохода и стал теплоизолятором, что во время лунного дня привело к перегреву аппаратуры и выходу её из строя.

Официально работа прекращена 4 июня 1973 года. Следующий луноход (китайский «Юйту») приступил к работе на Луне лишь через 40 с лишним лет (14 декабря 2013 года).

Примечания

  1. ↑ Наука и человечество. 1975. Сборник. — М.: Знание, 1974. — С. 342—345. — 85 000 экз.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 4 января 2019.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения 7 января 2013.
  4.  (англ.). The Planetary Society (21 June 2013). Дата обращения 26 июня 2013.
  5.  (англ.). Nature News (19 June 2013). Дата обращения 26 июня 2013.
  6. ↑ , с. 26.
  7. , с. 23.
  8. Липский Ю. Н., Шевченко В. В. Измерения оптических свойств лунных пород в переходной зоне (по результатам наблюдений на «Луноходе-2») // Космохимия Луны и планет. Труды Советско-Американской конференции по космохимии Луны и планет / Академия наук СССР, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, США; Отв. ред. А. П. Виноградов. — М.: Наука, 1975. — С. 607—610.
  9. Долгинов Ш. Ш. и др. Магнетизм и электропроводность Луны по данным «Лунохода-2» // Космохимия Луны и планет. Труды Советско-Американской конференции по космохимии Луны и планет / Академия наук СССР, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, США; Отв. ред. А. П. Виноградов. — М.: Наука, 1975. — С. 314—322.
  10. Mark Robinson.  (англ.). 2012-03-13. School of Earth and Space Exploration. Arizona State University. Дата обращения 13 октября 2018.
  11. . РИА Новости (17 марта 2010). Дата обращения 19 марта 2010.
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения 17 марта 2010. // Эхо планеты, 17.03.2010
  13. В. Губарев. Хроника одного путешествия, или Повесть о первом Луноходе
  14. . РИА Новости (19 марта 2010). Дата обращения 26 ноября 2010.
  15. И. Соболев. . Новости космонавтики. — «Координаты этой точки на лунной поверхности, по их сведениям, составляют 25.84009° с. ш., 30.90191° в. д.
    Данные, приведённые на сайте LRО (см. таблицу), несколько отличаются — вероятно, в силу использования разных систем координат.».

Управление аппаратами

В систему, обеспечивающую управление луноходами, входили следующие элементы:

  • комплекс аппаратуры на борту самого агрегата;
  • наземный комплекс НИП-10, размещавшийся в Крыму, в поселке Школьное, где располагалось оборудование космической связи и пункт управления агрегатом с пультами управления для членов экипажа и залом оперативной обработки телеметрии.

Там же, под Симферополем, был устроен лунодром – полигон для тренировки экипажей, устроенный с учетом данных, полученных с «Луны-9» и «Луны-13».

Было сформировано два экипажа, каждый по пять человек: командир, штурман-навигатор, водитель, бортинженер и оператор остронаправленной антенны. Одиннадцатым участником группы управления был резервный водитель и оператор.

Ни один советский луноход на обратной стороне Луны не был никогда по причине сложностей, сопряженных с организацией связи и управления. Также и посадка пилотируемых кораблей планировалась только на видимой стороне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector