30 главных достопримечательностей тывы

Добровольное вступление Тувы в Российскую империю

Основная статья: Урянхайский край

После Монгольской национальной революции 1911 года тувинские князья (нойоны) разделились на три группы: некоторые поддержали независимость, другие предложили войти в состав Монголии, остальные предложили войти в состав Российской империи.

После Синьхайской революции в Китае (1912—1913) тувинские нойоны амбын-нойон Комбу-Доржу, Чамзы Хамбы-лама, нойон Даа-хошуна Буян-Бадыргы и другие несколько раз обращались к царскому правительству с просьбой принять Туву под протекторат Российской империи.

4 (17) апреля  император Николай II на докладной записке министра иностранных дел С. Д. Сазонова по вопросу о принятии населения пяти хошунов Урянхайского края под российское покровительство начертал: «Согласен», что означало установление протектората Российской империи над Тувой.

Таким образом, Тува добровольно вступила под протекторат Российской империи под названием Урянхайский край в составе Енисейской губернии с передачей ведения в Туве политических и дипломатических дел иркутскому генерал-губернатору. В этом же году началось строительство столицы края, получившего название Белоцарск в честь «Белого царя», то есть русского императора.

Еда

Повседневный рацион тувинцев состоял из отварного мяса барана и молочных продуктов. После забоя от барана оставляли лишь шкуру, «рожки, да ножки». Мясо, внутренние органы и даже кровь использовали в пищу. Главным напитком, хорошо утоляющим жажду, считали соленый чай хан. Для приготовления в большой котел заливали молоко, кидали пару щепоток черного или зеленого чая, давали закипеть, солили, подливали растопленное масло.

Национальное тувинское блюдо — кровяная колбаса. В тщательно промытые бараньи внутренности заливали сцеженную кровь, из специй использовали соль и лук. Верх завязывали узлом и протыкали палкой, затем опускали заготовку в кипящую воду на несколько часов. По готовности нижнюю часть колбасы скармливали духу огня, верхнюю, с палочкой, относили главе рода. По традиции кусок колбасы или часть туши (для приготовления одного обеда) обязательно раздавали каждому члену аала.

Современность

Памятная монета Банка России (2014)

В 1993 году был принят вариант Конституции республики 1993 года с новым названием республики: Республика Тыва (тувинский язык был указан как «тыва язык»). В Конституции Российской Федерации, вступившей в силу спустя 2 месяца, было закреплено название «Республика Тыва». Конституция Тувы, утверждённая на республиканском референдуме 12 декабря 1993 года, содержала 14 значительных противоречий с Основным законом России: право самостоятельно решать вопросы войны и мира, республиканское гражданство, устройство судебной системы и прокурорский надзор и другие.

Почтовая марка России, 2010 год

В действующей Конституции республики 2001 года наименования «Республика Тыва» и «Тува» стали равнозначны. Конституция, принятая на референдуме 6 мая 2001 года, не содержала упоминаний о суверенитете, зато уравняла в правах русский и тувинский языки. Также Конституция 2001 года упраздняла должность Президента Республики, а главой региона был объявлен Председатель Правительства, назначаемый Президентом России.

В 2006 году 13 депутатов регионального парламента подписали обращение к Президенту РФ, прося его снять с должности главу республики Ш. Д. Ооржака. Ответа главы РФ не последовало, а девять подписантов исключили из «Единой России» с официальной формулировкой: «действия депутатов ведут к расколу
партийных рядов и дестабилизации обстановки в республике». Весной 2007 года президент РФ внёс в качестве кандидатуры на пост главы региона Ш. В. Кара-оола, что вызвало сильное, но безуспешное сопротивление сторонников Ш. Д. Ооржака.

В ноябре 2009 года Президент России Д. А

Медведев раскритиковал численность региональных парламентов, приведя в качества примера Туву, а ранее в апреле того же года президент РФ обратил внимание на противоречия Конституции республики Основному закону России. 12 апреля 2010 года был проведён референдум по приведению конституции Тувы в соответствии с конституцией России

«За» проголосовало 95,36 % избирателей при явке 83,84 %, в ряде мест доходившей до 90 %. Референдум 2010 года предусматривал внесение поправок в 31 из 143 статей действующей Конституции Тувы: в частности была полностью исключена статья о местном гражданстве.

Тува в составе СССР и РСФСР

Основная статья: Тувинская автономная область

В Викитеке есть полный текст Указа Президиума ВС СССР о принятии ТНР в состав СССР

Указ «О принятии ТНР в состав СССР» от 11 октября 1944 г.

Почтовая марка России, 1994 год: 50-летие вхождения Республики Тува в состав России

17 августа 1944 года VII сессия Малого Хурала Тувинской Народной Республики приняла декларацию о вхождении ТНР в состав Союза Советских Социалистических Республик и обратилась с ходатайством в Верховный Совет СССР принять Тувинскую Народную Республику в состав СССР на правах автономной области РСФСР.

Президиум Верховного Совета СССР Указом от 11 октября 1944 года удовлетворил ходатайство и предложил Верховному Совету РСФСР принять Тувинскую Народную Республику в состав РСФСР на правах автономной области.

Указом президиума Верховного Совета РСФСР от 14 октября 1944 года «О принятии Тувинской Народной Республики в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» Тувинская Народная Республика была принята в состав РСФСР на правах Тувинской автономной области.

Основная статья: Тувинская АССР

10 октября 1961 года область была преобразована в Тувинскую АССР. 17 декабря 1961 года состоялись выборы в Верховный Совет Тувинской АССР первого созыва.

В 1978 году была принята первая конституция Тувинской АССР со времени вхождения в СССР.

В 1990 году в республике произошло резкое ухудшение межэтнической ситуации. Весной-летом 1990 года имели место события в Хову-Аксы, Элегесте и Сут-Холе (столкновения части тувинской молодежи с местным русскоязычным населением), что привело к массовому миграционному оттоку (около 15 тыс. чел. в 1990 году) русскоязычного населения из Кызыла, посёлка Хову-Аксы Тандинского кожууна, а также из сёл Каа-Хемского и Кызылского кожуунов, то есть тех частей республики, где был наиболее смешанный этнический состав. Дополнительным фактором оттока населения нетитульной национальности стало то, что до конца 1980-х годов наблюдалась высокая доля русских в «престижных» отраслях и на «чистых» рабочих местах, но затем эти области занятости стали объектом конкурентной борьбы со стороны титульной национальности.

12 декабря 1990 года Верховным Советом Тувинской АССР была принята Декларация о государственном суверенитете Советской Республики Тува.

24 мая 1991 года Съезд народных депутатов РСФСР преобразовал Тувинскую АССР в Тувинскую ССР, внеся поправку в ст. 71 конституции РСФСР. Однако, лишение Тувы статуса АССР противоречило ст. 85 конституции СССР.

После Августовского путча в СССР, 28 августа 1991 года Тувинская АССР была переименована Верховным Советом республики в Республику Тува. Такое название было закреплено в конституции РСФСР в редакции от 21 апреля 1992 года.

В декабре 1991 года была введена должность президента Тувы, являющегося одновременно главой правительства Республики Тува.

Вольная борьба как смысл жизни

Вы удивитесь, как сильно тувинцы любят свою национальную борьбу хуреш. Здесь каждый второй паренек кидает на прогиб, а каждый пятый ходит в секцию чуть ли не с рождения. Профессиональные соревнования (на которые вам ходить не надо, поверьте) собирают десятки тысяч зрителей со всей Тувы. Зачастую встречаются особо отчаянные ребята, наряженные в спортивки, джинсы, ковбойские сапоги и шляпы. Это зрелище уникальное.

А какое усиление у полицейских! Все стараются обуздать эту волну и снизить уровень накала страстей, потому что ребята посмотрят на борьбу и потом ходят на кураже и куролесят, будто дети после просмотра фильма с Джеки Чаном. Такие могут и толпой запинать, а могут и прирезать, если чувствуют, что запинать тебя сложно.

Домашнее насилие здесь не редкое явление, а в деревнях так и вообще традиция. Но это не пугает местных молодых, которые торопятся связать себя узами брака: здесь очень любят материнский капитал. За эти деньги легко можно и забеременеть. Тувинская свадьба всегда проходит с размахом, на церемонии собирается по полтысячи человек.

Барашек обычно стоит привязанным у дверей ресторана и ждет своей участи, а чтобы он не запачкал все вокруг, на него надевают памперс.

По закону здесь в выходные дни алкоголь запрещено продавать; в будни продажа начинается в 11, а заканчивается в 15.

Отдыхают тут очень круто. Строгая антиалкогольная политика властей вызвана дикой агрессией пьяных местных друг к другу и всему окружающему миру. Тувинцы плохо дружат с алкоголем, а учитывая, что народ в принципе очень боевой и быстро пьянеет, лучше не оказываться рядом с их гуляньями.

Жилище

Традиционное тувинское жилище — юрта, сложенная из решетчатых стенок-основ, скрепленных внутри обручем, образовывавшим окошко для выхода дыма. Основу покрывали войлоком, скрепленным веревками. Западные тувинцы устанавливали конические чумы, летом покрывавшиеся берестой, зимой — шкурами животных. В центре тувинского жилища находился очаг: символ благополучия, наделяемый сакральным значением. Ежегодно шаманы устраивали обряды приветствия и кормления духа-огня в каждом доме. В повседневной жизни следить за очагом надлежало женщине, поскольку огонь имел в представлении тувинцев женскую природу и назывался От-ине: реальное воплощение женщины-хранительницы домашнего очага. Правая половина юрты женская: здесь хранилась утварь, одежда, предметы быта. Слева располагались мужчины и предметы мужской зоны ответственности: войлок, оружие, столярные инструменты, орудия охоты, загона скота. Напротив входа оборудовали свободную зону для приема гостей. По бокам юрты размещали металлические сундуки с изысканной ковкой, на стены вешали кожаные мешки с запасами зерна, масла, чая.

А что же хорошего в Туве?

Главной причиной визита в республику является легендарный фестиваль живой музыки «Устуу-Хурээ», на который съезжается огромное количество туристов со всего мира.

Он проходит на руинах одноименного монастыря, где выступают иностранные джаз-бэнды, умельцы горлового пения, буддисты и прочие увлеченные граждане разного толка.

Еще славится международный конкурс горлового пения «Хоомей в Центре Азии», участие в котором принимают молодцы из 17 стран мира, а приток туристов в это время года — фестивали летние — доходит до сотни тысяч человек, что довольно круто по меркам Тувы. Словом, если и ехать сюда — то именно летом.

В ином случае Тува вас надолго не займет. Вы, конечно, можете поплавать в озере Дус-Холь, что в 45 км на юг от Кызыла, где вода не позволит вам утонуть (настолько она соленая), или в озере рядом — Хадын, где плавает полумифическая рыба-зверь и, по слухам, частенько жрет рыбаков.

Можете испить из аржаана «Кундустуг» (в переводе «святой источник „Бобры“») на краю города, куда все приходят с бутылками, чтобы взять немного целебной воды с собой. Можно даже забраться на гору Догээ, где уже много лет стоит постамент для статуи Будды, а самой статуи все нет. Для ее создания собрали деньги у верующих, но, как обычно, ничего не построили. С горы можно взглянуть на 120-метровую мантру, выложенную белыми камнями на одном из склонов горы. Повторить несколько раз про себя «Ом мани падме хум» и с чистой совестью уехать. В Кызыле вы видели всё.

С работой в Туве все плохо. Свой бизнес открыть здесь нереально, если ты не собираешься платить дань власть имущим. Сколько я видел новых книжных магазинов, продуктовых, клубов по увлечениям (вроде литературных лавок или уголков художника)… Всё это загибалось очень быстро. Пара месяцев отчаянного выживания, а после на их месте открывается очередной игральный зал.

История Тувы

Кем были древнейшие обитатели Тувы — большая загадка. Очевидно, что они вели кочевой образ жизни. Исследователи связывают обитателей Тувы в 1-ом тысячелетии до н. э. с индоарийскими племенами, теми самыми, которые где-то в бронзовом веке заселили Индию. Вероятно с ними связаны громкие археологические находки на территории Тувы.

Позже в Туву проникли тюркские племена и с тех пор тувинцы тюркоязычны.

По легендам древние тувинцы входили в состав гуннов — военный союз племен, мощнейшую боевую силу, конкурентов Китайской империи и грозу Европы (вспомните Атиллу из школьного курса истории). Древний Китай знал тувинцев под именем «динлин».

В IX в. территорию Тувы завоевали енисейские киргизы. И правителями Тувы долгое время были выходцы из киргизов.

В 1206 г. все монгольские племена были объединены Чингисханом и Тува тоже входила в состав Монгольской империи. Внук Чингисхана, Хубилай-хан, правивший и Монгольской империей и Китаем, ревностно покровительсвовал буддизму. Видимо именно со времен Хубилая следует вести отсчет распространению буддизма на территории Тувы. Тувой же управляли монгольские Алтын-ханы.

В середине XVII в. территорию Тувы подчинили манчжуры. Тува называется Танну Урянхай, фактически подчинена Китаю.

В результате переворотов начала XX в. от Китая отделена Внешняя Монголия, китайские провинции объявляют о независимости, в Туве проходят китайские погромы. В 1914 г. Россия объявляет протекторат над Тувой (Урянхайским краем). Столицей объявлен Белоцарск (т. е. город белого царя). После событий 1917 г. Тува стала театром весьма активных действйи: здесь проходили войска Колчака, Красной армии и сибирских партизанских отрядов, установления комиссарства и советской власти, объявление и отмена независимости, попытка захвата Китаем и пр. Одним словом, гражданская война. Город Белоцарск из политических побуждений был «перекрашен» из белого в красный, став Кызылом (дословно «красный»). К 1921 г. провозглашена де-юре независимая Народная Республика Танну-Тува, позже переименованная в Тувинскую Народную Республику (Тыва Арат Республик). Независимость Тувы признана СССР в 1924 г.

В Туве проводилась коллективизация кочевого населения, ликвидация буддизма и шаманизма. Разрушались монастыри, изгонялись и уничтожались ламы. Руководство республики проводила просоветскую, просталинскую политику. С началом Великой Отечественной войны СССР в 1941 г. Тува одной из первых, уже 25 июня 1941 г. объявила войну Германии. В Красную Армию было мобилизовано русскоязычное население республики, с 1942 г. разрешено принимать на военную службу тувинских добровольцев. 11 октября 1944 г. Тува вошла в состав СССР сперва на правах автономной областе, после — автономной республики. С распадом СССР Тува является субъектом Российской Федерации.

На гербе республики золотой всадник скачет навстречу лучам восходящего солнца. Под ним развернут ритуальный белый буддистский шарф кадак, символ чистоты помыслов, бескорыстия и дружеского гостеприимства.

Надеемся, вы сможете ощутить гостеприимство Тувы и компания АС-тревел готова вам в этом помочь!

Образование Народной Республики Танну-Тува

Основная статья: Тувинская Народная Республика

В марте 1918 года IV съездом русского населения края в Урянхайском крае была провозглашена Советская власть. 18 июня 1918 года в Урянхайском крае состоялось совместное заседание русского и тувинского съездов, на котором единодушно был принят Договор о самоопределении Тувы, дружбе и взаимной помощи русского и тувинского народов, тувинцев объявили «свободными от протектората». Началось перераспределение собственности, что на практике сводилось к грабежу стад, табунов и другого имущества русских купцов и тувинских скотовладельцев. Руководители хошунов, спасаясь от грабежей, стали искать защиты у монголов и китайцев. На территорию края проникли китайский и монгольский отряды, но Временное сибирское правительство летом 1918 года добилось их ухода. Однако осенью 1918 года вновь началось вторжение в Урянхайский край китайских войск под командованием Ян-Шичао, которые заняли южные и западные регионы. Затем в Урянхай вошли монгольские войска под командованием Максаржава, которые расположились в южных районах края. В 1918-19 годах все антибольшевистские правительства Сибири стремились сохранить протекторат России над Урянхайским краем. Для этого они пытались поднять престиж тувинской буддийской администрации, повысить денежное содержание тувинского чиновничества. Омское правительство Колчака стремилось ввести в крае самоуправление с учетом традиций и обычаев местного населения.

С 7 июля 1918 Урянхайский край был практически занят войсками Колчака. 14 июня 1919 года войска Баджейской Советской Республики под командованием А. Д. Кравченко и П. Е. Щетинкина с территории Канского и Красноярского уездов перешли в Урянхайский край. 18 июля они захватили столицу Урянхайского края Белоцарск.

После ухода в сентябре 1919 года из края основных сил партизан там вновь активизировались монгольские и китайские войска, которые грабили и терроризировали местное население. После победы над Колчаком Красная армия разбила китайские отряды и в конце 1920 – начале 1921 года последние китайские солдаты покинули край, а летом 1921 года в связи с начавшейся в Монголии революцией оттуда ушёл и монгольский отряд.

В середине 1921 года тувинские революционеры, поддержанные РСФСР, приняли решение о провозглашении национального суверенитета Тувы, была образована независимая Народная Республика Танну-Тува. Были приняты Конституция, флаг, герб, утверждены золотой запас, бюджет и полномочные представительства в СССР и МНР.

Почтовая марка Тувинской Народной Республики 1936 года

В 1922 году было образовано министерство финансов республики.

С 1926 года — Тувинская Народная Республика. Государство было признано СССР в 1924 году, и МНР в 1926 году, но не была признана Китаем и большинством стран мира, полагавших Туву частью Китая.

В 1932 году Туве были переданы из состава Монгольской Народной Республики населённые тувинцами территории к югу от хребта Танну-Ола — современные Монгун-Тайгинский, Овюрский, Тес-Хемский и Эрзинский кожууны. Некоторыми историками подписание соглашения о границе между ТНР и МНР расценивается как сделанное под давлением СССР.

Особенности Тувы

Время на всей территории Тувы совпадает с красноярским (UTC+7). Время в Кызыле опережает московское на 4 часа, то есть когда в Москве полдень, в Туве 16:00.

Государственных языков в туве два: тувинский (тюркской группы) и русский. Большинство населения двуязычно.

Всего в Туве проживает чуть более 300 тыс. чел. (почти половина в Кызыле), большинство — тувинцы. Исторически культура Тувы — культура кочевников, приверженцев анимистических культов. Именно в Туве можно увидеть живую традицию шаманов, знание которых передано от предков из поколения в поколение. С XIII—XIV в. манчжуры принесли в Туву буддизм в его тибетской форме (то что недавно называлось ламаизмом) и в настоящее время буддизм и шаманизм в Туве успешно сосуществуют.

Семейный уклад

До XX столетия тувинцы сохраняли пережитки родоплеменных отношений. Преобладали малые семьи из двух поколений, проживавшие в отдельных юртах в составе аала. Аальная община состояла из двух-трех родственных поколений, обычно рядом с юртой родителей свои жилища ставили выросшие сыновья. Таким составом кочевали, а летом объединялись с другими общинами по соседскому принципу. Преобладающий тип семьи — моногамный, несколько жен имели богатые тувинцы, владеющие большими стадами. Брачный возраст девушек наступал в 15 лет, известны случаи замужества в 11-13 лет. Согласно традиции, свадьбу играть могли лишь на нечетном году жизни: 15, 17, 19 лет. Возраст жениха роли не играл, порой женили 10-12-летних мальчиков, искали невест и овдовевшие старики. Практиковались свадьбы по сговору, заключавшемуся после исполнения ребенку 8-9 лет, случались «люлечные» свадьбы. По достижении невестой возраста деторождения, прибывали назначенные сваты с гостинцами: тканями, алкоголем, сладостями, мехами. Родные девушки принимали калым, в ответ закатывая пир длиной в сутки: итогом застолья считалось назначение даты свадьбы.

Второй визит сватов проходил вместе с женихом, остававшимся с невестой наедине: проверялась его «мужская сила». Это приводило к добрачным беременностям и родам, что у тувинцев не считалось позором. В день свадьбы невеста переезжала в аал жениха, где устраивали пир, длившийся сутки, вне зависимости от богатства и социального положения семьи. Перед отъездом девушки из дома родители невесты готовили новую юрту, одежду, постельные принадлежности, кухонную утварь, выделяли скот. «Приданое» не переходило к семье жениха, а оставалось в собственности невесты до конца жизни: в новую юрту молодые переселялись сразу после свадьбы. Отношения до брака не с нареченным карались лишь гневом отца: получившихся в результате таких союзов детей оставляли в семьях, воспитывали наряду с законнорожденными. Тувинцы стремились к многодетности: считалось, что родившая пятерых детей женщина автоматически получает место в лучшем мире. У народа не было чужих детей: сирот брали на попечение родственники, соседи.

Язык

Подавляющее большинство представителей народности, 283 000 человек, знают родной язык, относящийся к тюркской ветви, саянской группе. На формирование языка значительное влияние оказали вторгнувшиеся в регион современного расположения Тувы уйгурские и кыргызские племена, смешавшиеся с тюркским населением. В древние времена при переписке тувинцы пользовались монгольским языком, собственной письменности не существовало. Первый алфавит разработали в 1926 г. на основе русской графики, в 1930 г. его сменил латинский вариант. 1943 г. ознаменован появлением нового кириллического варианта алфавита, применяемого сегодня. В Республике Тыва национальный язык используется повсеместно в быту, культуре, СМИ. Распространены русский, монгольский.

Административно-территориальное деление

В 1921 году территория Тувы была разделена на 7 хошунов: Бейсэ-хошун, Даа-хошун, Маады, Оюннарский, Салчакский, Тоджинский, Шалык-Сартыльский.

С 20 сентября 1923 осталось 6 хошунов: Салчакский, Тес-Хемский (с. Самагалтай), Тоджинский (с. Тора-Хем), Улуг-Хемский (г. Шагонар), Уюкский, Хемчикский (в составе Бейсэ-хошуна и Даа-хошуна).

В 1929 Даа-Хошун переименован на Барун-Хемчикский (с. Кызыл-Мажалык), Бейсэ-хошун — на Дзун-Хемчикский (г. Чадан), Салчакский на Каа-Хемский (с. Сарыг-Сеп) хошун.

В 1932 образованы Пий-Хемский (г. Туран), Танну-Ольский хошуны.

В 1930-е годы образован Тере-Хольский хошун (с. Чиргаланды).

В 1941 образованы Бай-Тайгинский (с. Тэли), Монгун-Тайгинский (с. Мугур-Аксы), Овюрский (с. Хандагайты), Сут-Хольский (с. Суг-Аксы), Чаа-Хольский (с. Чаа-Холь) и Эрзинский (с. Сарыг-Булун) хошуны.

Таким образом, к 7 августа 1945 в стране имелось 16 хошунов (районов) и 1 город областного подчинения (Кызыл).

История

Схожие генотипы тувинцев и американских индейцев указывают на наличие общих предков. Согласно исследованиям, древние племена, мигрировавшие из Восточной Сибири 15 000 лет назад, частично осели на территории Саянских гор. Часть пересекла ледовый перешеек в Северную Америку, положив начало развитию индейских племен. Начало формирования тувинской народности приходится на конец первого тысячелетия нашей эры. Тогда на территории современной Тувы обитали разрозненные индоевропейские, самодийские, кетоязычные племена. Археологические находки доказывают связи со скифами, племенами Казахстана и Монголии, сакскими племенами. К VIII веку регион находился под влиянием могущественного Тюркского каганата, который в конце столетия разбили тюркоязычные племена уйгурского происхождения, вторгнувшиеся на территорию Тувы, оказавшие влияние на этногенез и формирование национального языка. Столетие спустя тувинцев захватили енисейские кыргызы, быстро ассимилировавшиеся с местным населением.

Первичное формирование национальных особенностей завершилось в XIII—XIV веках, когда в регионе обосновался ряд монгольских племен, оказавших значительное влияние на внешность тувинцев. В этот же период тувинские племена находились под властью монгольских ханов: существует версия, что мать Чингисхана происходила из этой народности. Упадок Монгольской империи привел к появлению нескольких ханств: тувинские земли входили в состав Ойратского, а затем Джунгарского ханства. В 1755-1766 гг. регионом овладевают войска Цинской империи: тувинцы попадают под власть Маньчжурии. В этот период введена воинская повинность, укреплена феодальная организация общества, произведен раздел на административные территории. С 1860 г. российским и китайским купцам разрешена беспрепятственная торговля на территории Тувы. Начинается активное освоение земель русскими переселенцами. Это положило конец изоляции Тувы, привело к появлению современных предметов быта, жилищ, одежды. Торговля с несведущими в деле тувинцами велась по завышенным ценам, что привело к резкому сокращению скота у населения. В начале XX века между Россией, Монголией и Китаем начались политические споры относительно стратегически привлекательного Урянхайского края. В результате в 1912 г. тувинцы предпочли Россию, попросив у государства защиту и покровительство: в 1914 г. российский император включил край в состав страны. 1922 г. — образовано независимое государство Народная Республика Танну-Тува, или Тувинская Народная Республика. В годы Великой Отечественной войны тувинцы добровольцами уходили на фронт, где стали настоящей грозой вермахта. Привычные к ограничениям в быту, они отличались храбростью и отчаянно сражались. Народ отдал на нужды войны всех лошадей, отличавшихся особой выносливостью. А для комплектации союзных войск лыжами были вырублены уникальные, встречающиеся лишь в республике березы, отлично подходящие для этих целей.

Дальнейшая история народа неразрывно связана с Россией:

  • 1944 г. — Тува вошла в состав СССР в качестве автономной области;
  • 1961 г. — приобрела статус Тувинской АССР;
  • 1991 г. — Республика Тува в составе России;
  • 1993 г. — переименование в «Республика Тыва».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector