Устройство глушителя автомобиля и принцип действия
Содержание:
- Основные элементы выхлопной системы
- Тише едешь…
- Глушитель для оружия или как стрелять незамеченным
- Литература
- Четыре способа звукового погашения
- Где найти? Править
- Шепот смерти: как устроен оружейный глушитель
- Эффективность
- Подробнее об устройстве глушителя и резонатора
- Снятие и установка резонатора
- Принцип работы
- Особенности работы и виды глушителей
- Как устроен глушитель в разрезе. Принципы работы
- ТИПЫ ШУМОПОГЛОЩАЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ
- Вывод
Основные элементы выхлопной системы
Конструкция выхлопной системы становится более сложной, но с каждой новой моделью машины она включает в себя все те же элементы.
Коллектор
Приемная труба является промежуточным звеном между двигателем машины и нейтрализатором (катализатором). Коллектор отвечает за вывод газов. Так как в этом случае идет очень сильная механическая и температурная нагрузка, которая может доходить до 1000 градусов, то к этой части глушителя предъявляются довольно строгие требования. Поэтому при изготовлении приемной трубы используют только самые лучшие сплавы чугуна и стали.
Также на этой детали иногда устанавливают вибро-компенсатор (гофру), благодаря которому вибрация двигателя гасится и не переходит дальше по выхлопной системе.
Нейтрализатор
В каталитическом нейтрализаторе (или катализаторе) происходит «дожиг» несгоревших остатков топлива и переработка окиси углерода. Этот элемент выхлопной системы представляет собой специальную камеру или бачок, в котором расположен керамический или металлический элемент в виде сот. Благодаря этим сотам газовые смеси очищаются за счет химических реакций.
Сейчас производители начали изготавливать многосекционные нейтрализаторы, отвечающие всем международным стандартам, которые производят обработку большего спектра вредных веществ.
Передний глушитель (резонатор)
Резонатор – по сути, является одной из тех деталей, которые принято называть глушителями. Этот элемент выполняет функцию снижения шума, но никак не очистки выхлопных газов. Когда газы проходят через резонатор, создается много шума. Поэтому внутренняя «начинка» переднего глушителя представляет собой многочисленные решетки и отверстия, которые позволяют снизить скорость вырывающихся газов, а также вибрацию. По большому счету резонатор – это бак с перфорированной трубой.
Передние глушители бывают:
- Активными. Такие глушители изготавливаются из специальных звукопоглощающих материалов, а их конструкция отличается простотой.
- Реактивными. В глушителях этого типа используются комбинации из расширительных, а также резонаторных камер.
Не стоит путать резонатор с задним глушителем, так как их конструкция сильно отличается.
Задний глушитель
Когда мы говорим «глушитель» то чаще всего в виду имеется именно задняя часть выхлопной системы. Этот элемент производит окончательное поглощение шума, а также осуществляет завершающий вывод газов.
В отличие от резонатора, внутренняя «начинка» заднего глушителя неоднородна. Внутри него установлено несколько камер со специальными наполнителями. Благодаря пористой структуре, системе перегородок и воздуховодам удается не только избавиться от сильного шума, но снизить температуру в системе.
Говоря о снижении шума, нельзя обойти стороной другой тип системы, который снижает повышенный шум в выхлопной трубе.
Устройство глушителя автомобиля в разрезе, действующего по принципу поглощения шумов, изображено на схеме.
Как и в резонаторе, здесь устанавливаются перегородки и перемычки в виде трубок. Только в последних выполнено множество отверстий различного диаметра (перфорация), а по бокам уложен негорючий поглощающий материал. Как правило, для данных целей используется базальтовая либо каолиновая вата, спокойно выдерживающая температуру газов 600–700 °С.
Звуковые волны, проходя через соседние патрубки с отверстиями, частично рассеиваются и гасятся за счет наложения друг на друга. Вторая часть колебаний поглощается наполнителем, а третья сглаживается благодаря перегородкам и изменению направления потока.
Тише едешь…
Итак, о конструкции оружейных глушителей. Для того чтобы понять принцип действия этих устройств, нужно разобраться с основными источниками шума при выстреле. Всего их три: это громкий хлопок, возникающий при резком расширении пороховых газов, под огромным давлением покидающих ствол вслед за пулей; звук, порождаемый ударной волной от летящей со сверхзвуковой скоростью пули; а также металлический лязг подвижных частей оружия. Таким образом, для того чтобы снизить шум от выстрела, нужно попытаться дать пороховым газам как можно более плавно охладиться и расшириться. Путь борьбы со вторым источником звука очевиден: нужно использовать специальный боеприпас с дозвуковой пулей, но позволяющий при этом достичь достаточного поражающего действия — в современных условиях от пули требуется не только поразить цель, но и преодолеть преграду в виде бронежилета или, например, корпуса транспортного средства. Для пули, летящей с малой скоростью, это возможно только за счет увеличении ее массы, что, в свою очередь, заставляет использовать оружие крупного калибра. Третий источник шума парируют применением пластмасс в специальном оружии или использованием неавтоматических систем с ручной перезарядкой, таких как английский пистолет Welrod времен Второй мировой войны.
Карабин Де Лизла Карабин Де Лизла — далекий предок бесшумного оружия спецназа, первый серийный образец оружия с многокамерным интегрированным глушителем под пистолетный патрон калибра .45ACP. Карабин Де Лизла (De Lisle) использовался британскими коммандос во время Второй мировой. Самым громким звуком при использовании этого оружия был лязг затвора.
Сейчас существует несколько разновидностей конструкций приборов бесшумной стрельбы. Ранние образцы военных глушителей чаще всего были предназначены для серийных образцов стрелкового оружия. В конце 1930-х годов в СССР братьями Митиными был сконструирован один из первых серийных ствольных глушителей расширительного типа. Устройство получило название «БраМит» в честь своих изобретателей и было предназначено для установки на револьвер Нагана и винтовку Мосина.
Конструкции глушителей Схемы показывают различные варианты реализации конструкции глушителей (приборов бесшумной стрельбы): глушитель с отсечением газов с резиновыми шайбами с крестообразными разрезами (4), глушитель с обтюрацией (3), глушитель с завихрением потока с помощью разрезных шайб (2), дефлекторный глушитель с наклонными шайбами (1).
Глушитель представлял собой цилиндрическую трубку, в которой были последовательно герметично установлены несколько резиновых шайб с крестообразными прорезями для прохода пули. По бокам каждой шайбы имелись два отверстия для стравливания газов в следующую камеру. После выстрела пуля последовательно раздвигала шайбы и выходила, а пороховые газы задерживались перегородками. Неслучайным был и выбор оружия: конструкция «Нагана» такова, что за счет «надвигания» барабана на ствол и разжима дульца гильзы прорыв пороховых газов в зазор между барабаном и стволом практически исключается. Несомненным плюсом было и то, что начальная скорость пули штатного советского револьверного патрона 7,62х39R составляла всего 297 м/с: отпадала необходимость в создании специального боеприпаса, который наверняка стал бы дефицитным в условиях войны. Менее гладко дело обстояло с винтовкой Мосина: для снижения скорости пули мощного патрона пришлось уменьшить пороховой заряд, а освободившееся пространство в гильзе заполнить ватой.
Для пистолета ПСС («пистолет специальный самозарядный») был разработан бесшумный патрон СП-4. Цилиндрическая стальная пуля с медным ведущим пояском в головной части в снаряженном состоянии полностью утоплена в стальной гильзе патрона (заподлицо со срезом дульца гильзы). Пороховой заряд спереди прикрыт поршнем-колпачком, который при выстреле выталкивает пулю, но сам отсекает пороховые газы, которые остаются внутри гильзы.
«БраМит» широко и успешно использовался как диверсантами, так и партизанами. Однако применение выявило и существенные недостатки устройства: резиновые шайбы быстро изнашивались и недолго сохраняли эластичность, а сам прибор требовал частой чистки. Кроме того, глушитель был тяжел, имел большие размеры и нарушал балансировку оружия. В войсках шутили: «Устройство ‘БраМит’ следует надевать на голову противника, что помешает ему не только слышать звук выстрела и видеть вспышку, но и разглядеть лицо стрелявшего».
Глушитель для оружия или как стрелять незамеченным
Давно прошли времена, когда громкие звуки от выстрелов оружия считались большим достоинством, ибо сеяли панику в стане врага. Нынешнее поколение сторонится открытых боёв, все чаще вооружение используется в специальных миссиях на территории врага. Для удачного выполнения приказов требуется тихое и бесшумное оружие, которое в момент использования останется незамеченным.
Эпоха стрелкового оружия началась в момент создания бездымного пороха, а вместе с ней инженеры начали работу над устройством для подавления громких звуков выстрела. Одним из первых подобный прибор сконструировал французский полковник Гумберт. Образец представлял собой насадку, внутри которой находился шарик, расположенный немного ниже дула. В момент выстрела пуля вылетала мгновенно, появившиеся пороховые газы подбрасывали шарик, так что он закрыл отверстие приспособления, не позволяя шуму вырываться наружу. Это был первый глушитель для оружия. Устройство было эффективно только при горизонтальном положении, стрельба направленная вниз или вверх могла привести к разрыву дула винтовки, тем самым покалечив людей.
Более надежный и действующий глушитель для оружия был создан знаменитым изобретателем пулемёта Хайрем Максим. Из года в год, улучшая свой образец, Максим-младший основал свою фирму по выпуску устройств подавления звука.
Глушитель для оружия представлял собой цилиндрическую насадку, расположенную на дуле оружия. Звук поглощался благодаря потере энергии пороховых газов, которые расширялись и охлаждались при выстреле. При этом глушитель являлся ещё и пламегасителем.
Старания инженеров первыми оценили простые охотники. Глушитель для оружия оказался очень полезным в лесных районах, где звук постоянно отпугивал животных. Даже во время Первой мировой войны армия предпочитала обычное оружие. Лишь только во время Второй мировой войны эффективность глушителей стала очень популярной. Партизанские войны, разведчики пользовались устройством подавления шума, которое разработали братья Митины.
Самые лучшие разработки глушителей последнего поколения способны уменьшить звук выстрела обычного пистолета в пятьсот раз. Взрыв пороховых газов практически поглощается, остаётся лишь только шум автоматической перезарядки оружия. Автоматы и крупнокалиберные винтовки также имеют возможность использования глушителя, но результаты немного хуже. Но с каждым годом инженеры в сфере военного вооружения разрабатывают улучшенные образцы. Возможно, вскоре будет создан вид устройства, способный полностью поглотить звук выстрела.
Существует не только глушитель на нарезное оружие. Помимо военных образцов есть и гражданское оружие, охотники и по сей день любят устройство, подавляющее шум.
Во многих странах существует правило: законом запрещено приобретать и использовать глушитель на гладкоствольное оружие. Это распространяется только на боевые образцы, на пневматические автоматы и винтовки, устройства поглощения звука не регламентированы, а значит — разрешены.
Литература
- Оружие бесшумной стрельбы (рус.) // Спецвыпуск журнала «Оружие». — 2002. — № 7.
- Ардашев А. Шелестящая смерть (рус.) // Оружие : журнал. — 1998. — № 03. — С. 10-15.
- Ардашев А. Шелестящая смерть-II (рус.) // Оружие : журнал. — 1998. — № 06. — С. 30.
- Ардашев А. Шелестящая смерть-III (рус.) // Оружие : журнал. — 1999. — № 03. — С. 38-40.
- Ардашев А. Шелестящая смерть-IV или глушить, так по-русски (рус.) // Оружие : журнал. — 1999. — № 07. — С. 58-63.
- Федосеев С. Выстрел — бесшумный как укус змеи (рус.) // Оружие : журнал. — 1994. — № 05. — С. 30-31.
- Коновалов Н.А., Пилипенко О.В., Скорик А.Д., Кваша Ю.А., Коваленко В.И. Ручное огнестрельное оружие бесшумного боя. Приборы снижения уровня звука выстрела для автоматов. Проектирование и экспериментальная отработка.. — Днепропетровск: НАН Украины, 2008. — 303 с. — ISBN 978-966-02-4374-3.
- J. David Truby. Modern Firearm Silencers: Great Designs, Great Designers. — Paladin Press, 1992. — ISBN 0-87364-666-5.
Четыре способа звукового погашения
В принцип функционирования легли 4 главных способа звукового погашения: ограничение звука, его отражение, подавление звуковых волн с помощью резонанса и поглощение.
Ограничивающий тип самый простой в своей конструкции: выполнен в виде сужающейся трубы, помещенной в металлический бак. Этот тип подавляет шум частично, существенно снижает мощность мотора и устанавливается на простейшей агропромышленной технике.
Зеркальное изменение направления акустического потока используется в установке на скутеры и мотоциклы. Происходит приглушение колебаний, за счет чего рокот заметно уменьшается. Использование данного варианта возможно только на двухтактных движках, ввиду малой мощности.
Третий вариант применяется на автомобилях. Внутри резонатора устанавливается несколько перегородок, образующих полости, которые соединены в свою очередь полыми прутьями из стали. Здесь в поглощение звука играют роль два фактора:
- звуковые волны и пары меняют направление своего движения несколько раз за счет зеркальных перегородок;
- частота акустических колебаний совпадает, благодаря точным расчетам размеров резонансных камер и трубок. Созданный резонанс подавляет грохот и рокот.
С учетом многообразия двигателей и их мощностей под каждый разрабатывается свой глушитель подобного типа.
Поглощающий образец по своей конструкции напоминает подавление шумовых волн, с той разницей, что трубы у него имеют многочисленные отверстия разного диаметра. По бокам данных перегородок помещен термостойкий материал, например, каолиновая или базальтовая вата, способная вытерпеть температуру до 700 градусов по Цельсию. Акустический поток рассеивается, накладывая свои волны друг на друга после сквозных прохождений. Оставшаяся часть уходит в наполнитель, а остатки — сглаживаются
- каналы выпуска и впуска;
- корпус с герметикой;
- перфорированная трубка;
- мате
- перегородками и изменением направления.
Где найти? Править
ТЧ Править
- Кордон — металлический кейс на крыше кирпичной постройки элеватора возле ж/д моста.
- Кладбище брошенной техники — металлический кейс в КамАЗе.
- Агропром — тайники «Ящик на крыше» , «У трёх цистерн» и «Инвентарь слесаря» . Наводки на тайники падают с трупов одиночек и бандитов на локациях НИИ «Агропром» и Подземелье «Агропрома».
- Бар «100 рентген» — часть награды от Бармена за квест Найти артефакт «Золотая рыбка».
- Тёмная долина — тайник «Спрятанный сейф» .
- Дикая территория — очень редко на винтовках у наёмников.
ЧН Править
- В продаже у Суслова после захвата базы Ренегатов.
- В некоторых тайниках.
- В продаже у Ашота.
- Установлены на винтовки наёмников.
- Даёт Ганжа в качестве награды за захват базы «Долга».
ЗП Править
- В продаже у Сыча и Гавайца.
- В путепроводе «Припять-1» возле зелёных кабинок.
- Редко у сталкеров прикреплён к оружию.
- Часто у наёмников на оружии.
- Установлен на «Гадюки-5» Гоблина и Газона, а также на ТРс-301 Тесака и Крюка.
- Изредка у свободовцев на «Гадюках-5» и на ТРс-301 вместе с прицелами.
- Установлен на пистолеты СИП-т М200 монолитовцев — ветеранов в путепроводе и в Припяти.
Шепот смерти: как устроен оружейный глушитель
Почти ни один фильм про шпионов и войска специального назначения не обходится без оружия с глушителями, или, как их называют профессионалы, — саундмодераторами. Впрочем, кроме кинематографистов, эти устройства любят и военные, и охотники, и спортсмены, а также близкие друзья и соседи всех вышеперечисленных товарищей.
Демьян Беляков
24 июля 2017 12:00
Военным, например, нравится, что кроме собственно снижения звука выстрела хороший глушитель убирает пламя и искры. Например, вечером и тем более ночью звук выстрела не очень информативен. А вот по вспышкам отстреливаться очень удобно. Ну и кто захочет ночью стать мишенью с подсветкой? Другое полезное свойство глушителя — это улучшение кучности. И винтовка, и автомат с правильно установленным глушителем показывают кучность лучше, чем без него. При этом еще и отдача снижается. То есть правильно сконструированный глушитель выполняет еще и работу дульного тормоза.
Давление внутри глушителя влияет и на оружие, и на стрелка самым наихудшим образом. Оно всем мешает.
Основной рынок глушителей — это не шпионы и спецназовцы, а обычные охотники. В некоторых странах, например в России, за использование этого прибора граждан преследуют по закону, а в некоторых без него и в лес на охоту не пустят — нечего пугать животных и людей. После охотников главные потребители глушителей — спортсмены-любители. Кто ходил целый день в стрелковых наушниках, поймет. От хорошего выстрела подходящего калибра шнурки на ботинках могут развязаться, что уж говорить о барабанных перепонках.
Короче — замечательный прибор. Снижает звук, улучшает точность, убирает пламя. И если мы не видим эти устройства на каждой винтовке, пистолете и автомате, значит с ними что-то не то.
Обратная тяга
Во-первых, глушитель существенно увеличивает габариты оружия и вес. Причем для эффективной работы должен быть некий минимальный «свес» перед дульным срезом — 100−200 мм. Иначе поток газов в коротком устройстве не успеет затормозиться. Ну и полкилограмма дополнительного веса тоже не радует никого.
Борьба за каждый грамм веса глушителя приводит к появлению систем, каждый элемент которых сам по себе не обладает необходимой прочностью. И только в сборе они составляют жесткую конструкцию.
Во-вторых, любое дульное устройство сильно влияет на точку попадания пули. Меняются период, амплитуда колебаний ствола и баланс оружия. Пулю начинает «уносить». Это происходит стабильно, но тем не менее физически обоснованно. Пристрелка оружия с глушителем и без глушителя не совпадает никогда, и надо заранее знать, куда будет приходиться средняя точка попадания после присоединения глушителя. Бороться с этим просто: прикрутил глушитель, пристрелял оружие, и не трогай его больше.
Эффективность
Хотелось бы затронуть тему эффективности, а так ли он необходим стрелку. Повторюсь, одно дело нарезной ствол, но, все больше страждущих вопросом установки на 12 и 16 калибр, гладкие ружья. Во-первых, двенадцатый калибр итак «труба», а установить на него «глушак» еще большего диаметра вызывает лишь смех. Ужасная конструкция, и сразу скажем малополезная. Если Вы пошли на кабана, то уверяем, сложно остаться незамеченным, особенно неопытным охотникам. На что рассчитываете, подойти к зверю, промахнуться и не шуметь, поправить прицел и произвести точный выстрел? Как минимум это смешно, в первую очередь посмеются все копытные звери. Во-вторых, мало качественных глушителей, которые справятся с гладкостволом. Подразумеваем то, что он быстро выйдет из строя, но не предназначены они для такой эксплуатации.
Бесшумная охота – это чистой воды браконьерство. Если Вас поймают с подобной насадкой, да еще и на оружии, то приятного будет мало. Более того, прогуливаясь по лесу с рюкзаком, в котором мирно лежит глушитель, Вас все ровно постараются привлечь к ответственности. Автоматически становитесь потенциальным браконьером.
И еще одна сторона медали: Отечественное оружие, практически всё, не подразумевают установку таких дульных насадок (речь о гладком). А значит, сделав специальные нарезы для монтажа, Вы занимаетесь переделкой оружия, что также незаконно. За такие проделки проблем будет еще больше! Опытные ребята уже успели заметить, что на Сайгу то можно, так как подразумевает «накрутку» сменных насадок. Завод для гражданских не производит подобные «шумогасители», если только на экспорт. Поэтому можно найти под данный карабин только нелегальным путем.
Подробнее об устройстве глушителя и резонатора
Устройство резонатора предусматривает следующие элементы:
- впускные и выпускные камеры, разделенные сеткой;
- отражатели.
Отражатели, благодаря наличию перфорации, гасят остаточные потоки продуктов сгорания за счет трения газообразных частиц, перемещаемых внутри блока двумя различными направлениями. Это приводит к тому, для чего нужен резонатор — снижению громкости звука выхлопных газов.
Функционируют резонаторы за счет наличия большого количества закрытых полостей, которые связаны с выхлопной трубой множественными отверстиями. Такая схема позволяет формировать звуковые колебания различной частоты, изменяемой при трении газов о внутреннюю поверхность устройства.
Это достаточно сложный цикл, ведь глушитель должен поглощать звук, но и не лишать двигатель мощности. Как заверяют производители, машину можно сделать практически бесшумной, установив еще один резонатор и нарастив объем глушителя — вот только мощности от двигателя будет «отжираться» значительно.
ПОДРОБНОСТИ: Неоновая подсветка своими руками » АвтоНоватор || Неоновая подсветка днища автомобиля — эффектный автотюнинг
Если штатный вариант отнимает от 5 до 7%, то установка новых резонаторов увеличит этот показатель до 10 – 15%! А оно нам нужно? Вот и химичат производители над идеальной формой, чтобы слышен был только «шелест» силового агрегата, да и мощность была на уровне.
Какой резонатор в разрезе – если представить его разрез, то это несколько перфорированных труб внутри металлического корпуса, они находятся не на одном уровне, а как бы параллельны. Поток «отработки» — попадает в резонатор, где встречается сначала со стенками, теряя свое давление и часть звука.
Внизу этой камеры есть третья труба, по которой газы поступают уже до глушителя. Таким образом, на уровне резонатора, гасятся 30 – 40% давления газа и его звука (в основном низкие тона). Но почему не все? Если сделать резонатор больше он попросту не поместится под машиной в середине — будет слишком большой объем, который также скрадет мощность двигателя.
Глушитель – находится сзади, где больше всего места. Он самый крупный из всех частей, по сути он мало чем отличается устройством от резонатора (также есть камеры и «глухие» стенки), только объемами. Еще одно отличие здесь встречается камера с так называемым поглотителем – из перфорированной трубы газы и звук проходят в поглотитель, оставляя там большую часть энергии и звука.
Камера – поглотитель, как я писал, сверху имеет перфорированную трубу (если простым языком просверленную множеством дырочек) и обложенной с ней рядом, мягким и пористым материалом поглотителем. В первую очередь поглощающим звуковые колебания.
Этим материалом может служить не горючее вещество:
- Стекловала или прочая минеральная вата.
- Металлическая стружка
- Металлическая вата
- Прочие пористые не горючие материалы
Нужно отметить, что глушителей в системе может быть и два! Например на каждые 3 — 4 цилиндра, с каждого бока силового агрегата.
Снятие и установка резонатора
Вначале нужно обеспечить свободный доступ к днищу автомобиля. Его ставят на эстакаду, смотровую яму или поднимают домкратом. В последнем случае под колеса с обеих сторон подкладывают стандартные башмаки, кирпич или бруски, чтобы не случилось скатывания. А опору домкратом обазательно дублируют опорой из надежных стоек — деревянные пни и т.п.
Демонтаж
Все элементы выхлопной системы крепятся на хомутах с помощью обычных болтов с головками под ключ на 13,14, или 17. Но если на новой машине резьбы не были предусмотрительно обработаны термостойкой смазкой (например, медной), то на машине возрастом от 3 лет и более для демонтажа резонатора потребуются инструменты для спиливания или срыва гаек и болтов. Из-за агрессивной среды, о которой говорилось выше, резьбы разрушаются очень быстро. Вначале можно обработать резьбы средствами типа WD и попытаться открутить обычным способом. Но при демонтаже нужно быть готовым к тому, что это грязная работа, требующая больших усилий. К тому же травмоопасная:
- Ключи срываются с головок, и рука может пораниться, задев острые металлические детали. Нужно использовать прочные рукавицы или перчатки и предусмотреть, куда двинется рука в случае срыва ключей.
- Грязь с днища авто может осыпаться и попасть в глаза. Нужно использовать защитные очки.
Монтаж
Ставить на место новый или отремонтированный резонатор — более чистая работа, чем демонтаж. Все сорванные и некачественные болты и хомуты меняются на новые. Резонатор ставится точно так и туда, где он был. Резьбы новых болтов желательно защитить медной смазкой.
В процессе эксплуатации резонатор не требует технического обслуживания. При возникновении проблем он как бы сам сообщает о них владельцу повышенным ревом или, наоборот, снижением мощности ДВС и шума. Это не такая труднодоступная часть, как коленвал. И замена не требует много времени. Поэтому проблемы с резонатором вполне устранимы.
Принцип работы
Образовавшиеся при выстреле газы будут просачиваться в зазоры между алюминиевыми шайбами. При этом разогретый воздушный поток по мере продвижения внутри цилиндра будет разбиваться на маленькие потоки и охлаждаться. Толкаемый ими снаряд будет препятствовать их быстрому выходу из канала глушителя. Поэтому часть газов, обгоняя его, просочится через зазоры в алюминиевых шайбах, где охладится. Обгонят снаряд маленькие воздушные потоки, которые будут уже совершенно холодными. Выталкивает пулю не весь воздушный поток, а его охлажденная часть. Плотность и температура воздуха к моменту выхода из глушителя будет значительно снижена.
Особенности работы и виды глушителей
В современных автомобилях используются два вида глушителей: резонансные и прямоточные. Оба могут устанавливаться в комплексе с резонатором (предварительным глушителем). В некоторых случаях прямоточная конструкция может заменять передний глушитель.
Устройство резонатора
Конструктивно резонатор глушителя, который также называют пламегасителем, представляет собой перфорированную трубу, находящуюся в герметичном корпусе, разделенном на несколько камер. Он состоит из следующих элементов:
- корпус (имеет цилиндрическую форму);
- теплоизоляционная прослойка (выхлопные газы имеют очень высокую температуру);
- глухая перегородка (для поворота потока газов);
- перфорированная труба;
- дроссель (позволяет изменять сечение потока отработавших газов).
Конструкция резонансного глушителя
Глушитель в разрезе
В отличие от предварительного, главный резонансный глушитель устроен сложнее. Он состоит из нескольких перфорированных труб, установленных в общем корпусе, которые разделены перегородками и находятся на разных осях (см. рис. Глушитель в разрезе):
- передняя труба с перфорацией;
- задняя труба с перфорацией;
- впускная труба;
- передняя перегородка;
- средняя перегородка;
- задняя перегородка;
- выпускная труба;
- корпус (овального сечения).
Таким образом, резонансный глушитель использует все виды преобразования звуковых волн различных частот.
Особенности прямоточного глушителя
Основным недостатком резонансного глушителя является эффект создания противодавления, который возникает в результате перенаправления потока отработавших газов (при его столкновении с перегородками). В связи с этим многие автомобилисты выполняют тюнинг системы выхлопа, устанавливая прямоточный глушитель.
Прямоточный глушитель
Конструктивно прямоточный глушитель состоит из следующих элементов:
- герметичный корпус;
- выпускная и впускная труба;
- труба с перфорацией;
- шумоизоляционный материал – чаще всего используется стекловолокно, которое отличается устойчивостью к высоким температурам и хорошими звукопоглощающими свойствами.
На практике глушитель-прямоток имеет следующий принцип работы: через все камеры проходит одна перфорированная труба. Таким образом, гашение шума путем изменения направления и сечения потока газов отсутствует, а подавление шумов реализуется исключительно благодаря интерференции и поглощению.
За счет беспрепятственного прохождения выхлопа через прямоточный глушитель возникающее противодавление очень мало. Однако на практике большого прироста мощности это не обеспечивает (от 3% до 7%). С другой стороны, у автомобиля появляется характерное для спортивных автомобилей звучание, поскольку присутствующие в нем шумопоглощающие технологии устраняют только высокие частоты.
От того, как работает глушитель, зависит комфорт водителя, пассажиров и пешеходов. Так при длительной эксплуатации повышенный шум может причинять серьезные неудобства. На сегодняшний день установка в конструкции прямоточного глушителя для автомобиля, перемещающегося в городской черте, является административным нарушением, которое грозит штрафами и предписанием о демонтаже устройства. Связано это с превышением норм шума, заданных стандартами.
Как устроен глушитель в разрезе. Принципы работы
На бензиновых авто глушитель находится сразу после катализатора, на дизельных — размещается после сажевого фильтра. Он представляет собой округлый или овальный бочонок и может быть двойным. Сперва идет предварительную систему выхлопа (другое название — резонатор), которая подавляет первый и наиболее агрессивный шум движка. Ее роль — распределить остаточные пары. Затем следует основной глушитель. Он «добивает» остатки шумовой волны.
Структура выхлопа устроена следующим образом:
- сразу после выпускного коллектора находится гофра, изолирующая вибрации и сглаживающая колебания от происходящих процессов в моторе;
- после прохождения гофры, газы и грохот переходят в каталитический нейтрализатор, сжигающий паровые остатки и не допускающий их попадания в окружающую среду. Нейтрализатор состоит из многочисленных керамо-сот, поглощающих и рассеивающих шум;
- затем выхлоп направляется в камеру резонатора, где происходит первичная обработка и подавление излишней акустики;
- последним этапом, полностью рассеивающим рокот двигателя, выступает основной глушитель.
Главными узлами выхлопной цепи считаются гофра, катализатор, резонатор, основной глушитель и выхлопная труба. Само строение выхлопной системы продумано до мелочей. Наличие камер с различным сечением в данной цепи позволяет производить преобразование потока остаточных газов. Их поток сперва сужается, создавая сопротивление акустики, потом расширяясь, рассеивается. Благодаря многочисленным перегородкам в протоках и их смещению происходит перенаправление потоков и гашение высокочастотных шумов. Также гашение рокота различных частот происходит за счет перфорированных трубок в бачке. Ко всему прочему, для его изготовления используются звукопоглощающие материалы, которые способствуют их большему поглощению.
ТИПЫ ШУМОПОГЛОЩАЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Глушители в авто могут быть активными, которые представляют собой достаточно простое устройство, а также реактивными. В первом случае для их производства используются вибростойкие материалы, которые способны выдерживать воздействие высоких температур.
Активные устройства наиболее популярны, поскольку неприхотливы в эксплуатации. Существенным их недостатком является их быстрое загрязнение. Реактивные устройства глушителей состоят из сложных элементов камер-резонаторов.
Что касается задней шумопоглощающей камеры автомобиля, то в ее устройстве присутствует множество отсеков, которые содержат в себе специальный наполнитель. Он необходим для снижения звука отводимых газов при работе двигателя авто. В устройстве современных глушителей автомобилей может использоваться несколько технологий поглощения звукового фона и очистки отделяемых газов одновременно.
Они могут содержать в себе множество различных материалов, которые обеспечивают максимальное снижение звука отработанных потоков газов, уровня их токсичности и температуры.
Вывод
Из всего сказанного можно сделать вывод, что больше проблем, чем удовольствия, НЕ рекомендую. Хочется верить, что привел достаточно аргументов против такой покупки, отговорил Вас от ненужной траты денег. Если Вы, Уважаемый охотник, не успокоился, до сих пор не пропало желание приобрести такое изделие, то с поиском проблем возникнуть не должно. Много умельцев, кто изготавливает на любые охотничьи карабины и ружья глушители
Например, обратите внимание на финские насадки, которые считаются наиболее качественными. Кстати говоря, в Финляндии тихая охота не запрещена, а скорее наоборот, пропагандируется, во всяком случае, так было одно время
В заключение, скажу интересную вещь, на мой взгляд, хотите добыть лося или кабана, то изучайте животное, а также тактику добычи. Используйте для этих целей погоду, например, ветреную, особенно метель зимой. Изучив все аспекты и тонкости, и начав успешно применять свой опыт на охоте, Вы станете настоящим охотником, а не стрелком и губителем душ!
Сергей Санкт-Петербург
Post Views: 13 371