Бочка (фигура пилотажа)

Граф-затейник

Джованни Батиста Капрони – настоящий итальянский граф, великий авиаконструктор и персонаж мультфильмов не менее великого Миядзаки. Родился в 1886 году, собственную авиастроительную фирму основал в 1908-м. Лично и в соавторстве спроектировал около 200 самолетов самого разного назначения. Большинство из них выглядели, по крайней мере с нашей точки зрения, абсолютно нормально – но где-то с третьей машины на четвертую у Капрони начинали чесаться руки сотворить что-нибудь немыслимое. «Граф был такой шутник, такой затейник».

Глазами Миядзаки – кадр из аниме «Ветер крепчает»

Во время Первой мировой войны Капрони увлекся самым «инновационным» классом самолетов – тяжелыми бомбардировщиками. Это только у нас почему-то принято считать, что во всем остальном мире ничего подобного «Илье Муромцу» Сикорского не существовало. А у итальянцев была своя собственная гордость:

Caproni Ca.3 – двухбалочный бомбардировщик с тройным килевым оперением, двумя тянущими и одним толкающим винтом, расположенным позади фюзеляжа. Выпускался серийно до 1915 года, выдержал четыре модификации. В марте 1914 года один из инструкторов летной школы Форджа сумел даже выполнить на этой этажерке «мертвую петлю» на высоте 2000 метров.

На смену Ca.3 Капрони заготовил не менее удивительный самолет – триплан-гигант Ca.4.

По сути он просто взял свое предыдущее творение и «слегка» его увеличил. Ну а чтобы компенсировать возросший вес и не потерять в подъемной силе – добавил третье крыло. Как и Ca.3 его пустили в серийное производство, построив малой серией. Шесть самолетов закупили для себя ВВС Британии и летали на них до 1918 года.

Глядя на удивительные творения Капрони, военный теоретик Джулиано Дуэ сочинял свою знаменитую доктрину, согласно которой, в случае новой заварушки в Европе, Италия будет отсиживаться за укрепленной линией фронта в горах, отправляя на врага многотысячные армады тяжелых бомбардировщиков.

На Ca.4 вдохновение и гигантомания у Капрони отнюдь не закончились. В 1921 году он решил осчастливить человечество пассажирским суперлайнером. И построил: гигантскую летающую лодку – тройной триплан с восемью двигателями. По описанию это даже трудно себе представить, а выглядел этот самолет совсем феерично:

Caproni Ca.60 Transaero должен был совершать беспосадочные перелеты на расстояния до 700 км со скоростью в 130 км/ч. А еще вмещать сотню пассажиров с багажом – что было уже само по себе немыслимо по тем временам, когда авиастроение еще одной ногой стояло в эпохе обтянутых полотном деревянных расчалок. Увы, но в этом случае конструкторская муза жестоко посмеялась над графом. Во время первого же испытательного полета, набрав высоту в 20 метров, Ca.60 рухнул обратно в воду, а фюзеляж переломился пополам. Восстанавливать самолет и исправлять ошибки Капрони не стал.

Базовые боевые маневры

К таким маневрам относятся:

Пикирование. Последний применяется в случаях, если необходимо оторваться от противника или набрать скорость. При выполнении пилот резко снижает высоту полета под острым углом, используя лишь руль регулировки высоты.
Боевой разворот. Используется для быстрой смены направления воздушного судна (на 180 градусов) и набора высоты.
Вираж. При выполнении данного маневра аппарат разворачивается на 360 градусов по горизонтальной плоскости при постоянной скорости (мощность двигателей используется на полную).
Простая восьмерка выполняется пилотом по горизонтальной плоскости и являет собой замкнутую траекторию без смещения по высоте.
Спираль предназначена для смены высоты (набора или снижения) по специальной траектории

При этом важно придерживаться специальных углов атаки

Какими бывают фигуры высшего пилотажа?

Итак, самые популярные фигуры высшего пилотажа:

Мертвая петля
Эта фигура еще называется петля «Нестерова». Мертвой ее назвали потому, что когда-то давно ее нарисовали только на бумаге, а практически вообще не выполняли. Уже позже маневр стали называть «петлей Нестерова» в честь пилота, который впервые выполнил этот маневр. Выполнил успешно и вошел в историю. Очевидцы рассказывали, что во время маневра в небе, Нестеров умышленно отстегнул ремни безопасности. Он был уверен, что ему все удастся. А поскольку мертвая петля — это своеобразный замкнутый круг в небе и если его выполнить неправильно, не пристегнутый пилот с легкостью бы выпал из своего сиденья. Мертвую петлю считают самой популярной фигурой высшего пилотажа и сегодня.

Кобра Пугачева
Этот маневр выглядит следующим образом: верх самолета тянется вверх до 180 градусов, после чего возвращается в исходное положение. Эта фигура высшего пилотажа в небе действительно напоминает кобру, поэтому и получила такое название. А носит в названии фамилию не своего изобретателя, а пилота Василия Пугачева, который выполнил маневр вторым перед широкой публикой. Тогда люди не поняли, что происходит и подумали, что самолет в небе просто поломался и вот-вот упадет. И летчик получил за выполненную кобру Пугачева звание героя. Эта фигура высшего пилотажа предназначена для шоу, в боях ее пока не испытывали.

Фигура пилотажа Штопор
Такое название фигура высшего пилотажа получила через свой облик. Выполняется она так: самолет идет на снижение своеобразным зигзагом. В небе это действительно выглядит, как штопор. Кстати, эта фигура высшего пилотажа штопор считалась главной причиной гибели пилотов. Так было до ХХ века. Никому не удавалось выйти из спирали \ зигзага. Аж в 1916 году фигуру пилотажа штопор удалось выполнить летчику Арцеулову. После этого штопор несколько раз предлагали внести в учебную программу авиашкол. Эта фигура сегодня выполняется в мире и во многих странах запрещена из-за опасности. До сих пор из-за штопора погибают пилоты, хотя научились его выполнять. Эту фигуру высшего пилотажа до сих пор считают опасной.

Фигура пилотажа Бочка
Выполняют ее летчики поворотами в горизонтальном направлении самолета вокруг себя на 360 градусов. Впервые продемонстрировал ее американский пилот еще в далеком 1905 году. История говорит, что именно эта фигура высшего пилотажа сохранила жизнь далеко не одному солдату во время Второй мировой войны. Ее часто до сих пор выполняют в боях. Название фигура пилотажа получила, как и большинство, в силу своего вида. Бочка считается популярной фигурой и в спортивных соревнованиях в мире.

Чакра Фролова
Фигура высшего пилотажа выполняется разворотом самолета на небольшой скорости. Разворот выполняется вокруг хвоста. Выглядит такой маневр, как мертвая петля. Чакра Фролова считается одной из самых молодых фигур высшего пилотажа.  Ее впервые продемонстрировали в 1995 году. Названа чакрой в честь древнего одноименного индийского оружия. А носит фамилию летчика, который впервые исполнил ее. Чакра Фролова используется в соревнованиях и шоу, в боях ее не применяли. Популярна она в постсоветских странах.

Фигура высшего пилотажа Иммельман

Носит имя немецкого летчика, который выполнял ее идеально. Самолет в небе проделывает маневр полубочку.  Впервые этот маневр увидели во время Первой Мировой войны. Это был 1915 год. Пилот Иммельман выполнил фигуру высшего пилотажа в небе, когда сражался с врагом. Он опередил вражеский самолет. Благодаря этой фигуре летчик сбил за год 15 самолетов противника и наводил страх на врага, как только поднимался в небо. Английские пилоты отказывались взлетать, когда знали, что им придется соревноваться в воздухе с Иммельманом. Фигура высшего пилотажа Иммельман стала одной из самых популярных и базовых фигур, которые изучают в школах пилотов. Сегодня во многих странах она является обязательной.

Мы рассказали вам о самых популярных фигурах высшего пилотажа и об их схемах. Безоблачного неба пилотам и хороших зрелищ зрителям.

Летающие лодки

Но главной родовой травмой всех итальянских авиаконструкторов, похоже, были летающие лодки. Если им поручали построить нечто взлетающее с нормальной полосы – тут все-таки приходилось хоть как-то сдерживать себя. Но уж если на кульмане появлялись первые наброски к чертежам будущего гидросамолета и за этим кульманом стоял итальянец – можно было смело ожидать самого невероятного полета фантазии. Толком не полетавший Ca.60 Капрони был в этом ряду далеко не единственным:

Savoia-Marchetti S.55 производился крупными сериями и поставлялся на экспорт в несколько стран, включая СССР. На протяжении 1920-х-начала 30-х годов работал «маскотом» итальянской авиации и в этом качестве регулярно изображался на открытках и почтовых марках. Совершил несколько трансатлантических перелетов, участвовал во множестве спасательных операций, а вообще-то по своему основному назначению был торпедоносцем дальнего действия.

Когда эскадрилья морских разведчиков/бомбардировщиков Сant Z.501 Gabbiano впервые была показана на военно-морском параде, какой-то бывший при том ребенок от удивления воскликнул «Мамаютто!» («Ой, мамочки!»). С того самого дня это прозвище приклеилось к самолету намертво:

Со стороны выглядит как истребитель, уносящий в когтях бомбардировщик или что-то в этом роде. Между прочим, тоже строился серийно и прожил в небе довольно долго – с 1934 по 1949 год. На почтовые марки не попал – видимо не заслужил, но зато стал персонажем карикатур:

Практика показала что даже попав в суровые российские холода, жар итальянского гения продолжает пылать и особенно в тех случаях когда надо сделать летающую лодку. Знатокам истории авиации достаточно просто назвать фамилию – Бартини, и все они сразу же вспомнят вот эту машину:

Легендарный ВВА-14 – амфибия-экранолет с вертикальным взлетом и посадкой. Создавался как противолодочный, но вообще-то Бартини мечтал о том чтобы пересадить на подобные машины всю транспортную и пассажирскую авиацию. Не сбылось, проект закрыли после серии успешно выполненных испытательных полетов, и последний сохранившийся экземпляр ВВА-14 с отрезанными крыльями сегодня тихо ржавеет в Монино.

Но хотя бы видео в полете сохранилось:

Сюжет:
Городские байки Алексея Байкова

Самолеты из инноваций

Вот, к примеру «Мультиплан» Эдуардо Ведовелли, француза итальянского происхождения 1910-й год:

Толком не летал, но зато регулярно фигурировал на почтовых открытках и в рекламе сигарет. Аппарат полностью состоял из инноваций: рулевая плоскость находилась спереди, толкающий винт – сзади, плюс полностью закрытая кабина пилота…. Но за два года испытаний так толком и не полетел – не хватило тяги. После очередной аварии Ведовелли забросил свое детище.

А как вам такой прототип пепелаца из фильма Данелии? Тоже творение итальянского инженера, причем автор, по слухам, даже умудрился получить на него патент:

Натурально пневматический вертолет. В огромных баллонах находился сжатый газ, который и должен был вращать винты. К счастью для потенциального испытателя, до полноценного летного экземпляра дело не дошло. А вот модель вполне себе летала, что мы и видим на фото.

Любителям автомобилей премиум-класса фирму Bugatti лишний раз представлять не надо, они и так знают, что за этим названием стоят скорость, великолепный дизайн, надежность и комфорт. А вот что получалось, когда теми же руками пытались строить самолеты:

Bugatti Model 100 был построен для гонок Coupe Deutch инженером Луисом Ди де Монге. Глядя на фото можно ли поверить в то, что эта красивая машина была спроектирована и изготовлена в 1937 году, когда в небе Испании все еще реяли советские бипланы И-15 и не просто реяли а изрядно накручивали хвосты итальянцам, а порою даже и немцам? Да, это так, и именно авангардный дизайн и сыграл с Bugatti Model 100 злую шутку – он так и не дошел до летных испытаний, не поучаствовал в гонках и не стал перспективным истребителем. А после войны и вовсе достался в качестве трофея американцам.

Бочка в воздухе

А теперь самое время вернуться к той самой «бочке», с которой все начиналось. Подлинным автором идеи был, кстати, не Капрони, а инженер Луиджи Стипа, но граф подобный авангард воспринял близко к сердцу, принял самое живое участие в проекте и разрешил строительство первого летного экземпляра на своем заводе. Так что имя «Stipa-Caproni» этот необычный самолет носил вполне заслуженно.

Так в чем же заключалась идея? Самолет летит и не падает за счет того, что на него действует так называемый закон Бернулли. Винт направляет поток воздуха, этот поток обтекает крыло и давит на него со всех сторон, но за счет того, что оно имеет «каплевидную» форму в профиле – давит он по-разному. Поскольку «сверху» у крыла выпуклость, то скорость обтекания потоком с этой стороны выше, а давление на плоскость – ниже. А снизу, наоборот, давление будет выше. Из-за этой разницы и возникает подъемная сила.

Вот Луиджи Стипа и пришла в голову идея превратить корпус самолета в одно сплошное закольцованное «крыло» и таким образом повысить эффективность воздушного винта. А заодно такой корпус должен был решить все проблемы с сопротивлением воздуха, не прорываясь через поток, а пропуская его сквозь себя.

Первый испытательный полет Stipa-Caproni состоялся 7 октября 1932 года

Летчик-испытатель фирмы «Капрони» Доменико Антонини практически сразу же обратил внимание на необычайную устойчивость «бочки» в воздухе. Но итальянские военные необычный самолетик все равно «поматросили и бросили», видимо потому, что уж больно смешно он выглядел на взлете

К слову сказать, Стипа и Капрони были далеко не единственными, кому пришла в голову такая идея. Вот, к примеру «Aerodyne» построенный компанией Rockwell Collins по проекту вывезенного в США немецкого конструктора Александра Липпиша. Тут автор пошел еще дальше и решил что крылья «бочке» в принципе не нужны:

Иным и не столь радикальным путем решил отправиться американский изобретатель Уиллард Р. Кастер, построивший за свой счет серию «полубочек» под кодовым названием CCW.

Начал он вот с такого вот прототипа под названием Custer Channel Wing («Арочное крыло Кастера», отсюда и аббревиатура):

Изучив все плюсы и минусы такой схемы он взялся за напильник и принялся курочить попавший к нему в руки довоенный легкий транспортный самолет Taylorcraft BC-12. Так появился на свет CCW-2:

Кастер дошел и до CCW-5, но хоть все его машины и демонстрировали феноменальную устойчивость в воздухе, а также прекрасную маневренность даже на малых скоростях, воротил американского авиабизнеса они так и не заинтересовали.

Несмотря на все эти провалы, идея «самолета-бочки» периодически кого-нибудь да вдохновляла. К примеру, в процессе поиска фотографий для этой статьи, попалась ссылка на весьма оригинальный патент изобретателя-самоучки из Йошкар-Олы. «Самолет имеет фюзеляж, выполненный в виде коаксиальной трубы, в которой установлены реактивные двигатели, стандартное оперение и диффузор» – идеи инженера Луиджи Стипа живы до сих пор.

Впрочем, как говорится, не Капрони единым живо было итальянское авиастроение. Давно замеченный факт – если житель «сапога» соберется создать нечто летающее, то он обязательно выберет самое невероятное решение из всех возможных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector