История освоения российской арктики

Cтроительство ПАТЭС

Другой важный проект по развитию инфраструктуры на севере России — строительство самой северной в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов». В ближайшее время в заполярный Певек будет доставлен уникальный плавучий энергоблок (ПЭБ). Новые энергетические мощности в Арктике необходимы, но это должны быть «зеленые» источники генерации из-за экологической уязвимости этого региона. Атомная энергетика — пока единственный выход.

ПАТЭС должна заменить Билибинскую АЭС, расположенную в Чукотском автономном округе. В Певеке уже строят мол-причал, гидротехнические сооружения и береговую площадку — береговая инфраструктура необходима для безопасной стоянки энергоблока и его работы.

Палки в колеса

Как водится, на инициативу уже успел обрушиться шквал скепсиса. К примеру, политолог Олег Реут считает, что она не позволит достичь желаемых результатов. Эксперт ссылается на программу дальневосточного гектара. Мол, всего лишь 80 тысяч покорителей Дальнего Востока и низкий процент освоения земли.

Фото: Из личного архива/ Олег Реут

«Общественного движения из «освоения Дальнего Востока» не получилось, – комментирует Реут. – Схожая судьба уготована и «Арктическому гектару». В программу заложено множество ограничений. Например, не включены острова и прибрежные территории. Кто захочет идти в тундру без инфраструктуры и перспектив её появления? Особенно если нет региональной подпрограммы поддержки. В Карелии это мог бы быть «Поморский гектар». Однако такой подпрограммы нет, поскольку её невозможно наполнить содержанием и поддержать за счёт средств и без того дефицитного республиканского бюджета».

Современное состояние

По сравнению с 90-ми годами, когда по понятным для всех нас причинам развитие Арктики велось вяло и только силами ученых-энтузиастов, картина сегодня изменилась. В «Арктическом клубе» значительно прибавилось стран-интересантов. Подключились и такие экзотические исследователи Арктики, как китайцы и индийцы. Более того, в XXI веке Арктика стала объектом интереса держав блока НАТО. Они считают, что Россия не вправе в одиночку контролировать свои исконные территории, а богатства нашей страны якобы должны быть разделены. Такая точка зрения стала преобладать на Западе с ослаблением развития Арктического направления в 90-е годы. К примеру, с 1991 года по 2003 год в Арктике не осталось ни одной нашей дрейфующей станции.

С начала 2000-х годов Россия уверенно возвращает себе позиции лидера в Арктическом регионе. Растет и укрепляется ледокольный флот, его силами навигация на Северном морском пути стала непрерывной, а тоннаж перевозимых грузов год от года растет, и в ближайшее время может превысить максимальные показатели советского времени. Военные моряки осваивают новые виды техники и вооружения, а с суши их поддерживают две арктические бригады, отлично вооруженные и надежно размещенные для защиты интересов страны в Арктике.

Несмотря на заявления западных «партнеров» о милитаризации Арктики Россией, они сами создают вооруженные ледоколы как в Норвегии и Канаде, проводят крупные учения у границ и продолжают требовать бесконтрольного доступа в Русскую Арктику. Россия четко определила границы своей территории указом президента РФ от 2 мая 2014 года. Тем не менее ежегодно проводится Арктический форум «Арктика – территория диалога», на котором Россия ищет возможности мирно договориться с остальными странами «Арктического клуба», аналогичная площадка работает и при ООН. Одно мы можем с уверенностью сказать: Россия была первой в Арктике и на Севере и сейчас продолжает ей оставаться, а наша задача – сделать всё, чтобы эта ситуация не менялась.

Обложка: https://pinterest.com

«Стратегический и долгосрочный проект»

Как отмечают эксперты, ледоколы проекта 22220 должны будут сыграть одну из ключевых ролей в налаживании транспортных перевозок по Северному морскому пути. В декабре 2019 года правительство утвердило план развития инфраструктуры СМП до 2035 года. Его разработкой занимался «Росатом» — инфраструктурный оператор Северного морского пути.

Помимо строительства ледоколов типа 22220, план предусматривает создание атомоходов проекта «Лидер», гидрографических и буксирных судов.

Также по теме

«Активное освоение удалённых территорий»: какие преимущества имеют российские плавучие атомные электростанции

В чукотском городе Певеке была запущена плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) проекта 20870 «Академик Ломоносов». Сейчас…

Кроме того, документ включает положение о разработке системы «централизованного оперативно-тактического управления круглогодичным судоходством по всей акватории Северного морского пути на базе создания единого диспетчерского центра управления судоходством».

Также в ходе реализации этого плана будет проведена реконструкция ряда аэропортов в прилегающих к СМП регионах, в том числе в Якутии, Чукотском и Ненецком автономных округах, а также созданы арктические комплексные аварийно-спасательные центры МЧС России, оснащённые оборудованием, приспособленным к арктическому климату.

Также при разработке стратегии развития СМП большое внимание было уделено внедрению цифровых технологий в организацию перевозок. В частности, документом предусматривается предоставление «транспортно-логистических услуг по перевозкам по Северному морскому пути на основе цифровой платформы безбумажного электронного оформления мультимодальных перевозок пассажиров и грузов»

Для улучшения навигации по СМП планируется вывести на орбиту ряд специальных спутников. Так, до 2025 года должна быть развёрнута гидрометеорологическая космическая система «Арктика-М», которая обеспечит «федеральные органы исполнительной власти и организации спутниковыми гидрометеорологическими данными высокого временного разрешения по полярной области Земли».

Во время форума «Арктика — территория диалога» в апреле 2019 года президент России Владимир Путин отметил, что СМП предоставляет перевозчикам колоссальные преимущества, поскольку он короче других аналогичных маршрутов. Так, по его словам, путь по морю из Иокогамы до Роттердама (12 тыс. км) займёт 33 дня, а по Северному морскому пути (7,3 тыс. км) — всего 20 суток.

  • Судно в Восточно-Сибирском море
  • РИА Новости

«Экономия колоссальная — и на топливе, и на времени, поэтому он (Северный морской путь. — RT), конечно, будет очень привлекательным», — полагает Путин.

Российский лидер также добавил, что РФ в обозримой перспективе способна существенно увеличить объём транспортных перевозок по СМП.

«В послании Федеральному собранию 2018 года уже отмечалось, что в наших силах существенно нарастить объём грузоперевозок только по Северному пути до 80 млн тонн уже к 2025 году. Еще 10—15 лет назад эта цифра казалась абсолютно недостижимой. Сейчас это реалистичная, посчитанная и предметная задача. По итогам прошлого года объём перевозок по Северному пути достиг уже 20 млн тонн», — сказал Путин, выступая на Арктическом форуме в Петербурге.

«Этот маршрут в будущем может аккумулировать большой грузопоток между Европой и государствами Азиатского региона, поэтому в его развитии потенциально заинтересованы многие страны мира. Его значение будет возрастать также из-за климатических изменений, в результате которых происходит таяние льдов, а значит, СМП будет доступен для судоходства всё большее количество времени в году», — рассказал в интервью RT доцент кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО Олег Александров.

Аналитик добавил, что с годами значимость Северного морского пути будет только повышаться.

«Огромное международное значение этой трассы как международного полярного маршрута будет возрастать, для этого есть все шансы. И сейчас мы должны активно готовиться к этому, развивать инфраструктуру и совершенствовать необходимые технологии», — считает Александров.

По его словам, за последние годы в России было многое сделано в этом направлении, благодаря чему ей удалось создать определённый задел, которого нет у других стран региона.

«Мы наращиваем портовые мощности, развиваем инфраструктуру на протяжении всего Северного морского пути. На верфях строятся ледоколы, призванные заменить уходящие, которые были созданы ещё при СССР. Это всё этапы освоения Севморпути и реализации арктической политики России. Это стратегический и долгосрочный проект, который может принести нам немалую выгоду», — заключил эксперт.

Век прорыва, век открытий

XVIII век стал веком больших перемен в нашей стране. Россия по воле монарха реформатора Петра Великого стала империей. Многое переделывалось на иной лад, затронули перемены и процесс освоения Арктики и Севера. Прежде всего следует отметить, что в России появился новый флот, вооруженный мощными кораблями. Это обновление стало важным не только в военной области, новые корабли значительно расширили возможности плавания по северным морям.

Известный мореплаватель Витус Беринг по приказу императора Петра I совершил поход к проливу между Аляской и Чукоткой и подтвердил данные Дежнева. Теперь этот пролив носит имя Беринга. А с 1733 по 1743 годы, то есть почти за десять лет, была проведена экспедиция, получившая наименование Великая Северная экспедиция: несколько отрядов под руководством Беринга, братьев Лаптевых и Семена Челюскина составили первую подробную карту наших арктических берегов, островов и рек. Более того, Челюскин провел и пеший поход вдоль берега Северного Ледовитого океана, составил подробную карту восточных владений Российской империи. Добравшись до пролива, разделяющего Азию и Америку, он выявил самую северную часть российских владений, которую мы теперь знаем как Мыс Челюскина.

Добытые данные позволили к 1746 году издать «Карту генеральную Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам, с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона». Это была наиболее полная на тот момент карта всех владений Российской империи, и если Европейская часть была хорошо известна уже давно, то Азиатская на ней появилась впервые. Следующая экспедиция была разработана в 1765 году легендарным ученым М.В. Ломоносовым, её возглавил известный адмирал Чичагов, у которого в тот момент молодым офицером служил будущий адмирал Ушаков. Она уже только уточняла более ранние данные и осваивала новые морские пути. А в 1799 году по аналогии с британцами и голландцами была основана Русско-американская торговая компания, чьи действия способствовали освоению Дальнего Востока.

Первые соперники

XIX век принес не только технические новинки, но и первых соперников. Другие державы, имевшие выход к северным морям, тоже стали стремиться их освоить. Несмотря на то, что первыми в новом веке в 20-е годы стали наши соотечественники Федор Матюшкин (кстати, лицейский друг А. С. Пушкина) и Фердинанд Врангель, чьим именем сейчас назван остров, появились конкуренты.

Так, в 1873 году австрийские полярники Ю. Пайер и К. Вейпрехт открыли архипелаг Земля Франца-Иосифа, названный так в честь австро-венгерского монарха. К слову, остров перешел к России в ходе Первой мировой войны. А уже в 1878 году в Арктику отправляется следующая экспедиция шведского полярника Н. Норденшельда. Шведу удалось впервые проделать путь, который сейчас называется Северным морским, то есть без остановок пройти Северный Ледовитый океан и выйти в воды Тихого океана.

Первые конкуренты встревожили русское правительство, и с конца XIX века начинается разработка программ не только научного освоения Севера и Арктики, но и переселения туда большего количества жителей. Уже тогда стало понятно, что без прочного военного и гражданского присутствия эти земли так и будут лишь окраиной на карте. Автором действующей и достаточно амбициозной программы от 1894 года стал министр финансов Российской империи С.Ю. Витте. Переселенцы получали льготы, субсидии и освобождались от военной службы. А в 1898 году был заложен первый военный порт Александровский (сейчас это база подводных атомоходов Полярный). А в 1898 году был спущен на воду легендарный первый русский ледокол «Ермак», положивший начало самому крупному в мире ледокольному флоту.

Не одна земля

Разумеется, в большинстве случаев одного гектара под сельскохозяйственные угодья или животноводческий комплекс окажется недостаточно. Поэтому получить можно будет по одному на каждого члена семьи. Три года назад в Арктику включили Лоухский, Кемский и Беломорский районы, а теперь еще Костомукшу, Калевальский и Сегежский районы.

В Карелии поддержат предпринимателей Арктической зоны
Подробнее

Что важно, предприниматели могут получить не одну только голую землю. Уже с 28 августа можно подать заявку на получение статуса резидента арктической зоны, а он сулит едва ли не освобождение от всех налогов – если не навсегда, то на обозримое будущее

К примеру, налоги на прибыль, землю и имущество аннулируются на три, пять или десять лет.

Один к двум

По сравнению с другими регионами ситуация с безработицей в Арктике достаточно благополучна, однако спрос и предложение там действительно неравномерны, указывает специалист по рынку труда Анна Гуревич.

— Число безработных в два раза меньше, чем в остальной части России, соответственно 3% против 6%. Другое дело, что открытые вакансии не всегда относятся к самым привлекательным. Кроме того, есть явный дефицит и с очень квалифицированными кадрами. Прежде всего требуются врачи самых разных специальностей. Особенно на уровне районных больниц. Иногда в отдельно взятой ЦРБ одновременно требуется до 10–15 врачей-специалистов, — отмечает она.

а3

Разгрузка материалов для строительства третьей очереди завода по производству сжиженного природного газа в порту поселка Сабетта

Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

При этом специальности, которые пользуются наибольшим спросом у работодателей в Арктической зоне, остаются неизменными годами, рассказывает профессор кафедры труда и социальной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Вера Сморчкова.

— На рынке труда в Арктике в основном требуются мужские специальности, и эта тенденция не менялась уже много лет. Потому что на первом месте там строительство, добыча природных ресурсов и переработка, — рассказывает собеседница издания.

Это, помимо прочего, приводит к дефициту специальностей, подходящих женщинам.

— Самая специфическая проблема в АЗРФ — это безработица среди представителей коренных и малочисленных народов севера, особенно женщин, потому что профессия чум-работницы не везде включена в перечень профессий. И вообще, многие эксперты отмечают гендерный аспект в АЗРФ как проблемный. То есть в условиях Арктики у женщин должны быть особые рабочие места, — уверен Александр Стоцкий.

Вопрос для северных территорий является ключевым, так как без этого нельзя будет говорить о дальнейшем заселении региона, обращают внимание опрошенные изданием эксперты

Дело молодежи

Расчет на самостоятельное экономическое развитие этой территории в условиях рынка себя не оправдал и не представляется перспективным. Соответственно и рынок труда нуждается здесь в большем, чем обычно, государственном регулировании, полагает профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Александр Щербаков.

— В основном это касается обеспечения квалифицированными кадрами тех производств, прежде всего добывающих и транспортных предприятий, которые уже созданы в Арктике и которые намечено реконструировать, а также ещё предстоит создать, — отмечает эксперт.

а4

Практические занятия у студентов Международной «Ледовой школы» в бухте Новик на острове Русский

Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Пока решать задачу с подготовкой кадров «на местах» эксперты предлагают со школьной или студенческой скамьи. Для этого, в частности, планируется создать специальный центр, который поможет молодым людям выстроить жизненные планы, связанные с Арктикой, рассказал «Известиям» заместитель генерального директора «Агентства по развитию человеческого капитала в Арктике и на Дальнем Востоке» Иван Ефимов.

— С этой целью АРЧК совместно с правительством Архангельской области, Агентством развития Архангельской области, Союзом молодых профессионалов WorldSkills, Северным (Арктическим) федеральным университетом и Северным государственным медицинским университетом откроют Центр развития человеческого капитала в Архангельске, — отмечает он.

При этом, признал он, это «многоцелевая задача», связанная не только с качеством образования, но и с качеством окружающей среды, социального обслуживания и с наличием возможностей для проведения досуга. Всего, по его словам, молодые люди сейчас могут получить образование на базе более 100 колледжей и пяти вузов Арктической зоны.

Одновременно в агентстве совместно с Петрозаводским государственным университетом (ПетрГУ) и Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В. Ломоносова (САФУ) начали исследование, призванное определить, в каких кадрах нуждаются компании, уже действующие на Севере. Всего планируется охватить около 10 тыс. предприятий, результаты станут известны в октябре-ноябре этого года.

У крупных компаний уже действуют собственные программы для студентов, рассказывает Александр Стоцкий, позволяющие заранее установить договоренности и на школьников.

а6

Участники 10-й Большой арктической экспедиции для школьников под руководством полярника Матвея Шпаро на Северном полюсе

Фото: РИА Новости/Максим Блинов

На заседании экспертного совета озвучивались также предложения по вовлечению в этот процесс школьников. Прежде всего, за счет проведения уроков профориентации для учеников разных возрастов. Такие уже проводятся в Архангельске.

В Российском государственном социальном университете, который выступил одним из организаторов Центра полезной работы, анонсировали создание специализированного атласа профессий, который должен стать «моделью рынка трудоустройства». Как рассказала доцент кафедры труда и специальной психологии РГСУ Вера Пчелинова, создать его планируется в рамках грантовой программы усилиями РГСУ и нескольких арктических вузов.

Решить задачу с занятостью местного населения, включая жителей сельской местности, поможет в том числе развитие местного малого и среднего бизнеса, если закон об арктических льготах заработает. Однако реальное развитие региона будет возможно только в случае, если предприниматели получат возможность не ограничиваться только торговлей или ролью «доставщиков еды» на предприятия добывающих компаний, уверен Александр Пинясов.

— Сверхзадача в том, чтобы местный малый бизнес мог оказывать квалифицированные услуги ресурсным компаниям, чего сегодня нет тотально

Важно, чтобы они могли работать в смычке с большими предприятиями, создавая инновационные кластеры по примеру тех, которые сейчас, например, действуют в Норвегии, — заключает он

Чем севернее, тем дороже

Идея предоставлять землю на Крайнем севере возникла не на пустом месте. Во-первых, арктический туризм становится все популярнее. Путешественники открывают для себя просторы заполярных тундр, висячие болота Паанаярви и уходящие за горизонт пляжи Белого моря, а под незаходящим северным солнцем нескончаемые вереницы машин тянутся к скалистым берегам Териберки и пробираются сквозь первозданную тайгу Карелии. Поэтому бизнес не должен заставить себя ждать. Ведь благодаря дальневосточному гектару москвичи строят турбазы даже на Курилах.

Во-вторых, на севере дачная культура в прошлом не получила развития, но теперь времена поменялись. Жизнь здесь до сих пор сконцентрирована в городах и поселках, но многие хотят обосноваться на природе или хотя бы построить фазенду. Поэтому вместо гектара можно будет взять 20 или 30 соток – аккурат под дачу. В приоритете окажутся именно местные жители – в первые шесть месяцев действия программы подать заявку смогут только они.

Фото: Из личного архива/ Денис Шелемех

«Конечно, программа актуальна для развития наших северных районов, – говорит фермер Денис Шелемех. – К примеру, многие наши клиенты – из Костомукши. Представьте себе: они едут за 500-600 километров, чтобы купить нашу клубнику и малину. А могли бы вполне выращивать сами. Переезжаете через КПП и наблюдаете по ту сторону границы финские поля с теми же клубникой и малиной. Даже на более северных территориях Суоми выращивают ягоды. Известно, что чем они севернее, тем ценнее, а значит, дороже».

Впрочем, арктические гектары могут пойти не под одни только ягоды. Животноводство тоже вполне возможно.

«К примеру, я знаком с фермером из Чупы, что в Лоухском районе, – рассказывает Денис Шелемех. – С его слов, проблем со сбытом нет. Понимаете, если у человека есть искра и он трудолюбив, то он построит хозяйство и далеко на севере».

«Свозить со всей страны»

Практически одновременно с обсуждением закона об арктических льготах развитие рынка труда в Арктике обсуждали на заседании Проектного офиса развития Арктики (ПОРА). На мероприятии в том числе рассказали о создании Центра подходящей работы (ЦПР) совместно с Российским государственным социальным университетом. Предполагается, что ЦПР займется подбором молодых специалистов и адаптацией их к работе в арктических условиях.

Регулярный отток населения, прежде всего молодежи, является одной из главных сложностей в регионе, пояснил «Известиям» генеральный директор Проектного офиса развития Арктики Александр Стоцкий.

— Понятно, что на этот процесс влияют и суровые климатические условия, и отсутствие развитой инфраструктуры, особенно в отдаленных городах и поселках. Лучше дело обстоит в городах, созданных вокруг одного крупного производства, — там больше заботятся о кадрах, создают условия для учебы молодежи, привлекают людей высокими зарплатами и целым «пакетом» социальных благ, — отмечает он.

Экономическая ситуация в целом и на рынке труда в частности в Арктике варьируется в зависимости от того, идет ли речь о местах добычи или крупных портах, или о сельских территориях.

Разнится она и между регионами — так, в рейтинге субъектов РФ по уровню безработицы за 2020 год Ямал и ХМАО оказались одними из наиболее благополучных, уступив только Москве и Петербургу. Относительно неплохой результат показал и Красноярский край (31-е место в рейтинге). Во вторую половину рейтинга угодили Мурманская и Архангельские области, Карелия и Коми.

а1

Село Ратта Красноселькупского района — одно из самых труднодоступных поселений Ямала. Добраться до села можно вертолетом или вездеходом по зимней ледовой дороге по реке Таз

Фото: РИА Новости/Сергей Русанов

Наиболее благополучными являются населенные пункты, расположенные рядом с месторождениями или крупными предприятиями, а также северные порты, рассказывает Александр Пинясов. Работодатели достаточно активны, зарплаты находятся на уровне. В сельской местности, по его словам, ситуация будет обратной — там прежде всего необходимо решить проблему с отсутствием или нехваткой рабочих мест, которые ограничиваются, как правило, местным магазином, школой и фельдшерско-акушерским пунктом.

Зато на крупных предприятиях, наоборот, чаще всего сталкиваются с невозможностью найти высококвалифицированных сотрудников в «своих» регионах.

— Сейчас получается, что работников приходится свозить со всей страны. В последние годы было много сделано для подготовки людей на местах, стали появляться «арктические» вузы, но тем не менее проблема остается — многие компании сталкиваются с тем, что регионы не могут обеспечить их подходящими кадрами. В результате работников или ищут по всей стране, или «переводят» с одного предприятия на другое после его закрытия, — рассказывает собеседник издания.

Зависимость от вахтовиков из других субъектов привела в том числе к дополнительным сложностям во время распространения коронавирусной инфекции. На многих предприятиях, работающих вахтовым методом, были зарегистрированы вспышки заболевания. Большинству вахтовиков продлили смены на несколько месяцев. Невозможность ни выйти на работу, ни вернуться домой привела к росту напряженности, а компании столкнулись с трудностями при выводе на работу новых сотрудников, указывают эксперты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector