Природа человека

Человек это природа или нет. Как отличить, к какой природе относится тот или иной объект?

Давайте попробуем вместе.

Частью какой природы является подсолнух? Подсолнух рождается  — из семечка проклевывается росточек. Росток растёт. Корни достают из земли питательные вещества, а листья из воздуха берут углекислый газ — подсолнух питается.  Растение дышит, поглощая из воздуха кислород. Подсолнух дает семена (семечки) — значит он размножается. Осенью он засыхает — умирает. Вывод: подсолнух — часть живой природы.

Человек рождается, растет, ест, дышит, заводит детей, умирает, значит нас тоже можно смело отнести к живой природе. Человек — часть природы.

Луна, Солнце, родник, камни не растут, не питаются, не дышат, не дают потомство, значит это тела неживой природы.

Снеговик, дом, машины сделаны руками человека и не относятся к природе.

Но существуют и тела неживой природы, которые обладают отдельными признаками живых организмов.

Например, кристаллы рождаются, растут, разрушаются (умирают). Река рождается из таяния ледника, растет, когда в нее впадают мелкие речки, она умирает, впадая в море.Айсберг рождается, растет, движется, умирает (тает в теплых морях).Вулкан рождается, растет, умирает с прекращением извержений.

Но все они НЕ питаются, НЕ дышат и НЕ дают потомство.

Если сломать кусочек мела пополам, получится 2 кусочка мела. Мел остался мелом. Мел — предмет неживой природы. Если сломать деревце или разделить на части бабочку, они погибнут, потому что дерево и бабочка — предметы живой природы.

В начальной школе возникают трудности в определении принадлежности предмета не только к живой и неживой природе, но и к природе вообще. Сможете ли вы правильно выполнить задание? 

Найдите группу, в которой все предметы относятся к неживой природе:

а) солнце, вода, земля, камни.б) луна, воздух, луноход, звёзды.в) лёд, земля, вода, корабль.

Правильный ответ а). Луноход и корабль не относятся к неживой природе, они не относятся ни к какой природе, потому что созданы руками человека.

Понятие человека в культуре

Часть послания Аресибо.

После того, как Платон определил человека как «двуногое, лишённое перьев», Диоген, ощипав петуха, заявил что это человек по Платону.

Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за всё платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!
Максим Горький — «На дне»
Идеал земного человека строился в течение тысячелетий на опыте предков, на опыте самых различных форм живого нашей планеты. Идеал человека галактического, по-видимому, следует строить на опыте галактических форм жизни, на опыте историй разных разумов галактики.
Стругацкие — «Малыш»

Сравнение природы человека и животных

Основная статья: Физическая антропология

С точки зрения многих религий и идеалистических философий, человек и животные относятся к различным категориям существ, несмотря на внешнее и генетическое сходство человека с приматами, при этом утверждается, что животным не свойственны (либо имеются в зачаточном состоянии) следующие качества:

  • разум,
  • воля к самосовершенствованию,
  • духовность,
  • высокий уровень абстракции,
  • совесть,
  • эстетические чувства,
  • религиозность (вера в сверхъестественное, высший или абсолютный разум)

Жестокого, кровожадного человека люди могут назвать бесчеловечным, отрицая его схожесть с людьми и подчёркивая его схожесть с животными. Другие считают, что животные не могут быть злыми, а жестокость у них проявляется только от жестокого обращения или только при определенных условиях.

В то же время есть основания полагать, что животным свойственны мышление, взаимовыручка, чувство справедливости, красоты, и даже аналог суеверий.

Кроме того, некоторые этологи проводят аналогии между моралью человека и системой инстинктивных запретов, характерных для животных, которые Конрад Лоренц назвал «естественной моралью». Вследствие того, что на поведение человека врождённые инстинкты оказывают относительно слабое воздействие, некоторые этологи утверждают, что человек — животное с относительно слабой моралью (подразумевая под этим «естественную мораль»), что может приводить к терминологической путанице.

С подобных позиций некоторые этологи связывают религиозность человека с некоторыми особенностями поведения животных, такими, как ритуальность, иерархичность отношений и тому подобное, сводя религиозность у людей к атавизму, инстинкту, бывшему полезным в привычных для жизни животных предков условиях, но оказавшемуся вредным в человеческом обществе.

То, что для некоторых людей неприемлема сама идея близости людей именно с высшими антропоидами, этологи объясняют действием механизма этологической изоляции близких видов. Отличия человека от животных лежат как в количественном развитии некоторых признаков, так и в связанными с ними качественными скачками.

Природа человека философия. Природа и сущность человека

Природа человека – это совокупность
стойких, неизменных черт, присущих
человеку во все времена и в любом обществе
и отличающих его от других живых существ. Сущность человека – это его главная
черта.

В философии существуют две основные
модели человека. Первой модели
придерживается материалистическая
философия. Это двуединая модель
человека как биосоциального существа. Это означает, что, с одной стороны,
человек уже не совсем животное, он вышел
из животного мира, ведёт социальный
образ жизни и его деятельность определяется
социальными программами поведения –
знаниями, идеалами, ценностями, нормами
того общества, в котором он живёт. С
другой стороны, человек – это всё ещё
животное, и как животное он действует
под влиянием биологических программ
поведения – инстинктов. Какие же
программы в большей степени определяют
поведение человека? Считается, что хотя природа человека биосоциальна , его сущность социальна , то есть
закладываемые обществом программы
поведения в большей степени определяют
его жизнедеятельность, чем его генетика.

Второй модели человека придерживается
идеалистическая философия. Это триединая
модель человека, согласно которой он состоит из тела, души и духа. Тело –
это биологическая, природная составляющая
человека . Душа – это психическая
составляющая человека , мир его мыслей
и чувств, возникающих в ходе взаимодействия
с окружающим миром. Образно говоря, душа
– это комплекс программного обеспечения,
необходимый для функционирования тела,
его адекватного реагирования на
воздействия окружающей среды, выживания. Дух – это метафизическая
(сверхъестественная) составляющая
человека, это способность воспринимать
и создавать высшие ценности, не имеющие
практически-полезного характера, то
есть, без которых вполне можно жить, но
почему-то человечеству не живётся. Это
религиозные, нравственные, эстетические,
познавательные ценности. Душа связывает
нас с окружающим миром, а дух выводит
за его пределы, задаёт вертикальный
вектор развития, формирует идеалы и
концентрирует волю к их достижению.
Наличие духа у человека невозможно
объяснить без воздействия сверхъестественных
сил.

Природа это красивое определение. Что такое природа

Природа — это внешний мир, подчиняющийся определенным законам, которые формировались на протяжении миллионов лет. Понятие слова «природа» ученые трактуют по-разному, однако его суть первична. Природа не может быть создана человеком, ее надо воспринимать как данность. Более узкий смысл подразумевает под собой окружающий мир или сущность чего-либо: природа чувств, природа отношений и т. д.

Природа — это материальный мир, являющийся основным объектом изучения науки. Чаще всего слово «природа» употребляют, характеризуя естественную среду обитания человека. Это Вселенная, все, что окружает человека, за исключением рукотворных вещей. Природа является совокупностью естественных условий существования человека и общества, в котором он живет . Природу можно условно разделить на категории и определения: живая и не живая, дикая и окультуренная, естественная и искусственная и т. д.Русский термин «природа» частично происходит от латинского слова natura (материальный мир). Энциклопедическое значение этого слова определяет его, как все сущее в широком смысле. То есть, весь мир в многообразии его форм. Часто употребляется в одном ряду с понятиями: универсум, материя, Вселенная. Природа является объектом естествознания. Деятельность человека и общества оказывает заметное влияние на природу, как негативное, так и позитивное. Эти факторы требуют установления гармоничного взаимодействия между природой и человеком .Составляя единое звено, человек и природа не могут обходиться друг без друга. Выразить словами понятие «природа» довольно сложно, так как это что-то неразгаданное и необъятное. С другой стороны, природа создала нас, она нас окружает. Природа — это все, чем наполнена и заселена наша планета: леса, горы, моря, океаны, флора и фауна , человек… Не секрет, что человек беспомощен перед природой, однако он способен ее разрушить. Состояние природы в огромной степени зависит от человеческого отношения к ней. Если современная цивилизация, вольно или невольно, будет разрушать естественную гармонию в природе, то не стоит потом удивляться глобальным катастрофам и стихийным бедствиям. Все в мире взаимосвязано. Человек должен бережнее относиться к природе, чтобы не навредить самому себе. Это ему вполне по силам.

Человек и природа обществознание. Общество и природа

Одна из актуальных тем современного обществознания — взаимоотношения общества и природы. И природа, и общество всегда вызывали интерес у философов. В отечественной науке примерно до середины XX в. эти объекты рассматривались, преимущественно, в двух аспектах: историческом и экономическом. Исторический аспект означает анализ условий и путей возникновения и развития общества. Экономический аспект подразумевает изучение ресурсов природы и возможности их использования для удовлетворения потребностей людей.

Но во второй половине XX в

заметно усилилось внимание к негативному для человека воздействию промышленного производства на природную среду. В этой связи становится все более актуальным третий — природоохранительный аспект

Разумеется, эта проблема существовала и раньше, но она не носила столь острого и повсеместного характера (аварии трубопроводов, танкеров, химических и других опасных производств и т. и.) Поэтому и возникла острейшая глобальная проблема: «Возможно ли выживание человечества в современных условиях?». Прежде чем рассматривать эту проблему, определим основные понятия.

В научной литературе понятие «природа» используется в нескольких смыслах.

Природа (в широком смысле) — это весь мир, Вселенная.

Природа (в узком смысле) — это весь материальный мир, за исключением общества.

Существует ещё более узкое понятие.

Природа — это часть мира, с которой вступает во взаимодействие общество, в этом смысле говорят об окружающей среде.

Понятие «общество» также употребляется в узком и широком смысле.

Общество (узкий смысл) — это совокупность людей, объединенных многообразными связями (материальными и духовными).

В этом смысле понятие «общество» имеет синоним «антропосфера».

Общество (широкий смысл) — люди и часть природы, с которой они взаимодействуют. Здесь синоним — «социосфера».

В понятие «социосфера» включаются предметы как естественной, так и искусственной природы. Таким образом, общество одновременно и включено в природу, и противостоит ей. Это противоречивое положение явилось источником различных позиций человека по отношению к природе.

В философских воззрениях на природу, на ее сущность можно выделить две крайние, противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности. Другая исходит из того, что в природе господствуют строгие закономерности.

Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы определялась степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими, религиозными и иными воззрениями. В античности природа рассматривалась как образец совершенства, как образование более высокое, превосходящее человека и его творения. Естественная гармония природы вызывала восхищение и желание во всем подражать ей. Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было познать природу и стремление жить в согласии с ней (эпикуреизм, стоицизм). В Средние века взгляды поменялись. Природа и человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. И речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира. В эпоху Возрождения природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушающей и порочной цивилизации. В XVII-XV1I1 веках начинают бурно развиваться науки, ставятся и проводятся многочисленные опыты и эксперименты, направленные на становление и развитие производства. В философских воззрениях Нового времени, и в практических действиях всё более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы. Центральная идея — человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. Появлению и доминированию таких идей способствовала все увеличивающаяся техническая и энергетическая мощь общества.

Роль природы в жизни человека. Примерные формулировки проблемы

Проблема определения роли природы в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет природа?)Проблема воздействия природы на человека. (Какое воздействие оказывает природа на человека?)Проблема умения замечать красоту в обыденном. (Что дает человеку умение замечать красоту в простом и обыденном?)Проблема влияния природы на духовный мир человека. (Как влияет природа на духовный мир человека?)Проблема негативного влияния деятельности человека на природу. (В чем проявляется негативное влияние деятельности человека на природу?)Проблема жестокого/доброго отношения человека к живым существам. (Допустимо ли мучить и убивать живых существ? Способны ли люди относиться к природе сострадательно?)Проблема ответственности человека за сохранение природы и жизни на Земле. (Ответственен ли человек за сохранение природы и жизни на Земле?)

Видеть красоту природы, ее поэтичность может далеко не каждый. Существует довольно много людей, которые воспринимают ее утилитарно, подобно Евгению Базарову, герою романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». По мнению молодого нигилиста, «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Называя природу «пустяками», он не просто неспособен восхищаться ее красотами, но в принципе отрицает эту возможность. С такой позицией не согласился бы Ф. И. Тютчев , который в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…», по сути, дал ответ всем сторонникам точки зрения Базарова:

Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик —В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык…

По мнению поэта, люди, которые остаются глухи к красоте природы, существовали и будут существовать, но их неумение чувствовать достойно только сожаления, ведь они «живут в сем мире, как впотьмах». Неумение чувствовать — это не вина их, а беда:

Не их вина: пойми, коль может,Органа жизнь глухонемой!Души его, ах! не встревожитИ голос матери самой!..

Именно к этой категории людей относится Соня, героиня романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Будучи довольно прозаической девушкой, она не способна понять красоту лунной ночи, поэзии, разлитой в воздухе, которую чувствует Наташа Ростова. Восторженные слова девушки не достигают Сониного сердца, она лишь хочет, чтобы Наташа скорее закрыла окно и ложилась. Но та не может спать, чувства переполняют ее: «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так! — Полно, ты упадешь. Послышалась борьба и недовольный голос Сони: — Ведь второй час. — Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди».

Живую и открытую всему миру Наташу картины природы наталкивают на мечты, которые непонятны приземленной и нечуткой Соне. Князя Андрея, ставшего невольным свидетелем разговора девушек ночью в Отрадном, природа заставляет посмотреть на свою жизнь иными глазами, подталкивает к переоценке ценностей. Сначала он переживает это на поле Аустерлица, когда лежит, истекая кровью, и смотрит в необыкновенно «высокое, справедливое и доброе небо». Тогда все прежние идеалы кажутся ему мелкими, а смысл жизни умирающий герой видит в семейном счастье, а не славе и всеобщей любви. Потом природа становится для переживающего внутренний кризис Болконского катализатором процесса переоценки ценностей, дает толчок к возвращению в мир. Нежная листва, появившаяся весной на старых корявых ветвях дуба, с которым ассоциирует себя князь Андрей , дает ему надежду обновления, вселяет силы: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. …надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь».

Влияние природы на человека. Сочинение Влияние природы на человека

Всем известно, что природа дала и дает нам самое незаменимое – жизнь. Мало кто задумывается над этим, прежде чем сорвать листочек с дерева или любое другое растение, которое привлекает взгляд.

Природа играет жизненно важное значение и наша обязанность помнить об этом и оберегать её. Каждый из нас, посадив хоть одно дерево, внесет свою лепту в обогащение и её сохранение

Что для нас является базой в пирамиде человеческих потребностей? Физиологический аспект. Тут затрагиваются следующие необходимые составляющие: воздух, пища, сон и вода. Мы должны осознать реальную роль природы в нашей жизни, ведь база человеческих потребностей на 99% зависит только от природы. Чистый воздух вырабатывают растения. Пища так же зависит от растений, ведь так или иначе, любое мясо животного, было выращено на природных материалах. Другое аспект – рыба, ее дают нам озера, реки, океаны и т.д., что еще раз доказывает жизненную необходимость природы. Здоровый и крепкий сон зависит от здоровья человека, которое в свою очередь зависит от окружающей среды и деятельности человека, то бишь, природа играет и тут огромное значение. Воду мы получаем из природных источников, поэтому данная потребность даже не нуждается в обосновании.

Каждый человек когда-либо болел, поэтому вопрос медицины давно развит на достаточном уровне. А с чего все начиналось? Растение, которое проявило лечебное свойство, было внедрено в медицинские препараты, поэтому можно точно сказать, что медицина так же основывается на природных материалах.

Разные страны, материки – разный климат, что делает необходимым некую регулировку между природными зонами – это еще одно удивительное свойство природы.

Экономическая обстановка каждой страны зависит именно от ее природы. Страна может славиться плодородными грунтами, что значительно повышает ее финансовый уровень.

Как говорилось раннее – природа играет огромное влияние на здоровье человека. Каким воздухом мы дышим, какую пищу принимаем, и какую воду пьем – все это зависит от чистоты природных зон.

Человек всегда имеет потребность в душевном отдыхе. Что он в этом случае делает? Старается уединиться с природой, в этом случае природа имеет не физическое влияние, а уже духовное. Провожать закат или встречать рассвет, наблюдать за молнией на горизонте или за разводами облаков – все это оказывает целебное влияние на душу и человека и его равновесие.

Природа необходима каждому человеку, поэтому следует оберегать ее и озеленять новые уголки нашей планеты.

Человек это природа да или нет. Зависит ли природа от человека?

Вам известно, что в природе всё взаимосвязанно, начиная от твёрдого камня и кончая ветвящимся деревом. Всё в этой природе говорит о том, что все подчиняются ей, даже человек. Человек является частью и сущностью природой. Он с древних времён занимался собирательством, охотился на дичь, распахивал и засеивал поля, вырубал большие участки лесов. К сожалению его деятельность дошла до такого развития, что наступила угроза всему живому на Земле. Например, загрязнение, отравление воздуха и воды. Люди понимают, что это может привести к катастрофическим последствиям. Поэтому они организовали специальные заповедники, где находятся вымирающие виды некоторых животных и растений, запретили охотиться на определённых участках земли и вырубать леса. Многие травы сейчас по угрозой и занесены в Красную книгу.Известно, что Правительство уже давно берется с браконьерами, но результаты всё равно неутешительные. Видя огромное количество вырубки лесов, люди стали садить различные саженцы, что хоть как-то восполнить потерю леса и зелени. Но остаётся главный вопрос: зависит ли природа от человека? Мне кажется, если бы человек не вмешивался в порядок природы, то она сейчас не была бы под угрозой.Человек занимает особую ступень в этом мире и не должен нарушать спокойствие природы. Но, к сожалению, прошлое невозможно вернуть.Что такое природа? Природа обладает неизменными качествами. Человек идёт по улице и замечает только то, что сегодня отличный день, т.е. безоблачная погода и яркое солнце. Но он не замечает самого главного, что отличная погода состоит из дополняющих факторов: свежий воздух, чистота окружающей среды. Поэтому стоит задуматься над тем, а стоит ли карёжить природу? Ведь она не долговечна, и когда-нибудь наступит такой миг, когда уже нечего будет добывать, вырубать, с Земли исчезнет всё её многочисленное богатство. Жаль, что люди зачастую даже не задумываются об этом. НЕ выкидывай бумажку, пойди и сожги её — это уже будет помощь природе. Нужно стремиться к её совершенству и беречь то, чьей частью мы также являемся. Любое живое существо обычно вносит лепту в естественный процесс кругооборота, а человек всё губит, топчет и вырывает. Как можно этого не понимать, что мы убиваем не только природу, находящуюся вокруг нас, но и ту, которая царит у нас внутри.

Примечания

  1. Хомич Е. В. Человек // История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — С. 1247
  2. Buller, David J. (2005). Adapting Minds: Evolutionary Psychology And The Persistent Quest For Human Nature. MIT Press: 428.
  3. Бертран Рассел — История западной философии — Глава XXII
  4. Человек //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  5. Человек // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
  6. И. Кант — Собрание сочинений, т. 6, М., 1966, с. 351
  7. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3
  8. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
  9. Институт философии АН CCCP — Диалектический материализм ** Госполитиздат ** 1954, Глава 8 — Материальность мира и объективность закономерностей развития материи«Марксистский философский материализм отметает лженаучные построения идеализма, показывая, что многообразные явления в мире есть различные виды и проявления движущейся материи.»
  10. Человек // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения 23 апреля 2009.
  12. Эзотеризм: Энциклопедия.- Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.(Мир энциклопедий)
  13. Русский перевод В. В. Латышева
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения 19 января 2009.
  15.  (недоступная ссылка). Дата обращения 25 декабря 2016.
  16. Человек // Символы, знаки, эмблемы
  17. Человек // Энциклопедия социологии
  18. Цицерон М. Т. Об обязанностях // Цицерон М. Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993. С. 61.
  19. Гараджа В. Религиоведение Глава IV. Психология религии
  20. Этологи указывают на соотношение между вооружением вида и т. н. «естественной моральностью». Впервые эту связь выявил Конрад Лоренц. См. также, например:

  21. Представление о Боге связывается с понятием сверхдоминанта.

  22.  (недоступная ссылка). Дата обращения 22 января 2009.

Человек это природа. Что такое природа человека. Природа Человека

– одна
из важнейших категорий социальной
философии, отправная точка подавляющего
большинства исследований социальных
проблем. В древневосточной мудрости
человек выступал как предельно малая
частица социально-космического целого,
не имеющая самодостаточной личной
ценности; в античном мире он представлялся
каплей, в которой, тем не менее, это
социально-космическое целое в
концентрированной форме повторяется
и с ним вполне соизмеримо, хотя человек
уже виделся как существо самодеятельное.
В средние века сущность человека
усматривали в той частице божественного,
духовного огня, которая трепещет в его
утробе, преодолевая рамки внешней
телесной ограниченности. В новое время,
с одной стороны, человек предстает как
существо духовное, способное рационально
мыслить, а с другой стороны, в нем
выделяются личные, самодеятельные
качества, которые определяются через
его внешние социальные характеристики.
Тем самым природа человека выглядит
чем-то совершенно лишенным всякой
определенности. Продолжая традиции
западноевропейской философии 19 в.,
представлявшей человека в его
двойственности (телесная природа и
духовная сущность), современная социальная
философия рассматривает его с двух
сторон – с точки зрения его биологической
природы и социальной сущности. Евразийская
философия выдвигает концепцию
тройственности, наличия трех модусов
в единой человеческой природе: духа,
души и тела (телесности, социальности
и духовности), полагая, что сущность
человека проявляется в его духовности.
Это позволяет более точно формулировать
и решать проблемы духовного возрождения
человека и избавления его от пороков,
проблемы, связанные с формированием
человека как личности, как полноправного
и свободного члена общества, активного
субъекта всех общественных отношений,
творца цивилизации мудрости.

Человек это природа или рукотворный мир. Урок «Природа и рукотворный мир»

Дудалова Екатерина Урок  «Природа и рукотворный мир»

План-конспект урока

Учитель: Наш с вами урок я хочу начать со стихотворения В. Кривошеева «Доброе утро» :

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро!

Солнцу и птицам.

Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро

Длится до вечера!

Давайте встанем ровненько, настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Так, молодцы! Присаживайтесь.

Учитель: Ребята, сегодня я на урок принесла с собой различные предметы. Ребята, попробуйте разделить эти предметы на двегруппы: с левой стороны стола расположите одну группу, а с правой стороны стола вторую группу. Итак, кто хочет попробовать?

(Обучающиеся предполагают, как разделить на группы, затем делят и раскладывают на столе две группы)

Объясните, почему вы именно так разделили? (Можно еще как-нибудь разделить)

(Обучающиеся: К первой группе относится природа , а ко второй то, что сделал человек своими руками).

Учитель: Молодцы! Вы правильно разделили предметы!

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить на уроке ? Кто сможет сформулировать тему нашего урока ?

(Обучающиеся: Тема нашего урока « Природа и рукотворный мир » .)

Учитель: Абсолютно верно. Ребята, мы с вами определили тему нашего урока , давайте теперь попробуем определить задачи нашего урока . Что вам будет интересно узнать? (Мотивировать вопросами)

Учитель: Ребята, давайте посмотрим вокруг. Назовите мне предметы, которые нас окружают в классе? Так, что из названных предметов можно отнести к природе ? Так. Ребята, а как вы понимаете слово « природа » ? Что это?

Учащиеся: (Предполагают и дают определение) Природа — это то , что нас окружает, не созданное человеком.

Учитель: Так, молодец! Кто еще как думает? Смелее ребята! Проверим свои предположения. Я вывела на экран определение природы . Кто хочет озвучить нам его? Итак, ребята, ваши предположения оказались верны (или неверны) .

Ребята, мы с вами выяснили, что такое природа . Теперь скажите, какая бывает природа ? Ребята, почему, есть живая и неживая природа , по каким признакам можно отличить живую природу от неживой природы ? (Движение, рост, питание, размножение, смерть) .

Ребята, давайте выполним задание на определение живой и неживой природы . На слайде я разместила картинки, а перед вами лежит листочек, на котором написано « Природа » и разделено на живую и неживую природу . Объединитесь в пары, подпишите свои фамилии. Определите и запишите те предметы, которые относятся к живой природе , и те предметы, которые относятся к неживой природе . (Пройти по рядам, смотреть) . Как обменяться?*

Ребята, теперь я предлагаю Вам обменяться своими работами по партам и проверить друг друга. (Критерии оценивания) . В конце урока сдадите мне свои работы, чтобы я выставила оценки.

Ребята, мы с вами определили, что есть живая и неживая природа , а как вы думаете, есть ли между ними связь? Влияет ли неживая природа на живую ? Если да, то как? Сможете привести пример? *Солнце служит источником тепла и света для всего живого. Осенью оно поднимается над землей не так высоко, как летом. Чем ближе к зиме, тем ниже Солнце. Продолжительность дня уменьшается, холодает. Все меньше тепла и света достается Земле. *

Давайте теперь поговорим о рукотворном мире . Ребята, как вы понимаете словосочетание « рукотворный мир » ? Почему « рукотворный » ? Как образовано это слово? Какие слова спрятались с этом слове?

Так, давайте теперь сформулируемопределение: «Что такое рукотворный мир ?»

Ребята, мы с вами выяснили, что такое « рукотворный мир » , теперь давайте выполнимзадание: перед вами листочек, на котором представлены объекты природного и рукотворного мира . Подумайте, какая может быть связь между этими объектами, и составьте пары. Подпишите цифру объекта рукотворного мира к объекту природы или соедините стрелочками. (Пройти, посмотреть)

Давайте проверим, что у вас получилось. (Проверить со слайдом)

Ребята, теперь выполните самостоятельнуюработу: перед вами лежит табличка, которую нужно заполнить предметами, которые относятся к природе и к рукотворному миру , опираясь наописание: Например,светит: солнце (относится к природе , лампочка (относится к рукотворному миру ) . Все справились? Или кто-то затрудняется?

Ребята, кто хочет показать заполненную табличку и рассказать, какие примеры вписал? Смелее! (Поставить оценку)

Ребята, хотели бы попробовать превратить объект природы в объект рукотворного мира ?

Для работы нам понадобятся следующиематериалы:

— семена тыквы;

— пластилин;

— тонкие веточки;

— немного фантазии и усидчивости.

Цитаты великих людей

«Поразительна мудрость природы, которая при таком бесконечном разнообразии сумела всех уравнять!»
Эразм Роттердамский

«Самые пятна и недостатки природы не лишены известной пользы, внося приятное разнообразие и возвышая красоту прочего мироздания, подобно тому, как тени на картине служат для выделения более ясных и светлых ее частей»
Джордж Беркли

«Крестьянин, быть может, единственный из всех людей, который не любит сельского пейзажа и на него никогда не смотрит»
Жюль Ренар

«В природе нет ни воздаяний, ни наказаний, — а только последствия»
Роберт Ингерсолл

«В природе нет ничего бесполезного»
Мишель Монтень

«Искусство — как природа. Если вы не пустите его в дверь, оно войдет в окно»
Сэмюэл Батлер

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество»
Виссарион Белинский

«В природе каждое явление — запутанный клубок, в обществе каждый человек — камешек в мозаичном узоре. И в мире физическом, и в мире духовном все переплетено, нет ничего беспримесного, ничего обособленного»
Никола Шамфор

«Расплата в этом мире наступает всегда. Есть два генеральных прокурора: один — тот, кто стоит у ваших дверей и наказывает за проступки против общества, другой — сама природа. Ей известны все пороки, ускользающие от законов»
Дени Дидро

«Природа нравится, влечет к себе и воодушевляет только потому, что она естественна»
Вильгельм Гумбольдт

«Если природа — это материя, стремящаяся стать душой, то искусство — это душа, выражающая себя в материальном»
Оскар Уайльд

«Когда я созерцаю чудеса заката или грацию моря, моя душа преклоняется в благоговении пред Творцом»
Ганди

«Ветер есть дыхание природы»
Козьма Прутков

«Когда Природа хочет что-либо сотворить, она создает для этого гения»
Ралф Эмерсон

«Сильно в человеке безотчетное стремление к природе (единственной дороге его жизни); до того сильно это стремление, что человек не гнушается пользоваться жалкими пародиями на природу — садами и даже комнатными растениями»
Николай Рерих

«Не будем… слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит»
Фридрих Энгельс

«Природа всегда возьмет свое»
Уильям Шекспир

«Человек как индивидуум, поставленный лицом к лицу с природою, ничтожен. Человек же как род могуч, и одна только неизменяемость законов природы может быть гранью для его самозаконного развития. Для него, как для существа разумного, как обладающего сознанием законов природы, в мироздании нет ничего неподчинимого, нет ничего сверхъестественного, такого, чего бы не заключалось в его природе и из нее не развивалось: он сам для себя и микрокосм и макрокосм»
Михаил Петрашевский

«Откажитесь от назойливой опеки — и щедрая природа сама отыщет путь к совершенству»
Эдмунд Бёрк

«В природе противоположные причины часто производят одинаковые действия: лошадь равно падает на ноги от застоя и от излишней езды»
Михаил Лермонтов

«Природа всегда действует не спеша и по-своему экономно»
Шарль Монтескье

«Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы»
Альфонс Ламартин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector