Как в россии тренируют операторов военных беспилотников? (8 фото)

Разновидности БПЛА

Боевые дроны обычно классифицируются по типу управления на дистанционные, автоматические и неуправляемые.

Кроме того, в ходу классификация по массе и ТТХ:

  • Ультралегкие. Это самые легкие БПЛА, вес которых не превышает 10 кг. В воздухе они могут провести в среднем час, практический потолок составляет 1000 метров;
  • Легкие. Масса таких машин достигает 50 кг, подняться они способны на 3-5 км и провести в работе 2-3 часа;
  • Средние. Это серьезные устройства массой до тонны, их потолок составляет 10 км, и в воздухе они могут без приземления провести до 12 часов;
  • Тяжелые. Крупные летательные аппараты весом более тонны, способны подняться на высоту 20 км и без приземления отработать более суток.

Неуправляемые

Неуправляемые системы – это простейшая форма БПЛА. У них управление происходит за счет бортовой механики, установленных характеристик полета. В такой форме можно использовать мишени, разведчики или снаряды.

Дистанционного управления

Дистанционное управление обычно происходит за счет радиосвязи, что ограничивает радиус действия машины. Например, гражданские ЛА могут действовать в пределах 7-8 км.

Беспилотник на учениях

Автоматические

В основном это боевые машины, способные самостоятельно выполнять сложные задачи в воздухе. Этот класс машин самый многофункциональный.

История беспилотных летательных аппаратов / БПЛА

Неважно то, что сегодня мы речь ведем о беспилотниках, история этих аппаратов начинается скорее на воде чем в воздухе. В конце XIX века, если быть точными, то в 1899 году, небезызвестный изобретатель, физик и инженер Никола Тесла сконструировал и продемонстрировал общественности первый в мире радиоуправляемый кораблик, что не осталось незамеченным в ученой среде и дало свой толчок развитию сферы управляемых объектов

Несмотря на общий посыл Николы Тесла, следующим «беспилотником» оказалось не судно, а самый обыкновенный летательный аппарат. Военный инженер и изобретатель Чарльз Кеттеринг в 1910 году, вдохновленный успехами братьев Райт, предложил создать летательный аппарат управляемый не человеком, а часовым механизмом, который в определенное время сбрасывал свои крылья и падал на врага. Удивительно, но, несмотря на инновационную и экстравагантную идею, Кеттерингу дали зеленый свет и с помощью финансирования из армии США ему удалось создать несколько рабочих моделей. Увы, после нескольких испытательных полетов, прошедших с переменным успехом, проект по не многу сошел на нет и в боевых действиях во время Первой Мировой войны разработка участия не принимала.

DH.82B Queen Bee – БПЛА-мишень

Впрочем, по-настоящему прорывным для беспилотников XX века стал 1933 год, который официально считается родоначальником всех дальнейших разработок. Именно в этот год, силами инженеров Великобритании был разработан первый БПЛА, который, к слову сказать, был ко всему прочему многократного использования. Проект получил название DH.82B Queen Bee, и представляли собой отреставрированные модели бипланов Fairy Queen, которыми дистанционно управляли с корабля по радио. И именно этому беспилотнику было суждено стать самолетом-мишенью для будущих асов и зенитчиков. DH.82B Queen Bee служил ВВС ее Величества с 1934 года по 1943.

Естественно, мимо подобного новшества во время Второй Мировой войны не могли пройти мимо ни Германия, ни СССР, ни США. Так, например, Германия использовала управляемые бомбы Henschel Hs 293 и Fritz X, которые успешно показали себя во время ведения боевых действий в Средиземном море, однако в массовое производство суждено было попасть не им, а «самолету-снаряду» ракете Фау-1, а с 1942 года, Фау-2. А вот в СССР времен Второй Мировой проектируемым конструкциям воплотиться в реальность не удалось, несмотря на попытки авиаконструктора Василия Никитина. Именно его стараниями существовал проект беспилотной летающей ракеты, чья дальность полета составляла от 100 км и более при скорости в 700 км/ч, но как уже говорилось, проект остался лишь на бумаге. Впрочем, в 1941 году СССР был успешно применен тяжелый бомбардировщик ТБ-3 в качестве беспилотного самолета для подрывов мостов.

Немецкая Фау-1

А вот США пошли по стопам Великобритании и запустили в массовое производство беспилотники Radioplane QQ-2, которые использовали как самолеты-мишени. Более того, за время Второй Мировой, фирма Radioplane создала для ВВС США почти 15 тысяч подобных БПЛА, в том числе модели QQ-3 и QQ-14. Интересно, что авторство данных беспилотников принадлежит Дени Ридженатальту, который в 30-ых года XX века был преуспевающим актером и по происхождению являлся британцем. Однако позже проявил интерес к радиоуправляемым моделям, а в 1934 году открыл свой магазин в качестве хобби. Однако наиболее успешной разработкой США можно считать беспилотный ударный бомбардировщик Interstate TDR-1, который сравним лишь с Фау-1 и может считаться первым в мире беспилотным летательным аппаратом подобного типа и специализации. По 1944 год было выпущено несколько модификаций TDR-1: XTDR-1, TDR-1, XTD2R-1, XTD3R-1, XTD3R-2, TD3R-1. Однако, несмотря на обилие модификаций, в серийный выпуск попали лишь сам TDR-1 – более 180 штук и TD3R-1 – заказ в 40 штук, который, впрочем, позже был отменен.

Модель американского Interstate TDR-1

Несмотря на то, что после Второй Мировой войны БПЛА так или иначе активно использовались лишь США и СССР, на данный момент ведущим лидером в разработке и применении беспилотников считается именно США. Достаточно сказать лишь то, что в 2012 году беспилотные летательные аппараты, состоявшие на вооружении ВВС США, составили 7494 штук, в то время как пилотируемых аппаратов насчитывается почти 11 тысяч.

В данный момент по значимости развития технологий в данной сфере необходимо отметить не только США, но и Россию, Израиль, а так же Великобританию, расширившую свой парк беспилотных летательных аппаратов в марте 2014 года.

Как отправить заявление?

Предоставить заявление в ФАВТ можно несколькими способами:

  1. Самостоятельно или через курьерскую службу
  2. Почтовое отправление
  3. Портал Госуслуг
  4. Портала учёта БВС

По завершению процесса постановки на учёт, беспилотнику будет присвоен учётный номер.

Цитата: «Пункт 28 Правил. Учётный номер беспилотного воздушного судна, присвоенный в порядке, установленном настоящими Правилами, подлежит нанесению на элементы конструкции беспилотного воздушного судна до начала выполнения им полётов».

Подытожим: После предоставления указанной выше информации о регистрируемом беспилотнике в Федеральное агентство воздушного транспорта, одним из доступных способов, устройству будет присвоен учётный номер, который должен будет находиться на борту БВС на время выполнения полётов.

Бланк заявления

Заявления о постановке БВС на учёт:

  • Заявление о постановке БВС на учёт (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).
  • Заявление о постановке БВС на учёт (для юридического лица).
  • Заявление о постановке БВС на учёт (для индивидуального предпринимателя).

Рекомендательные требования к фото БВС.

Фотография БВС должна быть цветной на светлом однотонном фоне. Размер БВС, изображенного на фото, должен занимать не менее 70% от общего размера снимка и содержать изображение всех элементов конструкции БВС. Ракурс съёмки, должен обеспечивать отображение всей видимой площади БВС, позволяющий провести его идентификацию.

Преимущества и недостатки

Экономические преимущества
  • кардинальная минимизация ДТП и практически полное исключение человеческих жертв (по крайней мере, среди пассажиров находящихся внутри автомобиля), отсюда значительное снижение расходов на страхование и медицину быстрого реагирования;
  • снижение стоимости транспортировки грузов и людей за счёт экономии на заработной плате и времени отдыха водителей, а также экономии топлива;
  • повышение эффективности использования дорог за счёт централизованного управления транспортным потоком.
  • снижение потребности в индивидуальных автомобилях за счет развития систем типа каршеринга.
  • повышение пропускной способности дорог за счёт сужения ширины дорожных полос (в более отдаленной перспективе);
Социальные преимущества;
  • появляется возможность самостоятельно перемещаться на роботизированном автомобиле для людей без водительских прав, возможно, включая несовершеннолетних;
  • экономия времени, ныне затрачиваемого на управление ТС, позволяет заняться более важными делами (например приступить к работе за компьютером уже во время поездки в автомобиле) или отдохнуть.

Прочие преимущества:

  • перевозка грузов в опасных зонах, во время природных и техногенных катастроф или военных действий.
  • в более отдалённой перспективе снижение глобальной экологической нагрузки как за счет количественной оптимизации парка автомобилей, так и за счет более широкого использования для их передвижения альтернативных видов энергии.
Недостатки
  • Ответственность за нанесение ущерба (зависит от режима вождения);
  • Утрата возможности самостоятельного вождения автомобиля.. Возможно для любителей непосредственного вождения автомобиля будут выделяться специальные дороги с дополнительными мерами по обеспечению безопасности по типу нынешних автомотогоночных трасс, но отделённые от общей сети дорог для передвижения автономных автомобилей;
  • Ненадёжность ПО, уязвимого, в том числе, к взлому и слежке
  • Потеря приватности;
  • Минирование беспилотных автомобилей;
  • Потеря рабочих мест людьми, чья работа связана с вождением транспортных средств;
  • Отсутствие опыта вождения у водителей в критической ситуации;
  • Этический вопрос о наиболее приемлемом числе жертв, аналогичный проблеме вагонетки, стоящий перед компьютером автомобиля при неизбежном столкновении.

Для гражданских и военных нужд

Ещё одной новинкой «Группы Кронштадт» на МАКС-2019 стала летающая лаборатория на базе экспортной версии беспилотника «Орион». В ближайшее время компания подаст в Министерство транспорта заявку на сертификацию нового аппарата. Он также относится к машинам тяжёлого класса.

Отличие модернизированного «Ориона» от его предшественника заключается в дополнительном контуре управления, необходимом для интеграции БПЛА в информационные системы России и зарубежных государств. Дрон оснащён специальными датчиками и приборами АЗН-В (автоматическое зависимое наблюдение-вещание).

«На базе летающей лаборатории мы создаём аппараты для различных нужд. В частности, разрабатывается беспилотник для мониторинга лесных массивов. Это крайне актуальная задача для нашей страны. Аппарат будет определять очаг возгорания, передавая соответствующие координаты и картинку HD-качества на пункт управления. Оптика высокой чёткости, установленная на аппарате, сможет фиксировать лица поджигателей», — рассказал Богатиков.

Также по теме

«Практически неограниченный радиус применения»: российский беспилотник «Альтиус-У» совершил первый полёт

На одном из испытательных аэродромов Минобороны России прошёл первый полёт разведывательного беспилотника «Альтиус-У». Согласно…

Также модификация «Ориона» будет участвовать в тушении лесных пожаров. Беспилотник сможет применять спецсредство, внешне напоминающее малогабаритную авиационную бомбу. Внутри него — мелкораздробленные минеральные соли (порошок, который содержится в переносных огнетушителях). Одна такая бомба, как заявляется, сможет потушить небольшой очаг в отдалённых районах или локализовать возгорание.

Грузоподъёмность обновлённого «Ориона» — 250 кг, размах крыльев — 16 м, длина — 8 м, крейсерская скорость — 120 км/ч, максимальная высота полёта — 7,5 км, продолжительность полёта — до 24 часов. Аппарат может перевозить грузы на расстояние 500—600 км и эксплуатироваться на аэродромах со взлётной полосой длиной свыше 900 м.

В августе 2019 года первый полёт совершили сразу три отечественных беспилотника тяжёлого класса: разведывательно-ударный комплекс «Охотник» (20 т), БПЛА «Альтиус-У» (5 т) и дрон «Форпост-Р» (около 500 кг). Заказчиком всех трёх аппаратов является Минобороны РФ.

  • Беспилотник «Орион-Э» с «порошковой бомбой» на статической экспозиции МАКС-2019

Опрошенные RT эксперты полагают, что парк беспилотников тяжёлого класса позволит России эффективнее решать задачи по мониторингу обширных пространств и труднодоступных территорий. Такие летальные аппараты могут использоваться как для гражданских, так и для военных нужд.

Эксперт констатировал, что на текущий момент у России нет БПЛА тяжёлого класса, за исключением «Форпоста», который с 2012 года выпускается по израильской лицензии. Однако в ближайшие годы ситуация кардинально изменится. С появлением линейки тяжёлых беспилотников РФ сможет проводить мониторинг и разведку, а также наносить воздушные удары малогабаритными боеприпасами.

«На мой взгляд, беспилотные технологии имеют в первую очередь военное значение. Сейчас их вполне можно применять в Сирии и испытывать новые образцы. Эксплуатация тяжёлых БПЛА позволяет снизить риск для жизни военнослужащих. А если говорить о гражданской сфере, то применительно к нашей стране беспилотники необходимо использовать, чтобы отслеживать ситуацию на Северном морском пути и в лесных массивах», — сказал Михайлов.

Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко заявил в беседе с RT, что разработки в сфере тяжёлой беспилотной авиации заметно ускорились при нынешнем руководстве Минобороны. По его словам, тяжёлые беспилотники не заменят полностью функционал спутника, но их появление увеличит возможности РФ по мониторингу наземной обстановки.

«Военные БПЛА предназначены для ведения разведки и нанесения дистанционных ударов. Гражданские аппараты нужны для получения данных из районов стихийных бедствий. Современной армии и гражданским организациям без таких беспилотников не обойтись»,— подытожил Коротченко.

Конструкция

Обычно устанавливаемые датчики:

  • LIDAR — дальномер оптического распознавания
  • Система стереозрения
  • Система глобального позиционирования (GPS, Глонасс)
  • Гиростабилизатор

Программное обеспечение беспилотного автомобиля может включать машинное зрение и нейросети.

Некоторые системы полагаются на инфраструктурные системы (например, встроенные в дорогу или около неё), но более продвинутые технологии позволяют имитировать присутствие человека на уровне принятия решений о изменении положения руля и скорости, благодаря набору камер, сенсоров, радаров и систем спутниковой навигации.

Технологии

В современных беспилотных автомобилях используются алгоритмы на основе Байесовского метода одновременной локализации и построения карт (SLAM, simultaneous localization and mapping). Суть работы алгоритмов состоит в комбинировании данных с датчиков автомобиля (real-time) и данных карт (offline). SLAM и метод обнаружения и отслеживания движущихся объектов (DATMO, detection and tracking of moving objects) разработаны и применяются в автомобилях дочерней компании Google Waymo. Google судилась с Uber по поводу воровства последней технологий у Google. Тем не менее с 2017 года Google выложила библиотеку SLAM в открытый доступ для бесплатного использования любой сторонней компанией.

Недорого и эффективно

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев констатировал, что борьба с беспилотниками, особенно кустарного производства, превратилась в серьёзную проблему для всех ведущих армий мира. «Самоделки» террористов сложно зафиксировать радиолокационными средствами, которыми оснащаются части ПВО.

«Нужны новые, возможно, нестандартные решения. Учитывая динамику развития современных оптико-электронных устройств, их вполне реально использовать для обнаружения дронов. Научно-техническая мысль движется в сторону появления беспилотников, оснащённых комплексами РЭБ и огневыми средствами поражения. Бурно развиваются лазерные технологии. Это недорогие и достаточно эффективные способы борьбы с беспилотниками», — подчеркнул Корнев.

В комментарии RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский предположил, что беспилотный истребитель будет востребован для войск, действующих в прифронтовой зоне. Выбор разработчиков в пользу малогабаритного реактивного вооружения, по мнению эксперта, абсолютно оправдан.

«Начинается эра беспилотников»

По мнению экспертов, беспилотная авиация является одной из самых быстроразвивающихся отраслей военной индустрии и её значение на поле боя с каждым годом будет возрастать.

Также по теме


«Сможет вести разведку автономно»: какими возможностями будет обладать ударный беспилотник ВКС «Охотник»

В России впервые поднялся в воздух тяжёлый разведывательно-ударный беспилотный комплекс «Охотник». Об этом сообщили в Минобороны РФ….

«Сейчас начинается эра беспилотников. Роботизация военного дела — генеральное направление развития. Всё чаще боевые задачи будут перекладываться на технику. Вполне вероятно, что через несколько десятилетий в воздухе будут сражаться беспилотные аппараты, а люди, управляющие ими, будут находиться далеко в тылу либо на одном из самолётов, который с воздуха будет управлять этой техникой», — рассказал в интервью RT военный обозреватель, полковник в отставке Виктор Баранец.

Как пояснил аналитик, главным достоинством БПЛА является возможность его эксплуатации без риска для жизни военных.

«БПЛА позволяют не использовать людей. При этом с их помощью можно экономно и быстро получать точные координаты целей, по которым нужно наносить удары. Беспилотники для любой армии — это мощные электронные глаза, которые позволяют видеть поле боя. Ещё одна особенность БПЛА заключается в том, что они могут не только разведывать местность, наносить ракетные или бомбовые удары по позициям противника, но и выполнять задачи по радиоэлектронной борьбе», — заявил Баранец.

В контексте развития индустрии беспилотников знаковым стало, по словам аналитиков, применение БПЛА Турцией во время обострения ситуации в сирийском Идлибе в начале 2020 года. Как отметил военный эксперт Дмитрий Литовкин, действия Анкары можно назвать первым в истории масштабным использованием ударных беспилотников.

  • Турецкий БЛА Bayraktar TB2. Данная модель использовалась Анкарой в Сирии

«Тактика турецких ВВС достойна изучения, потому что это первое массированное применение БПЛА для решения задач по уничтожению наземных целей», — сказал он в интервью RT.

Вместе с тем аналитик отметил, что такой подход эффективен только в противостоянии с группировками боевиков и слабо вооружёнными армиями.

Также по теме


Боевые дроны, сапёры и пожарные: какие роботы стоят на вооружении российской армии

Инженерные войска общевойсковой армии Западного военного округа начали обучаться управлению роботизированными комплексами…

«Надо понимать, что если бы турки воевали с американцами или с нами, то такого успеха бы не было, потому что у нас существуют системы ПВО, которые могут с высокой эффективностью уничтожать БПЛА», — пояснил эксперт.

По словам Литовкина, российское руководство уделяет особое внимание разработке роботизированных боевых систем, причём не только в сфере авиации. «В Министерстве обороны существует огромная программа по созданию различных беспилотников и беспилотных систем управления

Это всё одна комплексная задача, которая выводит наши вооружённые силы на новый уровень», — говорит эксперт

«В Министерстве обороны существует огромная программа по созданию различных беспилотников и беспилотных систем управления. Это всё одна комплексная задача, которая выводит наши вооружённые силы на новый уровень», — говорит эксперт.

Аналогичной точки зрения придерживается и Виктор Баранец. Он напомнил, что после распада СССР Россия была вынуждена заморозить многие разработки в сфере беспилотной авиации, однако в последние годы активно навёрстывает упущенное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector