10 самых громких атомных катастроф
Содержание:
- Взрыв ракеты «Титан II»
- Почему атомные электростанции опасны?
- По последним данным, после взрыва в Бейруте погибло около 100 человек. Но это, к сожалению, далеко не самая страшная техногенная катастрофа.
- Причины возникновения и развития аварии
- Техасское происшествие
- Токаймурская ядерная авария
- ТОП-5 аварий на АЭС
- Какие бывают аварии на АЭС
- 5.
- Слабые места современных АЭС
- Пожар в Уиндскейле, Великобритания
- 8. Кыштымская авария, Россия
- Мирный «атом»
Взрыв ракеты «Титан II»
Ракета «Титан II» взорвалась.
18 сентября 1980 года возле города Дамаск в Арканзасе случился взрыв ракеты. Случился он потому, что член ремонтной бригады сбросил 4-килограммовый патрубок с ракетной платформы и пробил нижний топливный бак ракеты. Дэвид Пауэлл нарушил технический приказ ВВС США использовать динамометрический ключ вместо ранее использовавшегося храповика при проведении ремонта. Как только летчики увидели утечку топливного пара в бункере, все члены экипажа были эвакуированы на поверхность.
Дэйв Ливингстон и Джеффри Кеннеди, два эксперта-ремонтника, были вызваны в бункер, чтобы проверить повреждения ракеты. Они вошли внутрь и обнаружили, что бак окислителя быстро теряет давление. Они вернулись на поверхность и открыли бункер, чтобы впустить газ. Через несколько минут бункер взорвался и послал боеголовку ракеты в воздух.
Через сутки поиска 12-килотонную бомбу нашли в нескольких сотнях метров от места взрыва и подобрали американские военные. Сама ракета представляла собой крупнейшее ядерное оружие в арсенале США и могла привести к взрыву в 600 раз большему, чем в Хиросиме. Ливингстона ранило взрывом, и он умер вскоре после появления в больнице. Также пострадал еще 21 человек.
Дэвида Пауэлла позже разжаловали за нарушение протокола. До того дня он не считал себя виновным в случившемся. Позже правительство объявит, что виной всему стала человеческая ошибка.
Почему атомные электростанции опасны?
Карта мира расположения атомных электростанций
Авария на электростанции происходит из-за ошибок в обслуживании системы, изнашивании оборудования либо вследствие стихийных бедствий. Поломки из-за ошибок в проектировании встречаются на начальных этапах запуска АЭС и встречаются намного реже. Наиболее распространен человеческий фактор возникновения чрезвычайных происшествий. Сбои работы оборудования сопровождаются выбросом радиоактивных частиц в окружающую среду.
Мощность выброса и степень загрязнения близлежащей территории зависит от вида поломки и времени устранения неисправности. Наиболее опасны ситуации, связанные с перегревом реакторов вследствие нарушения функционирования системы охлаждения и разгерметизацией корпуса ТВЭЛов. В этом случае происходит выброс радиоактивных паров через вентиляционную трубу во внешнюю среду. Аварии на электростанциях в России не выходят за пределы 3 класса опасности и являются незначительными инцидентами.
По последним данным, после взрыва в Бейруте погибло около 100 человек. Но это, к сожалению, далеко не самая страшная техногенная катастрофа.
lass=»_3G2CX _1AbX1 xI6ha _3sNMW qADou _73pVv _1EZUQ»>
Взрывы фейерверков в Тультепеке. Декабрь 2016 года
Фото ТАСС / AP / Christian Palma
Сразу целая серия взрывов произошла в мексиканском городке Тультепек. Они раздались на местном рынке, где торговали фейерверками. Точная причина произошедшего неизвестна до сих пор. Погибло тогда 36 человек, ещё около 100 ранены.
Взрывы в Тяньцзине. Август 2015 года
Фото ТАСС / Zuma / Stringer
Техногенная катастрофа произошла на севере Китая в морском порту. На складах фирмы, которая занималась транспортировкой опасных химвеществ, произошёл пожар. Из-за жары и палящего солнца самовоспламенился один из контейнеров, а затем произошло два взрыва, эквивалентных трём и двадцати одной тонне в тротиловом эквиваленте. В результате погибло 173 человека.
Взрыв на заводе AZF в Тулузе. 21 сентября 2001 года
Фото Getty Images
На химическом заводе взорвался ангар с 300 тоннами нитрата аммония, в результате чего погибло около 30 человек, тысячи человек пострадали, тысячи зданий и сооружений города были повреждены.
Железнодорожная катастрофа под Уфой. 4 июня 1989 года
Фото ТАСС / Клипиницер Борис
Крупнейшая за всю историю России и СССР катастрофа на железной дороге произошла из-за взрыва на проходившем рядом трубопроводе Сибирь — Урал — Поволжье. Он произошёл в момент встречного прохождения двух пассажирских поездов. Погибло 645 человек, ранено более 600.
Взрывы и пожар на заводе компании PEPCON в Неваде. 4 мая 1988 года
Фото Wikipedia
На заводе в США, который производил перхлорат аммония, начался пожар. Последующие взрывы привели к гибели двух и ранениям 372 человек, при этом был нанесён ущерб приблизительно на 100 миллионов долларов. Территория в радиусе 16 км от завода была подвергнута действию взрыва (выбито 10 тыс. окон). Мощность взрывов составила 250 тонн в тротиловом эквиваленте.
Авария на Чернобыльской АЭС. 26 апреля 1986 года
Фото ТАСС / Зуфаров Валерий
Разрушение реактора четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной близ города Припять. Разрушение носило взрывной характер, сам реактор был полностью разрушен, а в окружающую среду выброшено большое количество радиоактивных веществ. По приблизительным оценкам, жертвами взрыва и последующего облучения стали около 4000 человек.
Бхопальская катастрофа. 3 декабря 1984 года
Фото
Крупнейшая за всю историю техногенная катастрофа. Её называют индийским Чернобылем. В результате аварии на химическом заводе, принадлежащем американской корпорации, погибло около 18 тысяч человек, из которых 3 тысячи погибли непосредственно в день аварии, а 15 тысяч — в последующие годы.
Бомбёжка Хиросимы и Нагасаки. 6 и 9 августа 1945 года
Фото Википедия
Но если все предыдущие взрывы — результат случайности или халатности, то в этом случае — преднамеренное испепеление. Две ядерные бомбы, сброшенные армией США на японские города в самом конце войны, унесли, по разным оценкам, жизни 150–250 тысяч человек.
Причины возникновения и развития аварии
Причиной возникновения аварии явилось к.з. в клеммной коробке электродвигателя НТВ-4. Виновником возникновения аварии признан персонал ЭЦ, который не обеспечил должное крепление кабеля 6 кВ и уплотнение клеммной коробки.
Комиссия по расследованию аварии установила шесть причин ее неблагоприятного развития:
- отказ в отключении к.з. выключателем ячейки 27 КРУ собственных НУЖД;
- длительное протекание тока к.з. по кабелю 6 кВ, что привело к недопустимому его нагреву, повреждению и загоранию;
- задержка включения штатной системы пенного пожаротушения кабельных помещений;
- распространение пожара от очага загорания на другие кабельные помещения и вертикальную шахту;
- включение остановленных ТГ-1,2 в сеть и длительное протекание сверхтоков, приведшее к повреждению генераторов;
- наличие водорода в генераторе ТГ-2, вызвавшее взрыв, который привел к повреждению выводов блочного трансформатора СН.
Виновников «первой причины» установить не удалось из-за полного выгорания соответствующей ячейки СН. «Вторая причина» явилась следствием выбора персоналом ЭЦ необоснованно завышенной уставки по времени срабатывания устройств релейной защиты СН 6 кв. Руководящий персонал АЭС явился виновником «третьей причины», поскольку допустил недостаточно квалифицированное обслуживание системы пенного пожаротушения. «Четвертая причина» оказалась следствием применения на АЭС горючих кабелей, что для того времени (1982 г) было общепринятым. В таких ситуациях говорят, что «прямых виновников нет». Виновники «пятой причины» не установлены. И, наконец, «шестую причину» обусловили действия персонала по вытеснению водорода и последующему контролю состава газа в корпусе генератора с нарушением последовательности операций.
Этот краткий перечень виновников дает основание отметить, что главной причиной возникновения и развития аварии явилась преступная халатность и низкая квалификация части работников АЭС.
Техасское происшествие
Техасский инцидент.
16 апреля 1947 года произошел самый ужасный взрыв в гавани в истории США. Французское грузовое судно Grandcamp перевозило груз с нитратом аммония, который обычно используется в качестве удобрений и для производства взрывчатых веществ, используемых в атомном оружии.
Зажженная сигарета, брошенная одним из докеров, вызвала пожар на погрузочном доке. Он быстро перекинулся в один из грузовых трюмов Grandcamp и воспламенил нитрат аммония.
Капитан корабля приказал задраить люки, чтобы удержать огонь, но повышение температуры только улучшило условия для взрыва летучего химиката. High Flyer, судно неподалеку, несущее серу, также было затронуто и взорвалось через день вследствие пожаров, вызванных взрывом Grandcamp.
Ядовитый газ быстро наполнил воздух над городом. К сожалению, так совпало, что в то же время бастовали рабочие телефонного оператора, поэтому работники скорой не могли оперативно подхватывать пострадавших от токсинов в воздухе. Более 500 человек погибло вследствие этого инцидента, в том числе и 28 пожарных, задействованных для тушения пожара в доке.
В результате этого события были приняты новые меры безопасности, гарантирующие безопасную перевозку нитрата аммония. В доках появилась центральная система реагирования для быстрого отклика на чрезвычайные ситуации, а судоходные компании обязали использовать специальные запечатанные контейнеры и хранить химические вещества подальше от других опасных материалов.
Токаймурская ядерная авария
Когда взрывается станция, ничего хорошего не жди.
Топливо этого типа не производилось на заводе три года, и техники не имели никакой квалификации для работы по назначению. Этот недостаток знаний и опыта привел к одной из худших аварий в истории индустриальной Японии.
Техники неосознанно переполнили резервуар для осадков, который имел максимальную мощность 2,4 килограмма. Когда масса дошла до критического порога, бак был заполнен 16 килограммами урана.
Началась негативная реакция, которая произвела кратковременную синюю вспышку. Все три техника мгновенно получили смертельную дозу радиации. Также резервуар начал извергать радиоактивные вещества иттрий-94 и барий-140 в воздух над заводом.
Двое ответственных техников погибли от радиационных ожогов и воздействия гамма-излучения. Остальной команде удалось опорожнить резервуар и заменить охлаждающие материалы борной кислотой, которая вернула уран на докритический уровень. Гражданских эвакуировали в течение двух дней, а японские власти усердно работали над очисткой территории.
ТОП-5 аварий на АЭС
1. Долгое время единственной аварией, которую МАГАТЭ оценило в 7 баллов (худшее, что может случиться), оставался взрыв на ядерном объекте в Чернобыле. От лучевой болезни разной степени пострадали более 100 тысяч человек, а 30-километровая зона уже 30 лет остаётся безлюдной.
Расследованием аварии занимались не только советские физики, но и МАГАТЭ. Основной версией остаётся роковое стечение обстоятельств и ошибки персонала. Известно, что реактор работал внештатно и испытания в такой ситуации проводить не следовало. Но персонал решил работать по плану, сотрудники отключили исправные технологические системы защиты (они могли остановить реактор до входа в опасный режим) и начали тестирование. Позже эксперты пришли к выводу, что самаконструкция реактора была несовершенной, это тоже поспособствовало взрыву.
2. Авария на «Фукусиме-1» привела к тому, что территории в радиусе 20 километров от станции признали зоной отчуждения. Долгое время причиной инцидента считались землетрясение и цунами. Но позже японские парламентарии возложили ответственность за произошедшее на компанию-оператора Tokyo Electric Power, которая не обеспечила защиту АЭС. В результате аварии топливные стержни сразу на трёх реакторах полностью расплавились. Из района станции эвакуировали 80 тысяч человек. На данный момент в помещениях станции, которые обследуют исключительно роботы, остаются тоннырадиоактивных материалов и топлива, о чём ранее писали Пронедра.
3. В 1957 году на территории Советского Союза произошла авария на химическом комбинате «Маяк», известная как «Кыштымская». Причиной инцидента стал выход из строя системы охлаждения ёмкости с высокоактивными ядерными отходами. Бетонное перекрытие разрушило мощным взрывом. МАГАТЭ позже присвоило ядерному инциденту 6-й уровень опасности.
4. Пятую категорию получил Уиндскейлский пожар на станции в Великобритании. Авария случилась 10 октября того же 1957 года, что и взрыв на химкомбинате «Маяк». Точная причина аварии неизвестна. В то время у персонала отсутствовали контрольные приборы, поэтому следить за состоянием реактора было сложнее
В какой-то момент работники обратили внимание, что температура в реакторе растёт, хотя должна падать. При осмотре оборудования сотрудники с ужасом обнаружили в реакторе пожар
Тушить огонь водой сразу не решились в связи с опасениями, что вода будет мгновенно распадаться, а водород приведёт к взрыву. Перепробовав все подручные средства, персонал всё-таки открыл краны. К счастью, взрыва не произошло. По официальной информации, облучение получили около 300 человек.
5. Авария на АЭС «Три-Майл-Айленд» в США случилась в 1979 году. Она считалась самой крупной в истории американской атомной энергетики. Основной причиной инцидента стала поломка насоса второго контура охлаждения реактора. К аварийной ситуации привело всё то же стечение обстоятельств: поломка учётных приборов, отказ других насосов, грубые нарушения правил эксплуатации. Обошлось, к счастью, без жертв. Люди, проживающие в 16-километровой зоне, получили небольшое облучение (чуть больше, чем на сеансе флюорографии).
Какие бывают аварии на АЭС
4 балла — это авария, которая не несёт значительного риска за пределами рабочей площадки станции, но возможны смертельные исходы среди населения. Чаще всего причинами таких инцидентов является расплавление или повреждение тепловыделяющих элементов, сопровождающиеся небольшой утечкой радиоактивного материала в пределах реактора, что может привести к выбросу наружу.
В 1999 году 4-балльная авария случилась в Японии на радиотехническом заводе «Токаймура». Во время очищения урана для последующего изготовления ядерного топлива, сотрудники нарушили правила технического процесса и запустили самоподдерживающую ядерную реакцию. Облучению подверглись 600 человек, с завода эвакуировали 135 сотрудников.
5 баллов — авария с широкими последствиями. Характеризуется повреждением физических барьеров между активной зоной реактора и рабочими помещениями, критическим режимом работы и возникновением пожара. В окружающую среду выбрасывается радиологический эквивалент нескольких сотен терабеккерелей йода-131. Может проводиться эвакуация населения.
Именно 5-й уровень присвоили крупной аварии в США. Случилась она в марте 1979-го года на АЭС «Три-Майл-Айленд». На втором энергоблоке слишком поздно обнаружили утечку теплоносителя (паровой или жидкой смеси, удаляющей из реактора тепло). Сбой произошёл в первом контуре установки, это привело к остановке процесса охлаждения тепловыделяющих сборок. Пострадала половина активной зоны реактора, она полностью расплавилась. Помещения второго энергоблока были сильно загрязнены радиоактивными продуктами, однако за пределами АЭС уровень радиации остался в норме.
АЭС «Три-Майл-Айленд», штат Пенсильвания, США
Значительная авария соответствует 6 баллам. Речь идёт об инцидентах, связанных выбросом существенных объёмов радиоактивных веществ в окружающую среду. Проводятся эвакуация, размещение людей в укрытиях. Помещения станции могут быть смертельно опасны.
Инциденту, известному под названием «Кыштымская авария», присвоили 6 уровень опасности. На химическом комбинате «Маяк» произошёл взрыв ёмкости для радиоактивных отходов. Это случилось из-за поломки системы охлаждения. Ёмкость была полностью разрушена, бетонное перекрытие сорвало взрывом, который оценили в десятки тонн в тротиловом эквиваленте. Образовалось радиоактивное облако, но до 90% радиационных загрязнений выпали на территории химического комбината. В процессе ликвидации аварии было эвакуировано 12 тысяч человек. Место инцидента именуется Восточно-Уральским радиоактивным следом.
Отдельно классифицируются аварии как проектные и запроектные. Для проектных определены исходные события, порядок устранения и конечные состояния. Такие аварии, как правило, можно предотвратить с помощью автоматических и ручных систем безопасности. Запроектные инциденты — спонтанные чрезвычайные ситуации, которые либо выводят из строя системы, либо вызваны внешними катализаторами. Такие аварии могут привести к выбросу радиации.
5.
ЗАМОК БРАВО — 1 МАРТА 1954 Г
Микронезийские острова в Тихом океане, были местом проведения более 20 испытаний ядерного оружия между 1946 и 1958 годами. Замок Браво был кодовым названием, данным первому тесту на термоядерную водородную бомбу сухого топлива. Тест был проведен 1 марта 1954 года на атолле Бикини на Маршалловых островах. Когда оружие было взорвано, произошел взрыв, в результате чего был образован кратер диаметром 6500 футов (2000 м) и глубиной 250 футов (75 м). Замок Браво был очень мощным ядерным устройством, с размером в 15 мегатонн, который намного превышал ожидания (4-6 мегатонн). Этот просчет привел к серьезному радиологическому загрязнению, когда-либо вызванному Соединенными Штатами. Что касается эквивалентности тоннажа ТНТ, то замок Браво был примерно в 1200 раз более мощным, чем атомные бомбы, которые были сброшены на Хиросиму и Нагасаки во время Второй мировой войны. Кроме того, радиационное облако загрязнило более семи тысяч квадратных миль окружающего Тихого океана, включая небольшие острова, такие как Ронджерик, Ронгелап и Утирик. Эти острова были эвакуированы, но все же местные жители были подвержены воздействию радиации. Уроженцы с тех пор страдали от врожденных дефектов. Японское рыболовное судно Daigo Fukuryu Maru также вступало в контакт с ядерными осадками, вызывая болезни для всех членов экипажа с одной фатальностью. Рыба, вода и земля были серьезно загрязнены, что сделало замок Браво одним из худших ядерных аварий.
Слабые места современных АЭС
Поскольку атомная энергетика начала развиваться в прошлом столетии, то первой проблемой современных ядерных объектов называют изношенность оборудования. Большинство европейских АЭС построены ещё в 70–80 годы. Безусловно, при продлении сроков эксплуатации оператор тщательно анализирует состояние АЭС, меняет оборудование. Но полная модернизация техпроцеса требует огромным финансовых затрат, поэтому зачастую станции работают на основе старых методик. На таких АЭС нет надёжных систем предотвращения аварий. Строить АЭС с нуля тоже дорого, поэтому страны одна за другой продлевают сроки эксплуатации АЭС и даже перезапускают после простоя.
Вторыми по частоте возникновения чрезвычайных ситуаций идут технические ошибки персонала. Неверные действия могут привести к потере контроля над реактором. Чаще всего в результате халатных действий происходит перегрев и активная зона частично или полностью расплавляется. При определённых обстоятельствах в активной зоне может произойти пожар. Так случилось, например, в Великобритании в 1957 году в реакторе по производству вооружённого плутония. Персонал не уследил за показателями немногочисленных измерительных приборов реактора и пропустил момент, когда урановое топливо вступило в реакцию с воздухом и загорелось. Ещё один случай технической ошибки персонала — авария на АЭС «Святой Лаврентий». Оператор по невнимательности неправильно загрузил в реактор топливные сборки.
Бывают совсем уж курьёзные случаи — на реакторе «Браунз-Ферри» в 1975 году к пожару привела инициатива работника устранить протечку воздуха в бетонной стене. Работы он выполнял со свечкой в руках, сквозняк подхватил огонь и распространил по кабельному каналу. На устранение последствий аварии на атомной станции потратили ни много ни мало 10 млн долларов.
АЭС «Браунз-Ферри»
Самая крупная авария на ядерном объекте в 1986 году на Чернобыльской АЭС, а также известная крупная авария на АЭС «Фукусима» тоже случились из-за целого ряда ошибок технического персонала. В первом случае роковые ошибки были допущены во время проведения эксперимента, во втором имел место перегрев активной зоны реактора.
К сожалению, сценарий АЭС «Фукусима» не является редкостью для станций, где установлены такие же реакторы кипящей воды. Потенциально опасные ситуации могут возникать, поскольку все процессы, в том числе и главный процесс охлаждения, зависят от режима циркуляции воды. Если забился промышленный сток или деталь вышла из строя, реактор начнёт перегреваться.
С повышением температуры реакция деления ядра в тепловыделяющих сборках происходит интенсивнее, может начаться неконтролируемая цепная реакция. Ядерные стержни плавятся вместе с ядерным топливом (ураном или плутонием). Возникает аварийная ситуация, которая может развиваться по двум сценариям: а) расплавленное топливо прожигает корпус и защиту, попадая в грунтовые воды; б) давление внутри корпуса приводит к взрыву.
Пожар в Уиндскейле, Великобритания
Авария в Уиндскейле — крупная радиационная авария, произошедшая 10 октября 1957 г. на одном из двух реакторов атомного комплекса «Селлафилд», в графстве Камбрия на северо-западе Англии.В результате пожара в графитовом реакторе с воздушным охлаждением для производства оружейного плутония произошел крупный (550-750 TБк) выброс радиоактивных веществ. Авария соответствует 5-му уровню по международной шкале ядерных событий (INES) и является крупнейшей в истории ядерной индустрии Великобритании.Детерминированные эффекты у персонала отсутствовали, никто не получил дозу, близкую к уровню, превышающему в десять раз установленный предел годовой дозы облучения всего тела для работников.После аварии производился контроль поступающего в продажу молока, из находящихся поблизости ферм его продажа была запрещена в течение 6 недель.
8. Кыштымская авария, Россия
«Кыштымская авария» — первая в СССР радиационная чрезвычайная ситуация техногенного характера, возникшая 29 сентября 1957 г. на химкомбинате «Маяк», расположенном в закрытом городе Челябинск-40 (ныне Озёрск). В ходе ликвидации последствий аварии 23 деревни из наиболее загрязненных районов с населением от 10 тыс. до 12 тыс. человек были отселены, а строения, имущество и скот уничтожены. Для предотвращения разноса радиации в 1959 г. решением правительства была образована санитарно-защитная зона на наиболее загрязненной части радиоактивного следа, где всякая хозяйственная деятельность была запрещена, а с 1968 г. на этой территории образован Восточно-Уральский государственный заповедник. В настоящий момент зона заражения именуется Восточно-Уральским радиоактивным следом.Для ликвидации последствий аварии привлекались сотни тысяч военнослужащих и гражданских лиц, получивших значительные дозы облучения.
Мирный «атом»
С середины 20 века начались разработки двигателя, для применения его в транспортной отрасли. По мере развития этого направления пробовали разрабатывать атомолет, атомовоз, атомоход. Самой удачной оказалась идея создать суда на атомном ходу. В гражданской сфере это атомные ледоколы, транспортные и разведывательные суда.
В медицине радиация стала служить во благо почти сразу после открытия. Сегодня радиоактивное излучение эффективно используется в области неврологии, онкологии, кардиологии, а также комплексной диагностики.
Статистика радиационных аварий в мире в сфере народного хозяйства:
Годы |
Тип выброса, условное* кол-во |
||
Неорганизованный сброс ядерных отходов | Аварии на производстве и другие утечки | Гражданские инциденты | |
1944–1949 | 2 | 4 | – |
1950–1959 | 1 | 15 | – |
1960–1969 | 1 | 11 | – |
1970–1979 | 1 | 10 | – |
1980–1989 | 1 | 28 | 1 |
1990–1999 | 2 | 31 | 15 |
2000–2009 | 2 | 10 | 9 |
* – в таблице приведены условные количественные значения. Так, к примеру, только на предприятии «Маяк» (Челябинская обл., Россия) за все время работы известно порядка 32 происшествий разной степени тяжести, а в сводную статистику попали лишь 15 из них.
Из таблицы можно заметить, что с 90 годов начали происходить инциденты среди граждан. Участились случаи кражи ядерных материалов, попытки их сбыта (виновники в большинстве случаев вскоре умирали от полученного облучения). В частности, наблюдалось хищение медицинских радиоактивных источников, которые разбирали и продавали в качестве металлолома. Вообще, на предприятия по переплавке металлолома не раз попадал различный «зараженный» радиацией материал.