Весна: истинные леди в истории владивостока

Письмо наркому

История отношений Анны Ивановны и Николая Филипповича всегда оставалась за кадром. Разве что Щетинина черкнет в своей книжке «По разным морским дорогам», что в свои 20 лет «неожиданно для всех вышла замуж». Да укажет в автобиографии, что Качимов работал радистом на судах, был начальником радиослужбы Дальвостокрыбы, в 1938-м был арестован и 11 месяцев содержался под следствием, в 1939-м — реабилитирован. В 1941-м пошел добровольцем на фронт, был тяжело ранен, служил на судах Ладожской военной флотилии, награжден орденом Красной Звезды и тремя медалями.

Автор монумента «Мать-Родина» умерла за несколько дней до его открытия

Похоже, Аня Щетинина неожиданно вышла замуж не только для всех, но и для себя. «Виноват» в этом был легендарный дальневосточный капитан, один из зачинателей советского крабового промысла Александр Игнатьевич Дудник. Девчонку-выскочку, досрочно окончившую Владивостокскую мореходку, мужчины-капитаны не стремились брать на работу по причине древнего морского суеверия «Юбка на борту — пойдем ко дну!» А Дудник взял, потому что девчонка проходила у него летнюю штурманскую практику, и он точно знал, что она хоть и «юбка», но — «парень, что надо!».

Радистом на пароходе Дудника был Николай Качимов.

Анна и Николай.

Анна Ивановна никогда не писала про любовь с первого взгляда. Но, едва познакомившись, они в тот же год и поженились. О том, что случилось с ним десятью годами позже — в 1938-м — в семье почти не говорили. Спрашивать капитана Щетинину о семейной трагедии было бесполезно. Всё, что считала нужным, она изложила в своей книге «По разным морским дорогам»: «1938-1939 годы были жуткие. Не раз нас встречали грузовые машины, на которых людей под охраной увозили в тюрьму. Люди как-то исчезали, иногда целыми семьями. Это было страшно…»

На одном из таких грузовиков увезли увенчанного трудовой славой и госнаградами капитана Александра Дудника и лучшего радиста дальневосточных морей Николая Качимова. Оба — с 58-й расстрельной статьей. И оба избежали не только расстрела, но и Колымы, и спустя год после ареста были освобождены.

Чудо? Ответ нашелся в книге Анны Ивановны Щетининой:

Десять сыновей Евдокии Лысенко ушли на войну — и все вернулись

«Полина Семеновна Жемчужина занималась в прошлом революционной деятельностью. Когда я узнала ее, она была наркомом рыбной промышленности и мне пришлось к ней обращаться… Она побывала во Владивостоке и ознакомилась с делами арестованных работников рыбной промышленности. Полина Семеновна на эскадренном миноносце отправилась и в Петропавловск-Камчатский, где также проверила дела арестованных и многим помогла вернуться на прежнее место работы…»

Ветеран войны и труда Валентин Михайлович Адамюк, учившийся в далекие годы искусству радиосвязи у Качимова, рассказывал мне: «Лето 1939 года. Разгрузка в порту. Вызывает капитан Арнольд Карлович Кремс. Захожу, а у него в каюте улыбающийся Николай Филиппович Качимов — муж легендарной Щетининой. Живой и невредимый!»

Нигде и никогда Щетинина не рассказывала, что спасла мужа от расстрела.

Делай как я! 1965 год. Фото: РИА Новости

Выставки

Персональные выставки

  • — Выставка в Московском архитектурном институте.
  • — Выставка в галерее Наташи Чорбадзе, Денвер, Колорадо, США.
  • — «Развоплощение», Лаборатория ЦСИ, Москва.

Групповые выставки

  • — Галерея Фонда Мира, Москва.
  • — Выставка молодёжной секции Московского союза художников, ЦВЗ «Манеж», Москва.
  • — Выставка молодёжной секции Московского союза художников, ЦВЗ «Манеж», Москва.
  • — Выставка графики молодёжной секции Союза художников СССР, выставочный зал Союза художников СССР на Кузнецком мосту, Москва.
  • — Выставка молодёжной секции Московского союза художников, ЦВЗ «Манеж», Москва.
  • — Выставка графики молодёжной секции Союза художников СССР, выставочный зал Союза художников СССР на Кузнецком мосту, Москва.
  • — Выставка молодёжной секции Московского союза художников, ЦВЗ «Манеж», Москва.
  • — Выставка графики молодёжной секции Союза художников СССР, выставочный зал Союза художников СССР на Кузнецком мосту, Москва.
  • — Женская выставка, Кузнецкий мост, Москва.
  • — Выставка молодых московских художников, Рим.
  • — Выставка молодёжной секции Московского союза художников, ЦВЗ «Манеж», Москва.
  • — Выставка графики молодёжной секции Союза художников СССР, выставочный зал Союза художников СССР на Кузнецком мосту, Москва.
  • — Выставка молодых московских художников, Брюссель.
  • — Выставка молодёжной секции Московского союза художников, ЦВЗ «Манеж», Москва.
  • — Выставка графики молодёжной секции Союза художников СССР, выставочный зал Союза художников СССР на Кузнецком мосту, Москва.
  • — Выставка молодых московских художников, Мадрид.
  • — Выставка молодёжной секции Московского союза художников, ЦВЗ «Манеж», Москва.
  • — Выставка графики молодёжной секции Союза художников СССР, выставочный зал Союза художников СССР на Кузнецком мосту, Москва.
  • — Выставка графики художников СССР, Калининград.
  • — Новые советские художники, выставочный зал Общества художников, Пэлл Мэлл, Лондон, Англия.
  • — Летняя выставка, художественная галерея Диорама, Риджентс парк, Лондон, Англия.
  • — Выставка молодёжной секции Московского союза художников, ЦВЗ «Манеж», Москва.
  • — Выставка графики молодёжной секции Союза художников СССР, выставочный зал Союза художников СССР на Кузнецком мосту, Москва.
  • — Выставка русских художников, Галерея Бирмингемского университета, Англия.
  • — Следы на подиуме, галерея «Риджина», Москва.
  • — Выставка в русском центре, Криклвуд, Лондон, Англия.
  • — Последние приобретения. Искусство по государственным программам, Хаммерсмит и Фулам, Лондон, Англия.

Биография

Родилась 13 (26 февраля) 1908 года на станции Океанской под Владивостоком. Отец Иван Иванович (1877—1946) — родился в селе Чумай Томской губернии (ныне Чебулинский район Кемеровской области), работал стрелочником, лесником, рабочим и служащим на рыбных промыслах, плотником и комендантом дач в Облотделе НКВД. Мать Мария Философовна (род. 1876) — из Кемеровской области. Брат Владимир Иванович (род. 1919) — родился во Владивостоке, работал мастером цеха авиазавода на станции Варфоломеевка Приморского края.

В 1919 году Щетинина начала учиться в начальной школе в Садгороде. После вступления Красной Армии во Владивосток школы были реорганизованы, и с 1922 года Анна Ивановна училась в единой трудовой школе на станции Седанка, где в 1925 году окончила 8 классов. В том же году поступила на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума.

В 1928 году вышла замуж за моряка-радиста Николая Филипповича Качимова (1903—1950).

После окончания техникума работала на Камчатке, где прошла путь от простого матроса до капитана. В возрасте 24 лет Анна получила штурманский диплом, а в 27 лет стала первой в мире женщиной — капитаном дальнего плавания. Своим первым рейсом в 1935 году она прославилась на весь мир, проведя грузовой пароход «Чавыча» из Гамбурга через Одессу и Сингапур в Петропавловск-Камчатский. 20 марта 1938 года Анна Ивановна была назначена первым начальником рыбного порта города Владивостока. Войну Анна встретила на Балтике, где под бомбёжками эвакуировала население Таллина и перевозила стратегические грузы.

После войны Анна Щетинина была капитаном судов «Аскольд», «Баскунчак», «Белоостров», «Днестр», «Псков», «Менделеев» в Балтийском пароходстве. С 1949 года работала в Ленинградском высшем инженерном морском училище, с 1951 года — старший преподаватель, а затем и декан судоводительского факультета училища. В 1956 году Анне Щетининой присвоено звание доцента. В 1960 году она была переведена в ВВИМУ на должность доцента кафедры «Морское дело».

В 1963 году стала председателем Приморского филиала Географического общества СССР. Автор книги «На морях и за морями…» (1968).

Вышла на пенсию в 1983 году.

Умерла 25 сентября 1999 года.

Валентина Яковлевна Орликова

Красивая женщина в морской офицерской форме с умным, чуть ироничным взглядом.  Эта редкая фотография найдена в библиотеке американского Конгресса. Маленькая и хрупкая, следуя мечте, она бросила вызов мореходам-мужчинам. Валентина Орликова — первая в мире женщина капитан БМРТ и единственная женщина-капитан китобойного судна.


Валентина Яковлевна Орликова Фото: Depositphotos

Валя Орликова родилась в 1915 году в провинциальном забайкальском городке Сретенске в семье нотариуса. В трёхлетнем возрасте родители перевезли девочку во Владивосток. Здесь мечты о дальних странствиях сводили с ума даже девчонок. После школы девушка отправилась работать на «Дальзавод» подручной судосборщика, вечерами училась в техникуме на судокорпусном отделении.

В 1932 году Валя уехала в Ленинград, где поступила в институт инженеров водного транспорта на судоводительский факультет. Проходила практику на паруснике «Вега», рьяно неся матросские вахты, изучая штурманское дело. 

В августе 1941 года Валентина Орликова участвовала в эвакуации из Таллинна шести тысяч раненых. Во время войны работала помощником капитана на теплоходе «Двина», участником знаменитого конвоя доставлявшего стратегические грузы в ССССР.  

На пароходе «Двина» в качестве штурмана отправилась в Нью-Йорк. Там Валентина вызвала особый интерес у американцев. Её даже возили в Голливуд на съёмки документального фильма о русских моряках. От «капитанских» внешнего облика и манер веяло изяществом и женственностью. 

Потом она стала капитаном китобойного судна «Шторм», во время тайфуна спасла и людей, и ветхое судно. Как вспоминали её современники, на капитанском мостике Валентину едва было видно. «Чёрт в юбке», — посмеивались старые моряки. Но в экипаже Валентину любили и прощали ей маленькие человеческие слабости.

В 1955 году Валентина  Орликова приехала в Мурманск, где начали появляться суда нового типа — большие морозильные рыболовные траулеры. Так появилась первая женщина-капитан в Мурманске. 
В дневнике, который вела юная Валя, осталась запись: «Достигает в жизни заветной цели только тот, кто умеет взять верный курс». В её честь названа улица города Мурманска, и так же открыта мемориальная доска. 

Евдокия Алексеевна Воронова-Старцева

«Маленькая, худенькая, изящная… Георгиевская ленточка в петличке. Большие чёрные глаза — даже не чёрные. В них глубина, и вопрос, и тоска о чём-то. Голос тихий и нежный — в сердце стучится», — так написал потрясённый современник о знаменитой сестре милосердия Русско-японской войны Евдокии Вороновой. 


Евдокия Алексеевна Воронова-Старцева. Фото: архив музея им. В. Арсеньева

Младшую дочь известного предпринимателя Алексея Старцева, обратившего полуостров Путятин в райский уголок, в детстве ласково звали Душей. Евдокия появилась на свет в 1878 году в китайском городе Тяньцзине. Бойкая и озорная, Душа была великолепной наездницей, метко стреляла, имела решительный характер. Недаром братья Бринеры называли её «путятинской амазонкой». В 1898 году Душенька вышла замуж за друга жениха — офицера Павла Павловича Воронова. Ей удалось убедить всех, в том числе и маму, и жениха, что это — судьба».

Свои медицинские знания, полученные в Швейцарии, она впервые применила во время военных действий в Китае в 1900 году. На фронте Евдокия была ранена и получила военную награду. Воронову ценили как непревзойденного переводчика с китайского языка. Говорили, что «она затмила бы весь Восточный факультет Петербургского университета безукоризненной чистотой и красотой произношения, знанием духа языка и богатством выражений». 

Когда началась Русско-японская война, командира Приморского драгунского полка Павла Воронова направили на передовые позиции в Маньчжурию. Евдокия была рядом. Во Владивостоке на средства семьи Старцевых она организовала санитарный лазарет. Евдокия работала не покладая рук, оказывая помощь раненым. Не одну сотню жизни ей удалось спасти. 

Пётр Краснов вспоминал о встрече с ней: «Это была какая-то необыкновенная сестра. Именно «барыня», а не сестра. Одна душа, казалось, в ней осталась, тело исчезло, так исхудала и так невещественная стала она. Ее спокойная рассудительность в рискованные минуты, мягкая настойчивость и твёрдая воля с железной энергией, заслужили ей уважение и веру». 

О том, как сложилась жизнь Евдокии Вороновой-Старцевой после окончания Русско-японской войны, сведений очень мало. Во время Первой мировой войны она оказалась в Сербии, в городе Груже, и уже никогда не вернулась в Россию. Имя путятинской амазонки не забыто. Память о замечательной русской женщине сохранили книги. В них мужчины преклоняются перед тихим героизмом Евдокии Алексеевны Вороновой-Старцевой — истинной внучки декабриста.

Не растерялась

— Анна Ивановна никогда не позировала. Снимать ее было трудно, особенно на капитанском мостике. Например, мне надо было, чтобы она повернулась ко мне лицом или в профиль, а она была погружена в свою работу и нас не замечала, — вспоминает кинооператор Якимов.    

Проход через Суэцкий канал — самый яркий эпизод путешествия кинодокументалистов из Владивостока в Одессу.

Которое здесь, кстати, могло и закончиться.  

…Согласно международным морским правилам, перед проходом Суэцкого канала на борт «Охотска» поднялся иностранный лоцман, после чего сухогруз полностью перешел в его подчинение. Надо сказать, что Суэцкий канал — довольно узкий «ручей», при большом желании от берега до берега можно камень добросить, и огромный «Охотск» смотрелся в этой «луже», как калоша в тарелке борща.

Сначала всё шло замечательно. Анна Ивановна стояла в стороне, наблюдая за действиями лоцмана, а тот, подавая команды, занимался проводкой судна. Вдруг, когда теплоход уже прошел половину пути, от левого берега отвалил многопалубный паром, забитый людьми, и на полной скорости направился в сторону «Охотска». Лоцман побледнел.

И тут свое слово сказала Щетинина. Она спокойно подошла к судовому телефону и скомандовала: 

— Полный назад! Самый полный назад!

«Охотск» задрожал всем корпусом, заскрежетал и еще несколько метров прошел по инерции, благо скорость его была минимальной. Когда он остановился, буквально перед его носом проскочил паром. С высоты капитанского мостика были видны улыбающиеся лица его пассажиров: они даже не поняли, что могло бы произойти, если бы ни опыт и реакция Анны Ивановны. 

Анна Фёдоровна Чулкова

Древний миф о чудесном птичьем молоке она воплотила в светлую советскую реальность. Мастер высшего класса родного кондитерского производства Анна Чулкова родилась в Рязанской области в селе Тарадей в многодетной семье. Во Владивосток Чулковы переехали перед войной, в 1940 году. Во время войны девочка училась и не училась, так как был дефицит учителей и чернил. В 15 лет Анна отправилась работать учеником на кондитерскую фабрику.


Анна Фёдоровна Чулкова Фото: Из личного архива / коллаж Александра Микрюкова

В 1967 году министр пищевой промышленности СССР во время визита в Чехословакию попробовал оригинальное лакомство. Вернувшись на Родину, чиновник собрал маститых кондитеров Союза, продемонстрировал коробку привезенного «Ptasie Mleczko» и дал задание изобрести нечто похожее на этот заграничный десерт. Анна Чулкова к тому времени совмещала работу технолога и начальника кондитерского цеха. Она лично разработала рецепт птичьего молока, добавив в него агар-агар, благодаря которому «молоко» приобретало нежность и воздушность. Эксперимент Анны Чулковой был признан лучшим на территории СССР. 

Не только за «птичку» отмечена государством Анна Чулкова. Она стала автором многих образцов кондитерской продукции, к примеру, шоколадно-вафельного торта «Мечта», конфет «Комета», «Метеорит», «Золотой рог». В 1986 году Анне Чулковой присвоено звание Героя социалистического труда. В 2011 году Анна Фёдоровна стала Почетным жителем Владивостока.  

У неё – дочь,  ва внука и правнуки. Любопытно, что сама бабушка Аня – не поклонница сладкого. Она часто пересматривает любимый фильм «Молодая гвардия» и повторяет слова о том, что «Труд — почётная вещь». На родной кондитерской фабрике Анна Фёдоровна Чулкова проработала почти 50 лет. Она считает себя вполне счастливым человеком. 

Биография

Ранние годы

Анна Ивановна Щетинина родилась 26 февраля 1908 года на станции Океанской под Владивостоком. Отец Иван Иванович родился в Кемеровской области в селе Чумай, кем только не работал в разные годы был и слесарем, и лесником, и рабочим на рыбных промыслах, и плотником, и комендантом дач в Облотделе НКВД. Мать Мария Философовна большую часть своей жизни была домохозяйкой. Младший брат Владимир работал на авиазаводе мастером цеха.
В 1919 г А.И. Щетинина начала учиться в начальной школе в Садгороде, но после вступления во Владивосток Красной Армии все школы были реорганизованы. И с 1922 года на станции Седанка Анна Ивановна училась в общей трудовой школе, где в 1925 году закончила 8 классов.

Служба в армии

В 1925 году после окончания школы А.И. Щетинина поступила в Владивостокский морской техникум на судоводительское отделение. Во время учебы в техникуме работала санитаркой и уборщицей в зубоврачебном кабинете. Никогда не боялась так называемой «черной работы». За время обучения в техникуме неоднократно учеником ходила в море на параходе «Симферополь», на охранном судне «Брюханов» и потом уже матросом на пароходе «Первый краболов».
После окончания техникума Анна Ивановна была направлена в Акционерное Камчатское пароходство, где прошла путь от матроса до капитана всего за 6 лет.

В 1932 году в возрасте 24 лет Анна Ивановна получила диплом штурмана. В 1933 году она принимает дела в должности старшего помощника капитана парохода «Орочон».

В 1935 году когда ей было всего 27 лет о Анне Ивановне Щедриной заговорила вся мировая пресса. Именно в этом году Анна Ивановна в качестве капитана — совершает перегон парохода «Чавыча» из Гамбурга на Камчатку. А. И. Щетинина командовала «Чавычей» до 1938 г.

В 1938 году А. И. Щетинина была назначена начальником рыбного порта во Владивостоке. В том же году она поступает в Ленинградский институт водного транспорта на судоводительский факультет. Имея право свободного посещения лекций, она через два с половиной года заканчивает 4 курса.

В начале Великой Отечественной войны Анна Ивановна получает направление в Балтийское пароходство. В августе 1941 года она под жестоким обстрелом фашистов водила груженный продовольствием и оружием пароход «Сауле» по Финскому заливу, осуществляя снабжение нашей армии и эвакуацию населения Таллина. Осенью 1941 года вместе с группой моряков была командирована во Владивосток в распоряжение Дальневосточного пароходства.Там она работала на судах «Карл Либкнехт», «Родина» и «Жан Жорес» (типа «Либерти«) — перевозила воинские грузы через Тихий океан.

В самом конце Второй мировой войны, 25 августа 1945 года, Анна Ивановна Щетинина участвует в составе конвоя ВКМА-3 в переброске 264-й стрелковой дивизии на южный Сахалин.

После окончания войны с Японией подала просьбу отпустить в Ленинград для окончания Ленинградского института инженеров водного транспорта. В Ленинграде до 1949 года она работает в Балтийском пароходстве капитаном судов «Днестр», «Псков», «Аскольд», «Белоостров», «Менделеев». В 1947 году пароход «Дмитрий Менделеев», которым командовала Щетинина, доставил в Ленинград статуи, похищенные фашистами из Петродворца во время оккупации. И все на том же пароходе «Менделеев» села в тумане на рифы острова Сенар, за что была переведена министром МФ капитаном судов V группы на один год. После перевода командовала лесовозом «Баскунчак» до его перехода на Дальний Восток.

С 1949 года Щетинина переходит на работу в Ленинградское высшее инженерное морское училище - ассистентом и одновременно заочно заканчивает 5 курс судоводительского факультета.

В ЛВИМУ в 1951 году ее назначают сначала старшим преподавателем, а затем и деканом судоводительского факультета. Спустя 5 лет Анне Ивановне присваивают звание доцента Ленинградского высшего инженерного морского училища.

В 1960 году переводят во Владивостокское высшее инженерное морское училище на должность доцента кафедры «Морское дело»

В 1963 году, стала председателем Приморского филиала Географического общества СССР

Сонник — Корабль

В большинство случаев означает спасение и приближенность к правителям. Иногда он толкуется как забота и печаль, которые быстро проходят. Если кто-либо увидит себя входящим в корабль, который стоит на море, то это означает, что он в зависимости от размера корабля и от того, насколько глубоко он вошел в нее, приблизится к правителю, но потом расстанется с ним. Если же он увидит, что вошел на корабль, в который проникла вода, то это забота и болезнь или же заточение в тюрьму, от которых он скоро избавится. Если он увидит, что вышел с корабля, то забота быстро покинет его. Если он увидит корабль на суше, то это также является быстро проходящей заботой и печалью. А если кто-нибудь увидит корабль, движущийся в его сторону, то это означает быстрое разрешение проблем.Корабль спасение для того, кто находится в тревоге или страхе, или болеет, или испытывает трудности, или страдает. И если он сядет на корабль с праведными людьми, то он последует прямому пути. А если он увидит, что сел на него со своей семьей и друзьями, то он достигнет величия, красоты, блага, бараката и спасется от рук своих врагов. Если он увидит, что корабль разбился, то это плохой знак. И если он увидит в корабле дыру или пробоину, то это спасение для тех, кто находится на нем, ибо Всевышний Аллах сказал: «Ты сделал в ней дыру, чтобы потопить сидящих в ней»?(СУРА-КАХФ.71), и затем этот корабль спасся от рук короля, который силой захватывал у людей корабли (из-за этой дыры он оставил его).

НАШИ ЛЮДИ

Алена Полынь
Другое

парапсихолог, Председатель Союза ИСВ, Председатель ассоциации АСМ

Ylvis
Другое

комедийный норвежский дуэт из Бергена, состоящий из братьев Борда и Вегарда Илвисокера

XP Voodoo
Другое

один из родоначальников российского клубного, техно- и рейв движения

Wretch 32
Другое

английский репер и бывший грайм-мс из Тоттенэма, где он вырос сыном местного рэгги диджея

Wisin & Yandel
Другое

Хуан Луис Морера Луна и Льяндель Вегильa Малаве Саласар , взявшие себе творческие псевдонимы Wisin и Yandel

Timbuktu
Другое

«https://ru

TheHill88
Другое

YouTube-знаменитость, известная под ником TheHill88

The Doodler
Другое

Был скандал

В Одессе «кругосветка» дальневосточных кинодокументалистов закончилась, и они улетели в Москву, а оттуда — домой. «Охотск» же через три дней отбыл в Николаев, а затем на Кубу.  

…Судьба экранной «Анны Ивановны» сложилась удачно: лента была растиражирована для Всесоюзного телевещания.

В июле 1968 г. в Риге на III Всесоюзном кинофестивале «Человек и море» авторская группа фильма была награждена Дипломом I степени и Главным призом «Серебряная ветвь». А вот реальной Анне Ивановне не повезло, в год своего 60-летия она не получила-таки звезду Героя Соцтруда.

Существует несколько версий «опалы» легендарной женщины. По одной, так Анне Ивановне  отомстил один ее бывший нерадивый курсант, которого она не жаловала. Прошли годы, и «троечник» вознесся до кремлевских высот. И когда подвернулся случай, надо было поставить решающую подпись под наградными документами, он подло «укусил»…

По другой версии, Щетинина не получила награду из-за ЧП на Кубе. После Одессы «Охотск» пошел на остров Свободы за сахаром. Там во время погрузки на кране лопнула балка и убила грузчика-кубинца. Был большой международный скандал! Население Гаваны целую неделю пикетировало порт. Кубинцы даже прекратили погрузку. Конечно, после такого случая Анна Ивановна могла забыть о «звездочке». Говорят, что она была страшно расстроена.

— А еще Анна Ивановна была очень хорошим рассказчиком. Жаль, что ее истории никто не записывал. Чаще всего она вспоминала годы войны, как доставляла грузы по ленд-лизу из Америки и Канады в Советский Союз. Вы знаете, ведь она была в Германии буквально за день до начала нападения фашистов на нашу страну! — говорит Петр Якимов. 

… В июне 1941 г. теплоход Балтийского государственного пароходства, на котором Щетинина  работала вторым помощником капитана, зашел в Гамбург под погрузку, и всё было как всегда, но немцы вели себя очень странно. Они работали быстро, слаженно и молча, без шуток и улыбок. Когда наши моряки пытались общаться с докерами или угощали их папиросами, те отказывались и отводили глаза. Ситуация с необычным поведением камрадов прояснилась, когда теплоход вернулся в Ленинград.        

— Как только мы встали у причальной стенки, по радио объявили, что гитлеровская Германия напала на Советский Союз, — много лет спустя  рассказывала Анна Ивановна.

Кругом одна вода

Чтобы получить разрешение управлять судном, мало окончить «земной» колледж. Путь к штурвалу долгий. 

«Техник-судоводитель — это специальность речная, в итоге ты получаешь документ о профессиональном образовании, затем сдаешь экзамены в службе дипломирования и получаешь уже рабочий диплом. Так, мы уже сдавали квалификационные экзамены рулевого, моториста, и это позволяет нам работать на реке. Через несколько навигаций можно повысить квалификацию, к примеру, до третьего, второго помощника капитана и только потом, через несколько лет, занять должность капитана. Учеба в колледже не говорит о том, что ты можешь занять какую-то должность «на реке», — говорит Анна. 

За спиной у Анны две навигации и в должности рулевого, моториста. Этим летом она может продипломироваться по должности третьего помощника капитана и работать. Опыт в помощи управления судном у нее уже есть.

«В этом году была навигация в Обской губе, и, в сравнении с речным судовым ходом, там было легче. Задаешь курс и уже по приборам ориентируешься, держишь теплоход по этому курсу. Ничего страшного и сложного нет, если вода спокойная. На реке сложнее, потому что очень много поворотов, здесь уже надо уметь «рулить» вручную», —  рассказывает девушка. 

Но на воде может случиться всякое. Так, в навигации 2016 года Анне пришлось помогать капитану управлять стареньким теплоходом, на котором из «умной» техники был лишь навигатор. К слову, ни один капитан на судне не надеется только на навигатор, ведь он не показывает различные образования на реке, не гарантирует того, что судно не сядет на мель. 

«А именно это и случилось с нашим теплоходом — мы сели на мель. В итоге шли от Тюмени до Тобольска целый месяц, когда при хороших условиях можно добраться за три дня», — говорит Анна. 

Статья по теме

Шкипер в шляпке. Как советская девушка стала первой женщиной-капитаном

«Это очень здорово: ты скучаешь по «большой земле», по людям, транспорту, гипермаркетам. В первое время после навигации чувствуешь себя дикарем, когда ходишь и оглядываешься по сторонам, наслаждаешься элементарной возможностью сходить в магазин», — объясняет Анна. 

Сонник — Женщина

Любой сон о женщинах — предвестье интриг и ссор. Женщине видеть себя во сне с бородою — знак скорого вдовства или разлуки с возлюбленным. Женщине видеть себя во сне обнаженной — знак бесчестья и унижений. Мужчине видеть во сне обнаженную женщину — знак больших неприятностей из-за лжи, которую он сам придумает. Спорить с женщиной во сне означает, что вам не следует слепо верить тому, что вам говорят. Доверяй, но проверяй. Мужчине увидеть во сне приятную, но незнакомую женщину — знак того, что его шансы на удачное окончание дела невелики; иногда сон предсказывает рискованное предприятий и азартные игры, которых нужно постараться избежать. Если у женщины рыжие волосы, то не ждите спокойной жизни. Блондинки снятся к приятным известиям и спокойному времяпрепровождению. Вообще же, увидеть во сне женщину приятной наружности, приветливо улыбающуюся вам, означает, что этот день принесет вам удачу и радость. Целовать женщину во сне — знак огорчений или разочарований. Старую и некрасивую женщину увидеть или встретить во сне — предвестье дурных разговоров о вас. Такой сон предупреждает вас о том, что вам следует быть осмотрительнее и не давать повода для сплетен. Если вам приснится, что вам приглянулась незнакомка, то бойтесь фальшивых друзей и не доверяйтесь незнакомцам. Смеющаяся женщина во сне — знак огорчения из-за неоправдавшихся надежд. Растрепанную или дурно одетую женщину во сне видеть — знак того, что вам следует позаботиться о своем здоровье и состоянии. Женщина молящаяся — знак утешения в несчастье; беременная — к заботам и хлопотам; с ребенком на руках — к большим хлопотам. Смотрите толкование: дама, девушка, волосы, глаза, одежда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector