Утопия (книга)

Содержание

Карта Утопии работы Ортелия

«Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых друг от друга. Первая часть произведения Мора — литературно-политический памфлет; здесь наиболее сильный момент — критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель, разорявшие крестьянство: «Овцы, — писал он, — поели людей». В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли.

Во второй части снова сказываются гуманистические тенденции Мора. Во главе государства Мор ставил «мудрого» монарха, допуская для чёрных работ рабов, ставших таковыми за преступления, но все же находящихся на сносном положении; он много говорит о греческой философии, в частности о Платоне, сами герои «Утопии» — горячие приверженцы гуманизма. Труд является обязательным в «Утопии» для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе — влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора. В «Утопии» господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Мор ничего не говорит о развитии техники. В связи с характером производства обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией. Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев, несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту[источник не указан 369 дней], Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и производственной практики.

Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства. В отношении к религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалистического миросозерцания, но в вопросах общества и государства он — чистый рационалист. Признавая, что существующее общество неразумно, Мор вместе с тем заявляет, что оно — заговор богатых против всех членов общества.

Примеры утопии

Сравнивая утопические произведения, написанные в разное время, несложно заметить, как на мысли автора влияет специфика его эпохи. Рассмотрим несколько показательных примеров.

1. «Государство» Платона (370 год до н. э.)

Это произведение написано в виде диалога. Рассказчик беседует с разными персонажами, и это общение позволяет понять общую картину мира. Произведение описывает мир, в котором обязанности четко разделены между тремя сословиями:

  • философы – мудрецы, управляющие государством;
  • стражи – воины, защищающие государство от угроз;
  • кормильцы – производители товаров для жизни, обеспечивающие всех материальными благами.

В «Государстве» Платона нет частной собственности. Все блага являются общими. Общими являются также жёны и дети.

2. «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы (1602)

Данное произведение итальянский философ Томмазо Кампанелла написал, пребывая в тюремном заключении. В его идеальном мире не существует безработицы. Все люди обязаны трудиться, при этом каждый занимается тем делом, для которого имеет талант, а продолжительность рабочего дня составляет 4 часа. Помимо этого все люди обязаны заниматься саморазвитием.

Кампанелла, как и Платон, отрицает институт брака. В его понимании люди не должны связывать себя какими-либо узами, ограничивая свою свободу. Влюблённые могут создавать союзы при условии взаимного согласия. При этом существует некая правящая верхушка, подбирающая каждому человеку «рекомендуемого» партнера, с которым можно рожать детей. Во главе государства стоит философ-первосвященник.

3. «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова (1956)

В данном произведении описан идеальный коммунизм. Все люди дружелюбны, имеют отличное образование, не тяготятся к богатству и излишествам, обладают крепким здоровьем и живут в среднем до 170 лет. Материальных ресурсов хватает для того, чтобы обеспечить счастливую жизнь всему населению, поскольку промышленность полностью автоматизирована. При этом у всех граждан планеты одинаковое право голоса, которым они могут воспользоваться, принимая участие в голосованиях по поводу дальнейшего развития планеты и общества.

История жанра

Одной из первых литературных антиутопий можно считать гоббсовского «Левиафана».

В России в конце XVIII века создателем антиутопии в современной её форме и функции стал писатель Михаил Матвеевич Херасков. В его романе «Кадм и Гармония» имеющем достаточно традиционную для классицизма форму аллегорического странствия, тесно связанного с классическими образцами утопии, мудрец Гифан рассказывает главному герою Кадму поучительную историю о том, как основанное на утопических идеях государство способно эволюционировать к своей противоположности. Группа философов и их последователей на плодородном острове желают создать просвещённое государство. В обществе, освобождённом от всякого социального неравенства, начинается кровавая борьба за власть. Философы, отойдя от участия в общественной жизни, пережидают распрю, а затем убеждают общество в необходимости приватизации: земля, поля и леса делятся между гражданами в равных долях, вводится иерархия чинов. Учёные начинают брать плату за медицинские, юридические и хозяйственные советы, постепенно становясь правителями-олигархами острова, уже совсем не похожего на идеальный.

Удивительные и чрезвычайно своеобразные черты антиутопии XIX века проявляются во вставной притче Фёдора Достоевского из его последнего романа «Братья Карамазовы» — «Великий инквизитор». Выраженные в ней мысли, идеи и художественные образы отчасти предвосхищают великие антиутопии XX века, созданные Евгением Замятиным, Олдосом Хаксли, Джорджем Оруэллом[источник не указан 66 дней].

Своего расцвета жанр достиг в XX веке. В Советской России — стране, в которой утопические идеи пытаются претворить в жизнь на государственном уровне — Евгений Замятин пишет в 1920 году роман «Мы». В нём описано общество, в котором люди превращены в «винтики» системы и даже личное имя человека превращено в номер. Такие детали описанного у Замятина тоталитарного общества, как лоботомия для инакомыслящих, всеобщая слежка посредством «жучков», манипуляции общественным сознанием с помощью средств массовой информации, запрет на эмоции, синтетическая пища вошли в классический арсенал жанра. За романом Замятина в 1925 году следует «Ленинград» Михаила Козырева, Андрей Платонов с середины 1920-х по начало 1930-х годов пишет «Чевенгур» и «Котлован». Из написанного в 1930-е годы за пределами России выделяются такие направленные против тоталитарного социализма произведения, как «Будущее завтра» Джона Кенделла (1933) и «Гимн» Айн Рэнд (1938).

В 1920 году, за год до создания НСДАП, выходит роман американца Майлоу Хастингса «Город вечной ночи», где в Германии, замкнувшейся в подземном городе под Берлином, устанавливается «нацистская утопия», населённая расами генетически выведенных сверхлюдей и их рабов. Антифашистский характер носят книги «Самовластие мистера Парэма» Герберта Уэллса (1930), «Война с саламандрами» Карела Чапека (1936), «Ночь свастики» Кэтрин Бурдекин (1937).

Вслед за «Мы» Замятина классическими образцами жанра становятся романы «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, написанный в 1932 году, и созданный в 1948 году «» Оруэлла.

Хаксли предупреждает об опасностях не насильственного тоталитаризма, но доведённого до абсолюта массового общества потребления. Здесь ликвидированы и табуированы такие понятия, как семья и любовь, детей, изначально разделённых на касты, выращивают искусственно с использованием достижений генной инженерии и клонирования, культивируется ничем не ограниченная свобода сексуальных связей, а все психологические проблемы решаются с помощью лёгкого наркотика под названием «сома». Летоисчисление в «дивном новом мире» ведётся от рождества Генри Форда, создателя массового производства. Тотальное общество потребления, в котором пожарные сжигают книги, способные смутить умы обывателей, рисует в 1953 году Рэй Брэдбери в романе 451°F. В написанной Стругацкими в 1965 году повести «Хищные вещи века» показано общество, где базовые потребности людей удовлетворены, а место духовных потребностей занял «безопасный» наркотик «слег».

Модернизированным вариантом антиутопии стал классический киберпанк.

В чём проблема[править]

Сегодня, читая классические утопии (начиная с платоновского «Государства»), мы понимаем, что в этих обществах нам жить категорически не хотелось бы. Постоянное стукачество? Спаривание людей в евгенических целях под присмотром старейшин? Добровольное самосожжение инакомыслящих? Это всё безошибочно распознаётся нами как приметы лютой диктатуры и кошмарного угнетения — однако Мор, Кампанелла, старина Платон и другие утописты видели во всём этом один сплошной позитив. Они были людьми своего времени, в котором, например, счастливый брак по любви был страшной редкостью, преимущественно браки заключались для продолжения рода с энной долей расчёта. Но раз уж жениться на нелюбимых — то почему бы не делать это более рационально, подбирая партнёров согласно требованиям гармонии, а не по толщине кошелька? И если людей всё равно подвергают мучительным казням, то не лучше ли будет, если это сделает справедливый суд? Словом, авторы смотрели на мир сквозь призму привычных им представлений, и идеал воображали, отталкиваясь от окружающей их реальности.

А теперь внимание, лопата: мы тоже люди своего времени, и свои идеалы творим, отталкиваясь от того, что нас окружает в реальности. Наше восприятие далеко не идеально, и наше воображение ему под стать

Поэтому наши сегодняшние представления об идеальном, вполне возможно, покажутся потомкам кошмаром.

Собственно, поэтому каждая утопия несёт в себе зёрна антиутопии. Тем, кто разделяет систему ценностей автора, мир его воображения кажется идеальным — но тем, кто смотрит на вещи из другой перспективы, он может (и не без оснований!) показаться ужасным.

Поэтому многие любители утопий так нетерпимы к критике любимых произведений. Покушаясь на утопию, критик тем самым покушается на всю систему ценностей автора. А таких вещей люди ближнему не прощают.

Что касается Томаса Мора и написанного им тропнеймера, то автору данного абзаца попадался занятный литературный анализ, утверждающий, что Мор совершенно осознанно и целенаправленно писал довольно злую сатиру. Увы, из всех аргументов запомнился только один: ревностный католик Томас Мор, которого твердость религиозных убеждений привела на плаху, никак не мог в идеальном обществе описывать церковь, где допустимо женское священство, а всякий молится в общем храме на свой лад любому божеству по вкусу.

Особенности утопий в эпоху Просвещения

Основой утопизма в философии эпохи Просвещения, стал мотив путешествия в далекие неизведанные земли. Он родился из средневековых традиций описания жития святых, чьей главной целью было достижение райского сада, т. е. путешествие длиной в жизнь. Из эпохи Ренессанса, была взята и развита традиция помещать воображаемый мир на другую планету, в основном, на Луну. Государственные устои лунных жителей отличаются от земных. Главный герой произведения, попадая на Луну и знакомясь с их традициями, понимает, что такая жизнь ему нравится больше, и мечтает создать такое же государство на Земле.

Сама суть утопии постепенно изменилась. Из фантазии на тему путешествий в пространстве, она превратилась в мечту о путешествии во времени. Для этого требовалась крепкая научная база и настоящая научная революция. Основоположником нового восприятия науки стал Френсис Бэкон. Его недописанная работа «Новая Атлантида» стала первой в мире научной утопией. Он отходит от пространственного философствования к конкретному представлению о новом обществе, считающего своей главной целью развитие науки. Лондонское научное сообщество взяло описание «Дома Соломона» за основу и использовало его для создания Незримой коллегии, которая в последствие стала Королевским сообществом.

После Английской революции, развитие утопического жанра многократно ускорилось. В это же время появился сатирический жанр негативной утопии. Его классический представитель Джонатан Свифт, который в своих произведениях высмеивал стремление найти обетованную землю.

Первая книга

«Утопия» Томаса Мора, краткое содержание которой вы сейчас читаете, начинается со своеобразного вступления. Томас Мор пишет письмо своему другу Петру Эгидию, в котором просит прочесть свое произведение и подсказать ему, не упущены ли какие-то важные детали.

Повествование ведется от имени самого автора. Он приезжает во Фландрию в качестве посла, чтобы встретится с Петром. Там он знакомится с опытным мореплавателем Рафаилом, который только что вернулся из очередного путешествия.

Рафаил знает множество обычаев и законов, которые существуют в других странах. Рассказывает о тех, которые, по его мнению, можно было бы применить в европейском государстве. Петр советует мореплавателю применить свои знания, устроившись к государю советником. Но Рафаил категорически против. Он считает, что цари слишком много внимания уделяют военному делу, стремясь приобрести новые земли, вместо того, чтобы заботиться об уже имеющихся.

При этом те советники, которые у них есть, как правило, поддерживают владыку, чтобы не уронить свое имя и не впасть в немилость. Рафаил же категорически осуждает войну, считая ее абсолютно бессмысленной. Его возмущает, что убийство и мелкое воровство наказывают одинаково — человека могут отправить на эшафот. При этом толстосумы блаженствуют в роскоши, а обычные люди много работая, нищенствуют, а это способствует развитию преступности.

Утопия как жанр кино

Утопия – это, как известно, идеальная модель общества, построенного на основе безупречных порядков, антиутопия же – полный антипод первого понятия, то есть государство, далеко зашедшее по самым негативным и пагубным путям развития. Но вот тут-то и возникает главный казус – у каждого человека, а тем более творческого, понятия об идеалах и пороках различные. В нашем случае это, впрочем, лишь дарит зрителю огромное разнообразие художественных композиций на любой вкус.

Утопия в кино

  • Классическая кинолента «Капитан Немо и подводный город» 1969-го года, снятая по мотивам творчества Жюля Верна, повествующая о прекрасном фантастическом обиталище в глубинах океана.
  • Великолепный «Плезантвиль» Гэри Росса, в котором американские подростки из девяностых попадают в идеальное общество в стиле мыльной оперы пятидесятых. Не так давно этому же режиссёру доверили съёмки другой антиутопии, отгремевшей в кинотеатрах всего мира – первой части Голодных игр.
  • Телевизионный фильм «Дивный новый мир», где наглядно изображено невероятно упорядоченное государство, без преступности и войн.

Некоторые картины не столь однозначны, и изображенные в них миры можно одновременно назвать и утопией, и антиутопией. Сложно уяснить, как две полных противоположности могут ужиться в одном творении? Проще всего понять это на конкретном примере – философском боевике Эквилибриум с Кристианом Бэйлом. В этом фильме изображено безупречно упорядоченное общество, лишенное изъянов, но одновременно автор задается вопросом – оправдывает ли свою цену достигнутая фантастическим правительством цель? Ведь под совсем иным углом жизнь обывателей в киноленте выглядит хуже самого страшного ужаса. Приблизительно такое же впечатление оставляет после себя и шедевральный мультфильм Тарика Салеха «Метропия», где совсем не по-детски изображено близкое к идеальному государство, изнанка которого совершенно иная.

Детальная история жанра

Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из них является «Государство» Платона, в котором он описывает идеальное государство, построенное по образу и подобию Спарты, с отсутствием таких недостатков, присущих Спарте, как повальная коррупция (взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п.

Жанр появляется вновь в Эпоху Возрождения, что связано с именем Томаса Мора, написавшего «Утопию». После этого начался расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов. Позднее, с началом промышленной революции, начали появляться отдельные произведения в жанре антиутопии, изначально посвящённые критике сложившегося порядка (см. утопический социализм). Ещё позднее появились произведения в жанре антиутопии, посвящённые критике утопий.

В современной литературе утопия рассматривается среди жанров научной фантастики. В утопиях конструируется некая «вторая действительность», которая противопоставляется окружающей реальности и содержит острую критику современности. Расцвет утопической литературы совпадает с полосами острых культурных кризисов и кардинальных перемен в жизни общества.

Утопизм Ренессанса

Начало эпохи Ренессанса ознаменовал расцвет гуманизма. Основой морали нового общества стало наследие Платона. Его работы, переведенные на латинский язык, стали противовесом в борьбе с католическим государством, опиравшимся на учение Аристотеля. Платонисты распространяли его учение по всей Европе, и вскоре это привело возникновению прямого конфликта с христианской этикой. Главным стремлением гуманистов стали: реформация государства и возрождение языческого мировоззрения.

Первая книга эпохи Возрождения, положившая начало жанру утопии — «Утопия» Т. Мора. Современники не поняли изначальный замысел писателя создать сатирическое произведение, и восприняли его, как социально-политический роман. Название острова Утопия стало нарицательным. Перевод на английский язык позволил напечатать и распространить «Утопию» в Европе. Мора стали воспринимать, как автора-реформатора, а его произведение, как основу социализма. Именно оно послужило основой создания идеи коммунизма.

Что такое утопия?

Понятие «утопия» буквально переводится, как «несуществующая идеальная страна». Его автор — Т. Мор. Впервые он упомянул его в своем трактате об устройстве идеального государства. Обсуждая трактат в переписке с Эразмом, он рассуждал о возможности создать такую страну, в которой возможна счастливая жизнь для всех. Слово утопия стало нарицательным. Впоследствии, благодаря переводам на разные языки, термин распространился и получил более широкую трактовку. Из названия идеальной страны он превратился в жанр литературы.

Отличительные черты утопии, как жанра:

  1. В утопических произведениях описываются строгие временные рамки, поскольку у идеальной страны нет будущего и прошлого.
  2. Жители утопической страны обладают единой точкой зрения, у них не возникает сомнений и противоречий. Они обезличены, индивидуальных черт характера нет.
  3. Внутренний конфликт в утопии невозможен. Люди существуют в таких условиях, которые не предполагают столкновения интересов.
  4. Все процессы в обществе происходят по четко заданному сценарию, в котором не предполагается изменений.
  5. Утопия существует в отдельном замкнутом пространстве. Жители не покидают пределы страны и часто не догадываются о существовании других.
  6. Идеализм утопии противопоставляется реальному миру, поэтому в утопических историях не может быть сатиры.

Становление идей утопии происходило неравномерно. На представление об идеальной стране влияла, постоянно изменяющаяся, политическая ситуация в мире и личные представления авторов-утопистов.

Значение утопии в философии социализма

Идеи социализма изначально воспринимались, как некий недостижимый идеал. В своих работах, К. Маркс проводит четкую границу между социализмом утопическим и социализмом научным, который стал основой для идей марксизма и коммунизма.

Маркс и Энгельс, работая над принципами построения идеального будущего, критиковали западный идеализм за абсурдность и абсолютную неспособность реализовать его в условиях существующего политического строя. Их основные претензии сводились к таким проблемам:

  1. Отсутствие реальной основы, на которую можно было бы ориентироваться при построении нового общества. По представлениям Маркса, новый мир нужно было не создать с нуля, а преобразовать старый под другие требования.
  2. Западные утописты представляли утопию как конечный результат, не уделяя внимания самому процессу реформации мира. Марксизм требовал не просто создания четкого плана, а максимальной детализации технологии достижения новой формы власти. Если для западников утопия была просто мечтой, для Маркса она была целью.
  3. Классическое государство в утопической литературе описывалась, как замкнутая система. Появившись однажды, оно не менялось и не развивалось. Но в реальности, человеческое общество развивается постоянно и государство должно соответствовать его потребностям. Поэтому утопический мир нужно создавать с учетом потребностей, которые могут возникнуть через сотни лет после революционной смены власти.

Понятие «утопический социализм», введенное Т. Мором, Энгельс взял за основу при разработке своих утопических идей. Но параллельно с ним, созданием плана построения утопического государства занимался К. Каутский. Его идеи были настолько похожи на идеи Энгельса, что зачастую они сливались воедино и имя Каутского практически не упоминается в официальных источниках.

Новая гармония и утопические эксперименты

С достижениями промышленной революции, перспектива достижения утопии казалось реальной, особенно в таких странах, как США. Количество утопических общин резко увеличилось в конце 1800-х годов. Обычно они создавались на основе тех или иных религиозных или идеологических идей. Одна из таких общин называлась «Новая гармония» и была основана валлийским промышленником Робертом Оуэном. Община выросла в целый город, который в 1825 году стал настоящим центром достижений в области образования и научных исследований, но, в конечном счете, неправильный экономический подход разрушил перспективное начинание.

«Мор. Утопия» и «Битва за Утопию»

Слово «утопия» используется в массовой культуре. Например, существует две популярные игры с этим словом в названии: «Мор (Утопия)» и «Эволюция: Битва за Утопию».

«Мор (Утопия)» или Pathologic — российская компьютерная игра 2005 года, посвященная выживанию в странном городе в условиях смертельной эпидемии. На выбор предлагается три протагониста — Бакалавр, Гаруспик и Смозванка. После того, как игрок выбирает одного из них, двое других также действуют в игре параллельно. Помимо сюжетных заданий, герою нужно заботиться о еде, сне и том, как не заразиться Песочной Язвой.

Обложка игры «Мор (Утопия)»

Критики высоко оценили игру, похвалив ее за оригинальность, множество вариантов прохождения, незабываемую атмосферу и глубину диалогов. Кто-то называл ее «игровым артхаусом». Коммерческого успеха «Мор» не имел, но приобрел немало верных поклонников, что позволяет отнести ее к разряду культовых видеоигр.

«Мор (Утопия)». Скриншот из игры: AG.ru

В названии игры «заключена некоторая ирония — к Томасу Мору это никакого отношения не имеет», признают разработчики. Первоначально они хотели назвать игру «Эпидемия», но это слово сочли слишком тривиальным. Поэтому использована игра слов: Мор как автор «Утопии» и мор как болезнь, а утопия — как название его книги и как нечто фантастическое, невероятное.

В 2014 началась разработка новой игры под названием «Мор» (Pathologic 2) для PC, PS4 и Xbox One.

«Эволюция: Битва за Утопию» (Evolution: Battle for Utopia) — мобильная игра 2014 года. Сочетает черты «стрелялки», ролевой игры и головоломки. Протагонист «Эволюции» — капитан космического корабля, который потерпел крушение на планете Утопия, пережившей глобальную катастрофу. Задача игрока — строить базу и защищать ее от нападений монстров, сражаться с другими игроками, попутно разгадав загадку Утопии.

Игровой процесс «Эволюция: Битва за Утопию». Скриншот с сайта evo.my.com

Пользователи и пресса высоко оценили «Битву за Утопию», iTunes и Google Play включили ее в число лучших игр 2014 года.

В 2018 году вышло продолжение игры — «Эволюция 2: Битва за Утопию».

«Утопия» Томаса Мора

Изначально Утопия — это название вымышленной страны из книги англичанина Томаса Мора, опубликованной в 1516 году. Utopia на латыни означает «нигде», «место, которого нет». Полное название книги — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Полный текст можно прочитать здесь.

В первой части «Утопии» Томас Мор критикует современную ему Англию: особенно разорение крестьян, которых богачи выгоняют с земли и отдают поля под пастбища для овец («Овцы съели людей»). Гуманист Мор выступает против королевского деспотизма, войн, смертной казни.Томас Мор. Портрет работы Ганса Гольбейна Младшего. 1527

В второй части книги Мор рассказывает об устройстве фантастического острова Утопии, где удалось построить идеальное государство. Утопия включает 54 города, в каждом из которых живет 6000 так называемых «семей». В«семье» — 10-16 взрослых, которые занимаются определенным ремеслом. Вокруг городов живут «деревенские семьи», где каждый горожанин обязан проработать не меньше двух лет. Труд обязателен для всех, но утопийцы работают всего по шесть часов в день.

Чиновников в Утопии выбирают, причем на высокие должности — только из числа ученых. Эти мудрые мужи образуют городской сенат, а тот выбирает князя. Просвещенный монарх правит пожизненно, если не будет уличен в деспотизме.

В Утопии нет частной собственности — Томас Мор считал ее злом. Поэтому почти нет преступности, не нужны сложные законы. Утопия ни с кем не воюет, но готова к обороне. В Утопии царит веротерпимость, запрещен только атеизм .

Судьба самого Томаса Мора сложилась печально. Он вступил в конфликт с королем Генрихом VIII. Когда монарх решил развестись с очередной женой, порвал отношения с Папой Римским и создал независимую Англиканскую церковь, Мор ушел с поста лорда-канцлера. Он отказался принести присягу на верность династии. За это вольнодумец был в 1534 году посажен в Тауэр, а летом 1535-го ему отрубили голову.

Казнь Томаса Мора. Иллюстрация 1870 года из Библиотеки конгресса США

Утопизм за пределами стран Запада

В общую категорию незападного утопизма относят всю литературу, которая была создана в станах Ближнего и Среднего Востока. Также к ней причисляют произведения авторов из Латинской Америки, Индии и Китая. Согласно представлениям Л. Сарджента, незападный утопизм создан на основе политических идеологий. Поскольку большинство стран третьего мира были колониями, главной идеей для них было освобождение и приобретение независимости.

Утопии и ислам

Для философии ислама, представления об идеальном государстве базируются на религиозных воззрениях. Утопической страной должен был управлять Аллах, а все живое — подчиняться его воле. Некоторые писатели находили вдохновение в античных текстах, в частности, работах Платона и Аристотеля. Но к античным воззрениям примешивались исламские ценности. Всеобщее счастье утописты-мусульмане видели в разумном, добродетельном управлении человеческими судьбами Высшей силой.

Концепция утопии Томаса Мора

У Томаса Мора «Утопия» – это название острова, на котором существует то самое идеальное государство с наилучшим устройством. Автор не объясняет название, но считается, что оно переводится как «Нигде» или «Несуществующее место». Вымышленный остров он противопоставляет Англии того времени, когда нормой считалось согнать людей с обжитых ими земель, чтобы расширить пастбища для скота.

У гуманиста Мора это обстоятельство вызывало негодование, поэтому первая часть книги строится на критике английских порядков, воинственности королевства и низкой цены человеческой жизни. Во второй части он переходит к описанию Утопии – фантастического острова, на котором построено идеальное государство. В нём существует всего 54 города, в каждом городе живёт 6000 «семей», а в каждой семье присутствует от 10 до 16 взрослых людей. Все обязаны работать, но продолжительность рабочего дня составляет всего 6 часов.

Каждый человек в Утопии работает по своему призванию. Это позволяет ему быть максимально эффективным, занимаясь любимым делом. Также на острове предусмотрено что-то вроде трудовой повинности, похожей на обязательную службу в армии. Каждый горожанин должен отработать в деревенской семье 2 года.

Управлением занимаются только люди с очень высоким уровнем интеллекта и образования. Самые умные и мудрые люди работают в сенате, который возглавляет князь (адем). Князя выбирает сенат, после чего тот правит пожизненно, но за деспотизм может быть лишен своего титула.

Из самых интересных особенностей Утопии можно назвать отсутствие частной собственности и очень простое законодательство, обусловленное низким уровнем преступности. У острова сильная армия, которая нужна ей только для обороны. На острове хорошо относятся ко всем религиям, но каждый должен во что-то верить, поскольку атеизм запрещён.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector