Как выглядит крестоносец
Содержание:
- Сколько весил меч Александра Невского? Есть мнение что Пять пудов
- Дуэльный ритуал
- Меч Александра Невского обладал волшебными свойствами?
- «Меч-сто-голов-с-плеч»
- «Рука бойцов колоть устала»
- Мистический меч
- Строение меча
- Кусанаги-но цуруги
- «Была бы булава, будет и голова»
- Сивка-бурка, вещая каурка
- Доспехи.
- Доспехи
- Соловей-разбойник
- Мягкость и твердость
Сколько весил меч Александра Невского? Есть мнение что Пять пудов
Меч – главное орудие воина 13 века. А орудовать 82-килограммовым (1 пуд — чуть больше 16 кг) холодным оружием, мягко говоря, проблематично.
Считается, что самым тяжёлым в истории мира был меч Голиафа (царь Иудеи, воин огромного роста) – его масса составляла 7,2 кг. На гравюре ниже, легендарное оружие находится в руке Давида (это враг Голиафа).
Историческая справка: обычный меч весил около полутора килограммов. Мечи для турниров и других состязаний – до 3 кг. Парадное оружие, выполненное из чистого золота или серебра и украшенное самоцветами, могло достигать массы в 5 кг, однако на поле боя оно не применялось ввиду неудобства и большого веса.
Взгляните на картину ниже. Она изображает Великого Князя в парадной форме, соответственно и меч большего объёма — для парада, для придания величия!
Откуда же появились 5 пудов? Видимо историкам прошлых столетий (а особенно Средневековья) было свойственно приукрашивать действительные события, выставляя посредственные победы великими, обычных правителей – мудрыми, некрасивых князей – прекрасными.
Это продиктовано необходимостью: враги, узнав о доблести, мужестве и могучей силе князя, должны были отступить под натиском страха и такой мощи. Именно поэтому есть такое мнение, что меч Александра Невского «весил» не 1,5 кг, а целых 5 пудов.
Дуэльный ритуал
Дуэль всегда подразумевала наличие строгого и тщательно исполняемого ритуала, следование которому в дворянской системе координат отличало благородный поединок от банального убийства. Как правило, дуэль начиналась с вызова, которому, в свою очередь, предшествовал конфликт и оскорбление чести.
Традиционно различают два вида оскорбления: словесное и оскорбление действием. Наиболее распространенное и наиболее болезненное словесное оскорбление — «подлец», поскольку оно не только обвиняет в бесчестии, но и приравнивает дворянина к человеку «подлого», низшего происхождения. Также были очень распространены оскорбления вроде «трус» или «лжец», которые ставили под сомнение наличие у человека качеств, столь важных для дворянина.
Оскорбление действием было более жестким, так как сводилось к обращению с дворянином как с простолюдином, которого позволительно ударить. При этом совсем не обязательно было наносить телесные повреждения — достаточно было просто замахнуться. Однако самым распространенным оскорбительным действием являлась пощечина или же удар перчаткой, который и вовсе символизировал нежелание «марать руки».
Оскорбленная сторона требовала удовлетворения, или сатисфакции, причем любое общение между дуэлянтами в этот момент прекращалось — все обязанности перекладывались на плечи секундантов, которые брали на себя две функции, организаторскую и «адвокатскую». С позиции организаторов секунданты занимались устройством дуэли, договаривались об оружии, времени и месте проведения поединка, были посредниками в общении своих принципалов и направляли противнику письменный вызов, или картель.
Секундант также был обязан попытаться примирить враждующие стороны и быть готовым в любой момент выступить в качестве замены своего принципала, поэтому в секунданты выбирали людей близких — родственников, но чаще друзей. Впрочем, не стоит забывать, что дуэль являлась преступлением и за участие в ней секунданты наказывались не менее строго, чем сами дуэлянты.
Как правило, дуэль проводилась на следующий день после нанесения оскорбления, поскольку дуэль непосредственно в день оскорбления превращала благородный поединок в вульгарную стычку и вся значимость ритуала пропадала.
Однако была возможность отсрочить поединок и на более долгий период — например, если дуэлянту было необходимо привести в порядок свои дела или отслужить военную кампанию. В каждом отдельном случае противники и секунданты решали, является ли причина отсрочки достаточно уважительной, поскольку требование отодвинуть дуэль по подчеркнуто неуважительной причине считалось дополнительным оскорблением.
Естественно, особые требования предъявлялись к одежде дуэлянтов во время битвы (приличная одежда, без какой-либо защиты) и к оружию (оно должно было быть одинаковым и ранее не использованным дуэлянтами).
Любое пренебрежение правилами дуэльного этикета в первую очередь унижало самого дуэлянта, однако были способы унизить и противника: например, как неуважение и презрительное отношение к противнику воспринималось опоздание на дуэль.
При этом негласные правила дуэли в России были крайне жестокими. Дуэлянты зачастую стрелялись с очень близкого расстояния, а этикет перемирия во время поединка хоть и существовал, но далеко не всегда вступал в силу. К тому же в пистолетах обычно уменьшали заряд, тем самым уменьшая шансы стрелявшихся на то, чтобы выжить. Если дуэлянт не погибал, а был ранен, пуля намертво застревала в его теле, что затрудняло лечение и часто приводило к долгой и мучительной смерти.
Меч Александра Невского обладал волшебными свойствами?
В битве на Неве славянские войска были в меньшинстве, однако многие шведы бежали с поля боя ещё до того, как началось сражение. Был это тактический ход или роковая случайность – не ясно.
Русские воины стояли лицом к восходящему солнцу. Александр Невский был на возвышении и поднял меч вверх, призывая воинов к битве, – в этот момент лучи солнца попали на клинок, заставив сталь светиться и напугав противника.
Согласно летописям, после Невского сражения меч отнесли в дом старейшины Пелгусия, где хранились и другие драгоценные вещи. Вскоре дом сгорел, а погреб был засыпан землёй и обломками.
С этого момента мы начинаем путешествие по шаткому миру домыслов и догадок:
-
- В 18 веке монахи недалеко от Невы возводили церковь. При строительстве они обнаружили сломанный надвое меч Александра Невского.
- Монахи справедливо решили, что обломки клинка должны защищать храм от напастей, а потому положили их в фундамент здания.
- Во время революции 20 века церковь и сопутствующие ей документы уничтожили.
- В конце 20 века учёные обнаружили дневник Андрея Ратникова (это белый офицер), несколько страниц которого были посвящены легендарному клинку.
Сколько весил меч Александра Невского? Одно мы можем сказать наверняка: не 5 пудов, скорее всего как обычный клинок 1,5 кг. Это был прекрасный клинок, принёсший воинам Древней Руси победу, повернувшую ход истории!
«Меч-сто-голов-с-плеч»
Правда или сказка, но русские богатыри могли мечом разрубить напополам врага вместе с лошадью. Неудивительно, что за русскими мечами велась настоящая «охота». Однако в отличие от меча, добытого у врага в бою, изъятый клинок из кургана никогда не приносил удачи своему хозяину. Выковать же меч могли себе позволить только состоятельные воины. Самым известным, например, в IX веке считался кузнец Лютода. Мастер ковал высококлассные булатные уникальные мечи. Но преимущественно все же мечи делали заграничные мастера, и самыми популярными были каролингские мечи, клинок которых преимущественно представлял собой стальные лезвия, наваренные на металлическую основу. Ратники скромного достатка вооружались более дешевыми цельножелезными мечами. По лезвию оружия пускали долы, которые облегчали его вес и повышали прочность. Со временем мечи стали короче (до 86 см) и чуть легче (до килограмма), что не удивительно: попробуй-ка порубись минут 30 полуторакилограммовым метровым мечом. Правда, встречались особенно выносливые дружинники, которые орудовали двухкилограммовым мечом длиной 120 см. Оружие вкладывали в обитые кожей или бархатом ножны, которые декорировались золотыми или серебряными насечками. Каждый меч получал при «рождении» имя: Василиск, Горыня, Китоврас и др.
«Рука бойцов колоть устала»
Копье – оружие универсальное, военно-охотничье. Копье представляло собой насаженный на прочное древко стальной (булатный) или железный наконечник. В длину копье достигало 3 метров. Иногда часть древка заковывалась в металл, чтобы враг не смог перерубить копье. Интересно, что наконечник мог достигать в длину полуметра, были случаи и применения целого «меча» на палке, при помощи которого не только кололи, но и рубили. Любили копья и всадники, но они использовали другой способ ведения боя, нежели средневековые рыцари. Следует заметить, что таранный удар появился на Руси только в XII веке, что было вызвано утяжелением доспехов. До этого момента всадники наносили удар сверху, предварительно сильно замахнувшись рукой. Для метания воины использовали сулицы – легкие копья длиной до полутора метров. Сулица по своему поражающему эффекту была чем-то средним между копьем и стрелой, выпущенной из лука.
Мистический меч
Русские войска одержали победу, несмотря на свое меньшинство. Невский был потрясающим тактиком, поэтому благодаря его уму и бесстрашию воины победили врага. В этой истории есть также мистический эпизод. По легенде, враг был смертельно напуган мечом Александра Невского, который очень странно светился. Александр прекрасно владел этим оружием, одним ударом снося головы сразу троим шведам. Но, как говорится, у страха глаза велики. Мистический ореол оружию, скорее всего, придали шведские солдаты, чтобы оправдать свое поражение. А меч Александра Невского просто попал под лучи солнца.
Дело в том, что русские войска были расположены лицом к небесному светилу. Его луч попал на поднятый вверх меч, и напуганная шведская армия приняла его за что-то сверхъестественное. К тому же в этой баталии князь сломал орудие о голову Биргера — предводителя врагов. Одержав победу в этой битве, князь Александр получил свое звучное прозвище — Невский.
Строение меча
В зависимости от своего строения были разные типы мечей, которые предназначались для разных техник боя. Среди них можно выделить мечи для колющих ударов и мечи для ударов рубящих
При изготовлении мечей особое внимание уделялось следующим параметрам:
- Профиль клинка – он изменялся из века в век в зависимости от господствующей техники боя в ту или иную эпоху.
- Форма сечения клинка – она зависит от применения в бою данного вида меча.
- Дистально сужение – оно влияет на распределение массы по мечу.
- Центр тяжести – точка равновесия меча.
Сам же меч, грубо говоря, можно поделить на две части: клинок (тут все понятно) и эфес – сюда входит рукоять меча, гарда (крестовина) и навершие (противовес).
Вот так подробное строение средневекового меча выглядит наглядно на картинке.
Кусанаги-но цуруги
Японская катана «Кусанаги-но цуруги» или «меч, косящий траву», по легенде, помогла первому японскому императору Дзимму завоевать Японию. Не удивительно, ведь она изначально принадлежала богу ветру Сусанно, брату богини солнца Аматератсу. Он обнаружил его в теле убитого им чудовищного дракона Ямата-но ороти, и подарил своей сестре. Она же, в свою очередь, преподнесла его людям в качестве священного символа.
Кусанаги долгое время был святыней храма Исоноками-дзингу, куда его перенес император Судзин. В настоящее время в храме закреплен железный меч. В 1878 году, во время раскопок, был найден клинок крупного меча общей длиной 120 см. Предполагается, что это и есть легендарный Кусанаги-но цуруги.
«Была бы булава, будет и голова»
Родительницей и булав, и палиц можно считать дубину – древнерусское оружие «массового поражения». Дубину предпочитали ополченцы и бунтующий люд. Например, в войске Пугачева были люди, вооруженные только дубинами, которыми они с легкостью крошили черепушки врагов. Лучшие дубины изготавливались не абы из какого дерева, а из дуба, на худой конец – из вяза или березы, при этом брали самое прочное место, где ствол переходил в корни. Для усиления разрушающей силы дубины ее «декорировали» гвоздями. Такая дубина уж не соскользнет! Булава же представляла собой следующую «эволюционную ступень» дубины, наконечник (навершие) которой делали из медных сплавов, а внутрь заливали свинец. Отличается палица от булавы геометрией наверший: грушевидное шипованное оружие в руках богатырей – это палица, а оружие с кубическим навершием, «украшенное» крупными треугольными шипами – это булава.
Сивка-бурка, вещая каурка
Художник И. Ожиганов
В молодецком кличе «Сивка-бурка, вещая каурка», обращенном к коню, содержатся серьезные противоречия. Дело в том, что сивая, бурая и каурая масти — это совсем не одно и то же. Объединяет их одно — все три считались признаками беспородных, дешевых лошадей.
Поэтому, называя таким образом животное, хозяин выражал к нему пренебрежение. Но зачем называть так волшебного коня, способного переносить хозяина по воздуху на огромные расстояния? Совершенно ясно, что здесь вмешались древние суеверия, связанные со сглазом.
Хороших коней на Руси было принято вслух ругать, чтобы не вызывать ни у кого зависть. Отсюда и «ласковое» обращение к коню «волчья сыть, травяной мешок». Можно сказать, что обзывая своего скакуна сивкой-буркой его хозяин заботится о нем и иносказательно сообщает нам, что очень им дорожит.
Доспехи.
При произнесении слова «крестоносец», в сознании всплывает образ покрытого железными доспехами рыцаря со щитом и тяжелым мечом. Но это не всегда так
Во времена первого похода, основу доспехов составляла броня из дубленой кожи или ткани, покрытая металлическими элементами. Часто встречался доспех из кожи без какого-либо покрытия. В это время самой тяжелой броней была кожаная с металлическими клепками или бляхами.
Позже, ближе к XI веку были придуманы усовершенствованные виды доспехов. Кольчатый доспех, представлял собой кожаное платье, на которое рядами нашивались кольца и чешуйчатый, где на кожаную основу кольца нашивались внахлест.
Следующая модификация – кольчуга. Она представляла собой сплетенную из железных колец рубашку, без кожаной основы. Под кольчугу надевалась либо ткань, либо кожа, либо стеганка. Элитные виды кольчуги были длинными, почти до колена, полностью защищали руки и голову. Также аристократы дополнительно использовали щиты. Шлем делали из меди, иногда из более крепкого металла, чаще всего он был заострен кверху.
Доспехи
Традиционная концепция неизменно упоминает об ужасающе тяжелом оборонительном снаряжении и оружии крестоносцев, в противовес «легкому и подвижному» противнику, однако это не соответствует истине, тем более в Первом Крестовом походе.
Участники Первого крестового похода, 1095 — 1099 гг.: лотарингский рыцарь (слева) и норманнский воин из Южной Италии.
В XI столетии кроме этих двух видов панциря появляются и два других. Изображение их сохранилось на коврах в Байо, где мы видим норманнов в таком вооружении. Это кольчатый и чешуйчатый панцири. В первом случае железные кольца нашивались на кожу рядами, во втором кольца нашивались, перекрывая часть соседнего. Усовершенствованный вид последнего панциря представляют брони и кольчуга — главнейшие доспехи рыцарей до половины Средних веков, когда стали делать сплошные железные доспехи. Броня — все на ту же кожаную основу нашиваются ряды железных колец, нанизанные на ремни; каждое кольцо покрывает часть соседнего. Кольца крепко пришиваются к основе.
Кольчуга состоит из железных колец, скрепленных разными способами между собой. Основа отсутствует. Существует теория (ее, в частности, придерживается и П. П. фон Винклер, видный историк конца XIX века), что кольчуга имеет чисто восточное происхождение и появляется в Европе только в результате Крестовых походов, не ранее XII века. Русский же историк второй половины XX века утверждает, что на самом деле кольчугу в Европе знали и изготовляли еще со времен античности и на протяжении всего первого тысячелетия нашей эры.
Шлемы до XI века по большей части делались из меди. Обычным был клепанный, куполообразный шлем, с заостренным верхом, без забрала, изобретенного позже, с широким наносником (норманнский шлем). К шлему прикреплялось покрывало, ниспадавшее на спину, назначение которого было предохранить шлем от солнечных лучей, а также и несколько ослабить силу удара.
Конская броня появилась в XII веке, будучи пока еще только плотной матерчатой или войлочной попоной. Железо, начиная с кольчуги, стало защищать лошадь уже в XIII веке. Сама идея бронирования лошади пришла в Европу с Востока — из мусульманских стран или от татаро-монголов — через посредство Руси.
Соловей-разбойник
Художник В. Лосин
Наиболее известный отрицательный персонаж русских былин, вне всякого сомнения, — это Соловей-разбойник. Промышлял этот злодей на дорогах, подстерегая путников и целые дружины. Этот герой пришел в народный эпос также из реальной жизни. Оказывается, прототипов у Соловья-разбойника было несколько и жили они в разное время.
Речь идет о трех предводителях разбойничьих шаек по имени Соловей, орудовавших на Руси с XIII по XVI столетие. Засаду разбойники, как правило, устраивали в кустах или на деревьях, а тайные команды подавали друг другу, мастерски имитируя птичьи крики.
Наиболее известным из этих трех атаманов был мордовский разбойник Соловей, которого поймала в XV веке новгородская дружина. Его, вместе с собратьями по разбою и сыновьями-подельниками судили и, согласно вынесенному приговору, казнили на главной площади.
Мягкость и твердость
В результате вышеперечисленных операций мы получили три примерно трехкилограммовых заготовки из разных видов стали в форме полос. Однако от этих полос до меча еще довольно далеко. По словам Василия, «это пока еще не детали клинка, а лишь материал, из которого они будут сделаны».
Одним из способов создать твердую режущую кромку оружия в XIII веке была цементация — поверхностное упрочнение, то есть науглероживание поверхности изделий, изготовленных из относительно мягкой стали. Изделие помещали в закрытый сосуд, заполненный органическим веществом — карбюризатором, в роли которого чаще всего выступал уголь, толченые рога или их смесь. Затем сосуд помещали в печь, где при температуре свыше 900 С без доступа воздуха карбюризатор обугливался и поверхность изделия постепенно насыщалась углеродом. Этот способ достаточно широко применялся для науглероживания топоров и клинков (более-менее массовых изделий). Но цементация — это упрочнение поверхностного слоя определенной глубины; когда этот слой стачивался, режущая кромка переставала держать заточку, и оружие приходилось подвергать новой процедуре цементации. А при увеличении глубины цементации возрастал риск сделать поверхность слишком хрупкой. Так что этот способ мы отвергли, поскольку он все-таки не позволяет достичь нужных нам качеств. Ведь «совершенный клинок» XIII века (равно как и любого другого времени) должен быть упругим, гасить колебания при ударах, вязким, а не хрупким, но в то же время режущая кромка лезвия должна быть твердой и хорошо держать заточку. Создать такой меч из гомогенного материала практически невозможно, поэтому мы решили прибегнуть к композитной технологии того времени, используя пакетную схему и «узорную сварку» (pattern welding). Наш меч будет «построен» из семи пакетов трех видов, каждый из которых выполняет свою задачу.
Историческая сталь Сталь, полученная после переплавки кричного железа в глиняном тигле. Реальный слиток, найденный при археологических раскопках городища близ Новгорода.
Первый пакет изготавливается из мягкого низкоуглеродистого (до 0,3% углерода) железа. Из вытянутых полос этого мягкого железа составляем шестислойный «сэндвич», проковываем его (при этом слои свариваются в единый пакет), разрубаем и складываем пополам, вновь проковываем, повторяя этот процесс восемь раз и получая в итоге пакет из относительно мягкой дамасской стали, насчитывающий примерно 1500 слоев. Этот пакет будет «становым хребтом» нашего меча — его сердцевиной. Такая вязкая сердцевина работает на сжатие, воспринимает ударные нагрузки и гасит колебания, не давая мечу сломаться при сильных ударах. Она также связывает все окружающие пакеты, выполняющие другие задачи, в единое целое.
Подготовка пакетов Из полученных после переплавки сталей собираются пакеты, которые послужат деталями клинка. Справа — прокованная заготовка лезвия из высокоуглеродистой стали, закаленная и затем сломанная для оценки твердости, хрупкости и красноломкости.
Второй пакет — это будущее лезвие. Для его изготовления мы использовали два полученных нами ранее вида стали — среднеуглеродистой и высокоуглеродистой. Чередуя полосы этих двух видов так, чтобы среднеуглеродистый материал оказался «снаружи», складываем сэндвич из семи слоев и, пересыпав флюсом, свариваем их в единый пакет. Затем разрезаем, складываем пополам и вновь проковываем. Повторяем операцию еще 14 раз. Легко подсчитать, что в итоге при таком складывании мы получим… более 200 000 слоев! Учитывая, что финальная толщина пакета составляет 6 мм, можно вычислить толщину слоя — около 30 нм. «Фактически средневековые нанотехнологии! — смеется Василий. — На самом деле, конечно, это весьма условные ‘слои’ — при таком перемешивании структура стали получается близкой к гомогенной». Лезвие в итоге должно быть твердым и хорошо держать заточку.
Пакетная схема Наш клинок будет собран из семи пакетов, каждый из которых выполняет свою задачу.