Амс «вега-1» и амс «вега-2»
Содержание:
- 2МВ
- ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА. ВЕНЕРА – «РУССКАЯ ПЛАНЕТА»
- Подробности
- Проблема отсутствия у Венеры магнитного поля
- Размер, масса и орбита планеты Венера
- Чем так манила к себе Венера
- ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА. 35 ЛЕТ ПОЛЕТУ АМС «ВЕНЕРА-16»
- Общие сведения
- Слои атмосферы на Венере
- 1ВА
- Проблема отсутствия у Венеры магнитного поля
- С чего должна была начаться колонизация Венеры
- 3МВ
2МВ
Второе поколение АМС серии 2МВ запускалось в стартовое окно 1962 года для исследования Венеры и Марса. Для венерианской программы было выделено три аппарата, два из которых предназначались для посадки (индекс 2МВ-1) и один — для изучения планеты при пролёте (индекс 2МВ-2). Учитывая прошлый опыт, разработчиками была полностью перепроектирована система связи. Унифицированная космическая платформа состояла из двух частей — унифицированного орбитального отсека (одинаковый для всех аппаратов, запускаемых для исследования Венеры и Марса) и специального отсека, оснащаемого научными приборами в зависимости от цели миссии.
Ни один из аппаратов не смог даже достичь орбиты Земли из-за аварий разгонного блока «Л» ракеты-носителя Молния.
Название | Дата запуска | Стартовая площадка | Ракета-носитель | NSSDC ID | SCN | Статус | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
2МВ-1 № 3 (Спутник-19) | 25.08.1962 02:52:00 UTC | Байконур, Пл. 1 | Молния / Блок «Л» | сход с орбиты | АМС утеряна из-за аварии разгонного блока. | ||
2МВ-1 № 4 (Спутник-20) | 01.09.1962 02:24:00 UTC | Байконур, Пл. 1 | Молния / Блок «Л» | сход с орбиты | АМС утеряна из-за аварии разгонного блока. | ||
2МВ-2 № 1 (Спутник-21) | 12.09.1962 01:40:00 UTC | Байконур, Пл. 1 | Молния / Блок «Л» | сход с орбиты | АМС утеряна из-за аварии разгонного блока. |
ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА. ВЕНЕРА – «РУССКАЯ ПЛАНЕТА»
1 марта 1966 года автоматическая межпланетная станция (АМС) «Венера-3» достигла поверхности Венеры, став первым в мире аппаратом, перелетевшим с Земли на другую планету. АМС «Венера-3» (разработана и изготовлена в ОКБ-1, ныне РКК «Энергия») была запущена с БАЙКОНУРА 16 ноября 1965 года с помощью ракеты-носителя «Молния». Масса станции составляла 960 кг.
Пройдя расстояние около 350 млн км, АМС достигла поверхности Венеры к востоку от кратера Мид. Спускаемый аппарат станции имел вид шара диаметром 900 мм и был оснащён теплозащитным покрытием и парашютом. Его тщательно стерилизовали, чтобы предотвратить биологическое загрязнение Венеры. Внутри находились радиосистема, научная аппаратура, источники питания и вымпелы с изображением герба СССР. По ряду причин станции не удалось передать сведения о самой Венере, но были получены научные данные о космическом и околопланетном пространстве. Большой объём траекторных измерений представлял ценность для изучения проблем сверхдальней связи и межпланетных перелётов.
Исследования Венеры начались по инициативе Сергея Павловича КОРОЛЁВА с запуска 4 февраля 1961 года «Венеры-1» – первого в истории человечества аппарата, предназначенного для исследования других планет. КОРОЛЁВ понимал, что такие полёты позволят получить более точные физические характеристики межпланетного пространства, а также планет Марс и Венера. Это было необходимо для разработки межпланетных пилотируемых кораблей.
Также 1 марта исполняется 35 лет со дня получения первых в мире цветных панорамных снимков с Венеры. В этот день в 1982 году посадочный аппарат автоматической межпланетной станции «Венера-13», разработанной в НПО имени С.А. Лавочкина, передал на Землю первые цветные снимки поверхности Венеры с места посадки. Изображения были получены с помощью двух наклонных телефотометров, направленных на объект съемки под углом 50 градусов к вертикальной оси аппарата. Угол обзора — 180 градусов по горизонтали и 37 — по вертикали. Это дало возможность увидеть довольно большой участок.
Специфический цвет поверхности и необычный фон на панораме, полученной «Венерой-13» и подтвержденный на панораме, полученной «Венерой-14», — результат влияния мощной и плотной венерианской атмосферы, поглощающей синюю часть спектра солнечного излучения.
Анализируя снимки, ученые выдвинули гипотезу о том, что им удалось наблюдать древнюю кору планеты, поскольку поверхность в районе сильно эродирована (за исключением выступов коренной породы) и в большей степени покрыта дробленым мелкозернистым материалом.
Изучение отдельных фрагментов панорам дает дополнительную интересную информацию. Так, на изображениях, переданных «Венерой-13», хорошо заметны выбросы грунта на посадочную платформу. Несколько последовательных снимков платформы показывают, что насыпной грунт не остается неподвижным, он перемещается под действием ветра. Тщательный анализ телевизионных изображений позволил уточнить направление и величину скорости ветра, определяемую по акустическим измерениям. У поверхности планеты она составляла 0,3—0,6 м/с. Некоторые явления, обнаруженные при исследовании снимков, до сих пор не удалось объяснить.
Также стоит отметить, что посадочный аппарат автоматической межпланетной станции «Венера-13» впервые прямыми измерениями доказал, что сера является основным элементом, определяющим состав облачного слоя планеты.
Впервые с помощью грунтозаборного устройства были взяты пробы грунта Венеры для определения элементного состава пород методом рентгено-флюоресцентного анализа, что потребовало решения исключительно трудной задачи — забора проб грунта в условиях высоких температур и давления.
Посадочной станции принадлежит абсолютный рекорд работы на поверхности Венеры – 2 часа 7 минут. Напомним, что температура на поверхности Венеры 465-475 градусов Цельсия, а давление — около 95 атмосфер.
В СССР удалось достичь настолько больших успехов в изучении Венеры с помощью АМС, что её стали называть «русской планетой». Всего в рамках советской программы исследования Венеры до 1983 года было запущено 16 автоматических межпланетных станций. Кроме того, в 1964 году после полета АМС «Венера-1» был осуществлен неуправляемый пролет планеты Зондом-1, а в 1984 в исследовании «утренней звезды» приняли участие космические аппараты «Вега-1» и «Вега-2».
Подробности
Для получения изображения поверхности планеты
Со стороны наружной части аппарата в месте крепления камеры возле приборного отсека располагался цилиндрический иллюминатор из толстостенного кварцевого песка. Внутри данного иллюминатора располагалось телескопическое устройство камеры со сканирующим зеркалом. Благодаря чему, основные потоки тепла проникали через иллюминатор и воздействовали только на верхнюю часть камеры. Кроме того, иллюминатор был закрыт мощной системой теплоизоляции, кроме смотровой выемки, которая обеспечивала устройству необходимый угол обзора.
Съемка поверхности планеты проводилась через цилиндрический иллюминатор, в котором располагалось сканирующее зеркало. Кроме того, для повышения качества изображений в условиях пониженной освещенности или низкой контрастности на аппарате были установлены два источника искусственного света. Включение и выключение дополнительного света происходило автоматически. С камеры видеосигнал подавался на кодирующее устройство, а далее на передатчик. Сигнал прерывался каждые 4 минуты, так как в это время поступала информация о телеметрических данных работы прибора. Это приводило к частичной потере информации. Полученные снимки дополнительно обрабатывались.
На основе полученных с Венеры снимков 30-летней давности
относительно недавно один из российских ученых заявил о том, что на Венере существует жизнь. Американское Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) объяснили это заявление странные объекты на фото довольно просто.
На 9 фотографиях поверхности Венеры с «Венеры-13»
российский ученый увидел несколько объектов, которые в серии последовательных снимков то появлялись, то исчезали. Ксанфомалити отмечал изменение формы «диска», «черном лоскутке», который появлялся на первых снимках и исчезал на последующих, «скорпиона», который появлялся на 90й минуте видео сюжета и исчезал через 26 минут, оставляя след в грунте.
По гипотезе Ксанфомалите при посадке космический аппарата издавал довольно сильный шум, поэтому «обитатели» планеты предпочли покинуть опасную зону, но некоторые остались на месте осадки, придавленные выброшенным грунтом, например тот самый «скорпион». Потом все эти «обитатели» постепенно выбирались из под завалов и появились на камерах с определенной задержкой.
NASA в ответ предложила свои аргументы:
- «диск» — это всего лишь крышка от объектива, которая отвалилась при посадке аппарата, и этот «диск» никак не двигался на фото и видео, просто на аппарате «Венера-13» было две камеры, соответственно на снимках одной камеры этот диск есть, а на снимках камеры с другой стороны аппарата его, соответственно, нет.
- Остальные объекты, которые разглядел Ксанфомалити, — это не что иное как просто шумы, которые появились при копировании снимка и увеличении его отдельных частей.
В дополнении NASA отмечает, что во время венерианской миссии в 1898-1992 годов, которая выполнялась космическим аппаратом Magellan, на Венере ни каких признаков жизни обнаружено не было. А в период этой экспедиции было исследовано порядка 98% поверхности планеты, да и качество снимков было на порядок выше, чем с советских аппаратов «Венеры -13». Стоит отметить, что с 2006 года за Венерой пристально наблюдает аппарат Европейского космического агентства Venus Express, который на данный момент так же не обнаружил никаких признаков жизни на этой планете. Основной аргумент NASA против наличия жизни на Венере – отсутствие оптимальных условий для выживания белковых форм жизни. Атмосфера Венеры практически на 100% представляет собой углекислый газ, давление на поверхности составляет порядка 93 атмосфер, а температура на самой планете достигает 475 градусов Цельсия.
Предположения российского ученого подверглись жесткой критике
со стороны некоммерческой организации The Planetary Society, которая занимается больше обсуждениями независимых исследований космоса
Так, Эмилия Лаквада высказала мысль о том, что если 30 лет вглядываться в снимки, не принимая во внимание вновь появившуюся информацию, то можно в прямо смысле слова сойти с ума
Сам Ксанфомалити в своей статье отмечает, что многие ученые отрицают даже саму возможность существования отдельных форм жизни, которые могут выживать при совершенно невыносимым по земным мерках условиях.
Так, что дискуссия по этой теме все еще продолжается, а сам российский ученый обещает опубликовать ее ряд снимков в «Венеры-13», которые подтвердят его гипотезу.
Проблема отсутствия у Венеры магнитного поля
Магнитное поле Земли достаточно эффективно защищает поверхность нашей планеты от бомбардировки заряженными частицами. Магнитное поле подхватывает эти частицы (протоны и электроны), заставляя их двигаться вдоль силовых линий. Тем самым предотвращается их взаимодействие с верхними слоями атмосферы.
Венера лишена собственного магнитного поля, имеется лишь слабая магнитосфера, обязанная своим появлением взаимодействию солнечного магнитного поля с ионосферой планеты. В результате воздействия заряженных частиц из космоса на атмосферу Венеры происходит, в частности, ионизация и диссипация водяного пара. Водород, образующийся при этих процессах, спокойно покидает планету, поскольку характерные скорости молекул водорода сопоставимы со второй космической скоростью[источник не указан 2173 дня]. Именно так Венера лишилась всей воды, доставшейся ей при образовании планеты.
При терраформировании Венеры придётся решить и эту проблему.
Первый путь — «раскрутка» планеты. Поскольку Венера — планета земной группы, есть надежда, что возникнет «магнитное динамо». По косвенным признакам, на Венере присутствуют механизмы, аналогичные земной тектонике плит, следовательно, Венера имеет металлическое ядро. Однако этот путь связан с колоссальными техническими трудностями ввиду огромных энергозатрат.
Второй путь — прокладка вдоль экватора Венеры электрического провода (лучше всего сверхпроводникового) и возбуждение в нём тока. Несмотря на грандиозность этой задачи, она представляется более осуществимой в техническом плане, чем первый путь.
Размер, масса и орбита планеты Венера
Между Венерой и Землей наблюдается много сходства, поэтому соседку часто именуют сестрой Земли. По массе – 4.8866 х 1024 кг (81.5% от земной), поверхностная площадь – 4.60 х 108 км2 (90%), а объем – 9.28 х 1011 км3 (86.6%).
Расстояние от Солнца до Венеры достигает 0.72 а. е. (108 000 000 км), а мир практически лишен эксцентриситета. Ее афелий достигает на 108 939 000 км, а перигелий – 107 477 000 км. Так что можно считать, что это наиболее круговой орбитальный путь среди всех планет. На нижнем фото удачно продемонстрировали сравнение размеров Венеры и Земли.
Сравнение размеров Венеры и Земли
Когда Венера располагается между нами и Солнцем, то подходит к Земле ближе всех планет – 41 млн. км. Подобное случается раз в 584 дней. На орбитальный путь тратит 224.65 дней (61.5% от земного).
Экваториальный
радиус |
6051,5 км |
---|---|
Средний радиус | 6051,8 км |
Площадь поверхности | 4,60·108 км² |
Объём | 9,38·1011 км³ |
Масса | 4,86·1024 кг |
Средняя плотность | 5,24 г/см³ |
Ускорение свободного
падения на экваторе |
8,87 м/с² 0,904 g |
Первая космическая скорость | 7,328 км/с |
Вторая космическая скорость | 10,363 км/с |
Экваториальная скорость
вращения |
6,52 км/ч |
Период вращения | 243,02 дней |
Наклон оси | 177,36° |
Прямое восхождение
северного полюса |
18 ч 11 мин 2 с 272,76° |
Склонение северного
полюса |
67,16° |
Альбедо | 0,65 |
Видимая звёздная
величина |
−4,7 |
Угловой диаметр | 9.7″–66.0″ |
Венера – не совсем стандартная планета и многим выделяется. Если почти все планеты по порядку в Солнечной системе совершают обороты против часовой стрелки, то Венера делает это по часовой. К тому же процесс происходит медленно и один ее день охватывает 243 земных. Выходит, что сидерический день превосходит по длительности планетарный год.
Перигелий | 107 476 259 км 0,71843270 а. е. |
---|---|
Афелий | 108 942 109 км 0,72823128 а. е. |
Большая полуось | 108 208 930 км 0,723332 а. е. |
Эксцентриситет
орбиты |
0,0068 |
Сидерический периодобращения | 224,698 дней |
Синодический периодобращения | 583,92 дней |
Орбитальная скорость | 35,02 км/с |
Наклонение | 3,86° (относительно солнечного экватора); 3,39458° (относительно эклиптики); 2,5° (относительно инвариантной плоскости) |
Долгота восходящего узла | 76,67069° |
Аргумент перицентра | 54,85229° |
Чем так манила к себе Венера
Советские учёные обнаружили, что ресурсы Венеры представляют большой интерес. На ней наверняка можно было найти залежи урана и других полезных химических веществ. Кроме того, из-за близости к Солнцу на Венере можно было начать отрабатывать новые методики по добыче энергии.
А в шестидесятых годах прошлого века учёные СССР всерьёз задумались о том, чтобы сделать Венеру русской планетой. Тем более что как раз в то время американские учёные занимались изучением Марса. Перед советскими специалистами космической отрасли была поставлена задача обогнать американцев и первыми отправить человека на Венеру. Так была начата программа «Венера».
ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА. 35 ЛЕТ ПОЛЕТУ АМС «ВЕНЕРА-16»
7 июня 1983 года, 35 лет назад, с космодрома Байконур была запущена автоматическая межпланетная станция (АМС) «Венера-16».
Основной задачей миссии стало формирование детальной карты физических условий, существующих на поверхности, в атмосфере и околопланетном пространстве Венеры, а также изучение атмосферы планеты путем ее радиопросвечивания. Трудность была в том, что атмосфера Венеры непрозрачна и препятствует прямому фотографированию ее поверхности с искусственных спутников.
За пять суток до старта «Венеры-16», была запущена автоматическая межпланетная станция «Венера-15», которая имела точно такое же оборудование и те же задачи, что и АМС «Венера-16». Обе межпланетные станции («Венера-15 » и «Венера-16») были модификацией предыдущих АМС «Венера-13 » и «Венера-14 ». Вместо спускаемых аппаратов на «Венере-15 » и «Венере-16» было установлено радиолокационное оборудования для обследования рельефа поверхности планеты.
АМС «Венера-16» представляла собой цилиндр высотой 5 метров и диаметром 0,6 метра. На одном конце цилиндра были укреплены две антенны. параболическая антенна, размером 1,4 метра, предназначенная для радиолокационного зондирования поверхности планеты Венера и вторая — круглая антенна радиовысотомера с диаметром 1 метр, которая была предназначена для измерения высоты над поверхностью планеты. Антенна радиовысотомера была закреплена неподвижно на корпусе корабля. Во время сканирования поверхности Венеры антенна радиовысотомера была направлена вертикально вниз. Параболическая антенна, в процессе сканирования, отклонялась от оси корабля на 10 градусов.
На другом конце АМС были расположены топливные баки и двигатели. Две прямоугольные солнечные батареи располагались с двух сторон станции и были раскрыты в виде крыльев. Для связи с Землёй, на станции была установлена тарелка радиоантенны (диаметр 2,6 метра). На АМС были также установлены: Инфракрасный спектрометр Фурье, Детектор космических лучей (6 сенсоров), Детекторы солнечной плазмы. Вес межпланетной станции составил 4000 кг.
«Венера-15» была выведена на орбиту вокруг планеты Венера 10 октября, а АМС «Венера-16» достигла окрестностей планеты 14 октября. Орбита «Венеры-16» была сдвинута относительно орбиты «Венеры-15» на 4 градуса. После торможения «Венера-16» вышла на полярную орбиту вокруг планеты. Параметры орбиты составили: минимальное удаление 977 км над точкой, находящейся на 62 градуса северной широты, максимальное удаление — 67000 км, наклонение орбиты 90 градусов, период обращения 24 часа.
Две АМС, «Венера-15» и «Венера-16», работали совместно более восьми месяцев. Они получили радиолокационное изображение поверхности планеты Венера в области от северного полюса до, приблизительно, 30 градусов северной широты, то есть, приблизительно, 25-30% поверхности Венеры. В результате обработки радиолокационных данных был выпущен первый атлас рельефа этой планеты.
Общие сведения
Среднее расстояние Венеры от Солнца — 108 млн км (0,723 а. е.). Расстояние от Венеры до Земли меняется в пределах от 40 до 259 млн км. Её орбита очень близка к круговой — эксцентриситет составляет всего 0,0068. Период обращения вокруг Солнца равен 224,7 земных суток; средняя орбитальная скорость — 35 км/с. Наклон орбиты к плоскости эклиптики равен 3,4°.
Венера классифицируется как землеподобная планета, и иногда её называют «сестрой Земли», потому что обе планеты похожи размерами, силой тяжести и составом. Однако условия на двух планетах очень разнятся. Атмосфера Венеры, самая плотная среди землеподобных планет, состоит главным образом из углекислого газа. Поверхность планеты полностью скрывают чрезвычайно густые облака серной кислоты, непрозрачные в видимом свете. Споры о том, что находится под густой облачностью Венеры, продолжались до XX века. В то же время атмосфера Венеры прозрачна для радиоволн, с помощью которых впоследствии и был исследован рельеф планеты.
Сравнительные размеры (слева направо) Меркурия, Венеры, Земли и Марса
Атмосферное давление на поверхности Венеры в 92 раза больше, чем на Земле. Детальное картографирование поверхности Венеры проводилось в течение последних 22 лет, в частности проектом «Магеллан». Поверхность Венеры носит яркие признаки вулканической деятельности, а атмосфера содержит много серы. Некоторые эксперты полагают, что вулканическая деятельность на Венере продолжается и сейчас. Однако явных доказательств этому не было найдено, поскольку пока ни на одной из вулканических впадин (кальдер) не было замечено лавовых потоков. Удивительно низкое число ударных кратеров говорит в пользу того, что поверхность Венеры относительно молода: ей приблизительно 500 миллионов лет. Никаких свидетельств тектонического движения плит на Венере не обнаружено, возможно, потому что её литосфера из-за отсутствия воды слишком вязкая и, следовательно, недостаточно подвижна.
Слои атмосферы на Венере
Масса «газовой шубы» Венеры в 93 раза больше массы земной атмосферы – 4,8х1020 кг, а масса самой планеты – меньше (4,8675х1024), всего 0,815 от земной. Вот почему на Венере высокое давление – на поверхности планеты оно в 92,1 раз сильнее нашего. Чтобы испытать подобное на Земле – придется погрузиться под воду на глубину больше 900 м.
Зона «океана»
Слой атмосферы высотой от 0 до 5 км. Углекислый газ (воздух Венеры) здесь находится в состоянии «сверхкритического флюида» – уже не газа, но еще не жидкости с плотностью 67 кг/м3, нагретого до +462 C. По мере удаления от горячего грунта, эти показатели падают.
Тропосфера Венеры
В зоне от 5 до 30 км над поверхностью планеты сосредоточена практически вся масса ее газовой оболочки – более 90%. Здесь формируется однородный сернокислотный туман, а температура постепенно опускается до 200 C. От 28 км и выше – в воздушных массах начинают формироваться плотные сернокислые облака, доходящие на дневной стороне до высоты 65 км, а на ночной – местами свыше 90 км. Давление превышает земной показатель всего в 14 раз.
Тропопауза
Верхний «край» тропосферы. Начинается на высоте 50 км над поверхностью, где давление воздуха практически равно земному (1,066 от давления на уровне моря), а температура составляет всего +77 C. На расстоянии в 54 км над грунтом находится наиболее «комфортная» зона с температурой от 0C до +20C. Дальше плотность атмосферы и температура стремительно падают.
Мезосфера
Простирается от верхней границы облачного покрова – 65 км до 95 км. Здесь даже на солнечной стороне максимальная температура составляет –108C. Зона очень разреженного углекислого газа и водорода. Облачный слой на ночной стороне здесь переходит в туман и простирается до 90 км.
Термосфера
Включает три слоя: первый – 120–130 км; второй – 140–160 км; третий – 200–250 км. Разреженное вещество в этих зонах на дневной стороне значительно ионизируется, вызывая видимые в оптическом диапазоне вспышки и «полярные сияния». Часто ошибочно именуется «ионосферой».
Дальняя граница верхней ионосферы (320–375 км) имеет плотность 3х1011 м3. На «окраине» атмосферы Венеры встречаются ионы атомарного кислорода O2+ и O+.
Ветер и атмосферная циркуляция
Атмосферная циркуляция на Венере происходит в двух направлениях – меридиональном (от экватора к полюсам) и зональном (от нагретой дневной стороны планеты – к ночной).
Тропосферная циркуляция воздуха Венеры идет в направлении противоположном вращению планеты. В метре от грунта скорость перемещения густой пылегазовой массы составляет всего 0,3–1,0 м/с. С каждым километром вверх, она растет на 3 м/с. По мере отдаления от поверхности, скорость ветра линейно возрастает до отметки 50–53 км, а дальше – начинает постепенно убывать вместе с плотностью воздуха. В верхней зоне тропосферы (60–65 км) ветра дуют со скоростью около 100 м/с.
Движение воздушных масс (так называемое Супервращение) на средних широтах в районе 50 параллели идет быстрее, чем на экваторе. К полюсам интенсивность движения снова убывает: потоки образуют S-образные «полярные вихри», соединяющие парные гигантские «глаза» циклонов. Эти облачные массы не меняют положение. Размером они в 4 раза больше земных «собратьев». Вокруг полюсов, на широте 60–70 параллели, образуются кольцевые холодные антициклоны – полярные «воротники», препятствующие проникновению к полюсам нагревшихся в экваториальной зоне масс воздуха. Перепад облаков в «воротниковой» зоне составляет 5 км (выше по сравнению с остальными широтами). По краям «воротников» скорость ветра достигает 140 м/с.
1ВА
Макет АМС «Венера-1»
Первое поколение венерианских АМС серии 1ВА (ретроним; до появления последующих поколений обозначались как Объект «В») было разработано ОКБ-1 для запуска в стартовое окно январь-февраль 1961 года. Целью космических кораблей было попадание на поверхность континентальной Венеры или в её предполагаемый океан. Теплозащита была лишь у сферы в верхней части аппарата, внутри которой располагалась медаль с гербом Советского Союза, с одной стороны, и изображение схемы полёта Земля-Венера, с другой стороны. Кроме того, станции должны были выяснить, существует ли у Венеры магнитное поле, и передать данные о межпланетной среде (уровень радиации, частота встречи с метеороидами и так далее), которые способствовали бы проектированию будущих космических кораблей для высадки на Венеру.
Для запусков 1ВА использовалась четырёхступенчатая ракета-носитель «Молния» (8К78).
При запуске 1ВА № 1 в конце работы третьей ступени произошёл отказ машинного преобразователя постоянного тока в переменный (ПТ-200). Выяснилось, что он не был предназначен для работы в вакууме. Как только это стало известно, то преобразователь тока, установленный на 1ВА № 2, был помещён в герметичный контейнер. Вскоре после запуска станция 1ВА № 1 сгорела в атмосфере Земли над Сибирью, а спускаемый аппарат затонул в одной из сибирских рек. В официальном сообщении ТАСС аппарат получил наименование «Тяжёлый спутник 01». Несколько лет спустя в реке Бирюсе была обнаружена медаль в защитном корпусе, которая была должна попасть на поверхность Венеры. В результате она была возвращена главному конструктору ОКБ-1 Сергею Павловичу Королёву, а тот подарил её Борису Евсеевичу Чертоку, участвовашему в разработке АМС.
Запуск 1ВА № 2 прошёл успешно — аппарат вышел на траекторию межпланетного перелёта к Венере. Однако, в полёте произошёл перегрев системы постоянной солнечной ориентации, обеспечивающей ориентацию солнечных батарей на Солнце, а следовательно и снабжение электроэнергией всех систем АМС. Станция перешла в режим пониженного энергопотребления и отключила большинство бортовых устройств, которые не были необходимы на всём пассивном участке полёта. Одной из таких систем была система бортовых приёмников, которая в режиме энергосбережения включалась раз в 5 суток для проверки наличия сигнала с Земли. На десятый день полёта станция перестала отвечать на сигналы и была потеряна.
Через три месяца полёта, так и не восстановив связь, космический аппарат пролетел мимо цели на расстоянии около 100 000 км и продолжил полёт, как искусственный спутник Солнца.
Название | Дата запуска | Стартовая площадка | Ракета-носитель | NSSDC ID | SCN | Статус | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Тяжёлый спутник 01 (1ВА № 1) | 04.02.1961 | Байконур, Пл. 1, ПУ-5 | Молния № Л1-12 | сход с орбиты | АМС утеряна из-за аварии разгонного блока. | ||
Венера-1 (1ВА № 2) | 12.02.1961 | Байконур, Пл. 1 | Молния | потеря связи | Станция потеряна при перелёте к Венере. Первый близкий (100 тыс. км) пролёт около Венеры. |
Результаты миссий
«Венера-1» стала первым космическим аппаратом, оказавшимся в сфере действия тяготения Венеры. Впервые проведён успешный запуск на межпланетную траекторию. Во время полёта в межпланетном пространстве было подтверждено наличие солнечного ветра. Были учтены просчёты проектирования, выявленные в ходе обоих запусков: впредь приёмопередающая система не отключалась ни при каких обстоятельствах. Ещё одним выводом стала необходимость постройки наземного испытательного макета, на котором можно было бы отрабатывать нештатные ситуации, возникающие с АМС в течение полёта.
Проблема отсутствия у Венеры магнитного поля
Магнитное поле Земли достаточно эффективно защищает поверхность нашей планеты от бомбардировки заряженными частицами. Магнитное поле подхватывает эти частицы (протоны и электроны), заставляя их двигаться вдоль силовых линий. Тем самым предотвращается их взаимодействие с верхними слоями атмосферы.
Венера лишена собственного магнитного поля, имеется лишь слабая магнитосфера, обязанная своим появлением взаимодействию солнечного магнитного поля с ионосферой планеты. В результате воздействия заряженных частиц из космоса на атмосферу Венеры происходит, в частности, ионизация и диссипация водяного пара. Водород, образующийся при этих процессах, спокойно покидает планету, поскольку характерные скорости молекул водорода сопоставимы со второй космической скоростью[источник не указан 2195 дней]. Именно так Венера лишилась всей воды, доставшейся ей при образовании планеты.
При терраформировании Венеры придётся решить и эту проблему.
Первый путь — «раскрутка» планеты. Поскольку Венера — планета земной группы, есть надежда, что возникнет «магнитное динамо». По косвенным признакам, на Венере присутствуют механизмы, аналогичные земной тектонике плит, следовательно, Венера имеет металлическое ядро. Однако этот путь связан с колоссальными техническими трудностями ввиду огромных энергозатрат.
Второй путь — прокладка вдоль экватора Венеры электрического провода (лучше всего сверхпроводникового) и возбуждение в нём тока. Несмотря на грандиозность этой задачи, она представляется более осуществимой в техническом плане, чем первый путь.
С чего должна была начаться колонизация Венеры
До визита на планету «Венеры-4» учёные верили, что её поверхность представляет собой водный океан. А где есть вода, там может зародиться жизнь. Был придуман план терраформирования Венеры. На её поверхность планировали сбросить аппарат с тоннами зелёных водорослей, которые бы за несколько десятилетий отчистили атмосферу от большого содержания углекислого газа.
Узнав, что облака Венеры теоретически подходят для жизни, учёные СССР принялись разрабатывать план «летающих домов». Планировалось запустить в атмосферу большие станции-дирижабли, наполненные газом. Внутри такого дирижабля предполагалось разместить дома для исследователей, разбить сады и открыть лаборатории.
Серьёзных аварий не боялись, в углекислой атмосфере Венеры газ из сферы дирижабля уходил бы медленно, так что протечку удалось бы быстро устранить. Тогда учёные считали, что для выхода за пределы «летающего дома» человеку не понадобился бы громоздкий скафандр и запас воздуха. Можно было разработать лишь специальную маску и препарат для получение кислорода. В конструкторском бюро даже начали работать над чертежами специального космического корабля с ядерным двигателем, который мог бы совершать полёты с Земли на Венеру и обратно, доставляя людей и грузы для «летающего города».
3МВ
Третье поколение АМС серии 3МВ также предназначалось для исследования Венеры и Марса и разрабатывалось в двух вариантах: для посадки (3МВ-1) и для пролёта (3МВ-2). За основу был взят проект 2МВ, основными изменениями стали работы по повышению надёжности путём дублирования элементов системы ориентации.
Название | Дата запуска | Стартовая площадка | Ракета-носитель | NSSDC ID | SCN | Статус | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
3МВ-1А № 4А | 19.02.1964 | Байконур, Пл. 1 | Молния-М / Блок «Л» | сход с орбиты | АМС утеряна из-за аварии третьей ступени. | ||
Космос-27 (3МВ-1А № 5) | 27.03.1964 | Байконур, Пл. 1 | Молния-М / Блок «Л» | сход с орбиты | АМС утеряна из-за аварии разгонного блока. | ||
Зонд-1 (3МВ-1 № 4) | 02.04.1964 | Байконур, Пл. 1 | Молния-М / Блок «Л» | потеря связи | Из-за разгерметизации приборного отсека произошёл отказ системы связи. Пролет АМС на расстоянии 110 000 км от Венеры. | ||
Венера-2 (3МВ-4 № 4) | 12.11.1965 | Байконур, Пл. 1 | Молния-М / Блок «Л» | частичный успех | Из-за выхода из строя системы управления основная задача не выполнена. Пролет АМС на расстоянии 24 000 км от Венеры. | ||
Венера-3 (3МВ-3 № 1) | 16.11.1965 | Байконур, Пл. 1 | Молния-М / Блок «Л» | потеря связи | 16 февраля 1966 система связи вышла из строя. 1 марта 1966 аппарат врезался в поверхность Венеры. | ||
Космос-96 (3МВ-4 № 6) | 23.11.1965 | Байконур, Пл. 1 | Молния-М / Блок «Л» | сход с орбиты | АМС утеряна из-за аварии разгонного блока. |