Уошо (шимпанзе)

Бонобо

Бонобо, или карликовый шимпанзе — наш ближайший родственник

О существовании нашего самого близкого родственника – бонобо – мало кто знает. Хотя набор генов у карликового шимпанзе совпадает с набором человеческих генов аж на 98%! Также они очень близки к нам по основам социально-эмоционального поведения.

Они обитают в Центральной Африке, на северо-востоке и северо-западе Конго. Они никогда не покидают ветвей деревьев, и по земле передвигаются очень редко.

Характерные особенности поведения этого вида — совместная охота. Они могут вести между собой войну, тогда обнаруживается наличие силовой политики.

У бонобо отсутствует язык жестов, так характерный иным существам. Они подают друг другу голосовые сигналы и они весьма отличимы от сигналов второго вида шимпанзе.

Голос бонобо состоит из высоких, резких и лающих звуков. Для охоты они применяют различные примитивные предметы: камни, палки. В неволе их интеллект получает возможность вырасти и проявить себя.Там они во владении предметами и изобретении новых выступают настоящими мастерами.

Бонобо не имеют вожака, как другие представители приматов. Отличительной и характерной особенностью карликовых шимпанзе является также то, что во главе их группы или целого сообщества стоит самка.

Женские особи держатся группами. В них также входят детеныши и подростки до 6 лет. Самцы держатся в стороне, но неподалёку.

Интересно, что практически все агрессивные всплески у бонобо заменяются элементами брачного поведения.

То, что доминируют у них самки, было выявлено учеными в эксперименте при объединении с группами обезьян обоих видов. В группах у бонобо первыми приступают к пище самки. Если самец несогласен, то самки объединяют усилия и изгоняют самца. Во время еды потасовок не происходит никогда, но при этом обязательно бывает спаривание именно перед едой.

Социальная структура и размножение

Фото: Детеныш шимпанзе

Шимпанзе живут группами, в которых насчитывается по несколько десятков особей – обычно не более 30. У каждой такой группы есть вожак. Он следит за тем, чтобы внутри группы сохранялся порядок, соблюдалась иерархия, разрешает споры между другими шимпанзе. Вожаков-самцов легко определить внешне, они всячески стараются выглядеть больше, распушивают шерсть. Остальные всячески выказывают своё почтение по отношению к ним.

Примечательное отличие от горилл: во главе группы чаще всего оказывается не самая сильная особь, а наиболее хитрая. Выше роль отношений внутри группы, и часто вожак имеет несколько приближенных, своеобразных охранников, держащих всех конкурентов в страхе и заставляющих подчиняться.

Таким образом, уровень организации у шимпанзе выше, чем у других человекообразных обезьян. Если относительно того, какие обезьяны умнее – орангутаны, шимпанзе, или даже гориллы, учёные ведут дискуссии, то начнёт социальной организации такой вопрос не стоит – ближе всего к созданию своеобразного протообщества находятся именно шимпанзе.

Если вожак становится слишком старым или получает травму, вместо него тут же появляется другой

Отдельная иерархия выстроена у самок – среди них есть несколько получающих основное внимание самцов и самую вкусную еду. Нередко именно главные самки выбирают вожака всей группы, а если он им затем чем-то не угождает, меняют на другого

В иерархии самок же высшее положение в большей части случаев передаётся детям.

В группе обезьянам легче охотиться и защищать потомство, к тому же они учатся друг у друга. Согласно исследованиям, одинокие шимпанзе не такие здоровые, как находящиеся в группе, у них медленнее обмен веществ и хуже аппетит. Самцы более агрессивны, самки же отличаются миролюбивостью, им свойственны эмоции, похожие на человеческое сопереживание – к примеру, иногда они делятся едой с ранеными или больными сородичами, опекают чужих детёнышей. При взаимодействии с человеком самки послушнее, больше привязываются.

Определённого периода для размножения нет – оно может происходить в любое время года. После начала течки самка спаривается с несколькими самцами из группы. Беременность длится примерно 7,5 месяцев, после чего появляется детёныш. Поначалу он совершенно беспомощен. Его шерсть редкая и светлая, с возрастом она постепенно густеет и темнеет.

Кормят грудным молодом маленьких шимпанзе вплоть до трёх лет, и даже после того, как этот период заканчивается, они ещё несколько лет продолжают жить с матерями, те их всячески оберегают и поддерживают. К 8-10 годам шимпанзе вступают в пору половой зрелости. Их жизнь в среднем значительно дольше, чем у других крупных обезьян – они могут достигать 50 и даже 60 лет.

Знаменитые люди, рожденные под знаком обезьяны

Джон Апдайк, Сергей Бондарчук, Берн Борг, Байрон, Алистер Кук, Чарльз/Диккенсг Джеймс Доннаван, Скотт фицджермьд, Поль Гоген, Гарри Гудини, Линден Джонсон, Эдвард Кеннеди, Джонатан Кинг, Папа Иоанн Павел II, Омар Шерифф, Род Стюарт, Элизабет Тейлор, Гарри Трумен, Невилл Чемберлен, Маркиз де Сад, Бастер Киттон; Мишель Морган, Федерико Феллини, Мик Джаггер, Борис Горбатов, Герберт фон Кароян, Игорь Кио, Григорий Коновалов, Юрий Кремлев, Марина Ладынина, Анатолий Лепедевский, Олег Макаров, Анна Маньяни, Мерос Мерло Понти, Юрий Нагибин, Юрий Озеров, Давид Ойстрах, Георг Отс, Ростислав Плятт, Борис Полевой, Джанни Родари, Роберт Рождественский, Нельсон Рокфеллер, Иван Дягилев, Александр Дюма-сын, Джек Лондон, Жорж Марше, Пуанкаре, Шопенгауэр, Барух Спиноза, Антон Чехов, Леонардо да Винчи.

Опыт №2

В пустой комнате 5 шимпанзе. В центре комнаты лестница, сверху лежит банан. Когда первая обезьяна замечает банан, она лезет за ним по лестнице, чтобы схватить и съесть. Но как только она приближается к фрукту, с потолка на нее обрушивается струя ледяной воды и сбивает вниз. Другие обезьяны тоже пытаются забраться на лестницу. Всех сбивает вниз струя холодной воды, и они отказываются от попыток взять банан.

Воду выключают, а одну вымокшую обезьяну заменяют новой, сухой. Не успевает она войти, старые пытаются не дать ей забраться на лестницу, чтобы ее тоже не окатило водой. Новая обезьяна не понимает, в чем дело. Она видит только группу собратьев, мешающих ей взять вкусный фрукт. Тогда она пытается прорваться силой и дерется с теми, кто не хочет ее пропускать. Но она одна, и четыре прежних обезьяны берут верх.

Другую промокшую обезьяну заменяют новой сухой. Как только она появляется, предшественник, подумавший, что именно так нужно встречать новичков, набрасывается на нее и колотит. Новичок даже не успевает заметить лестницу и банан, он уже вне игры.

Затем третью, четвертую и пятую вымокших обезьян заменяют по очереди сухими. Каждый раз, как только новички появляются, их колотят. Прием становится с каждым разом все более жестоким. Обезьяны все вместе бросаются на новичка, как будто стараясь улучшить ритуальный прием.

В финале на лестнице по прежнему лежит банан, но пять сухих обезьян оглушены постоянной дракой и даже не думают приблизиться к фрукту. Их единственной заботой является следить за дверью, откуда появится новая обезьяна, чтобы скорее напасть на нее.

Шимпанзе обыкновенный

Общественная жизнь шимпанзе

Шимпанзе проживают, как правило, группами, в среднем по 15-20 особей. В группу, которую возглавляет один самец-вожак, входят и самки, самцы всех возрастов. Группы шимпанзе занимают территории, которую от вторжений соседей сами самцы и охраняют.

В местах, где пищи довольно для безбедного проживания группы, шимпанзе ведут образ жизни оседлый. Однако, если пищи мало для всей группы, то они кочуют в поисках еды на довольно дальние расстояния. Случается, что территории проживания нескольких групп пересекается. В таком случае, они на какое-то время объединяются. Интересно, что во всех конфликтах преимущество получает та группа, которая содержит больше самцов и которая в связи с этим оказывается сильнее. Постоянных семей шимпанзе не создают. Это значит, что любой взрослый самец имеет право свободно выбрать себе очередную подружку из взрослых самок, причем как своей, так присоединившейся группы.

После 8-месячного срока беременности у самки шимпанзе появляется на свет один абсолютно беспомощный детеныш. До года жизни самка носит малыша на животе, после чего малыш самостоятельно пересаживается к ней на спину. В течение целых 9-9,5 лет самка и детеныш практически неразлучны. Мать его учит всему, что сама умеет, показывает ему окружающий мир и других членов группы. Бывают случаи, когда подростков отдают в свой «детский садик». там они резвятся со сверстниками под присмотром нескольких взрослых, как правило, самок. Когда малышу исполняется 13 лет, шимпанзе вступает в период взрослости и начинают считаться самостоятельными членами стаи. При этом молодые самцы начинают вступать в борьбу за лидирование,

Шимпанзе являются довольно агрессивными животными. В группе часто случаются конфликты, которые перерастают в даже кровавые драки, которые нередко заканчиваются смертельным исходом. Наладить отношения между собой человекообразным обезьянам дает возможность широкий набор мимики, жестов и звуков, которыми они передают свои одобрения. Дружественные чувства эти животные выражают через перебирание шерсти друг у друга.

Шимпанзе добывают себе пищу и на деревьях, и на земле, и там, и там чувствуя себя на своем месте. К их еде относится:

  • растительная пища,
  • насекомые,
  • мелкая живность.

Кроме того, голодные шимпанзе всем коллективом могут выйти на охоту и захватить для совместного пропитания, к примеру, газель.

Умелые руки и умная голова

Шимпанзе крайне сообразительны, они способны использовать орудия труда, причем намеренно подбирая наиболее сподручный инструмент. Они даже способны и его усовершенствовать. К примеру, чтобы залезть в муравейник, человекообразная обезьяна применяет прутик: она подбирает подходящий по размеру прут и оптимизирует его, обрывая на нем листочки. Или, к примеру, используют палку для сбивания высоко растущего плода. Или чтобы стукнуть ей противника во время драки.

Чтобы разбить орех, обезьяна кладет его на специально подобранный для этого плоский камень, а другим, острым камнем, разбивает скорлупу.

Для утоления жажды, шимпанзе использует большой лист и применяют его как черпак. Или делает губку из предварительно зажеванного листа, опускает ее в ручей и выдавливает воду себе в рот.

Охотясь, человекообразные обезьяны могут насмерть забить жертву камнями, град булыжников будет ожидать и хищника, например, леопарда, который отважится открыть охоту на этих животных.

Чтобы не замочиться при переходе через водоем, шимпанзе способны соорудить мост из палок, а широкими листьями они будут пользоваться как зонтом, мухобойкой, веером и как туалетной бумагой.

Обезьяна и профессии

По природе своей Обезьяны — эксплуататоры, и они должны .быть именно такими, чтобы преуспеть. Несмотря на их негативные черты — суетливость, лживость и разгильдяйство, — люди ищут с ними контакта, ибо они интеллигентны и чутко на все реагируют. Они умело руководят большими предприятиями, проницательны и хитры в финансовых сделках. Обезьяны — чудесные работники везде, где требуется быстрая реакция, предусмотрительность и ловкачество.

Обезьяны слишком амбициозны, ловки и независимы. Поэтому они любят все постигать самостоятельно. Не любят быть в долгу, но умеют использовать добрую волю окружающих. Обезьяны смело пользуются услугами и поддержкой других. Очень активны и не переносят рутину. Всегда стараются найти такие ситуации, в которых могут применить свою изобретательность.

Если Обезьяна не может найти того, чего желает, она создаст вокруг себя такой хаос, чтобы почувствовать любимую обстановку. Тогда они придумывают себе оригинальные и разнообразные хобби. Обезьяны — своеобразные чемпионы по использованию времени, они не теряют ни одной минуты. И если другие тянут время, выискивая, чем бы заняться, то Обезьяны в этом не -нуждаются. Никто не сможет сделать столько работы сразу, как изобретательная Обезьяна. Эта виртуозность дает великолепные результаты в профессиональной жизни.

Обезьяны наделены глубоким умом, хорошей памятью. Им открыты многие пути, лишь необходимо желание. Больше всего им подходят те профессии, которые требуют контактов, движения, посредничества и необходимости принимать решения. Они блестящие посредники, которые, не задумываясь о нюансах, проделывают тонкую работу. Обезьяны любят быть на первом месте и всегда отвечают за свои поступки, действуя по собственному усмотрению.

Они могут преуспеть в своей профессии. Способны исполнять любую работу и удачливы, особенно если хорошо образованны Такие люди имеют все шансы стать известными, если следую! своему призванию. Только одно может угрожать их успеху — это их острый язык! Не нужно много болтать. Вопреки своему обаянию, они могут оттолкнуть людей своей болтовней.

Лучше всего из них получаются хитрые дипломаты и политики послы, писатели, коммерсанты, комедианты, спекулянты, бизнесмены, режиссеры, очаровательные мошенники и воры.

Биография

Канзи родился у обезьян Лорел и Босанджо на полевой станции Йеркс в университете Эмори и затем был перемещён в центр исследований языка университета штата Джорджия. Он был отобран вскоре после рождения и затем воспитан доминантной самкой Мататой. Будучи младенцем, Канзи сопровождал Матату на занятиях, где учёные обучали её йеркишу (язык, который использует лексиграммы), но она не проявляла большого интереса к урокам.

Большой неожиданностью для исследователей стало то, что однажды, когда Мататы не было рядом, Канзи начал самостоятельно и при этом грамотно использовать лексиграммы, став не только первой наблюдаемой обезьяной, научившейся аспектам языка естественным путём, а не через прямое обучение, но и первым наблюдаемым бонобо, который стал использовать какие-либо элементы языка вообще. В течение короткого времени Канзи освоил десять слов, которым учёные изо всех сил пытались научить его приёмную мать, и с тех пор он выучил их более двух сотен. Когда он слышит произнесённое слово (через наушники, чтобы отфильтровать невербальные звуки), он указывает на правильную лексиграмму.

Канзи, как и его покойные мать и сестра, живёт в научно-исследовательском центре Great Ape Trust (англ.)русск. в Де-Мойне, штат Айова. Канзи — альфа-самец местного сообщества бонобо. Его приёмная мать, Матата, была главным лидером (в матриархальном обществе бонобо положение самца в первую очередь определяется положением самки, с которой он связан). Согласно статье в журнале «Smithsonian», Канзи «имеет вид стареющего патриарха — он лысеющий и пузатый, с серьёзными, глубоко посаженными глазами». Это можно видеть на полностраничной цветной фотографии Канзи в марте 2008 года в «National Geographic» и полностраничной чёрно-белой фотографии в журнале «Time».

Хотя Канзи научился общаться с помощью клавиатуры с лексиграммами, он также изучил кое-что из американского языка жестов после просмотра видео с гориллой Коко, обученной этому языку. Он не может общаться устно так, чтобы его речь была понятна людям, поскольку бонобо имеют слишком отличный от человеческого голосовой аппарат, но было отмечено, что, общаясь с людьми посредством графических символов, Канзи также пытается производить некоторые артикуляции.

Канзи вместе с сестрой Панбанишей и племянником Ньотой является соавтором научной публикации. Публикация посвящена когнитивным способностям обезьян, при её подготовке Сью Сэведж-Рамбо много работала с Канзи и его родственниками и сочла их вклад достаточным для того, чтобы включить бонобо в соавторы.

Обезьяны в мифологии и культуре разных народов

Остров Обезьян (Китай, Nanwan)

В некоторых этносах встречаются истории противоположные по смыслу тому, что человек – это эволюционировавшая обезьяна.

По приданиям, были африканские племена, изгнанные в леса за людоедство, которые дичая и деградируя там, вконец теряли человеческие качества и становились обезьяноподобными животными.

Зулусы рассказывали про племя чудовищно ленивых людей, которые, решив жить за счет чужого труда, перестали обрабатывать землю, покрылись шерстью, а их мотыги за неиспользованием превратились в хвосты.

Даже в древнегреческой мифологии упоминается некий «обезьяний остров», где жили керкопы – бывшие люди, превращенные Зевсом в обезьян – за их постоянную гнусную ложь.

В общем, идея подобных историй понятна: когда человек отказывается от собственной разумной природы, нарушает предписанные ему богами правила, – он дичает. А точнее, становится наиболее похожим на него животным – обезьяной.

Видимо поэтому во многих культурах, особенно в западной, эта зверюшка воспринимается порочной карикатурой на человека, наделенной низменным характером и дурацким поведением.

В христианстве обезьянам приписывалась дьявольская злокозненность. Дошло до того, средневековые художники, которые «смеют думать, что они могут тягаться с природой» изображались в виде мартышки, решившей уподобиться Богу.

Но есть и иные варианты человеческого отношения в этому животному, особенно на востоке…

В культуре Тибета считается, что именно от священной обезьяны произошел их народ, а именно шестеро предков-родоначальников. Здесь особенно почетно иметь этот тотем – собственным или племенным. И более того, та же священная обезьяна воплотилась в Авалокитешвару, после чего начался её цикл воплощений в Далай-ламах.

Если использовать так называемую ченнелинговую информацию, то еще Хозе Аргуэльес рассказывал о Вселенной разумных обезьян, возглавляемой благородным владыкой Тутмозисом и царицей Гипнезией:

В земной мифологии существует Хануман – индуистское обезьяноподобное божество, которого почитают как наставника в науках и который приходился сыном богу Ветра.

Культ Ханумана – один из самых распространенных по всей Юго-Восточной Азии, что приносит особое раздолье макакам. В Индии и Тайланде построено множество храмов, где почитают священных обезьян, что гарантирует местным резусам безопасность и бесперебойную кормежку:

В Тайланде и Гонконге обезьяний царь носит имена которые буквально означают «обезьяна равная небу» и «обезьяна-дух».

Китайским современным аналогом Ханумана является «каменная обезьяна» – путешественник и великий мудрец Сунь Укун. Это литературный персонаж У Чэнъэня из романа «Путешествие на Запад», которого изначально больше всего интересовало обретение бессмертия.

Но при всех своих знаниях и магических умениях, Сунь Укун все же почил «в битве» с алкоголем. На том свете вел себя непоследовательно, приобрел характер трикстера: хитрил, воровал, развлекался, скандалил – в общем, вел себя как типичная мартышка.

Более подробно о богах-трикстерах читайте в статье «Боги разума и знаний».

Египетское божество мудрости Тот одним из своих священных животных имел павиана. Позднее, переодеваясь в этот образ, Жрецы Египта осуществляли празднования в честь фараонов.

Стоит напомнить о стиле обезьяны из древней китайской культуры. Эта оздоровительная система движений была разработана известным врачом Хуа То – как часть «Игры пяти зверей», призванной укреплять здоровье.

В боевом искусстве кунг-фу стиль обезьяны соединяет в себе различные приемы нападения и обороны, отличающиеся скоростью реакции, гибкостью, активностью и находчивостью. Человек, желающий освоить этот боевой стиль, вживается в характер обезьяны, с присущими ей особенностями проявлений:

Ещё один экзотический момент, якобы присущий некоторым восточным и африканским культурам – питание обезьяньими мозгами (считается, что это блюдо помогает восстановить сексуальную мужскую силу).

Подобный эпизод вы могли видеть в фильме «Индиана Джонс и Храм Судьбы»

Однако на деле, обычай поедания мозга обезьяны:

  • или не подтверждается в массовой культуре питания, так как, возможно, является устаревшим и слишком экзотичным;
  • или максимально дорог и осуществляется нелегально;
  • или используется в качестве сугубо ритуальных блюд у очень небольшого количества народов.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector