Статуи моаи на острове пасхи

Каменные изваяния

Свою известность остров Пасхи получил прежде всего благодаря древним, загадочным статуям из камня вулканического происхождения, в которых, как верят туземцы, находится сверхъестественная сила их предков. Своеобразные идолы —  это еще одна тайна острова Пасхи.

Истуканы острова Пасхи изготавливали на протяжении трёх столетий – с 1200 по 1500 гг. (есть более ранняя дата – четвёртый век, но этой версии придерживаются немногие), после этого их производство резко прекратилось. Исследователи говорят, что всё выглядит так, словно люди столетиями развивали своё мастерство, поставив на конвейер производство и перевозку Моаи из камня – и внезапно в одно мгновение всё бросили и ушли, оставив заготовки изваяний, орудии труда, которые до сих пор можно обнаружить в найденных мастерских, и кинув готовые Моаи валяться вдоль дорог, по которым их спускали на побережье.

Истуканы острова Пасхи имеют высоту около 20 метров и представляют собой человеческую голову (на некоторых «одета» шапка из красного камня) с торсом. При этом смотрят Моаи вглубь острова.

Вопрос о том, каким образом изваяния появились здесь, возник сразу же, как только Джеймс Кук и его команда посетили острова Пасхи и впервые увидели на побережье огромные Моаи из камня, а рядом с ними – туземцев, которые не имели ни инструментов, ни даже собственного жилища и одежды.

Стоит заметить, что эта загадка неразгаданная и поныне, а про то, как они возникли, существует несколько версий.

  1. Огромные статуи острова Пасхи создали представители древних цивилизаций. Если придерживаться теории, что остров Рапа-Нуи – это или остатки Лемурии, или Атлантиды, то вряд ли кого удивит тот факт, что древние мастера, которые находились на чрезвычайно высоком уровне развития, имели возможность создавать шедевры такого уровня.
  2. Инопланетяне. Есть люди, которые придерживаются этой версии, при этом она была даже упомянута в фильме Эриха Деникена «Воспоминания о будущем».
  3. Статуи создали местные обитатели. В кратере одного из вулканов исследователи обнаружили следы мастерской, в которой с помощью каменных топоров и зубил высекали Моаи. На подтверждение этой версии всемирно известный исследователь Тур Хейердал в середине 20 века провел эксперимент – уговорил местных жителей сделать статую. Буквально за пару дней им удалось высечь небольшую фигуру из камня, чрезвычайно напоминающую древнюю скульптуру. После этого они транспортировали её на побережье, раскачивая верёвками и попеременно продвигая вперёд сначала одно, затем – второе плечо.

https://youtube.com/watch?v=I9oySqj0ZIk

https://youtube.com/watch?v=I9oySqj0ZIk

Полностью загадку статуй путешественнику разгадать не удалось, поскольку этот метод годился только для небольших изваяний, а как передвигали Моаи весом в 50 тонн, так и осталось тайной. Также он не смог понять, каким образом на колоссы одевали шапки, каждая из которых весила около двух тонн.

Удар, который уничтожил культуру древнего народа.

Большое количество ученых приложили немало усилий, чтобы по ломтикам реконструировать культуру населения Пасхи. Но полученная картина оказалась незавершенной. Исследователям посчастливилось узнать, что на этом маленьком кусочке суши, размером всего в сто восемнадцать квадратных километров, насчитывается два центра культуры:

• карьер Рано Рараку;• святилище Оронго на границе вулканической горы Рано Као.

При этом Рано Рараку также есть кратером вулкана, на южной стороне которого остались старинные каменоломни. В них из пористой породы скал в последствие вырезались громадные священные статуи. Эта гора до сих пор хранит последствия ужасной гражданской войны. Большое количество статуй остались незаконченными, на разных этапах завершенности. У одних наблюдаются только первые очертания, другим для готовности достаточно несколько раз поработать зубилом, чтобы их беспрепятственно отмежевать от скалы и переместить. Остальные стоят или валяются и уже подготовлены к отправке. Одним из самых массивных готовых монументов является Рано Рараку, вершина которого находится в двадцати двух метрах от земли. У основания вулкана простирается огромная площадка, образованная из базальтовых блоков, другая сходная платформа размещена ниже, непосредственно на побережье. Ее длина составляет пятьдесят метров. На нижней платформе когда-то размещались целых пятнадцать каменных истуканов. Однако сейчас они все, за исключением одного, валяются на земле. Раса «короткоухих», полностью разгромившая носителей загадочной культуры «длинноухих», сваливала их огромные монументы, ломая при этом камни из фундамента.

Масса наиболее больших истуканов доходит до пятидесяти тонн. Для их вытесывания применялись каменные молоты, топоры и зубила, ввиду того, что местные жители не умели производить орудия из металла. Самым непонятным является способ, которым эти статуи транспортировали от вулкана к площадкам, расположенным у его основания, а также на значительном расстоянии от него. Ведь на острове Пасхи не было большого количества людей для выполнения вынужденных работ. Поэтому доводится думать, что каменные истуканы перевозились при помощи небольших групп их местных жителей, используя для этого жесткие тросы из тростниковых или растительных нитей, деревянные катки и рычаги. Потом они устанавливались вертикально с аккуратным подводом под их основание каменной насыпи. Но это дело не заканчивалось. Теперь на острове, на котором практически нет растительного покрова, такие монументы везде попадаются на глаза. Они стоят, лежат, незавершенные или только начатые. Кровавая гражданская война в конце XVIII в. обусловила крах для этих культовых скульптур. Следует заметить, что данные статуи использовались не только в качестве надгробных памятников, они обладали своеобразным духовным предназначением, доказательства чего были найдены на скалистом плато Оронго, простирающимся у основания Рано Као в юго-западной стороне от острова Пасхи. В том месте, недалеко от кратера вулкана, расположены загадочные постройки без отверстия для окон, возведенные из громоздких каменных блоков. А на скалах около них отчеканено множество непонятных изображений.

В книге АллатРа (рекомендую к прочтению для пытливых умов) дано много знаний в разных областях жизни, но эти знания, на мой взгляд, приоткрывают завесу неизвестного и служат лишь указателем направления поиска для ищущих истину. На сайте «Точка зрения» недавно появился целый цикл статей про наиболее древние архитектурные сооружения на планете, а также культовые постройки древних. В этих текстах они были рассмотрены с точки зрения исконных знаний из Аллатры и являлись своего рода продолжением поднятых в книге вопросов старинной символики. Раскрывая тему острова Пасхи, напрашивается вопрос, а, собственно, зачем на небольшом участке суши посреди Тихого океана кому-то понадобилось вырезать из камня статуи огромного размера? Если это были простые идолы для поклонения, как утверждают многие официальные историки, то почему бы не вырезать их из той же пальмы или, на худой конец, из той же вулканической породы, но размером с обыкновенного современного человека? И быстрее, и легче транспортировать, да не то что легче, но и понятней, каким образом вообще осуществлялся данный процесс. На сегодняшний день существует множество предположений и гипотез, как многотонные статуи перемещались с места изготовления к месту, где они сейчас находятся.

Остров РУРУТУ

В августе 1821 года группа жителей из Руруту отправилась на север к острову Ra’iatea на встречу с представителями Лондонского миссионерского общества. Там они передали миссионерам ряд резных фигур, которые представляли их богов в знак принятия ими христианства. После этого население Руруту все и одновременно были «христианизированы», подчиняясь решению их высших руководителей. Фигурки привезли в Лондон в 1822 году и впоследствии передали в Британский музей в 1911 году. Печально то, что сама деревянная фигура внутри полая, со съемной панелью в спине и вмещала в себя первоначально 24 маленькие фигурки, — в 1882 году они были уничтожены.

История создания

Позднейшие статуи Среднего периода

Было очевидно, что изготовление и установка моаи требовала огромных затрат средств и труда, и европейцы долго не могли понять, кто изготавливал статуи, каким инструментом и как они перемещались.

Легенды острова говорят о вожде клана Хоту Мату’а, который покинул дом в поисках нового и нашёл остров Пасхи. Когда он умер, остров был поделён между шестерыми его сыновьями, а затем — между внуками и правнуками. Жители острова верят, что в статуях заключена сверхъестественная сила предков этого клана (мана). Концентрация маны приведёт к хорошим урожаям, дождям и процветанию. Эти легенды постоянно меняются и передаются по фрагментам, отчего точную историю восстановить трудно.

Среди исследователей наиболее широко была распространена теория, по которой моаи воздвигли поселенцы из островов Полинезии в XI веке. Моаи могли представлять умерших предков или придавать силу живущим вождям, а также быть символами кланов.

В 1955—1956 гг. известный норвежский путешественник Тур Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. Одним из основных в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению статуй моаи. В итоге тайна создания, перемещения и установки статуй была раскрыта. Создателями моаи оказалось вымирающее туземное племя «длинноухих», получившее своё название потому, что у них был обычай удлинять мочки ушей при помощи тяжелых украшений, которое веками сохраняло секрет создания статуй в тайне от основного населения острова — племени «короткоухих». В результате этой секретности короткоухие окружили статуи мистическими суевериями, которые долгое время вводили европейцев в заблуждение. Хейердал усматривал в стиле статуй и некоторых других произведений островитян сходство с южноамериканскими мотивами. Он объяснял это влиянием культуры перуанских индейцев или даже происхождением «длинноухих» от перуанцев.

По просьбе Тура Хейердала группа из последних живущих на острове «длинноухих» под руководством Педро Атана, лидера клана, воспроизвела все этапы изготовления статуй в каменоломне (вытёсывая их каменными молотками), переместила готовую 12-тонную статую к месту установки (в положении лежа, волоком, используя большую толпу помощников) и установила на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание, и трёх бревен, используемых как рычаги. На вопрос, почему они об этом не говорили европейским исследователям ранее, их предводитель ответил, что «раньше никто об этом не спрашивал меня». Туземцы — участники эксперимента — сообщили, что уже несколько поколений никто не изготавливал и не устанавливал статуй, но с раннего детства их учили старшие, изустно рассказывая, как это делать, и заставляя повторять рассказанное, пока не убеждались, что дети точно запомнили всё.

Одним из ключевых вопросов был инструмент. Оказалось, что во время изготовления статуй одновременно идёт изготовление запаса каменных молотков. Статуя буквально выкалывается ими из породы частыми ударами, при этом каменные молотки разрушаются одновременно с породой и непрерывно заменяются на новые.

Оставалось загадкой, почему «короткоухие» рассказывают в своих легендах, что статуи к местам установки «приходили» в вертикальном положении. Чешский исследователь Павел Павел выдвинул гипотезу, что моаи «ходили» перекантовываясь, и в 1986 году совместно с Туром Хейердалом поставил дополнительный эксперимент, в котором группа из 17 человек с верёвками достаточно быстро перемещала 10-тонную статую в вертикальном положении. Антропологи повторили эксперимент в 2012 году, сняв его на видео

В декабре 2019 года группа археологов и почвоведов из США, Новой Зеландии и Чили выдвиинула крайне неубедительную гипотезу, что древние полинезийцы воздвигали моаи, поскольку верили, что они помогают сохранить плодородие земли. В ходе анализа специалисты изучили две статуи, расположенные у подножия вулкана Рано Рараку, в восточной части острова. По словам автора исследования, Джоанны Ван Тилбург, учёные нашли доказательства того, что целью их установки было повышение урожайности почвы.

Акварельный рисунок, сделанный Пьером Лоти и посвящённый мисс Саре Бернхардт. Рисунок имеет надпись «Остров Пасхи 7 января 1872 года в примерно 5 часов утра: островитяне наблюдают за моим приплытием». На острове изображены моаи, черепа, уа (рапануйские дубины), а также сами рапануйцы

Следы древней драмы

Если мы захотим выяснить, где находится остров Пасхи на карте мира, и посмотрим на нее, то увидим заброшенную в бескрайнем Тихом океане крохотную точку. От нее еще плыть и плыть до ближайших Питкэрн и Таити. И тем не менее когда-то до него добрались на примитивных суденышках полинезийцы, чтобы найти там для себя землю обетованную. Это произошло не ранее 400 года н.э. С той поры вплоть до XYIII века островитяне жили изолированно от всего мира.

Остров был обнаружен случайно голландским путешественником Якобом Роггевеном в 1722 году. Произошло это в день христианской пасхи, что и объясняет название. К этому времени остров уже имел все признаки перенесенной катастрофы: отсутствовал лесной покров, малочисленное ослабленное население вело непосильную борьбу за существование. Здесь не водилось никаких животных, не имелось леса для постройки жилищ и каноэ. А значит, и рыбная ловля была недоступна. Впоследствии выяснилось, что кризис с пропитанием вынуждал жителей прибегать к каннибализму. Удаленность острова не позволяла надеяться на внешнюю помощь.

Общая информация

Название острова напоминает о том, что он открыт голландским исследовательским судном в Пасхальное воскресенье 1722 года.

С тех пор как Тур Хейердал и небольшая группа искателей приключений пустились в плавание из Южной Америки к островам Туамоту, далеко на север от острова Пасхи, споры относительно происхождения островитян не утихали. В настоящее время ДНК-тестирование убедительно доказало, что полинезийцы прибыли с запада, а не с востока, и что жители острова Пасхи являются потомками бесстрашных путешественников, которые отправились туда из Тайваня тысячи лет назад. Легенда гласит, что люди отправились на остров Пасхи, потому что их собственный остров постепенно поглотило море.

Если коротко, то предыстория острова Пасхи является чередой достижений, процветания и цивилизованности, которая закончилась разрушением окружающей среды и упадком. Хотя нет единого мнения относительно того, когда люди впервые появились на острове Пасхи (по оценкам, от нескольких сотен до более чем тысячи лет назад),предполагается, что первые люди прибыли из Полинезии. Вряд ли это была ошибка или случайность: свидетельства наводят на мысль, что остров Пасхи был колонизирован намеренно при помощи больших лодок с множеством поселенцев — знаменательный подвиг, учитывая расстояние от острова Пасхи до любой другой земли в Тихом океане.

Первые островитяне нашли землю несомненно райским местом. Археологические данные показывают, что остров был покрыт деревьями различных видов, в том числе самыми крупными видами пальм в мире, чью кору и древесину туземцы использовали для изготовления ткани, веревок и каноэ. Птицы водились в изобилии. Мягкий климат благоприятствовал легкой жизни, и обильные воды давали рыбу и устриц.

Островитяне процветали благодаря этим преимуществам и отражали это в религии, которая превратилась в их досуг — гигантских моаи, или голов, которые являются наиболее отличительной особенностью острова сегодня. Моаи, которыми усеян остров, как предполагается, были изображениями предков, чье присутствие, вероятно, считали благословением или бдительной охраной в каждой небольшой деревне.

Руины кратера Рано Рараку в каменоломне, где десятки, если не сотни моаи расположены в самом центре, являются свидетельством значимости этих фигур для островитян и того, что их жизнь вращалась вокруг этих творений. Было предположение, что их изоляцию от всех других народов, работающих в центре торговли и творчества, создало ожидание какого-либо другого значительного пути, предначертанного им, для осуществления которого они могли бы использовать свои навыки и ресурсы. Птица-человек в культуре (в виде петроглифов) является очевидным свидетельством надежд островитян на возможность оставить свой остров ради дальних земель.

Однако по мере того, как население росло, увеличивалось также давление на окружающую среду острова. Вырубка лесов деревьев на острове постепенно увеличивалась, и когда был исчерпан это главный ресурс, островитянам было трудно продолжать делать веревки, каноэ и все необходимое для охоты и ловли рыбы, и в конечном итоге — для поддержания культуры, которая побуждала островитян производить гигантские каменные фигуры. Судя по всему, разногласия начали усиливаться (с некоторым насилием), уверенность в старой религии была потеряна, что отразилось частично в руинах моаи, которые сознательно свергли.

МАРКИЗСКИЕ ОСТРОВА, ФАТУ-ХИВА

Схема острова Фату-Хива (похож на полумесяц)

1 — берег, на котором мы высадились; 2 — наша бамбуковая хижина; 3- наскальные изображения; 4 — древние развалины и черепа; 5 — неизведанные горные плато; 6 — лес, охраняемый табу; 7- «ночная вода»; 8 — развалины, истуканы и рисунки на камне; 9 — наша «свайная хижина» в долине Уиа; 10 — пещера — наше последнее убежище

Есть в самом центре Тихого океана еще один кусочек суши Фату-Хива, бесценно богатый на каменные изваяния в позиции «руки на животе», неоднократно встречающейся в предыдущих статьях и комментариях, касающихся древних исторических культурных памятников. Предлагаю небольшую фотоэкскурсию, но прежде хочу привести снимок, сделанный Туром Хейердалом на островке Фату-Хива, входящим в состав архипелага Маркизских островов. В одной из своих книг  Тур описывает далекие времена 1937 года, когда сразу после женитьбы, он своей женой Лив прожили на этом изолированном островке в отрыве от цивилизации целый год.

Отрывок из книги:

«… Мы поднимаемся все выше и выше — и чем выше, тем тяжелее идти. Душно, мы обливаемся потом. Над крутыми склонами горы Тауауохо повисли грозные тучи. Там, наверху, почти непрестанно лил дождь. Каким бы синим и чистым ни было небо над океаном, вершина постоянно куталась в косматое облако. Ну и склоны… То головокружительные обрывы, то такие густые заросли, что никаким топором невозможно прорубить себе дорогу к вершине. Некуда поставить ногу: на земле бурелом — сплошное переплетение ветвей и гниющих стволов. Но мы не собирались покорять вершину Тауауохо. Мы отправились в лес посмотреть удивительную рыбу, обнаруженную там островитянами. Совершенно необычайную рыбу — каменную! 

Идем дальше через мокрые заросли. Вскоре мы очутились на склоне, который спускался к ручью. Здесь лес был реже. Исполинское дерево, упав, смело все на своем пути. Наши друзья объяснили, что это — священное дерево, одно из тех, которые здесь посадили очень-очень давно. Возле самого ствола, почти совершенно скрытые кофейными кустами, лежали две мощные каменные плиты. Полинезийцы взволнованно указали на боковую грань самой крупной плиты.

… на мшистой поверхности камня было видно высеченное изображение удивительной рыбы, от головы до мощного хвостового плавника — два метра. Рыбу окружали таинственные рисунки. Несомненно, в древности все это носило некий магический смысл. Верхняя грань плиты была совершенно плоской, потом я заметил в ней несколько желобков. В чем же все-таки дело?.. Я попросил островитян расчистить заросли, срыть дерн. Показалась еще одна огромная плита, испещренная странными знаками. Полинезийцы всполошились и стали испуганно шептаться. Мы очистили камень от мусора, и нашему взору предстали новые рисунки. Примитивные изображения мужчин и женщин, непонятные линии… Островитяне смотрели на них с благоговением. У наших ног, словно заколдованные солнечным светом, окаменели в пляске гротескные фигуры. Много столетий пляшут они, с той самой поры, когда на Маркизских островах господствовала таинственная культура, созданная загадочным народом, о котором наука ничего не знает… Откуда пришли эти люди, кто они?.. Толстые стены и террасы из огромных камней — вот все, что осталось от тех времен. Народ, живший здесь, был родствен тем людям, которые некогда воздвигли удивительные статуи на острове Пасхи.

Мы смотрели на каменные плиты, словно исписанные неведомым шифром. Впервые в этих местах были открыты наскальные изображения. Тщательно приглядевшись, мы увидели среди них не только человеческие фигуры, но и рыб, черепах, магические маски, большие, широко раскрытые глаза. Некоторые рисунки мы не смогли разобрать. Что это: тысяченожки, раки или длинные ладьи с веслами? Кое-что было стерто временем. И какое же тут множество изображений! Рядом в зарослях мы нашли каменную площадку, окаймленную стеной, на которой были высечены огромные глаза. Может быть, это развалины древнего храма?»

Глядя на этот рисунок, я вспомнил фильм-экспедицию команды Кусто на остров Пасхи, давайте сравним рисунки, не правда ли, похожи? А между тем, расстояние между Рапа Нуи и Фату-Хива — тысячи водных километров!

Кто рисовал эти наскальные росписи и зачем? Определенно — зачем-то, мы это понимаем. Может, как способ передачи духовных знаний? Всё исчезло без следа, лишь камень оставил вековечную память. О датировке рисунков, как и каменных статуй на Фату-Хива, находясь на противоположном конце земного шара, я тоже не возьмусь судить, ясно одно, творцы заканчивали одну «художественную школу».

Результаты исследований.

Ознакомившись с материалами разных исследователей, ученых, просто ищущих людей, сложилось впечатление, что интерес к острову есть, но катастрофическая нехватка истинной информации приводит изучающего либо в дебри стройных стандартных теорий, либо к заключению, что правду мы никогда не узнаем.

Итак, что удалось выяснить:

1. Есть на острове несколько видов моаи (статуй), одни недавно поставленные на постаменты, другие разбросаны по острову, третьи закопаны частично в землю, некоторые очень глубоко.

2. Также эти статуи отличаются по размеру и внешнему виду, видимо изготавливались в разное время.

3. На данный момент официальная наука говорит о том, что Моаи были созданы примерно 1200-1400 лет н.э. А те, что находятся в земле по плечи, просто со временем занесло грунтом. Это же сколько времени надо природе, чтобы поднять уровень почвы на 2-3 метра и более? Как-то не сходится.

4. На острове имеется несколько традиций, которые отдаленно напоминают действия людей, обладавших духовными знаниями о человеке и мире (обеление кожи, культ птице-человека).

5. Несмотря на множество загадок и открытых возможностей исследовать остров, местные власти не ведут официальных научных исследований. Более того, на такие исследования наложено табу, раскопки запрещены, также обстоят дела и с подводными исследованиями вблизи острова. Исследователей ждет предупреждение от полиции или спецслужб и тюрьма. Примеров тому множество. Даже то, что раскопал Тур Хейердал – засыпано. Выходит, кто-то боится, что люди узнают правду, которую хранят артефакты острова и почерк, знакомый во многих аналогичных местах во всем мире. Работа архонтов заслуживает детального изучения для того, чтобы, понимая методы их влияния, которые не меняются веками, можно было в повседневной жизни общества их выявлять и выносить на всенародный обзор.

6. Очень интересный вопрос по письменности, которая была на острове и так быстро с приходом европейцев уничтожена, меньше чем за столетие, уже практически никто не помнил, как читать и писать свои традиционные знаки и символы. А те, кто еще помнил письмо, от исследователей бежали как от огня. Видимо наученные горьким опытом.

7. Из сказанного становится очевидным, что на острове до появления европейцев существовала древняя культура, которая хранила истинные знания и не только хранила, но и активно ими пользовалась. Например, «пластилиновая» технология обработки камня (когда камень для обработки становился пластичным как пластилин), вырубка и транспортировка многотонных каменных статуй, трехслойные аху (платформы), нижний слой выложен полигональной кладкой, как и многие другие мегалитические постройки на разных континентах. Сам факт создания статуй и установки их по периметру острова говорит о том, что в этом была необходимость (по меньшей мере, местного населения), а как мы уже выяснили, это были знающие духовные люди, эта необходимость могла быть связана с созданием определенных условий для всего мира, или какой-то его части. Так как «моаи обладают мощью северных ветров и отвечают за ту сторону света, в которую они смотрят». Это могли быть как климатические условия, так и духовные, возможно Ригден Джаппо сочтет нужным и раскроет нам истинное предназначение статуй и их сакральный смысл.

Таким образом, даже сейчас множество тайн острова Пасхи остаются неразгаданными и возможно, что ответы на интересующие ученых вопросы уже потеряны навсегда. Однако пока ведутся исследования, люди не теряют надежду разгадать ребус, созданный много веков назад.

Подготовил: Алекс Ермак (Киев, Украина)

«Я не поверила глазам»

Команде Ван Тилберг помогала геоархеолог и почвовед Сара Шервуд. Совместно они провели тщательное исследование двух истуканов из каменоломни, расположенной на склоне вулкана Рано Рараку в западной части острова.

Именно оттуда родом 95% всех монолитных статуй — хотя сам вулкан у основания занимает менее 1% площади тихоокеанского острова.

«Когда мы получили результаты химического анализа, я не поверила своим глазам, — вспоминает Шервуд. — Там была очень высокая концентрация элементов, которые я в принципе не ожидала увидеть — вроде кальция или фосфора. Именно они являются ключевыми для успешного выращивания растений и просто необходимы для получения высокого урожая».

Это позволило ученым сделать вывод, что подножие вулкана не только служило местным жителям источником камня, но и предоставляло плодородные земли для сельского хозяйства.

«В других местах острова почвы быстро истощались и подвергались эрозии, поскольку растения вытягивали из них питательные вещества. Но в каменоломне, где за счет строительных работ земля постоянно удобрялась мелкими фрагментами базальтовой породы, были идеальные условия для выращивания сельхозкультур», — объясняет профессор Шервуд.

Дальнейшие анализы почвы возле каменоломни Рано Рараку показали, что в прошлом там действительно выращивали различные виды культур — бананы, батат и колоказию (таро).

Заметив, что рядом с вырубленными из вулканического базальта истуканами земля дает больший урожай, аборигены вполне могли расставить их по всему острову.

Таким образом, статуи фактически выполняли функцию удобрений. Хотя с таким же (или даже большим) успехом можно было удобрять поля и просто вулканической породой, размолотой на мелкие части.

«Наши раскопки расширяют наши представления о моаи и заставляют нас понять: каким бы очевидным нам что-то ни казалось сначала, на самом деле все не так просто», — говорит Ван Тилберг, посвятившая исследованию статуй острова Пасхи более 30 лет.

Однако далеко не все моаи делались «на вывоз», как было принято думать раньше — многие из них изначально предполагалось оставить в карьере.

К такому выводу команда Ван Тилберг пришла, раскопав в каменоломне несколько ранее не замеченных статуй, одна из которых была установлена на пьедестал, а другая наполовину закопана в землю. Это позволяет предположить, что истуканы не были «брошены» на склоне вулкана, а специально оставлены там.

Параметры и расположение статуй

Свыше 900 изваяний моаи расставлены по периметру острова наподобие грозных часовых, охраняющих покой местных жителей. Несколько штук возвышается в центре. Значительная часть статуй весит десятки тонн. Самая маленькая — меньше 5, наиболее монументальная — свыше 200 тонн. По данным спектрального анализа, каменные колоссы были изготовлены в период между 1200 и 1500 годами.

Практически все моаи вытесаны из цельных кусков базальта, трахита и других вулканических пород. На острове Пасхи много вулканов (Рано Рараку, Охио и др.). В прошлом они извергались, но со временем потухли и стали местами добычи камня. Средняя высота моаи — около 10 метров.

Каменные гиганты представляют собой грубо вытесанные, довольно схематичные, но колоритные фигуры древних божеств с суровыми или бесстрастными лицами. Устанавливались они на особые каменные платформы, называемые аху. Каждая аху могла нести на себе от нескольких штук до пары десятков статуй. Такие необычные конструкции отождествлялись местными жителями с тончайшей связью между этим и загробным миром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector