Изготовление бумаги своими руками

Введение

Офисная бумага встречается везде: дома и на работе, на почте и в магазине, в банке и в поликлинике. Мы покупаем не просто бумагу — вместе с ней мы покупаем набор её технических характеристик. Самые важные по мнению производителей указаны на амбалаже пачки. О них и о тех, которые считаю важными я, вы сейчас и узнаете.

На скане ниже список характеристик одной из популярных офисных бумаг. Это не закрытая инфа, и при желании её легко найти. Давайте разбираться, что значат эти характеристики.

Технические характеристики на примере бумаги IQ Allround, Россия

Классы бумаги

  • Типы: Д, С, С+, В, В+, А+,
  • В идеале: А/А+.

Первое, что суют под нос покупателю, когда тот выбирает бумагу — её класс.

Это исключительно российская выдумка, которую уже закрепили в новых ГОСТах Р 57641-2017 и Р 58106-2018. Маркетологи — молодцы! За последние пару лет классов бумаги развелось невероятное множество, от эконома к премиуму: Д, С, С+, В, В+, А, А+.

Помню, в начале моей канцелярской карьеры, в 2003 году, было всего три классности. Но всё те же маркетологи не дремлют, и вот «Снегурочка», некогда плотно сидевшая в экономклассе, подтянула несколько характеристик и стала выгодно отличаться от одноклассниц. Однако до класса В она всё ещё не дотягивала, но и в С сидеть ей уже тесно, а значит, надо как-то выделиться. Так появился субкласс С+. Собственно, остальные так называемые плюсовые классы появились так же.

Что означают классы бумаги

С/С+ — бумага эконом-класса по показателям и самая распространённая благодаря своей цене. Все характеристики здесь доведены до уровня: «в принципе на ней можно печатать». Не рекомендую для струйной, цветной лазерной и двусторонней печати. Нормально для первичной и внутренней документации, черновиков или одноразовых расходных документов, типа накладной из пиццерии. Односторонняя лазерная печать и всё. В общем, такая бумага отлично подойдёт тем, кому не жалко технику, при условии, что та отработает свой срок и отправится на помойку.

В/В+ — середнячок по всем показателям и цене. Именно такую бумагу я рекомендую использовать в офисах. При небольшой разнице в цене с предыдущим классом, все технические характеристики много лучше. Не рекомендую для струйной печати, всё же у бумаги иное назначение. Отлично переносит двустороннюю и высокоскоростную печать и для цветной лазерной печати тоже подходит. Бумага В-класса — выбор бережливых покупателей, не желающих жечь нервы из-за испорченных документов, терять время из-за застрявшей бумаги и тратить деньги на ремонт оргтехники.

А/А+ — высший класс офисной бумаги. Я рекомендую такую бумагу господам, знающим толк в офисной технике. Независимо от курса рубля за бортом, она стоит в два раза больше бумаги С-класса. И небезосновательно. Рекомендую для всех видов офисной печати: двусторонняя, высокоскоростная, лазерная, струйная, ей всё едино. На такой бумаге можно печатать почти всё. Для регулярного использования рекомендую, но здесь решает бюджет, ведь А-класс — понты чистой воды. На такой бумаге печатают документы, за которые должен зацепиться глаз адресата, чтобы произвести необходимое впечатление. А если его ещё и в файлик плотный да гладкий вложить, то ух. Эту тему я раскрою чуть ниже.

Д — без понятия, что это такое, и для чего бумагу такого класса ввели в новый ГОСТ. Судя по характеристикам, прописанным в нём, это мертворождённая бумага для тендеров. Жаль её пользователей и их технику.

ГОСТ Р 57641-2017 и ГОСТ Р 58106-2018

Это стандарты, регламентирующие технические характеристики бумаги и её принадлежность к классам. На момент публикации статьи в России сложилась уникальная ситуация: два действующих ГОСТа и два крупнейших производителя бумаги в стране. Причём первый производитель сертифицировал свою продукцию по новейшему ГОСТу, а второй нет и теперь выступает за его отмену. В ГОСТе 2017 года классностей бумаги всего три: А, В и С; в ГОСТе 2018 года аж шесть: А+, В+, В, С+, С и Д. Всё это происки тех самых маркетологов, которым лишь бы поднять продажи, а остальное — лесом. Дело пользователя — выбрать подходящую бумагу исходя из её технических характеристик, а не надуманной бумажной классности. Ведь буквы сами по себе ничего не значат, важнее то, какие характеристики за ними скрываются.

На момент публикации статьи появилась информация, что ГОСТ Р 58106-2018 отменён.

Штош, погнали разбираться.

Мелованная

Из открытого источника Яндекс Картинки

Наиболее популярная бумага, изготавливается путем нанесения тончайшего слоя мела и каолина. Очень гладка и белоснежная, приятная на ощупь. Отличается разной плотностью, а также эффектами. Что касается первого параметра, наиболее распространенными можно такие плотности:

  1. 65 г/м2 – применяется для печати массовых буклетов (например, рекламная полиграфия от супермаркетов, компаний по продаже окон, дверей и т. п.).
  2. 100–130 г/м2 – идеальный вариант для листовок (флаеров).
  3. 150–200 г/м2 – вариант для буклетов, обложек брошюр, проспектов и т. п. Достаточно плотная для внутреннего блока, однако тонковата для обложки.
  4. 250–350 г/м2 – применяется для обложек, в изготовлении визиток, календариков и календарей, буклетов с биговкой (когда 1 лист бигуется (загибается) и может разворачиваться в определенном порядке).

Печать на мелованной бумаге может быть следующих типов:

  1. Офсет. Причем любых цветов. Так как у большинства станков отсутствует белая краска, выбеленная поверхность «меловки» дает отличный контраст. Что касается цветности, на такой бумаге одинаково ярко смотрятся самые разные оттенки и градиенты.
  2. «Цифра». Цифровое оборудование в зависимости от технических показателей берет бумагу плотностью более 90 г/м2. Например, Xerox DocuColor 242 (и выше) плохо справляется с захватом материала плотностью 65 г/м2, потому, если вдруг печать на такой бумаге будет стоить дороже, чем на 100 г/м2, не стоит удивляться – будет применяться другой способ.
  3. Шелкотрафарет, или шелкография. Благодаря тому, что краски впечатываются, мелованная бумага отлично удерживает изображение (в отличие от твердочернильной печати). Если вам сделали те же визитки таким способом, достаточно слегка поцарапать напечатанное – и оно легко снимется.

Внимание! Мелованная бумага абсолютно не подходит для струйной печати. Краска попросту скатается с гладкой поверхности

Из открытого источника Яндекс Картинки

По эффекту выделяют глянцевую и матовую «меловку». И здесь есть свои особенности у каждого типа. Например, на «глянце» лучше не использовать 100 % заливку черным или темным цветом, так как на поверхности бумаги будут оставаться отпечатки пальцев. Потому для полноценной заливки лучше выбирать листы с матовой поверхностью. Однако такая бумага не даст максимально насыщенные цвета. Потому выбор зависит от ситуации, но здесь лучше довериться профессионалам.

Из открытого источника Яндекс Картинки

Первые упоминания

Считается, что история туалетной бумаги началась еще в 589 г. н. э. при дворце китайского императора. Эта дата считается первым достоверным упоминанием о бумаге, которая использовалась для гигиенических целей. Позднее уже в 1391 г. был создан предмет роскоши, предназначенный для династии Мин.

В книгах китайской императорской службы найдены заметки об изготовлении для придворных 720 000 специально предназначенных листов, а специально для его Величества – 15 000. Известно, что каждый из них был размером 60х90 см, поэтому в общей сложности было изготовлено около 26 000 квадратных миль бумажных листов. При этом придворным предназначался простой материал, а непосредственно повелителю и его семье – особые мягкие листы, пропитанные приятными благовониями. Таким образом, в Поднебесной уже пользовались прототипом современной ароматизированной туалетной бумаги.

Туалетную бумагу какой фирмы лучше выбрать

В этом обзоре описываются достоинства и недостатки продукции 7 лучших производителей в отношении качества, безопасности, удобства применения. Каждая из них довольно популярна и имеет хорошую репутацию. Тут есть как премиальные бренды, так и бюджетные компании. Вот кто стал лидером при составлении этого рейтинга:

  • Zewa – компания производит влажные салфетки, носовые платки, туалетную бумагу. В ее ассортименте последняя представлена как влажными, так и сухими вариантами. Тут имеются изделия и с ароматами, и без них. Есть варианты и белого цвета, и желтого, и серого, как с гладким, так и с рельефным покрытием. Изготавливаются они или из вторичного сырья, или из целлюлозы. Средства отличаются мягкостью и прочностью, без последствий смываются в унитаз и безопасны для человека.
  • ООО «Авангард» – производитель одной из лучших туалетных бумаг, в частности, Mon Rulon. По сути, она представляет собой влажные салфетки, только больших размеров. Листы имеют хорошую пропитку, крышечка на упаковке защищает их от высыхания и выветривания приятного аромата. Эти изделия считаются одними из лучших для роддома и детей. Их выгодно отличает мягкость, безопасность для чувствительной кожи и окружающей среды. Средства легко рвутся и стоят недорого, а продаются при этом по несколько штук в упаковке.
  • Коттон Клаб – компания имеет как контрактное, так и собственное производство. Один из цехов фирмы занимается переработкой вторичной бумаги, макулатуры. Средства выпускаются на европейском оборудовании из нетканных материалов. В ассортименте производителя есть как сухая, так и влажная бумага. Последней тут предлагается как минимум пять позиций. Она содержит экстракты ромашки и другие натуральные компоненты, что делает ее применение комфортной для человека. Благодаря им обеспечивается чистота и ощущение свежести на целый день.
  • Aura – российская торговая марка, под которой выпускаются средства для соблюдения личной гигиены. К ним относятся ватные диски, палочки, салфетки, бумага. Последняя продается в листах, содержит ухаживающие компоненты экстракта ромашки, имеет нейтральный уровень pH, хорошую плотность и мягкость. Продукция бренда отличается гипоаллергенностью, доступностью в плане цены и универсальностью. Ее можно использовать как дома, так и в дороге, больнице, транспорте.
  • Kleenex – торговая марка, под которой на рынок поставляются товары на основе целлюлозы: подгузники, полотенца, тампоны, бумага. У нее в наличии есть и сухой, и влажный ее тип. Первый выпускается в рулонах, которых в упаковке продается по 4 шт., а второй в листах, чем напоминает обыкновенные салфетки. Их можно применять, начиная с 3-х лет, и смывать в унитаз. Они успешно протестированы дерматологами и признаны безопасными даже при аллергии кожи. С их помощью она деликатно очищается, что дарит ощущение свежести на весь день.
  • Пермская бумажная фабрика – фирма специализируется на создании бумажной продукции санитарно-гигиенического назначения. Для этого используется только европейское оборудование, современные технологии и отборное сырье. У нее есть туалетная бумага как эконом, так и премиум-класса. В основном, речь идет о сухом ее виде. Внутри рулона обычно имеется втулка для удобства фиксации на держателе. В основном, ее цвет – белый, длина – около 20 м, состоит средство из двух слоев. В рейтинге самой лучшей туалетной бумаги от этой компания представлена «Панорама».
  • Tork – это бренд, принадлежащий группе компаний Svenska Cellulosa Aktiebolaget, SCA, который предлагает недорогие санитарно-гигиенические бумажные товары более чем в 80 странах мира. Она производит средства как для личного использования, так и для применения в общественных уборных медицинских центров, заведениях общественного питания и в других местах. При намокании ее продукция не портится, что позволяет говорить о высоком качестве. Товары бренда отвечают всем стандартам, принятым в мире. Тут стараются придерживаться оптимального соотношения качества и цены.

Европейская история

История создания современной туалетной бумаги на территории Европы началась в 1880 г., когда в Англии по инициативе Джеймса Олкока было налажено первое производство. Новинка чуть не разорила англичанина. Его чопорные сограждане стеснялись просить вслух в магазинах о столь интимной принадлежности, поэтому товар долго лежал на прилавках. Тогда Олкок придумал нарезать его на листы, упакованные в коробки с надписью: «Бумажные бигуди».

Первым в Европе производителем туалетной бумаги, свернутой в рулоны, был немец Ханц Кленк. В 1928 г. он основал компанию с названием, образованным по начальным буквам собственного имени и фамилии – Хакле. Чтобы люди не смущались, покупая столь непривычную вещь, немец придумал слоган: «Просите рулоны «Хакле» и вам не нужно будет говорить фразу «туалетная бумага».

Что было до?

До того, как была придумана туалетная бумага, ее функции выполняли различные подручные материалы. Они менялись в зависимости от места проживания или статуса «пользователей». В Древнем Риме это были специальные приспособления: морские пористые губки, закрепленные на палках, которые после использования оставляли в соленой воде.

При этом они стояли в общественных туалетах и были многоразовыми для пользования всех «посетителей». Заменителем современной туалетной бумаги у разных народов были:

  • деревянные скребки или круглые камешки у древних греков;
  • плоские раковины моллюсков у жителей прибрежных районов;
  • скорлупа кокосового ореха у жителей Гавайских островов;
  • снег и мох у эскимосов;
  • шерсть у викингов;
  • листья кукурузных початков у американцев.
  • кружевные или шерстяные лоскуты у богачей.

В регионах с индуисткой и исламской культурой «инструментом» для поддержания гигиены была левая рука, которую затем обмывали водой. Именно поэтому здесь считается оскорблением использовать левую «нечистую» руку для приветствия или передачи пищи.

Взгляд в прошлое

Древние изображения животных и охоты на них, сделанные первобытными племенами, можно встретить на стенах пещер. Первая дошедшая до нас египетская письменность тоже гравировалась на каменных плитах. Они были тяжелы, и работа с ними требовала определенной сноровки от мастера. С развитием металлургии стали использовать металлические пластины, но текст каждый раз приходилось наносить на форму отливки, что тоже было неудобно.

В Междуречье придумали более удобный материал для записи. Шумеры использовали глиняные таблички для своей клинописи. Это был достаточно удобный способ: по мягкой глине удобно писать, высохшие таблички были относительно легки. Но они были достаточно хрупкими.

Но древние египтяне в третьем тысячелетии до нашей эры придумали папирус, который по праву можно считать предшественником бумаги. Его изготавливали из одноименного растения, произрастающего у берегов Нила. Для непосредственного производства использовалась внутренняя волокнистая часть, которую отделяли от стебля. Отделенные слои волокна накладывали поперечно относительно друг друга и помещали под пресс. В качестве связующего материала выступали как сам сок растения и мутная нильская вода, богатая иловыми отложениями и тиной, так и размягченный хлебный мякиш. Полученные листы склеивали между собой в свиток. Это был хороший способ хранения записей, папирус был легок, удобен в транспортировке, и на нем можно было записать тексты объемного содержания.

Из чего делают бумагу?

Сырьем служат растительные вещества с длинными волокнами. Смешиваясь с водой, они образуют податливый, однородный полуфабрикат. Его делают из:

  • дерева — масса называется целлюлозной;
  • однолетних растений: из конопляной или рисовой массы изготавливают материал повышенной белизны, из соломы и тростника — прочную и плотную;
  • вторичного сырья — макулатуры, тряпок;
  • сырья для производства бумаги специального назначения — шерстяных, асбестовых и прочих волокон.

Основной материал в бумажной промышленности — древесина. На комбинаты поставляют стволы целиком. Там с них снимают кору, разрезают. Далее сырье измельчают в муку — до волокон-фибрилл.

В таком виде древесина поступает на измельчение в муку

Для производства бумаги используют:

  • сосну, кедр — мягкие породы пригодны для изготовления упаковочных материалов;
  • клен, дуб — основа из твердых пород гладкая, но менее прочная;
  • канадскую ель — из нее делают прочный, но эластичный материал;
  • каштан, березу и так далее.

Смешивая дубовое и сосновое сырье, получают книжную бумагу. Она прочная, эластичная.Для улучшения качества продукции древесный материал сортируют, фильтруют, обрабатывают химическими составами.

Предшественники современной бумаги

История создания бумаги в ее современном виде не существовала вплоть до 18 века. Отличались технологии ее производства в зависимости от используемого материала, будь то тряпье или древесина.

Попытки использовать непосредственно волокна древесины не давали существенного результата. Хотя в Китае с успехом применялся бамбук еще в конце первого тысячелетия нашей эры.

Преимущественным сырьем для книжной бумаги служила старая макулатура и изношенная одежда из холщовых тканей. Вот на газеты шел более дешевый материал, например, солома. Дошло до того, что возникал их дефицит, некоторые страны даже вводили запрет на вывоз тряпья. А в Америке возникла ситуация, когда книгопечатники продавали книги только тем, кто приносил им сырье на переработку. Под влиянием такого ажиотажного спроса цены на него росли, что приводило к возникновению черных рынков.

Измельченное сырье помещалось в большой чан с водой, после чего тщательно перемешивалась до состояния взвеси, когда частицы размещались в смеси более-менее однородно. Первоначально использовался ручной труд, а работа черпальщика была очень уважаема. Он следил, чтобы полуфабрикат достигал требуемого состояния, после чего выкладывал кашицу на специальное сито.

Чуть позже появились мельницы, водяное колесо которых приводило в движение вал. Его механическая энергия передавалась на измельчение сырья для бумажной массы. Каждая мельница для обозначения эксклюзивности своего производства использовала оттиск или водяной знак. На металлическом сетчатом черпаке нашивался проволокой какой-либо знак, который проявлялся на бумажной массе после высыхания.

Из Испании бумажное дело перекочевало в другие европейские страны. Итальянские мастера научились экспериментировать с химическими реактивами. Бумага белая получалась при обесцвечивании хлором, а использование органического клея из сваренных костей животных позволило не впитывать чернила.

В допетровскую эпоху наша страна закупала бумагу из Франции и Италии, и только в 1714 году заложили первую водяную мельницу для механизации производственного процесса. Но, несмотря на некоторое отставание Европы от Азии, именно там придумали способ создания гербовой бумаги с водяными знаками, которой не было ни у китайцев, ни у арабов.

Кто изобрел и из чего делали бумагу раньше?

Этапы создания бумаги в древнем Китае

3000 г. до н.э.: Древние египтяне начинают писать на папирусе, сделанном из тростника, растущего на берегах реки Нил. Это первая легкая портативная поверхность для письма.

105 г. н. э.: Китаец Цай Лунь — изобрел бумагу из хлопка для императора Китая. Технология производства бумаги постепенно распространяется по всей Азии.

1100-е годы: Мавры внедряют технологию изготовления бумаги в Северной Африке и Испании, откуда она переходит в остальную часть Европы. Их бумага сделана из конопли и льна.

1450-е годы: Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гутенберг (Иоганн Гутенберг) — изобретает способ книгопечатания подвижными литерами и печатает около 180 экземпляров своей знаменитой Библии Гутенберга. Это изобретение значительно увеличивает спрос на бумагу.

1799 год: Первую бумагоделательную машину (БДМ) непрерывного действия изобрёл француз Луи-Николя Робер (1761—1828).

1809 год: Англичанин Джон Дикинсон (1782–1869) изобрел и запатентовал альтернативное устройство для изготовления бумаги, называемое цилиндровым устройством.

1840 год: В Германии разработан метод получения механической или химико-механической древесной массы, применяемой в качестве исходного материала для изготовления бумаги или картона, и может быть использован в целлюлозно-бумажной промышленности.

1883год: Немецкий изобретатель Карл Ф. Даль разрабатывает химический метод изготовления прочной бумажной массы, называемый крафт-процесс («прочность»). Он представляет собой способ превращения древесины в древесную массу, которая состоит из почти чистых целлюлозных волокон, основного компонента бумаги.

1890 год: Американская компания Scott Paper Company из Филадельфии, Пенсильвания, производит первый бумажный рулон туалетной бумаги; в 1907 году компания разработала бумажные салфетки для улучшения общественной гигиены. В 1931 году Scott Paper производит первые бумажные полотенца ScottTowels и продает их в продуктовых магазинах.

Роль бумаги в развитии человечества

Долго время производство бумаги оставалось коммерческой тайной ограниченного круга владельцев. Процесс ее изготовления был чрезвычайно трудоемок. История бумаги, как и использование ее, была привилегией представителей состоятельного класса, которые вели переписку, читали книги, повышали свой уровень образования.

Чем более доступными становились бумажные носители, тем скорее росли темпы обретения новой информации широким кругом людей. К примеру, Марко Поло написал книгу о своих путешествиях, ее прочитали тысячи людей, и их картина окружающего мира расширилась. Дарвин описал свои умозаключения о происхождении видов, которые пришли к нему еще в юности, когда он отправился в экспедицию на корабле «Бигль».

Так повышался уровень образованности общества, что косвенно приблизило сегодняшний уровень развития. Развивалось книгопечатание, отпала необходимость в рукописных текстах, позже появились печатные машинки, а в компьютерную эпоху — принтеры.

Расположение рулона туалетной бумаги

Два держателя рядом: от себя (слева) и к себе (справа)

Туалетную бумагу в виде рулона, как правило, используют на специальном держателе (кронштейне) с осью, расположенной параллельно поверхности (стене), на которой устанавливается держатель[источник не указан 1185 дней]. При этом есть два варианта расположения рулона: бумага из него висит перед рулоном (к себе) или за ним (от себя). Выбор любого из вариантов зависит от личных предпочтений или привычки людей.

Хотя многие считают эту тему маловажной, некоторые люди активно отстаивают своё мнение по данному вопросу. Колумнист газеты Chicago Sun-Times Эстер Ледерер (англ. Esther Pauline Lederer) получила в 1986 году порядка 15 000 писем при исследовании общественного мнения, в которых приводятся аргументы, основывающиеся на эстетике, лёгкости пользования, возрасте, поле и даже социально-экономическом статусе граждан

Некоторые из респондентов предлагают уйти от принудительного расположения рулона, сделав держатели, которые могут поворачиваться из одного положения в другое. Другим компромиссным вариантом является наличие сразу двух держателей разного вида.

В дискуссию включились и учёные. Так, профессор социологии Эдгар Бёрнс (англ. Edgar Alan Burns) из института Eastern Institute of Technology в своей статье «Bathroom Politics: Introducing Students to Sociological Thinking from the Bottom Up» рассказывает о некоторых причинах, по которым туалетная бумага является предметом, достойным изучения. Профессор психологии Кристофер Петерсон (англ. Christopher Peterson) из Мичиганского университета также в своих работах описывает принципы выбора человеком туалетной бумаги, показывая, что это может быть даже свойством идентичности человека. Этим вопросом занимаются и другие учёные, он обсуждается на телевидении, ему посвящены популярные книги. Сообщается даже о предпочтениях расположения рулонной туалетной бумаги среди известных личностей.

Чаще всего упоминаемыми причинами использования разно расположенных рулонов являются:

  • К себе (англ. over orientation):

    • снижение вероятности задевания стены пальцами рук, что уменьшает попадание на них грязи и микробов;
    • лёгкое визуальное нахождение свободного конца рулона;
    • показ убранности помещения в отеле, офисном здании, общественном месте;
    • возможность просмотра фактуры и бренда производителя бумаги, так как рисунок находится сверху.
  • От себя (англ. under orientation):

    • возможность скрытия свободного конца от глаз, если его вид неопрятен;
    • снижает риск разматывания рулона, если за него возьмётся ребёнок или домашнее животное;
    • если рулон используется в автомобильном доме, вероятность его разматывания при движении меньше.

Для чего нужна бумага

В современном мире мы используем изделия из бумаги в своем ежедневном обиходе, порой даже не задумываясь об этом. Мы встречаем ее дома и на работе. Она используется для рекламы, на ней печатаются чеки за купленные товары, и, в конце концов, чаще мы расплачиваемся за покупки бумажными банкнотами.

История бумаги первоначально предполагала использовать ее для сохранения и передачи знаний. Сейчас эта роль отдана книгам, брошюрам, газетам и прочей печатной продукции информационного характера.

В оформительских целях бумага используется для производства настенных обоев, печати фотографий и в качестве основы для картин и гравюр.

Как материал для упаковки используется бумажный картон. Из него изготавливают как огромные коробки для транспортировки товаров, так и небольшие пакетики с соком или молоком.

Бумага с водяными знаками и прочими степенями защиты используется для важных документов, которые предусмотрены в единственном экземпляре: паспорта, свидетельства о регистрации, лицензии и прочее. Производство бумаги по подобным технологиям используется и для изготовления денежных знаков.

Бумага в виде ленты используется для снятия показателей измерительных приборов в медицине и науке. Особенно это характерно для техники, которая не предназначена для работы с цифровыми носителями.

бумага II

В Викиданных есть лексема бумага (L144243).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. бума́га бума́ги
Р. бума́ги бума́г
Д. бума́ге бума́гам
В. бума́гу бума́ги
Тв. бума́гойбума́гою бума́гами
Пр. бума́ге бума́гах

бу-ма́-га

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -бумаг-; окончание: [].

Семантические свойства

Бумага

  1. обычно неисч. хло́пок как материал, также пряжа или изделия из хлопка ◆ Около Астрахани и Кизляра суть места так способные, что немалое число шолку и бумаги хлопчатой каждогодно делать можно, к тому возможность и прилежность не оскудеет. В. Н. Татищев, «Предложение о подчинении ремесленников-ткачей магистрату, а не мануфактур-коллегии и об увеличении производства шелка-сырца, хлопка и риса», 1745 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. )◆ Здесь же при Астрахани, хотя по опытам довольно видно, что делание шёлка и сеяние бумаги хлопчатой немалую приносить может пользу, и я прилежал многих к тому поохачивать, обесчевая дать способные к тому земли, токмо, как все здешние купцы обыкли быть извосчиками, то никак их к тому полезному делу склонить неможно; разве из армян, на то искусных, з дачею казённых денег может способной охотник сыскатца, и сие единственно состоит в высочайшей воле е. и. в. В. Н. Татищев, «Предложение о подчинении ремесленников-ткачей магистрату, а не мануфактур-коллегии и об увеличении производства шелка-сырца, хлопка и риса», 1745 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. )

Гипонимы

Этимология

Происходит от неустановленной формы, предположительно *бубага, из итал. bombagino (отсюда можно объяснить др.-русск. бумажный, бумажникъ «вид матраца»), из лат. bombacium «хло́пок»; откуда франц. bombasin «бумазея», нем. Bombasin «лёгкая хлопчатобумажная ткань». Первоисточником всех этих слов считается иранский. Впервые русск. бумага — в Сборн. 1414 г.; также Домостр. — бумага, хлопчатая 1551 г. Бумага была ввезена в Россию в XIV в. из Византии и Италии и в основной своей массе была итальянского происхождения. С середины XVI в. можно констатировать отечественное производство бумаги. По-видимому, слово бума́га произошло вследствие диссимиляции из *бубага, а не из *бѫбага, потому что носовые гласные были заменены уже в X в. звуками у, ‘а. Поскольку ни греч. , ни греч. πάμβαξ и др. не могут объяснить русское слово, представляется наиболее вероятным заимствование из итальянского. Из бумажный могло быть образовано бумага, аналогично тому, как образовано фляга из фляжка. В высшей степени невероятно, чтобы тюркские народы сыграли роль распространителей бумаги на Руси. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

хлопчатая бумага

Морфологические и синтаксические свойства

Ед. бумага
Ед. об. бумага
Ед. суб. бумагата
Мн. бумаги
Мн. сов. бумагите
Числ.
Зв.

бумага

Существительное, женский род, склонение 41.

Корень: .

Семантические свойства

Гипонимы

Этимология

Происходит от неустановленной формы, предположительно *бубага, из итал. bombagino (отсюда можно объяснить др.-русск. бумажный, бумажникъ «вид матраца»), из лат. bombacium «хло́пок»; откуда франц. bombasin «бумазея», нем. Bombasin «лёгкая хлопчатобумажная ткань». Первоисточником всех этих слов считается иранский. Впервые русск. бумага — в Сборн. 1414 г.; также Домостр. — бумага, хлопчатая 1551 г. Бумага была ввезена в Россию в XIV в. из Византии и Италии и в основной своей массе была итальянского происхождения. С середины XVI в. можно констатировать отечественное производство бумаги. По-видимому, слово бума́га произошло вследствие диссимиляции из *бубага, а не из *бѫбага, потому что носовые гласные были заменены уже в X в. звуками у, ‘а. Поскольку ни греч. , ни греч. πάμβαξ и др. не могут объяснить русское слово, представляется наиболее вероятным заимствование из итальянского. Из бумажный могло быть образовано бумага, аналогично тому, как образовано фляга из фляжка. В высшей степени невероятно, чтобы тюркские народы сыграли роль распространителей бумаги на Руси. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Восточно-азиатская эпоха

Пер­вая эпо­ха — воз­ник­но­ве­ние изго­тов­ле­ния бума­ги в китай­ском куль­тур­ном про­стран­стве, Хен­шел её назвал восточ­но­ази­ат­ской эпо­хой рож­де­ния про­из­вод­ства бума­ги. Про­дол­жа­лась она до VIII века.

Место

Вре­мя пер­вых опы­тов про­из­вод­ства бума­ги раз­мы­то в про­стран­стве от Мон­го­лии до Тибе­та и Тай­лан­да. При этом, орга­ни­зу­ю­щее вли­я­ние китай­ской куль­ту­ры на наро­ды это­го реги­о­на бес­спор­но. Часто нача­ло про­из­вод­ства бума­ги свя­зы­ва­ет с име­нем Цай Луня и отно­сит его к 105 году. Мы, зная о более позд­них наход­ках, долж­ны отне­сти исто­ки про­из­вод­ства бума­ги на более ран­ний пери­од во II век до нашей эры. А может быть, это про­изо­шло и рань­ше, точ­ных дан­ных нет, а кос­вен­ные вполне допус­ка­ют нача­ло изго­тов­ле­ния бума­ги на 600 лет до Цай Луня.

В первую эпо­ху, с одной сто­ро­ны, суще­ство­ва­ла стро­гая ази­ат­ская сек­рет­но­сти о спо­со­бе про­из­вод­ства, с дру­гой, извест­но об экс­пор­те бума­ги из Китая во мно­гие сопре­дель­ные стра­ны. Уме­ние изго­тав­ли­вать бума­гу рас­про­стра­ня­лось преж­де все­го на восток, в Корею (II-III век нашей эры) и Япо­нию (нача­ло про­из­вод­ства зафик­си­ро­ва­но доку­мен­таль­но- 610 год).

Про­из­вод­ство бума­ги на китай­ской мини­а­тю­ре

Техника и технология

Про­из­вод­ство бума­ги, как про­цес­са полу­че­ния бумаж­но­го листа из измель­чён­ных при­род­ных мате­ри­а­лов при содей­ствии воды и меха­ни­че­ско­го воз­дей­ствия, акти­ви­ру­ю­ще­го измель­чён­ную волок­ни­стую суб­стан­цию, начав­ше­е­ся в первую эпо­ху, пред­став­ля­ет­ся выда­ю­щим­ся откры­ти­ем.

В эту эпо­ху пер­во­на­чаль­но бума­гу про­из­во­ди­ли с помо­щью, так назы­ва­е­мо­го, “пла­ва­ю­ще­го сита”. По это­му спо­со­бу фик­си­ро­ван­ное коли­че­ство волок­ни­стой мас­сы нали­ва­лось в фор­му, частич­но погру­жён­ную в воду. Фор­ма пред­став­ля­ла собой дере­вян­ную раму с натя­ну­той на неё гру­бой тка­нью. После того, как вода сте­ка­ла, про­из­во­ди­лась суш­ка тка­ни с бума­гой на ней, после чего лист сни­мал­ся с тка­ни.

Поз­же появил­ся спо­соб с исполь­зо­ва­ни­ем “чер­па­ю­ще­го сита”. В нём исполь­зу­ет­ся гиб­кая съём­ная сет­ка, кото­рая погру­жа­ет­ся чер­паль­щи­ком в ван­ну (чан), запол­нен­ный волок­ни­стой мас­сой, сет­ка зачер­пы­ва­ет волок­но и, после сво­бод­но­го сте­ка­ния воды, мок­рый лист сни­ма­ет­ся с сет­ки и пере­но­сит­ся на дру­гую поверх­ность для прес­со­ва­ния и суш­ки. Этот спо­соб про­из­вод­ства впо­след­ствии рас­про­стра­нил­ся более широ­ко, хотя в ази­ат­ских стра­нах до сих пор оста­лись мастер­ские с руч­ным отли­вом “пла­ва­ю­щим ситом”.

Руч­ной отлив с помо­щью “чер­па­ю­ще­го” сита в совре­мен­ной мастер­ской. За рабо­той чер­паль­щик

Для измель­че­ния сырья исполь­зо­ва­лась вна­ча­ле руч­ная сту­па, а позд­нее тол­чея с нож­ным при­во­дом.

Это эпо­ха руч­но­го отли­ва. Ремеслом изго­тов­ле­ния бума­ги зани­ма­лись семья­ми, исполь­зуя свои дома и дво­ры.

Сырьё

Как уже отме­ча­лось в нашем пред­у­ду­щем посте, сырьём для бума­ги в раз­ных реги­о­нах Китая, в Корее, Япо­нии слу­жи­ли раз­ные рас­ти­тель­ные мате­ри­а­лы. Это были кора и луб туто­во­го дере­ва (шел­ко­ви­цы), коко­ны туто­во­го шел­ко­пря­да (их сле­ду­ет отне­сти к живот­но­му про­ис­хож­де­нию) , моло­дые побе­ги бам­бу­ка, коноп­ля, ста­рые рыбо­лов­ные сети, обрез­ки шёл­ка. В Китае ещё в древ­но­сти испи­сан­ную бума­гу исполь­зо­ва­ли повтор­но, как мы теперь исполь­зу­ем маку­ла­ту­ру. Сбор исполь­зо­ван­ной бума­ги счи­тал­ся, как сей­час бы ска­за­ли, бого­угод­ным делом.

Корей­цы и япон­цы позна­ко­ми­лись с бума­гой из Китая в каче­стве носи­те­ля буд­дист­ских тек­стов. Япон­цы про­из­во­ди­ли бума­гу пер­во­на­чаль­но из коноп­ли, позд­нее ста­ли исполь­зо­вать луб кустарников:кодзо и гам­пи, мат­су­ма­та и дру­гих рас­те­ний.

Важ­но отметьть, что и в эпо­ху зарож­де­ния про­из­вод­ства бума­ги в Китае и, как уви­дим даль­ше, в сред­не­ве­ко­вую эпо­ху про­из­вод­ства бума­ги в Евро­пе, и в наше вре­мя, бума­га встре­ча­ет­ся в сво­ём раз­ви­тии с тка­че­ством.

Опре­де­лён­но уста­нов­ле­но, что ути­ли­за­ция тря­пья и отхо­дов шёл­ка в древ­нем Китае нача­лась при­мер­но на 600 лет рань­ше, чем нача­лось про­из­вод­ство бума­ги по Цай Луню . Это ещё одно сви­де­тель­ство того, что бума­гу изго­тав­ли­ва­ли до него.

Критерии качества бумаги

  1. Прочность — сопротивляемость разрыву и сжатию при высокоскоростной печати должна быть высокой.
  2. Плотность — для глубокой печати используют тонкие листы, для упаковки — толстые (диапазон — от 60 до 300 г/м²);
  3. Гладкость — чем она выше, тем лучше воспроизводятся детали изображения, плотнее контакт листов с формами для печати;
  4. Белизна — показатель попадает в диапазон 60—98 %;
  5. Непрозрачность — чем меньше просвечивается лист, тем меньшей будет степень проявления изображения с обратной стороны (для обычной офисной бумаги — от 89 %);
  6. Пористость — на пористом материале лучше фиксируется краска, но отпечатки теряют насыщенность.
  7. Сопротивляемость истиранию — если она мала, вязкие печатные краски «выщиплют» волокна с листов, и это загрязняет детали печатного оборудования.
  8. Впитываемость — чем она выше, тем быстрее краски закрепятся на поверхности листа.
  9. Наличие проклейки — с ней верхний слой будет прочным, устойчивым к воздействию влаги, клея.

Смотрите интересный репортаж из завода по производству бумаги:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector