Дон жуан (опера)
Содержание:
Краткое содержание
Действие первое
Ночной скандал в доме Командора, — неизвестный в маске проник в покои донны Анны. Пытавшийся защитить её честь Командор убит. Этот неизвестный — Дон Жуан, бесстыдный развратник, скрывающийся под личиной благородного сеньора.На помощь Командору спешит жених Анны дон Оттавио, но он приходит слишком поздно. Донна Анна и дон Оттавио клянутся отомстить.
Дон Жуан приметил новую жертву — таинственную незнакомку, чьё лицо скрыто под вуалью. Таинственной незнакомкой оказывается донна Эльвира, которую Дон Жуан соблазнил, назвал своей женой, а через три дня сбежал. Ему удаётся сбежать и сейчас. За Дона Жуана ответ приходится держать Лепорелло.
Возвращаясь в замок, Дон Жуан встречает деревенскую свадьбу, где ему очень приглянулась невеста. Отослав её жениха, Дон Жуан сразу предлагает Церлине пройти в расположенную неподалёку беседку и там «пожениться». Лишь вмешательство подоспевшей донны Эльвиры спасает девушку. Тут же появляются донна Анна и дон Оттавио. Они просят Дона Жуана помочь им в их мести, но неожиданно Анна узнает в Доне Жуане убийцу отца. Донна Анна, донна Эльвира и дон Оттавио устремляются за Доном Жуаном в его замок.Церлина просит у Мазетто прощения. Мазетто не может устоять перед обаянием подруги, но обещает расправиться с коварным соблазнителем.
В замке все готово к празднику. Множество людей в масках, крестьян и крестьянок. Дон Жуан вновь пытается увести Церлину, но она зовёт на помощь, и перед Доном Жуаном оказываются все мстители: донна Анна с доном Оттавио, донна Эльвира, Мазетто. Со шпагой в руках Дон Жуан скрывается.
Второе действие
Лепорелло не хочет больше служить Дону Жуану, и лишь увесистый кошелёк с деньгами способен удержать его. А Дон Жуан уже ищет новых приключений. Он хочет соблазнить служанку донны Эльвиры, для чего меняется одеждой с Лепорелло. Внезапно появившаяся донна Эльвира чуть не испортила все планы, но Лепорелло так умело подражает голосу хозяина, что донна Эльвира и не догадалась, что уходит вместе с Лепорелло. В поисках Дона Жуана приходит Мазетто в сопровождении банды крестьян. Они принимают Дон Жуана за Лепорелло. Он одурачивает крестьян и избивает Мазетто. Церлина утешает жениха.
А Лепорелло пытается улизнуть от донны Эльвиры, но попадает в руки мстителей. Лепорелло раскрывает обман, но тогда все грехи Дона Жуана приписывают Лепорелло. Ему едва удаётся спастись.
Лепорелло и Дон Жуан встречаются на кладбище. Дон Жуан смеется над приключениями Лепорелло, но замогильный голос грозит Дону Жуану скорой смертью. Дон Жуан узнаёт статую Командора и приглашает её на ужин. Статуя соглашается, Дон Жуан и Лепорелло в страхе покидают кладбище.
Дон Оттавио торопит донну Анну со свадьбой, но Анна просит отложить её, пока не свершится месть.
Донна Эльвира в последний раз умоляет Дон Жуана опомниться и вернуться к праведной жизни, но он смеётся над ней. Донна Эльвира в гневе уходит, но едва покинув зал, кричит от ужаса и падает в беспамятстве. В зале появляется статуя Командора. Она призывает Дон Жуана к раскаянию, но тот с дерзостью отказывается. Огонь охватывает зал, и фурии утаскивают Дон Жуана в ад.
Все остальные предостерегают зрителя, — вот, что ждёт всех развратников.
Постановки в России
Джованни Марио в роли Дон Жуана. Портрет из коллекции СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова
Джулия Гризи в роли донны Анны. Портрет из коллекции СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова
В России впервые опера была поставлена 21 апреля 1828 года в петербургском Большом театре (перевод с итальянского Шеллера, декорации Антонио Каноппи и Кондратьева; Дон Жуан — Василий Самойлов, Командор — Сергей Байков, донна Анна — Александра Иванова, донна Эльвира — Мария Шелихова, дон Оттавио — Матвей Шувалов, Лепорелло — Гуляев, Церлина — Нимфодора Семёнова, Мазетто — Николай Дюр).
В 1834—1845 годах ставилась в России в немецкой опере, в 1843-м — на казённой итальянской сцене с участием Полины Виардо (Церлина), Антонио Тамбурини (Дон Жуан), Джованни Рубини (дон Оттавио).
Премьера в Большом театре в Москве состоялась 30 января 1839 года.
1864 год — на русской сцене — в Петербурге, Русская опера.
В 1872 и 1898 годах ставилась в Мариинском театре (Дон Жуан — Иван Мельников, Богомир Корсов, Яковлев, Иоаким Тартаков; донна Анна — Юлия Платонова, Александра Меньшикова, Ефросиния Куза, Медея Фигнер; донна Эльвира — Вильгельмина Рааб, Александра Рунге; Церлина — Левицкая, Аделина Больска, Александра Крутикова; дон Оттавио — Раппопорт, Иван Ершов, Митрофан Чупрынников; Командор — Петров, Константин Серебряков, Владимир Майборода, Давыдов; Лепорелло — Осип Палечек, Дмитрий Бухтояров).
1882 год — Большой театр, Москва (Дон Жуан — Богомир Корсов, Павел Хохлов; донна Анна — Мария Дейша-Сионицкая, Надежда Салина; дон Оттавио — Антон Барцал; Лепорелло — Василий Тютюнник; Церлина — Мария Климентова)
1913 год — Оперный театр Зимина (режиссёр Пётр Оленин, донна Анна — Нина Кошиц, художник Пётр Кончаловский).
При советской власти впервые — 11 октября 1924 года, Ленинградский театр оперы и балета: дирижёр Самуил Самосуд, режиссёр Петров, художник Александр Головин; Дон Жуан — Ольховский, донна Анна — Кузнецова, донна Эльвира — Ада Кобзарева, Лепорелло — Павел Журавленко, Церлина — Розалия Горская, Мазетто — Глеб Серебровский, дон Оттавио — Григорий Большаков).
1946 год — Оперная студия Московской консерватории.
1950 год — филиал Большого театра, Москва (дирижёр Василий Небольсин, режиссёр Шарашидзе, художник Л. Н. Силич, балетмейстер Цаплин, хормейстер Шумский; Дон Жуан — Селиванов; донна Анна — Татьяна Талахадзе, Покровская; донна Эльвира — Чубенко; Лепорелло — Тютюнник, Николай Щегольков; Церлина — Ирина Масленникова, Мария Звездина).
1956 год — возобновление в Театре оперы и балета имени Кирова, Ленинград (дирижёр Сергей Ельцин, режиссёр Эммануил Каплан, художник Симон Вирсаладзе, балетмейстер Анисимова).
1959 год — Оперная студия Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, Москва (дирижёр Олег Агарков, режиссёр Георгий Ансимов).
2016 год — Воронежский Государственный театр оперы и балета, премьера 17 сентября 2016 (дирижёр — Андрей Огиевский, режиссёр — Михаил Бычков)
Историческая подоплёка
Здание, где происходит действие новеллы (ныне Театр Гофмана)
Новеллы «Дон Жуан» и «Магнетизёр» были созданы в период, когда Гофман оказался без семьи и без заработка из-за продолжающегося противостояния его государя с Наполеоном. Известно, что Гофмана завораживала титаническая личность великого завоевателя, сеющего кругом себя разрушение. Главные герои «Дон Жуана» и «Магнетизёра» — столь же харизматичные фигуры, одержимые властью над другими; кажется, они питаются жизненной энергией окружающих и лишают жизни тех, кто имел несчастье стать предметом их внимания. Подмечено, что магнетизёр высасывает жизнь из своей возлюбленной точно так же, как под чувственным напором Дон Жуана его возлюбленная теряет волю к жизни и испускает дух. Правда, в первом случае речь идёт о насилии ментальном, а во втором — о насилии физическом.
Музыкальные номера
Увертюра
Эскиз декораций, подготовленный Ф. Шапероном к парижской постановке «Дон Жуана» в 1866 году
Акт 1
- N. 1 Интродукция Notte e giorno faticar (Лепорелло, донна Анна, Дон Жуан, Командор)
- N. 2 Речитатив Ma qual mai s’offre, oh Dei и дуэт Fuggi, crudele, fuggi (донна Анна, дон Оттавио)
- N. 3 Ария Ah chi mi dice mai (донна Эльвира с Дон Жуаном и Лепорелло)
- N. 4 Ария Madamina, il catalogo è questo (Лепорелло)
- N. 5 Хор Giovinette che fate all’amore (Церлина, Мазетто, хор крестьян и крестьянок)
- N. 6 Ария Ho capito, signor sì (Мазетто)
- N. 7 Дуэттино Là ci darem la mano (Церлина, Дон Жуан)
- N. 8 Ария Ah fuggi il traditor (донна Эльвира)
- N. 9 Квартет Non ti fidar, o misera (донна Анна, донна Эльвира, дон Оттавио, Дон Жуан)
- N. 10 Речитатив Don Ottavio, son morta!
Ария Or sai chi l’onore (донна Анна)
(донна Анна, дон Оттавио) и
- N. 11 Ария Fin ch’han dal vino (Дон Жуан)
- N. 12 Ария Batti, batti, o bel Masetto (Церлина)
- N. 13 Финал Presto presto pria ch’ei venga (донна Анна, донна Эльвира, Церлина, дон Оттавио, Дон Жуан, Лепорелло, Мазетто, хор слуг)
Акт 2
- N. 14 Дуэт Eh via buffone (Дон Жуан, Лепорелло)
- N. 15 Терцет Ah taci, ingiusto core (донна Эльвира, Дон Жуан, Лепорелло)
- N. 16 Канцонетта (серенада) Deh vieni alla finestra (Дон Жуан)
- N. 17 Ария Metà di voi qua vadano (Дон Жуан)
- N. 18 Ария Vedrai carino (Церлина)
- N. 19 Секстет Sola sola, in buio loco (донна Анна, Церлина, донна Эльвира, дон Оттавио, Лепорелло, Мазетто)
- N. 20 Ария Ah pietà, signori miei (Лепорелло)
- N. 21 Ария Il mio tesoro intanto (дон Оттавио)
- N. 22 Дуэт O statua gentilissima (Дон Жуан, Лепорелло, )
- N. 23 Речитатив Ah no, mio bene!
Рондо Crudele!.. Non mi dir, bell’idol mio (донна Анна)
и
- N. 24 Финал Già le mensa è preparata
Последняя сцена Ah! Dove è il perfido (донна Анна, донна Эльвира, Церлина, дон Оттавио, Командор, Лепорелло, Мазетто)
(донна Эльвира, Дон Жуан, Командор, Лепорелло, хор из подземелья)
Номера, сочинённые для венской премьеры
- N. 10a Ария Dalla sua pace (дон Оттавио) KV 540a
- N. 21a Дуэт Per queste tue manine (Церлина, Лепорелло) KV 540b
- N. 21b Речитатив In quali eccessi, o Numi
Ария Mi tradì quell’alma ingrata (донна Эльвира) KV 540c
и
Избранная дискография
- Бруно Вальтер (1937): Эцио Пинца (Дон Жуан), Вирджинио Лаццари (Лепорелло), Дино Борджоли (дон Оттавио), Карл Эттль (Мазетто), Герберт Ольсен (командор), Элизабет Ретберг (донна Анна), Луиза Хелецгрубер (донна Эльвира), Маргит Бокор (Церлина).
- Курт Зандерлинг (1948): Владимир Захаров (Дон Жуан), Георгий Абрамов (Лепорелло), Лев Ашкенази (дон Оттавио), Алексей Королёв (Мазетто), Геннадий Троицкий (командор), Наталья Рождественская (донна Анна), Вера Львова (донна Эльвира), Зоя Муратова (Церлина).
- Вильгельм Фуртвенглер (1954): Чезаре Сьепи (Дон Жуан), Отто Эдельман (Лепорелло), Антон Дермота (дон Оттавио), Вальтер Берри (Мазетто), Дежё Эрнстер (командор), Элизабет Грюммер (донна Анна), Элизабет Шварцкопф (донна Эльвира), Эрна Бергер (Церлина).
- Йозеф Крипс (1955): Дон Жуан — Чезаре Сьепи, донна Анна — Сюзанна Данко, донна Эльвира — Лиза дела Каза, дон Оттавио — Антон Дермота, Церлина — Хильда Гюден, Мазетто — Уолтер Берри, Лепорелло — Фернандо Корена, хор Венской государственной оперы, Венский филармонический оркестр.
- Ференц Фричай (1958): Дитрих Фишер-Дискау (Дон Жуан), Карл Кон (Лепорелло), Эрнст Хефлигер (дон Оттавио), Иван Сарди (Мазетто), Вальтер Креппель (командор), Сена Юринац (донна Анна), Мария Штадер (донна Эльвира), Ирмгард Зефрид (Церлина).
- Карло Мария Джулини (1970): Николай Гяуров (Дон Жуан), Сесто Брускантини (Лепорелло), Альфредо Краус (дон Оттавио), Вальтер Монакези (Мазетто), Димитр Петков (командор), Гундула Яновиц (донна Анна), Сена Юринац (донна Эльвира), Оливера Милякович (Церлина).
- Клаудио Аббадо (1990): Руджеро Раймонди (Дон Жуан), Лучио Галло (Лепорелло), Ханс Петер Блохвиц (дон Оттавио), Карлос Шоссон (Мазетто), Анатолий Кочерга (Командор), Шерил Стьюдер (Донна Анна), Карита Маттила (донна Эльвира), Мари Маклафлин (Церлина).
- Георг Шолти (1996): Брин Тервель (Дон Жуан), Микеле Пертузи (Лепорелло), Герберт Липперт (дон Оттавио), Роберто Скальтрити (Мазетто), Марио Лупери (Командор), Рене Флеминг (донна Анна), Энн Мюррей (донна Эльвира), Моника Гроп (Церлина).
- Рене Якобс (2007) Йоханнес Вайсер (Дон Жуан), Лоренцо Регаццо (Лепорелло), Александрина Пендачанска (донна Эльвира), Ольга Пасичник (донна Анна), Кеннет Тарвер (дон Оттавио), Сан Хэ Им (Церлина), Николай Борщев (Мазетто), Алессандро Гуэрцони (командор).
Родословная
Жуана Португальская (1452—1490) — предки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Избранная дискография
- Бруно Вальтер (1937): Эцио Пинца (Дон Жуан), Вирджинио Лаццари (Лепорелло), Дино Борджоли (дон Оттавио), Карл Эттль (Мазетто), Герберт Ольсен (командор), Элизабет Ретберг (донна Анна), Луиза Хелецгрубер (донна Эльвира), Маргит Бокор (Церлина).
- Курт Зандерлинг (1948): Владимир Захаров (Дон Жуан), Георгий Абрамов (Лепорелло), Лев Ашкенази (дон Оттавио), Алексей Королёв (Мазетто), Геннадий Троицкий (командор), Наталья Рождественская (донна Анна), Вера Львова (донна Эльвира), Зоя Муратова (Церлина).
- Вильгельм Фуртвенглер (1954): Чезаре Сьепи (Дон Жуан), Отто Эдельман (Лепорелло), Антон Дермота (дон Оттавио), Вальтер Берри (Мазетто), Дежё Эрнстер (командор), Элизабет Грюммер (донна Анна), Элизабет Шварцкопф (донна Эльвира), Эрна Бергер (Церлина).
- Йозеф Крипс (1955): Дон Жуан — Чезаре Сьепи, донна Анна — Сюзанна Данко, донна Эльвира — Лиза дела Каза, дон Оттавио — Антон Дермота, Церлина — Хильда Гюден, Мазетто — Уолтер Берри, Лепорелло — Фернандо Корена, хор Венской государственной оперы, Венский филармонический оркестр.
- Ференц Фричай (1958): Дитрих Фишер-Дискау (Дон Жуан), Карл Кон (Лепорелло), Эрнст Хефлигер (дон Оттавио), Иван Сарди (Мазетто), Вальтер Креппель (командор), Сена Юринац (донна Анна), Мария Штадер (донна Эльвира), Ирмгард Зефрид (Церлина).
- Карло Мария Джулини (1970): Николай Гяуров (Дон Жуан), Сесто Брускантини (Лепорелло), Альфредо Краус (дон Оттавио), Вальтер Монакези (Мазетто), Димитр Петков (командор), Гундула Яновиц (донна Анна), Сена Юринац (донна Эльвира), Оливера Милякович (Церлина).
- Клаудио Аббадо (1990): Руджеро Раймонди (Дон Жуан), Лучио Галло (Лепорелло), Ханс Петер Блохвиц (дон Оттавио), Карлос Шоссон (Мазетто), Анатолий Кочерга (Командор), Шерил Стьюдер (Донна Анна), Карита Маттила (донна Эльвира), Мари Маклафлин (Церлина).
- Георг Шолти (1996): Брин Тервель (Дон Жуан), Микеле Пертузи (Лепорелло), Герберт Липперт (дон Оттавио), Роберто Скальтрити (Мазетто), Марио Лупери (Командор), Рене Флеминг (донна Анна), Энн Мюррей (донна Эльвира), Моника Гроп (Церлина).
- Рене Якобс (2007) Йоханнес Вайсер (Дон Жуан), Лоренцо Регаццо (Лепорелло), Александрина Пендачанска (донна Эльвира), Ольга Пасичник (донна Анна), Кеннет Тарвер (дон Оттавио), Сан Хэ Им (Церлина), Николай Борщев (Мазетто), Алессандро Гуэрцони (командор).
Металитературные аспекты
Идеолог параллельных сюжетов, Гофман зарифмовывает либретто своей любимой оперы с событиями бамбергской ночи, которые могли пригрезиться рассказчику под звуки, доносившиеся в его номер из соседнего театра. Когда донна Анна признает в нём незаурядного композитора, у читателя возникает впечатление, что рассказчик — это и есть Моцарт. Вместе с тем певица настолько глубоко вживается в образ донны Анны, что, подобно своей героине, покидает этот мир.
Р. Сафрански предлагает психоаналитическую трактовку рассказа. Он считает, что под влиянием разрыва с любимой девушкой Гофман, сильно комплексовавший по поводу своей невзрачной внешности и тщедушной комплекции,
Тактика донжуана
Кажется, он знает ответ на вопрос: «Чего хотят женщины?» Скромной девушке он прочтет отрывок из Шекспира (на языке оригинала, разумеется), веселой расскажет новый анекдот, умной выразит свое мнение по поводу теоремы Ферма. Одинокой намекнет на марш Мендельсона, замужней вернет позабытую романтику. У него всегда заготовлены нужный афоризм, история из жизни, забавный случай.
Рекомендуется к прочтению: Сильная женщина и слабый мужчина
Излюбленная тактика донжуанов давить на жалость. Ведь мы, женщины, любим жалеть мужчин. Он вспомнит, что в детстве его в семье всячески притесняли, придумает себе несуществующую болезнь, расскажет, как его обобрала бывшая жена или «кинул» деловой партнер, оставив на нуле. При всем этом он постарается сохранить ореол героя, благородного рыцаря на белом коне. Например, подаст милостыню старушке со словами, что слабым нужно помогать. Или сочинит басню, как однажды подобрал хромого лисенка, вылечил ему лапку и выпустил на волю в лес.
Скандалы и незаконнорождённые дети
Будучи при дворе, Жуана вызывала нарекания кастильской знати своими чересчур смелыми одеждами и нравами. Её декольте находили чрезмерно вызывающим, а поведение — провокационным. Ей приписывались многочисленные любовники, включая известного на Пиренеях поэта Жуана Родригеса де ла Камара (порт. Juan Rodrguez de la Cmara). Уже будучи в изгнании Жуана родила двух незаконнорождённых сыновей от Педро де Кастилия Фонсека, племянника кардинала Фонсека и правнука короля Кастилии Педро I.
|
Примечания
- В честь неё назван астероид (531) Церлина, открытый в 1904 году.
- В знаменитой арии Дон Жуана «с шампанским» (N. 11) о самом шампанском на самом деле нет ни слова, а Дон Жуан говорит лишь о вине, которое «горячит голову» (Finch’han dal vino Calda la testa…). Недоразумение вышло из-за немецкого перевода, распространённого в России в XIX веке, где для рифмы слово «вино» заменили словом «шампанское».
- Строки либретто из сцены на кладбище (N. 22) послужили эпиграфом к «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Каменный гость» и к «Поэме без героя» Анны Ахматовой.
- В финальной сцене во время пира у Дон Жуана оркестр играет арии из популярных опер того времени, сопровождаемые комментариями Лепорелло. Последней Моцарт цитирует арию «Non più andrai» из своей же оперы «Свадьба Фигаро».
- П.И.Чайковский. Статья в газете «Русские ведомости» от 24 февраля года // П. И. Чайковский об опере и балете. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1960.