Создание полно-масштабной модели броневагона бронепоезд №13 “туляк”

Бронепоезда Томской железной дороги

В начале декабря 1941 года по заданию Государственного Комитета Обороны на Томской железной дороге началось формирование трех дивизионов бронепоездов. Силами работников депо было построено 11 бронепоездов: «Железнодорожник Кузбасса», «Советская Сибирь», «Победа», «Лунинец» (назван в честь машиниста Николая Александровича Лунина) и другие.

В июльские дни 1942 года на участке Елец — Касторная бронепоезд №704 «Лунинец» принял первый бой

Перед командиром бронепоезда стояла задача: высадить в тылу фашистов в районе станции Тербуны с важной стратегической высотой десант пехоты и поддержать его огнем. Гитлеровцы, не ожидавшие стремительного броска к себе в тыл, оставили высоту

Бронепоезд атаковали 11 фашистских самолетов. Зенитчики стойко обороняли стальную крепость. При отражении налета было сбито 2 бомбардировщика.

8 сентября 1942 года бронепоезд набирал воду на станции, когда налетели 18 немецких самолетов. Впереди бомбами разрушило путь. Машинист П. А. Хурсик с шестнадцатью работниками восстановили путь. У реверса в это время находился машинист М.Ф. Щипачев. Маневрируя на небольшом отрезке уцелевшего пути, он спас поезд от фашистских бомб.

На участок обороны 13-й армии Центрального фронта 27 апреля 1943 года были переброшены бронепоезда №663 «Железнодорожник Алтая» и №704 «Лунинец» 49-го отдельного дивизиона. 6 июля 1943 года в районе Понырей бронепоезда 49-го дивизиона вступили в бой. Поддерживая полки 81-й и 307-й стрелковых дивизий. При активной огневой поддержке бронепоездов «Лунинец» и «Железнодорожник Алтая» армейским соединениям удалось остановить отчаянное наступление врага. Гитлеровское командование разработало специальную операцию по уничтожению бронепоездов, в которой главная роль отводилась авиации. Когда «Лунинец» и «Железнодорожник Алтая» вышли на выбранные позиции для очередного огневого удара по врагу, над бронепоездами появились 36 самолетов противника. Им удалось разбить пути, лишив бронепоезд «Железнодорожник Алтая» возможности отхода. Но экипажи стальных крепостей вели огонь из всех зенитных средств. Фашисты потеряли несколько самолетов. Экипажи бронепоездов и железнодорожники-путейцы трудились всю ночь. Они поднимали бронеплощадки, укладывали рельсы. Утром 49-й ОДБП вновь вышел на боевое задание.

9 июля 1943 года бронепоезд «Лунинец» снова открыл огонь по врагу. На юго-западной окраине поселка Поныри, в районе вокзала, он отразил десятки атак фашистов. Вместе с воинами 4-й гвардейской воздушно-десантной дивизии экипаж бронепоезда выполнил приказ командующего Центральным фронтом генерала армии К.К. Рокоссовского: «Понырей не сдавать!» Сутки экипаж бронепоезда не выходил из боя. Командующий бронетанковыми войсками 13-й армии генерал М.А. Королев через командира бронепоезда капитана Б.В. Шелохова объявил благодарность всему личному составу. В ходе боев в районе Понырей бойцы 49-го дивизиона уничтожили более 800 фашистских солдат и офицеров.

После разгрома гитлеровских армий на Курской дуге боевой путь бронепоезда лежал на Украину. 13 февраля 1944 года 49-й ОДБП под командованием капитана Д.М. Шевченко приказом Верховного Главнокомандующего был удостоен почетного звания «Шепетовский». В боях за Шепетовку экипажи бронепоездов произвели 56 огневых налетов, отразили 15 вражеских атак. Бронепоезда участвовали в освобождении Ченстохова, Петркува, Радома. Боевой путь дивизион закончил в Нижней Силезии, в городе Оппельне.

На заре железнодорожных войн

Идея о вооружении поездов буквально витала в воздухе с момента их появления в первой половине XIX века. Англичане и французы пытались проводить различные эксперименты с вооружением и бронированием (тогда это называлось блиндирование) вагонов. Но пионерами военно-железнодорожного дела стали австрийцы и американцы. И если австрийцам не удалось реализовать преимущества броневагонов в ходе осады венграми Вены в 1848 году, то американцы развернулись, как говорится, по полной.

Импровизированный бронепоезд времен Гражданской войны в США

В ходе Гражданской войны в США широко применялись вооруженные и блиндированные подручными средствами составы. Большая территория и развитая железнодорожная сеть благоприятствовали этому виду войны. Применялись не только прообразы бронепоездов, обильно обшитые стволами деревьев, бревнами или железом, а также укрепленные мешками с песком и землей. Дебютировала и железнодорожная тяжелая артиллерия, о которой мы расскажем отдельно. Интересно, что одним из пионеров применения бронепоездов и железнодорожных мортир стал наш соотечественник, полковник русской и бригадный генерал армии северян Иван Васильевич Турчанинов (Джон Бэзил Турчин) – образованнейший офицер и человек удивительной судьбы, который также заслуживает отдельного рассказа. Касаясь же нашей темы, можно сказать, что он с успехом применил вооруженные поезда и 13-дюймовые мортиры при осаде Питерсберга в 1864 году.

Бронепоезд британских войск в Египте во время Англо-египетской войны 1882 года

Следующей войной для «дедушек» бронепоездов стала Англо-бурская

Большая протяженность и исключительная важность железнодорожных коммуникаций сделали для британцев жизненной необходимостью их охрану. Буры часто нападали на незащищенные поезда, и британцы стали экспериментировать

Сначала бронировали стальными листами вагоны и локомотивы, а затем вооружали платформы уже появившимися пулеметами «Викерс» системы Максима, ставили полевые орудия и оборудовали места для стрелков. Опыт оказался настолько удачным, что весть о применении блиндированных поездов быстро разошлась по всем передовым армиям мира. А тем временем приближался конфликт, ставший дебютом настоящих сухопутных крепостей, – Первая мировая война.

«Безумный Макс» на железных дорогах Гражданской войны

Революционные события и начало Гражданской войны дали вторую жизнь уже было сброшенным со всех счетов стальным гигантам. Из рук в руки переходили построенные в ходе войны бронепоезда типа «Хунхуз» и «Генерал Анненков» («Генерал» вообще оказался в Финляндии, где прослужил до конца Великой Отечественной ).

Фронты Гражданской войны отличались большой протяжённостью и сильной зависимостью от железных дорог. Стороны пускали в ход всё, что могло называться бронепоездами, и активно строили эрзац-бронепоезда своими силами. Бывало, что за сутки на свежезахваченной станции гражданский состав менялся до неузнаваемости и в путь трогался экзотический бронированный и вооруженный монстр. Самоходные бронедрезины и поставленные на рельсы броневики – всё шло в ход.

Белогвардейский бронепоезд «Офицер»

Горячее противостояние иногда выливалось и в дуэли бронепоездов, как в случае с боем против красноармейского № 3, которым, кстати, командовала единственная в истории женщина-командир бронепоезда, эсерка-максималистка Л.Г.Мокиевская-Зубок. Девушка погибла, а красноармейский бронепоезд был захвачен. Затем «Офицер» повторил свой подвиг, захватив еще один красноармейский бронепоезд – «2-й Сибирский бронированный поезд». Бронепоезд белых «Единая Россия» и тот же «Офицер» даже смогли взять город Курск без поддержки других видов войск.

Пулеметчики бронепоезда чехословацкого корпуса«Orlik»

Свои бронепоезда имелись и у украинских формирований, и у анархистов-махновцев, и даже у чехословацкого корпуса был один – «Orlik». Бронепоезда сослужили большую службу Красной Армии и вернули себе право называться мощным, а иногда и решающим оружием в сухопутной войне. Между двумя войнами в нашей стране шло активное развитие бронепоездов, и к новой войне СССР подошел будучи отлично вооруженной стальными монстрами страной. Не отставали и другие участники Второй мировой.

Как устроен бронепоезд

Материальная часть отечественных бронепоездов обычно состояла из бронированного паровоза, двух-четырех бронеплощадок, площадок противовоздушной обороны и четырех (реже двух) контрольных платформ.


Советская бронедрезина Д-2. Использовалась как автономно, так и в составе бронепоездов.

Обычно бронепоезда водили паровозы серии О различных модификаций. Они были основными грузовыми паровозами 1920-х и могли вести состав массой до 700 т — вполне достаточно для бронепоезда. Бронирование паровоза составляло на разных бронепоездах от 10 до 20 мм. Бронепаровоз обычно располагался посередине бронепоезда за бронеплощадкой.

Бронеплощадка представляла собой усиленную четырехосную или двухосную железнодорожную платформу. Платформа имела стальной корпус и располагала одной или двумя артиллерийскими башнями. Артиллерийское вооружение этих башен было весьма различным. Бронепоезда вооружались 76-мм орудиями образца 1902 г., 76-мм орудиями образца 1926/27 гг., 107-мм орудиями и др.

Бронеплощадки в зависимости от калибра установленных на них орудий делились на легкие и тяжелые.

К началу Великой Отечественной войны Красная армия располагала несколькими типами легких бронеплощадок. Самыми новыми на момент начала войны считались бронеплощадки образца ПЛ-37 с толщиной брони 20 мм и артиллерийским вооружением из двух 76-мм пушек образца 1902/30г. и пулеметов. Боекомплект данной бронеплощадки составлял 560 снарядов и 28500 патронов к пулеметам. ПЛ-37 была усовершенствована по сравнению с ПЛ-35 и бронеплощадками более ранних годов постройки. Бронеплощадки ПЛ-37 были также более удобными для экипажа бронепоезда. Они располагали паровым отоплением, внутренним освещением и связью, имели под полом укладки для различного имущества.


«Илья Муромец» и «Козьма Минин» полностью оправдали возлагавшиеся на них надежды. В ходе войны данными ими были подавлены 42 артиллерийские и минометные батареи, сбито 14 самолетов, уничтожено 14 дотов, 94 пулеметные точки, эшелон и склад с боеприпасами, а также один вражеский бронепоезд. География участия этих бронепоездов в боях включала в себя не только территорию Советского Союза, но и Западной Европы.

В случае необходимости все бронеплощадки ПЛ-37 могли быть переведены на железные дороги с шириной колеи 1435 мм, то есть готовы к действиям в Западной Европе.

Тяжелые бронеплощадки имели на вооружении 107-мм орудия и пять пулеметов «Максим», а также достаточно мощное по сравнению с легкими бронеплощадками бронирование. Но к началу Великой Отечественной войны эти бронеплощадки считались уже устаревшими.

Следует отметить, что помимо непосредственно бронеплощадок и бронепаровоза бронепоезда имели в своем распоряжении так называемую базу. «База» служила для хозяйственных и служебных целей и состояла из 6−20 товарных и классных вагонов. В пути «база» крепилась к боевой части бронепоезда, а во время ведения боевых действий располагалась в тылу, на ближайшем железнодорожном перегоне. Обычно «база» имела вагон-штаб, вагон для боеприпасов, вагон для хранения запасов материально-технических средств, вагон-мастерскую, вагон-кухню, вагон-клуб и т. д.


Помимо бронепаровоза бронепоезд включал в себя бронеплощадки и вагоны «базы».

Литература

  • Амирханов Л. И. Броненосцы железных дорог. — СПб.: Остров, 2005. — 212 с. — ISBN 5-94500-001-9
  • Белые Бронепоезда в Гражданской Войне: Сборник / Ред.-сост. Г. Пернавский. — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — 608 с.
  • «Временный боевой устав броневых сил РККА, служба на полевых броневых поездах», 1925
  • Богданов В., Сорокин-Ражев Г. «Бронесилы» — М., 1926
  • Деревцов С., Пушкин А. «Справочник по броневому делу для командного состава РККА всех родов войск» — М.Л., 1927 * Зун В. А. «Броневые поезда и их боевая служба» — М.Л., 1930
  • Гладков П. «Тактика броневых частей» — М.Л., 1930
  • Дроговоз И. Г. «Крепости на колёсах. История бронепоездов» — Мн.: Харвест, 2002. — 352 с ISBN 985-13-0744-0
  • Ефимьев А. В., Манжосов А. Н., Сидоров П. Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне — / Ред. Е. Ю. Лемехова; Отв. за выпуск А. Н. Глонти.. — М.: Транспорт, 1992. — 248 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-277-01631-7. (в пер.)* Зун В. А. «Роль бронепоездов в современной войне». — Журнал «Механизация и моторизация армии» № 1, 1931
  • Зун В. А. «Бронепоезд в бою». — Журнал «Механизация и моторизация армии» № 1, 1931* Белые бронепоезда в Гражданской войне. Сборник / ред.-сост. Г. Пернавский. — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — 608 с. — (Имперский стяг). — 4100 экз. — ISBN 978-5-699-24849-0.
  • Каторин Ю. Ф. Уникальная и парадоксальная военная техника / Ю. Ф. Каторин, Н. Л. Волковский. — М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2007. — 590c.-(Арсенал) (о бронепоездах страницы 430—533) (вероятно было несколько изданий книги).
  • Коломиец М. Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны. — М.: Стратегия КМ, 2005. — 87 с. — (Фронтовая иллюстрация № 5 / 2005). — 2000 экз. — ISBN 5-901266-01-3.
  • Коломиец М. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг.. — М.: Стратегия КМ, 2007. — 379 с. — (Фронтовая иллюстрация / 2007).
  • Коломиец М. В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. — М.: Яуза, 2008. — 448 с. — (От двуглавого орла к красному знамени). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-27455-0.
  • Коломиец М. Бронепоезда Красной Армии 1930−1941 гг. — М.: Яуза, 2004.
  • Коломиец М. Бронепоезда Великой Отечественной «Сухопутные броненосцы» Красной Армии. — М.: Яуза, 2010.
  • Поцелуев В. А. Броненосцы железных дорог. Молодая гвардия 1982.
  • Проект боевого устава броневых сил РККА, Часть II, Книга 3. Боевое применение бронепоездов. — Госвоениздат, 1931
  • «Руководство по боевой подготовке бронесил РККА (бронепоезда)» — М., 1931
  • Советская военная энциклопедия. / ред. Н. В. Огарков. том 1. М., Воениздат, 1976 год;
  • Сотников Е. А. «Железные дороги мира из XIX в XXI век.» — М.: Транспорт, 1993. — 200 с ISBN 5-277-01050-5.
  • Под редакцией Н. С. Конарева. «Железнодорожники в Великой Отечественной войне —.» — М.: Транспорт, . — 591 с.
  • Шильбах К. «Тактика войск специального назначения и вспомогательных частей» — М.Л., 1930

Создание полно-масштабной модели броне вагона

Находим исторические данные бронепоезда .:

Создание полно-масштабной модели броневагона бронепоезд №13 “Туляк” – народное  название бронепоезда. Создан бронепоезд с официальным названием «Тульский рабочий» №13 в жатые сроки, когда фашистская  2-я  танковая группа «Гудериан» армии «Центр» с 5.10.1941 группа развернута во 2-ю танковую армию получившая  поражение под Москвой 26.12.1941г., вошла в Орел и догу на Москву пролегала через Тулу.

27 октября 1941 года «Тульский рабочий» под командованием ст.лейтинанта Клюева С.Л. покинул территорию депо, где в строительстве бронепоезда активное участие принимал коллектив машиностроительного завода «Желдормаш» (тогда – завод НКПС) и встал на оборону станции Тула-1 а также отражал от налетов вражеской авиации станции Хомяково, Ревякино, прикрывал железнодорожный мост через речку Упу, а при эвакуации тульских заводов стоял в районе Ряжского железнодорожного вокзала.

В декабре 41 года бронепоезд «Туляк» отправлен на Юго-Западный фронт на станцию Белый Колодезь северо-восточнее Харькова, где участвовал в боях, отражал воздушные атаки вражеских бомбардировщиках с помощью зенитной артиллерии.

В начале апреля 42 года бронепоезд «Тульский рабочий» вошел в состав 60-го отдельного дивизиона бронепоездов под командованием капитаном Есеным и стал состоять из трех бронепоездов под номерами №2, №13, №15.

Тульский рабочий  закончил свой славный боевой путь в Тамбовской области.

Берем подходящий крытый вагон и раскраиваем компоновку металла и оборудования

Отправка в составе в город герой Тула.

Музейный комплекс на станции Тула-1.

Как то так.

https://youtube.com/watch?v=videoseries

Предназначение единиц подвижного состава

  • Бронепаровоз или бронетепловоз — для передвижения бронепоезда в условиях боевых действий. Бронепаровозы оборудовались на базе серийных паровозов, имевших низкую осевую нагрузку (с тем чтобы избежать значительного превышения осевой нагрузки после бронирования) и низкий силуэт (для уменьшения площади бронепаровоза как мишени). Бронетепловозы строились на базе серийных тепловозов, но изначально тепловозы на заводах-изготовителях модернизировались и получали бронирование.
  • Бронетендер — бронированный вагон с запасом угля для паровоза.
  • «Чёрный» паровоз — мощный небронированный паровоз для быстрого передвижения бронепоезда вне зоны боевых действий. В боевых действиях «чёрные» паровозы не участвовали, отцеплялись и ждали со своим составом (штаб) бронепоезд на ближайшей станции или на перегоне, в состав изделия не входили, входили в состав формирования.
  • Броневагоны (Бронеплощадки) — для борьбы средствами имеющегося вооружения с боевой техникой и живой силой противника.
  • Вагон управления — часто с командирской башенкой, впоследствии радиофицированный. Местонахождение командира бронепоезда, осуществляющего управление движением и огнём бронепоезда.
  • Бронированные десантные вагоны — вагоны, специально оборудованные для местонахождения десанта, используемого для захвата станций и иных ключевых точек на пути движения бронепоезда. Обычно оснащались легкопулеметным вооружением и бойницами для стрельбы из личного оружия десанта. При отсутствии подобных вагонов или иных случаях десант размещали на контрольных платформах.
  • Контрольные платформы — обычные железнодорожные платформы, используемые для обнаружения минирования железнодорожного пути. Кроме того, платформы обычно перевозили путевой инструмент, рельсы, шпалы, рельсовые крепления — для ремонта железнодорожного пути, повреждённого при взрыве или обстреле. Во многих случаях контрольные платформы использовались для размещения десанта и/или наблюдателей, для этого их блиндировали на высоту около 40 см и оснащали бойницами для стрельбы из личного оружия десанта. источник

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

После войны

Годы шли, и на вооружении армий мира совсем не осталось былых стальных монстров, занявших почетные места в музеях. Если бы не одно событие. Советско-китайские отношения резко осложнились в 60-е годы, вслед за конфликтом на о. Даманском. Обстановка могла ухудшиться, и руководство Советской армии заказало Харьковскому заводу тяжелого машиностроения четыре бронепоезда БП-1. Чтобы контролировать большие и протяженные пространства Сибири и границы с КНР, был построен современный и хорошо вооруженный бронепоезд: десант, самодвижущиеся и по рельсам, и по обычным дорогам БТР, даже танки (включая плавающие), мощное артиллерийское и зенитное вооружение. БП-1 стал вершиной в эволюции бронепоездов. Кстати, подобные ему конструкции применялись и в XXI веке в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе. И сейчас два бронепоезда железнодорожных войск России, наследника БП-1, стоят на вооружении в нашей стране.

Современный российский бронепоезд

Конечно, есть ещё и окутанные ореолом тайны БЖРК – замаскированные под обычный поезд пусковые установки ядерных межконтинентальных баллистических ракет, но это уже совсем другая история. Главное, что бронепоезда, стальные монстры сухопутных сражений, оказали большое влияние на ведение войн, особенно в первой половине XX века, а их основным эксплуатантом, так уж вышло, была наша страна. Поэтому, смотря в музеях на грозные тела тяжелых и мощных наших бронепоездов, следует помнить: они достойны нашего внимания не меньше, чем легендарная «тридцатьчетверка».

Бронепоезд НКВД вступает в бой

Кроме бронепоездов Красной армии в годы Великой Отечественной войны сражались с врагом также бронепоезда, находившиеся в распоряжении внутренних войск НКВД. Эти бронепоезда обычно воевали не в составе дивизионов, а самостоятельно. В качестве примера можно привести действия бронепоезда внутренних войск НКВД №46 на Закавказском фронте.

Только с 30 августа по 6 сентября 1942 года этот бронепоезд произвел девять огневых налетов и выпустил 337 снарядов. В результате огня бронепоезда немцы понесли существенный урон. Были подбиты танк, бронемашина, уничтожен станковый пулемет, три наблюдательных пункта. С помощью огня бронепоезда советские войска смогли занять разъезд «Тепловодный», заставив немцев отступить. За этот период бронепоезд шесть раз подвергался минометному и артиллерийскому обстрелу, однако добиться прямых попаданий немцы так и не смогли.


Германский вермахт также использовал бронепоезда на Восточном фронте. Иногда они вступали в дуэли с совтскими бронепоездами. На фото — советские солдаты осматривают поверженный гитлеровский бронпоезд в освобожденном Гомеле (ноябрь 1943 года).

10 сентября бронепоезд № 46 поддерживал своим огнем наступление 10-го гвардейского стрелкового корпуса на хутор Первомайский. В течение дня бронепоезд произвел пять огневых налетов, в ходе которых были уничтожены бронемашина, три минометные батареи и штаб противника. Кроме того, огнем бронепоезда было также подбито шесть танков и две бронемашины. Благодаря поддержке бронепоезда советским пехотинцам удалось к концу дня занять хутор Первомайский и станцию Терек.

Всего же в период с 24 августа по 29 ноября 1942 года бронепоезд №46 на Закавказском фронте произвел 47 огневых налетов. В результате его действий были уничтожены 17 танков, 26 автомобилей, шесть бронемашин, четыре минометные и две артиллерийские батареи, одно орудие, шесть мотоциклов и большое количество пехоты противника. Кроме того, огнем бронепоезда был подавлен огонь шести минометных и двух артиллерийских батарей, а также двух отдельных орудий и 18 пулеметов. За боевые действия на Северном Кавказе бронепоезд был награжден орденом Красного Знамени.

Бронепоезд времен Второй мировой войны «Козьма Минин»

Наиболее удачную конструкцию имел бронепоезд «Козьма Минин», построенный в феврале 1942 года в вагонном депо города Горький (ныне Нижний Новгород).

В боевую часть этого бронепоезда входили: бронепаровоз, 2 крытые бронеплощадки, 2 открытые артиллерийские бронеплощадки и 4 двухосные контрольные платформы. Каждая крытая бронеплощадка была вооружена двумя 76,2-мм пушками, установленными в башнях от танков Т-34. Кроме спаренных с этими пушками 7,62-мм пулеметами ДТ бронеплощадки имели по четыре 7,62-мм станковых пулемета «Максим» в шаровых опорах в бортах. Открытые артиллерийские площадки были разделены по длине на три отсека. В переднем и заднем отсеках были установлены 37-мм зенитные пушки, а в центральном отсеке находилась пусковая установка реактивных снарядов М-8. Толщина боковой брони бронеплощадок составляла 45 мм, крытые бронеплощадки имели верхнюю броню толщиной 20 мм. Защищенный броней толщиной 30-45 мм бронепаровоз использовался в качестве тяги только в боевых условиях. В походе и на маневрах использовался обычный паровоз.

На тендере бронепаровоза была оборудована командирская рубка, соединенная с будкой машиниста бронированной дверью. Из этой рубки командир бронепоезда управлял действиями бронеплощадок с помощью телефонной связи. Для внешней связи в его распоряжении имелась радиостанция дальнего действия РСМ. Благодаря наличию четырех длинноствольных 76,2-мм пушек Ф-32 бронепоезд мог обеспечить высокую концентрацию артиллерийского огня и вести прицельную стрельбу на дальность до 12 км, а пусковые установки М-8 позволяли ему успешно поражать живую силу и технику противника.

Бронепоезд «Балтиец»

3 июля 1941 года на митинге в Лениград-Балтийском электродепо было принято решение построить своими силами бронепоезд, использовав для этого паровоз Оп-7599 и 2 четырехосные платформы грузоподъемностью 60 тонн. Стальной прокат для обшивки паровоза поставил Ижорский завод.

Бронепоезд был вооружен шестью 76-мм орудиями, двумя 120-мм минометами и 16 пулеметами. 4 из них крупнокалиберные. Название бронепоезду – «Балтиец» — дали сами рабочие. Команда бронепоезда была сформирована из добровольцев-железнодорожников электродепо и кадровых артиллеристов.

С осени 1941 года бронепоезд «Балтиец» стоял на защите рубежей Ленинграда. Он мог вести огонь с пятнадцати огневых позиций в различных секторах фронта. С позиции Мяглово-Горы — по Мге; из Угольной гавани — по Сосновой Поляне и Стрельне; из Предпортовой – по Урицку, Красному Селу, Вороньей Горе; с позиций Левашово, Белоостров, Осельки, Васкелово – в район за Лемболово – Орехово.

Крупносерийная крепость Танк Т-34

Конструктор: М.И. Кошкин Произведено за годы войны: более 35 000 экземпляров

Пожалуй, самый общепризнанный символ победы — это легендарная «тридцатьчетверка», самый массовый танк в мире. Огромные масштабы производства стали возможны благодаря высочайшей технологичности конструкции танка, процесс изготовления которого оттачивался в течение всей войны. Именно в производстве Т-34 была впервые применена автоматизированная сварка бронелистов. К концу войны (после установки новой башни с 85-мм пушкой) танк определенно исчерпал весь ресурс модернизации, но даже тогда производство более современных машин было невыгодно, ибо Т-34 брал численным преимуществом.

Оружие
История боевых слонов: как использовали животных на поле битвы


Легендарный Т-34

В наше время нередко сравнивают два самых знаменитых танка — советский Т-34 и немецкий Pz. VI «Tiger». Спорящие стороны приводят немало доводов в пользу каждой из этих машин. На самом деле сравнивать эти танки несправедливо, поскольку это были машины разных «весовых категорий», выполнявшие на поле боя разные задачи. «Тридцатьчетверка» предназначалась прежде всего для поддержки атакующей пехоты. Ее 76-мм пушка Ф-34 имела ограниченные возможности против тяжелых танков, зато замечательно справлялась с легкобронированными целями, расчетами противотанковых пушек и пехотой. Осколочный выстрел из Ф-34 был гораздо эффективнее аналогичного у пушки KwK36. L/56, установленной на «Тигре», орудие которого предназначалось в первую очередь для поражения бронетехники. По сути, «Тигр» был высокотехнологичным «противотанковым» орудием, превосходившим не только по характеристикам, но и по стоимости многие специальные САУ — «истребители танков». Таким образом, Tiger было бы справедливо сравнивать с советскими тяжелыми танками КВ-85 и ИС-2. Как показал опыт войны, при сопоставимой защите и огневой мощи наши танки выигрывали в подвижности и неприхотливости, в то время как немецкие машины имели лучшую оптику и гораздо более высокое качество изготовления.

Полвека расцвета бронепоездов

Первая мировая должна была стать триумфом бронепоездов как воплощения бурно развивающейся техники. Более мощные локомотивы, катаная броневая сталь, хорошие пулеметы и вращающиеся на 360 градусов артиллерийские башни. Казалось, что так мощно вооруженные гиганты обязательно проявят себя в новой, технологичной войне.

Английский бронепоезд времен Англо-бурской войны

Но не тут-то было. Новый конфликт быстро перетек в позиционную фазу. Бронепоездам, пусть самым современным, негде было развернуться, а таранить вражеские позиции, даже и на хорошо защищенном составе, было бы самоубийством. Впрочем, наши соотечественники пробовали и такой тип атаки. 24 сентября 1915 года русский бронепоезд атаковал австрийские позиции в лоб у станции Рудочка. Поначалу ему сопутствовала удача, но после разрушения путей и расхода боеприпасов экипаж поручика Крапивникова был вынужден покинуть поезд. Отличился и другой бронепоезд, «Генерал Анненков», участвовавший в Брусиловском прорыве.

Русский бронепоезд типа «Хунхуз»

Всего же в русской армии воевало 15 бронепоездов из которых потеряно всего 2. Остальные участники Первой мировой войны хотя и имели бронепоезда, но почти не использовали их, кроме разве что Турции, ограниченно применявшей бронепоезда по аналогии с британцами для охраны путей снабжения войск на Ближнем Востоке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector