3 д ньюс
Содержание:
Особый акцент
В ближайшие годы существенную поддержку получат такие направления, как искусственный интеллект, сети 5G, инновационные медицинские технологии и другие разработки, отмечается в исследовании АСИ и ВШЭ. Цифровые технологии стали основой широкого спектра инструментов по борьбе с распространением вируса COVID-19 и его экономическими последствиями, подчеркивают авторы документа.
По их словам, за несколько месяцев пандемии сформировалось новое направление применения таких технологий — CovidTech. Мониторинг зарубежных цифровых инструментов показал, что, например, в пик пандемии системы отслеживания и контроля перемещений были ключевыми рычагами в борьбе с вирусом. Вместе с тем на фоне опасений из-за возможности второй волны есть потребность в новых форматах обеспечения безопасности здоровья граждан. В Китае уже есть примеры трансформации приложений для отслеживания и диагностики вируса в сервисы ведения медицинского профиля населения.
Параллельно цифровые разработки были востребованы в сферах диагностики и телемедицины, дистанционного образования и работы, информирования граждан и их социальной поддержки. Например, в ЕС запустили образовательную платформу на 23 языках с учебными и справочными материалами, а также онлайн-курсами. В Италии открыли портал для отображения на карте людей, нуждающихся в чем-либо, и волонтеров, готовых помочь гражданам в конкретных регионах. Кроме того, возросли формы технологического сотрудничества между бизнесом, государством и наукой.
Между тем, авторы исследования отмечают, что в России коронакризис показал «зрелость» отрасли информационных технологий, включая ее инфраструктурную составляющую, и способность мобилизовать необходимые ресурсы.
— Потенциал российских разработок в сфере борьбы с коронавирусом довольно высокий. Так, в рамках Национальной технологической инициативы было представлено несколько десятков таких проектов. Например, браслет производства «Хилби» для дистанционного мониторинга людей, находящихся на карантине, или «умные» очки для персонала медицинских учреждений от «ЛАНИТ-Интеграция», которые позволят врачам удаленно взаимодействовать друг с другом в режиме реального времени, имея при этом свободные руки, — отметили в пресс-службе АСИ.
По мере спада пандемии ведущие страны разрабатывают планы по финансовой поддержке цифровых проектов, подчеркивается в исследовании. В Германии приняли программу по выходу из кризиса на €50 млрд, основной фокус которой — развитие новых технологий в разных областях. За шесть лет Китай планирует инвестировать около $1,4 трлн в искусственный интеллект, беспилотные автомобили и сети 5G.
Показатели других национальных целей
Текстом указа определено пять целей, и в этом списке цифровая трансформация находится на последней строчке. Остальные четыре цели – это сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.
Для каждой из национальных целей, перечисленных в подписанном Путиным указе, предусмотрено от четырех до шести показателей. Так для цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» существует четыре показателя – обеспечение устойчивого роста численности населения России, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 г. и увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70%.
Цель «Возможности для самореализации и развития талантов» включает шесть показателей. Среди них есть: вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, обеспечение присутствия России в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, а также создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Оставшиеся два показателя – это увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью до 15% и увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 г.
В рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» представлены следующие показатели: улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн м2 в год;
улучшение качества городской среды в полтора раза; обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях на уровне не менее 85%; создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100% и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза; снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза; ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое.
Цель «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» включает показатели: обеспечение темпа роста ВВП выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности; обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции; реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 г.; реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70% по сравнению с показателем 2020 г.; увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек;
Минкомсвязи надеялось на лучшее
В Минкомсвязи еще в начале ноября 2019 г. полагали, что
результаты года для «Цифровой экономики» будут менее плачевными и собирались к
концу декабря довести уровень исполнения бюджета нацпроекта до 95,7%. Пресс-секретарь
министерства Евгений Новиков заявлял
тогда, что низкий уровень исполнения бюджета объясняется сложной системой
управления «Цифровой экономики».
По словам Новикова, ее специфика предполагает внесение
множества изменений. «Их согласование затягивается из-за сложной системы
управления нацпрограммой: ее равноправным участником является бизнес в лице АНО
“Цифровая экономика”. Зато ни одно решение в этой сфере не принимается без
участия бизнеса», — отметил он.
К концу ноября 2019 г. в Министерстве несколько
скорректировали свои планы, разместив на сайте новость об участии главы
министерства Константина Носкова в
отраслевом мероприятии, на котором министр прогнозировал 85-процентное
исполнение бюджета к концу года.
Бюджет «Цифровой экономики»
Программа «Цифровая экономика» была утверждена правительством летом 2017
г., а в мае 2018 г. ее трансформировали в национальную программу. В нее входит
шесть федеральных проектов: «Цифровое государственное управление», «Цифровые
технологии», «Нормативное регулирование цифровой среды», «Кадры для цифровой
экономики», «Информационная инфраструктура» и «Информационная безопасность».
Изначально на «Цифровую экономику» за период 2018-2021 гг. планировалось
потратить 520 млрд руб., из которых 170 млрд руб. должен был выделить
федеральный бюджет, а 350 млрд руб. — внебюджетные источники. Однако когда она
стала нацпрограммой, бюджет был увеличен до 2,79 трлн руб., из которых
1,267 трлн руб. должен был выделить федеральный бюджет, 1,524 трлн руб. —
внебюджетные источники.
Позднее был представлен уточненный вариант национальной программы «Цифровая
экономика». В нем общий объем расходов увеличился до 3,54 трлн руб. В том числе
расходы федерального бюджета увеличились до 2,015 трлн руб. Рост затрат был
связан с включением в федеральный проект «Цифровое государственное управление»
расходов на информатизацию федеральных органов власти и на развитие системы
паспортно-визовых документов нового типа «Мир», уже заложенных в федеральном
бюджете. По некоторым другим проектом расходы были урезаны.
В феврале 2019 г. была опубликована правительственная презентация, из
которой следует, что расходы нацпрограммы «Цифровая экономика» сократили более чем в два раза — до 1,6
трлн руб. Наибольшему сокращению подверглись федеральные проекты «Цифровые
технологии» и «Цифровое государственное управление» — в совокупности расходы по
ним уменьшились на 1,87 трлн руб.
- Короткая ссылка
- Распечатать
Курс к цифре
В ближайшее время юрисдикция России станет одной из самых привлекательных в мире для развития информационных технологий, заявил «Известиям» замглавы Минкомсвязи Максим Паршин. По его словам, взят курс на создание беспрецедентных условий для IT-компаний, что говорит о приоритете отрасли цифровых технологий. В июне президент Владимир Путин объявил о снижении налога на прибыль с 20% до 3% и ставки страховых взносов до 7,6% для таких компаний. В пресс-службе ведомства добавили, что нововведения вступят в силу с 2021 года и на бессрочный период.
По оценкам экспертов ВШЭ, внедряемые налоговые стимулы для IT-отрасли, показатели которой также были скорректированы пандемией, могут ускорить ее рост, увеличить экспорт компьютерных и информационных услуг и минимизировать присутствие на внутреннем рынке импортных технологических решений. Пересмотр в дальнейшем приоритетов поддержки в пользу высокотехнологичных отраслей и инновационных решений позволит IT-сфере не только опережать по динамике ВВП страны, но и форсировать цифровизацию других секторов экономики. По мере развития эта отрасль вместе с другими сможет противостоять экономических вызовам и проблемам, уверены там.
По словам директора департамента индустриальных программ Сколковского института Дмитрия Каталевского, в России цифровые решения находятся на высоком уровне развития. Технологии есть, впереди их массовое внедрение и распространение. Например, один из резидентов Сколково разрабатывает специализированную информационную систему для раннего отслеживания и предупреждения инфекционных заболеваний. Опыт Южной Кореи, которая быстро выявляла и отслеживала очаги COVID-19 показателен, добавил он.
Россия — одна из прогрессивных стран с точки зрения цифровизации как на уровне государства, так и в бизнесе, согласилась эксперт РАНХиГС Стелла Святская. По ее словам, банковская отрасль, ритейл, электронная коммерция — это лишь малая часть сфер, где отечественные компании уверенно показывают технологичное лидерство. В части госуслуг полностью оцифрованный процесс сбора налогов и штрафов, а также возможность оформить любые документы и справки онлайн — яркое тому доказательство.
Ускорить развитие IT-отрасли прежде всего нужно системной законодательной работой, считает Дмитрий Каталевский. Технологии развиваются быстро и государство не успевает за ними угнаться, на качественную регуляторику — огромный спрос. Например, применение цифровых систем в медицине сдерживается рядом пока еще не определенных законодательством правовых моментов. Также есть проблема разрозненности цифрового пространства в РФ и отсутствие интеграции между институтами. По мнению Стеллы Святской, лучший способ форсировать развитие отрасли — не мешать предпринимателям, предоставив налоговые льготы и преференции, а также снизив ставки по кредитам.